Наиболее распространенные экзамены при поступлении:
- Русский язык
- Математика (базовый уровень)
- Химия - профильный предмет, по выбору вуза
- Физика - по выбору вуза
- Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - по выбору вуза
А также возможны экзаменационные испытания по биологии (на усмотрение вуза).
Существует несколько форм обучения: очная, очно-заочная, заочная.
Срок обучения составит 5 лет.
Описание специальности
Исследование химических процессов, выявление закономерностей их протекания, способы управления ими — это и есть области профессиональной деятельности студентов «фундаментальной и прикладной химии».
Основные виды профессиональной деятельности:
- педагогическая,
- научно-исследовательская,
- проектная,
- научно-производственная.
Предусмотрена учебная и химико-технологическая практика, которая проводится в лабораториях учебного заведения и на химических предприятиях.
Основная задача обучения — это формирование у студентов химического мышления, которое характеризуется знанием особенностей химической формы организации материи, умением ставить эксперименты, способностью определять взаимосвязи между химическими системами и пониманием условий их функционирования.
Изучаемые предметы
- общая химия,
- химическая связь и строение молекул,
- неорганическая химия,
- высокомолекулярные соединения,
- органическая химия,
- физическая химия,
- химические основы биологических процессов,
- математика,
- коллоидная химия,
- аналитическая химия,
- кристаллохимия,
- информатика,
- физика,
- химическая технология,
- основы химической термодинамики.
Специалисты изучают иностранный язык в течение четырех лет.
Дисциплин, направленных на изучение химии, достаточно много:
- аналитическая химия,
- физическая химия,
- коллоидная химия,
- органическая и неорганическая химия,
- кристаллохимия.
Также студенты изучают высокомолекулярные соединения.
Навыки и умения, приобретаемые в ходе подготовки
Выпускники способны использовать базовые знания, полученные в ходе обучения, в своей профессиональной деятельности. Специалисты хорошо знакомы с информатикой, имеют навыки использования программных средств, умеют создавать базы данных и использовать ресурсы глобальной сети.
Студенты смогут:
- заниматься исследованием химических процессов;
- исследовать состав веществ, их строение и свойства;
- ставить и решать задачи в области химии;
- анализировать результаты опытов и экспериментов;
- подготавливать отчеты и публикации в области исследовательской деятельности;
- преподавать в различных учебных заведениях (школах, колледжах, вузах).
Выпускники будут знать принципы работы современной научной аппаратуры и смогут ей пользоваться. Они будут владеть современными компьютерными технологиями, которые нужны для обработки результатов, полученных в ходе научных экспериментов. Научатся владеть синтетическим и аналитическим методами исследования.
Специалисты получат теоретическую базу данных в области экологической химии и будут готовы применять свои знания в различных сферах современной жизни. Они смогут оценивать экологические риски на предприятиях и анализировать экологическую ситуацию в целом.
Будущая профессия
Основные профессии — это химик и химик-технолог.
Выпускники способны заниматься научной деятельностью:
- изучать химические процессы,
- ставить опыты,
- проводить эксперименты.
Можно стать прикладным специалистом: создавать новые материалы и химические технологии. Затем следить за их качеством, занимая при этом должность химика-технолога.
Специалисты могут применить свои знания и способности на косметическом, фармацевтическом и химическом производствах.
Также есть возможность построить свою карьеру в научно-исследовательской области.
"Фундаментальная и прикладная химия" - специальность высшего образования, квалификация - химик, преподаватель химии (040501). Обзор специальности: экзамены, сроки обучения, изучаемые предметы, будущая профессия, отзывы и подходящие вузы.
Какие профессии существуют в сфере химических технологий? Об этом и не только будет рассказано в данной статье.
Специальность "химическая технология" - что это такое?
Химия объединяет большое количество самых различных специалистов. Это ученые, технологи, преподаватели, лаборанты и многие другие профессионалы. Без химии просто невозможно представить ни одного современного технологического устройства. Практически все окружающее нас оборудование так или иначе связано с этой наукой. Многие люди, в особенности школьники, абитуриенты или студенты, задаются вопросом о том, куда можно устроиться трудиться, кем работать. Химическая технология предполагает множество самых разных вариантов. Сюда относится, например, пищевая выпускающие разного рода продукцию заводы и многие другие предприятия.
На самом деле человек, выбравший своим направлением химию, совершенно точно найдет, куда устроиться работать. Та же специальность "химическая технология" включает в себя много направлений и подвидов. Об основных профессиях в этой сфере будет рассказано далее. Итак, информация для тех, кто выбрал направление "химическая технология".
Кем работать?
Зарплата и общее количество обязанностей - вот два основных критерия, интересующие абитуриентов больше всего. Что можно рассказать о представленной профессиональной сфере? Какие здесь существуют виды работ?
Специальность включает в себя два основных направления: практическое и теоретическое. Что можно рассказать о первом? Сюда относятся, как правило, работники производственных предприятий. Это аналитики (речь идет о специалистах по контролю над качеством производимой продукции) и прочие лица.
В обязанности этих профессионалов входит исследование состава сырья, выявление брака, работа с разного рода синтетическими волокнами, удобрениями и т.д. Химики-технологи могут работать на металлургических комбинатах, в нефтяной или газовой сфере, в медицинских организациях и т.д.
А чем занимаются теоретики? Они развивают науку и двигают технологии вперед. Место работы теоретиков - лаборатория, университет (факультет химической технологии) и прочие научно-исследовательские учреждения.
К вопросу о зарплате нельзя подойти с однозначных позиций. Естественно, зависит многое от того, где именно работает специалист, в каком регионе и т.д. Однако совершенно точно нельзя сказать, что специалисты в сфере химии получают мало. Вот некоторые данные о средних доходах химиков-технологов в России:
- 41% вакансий с рабочими местами на производстве с зарплатой от 35 до 45 тыс. рублей;
- 31% вакансий с рабочими местами (в практической сфере) с зарплатами от 45 до 80 тыс. рублей;
- вакансии в научно-исследовательских центрах с зарплатами от 40 до 50 тыс. рублей.
При этом самыми высокооплачиваемыми считаются рабочие места в Москве и Санкт-Петербурге.
Необходимые для работы качества
Это особенная, сложная и непростая сфера. Именно поэтому нельзя не упомянуть о качествах и чертах характера, которыми должен обладать соответствующий специалист.
Стоит также отметить, что вопрос о том, какой тип личности должен иметь профессионал, несомненно, важнее, чем вопрос, где и кем работать. Химическая технология - специальность, предполагающая следующие качества работника:
- Увлеченность. Нет ничего хуже, если работник не увлечен своей работой и трудится только за деньги. Химик-технолог, а тем более научный сотрудник, должен любить и уважать ту среду, в которой он работает.
- Аналитический способность систематизировать и анализировать знания.
- Высокая работоспособность. Стоит отметить, что осуществляемые работы в рассматриваемой сфере очень кропотливы и сложны (причем независимо от того, кем работать). Химическая технология - специальность не для всех. Сюда могут идти только очень трудолюбивые, спокойные и стрессоустойчивые личности.
Стоит также сказать, что работнику понадобятся хорошая память, развитая ручная моторика, отличное зрение, обоняние и многое другое.
Необходимые для работы навыки
Безусловно, отменные качества личности для работы важны. А что можно сказать о знаниях и навыках, необходимых для качественного осуществления работы?
Сюда можно отнести:
- Общие знания всего основного курса химии (однако, если специалист трудится в узкоспециализированной среде, то нужны будут и знания по некоторым другим дисциплинам и наукам).
- Умение грамотно, качественно и безопасно проводить опыты и исследования.
- Способность постоянно пополнять свои знания и подтверждать их на специальных курсах повышения квалификации.
Безусловно, выше были названы лишь самые основные и обобщенные моменты. Если необходимо узнать что-то более подробно о какой-либо узкой сфере, придется обратиться к специальным должностным инструкциям и прочим документам; они же и дадут ответ на вопрос, кем работать.
Химическая технология: обучение
Вузы предоставляют самые разные варианты образования по специальностям. Так, помимо простого направления "химия", существуют еще и такие виды, как "химическая технология и биотехнология", "химическая защита", "аналитический контроль над качеством химических соединений" и многое другое.
Какие именно учебные учреждения предоставляют возможность получить образование по рассматриваемым специальностям? Можно выделить такие вузы России:
- МГУ им. Ломоносова;
- Российский химико-технологический факультет;
- нефти и газа и многие другие учебные заведения.
Таким образом, выше было рассказано обо всех самых основных моментах относительно специальности "химическая технология". Кем работать, зарплата и доходы работников, обучение - все подобные тезисы были раскрыты выше.
Цель программы
Программа призвана дать необходимы навыки для успешной работы в современной научной среде сформировать общекультурные и профессиональные компетенции выпускников-магистров, необходимых для осуществления профессиональной деятельности химика в областях научно-исследовательской, научно-педагогической, производственно-технологической, организационно-управленческой, связанной с использованием химических явлений и процессов. Обязательная часть программы включает в себя фундаментальную подготовку по химии и активную научно-исследовательскую работу.
Конкурентные преимущества программы
Программа охватывает области знаний органической химии, физической химии, неорганической химии. Упор сделан на подготовку специалистов, способных решать задачи как научно-исследовательской, так и производственно-технологической деятельности. Программа обучения предполагает углубленную фундаментальную подготовку в выбранной области подготовки и активную научно-исследовательскую работу.
Основные изучаемые специальные дисциплины
В ходе обучения по программе студенты изучают следующие дисциплины:
Первый год обучения:
- Философские проблемы химии, включая модуль "Основы применения результатов космической деятельности в интересах развития национальных экономик»
- Иностранный язык в профессиональной деятельности магистра
-
- Органическая химия
- Неорганическая химия
- Физическая химия
Второй год обучения:
- Актуальные задачи современной химии
- Блок дисциплин по выбору специализации:
- Органическая химия
- Неорганическая химия
- Физическая химия
В течение всего периода обучения студенты-магистры проводят научные исследования по актуальным направлениям фармации и проходят научно-исследовательскую практику в лабораториях и контрольно-аналитических центрах. Обучение завершается защитой магистерской диссертации.
Стажировки и практики
Педагогическая и научно-исследовательские практики - реальные возможности для студентов опробовать себя в качестве преподавателей и химиков-исследователей. Выпускающими кафедрами по данной программе являются кафедра физической и коллоидной химии, кафедра органической химии, кафедра неорганической химии факультета физико-математических и естественных наук РУДН. Практические занятия и научные исследования проводятся в учебных и исследовательских лабораториях выпускающих кафедр, оснащенных современным приборным и аналитическим оборудованием. Для выполнения научных работ и исследования на факультете созданы научные центры Объединенного института химических исследований:
- Научный центр Кристаллохимия и структурный анализ,
- Научный центр Кластер направленного синтеза природных соединений,
- Научный центр Органического синтеза в условиях микроволновой активации.
Студенты магистерской программы активно участвуют в работах по научным грантам. Имеются возможности международного сотрудничества и обучения за рубежом.
Карьера и трудоустройство
Выпускники магистратуры данного профиля подготовки могут работать в отделах контроля качества фармацевтических предприятий, в центрах и контрольно-аналитических лабораториях, где проводятся исследования лекарственных средств, фитопрепаратов, биологически активных веществ для выявления несоответствий стандартам качества. Сфера деятельности выпускников будет распространяться также на научно-исследовательские институты и фармацевтические фирмы, занимающиеся разработкой и внедрением новых лекарственных препаратов.
Полученные знания могут найти также применение в экологии, аграрном секторе, в области переработки и сертификации пищевых и лекарственных растений
Кроме того, химик со степенью магистра может заниматься преподаванием в школе, вузе или колледже.
Выпускники программы обладают следующими компетенциями
общенаучными, социально-личностными и специальными (профессионально-ориетированными). Выпускники программы владеют теорией и навыками практической работы в избранной области химии (в соответствии с темой магистерской диссертации); могут анализировать научную литературу с целью выбора направления исследования по предлагаемой научным руководителем теме литературу и самостоятельно составлять план исследования; способны анализировать полученные результаты, делать необходимые выводы и формулировать предложения; умеют профессионально участвовать в научных дискуссиях; представляют полученные в исследованиях результаты в виде отчетов и научных публикаций.
Кроме компетенций образовательного стандарта выпускники программы получают более специализированные знания, умения и навыки, полезные для выполнения трудовых функций: педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель); специалист по контролю качества, научного работника.
Объекты профессиональной деятельности выпускников
Объектами профессиональной деятельности выпускников программы являются:
химические элементы, простые молекулы и сложные соединения в различном агрегатном состоянии (неорганические и органические вещества и материалы на их основе), полученные в результате химического синтеза (лабораторного, промышленного) или выделенные из природных объектов.
Тематики научных исследований
Научные исследования в рамках данной программы возможно по следующим примерным темам:
- Синтез 2-алкилтиеноизоиндол-4-карбоновых кислот и их декарбоксилированных аналогов.
- Синтез 1-этинил-1-ароилизохинолинов и изучение их реакций с ативированными алкинами.
- Синтез и особенности восстановления ортованадатов редкоземельных элементов.
- Получение и свойства сорбентов на основе углерода и диоксида циркония с золотом и серебром.
Инфраструктура
- современные химические лаборатории, оснащенные всем необходимым для проведения учебного процесса, расположенные в корпусе факультета физико-математических и естественных наук;
- компьютерные (дисплейные) классы;
- аудитории, оснащенные мультимедийным оборудованием, в том числе для проведения видеоконференций;
- доступ к беспроводной сети Интернет (Wi-Fi)
- учебно-научный информационный библиотечный центр с доступом к электронным базам данных;
- студенческие кафе и столовые.
Внеучебная жизнь
Студенты, обучающиеся на программе, имеют возможность принимать участие в предметных олимпиадах и конкурсах различной направленности, международных и всероссийских научно-практических конференциях, лекториях и мастер-классах ведущих мировых и российских ученых и представителей работодателей, в научно-исследовательских проектах выпускающих кафедр факультета. Организация экскурсий в профильные научно-исследовательские институты.
Информация по специальности
Кафедра органической химии химико-технологического факультета готовит дипломированных специалистов по специальности 04.05.01 «Фундаментальная и прикладная химия», специализации «Органическая химия» и «Фармацевтическая химия». Коллектив кафедры - высококвалифицированные преподаватели и научные сотрудники: 5 докторов наук и 12 кандидатов химических наук.
Профессиональная деятельность выпускников
Выпускники готовятся к следующим видам профессиональной деятельности: научно-исследовательской, научно-производственной, педагогической, проектной и организационно-управленческой. Специалист-химик специальности «Фундаментальная и прикладная химия» будет готов решать следующие профессиональные задачи: планирование и постановка работы, которая включает исследование состава, строения и свойств веществ и химических процессов, создание и разработка новых перспективных материалов и химических технологий, решение фундаментальных и прикладных задач в области химии и химической технологии; подготовка отчета и научных публикаций; научно-педагогическая деятельность в вузе, в среднем специальном учебном заведении, в средней школе. Успевающие студенты, занимающиеся научной работой, могут пройти стажировку, принять участие в научных конференциях, олимпиадах и конкурсах различного уровня, а также представить результаты научной работы для публикации в российских и зарубежных научных журналах. В распоряжении обучающихся имеются химические лаборатории, оснащенные современным оборудованием и компьютерный класс, с необходимой литературой и доступом к полнотекстовым электронным базам данных.
Специалисты будут:
- владеть навыками химического эксперимента, основными синтетическими и аналитическими методами получения и исследования химических веществ и реакций;
- представлять основные химические, физические и технические аспекты химического промышленного производства с учетом сырьевых и энергетических затрат;
- владеть навыками работы на современной учебно-научной аппаратуре при проведении химических экспериментов;
- иметь опыт работы на серийной аппаратуре, применяемой в аналитических и физико-химических исследованиях (газо-жидкостная хроматография, инфракрасная и ультрафиолетовая спектроскопия);
- владеть методами регистрации и обработки результатов химических экспериментов.
- Владеть навыками планирования, постановки и проведения химических экспериментов в области тонкого органического синтеза для получения веществ с заданными полезными свойствами
Студенты приобретают знания в области основ неорганической химии, органической химии, физической и коллоидной химии, аналитической химии, планирования органического синтеза, химии алициклических и каркасных соединений, катализа в органическом синтезе, химии элементорганических соединений, фармацевтической химии, современных методов анализа и контроля качества лекарственных средств, основ медицинской химии, основ технологии фармацевтических препаратов, основ фармацевтического анализа. В ходе практических занятий обучающиеся получают навыки работы в современной химической лаборатории, осваивают методы получения и анализа новых соединений. Студенты владеют навыками работы на газо-жидкостном хроматографе, инфракрасном спектрофотометре, ультрафиолетовом спектрофотометре. Студенты проходят углубленное изучение иностранного языка (в течение 3 лет).
В процессе обучения студенты осваивают методы работы на аналитическом оборудовании кафедры «Органическая химия»:
Хромато-масс спектрометр Finnigan Trace DSQ
ЯМР спектрометр JEOL JNM ECX-400 (400 МГц)
ВЭЖХ/МС с времяпролетным масс-спектрометром высокого разрешения с источником ионизации ESI и DART, с диодноматричным и флуориметрическим детекторами
Система препаративной флэш-хроматографии с УФ и ELSD детекторами Reveleris X2
Инфракрасный-Фурье спектрометр Shimadzu IRAffinity-1
Жидкостный хроматограф Waters с УФ и рефрактометрическими детекторами
Дифференциальный сканирующий калориметр ТА Instruments DSC-Q20
Автоматический C,H,N,S анализатор EuroVector EA-3000
Сканирующий спектрофлуориметр Varian Cary Eclipse
Автоматический поляриметр AUTOPOL V PLUS
Автоматический прибор для определения температуры плавления OptiMelt
Высокопроизводительная вычислительная станция
В процессе обучения предусмотрена ознакомительная и химико-технологическая практики в лабораториях предприятий:
- ЗАО «Всероссийский научно-исследовательский институт органического синтеза НК»;
- ОАО «Средневолжский научно-исследовательский институт по нефтепереработке» НК Роснефть;
- ЗАО «ТАРКЕТТ»;
- Самарская ТЭЦ;
- ОАО «Сызранский НПЗ» НК Роснефть;
- ОАО «Гипровостокнефть»;
- ОАО «Завод авиационных подшипников»;
- ООО «Новокуйбышевский завод масел и присадок» НК Роснефть;
- ЗАО «Нефтехимия»
- ООО «Пранафарм»
- ООО «Озон»
- ОАО «Электрощит»
- ФГУП ГНПРКЦ
- «ЦСКБ-Прогресс»
- ОАО "Балтика"
- ПАО «СИБУР Холдинг», Тольятти
Успевающие студенты, занимающиеся научной работой, могут пройти стажировки, принять участие в научных конференциях, олимпиадах и конкурсах различного уровня, а также представить результаты научной работы для публикации в российских и зарубежных научных журналах. Специалисты, получившие подготовку по специальности «Фундаментальная и прикладная химия», востребованы в лабораториях государственных научных центров и частных компаний, в исследовательских и аналитических лабораториях различных производств (химических, пищевых, металлургических, фармацевтических, нефтехимических и газодобывающих), в экспертно-криминалистических лабораториях; в таможенных лабораториях; диагностических центрах; санитарно-эпидемиологических станциях; организациях экологического контроля; центрах сертификационных испытаний; предприятиях химической промышленности, черной и цветной металлургии; в учебных заведениях системы среднего профессионального образования; отделах охраны труда и производственной санитарии; метеорологических станциях.
Присваивается квалификация «Химик. Преподаватель химии» по специализации «Органическая химия» или «Фармацевтическая химия». Зачисление по результатам ЕГЭ: химия, математика и русский язык. Срок обучения: 5 лет (очно). Возможно поступление в аспирантуру.
Студенты данной специальности помимо общих предметов изучают такие дисциплины, как квантовая, физическая, аналитическая химия, органическая и неорганическая химия и многое другое. Студенты изучают химические реакции в биологических процессах, учатся наблюдать за химическими реакциями и управлять ними. Кроме теоретической базы, студенты имеют возможность отработать навыки в лабораториях университетов, а также пройти практику на различных предприятиях, заводах, в научно-исследовательских институтах.
После выпуска из университета у молодых специалистов есть два пути дальнейшего развития. Они могут податься в науку, то есть продолжить обучение и заниматься изучением химических реакций, а также разрабатывать новые способы управления ними, в стенах научно-исследовательских университетов. Второй вариант развития подразумевает работу на предприятиях, фабриках, заводах в качестве технологов, экспертов, консультантов. Специалист без опыта обычно сначала получает должность лаборанта, помощника технолога, и только со временем, когда у него имеется достаточно опыта, сам становится химическим технологом. Нередко выпускники находят себя в фармацевтике или косметологии.