Учитывая реалии современной жизни частые стрессы. Стресс в современном мире — причины и способы победить. Российский Государственный Социальный Университет

Стресс в современном обществе - это норма жизни. Нервная система человека не всегда готова к нагрузкам. Главное последствие стресса - депрессия. Считать ее хандрой означает не видеть проблемы. Депрессия - это серьезный душевный недуг, который требует лечения.

Стресс преследует современного человека

Стресс – адаптация организма к окружающему миру

Стресс в современном мире - привычное явление. Так было всегда. Когда организм испытывает стресс, он пытается адаптироваться к изменившимся условиям. Если бы у человека не было защитных рефлексов, он вообще не смог бы выжить.

Отличие древних людей и современных все-таки есть. Если раньше негативные эмоции можно было сбросить в драке, то сегодня принято решать все цивилизованным путем.

Стрессоустойчивость в современном ритме жизни нужно повышать. В этом помогут методики укрепления нервной системы: дыхательная гимнастика, физические упражнения, массаж и др.

Что происходит с организмом при нервном напряжении? В конфликтной ситуации нервная система подает сигнал, активизируя свои защитные функции:

  • в крови повышается уровень адреналина и других гормонов;
  • учащается сердцебиение;
  • мышцы напрягаются.

Все тело - в боевой готовности, как перед атакой. Обычно разрядки так и не происходит. Это провоцирует упадок сил, ведь организм работал на пределе своих возможностей, а восстановиться не успел.

Стресс может вызвать любое событие. Мы ежедневно сталкиваемся с ситуациями, которые могут вызвать стресс: бессердечность знакомых, неприятный разговор с начальством, необходимость работать без выходных. Реакция на них зависит от восприятия человеком мира. Впечатлительные натуры чаще испытывают стресс, чем люди с рациональным складом ума.

Влияние стресса на организм

Проблема стресса в обществе в основном касается жителей больших городов. Влияние мегаполиса, его ускоренный ритм, делает людей заложниками стресса. Само стрессовое состояние можно разделить на три этапа.

  1. Защита.
  2. Адаптация.
  3. Истощение.

На стадии защиты активизируются все системы организма: он готовится защищаться или бежать. На стадии адаптации работа организма направлена на привыкание к сложившейся ситуации. В этот момент тело работает на износ. Очень часто в состоянии стресса человек не чувствует голода и усталости. Это спровоцировано мощным выбросом гормонов в кровь. В этот момент нервные клетки начинают отмирать. Защитные функции организма снижаются.

Раньше считалось, что нервные клетки не восстанавливаются. Ученые доказали, что их регенерация происходит, но медленно. Чтобы сохранить здоровую нервную систему, нужно повышать стрессоустойчивость.

Стресс и его влияние на тело человека

Как выявить стресс

Последствия стресса проявляются не сразу. Долгое время у человека нет никаких симптомов нервного истощения, но уже страдают все системы органов. Симптомы стресса:

  • быстрая утомляемость;
  • переедание или отсутствие аппетита;
  • нарушение работы ЖКТ;
  • проблемы с вегетативной нервной системой;
  • частые головные боли;
  • раздражительность, появление фобических расстройств;
  • затяжная депрессия.

Депрессия - это не просто подавленное настроение. Характерные симптомы: утрата интереса к жизни, тревожность, панические атаки, нежелание общаться с людьми, нарушения сна. Стресса избежать нельзя, но можно повысить устойчивость организма к воздействию стресса.

Секреты повышения стрессоустойчивости

Дайте организму возможность восстановиться. Неправильное питание и недосып провоцируют появление нервного истощения. Главное - наладить режим питания и сна. Если вы не можете уснуть, нужно помочь нервной системе расслабиться. Для этого примите расслабляющую ванну с морской солью и выпейте травяной отвар.

Давно доказано, что лекарственные растения содержат уникальные компоненты, необходимые для восстановления нервных клеток. При стрессе и для профилактики можно использовать отвары трав:

  • валерианы;
  • пустырника;
  • ромашки с мятой;
  • зверобоя и мелиссы;
  • девясила;
  • боярышника.

Для приготовления отвара возьмите 1 ст. л. растительного сырья на 1 л кипятка. Настаивайте 1 час. Принимайте по 1 ст. л. 3 раза в день или в виде чая. Травяной раствор следует разводить в пропорции 1:3.

Не увлекайтесь концентрированными отварами, чтобы не спровоцировать интоксикацию организма. Будьте особенно осторожны с отваром боярышника и пустырника - соблюдайте дозировку.

Девясил — отличное успокоительное средство

Витаминотерапия

Нервные клетки нуждаются в подпитке витаминами. Авитаминозы часто становятся причиной многих заболеваний. В построении нервных клеток участвуют витамины группы В, А, Е, D, белки. При недостатке этих веществ развиваются такие симптомы:

  • переутомление;
  • раздражительность;
  • панические атаки;
  • бессонница;
  • высыпания на коже;
  • нарушение работы ЖКТ.

Все необходимые витамины содержатся в свежих фруктах, овощах и орехах. Источник белка - белое мясо, крупы (гречневая, овсяная, пшеничная, ячневая), молочные продукты. Восполнить запас энергии помогут бананы и яблоки. Между тремя основными приемами пищи устраивайте перекусы фруктами или овощами.

Молокопродукты — источник белка

Поработайте над собой

В профилактике и лечении стресса важное значение имеет психологическое состояние человека. Депрессия возникает из-за неправильного восприятия ситуации. Не нервничайте по пустякам. Научитесь ценить то, что у вас есть. Для этого попробуйте методики расслабления, психологической стимуляции. Так вы сможете обойтись без лекарств.

Научитесь отключаться от внешнего мира хотя бы ненадолго. Так вы сможете быстро расслабить мышцы и дать нервной системе передышку. В результате вы успокоитесь и сможете найти правильное решение проблемы. Не забывайте об умеренных физических нагрузках. Занятия спортом способствуют высвобождению энергии и выработке эндорфинов.

Общайтесь с приятными людьми. Не заменяйте встречу с подругой в кафе на переписку в соцсетях: разговор по душам поможет понять, что в жизни не все так плохо.

Займитесь любимым делом. Старайтесь получать больше положительных эмоций. Во время эмоционального подъема в организме вырабатываются вещества, необходимые для восстановления нервной системы.

Проблема стресса актуальна для всех

Не только взрослые страдают от стресса. Дети также подвергаются его влиянию. Многие психологические проблемы возникают у людей в зрелом возрасте потому, что в детстве не было возможности справиться со страхами, научиться позитивно общаться.

Если бы каждый человек в детстве научился бороться со страхами, то в будущем не было бы переживаний по поводу сдачи экзаменов или приема на работу. Обучение в школе, общение со сверстниками, нежелание взрослых серьезно воспринимать детские проблемы - все это сильный стресс для ребенка.

Неуверенность в себе часто провоцируют учителя и окружающие люди. Родители должны помочь ребенку осознать, что каждый человек - это личность, которая развивается по-своему.

Если у ребенка что-то не получается, не называйте его глупым. Скажите лучше так: «Старайся, и у тебя обязательно все получится». Нужно научить ребенка правильно выходить из конфликтных ситуаций. Это поможет в дальнейшем избежать проблем в общении.

Частые сильные стрессы могут травмировать психику ребенка и сделать из него социофоба. Поговорите и выясните причину плохого настроения ребенка. Доверительная беседа необходима, потому что ребенок может быть в опасности. В соцсетях существуют группы, которые провоцируют детей совершать самоубийства. Еще одна проблема - травля со стороны других детей. Это несет реальную угрозу жизни и здоровью ребенка.

Причины появления нервного истощения у взрослых и детей:

  • неправильное восприятие ситуации;
  • чрезмерная восприимчивость;
  • физическая утомляемость.

Во многом появление стресса провоцирует ускоренный ритм жизни и детские страхи. Если ребенка научить бороться со стрессом, то можно избежать многих проблем в дальнейшем. Старайтесь спокойно реагировать на проблемы и не зацикливаться на тех, которые не можете решить.

Селиванова Милена

Современная жизнь характеризуется чрезвычайной потребностью в адаптации человека из-за влияния быстро изменяющихся социальных и технологических условий. Изменяющиеся условия жизни служат причиной стрессов. Одной из актуальной проблем в настоящее время является постоянное воздействие различных стрессовых факторов на человека, но большинство людей не умеют с ними справляться. Неспособность или неумение совладать со стрессом является основой для расстройства здоровья или, по крайней мере, ухудшения жизни в различных сферах. В связи с этим большое значение приобрела проблема преодоления стрессов и каждому человеку необходимо научиться это делать.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальная бюджетная общеобразовательная школа-интернат

«Общеобразовательная школа-интернат основного общего образования

спортивного профиля»

НОУ «ЮНИС»

ПРИЧИНЫ СТРЕССА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

(исследовательская работа)

Выполнила Милена Сергеевна Селиванова

7 класс

Руководитель Н. П. Ларина

Учитель биологии

__________

(подпись)

Ленинск-Кузнецкий

2013

Введение …………………………………………………………………………..3

1. Стресс и его влияние на организм человека………………………………….5

1.1. Стресс и его причины………………………………………………………..5

1.2. Влияние стрессовых состояний на деятельность человека……………….7

Методы исследования…………………………………………………………..10

Результаты исследования………………………………………………………12

Заключение………………………………………………………………………13

Выводы…………………………………………………………………………..14

Список литературы……………………………………………………………..15

Приложения……………………………………………………………………..16

Введение

Современная жизнь характеризуется чрезвычайной потребностью в адаптации человека из-за влияния быстро изменяющихся социальных и технологических условий. Изменяющиеся условия жизни служат причиной стрессов. Одной из актуальной проблем в настоящее время является постоянное воздействие различных стрессовых факторов на человека, но большинство людей не умеют с ними справляться. Неспособность или неумение совладать со стрессом является основой для расстройства здоровья или, по крайней мере, ухудшения жизни в различных сферах. В связи с этим большое значение приобрела проблема преодоления стрессов и каждому человеку необходимо научиться это делать.

Изучение стресса имеет многоплановую историю. Впервые в специальной литературе воздействие стрессоров на появление психических расстройств зафиксировано в 1621 году. Известны экспериментальные исследования на животных В.Кеннона, работы Г. Селье, психологическая модель стресса Р. Лацаруса . Тем не менее, до сих пор остается недостаточно ясным, чем можно объяснить вариабельность реакций на стресс, почему одни люди быстро реагируют формированием соматических или психических расстройств, а другие остаются устойчивыми к стрессу или даже способны извлечь из него полезный опыт. Можно предположить, если человек знает эффективные способы борьбы со стрессом, то стрессоустойчивость его не будет выходить за рамки нормы.

Можно сказать, что стрессы составляют неотъемлемую часть человеческой жизни. Если их нет по естественной причине, то мы сами организуем их влияние на нас. Примером может служить то, как мы сами загоняем себя в стресс, оставляя дела до последнего момента. Причем мы не торопимся не только с неприятными, но и с приятными делами, даже если от их выполнения получаем удовольствие или материальные блага. Так, известный французский писатель Бальзак писал только тогда, когда у него накапливалось много долгов. Поэтому можно сказать, что в некоторых случаях стресс добавляет интереса к жизни, заставляет тянуться вверх, помогает быстрее думать и действовать. «Различным людям для счастья требуются различные степени стресса», - отмечал Г.Селье

Цель данной работы состоит в выявлении основных стрессогенных факторов среды для современного человека и их влияния на организм.

К числу основных задач исследования относятся:

1. Рассмотреть, что такое стресс, назвать причины стресса.

2. Изучить реакции организма на стресс.

4. Исследовать стрессоустойчивость подростков.

5. Определить, как часто возникают реакции психики, характерные для стрессовых ситуаций у подростков.

Предметом исследования являются причины стресса и его влияние на организм современного человека, объектом – процесс проявления стресса.

Методы, используемые в данной работе:

1. Анализ психолого-педагогической литературы.

2. Тестирование

3. Интервью.

1. Стресс и его влияние на организм человека

1.1. Стресс и его причины

Нелегко дать точное определение стресса, так как в разных профессиях люди, используя его, имеют в виду разные вещи. Врачи подразумевают физиологические механизмы нагрузок, которые может выдержать организм; специалисты менеджмента – воздействие социальных факторов; обыватели – все, что мешает им жить. Психологи также неоднозначно относятся к этому понятию, но чаще всего под стрессом (от англ. stress – давление, напряжение) понимают эмоциональное состояние, возникающее в ответ на экстремальное воздействие . Это понятие было введено канадским физиологом Г. Селье для обозначения необычной реакции организма на любое сильное воздействие. Его исследования показали, что различные неблагоприятные факторы: усталость, страх, обида, холод, боль, унижение и многое другое – вызывают в организме однотипную комплексную реакцию, которая не зависит от того, какой именно раздражитель действует на него в данный момент. Причем эти раздражители необязательно должны существовать в реальности.

В 1963 году канадский физиолог Ганс Селье опубликовал сообщение «Синдром, вызываемый разными повреждающими агентами», в котором впервые описал явление стресса – общей неспецифической реакции организма, направленной на мобилизацию его защитных сил при действии раздражающих факторов . В развитии стресса были выделены три стадии:

  1. Стадия тревоги, выражающаяся в мобилизации всех ресурсов организма
  2. Стадия сопротивления, когда организму удается (за счет предшествующей мобилизации) успешно справиться с вредными воздействиями. В этот период может наблюдаться повышенная стрессоустойчивость.
  3. Стадия истощения, если не удается долго устранить вредоносные факторы. На последней стадии приспособленные способности организма снижаются, он хуже сопротивляется другим вредоносным воздействиям, увеличивается опасность заболевания. При этом отмечаются нарушения метаболического, гормонального и гомеостатического баланса.

Г. Селье была сформулирована теория «Общего адапционного синдрома» (ОАС) и адапционных болезней, как следствия адапционной реакции, согласно которой ОАС проявляется всякий раз, когда человек чувствует опасность для себя.

Причинами стресса, или стрессорами, называются жизненные события, которые систематизируются по размеру негативного воздействия и времени, требуемого на восстановление . В таблице 1 представлены основные причины стрессов и их воздействие на организм человека.

Таблица 1.

Типы стрессоров и их характеристика.

Тип стрессора

Характеристика

Примеры

Время, требуемое на восстановление

1. Повседневные сложности (микрострессоры)

Стрессовые события повседневной жизни, которые вызывают нарушение самочувствия и ощущаются как угрожающие, оскорбительные, фрустрирующие или связанные с потерями

Излишек работы, конфликты на работе (в школе), сжатые сроки выполнения работы, конфликты в семье, трения с соседями, лицемерие, двойная роль – подготовка к экзаменам и выступление на соревнованиях

Минуты или часы

2. Критические жизненные события

(макростресоры)

1. Их можно датировать и локализовать во времени и пространстве.

2. Они требуют качественной реорганизации в структуре «индивид – окружающий мир»

3. Они сопровождаются стойкими аффективными реакциями, а не только кратковременными эмоциями

1. Нормативные имеют биологическую или культурную природу – пубертатный период, поступление в школу.

2. Ненормативные – внезапны и непредсказуемы, например, неожиданная смерть кого-то из близких

Недели или месяцы

3. Хронические стрессоры

Продолжаются длительное время и представляют собой постоянно повторяющиеся тяжелые испытания, затянувшиеся нагрузки.

Нагрузки на работе или в семье, называемые хроническим напряжением

Иногда длятся годами

Исследования показывают, что наносить вред здоровью и самочувствию могут как интенсивные, более или менее короткие стрессовые жизненные события, так и хронические стрессоры. Это относится к появлению симптомов вообще и специфических психических расстройств в частности .

1.2. Влияние стрессовых состояний на деятельность человека

В зависимости от стрессора можно выделить различные виды стресса, которые в наиболее общем виде могут быть сведены к физиологическому и психическому стрессу.

В качестве причин стресса может выступать угроза либо биологической целостности организма, либо психологическому статусу человека. На этом основании выделяют две группы стрессовых состояний – физиологический и психологический стрессы. Физиологический стресс вызывают разного рода препятствия, а так же сильные звуки, интенсивное освещение, повышенная температура воздуха, вибрация . В таблице 2 представлено положительное и отрицательное воздействие стресса на организм.

Таблица 2.

Механизм физиологического стресса

Реакция организма

Кратковременная (+)

Долговременная (-)

Выброс в кровь адреналина из надпочечников

Ускоряются движения, повышаются уровень сахара в крови и кровяное давление, усиливается обмен веществ

Кровяное давление вызывает нарушение работы сердца и почек, диабет.

Выброс гормонов щитовидной железы

Ускорение обмена веществ

Истощение, потеря веса

Поступление в кровь холестерина из печени

Рост энергического уровня

Развитие атеросклероза

Снижение работы пищеварительной системы

Увеличение прилива крови к мышцам и легким

Заболевание желудочного тракта

Вентиляционные каналы в легких расширяются

Потребляется много кислорода, облегчается дыхание

Избыток кислорода ведет к временной слепоте, нарушению сердечного ритма

Поступление в кровь эндорфинов из гипоталамуса

Снижение чувствительности к ушибам и ранам

Усиление чувствительности к обычным недомоганиям (головная боль)

Сужение кровеносных сосудов, сгущение крови

Более раннее свертывание крови при ранении

Рост нагрузки на сердце, образование тромбов

В психологических стрессах экстремальность ситуации задается отношением человеком к задавшемуся положению и оценкой его сложности. Неожиданное изменение задания, отсутствие необходимой подготовки, дефицит времени, высокая значимость работы, а так же личная ответственность за успех порученного дела – вот типичные ситуации появления психологического стресса .

Психологический стресс, в свою очередь, можно разделить на информационный и эмоциональный. Если человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности, т.е. когда возникает информационная перегрузка, может развиваться информационный стресс . Для этого вида стресса характерно снижение объема и концентрации внимания, усиление отвлекаемости, невозможности сосредоточиться, ухудшение памяти; мышление становиться спутанным, теряется способность оценивать существующие условия или прогнозировать последствия.

В особых, экстремальных ситуациях человек испытывает состояние эмоционального стресса. Эмоциональный стресс появляется в ситуации угрозы, опасности, обиды и т.д., когда человек в течение длительного времени остается один на один со своими переживаниями. При этом отмечается рост напряжения, беспокойства, тревоги. Появляется болезненная мнительность, исчезает ощущение здоровья. Ухудшается сон. Увеличивается потребление лекарств и стимуляторов. Изменяются личностные особенности: аккуратные люди могут стать неряхами, а общительные люди – угрюмыми и замкнутыми. Устремления и жизненные цели могут быть остановлены, увлечения заброшены. Возможно как появление депрессии, беспомощности и эмоциональных взрывов .

Стрессовые состояния существенно влияют на деятельность человека. Люди с разными особенностями нервной системы по-разному реагируют на одинаковые психические нагрузки. У одних наблюдается усиление активности, мобилизация сил, повышение эффективности деятельности, это так называемый «стресс льва». У других людей стресс может вызвать дезорганизацию деятельности, резкое падение её эффективности, пассивность и общее торможение («стресс кролика»).

Таким образом, были рассмотрены вопросы, что такое стресс, названы его причины и изучены реакции организма на стресс. Поведение в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но, прежде всего, от психологической подготовки человека, включающей умение быстро оценивать обстановку, мгновенно ориентироваться в неожиданных обстоятельствах, волевую собранность и решительность, опыт поведения в аналогичных ситуациях.

Методы исследования

С целью исследования стрессоустойчивости и определения частоты возникновения реакций психики, характерных для стрессовых ситуаций у подростков, обучающимся 5-9 классов МО ШИСП были предложены тесты.

В тестировании принимали участие 83 человека.

1. Определение уровня стрессоустойчивости .

Стрессы, постоянные перегрузки часто называют «болезнью века». Многие из нас замечают, что становятся все более раздражительными, вспыльчивыми, нервозными. Как же мы справляемся с повседневными раздражителями? Насколько нам удается овладеть собой в важный, критический момент. Ответ на эти вопросы может дать этот тест.

Варианты ответов на вопросы: «очень», «не особенно», «ни в коем случае».

Раздражает ли вас:

  • смятая страница газеты, которую вы хотите прочитать?
  • женщина «в летах», одетая, как молоденькая девушка?
  • чрезмерная близость собеседника (допустим, в трамвае в час «пик»)?
  • курящая на улице женщина?
  • если какой-то человек кашляет в вашу сторону?
  • если кто-то грызет ногти?
  • если кто-то смеется невпопад?
  • если кто-то пытается учить вас, что и как нужно делать?
  • если любимая девушка (юноша) постоянно опаздывает?
  • если в кинотеатре или театре сидящий перед вами человек все время вертится и комментирует фильм?
  • если вам пытаются пересказать сюжет интересного романа, который только собирается прочесть?
  • если вам дарят ненужные предметы?
  • громкий разговор в общественном транспорте?
  • слишком сильный запах духов?
  • человек, который жестикулирует во время разговора?
  • знакомый, который часто употребляет иностранные слова?

За каждый ответ «очень» запишите 3 балла, за ответ «не особенно» - 1 балл, за ответ «ни в коем случае» - 0.

Более 40 баллов. Это люди, которых не отнесешь к числу терпеливых и спокойных людей. Их раздражает все, даже вещи незначительные. Они вспыльчивы, легко выходят из себя. А это расшатывает нервную систему, отчего страдают окружающие. Низкая стрессоустойчивость.

От 12 до 39 баллов. Эти люди относятся к самой распространенной группе людей. Их раздражают вещи только самые неприятные, но из обыденных невзгод они не делают драму. К неприятностям они умеют «поворачиваться спиной», достаточно легко забывают о них. Нормальная стрессоустойчивость.

11 и менее баллов. Это весьма спокойные люди, реально смотрящие на жизнь. О них можно сказать: «Вы не тот человек, которого легко можно вывести из равновесия». Высокий уровень стрессоустойчивости.

2. Определите, часто ли вы подвержены ниже перечисленным реакциям психики, характерным для стрессовых ситуаций – сколько раз в день, неделю, месяц .

  • неспособность сосредоточиться;
  • затруднение в принятии простых решений;
  • отсутствие уверенности в себе;
  • раздражительность, частые вспышки гнева;
  • беспокойство, смятение;
  • беспричинный страх или полная паника.

В работе использовалось интервью со школьным психологом Горной Е.П., в ходе которого были изучены вопросы:

1. Причины стресса и влияние его на организм человека.

2. Как можно диагностировать стресс.

3. Способы борьбы со стрессом.

Результаты исследования

В ходе первого тестирования было выявлено, что у 98% обучающихся нормальная стрессоустойчивость, у 2% обучающихся – высокая.

Для того чтобы определить, подвержены ли подростки реакциям психики, характерным для стрессовых ситуаций, был предложен тест № 2. Как выяснилось, реакции, характерные для стрессовых ситуаций, возникают часто у 20 %, иногда – у 68 %, редко – у 12% исследуемых (Приложение 1, диаграмма 1). Нужно отметить, что у 14% обучающихся таких реакций не возникает (Приложение 1, диаграмма 2).

Результаты, показывающие, какие реакции, наиболее характерны для подростков, у которых высокий и нормальный уровень стрессоустойчивости, представлены на диаграмме 3 (Приложение 1). Неспособность сосредоточиться наблюдается у 31% обучающихся. Затруднение в принятии простых решений встречаются у 20%, отсутствие уверенности в себе характерно для 23% и раздражительность – для 26% подростков.

Основываясь на результатах тестирования, можно сказать, что стрессоустойчивость подростков не выходит за рамки нормы, т.е. организму удается справляться с вредными воздействиями, несмотря на воздействие стрессоров.

Заключение

Профилактика стресса, как и защита от стресса основывается на одном принципе – необходимо постараться оградить себя от воздействия сильных стрессовых факторов, научиться регулировать свой стресс и вести здоровый образ жизни.

Важными навыками поведения в усложненных условиях являются умения целесообразно распределять временные ресурсы и строить четкую программу действий.

Элементарные навыки культуры труда, например, регулирование громкости звучания устройств связи, качественное изображение на экране дисплея, снижают вероятность возникновения физиологических стрессов.

Еще один способ снятия напряжения - это занятие физической культурой и спортом. Следует больше ходить, танцевать, дышать свежим воздухом. Хорошо помогает снять стресс расслабляющий массаж.

Необходимо больше времени уделять всевозможным водным процедурам, принимать расслабляющие ванны, ходить в бассейн, принимать контрастный душ, делать обтирание мокрым полотенцем.

В борьбе и профилактике стресса также важным фактором является сон. Нужно постараться высыпаться, и спать именно ночью.

Но, прежде всего, нужно начать работу с головы: отказаться от негативных мыслей и строить позитивное, вытеснять из подсознания различные страхи и неуверенность. Для этого существует много различных упражнений (Приложение 2)

И самое главное правило борьбы со стрессом – если не можешь изменить ситуацию, измени свое отношение к ней.

Выводы

В целом стресс – это обычная действительность нашей жизни. Просто мы не всегда знаем, что стоит за ним. У современного человека, если он бизнесмен в качестве стрессов выступает стремление к успеху, престижу, соответствию сложившимся нормам; если речь идет о спортсмене, то основными стрессорами будут участие в состязаниях, стремление к победе, влияние болельщиков; у учащихся также есть свои стрессоры - отношения с учителем, отметка в дневнике, сдача экзаменов. Несмотря на воздействие стрессоров, у обучающихся 5-9 классов МО ШИСП стрессоустойчивость не выходит за границы нормы, что свидетельствует о хороших адаптационных способностях организма, развитии умения ограждать себя от негативных воздействий окружающей среды, и в связи с занятием спортом.

Физиологические механизмы мобилизуют организм дать ответ тому воздействию, которому он подвергается. Физиологические механизмы стресса вызывают как положительное, так и отрицательное воздействие на организм. Но любая реакция может принести вред телу, если позволить ей продлиться слишком долго.

Видимыми причинами стресса может быть изменение абиотических и биотических факторов среды. В последние десятилетия значительно выросло число антропогенных факторов среды, обладающим высоким стрессогенным эффектом (химическое загрязнение, радиация, воздействия компьютеров при систематической работе с ними). К стрессовым факторам среды следует отнести и негативные изменения в современном обществе: повышение плотности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, рост безработицы, преступность.

В заключение следует сказать, что жить без стресса невозможно, поэтому необходимо решить проблему «Как жить в условиях стресса?». В этой ситуации человеку необходимы хорошие адаптационные способности, которые помогут пережить самые тяжелые жизненные испытания.

Список литературы

1. Абабков, В.А. Адаптация к стрессу [Текст] : основы теории, диагностики, терапии / В.А. Абабков, М. Пере. – Санкт-Петербург: Речь, 2004. – 166 с.

2. Антистресс-фитнесс [Электронный ресурс] www.protein-shop.ru

3. Грисюк, С.В. Стресс, стрессоустойчивость и управление [Электронный ресурс] / С.В. Грисюк // Библиотека учебной и научной литературы. - http://sbiblio.com .

4. Губарева, Л.И. Экология человека [Текст] : практикум для вузов / Л.И. Губарева, О.М. Мизирева, Т.М. Чурилова. – М.: Владос, 2003. – С. 84-94.

5. Рогов, Е.И. Эмоции и воля [Текст] / Е.И. Рогов. – М.: Владос. – 1999. 240 с.

6. Самоукина, Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности [Текст] : учебник / Н.В. Самоукина. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС. – 2000. С. 187-189.

7. Симптомы и причины стресса [Электронный ресурс] www.ayzdorov.ru

8. Современная практическая психология [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по непсихологическим специальностям / под ред. М.К. Тутушкиной. М.: ACADEMIA, 2005. – С. 168.

Приложение 1

Диаграмма 1

Частота встречаемости реакций психики, характерных для стрессовых ситуаций

Приложение 1

Диаграмма 2

Возникновение реакций психики, характерных для стрессовых ситуаций

Приложение 1

Диаграмма 3

Встречаемость различных реакций психики, характерных для стресса

31% - неспособность сосредоточиться

20% - затруднение в принятии простых решений

23 % - отсутствие уверенности в себе

26% - раздражительность

Приложение 2

Упражнения для снятия стресса

1. По утрам, прежде чем встать с кровати, нужно улыбнуться новому дню, себе и всему миру и сказать «Как же у меня все хорошо. Именно сегодня я буду счастлив(а)! Счастье находится внутри меня и не зависит от внешних условий и обстоятельств!»

2. Разбить свои цели на небольшие подзадачи, чтобы почаще радоваться удачам, дарить за их достижения себе подарки.

3. В течение дня смотреть в зеркало, улыбаться себе и подбадривать.

4. Вечером в положительном ключе подвести итоги дня и спланировать следующий, учитывая только ваши достоинства и преимущества.

Упражнения антистресс-фитнеса

1. Выпрямить спину, расправить плечи и втянуть живот. Сделать это можно стоя, сидя - в той позе, в которой застал вас стресс. Стресс, как правило, сразу же пригибает человека, ухудшает осанку.

2. Посидеть минуту с закрытыми глазами. Перестать думать о неприятностях.

3. Расслабить лицо, снять с него напряженное и обиженное выражение. Положить руки на лоб и слегка прижать. Нежно похлопать себя ладонями по скулам, потереть виски.

4. Сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, положив руки на колени и расслабив их. Затем сделать несколько глубоких вдохов, сцепив пальцы в замок.

5. Удары ребром ладони по твердой поверхности. Это успокаивает и позволяет сосредоточиться, а заодно и укрепляет ребро ладони.

6. Если вас никто не видит в данный момент - можно применить такой способ борьбы со стрессом - попрыгать и помахать руками и ногами.

7. Дыхательная гимнастика помогает снять напряжение и раздражение и является хорошим средством борьбы с усталостью.

  • Мифтахов Ильнур Ринатович , магистр, студент
  • Башкирский государственный аграрный университет
  • СТРЕСС
  • СТРЕССОРЫ
  • ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СТРЕССА
  • ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ СТРЕССА

Статья посвящена одному из видов аффектов – стрессу. Рассмотрены его характерные признаки, а также возможные способы борьбы со стрессом.

  • Стресс и его особенности. Способы психической саморегуляции
  • Стресс и его особенности. Способы и приемы психической саморегуляции

В современной жизни людям, особенно тем, кто занимает активную жизненную позицию, стремится к успеху, достижению своих целей приходится много и напряженно работать. А там, где есть напряжение, там присутствует стресс. Это слово так и переводится с английского языка – «нажим», «напряжение».

Таким образом, стресс является непременным спутником работающего человека и со временем набирает темпы по своей интенсивности. Всё чаще и чаще в общении друг с другом, средствах массовой информации мы слышим слово «стресс» и испытываем на себе его последствия .

Многим из нас знакомы состояния, описываемые словами: «Из меня как будто бы все соки выжали», «Внутри меня ощущение пустоты и белый свет не мил»; периоды упаднического настроения, раздражения на всех и на всё, бессонницы, головных болей, рассеянности, обидчивости, избегания контактов с другими людьми, душевной пустоты. Это только малая доля негативных последствий стресса. Многим людям стресс кажется столь привычным и неизбежным, что они просто смиряются с ним и терпят его последствия .

Но ведь стресс – это то, чем можно управлять, использовать во благо себе, достигая свои личные цели. Для того чтобы управлять своим стрессом необходимо наличие нескольких составляющих. Вот они:

  • желание быть здоровым;
  • готовность приложить для этого собственные усилия;
  • понимание процесса развития стресса и его последствий;
  • умение оценивать своё состояние (определять признаки чрезмерного стресса и предвидеть их появление);
  • владеть методами, с помощью которых можно предотвратить негативные последствия стресса или справиться с ними, когда они уже есть;
  • и, наконец, применять всё это в своей жизни.

В этой статье я хочу раскрыть тему стресса, причины его развития и методы, с помощью которых можно предотвратить последствия и справиться с ним.

Информация, которую я предлагаю, имеет практическую ценность для работающих людей, ценящих своё здоровье, её можно использовать для того, чтобы освободиться хотя бы частично от груза проблем, которые появляются в результате стрессов. У большинства людей слово стресс ассоциируется с чем-то неприятным. Вот некоторые определения, которые чаще всего звучат: «стресс – это болезни», «стресс усталость», «стресс – это когда всё раздражает», «стресс – бессонница и головная боль», «стресс – переутомление», «стресс – неприятное событие», «стресс – когда на меня кричат», «стресс – когда с кем-то из моих близких людей происходит несчастье». Из этих определений получается, что стресс – это какое-то неприятное внешнее событие и его негативные последствия для человека. На самом же деле всё это не стресс и имеет другие названия.

Так что же такое стресс?

Это понятие впервые было введено канадским исследователем - физиологом Г. Селье в 1936г. в результате исследования «защитных реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на действие значительных по силе и продолжительности внешних и внутренних раздражителей; эти реакции способствуют восстановлению нарушенного равновесия и направлены на поддержание постоянства внутренней среды организма». Таким образом, по определению Селье стресс – это защитные реакции в организме человека в ответ на значительные внешние и внутренние раздражители, способствующие восстановлению нарушенного внутреннего равновесия .

А сами раздражители, т.е. причины стресса, называются стрессорами. Стрессоры бывают внешними и внутренними. К внешним стрессорам, например, можно отнести резкие изменения температуры, физические травмы, психические травмы (потеря работы, развод, смерть близкого человека и др.), большую мышечную нагрузку. Внутренние стрессоры – это восприятие человеком внешней ситуации (раздражителя) как стрессовой, например, два человека не успевают в заранее намеченные сроки выполнить работу. Один из них может воспринять эту ситуацию как стрессовую, а другой равнодушно отнесётся к ней. Один видов стрессовый ситуации, которая в современном мире часто встречается – это ситуация на работе. Большинство людей волнует финансовое положение. Это нормально, это является естественным стимулом для улучшения своих финансовых условий. Однако замечали ли вы, что, на самом деле большинство людей волнует не столько вопрос финансов относительно своей работы, сколько вопрос стабильности собственного положения на работе. Опрос показал, что большинство мужчин и женщин не понимают и не могут определить, насколько стабильно их положение на занимаемой ими должности. Это вызывает постоянное беспокойство, которое перерастает в нервозность, и затем люди от страха начинают совершать поступки, которые косвенно могут способствовать увольнению .

Что нужно сделать. Избежать беспокойства можно только путем внесения ясности относительно своего положения. Периодически нужно задавать прямые вопросы начальству о том, насколько вы вписываетесь в текущий курс компании, что вы можете сделать, чтобы принести больше пользы компании и стать для нее более ценным работником. Скорее всего, ответы будут строиться таким образом, чтобы отвязаться от вас, однако, это не важно. Важно, что вы всегда будете в курсе событий, в курсе отношения к вам со стороны начальства. Для преодоления причины стресса большего и не требуется. А заодно, поймете – следует ли вам развиваться вместе с компанией, либо вы здесь просто теряете время.

Таким образом, для того, чтобы развилась защитная реакция организма (стресс) необходимо, наличие ситуации (раздражителя), которая будет восприниматься человеком на физическом и или психическом уровне как стрессовая .

Как же проявляется стресс на физиологическом и психическом уровне? В разных ситуациях по-разному. Это может быть повышение тонуса сосудов, выброс некоторых гормонов в кровь, повышение артериального давления, учащённое сердцебиение, переживание волнения, радости, страха, гнева и т.д. Вы были когда-нибудь на вершине горы? Вспомните свой первый подъём. Что Вы переживали тогда? Какими были телесные ощущения? Или, например, свой первый поцелуй, подготовку к свадьбе, рождение ребёнка, назначение на новую должность. Всё что Вы переживали в эти моменты, и было стрессом. Получается, что стресс может быть даже приятным и полезным для человека. Ниже я привожу несколько примеров этого.

Стресс важен для тренировки выносливости и сопротивляемости организма к внешним нагрузкам и выживания при воздействии внешних неблагоприятных факторов. Например, Вы хотите участвовать в спортивных состязаниях и бежать кросс. Но прежде чем это сделать Вы должны тренировать себя, систематически бегать, постепенно увеличивая нагрузку. В результате реакции организма на эти нагрузки, т.е. стресса, происходит наращивание мышечной массы, перестройка дыхания, сердечно-сосудистой деятельности, Вы становитесь более выносливыми.

Другой пример, Вы переходите дорогу, вдруг замечаете машину, которая с большой скоростью несётся на Вас, Ваше тело моментально ориентируется и совершает быстрое движение в безопасную сторону. Авария миновала Вас. Это тоже был стресс. Благодаря реакции Вашего организма, т.е. стрессу Вы избежали столкновения с машиной.

Без преодоления трудностей жизнь человека становится неинтересной и скучной. Представьте, что у Вас уже всё есть, Вам ничего не нужно, не к чему стремиться и нечего достигать. Или для получения того, что Вы хотите, не нужно прикладывать никаких усилий. Достаточно только подумать об этом, и оно уже появилось. Вам даже не нужно будет вставать с постели … никогда. Хотите Вы такую жизнь? Хотеть её можно только до тех пор, пока она не стала реальностью. Как только человек попадает в подобные условия, он может наслаждаться своим расслаблением некоторое время. А потом возникает ощущение дискомфорта, чувство неудовлетворённости, и человек ищет для себя новые занятия, ставит новые цели. Жизнь вновь приобретает вкус и наполняется смыслом. Достигая поставленные цели, человек удовлетворяет свои потребности. Удовлетворяя потребности, переживает удовольствие, выраженное в позитивных, приятных эмоциях, мыслях, ощущениях тела .

Но когда движение беспрестанное, нет остановок и отдыха, когда цели, которые реализует человек, противоречат его внутренним потребностям, появляются проблемы, называемые негативными последствиями стресса .

Человек страдает как от отсутствия целей и движения, так и от безостановочного движения и постоянного напряжения. Другими словами, большинство людей не переносят как отсутствие стресса, так и его избыток. В связи с этим очень важно человеку исследовать самого себя и знать тот уровень стресса, который лично для него наиболее приемлем, и несёт положительный результат. Тот, кто не сумеет это сделать, будет страдать от негативных последствий стресса в результате отсутствия достойных целей или постоянной чрезмерной перегрузки .

Список литературы

  1. Алиев Х.М., Метод ключ в борьбе со стрессом [Текст]: учебник / Х.М. Алиев, - Ростов-н /Д.: Феникс, 2013 г. – 320 с.
  2. Давлетгаряева Р.Г. О смысле жизни // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 35 (289). С. 6-9.
  3. Игебаева Ф.А., Гумерова Л.У. Преодоление стресса как условие стабильности общества. В сборнике: Социально-экономические аспекты развития современного государства. материалы IV Международной научно-практической конференции. 2014. С. 94-95.
  4. Игебаева Ф.А. Синдром профессиональной деформации личности.
  5. В сборнике: общество в эпоху перемен: формирование новых социально-экономических отношений материалы VII Международной научно-практической конференции. 2015. С. 14-15.5
  6. Игебаева Ф.А. Работоголизм и синдром профессионального выгорания // Теоретические и прикладные проблемы науки и образования в 21 веке. сб. науч.тр. по мат-лам Международной научно-практической конференции. Часть 8. – Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2012. С. 64 – 65.
  7. Назаров Т.З. Социальная самоидентификация представителей малого бизнеса // Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Уфа, 2005.
  8. Мухаметгалиева Ч.И. Теория самоактуализации личности студента и студенческая жизнь // Студент и аграрная наука. Материалы VIII студенческой научной конференции. 2014. С. 137-139.
  9. Игебаева Ф.А. Искусство управлять людьми - самое трудное и высокое из всех искусств в сборнике: Science, technology and life - 2014 proceedings of the international scientific conference. editors v.a. iljuhina,v.i. zhukovskij, n.p. ketova, a.m. gazaliev, g.s.mal". 2015. С. 1073-1079.
  10. Игебаева Ф.А. Влияние социально-психологического фактора на создание благоприятного климата в коллективе. В сборнике: Современное научное знание: теория, методология, практика Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции в 3-х частях. ООО «НОВАЛЕНСО». 2016. С. 54-55.
  11. Назаров Т.З., Алехина Е.Н. Разводы в современной семье: психология или экономика /Социально-экономические проблемы развития аграрной сферы экономики и пути их решения. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 85-летию Башкирского государственного аграрного университета. 2015. С. 349-353.
  12. Игебаева Ф.А. Влияние образа жизни городской семьи на стабильность брачно-семейных отношений // Современный мир: экономика, история, образование, культура: сб. научных трудов. - Уфа: Изд-во БГАУ, 2005.– С.257 – 263.
  13. Игебаева Ф.А. Образ жизни городской семьи и факторы ее дестабилизации // Социально-политические науки. Международный межвузовский научный рецензируемый журнал. Москва, Издательский дом «Юр-ВАК», 2013, № 1 – С.140 – 142.

Стресс и депрессия.

История слова «стресс» сложилась таким образом, что на сегодняшний день оно имеет два разных значения.

В русский язык слово «стресс» пришло из английского, в английский - из латинского.

В 18-19 веках в английском языке это слово использовалось преимущественно в физике и обозначало собой:

    силу давления, натяжения, толкания, сжатия или кручения, возникающую при воздействии одного предмета на другой;

    деформацию, возникшую в предмете под воздействием такой силы.

В 30-х годах XX века всемирно известный врач и биолог Ганс Селье перенёс слово "стресс" в медицину. Сегодня этот термин широко используется в медицине, биологии и психологии и, так же как и в физике, имеет 2 значения:

    физический, химический или эмоциональный фактор, который вызывает физиологическое или психологическое напряжение и может быть причиной болезни;

    физиологическое или психологическое напряжение, возникшее в результате воздействия физических, химических или эмоциональных факторов, нарушивших существовавшее равновесие.

Из этих определений видно, что в первом случае стресс обозначает собой фактор, воздействующий на организм; во втором - результат воздействия такого фактора.

Чтобы избежать терминологической путницы, мы будем использовать слово «стресс» только во втором значении, а для первого возьмём слово «стрессор». В результате мы получим следующие определения:

Стрессор - физико-химический или эмоционально-психологический фактор, который вызывает физиологическое или психологическое напряжение и может быть причиной болезни.

Стресс - физиологическое и/или психологическое напряжение, возникшее в результате воздействия стрессоров, которые нарушили существовавшее равновесие.

Или кратко: стресс - это напряжение, а стрессор - фактор, его вызывающий.

Когда стресс спасает жизнь.

О стрессе принято говорить как о чём-то однозначно отрицательном, вредном, нежелательном. Но такое отношение не всегда справедливо. В определённых ситуациях стресс в буквальном смысле этого слова может спасти человеку жизнь.

Когда в августе 1967 года космонавт Алексей Леонов совершал тренировочный прыжок с парашютом, с ним произошло непредвиденное происшествие. Парашют раскрылся, но лямка обмотала ногу космонавта и зацепилась за металлическую спинку. В результате он летел вниз головой. Бывает, парашютисты ломают ноги. Легко представить, что случилось бы при приземлении на голову. Безусловно, при попадании в такую ситуацию у человека развивается очень сильная стрессовая реакция. Именно благодаря стрессу Алексей Леонов смог согнуть металлическую конструкцию и высвободить лямку. Приземление прошло удачно. Чуть позже четверо (!) космонавтов не смогли разогнуть металлическую спинку, чтобы придать ей первоначальную форму. Четверо сильных здоровых мужчин на земле не смогли сделать то, что смог сделать один в воздухе.

Не только мужчины способны на сверхусилия в подобных ситуациях. Молодой парень ремонтирует автомобиль. Домкрат не выдерживает, и автомобиль придавливает его. Это видят его родители. Отец молодого человека, зная вес автомобиля и трезво оценивая ситуацию, бежит за помощью. Его мать в это время подбегает к автомобилю и руками (!) приподнимает машину. Стресс открыл ей доступ к неприкосновенному запасу сил.

Можно привести ещё много примеров, свидетельствующих о том, что человек в состоянии сильного стресса способен на гигантские мышечные усилия, которые недоступны для него в обычном состоянии.

Стрессовая реакция может спасти человеку жизнь. Но при условии, что угрожающую жизни проблему можно решить посредством физических (мышечных) усилий. Стресс - это реакция битвы или бегства. И он способен дать человеку сверхсилу во время сражения или сверхскорость при бегстве от опасности.

Если же битва или бегство для разрешения проблемы не нужны, стресс может оказаться губительным. Как правило, жизнь в условиях современной цивилизации изобилует именно такими проблемами. Стресс есть, но он не нужен. Стрессовое напряжение накапливается в организме и вызывает целый ряд неблагоприятных последствий. Именно поэтому навыки управления стрессом становятся всё более актуальными.

Можно выделить как минимум 4 группы симптомов стресса: физиологические, интеллектуальные, эмоциональные и поведенческие.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ:

    Стойкие головные боли, мигрень

    Головные боли

    Неопределенные боли

    Нарушение пищеварения

    Вздутие живота образующимися газами

    Запор или диарея

    Спазматические, резкие боли в животе

    Сердцебиения (ощущение, что сердце бьётся сильно, нерегулярно или часто)

    Чувство нехватки воздуха на вдохе

  • Судороги

    Утомление

    Подверженность аллергиям

    Повышенная потливость

    Сжатые кулаки или челюсти

    Обмороки

    Частые простудные заболевания, грипп, инфекции

    Возобновление болезней, имевших место ранее

    Быстрое увеличение или потеря веса тела

    Частое мочеиспускание

    Ощущение покалывания в руках и ногах

    Мышечное напряжение, частые боли в шее и спине

    Кожные сыпи

    Чувство комка в горле

    Двоение в глазах и затруднения при рассматривании предметов

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ СТРЕССА:

    Нерешительность

    Ослабление памяти

    Ухудшение концентрации внимания

    Повышенная отвлекаемость

    "Туннельное" зрение

    Плохие сны, кошмары

    Ошибочные действия

    Потеря инициативы

    Постоянные негативные мысли

    Нарушение суждений, спутанное мышление

    Импульсивность мышления, поспешные решения

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СИМПТОМЫ:

    Раздражительность

    Беспокойство

    Подозрительность

    Мрачное настроение, депрессия

    Суетливость

    Ощущение напряжения

    Истощенность

    Подверженность приступам гнева

    Циничный, неуместный юмор

    Ощущение нервозности, боязливости, тревоги

    Потеря уверенности

    Уменьшение удовлетворенности жизнью

    Чувство отчужденности

    Отсутствие заинтересованности

    Сниженная самооценка

    Неудовлетворенность работой

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ СТРЕССА:

    Потеря аппетита или переедание

    Плохое вождение автомобиля

    Увеличение проблем в семье

    Плохое распределение времени

    Избегание поддерживающих, дружеских отношений

    Неухоженность

    Антисоциальное поведение, лживость

    Неспособность к развитию

    Низкая продуктивность

    Склонность к авариям

    Нарушение сна или бессонница

    Более интенсивное курение и употребление алкоголя

    Доделывание работы дома

    Слишком большая занятость, чтобы отдыхать

Каждый симптом оценивается в один балл. Уровень стресса до 10 баллов считается приемлемым, более 10 - требующим принятия мер. При этом количество баллов от 20 до 30 указывает на высокий уровень стресса, а более 30 - на очень высокий.

Типичные симптомы экзаменационного стресса

Одним из довольно распространённых видов стресса является экзаменационный стресс. Так же как и в случае с «обычным» стрессом, симптомы экзаменационного стресса могут быть отнесены к одной из четырёх групп:

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ:

    усиление кожной сыпи

    головные боли

  • «медвежья болезнь» (диарея)

    мышечное напряжение

    углубление и учащение дыхания

    учащённый пульс

    перепады артериального давления

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СИМПТОМЫ:

    чувство общего недомогания

    растерянность

  • неуверенность

  • депрессия

    подавленность

    раздражительность

КОГНИТИВНЫЕ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ) СИМПТОМЫ:

    чрезмерная самокритика, сравнение своей подготовленности с другими в невыгодном для себя свете

    неприятные воспоминания о провалах на экзаменах в прошлом (своих или чужих)

    воображение отрицательных последствий неудачи на экзамене (исключение из вуза, лишение стипендии и т.п.)

    кошмарные сновидения

    ухудшение памяти

    снижение способности к концентрации внимания, рассеянность

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ:

    стремление заниматься любым другим делом, лишь бы не готовиться к экзамену

    избегание любых напоминаний об экзаменах

    уменьшение эффективности в учёбе в экзаменационный период

    вовлечение других людей в тревожные разговоры о предстоящих экзаменах

    увеличение употребления кофеина и алкоголя

    ухудшение сна

    ухудшение аппетита

Тревога и агрессия.

Реакция битвы или бегства - так часто называют стресс. В соответствии с этим определением можно выделить два вида стресса: стресс нападения и стресс бегства. Как правило, первый вид стресса сопровождается агрессивными эмоциями, второй - тревожными.

Эмоции агрессивного ряда:

    раздражение

  • возмущение

  • негодование

Эмоции тревожного ряда:

    чувство напряжённости

    обеспокоенность

    взволнованность

    озабоченность

    взбудораженность

    ощущение опасности, угрозы

    чувство замешательства

    чувство тревоги

    смятение

    растерянность

Любая из данных эмоций свидетельствует о более или менее сильном стрессе.

Когда болезнь уже развилась, справиться с ней бывает нелегко. Любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Эффективной профилактикой психосоматических заболеваний являются современные методы стресс-менеджмента.

Стрессовая реакция представляет собой довольно сложное явление. Она включает в себя и психологические, и физиологические механизмы.

Поэтому эмоциональный стресс может вызывать развитие целого ряда серьёзных болезней. Часто их объединяют под общим термином «психосоматические заболевания» (psycho - душа, soma - тело).

К психосоматическим заболеваниям относятся:

    иммунодепрессия (угнетение иммунитета)

  • крапивница

  • остеохондроз

    головная боль напряжения

  • болезнь Рейно

    ревматоидный артрит

    сенная лихорадка

    гипертоническая болезнь

  • ишемическая болезнь сердца

    атеросклероз

    сахарный диабет

    болезни щитовидной железы

    язвенная болезнь и др.

Психосоматические заболевания

Стресс и депрессия – две стороны одного процесса

Ю.В.Хмелевский

Депрессия это болезнь или состояние организма? Давайте попробуем разобраться в этом вместе. Медицина характеризует депрессию следующими симптомами:

    подавленное, угнетенное настроение, утрата интереса к близким, повседневным делам, работе;

    бессонница, раннее пробуждение по утрам или, напротив, чрезмерно долгий сон;

    раздражительность и беспокойство, быстрая утомляемость и упадок сил;

    отсутствие аппетита и похудание или иногда, наоборот, переедание и увеличение веса;

    неспособность сосредоточиться и принять решение;

    снижение полового влечения;

    чувство собственной бесполезности и вины, ощущение безнадежности и беспомощности;

    частые приступы рыданий;

    мысли о самоубийстве.

С другой стороны депрессию можно рассматривать как ответную реакцию на стресс. Со стрессами мы сталкиваемся практически постоянно, решая те или иные проблемы. Например, плохая отметка на экзамене или не сдача зачета вызывает стресс (сильные отрицательные эмоции) большей или меньшей степени. Мы можем испытывать стресс, стоя в длинной очереди, из-за трудностей на работе или проблем в семье, при отсутствии взаимной любви, когда хотим сделать многое, а времени для этого нет, когда имеются нереализованные возможности, ежедневный просмотр по телевизору криминальных историй и многие другие причины, перечень которых можно продолжить почти до бесконечности. И после стресса обязательно наступает ответная (защитная) реакция организма – состояние депрессии. В ответ на каждый даже самый маленький (незначительный) стресс организм отвечает адекватной депрессией. Но небольшие стрессы даже полезны организму. Они его постоянно тренируют, вводя в состояние активации или тренировки (по терминологии канадского ученного Ганса Селье). Чем больше стресс, тем сильнее (глубже) и продолжительнее состояние депрессии. По времени депрессия средней тяжести продолжается до двух недель. В тяжелых случаях (при сильных стрессах, например гибель близких людей) депрессия может продолжаться несколько месяцев и даже несколько лет. Вот почему обязательное поминание усопшего через 3, 9 и особенно 40 дней (“прощание с душой”) помогает вначале снизить стрессовое напряжение, а затем выйти из депрессивного состояния членов семьи, родственников и друзей. Во время стресса организм мобилизуется и максимально расходует свою энергии и направляя ее на защиту организма. После стресса организм находится в состоянии “разряженного аккумулятора”, истощения, т. е. депрессии, после чего начинается постепенное накапливание энергии (“подзарядка” организма) до момента полного восстановления сил и энергии. Процесс (продолжительность) депрессии или торможения организма во времени (продолжительность) приблизительно в три раза длиннее, чем время воздействия стрессовой ситуации (процесса возбуждения организма) и это надо учитывать при ликвидации последствий любого стресса, большого или самого маленького.

На графике приведены процессы (две кривые) возбуждения и торможения организма при разных стрессовых ситуациях. 1-ый график отражает реакцию организма на небольшой (малой амплитуды и продолжительности) стресс, с которым мы встречаемся повседневно. Кривая 2 отражает реакцию организма на сильный стресс. В отрицательной фазе организм наиболее энергетически ослаблен и на этом фоне могут развиваться различные болезни, особенно в периоды затяжной депрессии. По статистике до 70% обращающихся в поликлинику по поводу соматических заболеваний имеют ту или иную форму депрессии.

И так, “бомбардировка” организма малыми стрессами и защита небольшими и короткими по времени депрессиями это обычное состояние организма, привыкшего к постоянной защите от окружающей среды. Сильные стрессы, отнимают много энергии у организма и вызывают глубокую (на графике глубина депрессии отмечена отрезком ВС) и продолжительную депрессию (сильная заторможенность организма со значительным понижением активности). Организм постепенно накапливает энергию, стараясь вернуться к состоянию динамического равновесия, которое было у него до стресса, т.е. самовосстанавливается. Хотелось бы обратить внимание, что самое тяжелое и опасное для возникновения других болезней время для организма во время депрессии наступает не сразу после окончания действия стресса (точка А, для кривой 2), а спустя какое-то время, от конца действия стресса (точка В). На этом промежутке времени надо особенно следить за своим здоровьем. Можно сделать однозначный вывод, что причиной всякой депрессии (депрессивного состояния) является стресс. Депрессия – неспецифическая реакция организма на стресс. Небольшие депрессии, при слабых стрессах – обычное состояние организма, с которым организм, как правило, справляется самостоятельно. Сильные, глубокие депрессии, это уже болезнь и без помощи врача здесь уже не обойтись.

Как правило, у меланхоликов стрессовые реакции чаще всего связаны с возбуждением конституции, например тревогой или испугом, фобией или невротической тревожностью. У холериков – типичная стрессовая реакция – гнев. Вот почему они чаще страдают гипертонией, язвой желудка, язвенным колитом. У флегматиков под действием стресса снижается активность щитовидной железы, замедляется обмен веществ и может повышаться содержание сахара в крови, что приводит к преддиабетическому состоянию. В стрессовых ситуациях они “нажимают” на еду, в результате чего могут становиться тучными. Сангвиники со своей сильной нервной системой легче всего переносят стрессы.

В идеале, на любой стресс организм должен не реагировать совсем или с минимальной реакцией, но практически такого в жизни не бывает и чтобы достигать этого необходима упорная и длительная тренировка организма. Люди, не владеющие культурой здоровья, особенно молодежь стараются решить проблемы связанные со стрессами и депрессией с помощью наркотических веществ (самый быстрый, легкий и доступный путь для преодоления стресса или выхода из депрессии, но и самый вредный для здоровья). В последствии у них появляется зависимость (постоянная тяга) к таким наркотическим веществам как табак, алкоголь, марихуана, и так далее из которой без посторонней помощи уже невозможно освободиться. И эти проблемы из личностных постепенно переходят в государственные (борьба государства с наркомафией, лечение наркоманов и др.). Традиционная медицина решает эти проблемы своими не менее эффективными, но абсолютно безопасными для здоровья методами. И, чтобы снизить до минимума последствия стресса на организм она выработала определенные рекомендации и советы.

Стресс может вызывать депрессию. Это связано с тем, что при стрессе организм тратит свои резервы, а в послестрессовом периоде нуждается в восстановлении. Поэтому некоторая подавленность, угнетённость и нежелание что-либо делать являются вполне закономерными результатами стресса. Подобные эмоции препятствуют дальнейшей деятельности, что даёт организму возможность быстрее восстановить свои силы. В норме такое состояние бывает не сильно выраженным, длится недолго и после отдыха исчезает.

Однако слишком длительный или слишком тяжёлый стресс может привести к клинически значимой депрессии, которая требует квалифицированной помощи врача-психотерапевта или психиатра.

Как отличить нормальную послестрессовую депрессию, которая проходит самостоятельно, от патологической, которая требует медикаментозного или психотерапевтического профессионального вмешательства?

Это можно сделать с помощью следующих 10 вопросов:

    Чувствуете ли Вы угнетённость, подавленность, тоску?

    Утратили ли Вы способность испытывать удовольствие от тех занятий, которые Вас обычно радовали (работа, увлечения, чтение и т.д.)?

    Испытываете ли Вы постоянное чувство усталости и утраты энергии?

    Отмечаете ли Вы снижение уверенности и самооценки?

    Чувствуете ли Вы вину перед другими?

    Бывают ли у Вас мысли о том, что жизнь больше не имеет для Вас ценности?

    Испытываете ли Вы затруднения при сосредоточении внимания и принятии решений?

    Жалуетесь ли Вы на беспокойство или, напротив, чувство общей заторможенности?

    Страдаете ли Вы бессонницей или, наоборот, спите больше обычного?

    Отмечаете ли Вы снижение или повышение аппетита или веса?

Если Вы положительно ответили на любые два из первых трёх вопросов, общее количество положительных ответов четыре и более, эти симптомы не связаны с соматическими заболеваниями, и Вы отмечаете их у себя на протяжении двух и более недель, - вероятность диагноза «Депрессия» является довольно высокой. В этом случае было бы правильно обратиться к врачу-психотерапевту, психоневрологу или психиатру для уточнения диагноза и назначения эффективного лечения.

Реферат >> Психология

Стадии истощения характеризуется беспокойством, раздражительностью, депрессией . Переживаемый стресс отрицательно сказывается и на выполняемой... ее сотрудники. Если они подвержены стрессу , сверхчувствительности, депрессии и враждебным настроениям, то это...

Статья посвящена проблеме стресса. Стресс составной частью жизни каждого человека, его нельзя избежать. Но стрессовые воздействия не должны превышать приспособительные возможности человека.

  • Стресс и его особенности. Способы психической саморегуляции
  • Стресс и его особенности. Способы и приемы психической саморегуляции

Стресс, как известно, в современном мире касается каждого из нас без исключения. Так как человек в мирской суматохе не способен противостоять напряжению, который выражается в особых ситуациях жизни, вызванные множеством по своей природе причин. Что же на самом деле представляет собой стресс в научном представлении?

Стресс – обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его – может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда встаем, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность или бессонницу во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций

Любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс, т.е. стать стрессором. Стрессорами могут быть самые разнообразные факторы: микробы и вирусы, различные яды, высокая или низкая температура окружающей среды, травма и т.д. Но оказывается, что такими же стрессорами могут быть и любые эмоциогенные факторы, т.е. факторы, влияющие на эмоциональную сферу человека. Это все, что может нас взволновать, несчастье, грубое слово, незаслуженная обида, внезапное препятствие нашим действиям или стремлениям.

Стрессовые ситуации возникают как дома, так и на работе. С точки зрения управления, наибольший интерес представляют организационные факторы, которые вызывают стресс на рабочих местах. Знание этих факторов и уделение им особого внимания поможет предотвратить многие стрессовые ситуации и повысить эффективность управленческого труда, а также достичь целей организации с минимальными психологическими и физиологическими потерями персонала. Ведь именно стресс является причиной многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью человека, тогда как здоровье – одно из условий достижения успеха в любой деятельности .

Как выявить стресс?

Признаки стрессового напряжения
  • Невозможность сосредоточиться на чем-то.
  • Слишком частые ошибки в работе.
  • Ухудшается память.
  • Слишком часто возникает чувство усталости.
  • Очень быстрая речь.
  • Мысли часто улетучиваются.
  • Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка).
  • Повышенная возбудимость.
  • Работа не доставляет прежней радости.
  • Потеря чувства юмора.
  • Резко возрастает количество выкуриваемых сигарет.
  • Пристрастие к алкогольным напиткам.
  • Пропадает аппетит, вообще потерян вкус к еде.
  • Невозможность вовремя закончить работу .
Причины стрессового напряжения
  • Гораздо чаще вам приходится делать не то, что хотелось бы, а то, что нужно, что входит в ваши обязанности.
  • Вам постоянно не хватает времени - не успеваете ничего сделать.
  • Вас что-то или кто-то подгоняет, вы постоянно куда-то спешите.
  • Вам начинает казаться, что все окружающие зажаты в тисках какого-то внутреннего напряжения.
  • Вам постоянно хочется спать – никак не можете выспаться.
  • Вы видите чересчур много снов, особенно когда очень устали за день.
  • Вы много курите.
  • Потребляете алкоголя больше, чем обычно.
  • Дома, в семье, на работе у вас постоянные конфликты.
  • Постоянно ощущаете неудовлетворенность жизнью.
  • Влезаете в долги, даже не зная, как с ними расплатиться.
  • У вас появляется комплекс неполноценности.
  • Вам не с кем поговорить о своих проблемах, да и нет особого желания.
  • Вы не чувствуете уважения к себе – ни дома, ни на работе .

Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Исследования показывают, что к физиологическим признакам стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличностным и сексуальным отношениям и др..

Итак, причин возникновения стрессов бесчисленное множество и выйти из стресса можно только одним путем: не думать и беспокоиться о том, что произошло, а думать о том, что нужно сделать для того, чтобы разрешить ситуацию, о том, что делать дальше. Это очень правильная позиция, здесь вы не теряете свои жизненные силы, без конца «пережевывая» неприятное событие. Что случилось, уже случилось, и изменить мы его не можем, мы только можем смотреть вперед, получить новый взгляд на жизнь и всегда научиться выходить из сложных ситуаций победителем .

10 секретов борьбы со стрессом

Секрет 1. Убежденность в том, что ситуация под контролем

Никто не застрахован от внезапных (приятных или не очень) событий, влекущих за собой изменения привычного уклада жизни. Но, по большому счету, только мы в ответе за наш собственный распорядок. Другие люди и внешние обстоятельства в большинстве случаев ничего не решают. Ощущение контроля над происходящим – это то, что необходимо для душевного спокойствия.

Вы считаете, что вашей жизнью управляет кто-то другой? Тогда вам гарантирован стресс. Конечно, если у вас авторитарные родители, упрямый друг сердца или неуравновешенный босс, сложно считать себя кузнецом своего счастья. Постарайтесь избежать амплуа жертвы. Научитесь ежедневно находить время только для себя. Вы не можете изменить других людей, но спланировать ваш собственный день – реально.

Секрет 2. Оптимизм...

Всем известна шутка, что один и тот же стакан воды может быть полупустым для пессимиста и наполовину заполненным – для оптимиста. Выбор спокойной и счастливой женщины очевиден: позитивный взгляд на вещи. Кому-то он дается от природы, а кому-то приходится его формировать. Ситуация складывается в нашу пользу, если мы делаем все то, что считаем нужным. Так почему же мы позволяем страху перед потенциальным провалом возобладать над надеждой на лучшее? А страх неудачи порождает стресс.

Секрет 3....и одновременно реализм

Очень полезно повторять себе, что все будет хорошо. Но бормотать это, закрыв глаза и направляясь прямиком в канализационный люк, – неразумно. Увы, но слепой оптимизм – не панацея. Иногда лучше принять обстоятельства и терпеливо переждать неблагоприятную ситуацию.

Это вовсе не значит, что те, кого стресс обходит стороной, не хотят и не умеют мечтать. Ничего подобного! Они делают это «профессионально»: разрабатывают планы действий и могут посмеяться над наивностью собственных заблуждений. Верно и то, что эти люди, взявшись за осуществление плана А, всегда держат в голове запасной план Б.

Секрет 4. Способность видеть всю картину целиком

Если хотите избавиться от стресса – не переживайте по мелочам. Проблема, от которой и следа не останется через пару месяцев, попросту не стоит ваших нервов. Надо научиться расставлять приоритеты, в том числе эмоциональные. Всегда старайтесь утром оценить предстоящий день и выбрать самые важные дела. Когда вас что-либо будет сильно отвлекать, спросите себя: «С толком ли я трачу время?».

Ответили «Нет» – отложите до лучших времен решение проблемы, предварительно оценив ее масштаб. Например, если в разгар работы вам звонит знакомая, вежливо скажите ей, что лучше поговорить в более удобное время. Но если у подруги случилось что-то очень важное – настоящее несчастье или, наоборот, радостное событие, – тогда разговор может оказаться действительно очень значимым делом.

Секрет 5. Не обещать ничего лишнего

Часто мы сами обеспечиваем себе стрессы. Одна из распространенных ошибок – говорить людям то, что они хотят услышать, а не то, что соответствует вашим возможностям. Так можно наобещать столько, что выполнить все это просто невозможно.

Вы не справляетесь с заявленным объемом, и стресс удваивается – ведь вы подводите людей. Выход прост: учитесь обещать меньше, чем в состоянии сделать. Вот увидите, друзья обрадуются, если вы, хотя и с опозданием, приедете на вечеринку – ведь вы сказали, что вообще не успеете. Будет доволен и ваш начальник, если вы закончите отчет днем раньше, а не неделей позже.

Секрет 6. Контакты с людьми

Сотни психологических исследований говорят о том, что в результате общения при условии доброжелательного настроя сторон стабилизируется сердечный ритм и снижается кровяное давление, а значит, люди становятся более спокойными. Поэтому поддерживайте добрые отношения с окружающими. И при этом не будьте всегда только жилеткой, в которую все плачутся, – сами ищите поддержки, когда вам плохо.

Секрет 7. Укрепление здоровья

Стресс, вызванный какими-либо заболеваниями, бывает довольно сильным и при этом действует исподтишка. Не стоит недооценивать мелкие неполадки в работе вашего организма, пообещав себе заняться ими, как только кончатся «трудные времена».

В правила борьбы с депрессией входит поддержка и подпитка нервной системы. Селен, а также антиоксиданты и витамины группы B хорошо дополнят любой витаминный комплекс, особенно если у вас напряженный период. Но они, конечно, не заменят двух основных составляющих здоровой жизни без стресса - сна и правильного питания.

Секрет 8. Беречь свою энергию

Защищайте свою энергетику от внешних вторжений. Нас окружают энергетические «черные дыры»: те, кто вечно раздражены и недовольны жизнью, не находят лучшего занятия, кроме как пытаться затащить вас в их скорбный мир. Вы хорошо знаете таких людей. Держитесь подальше от энергетических вампиров, но если столкновений избежать не удается, то старайтесь отгородиться от их негативного влияния. Если вы даже мысленно возведете вокруг себя защиту из белого сияния, то потеряете меньше сил. И, может, даже зарядите своей позитивной энергией несчастного «вампира».

Секрет 9. Гибкость

Желая достичь определенных результатов, меняйте всё – и даже собственное поведение. Гибкость – очень важная черта для борьбы со стрессом. Например, если вы не можете переспорить вашего коллегу, хотя, и уверены, что правы, попробуйте для разнообразия прислушаться к его аргументам. Во-первых, в них наверняка есть здравый смысл, во-вторых, проследив за ходом мыслей оппонента, вы поймете, где он ошибся, и вам будет легче направить его рассуждения в нужное русло. А в-третьих, когда слушаете вы, то стараются слушать и вас.

Секрет 10. «Смотреть далеко вперед!»

Что бы ни случилось, не принимайте ничего на свой счет и не ищите собственной вины. Вместо того чтобы заниматься самобичеванием, постарайтесь вынести урок из сложной ситуации, в которую вы попали. Не опускайте рук и спрашивайте себя: «Почему это случилось именно сейчас? Что я могу сделать, чтобы обернуть все в свою пользу?». Возможно, в ближайшей перспективе вы не найдете ответов на эти вопросы. Но тот факт, что ваши мысли позитивны, обеспечивает вам будущее без стрессов .

Список литературы

  1. Алиев Х.М., Метод ключ в борьбе со стрессом [Текст]: учебник / Х.М. Алиев, - Ростов-н /Д.: Феникс, 2013 г. – 320 с.
  2. Игебаева Ф.А., Гумерова Л.У. Преодоление стресса как условие стабильности общества. В сборнике: Социально-экономические аспекты развития современного государства. материалы IV Международной научно-практической конференции. 2014. с. 94-95.
  3. Игебаева Ф.А. Синдром профессиональной деформации личности.
  4. В сборнике: общество в эпоху перемен: формирование новых социально-экономических отношений материалы VII Международной научно-практической конференции. 2015. с. 14-15.
  5. Игебаева Ф.А. Значение социально-психологического фактора в развитии предприятий АПК.// Проблемы и перспективы устойчивого развития АПК. Материалы научно-практической конференции. Саратов, 2011. – С.109 – 110.
  6. Бороздина Г.В. Психология и этика делового общения: Учебник для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, 2012. – 463с.
  7. Игебаева Ф.А. Проблема моббинга и профессиональная карьера // Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития. Материалы Международной научно-практической конференции; ТОМ 1., в 2-х томах. Курск, 2011. С. 118 – 119.
  8. Игебаева Ф.А. Работоголизм и синдром профессионального выгорания // Теоретические и прикладные проблемы науки и образования в 21 веке. сб. науч.тр. по мат-лам Международной научно-практической конференции. Часть 8. – Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2012. С. 64 – 65.
  9. Морозов А.В. Деловая психология. Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. СПб.: Изд-во «Союз», 2002. – 576 с.
  10. Игебаева Ф.А. Деловые коммуникации: практикум. – Уфа: Башкирский ГАУ, 2013. – 176 с.
  11. Игебаева Ф.А. Искусство управлять людьми - самое трудное и высокое из всех искусств в сборнике: Science, technology and life - 2014 proceedings of the international scientific conference. editors v.a. iljuhina,v.i. zhukovskij, n.p. ketova, a.m. gazaliev, g.s.mal". 2015. с. 1073-1079.
  12. Игебаева Ф.А. Влияние социально-психологического фактора на создание благоприятного климата в коллективе. В сборнике: Современное научное знание: теория, методология, практика Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции в 3-х частях. ООО «НОВАЛЕНСО». 2016. С. 54-55.