«Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада». Родительское собрание. Родительское собрание "речевое развитие ребенка" Родительское собрание по речевому развитию в доу

Наталья Якишина
Родительское собрание «Развитие речи детей»

Родительское собрание

«Развитие речи детей »

1 часть : «Совсем немного науки»

Как говорил, Сократ : «Заговори, чтобы я тебя увидел»

Правильная, выразительная речь - портрет человека.

Речь- это не прирожденный дар. Все начинается с детства…

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро : быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы . Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития : одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство .

Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития . Но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат , сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. (пример, Мауги)

Чтобы у ребенка появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь , нужна речевая среда. Однако и этого еще недостаточно. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, близкими.

В зависимости от формы общения речевая деятельность делится на :

Устную речь (говорение и слушание) ;

Письменную речь (письмо и чтение)

Наше собрание посвящено развитию устной речи детей , а именно умению слушать (формированию фонематических процессов)

С самого рождения ребенка окружает множество звуков : скрип снега, шум ветра, дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и т. д.

Умение сосредоточится на звуке - очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слышать и понимать речь. Известно, что дети обучаются речи со слуха .

Для того, чтобы ребенок научился чисто и ясно произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом (говорить выразительно, там, где необходимо, менять громкость и скорость речи , он должен научиться напрягать слух, улавливать и различать звуки.

Работа по развитию речи ребёнка в д /с осуществляется в разных видах деятельности : на занятиях по развитию речи , а также и на других занятиях (музыкальном занятии)

и вне занятий – в игровой и театральной деятельности и в повседневной жизни.

2 часть Предлагаем отправиться в путешествие по стране «развитие речи »

Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей .

1. А вот и наша станция - «Творческая»

Подберите признаки к словам :

Снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий, мягкий, липкий, красивый, блестящий, и т. д.)

Человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный, умный, веселый, улыбчивый, красивый, мудрый, отзывчивый и т. д.)

Ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий, теплый, легкий, освежающий, ледяной, могучий, свежий и т. д.)

Небо (высокое, далекое, низкое, ясное, серое, темное, черное, ночное, звездное, голубое, синее, воздушное и т. д.)

Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей .

Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо ли вы знаете сказки, мы сейчас проверим…

2. А вот и наша новая станция - «Сказочная»

(загадки про сказки, нужно догадаться, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать).

1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть…

2)Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся : мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна!

3)Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул!

4)Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком – я и разбилось!

И тут вы справились, сразу видно, что с детьми вы сказки читаете!

Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил : «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы активируем речь.

3) А вот и наша станция «Наши руки не знают скуки»

1этап. - Массаж. Массируя пальцы активизировать работу внутренних органов.

Большой - отвечает за голову;

Указательный - желудок;

Средний - печень;

Безымянный – почки;

Мизинец – сердце.

1)растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью.

2)потереть ладони, похлопать.

Пальчиковая гимнастика «Пальчики»

Этот пальчик - самый толстый, самый толстый и большой,

Этот пальчик для того,чтоб показывать его,

Этот пальчик - самый длинный и стоит он в середине,

Этот пальчик - безымяный, этот - балованный самый,

А мизинец, хоть и мал, но и ловок, и удал.

Пальчиковая гимнастика «Дружная семья»

Пальцы - дружная семья.

Друг без друга им нельзя. (Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их) .

Вот большой! А это - средний.

Безымяный и последний - наш мизинец, малышок!

У-у-у! Указательный забыли.

Чтобы пальцы дружно жили, (Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху)

Будем их соединять и движенья выполнять.

(Каждый палец руки соединяем поочередно к большому) .

2этап – Пальчиковые игра с аудио сопровождением.

Раз, два, три, четыре, пять - тело будем изучать.

Вот спина, а вот животик,

Ножки. Ручки,

Глазки, Ротик, Носик,

Ушки, Голова,

Показать успел едва

4) И последняя станция «Игровая»

(игры для формирования звукопроизношения)

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей , так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи , а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры.

Речевая игры :

1. «Насос»

Давайте представим, что мы взяли насос и попробуем накачать велосипедные шины. Родители , подражая действию насоса произносят звук «С-С-С…» .

2. «Вьюга» «Вьюга начинается» - дети тихо говорят «У-У-У…» ; по сигналу : «сильная вьюга» - говорят громче; по сигналу- «вьюга кончается говорят тише; по сигналу «вьюга кончилась» - замолкают.

Игра с движением

3. «Самолет» :

Ручками хлоп-хлоп,

Ножками топ-топ,

Ручки все подняли

И дружно отпустили

И сели все в волшебный самолет

Мотор гудит Ж-Ж-Ж-Ж-Ж

А самолет летит У-У-У-У-У

А теперь игры на формирование фонематического слуха.

1. «Звуковые бочонки»

Педагог поочередно трясет каждый бочонок, а родители определяют где звук тише, а где громче. Потом родители ищут парные бочонки .

2. «Волшебный мешочек»

Речевая игра «Прогулка в лес»

Чистоговорки :

Уп, уп, уп – мама варит суп (зв. П.)

БЫ, бы, бы –идёт дым из трубы (зв. Б)

«Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из теста испёк спозаранку» (зв. П-б)

«Жа- жа –жа, есть иголки у ежа»

«Жу-жу-жу молоко дадим ежу»

«Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки»

Просим Вас обращать внимание на информацию для родителей , по каждой лексической теме недели, и не просто смотреть, а дома с детьми закреплять все игры и пальчиковые гимнастики, разговаривать больше с детьми, расспрашивать (выводить детей на диалог , чем они занимались в детском саду, в какие игры играли, спрашивать по поводу занятий (смотрите на стенде расписание занятий в этот день и спрашивайте, чем они занимались! Очень важно закрепление дома всего того, чем мы занимаемся с ними в саду. Только совместная сплоченная работа наша –ваша и детей , даст положительные результаты! Мы думаем ВЫ все в этом заинтересованы!

Родительское собрание. Тема: «Влияние речи взрослого на развитие речи ребенка»

(практический материал для развития связной речи ребенка)

Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.
Первые три года жизни, когда дети в большинстве случаев воспитываются дома, являются решающими в развитии речи. Уже с грудного возраста малыши прислушиваются к звукам, наблюдают за движениями губ матери и отца, радуются, узнавая знакомые голоса. С самого первого дня они впитывают в себя звуки речи, собирают и накапливают слова. Так постепенно ребенок развивает свой пассивный запас слов, которым позднее начинает активно пользоваться.
В наше время развитие средств массовой информации сильно сократило общение друг с другом во многих семьях. Однако даже самые лучшие детские передачи или кассеты не могут заменить общения родителей со своими детьми. Оно было и остается важнейшим условием развития у ребенка нормальной речи.
Речь ребенка не является врожденной способностью, а формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка.
Роль общения в развитии ребенка велика. Общение возникает ранее других процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на психическое развитие ребенка, формирует личность в целом и, главное, способно ускорять ход развития ребенка, то есть общение значимо для всестороннего развития ребенка.
Речь является важнейшей социальной функцией: она формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка.
Социальное окружение стимулирует речевое развитие и дает образец речи. Для обмена информацией между ребенком и окружающими людьми используются сигналы или знаки: вначале невербальные, а затем основное значение постепенно приобретает речевая (вербальная) коммуникация. Это способствует развитию навыков общения со сверстниками, развивает возможность совместной игры, что имеет большое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка.
Необходимым условием развития речи детей является образец для подражания. Если ребенок растет среди глухонемых, он, имея слух, останется немым, так как он будет лишен возможности воспринимать образец речи для подражания. Дети учатся говорить так, как говорят окружающие их взрослые, речи которых они подражают. Но так как задача детского сада заключается в том, чтобы дети овладели правильной речью, то важно, чтобы примером для подражания им служил правильный литературный язык. В первую очередь воспитатель должен давать детям такой образец. Это важно потому, что ребенок много времени проводит в детском саду в общении с воспитателем; по своему положению воспитатель пользуется авторитетом у детей, кроме того, пример самого воспитателя - один из приемов педагогического воздействия.
Ребенок в детском саду так же разговаривает с няней, медицинской сестрой и другими сотрудниками детского сада. Речь их также должна быть грамотной, приветливой, вежливой.
Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Так как она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании.

По окончанию родительского собрания родителям раздаются памятки по развитию словарного запаса у детей дошкольного возраста с примерными играми для развития связной речи.

Веркеева Татьяна
Родительское собрание на тему «Познавательно-речевое развитие детей в условиях семьи и детского сада»

Цель : активизировать взаимодействие родителей и воспитателей с целью развитие речи детей .

Задачи :

Раскрыть значимость речевого развития в жизни ребенка ;

- Познакомить с понятием «Речевая среда» ;

Привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье ;

Форма проведения : «Круглый стол» .

План проведения :

1. Вступительная часть.

1. Приветствие родителей , знакомство с темой «Круглого стола» .

2. Педагогический всеобуч «».

2. Основная часть.

1. Интерактивная игра с родителями «Играем в прилагательные» .

2. Игра – обсуждение.

3. Разминка «Наши руки не знают скуки» .

4. Диалог с родителями «Вопрос –ответ» .

3. Заключительная часть.

Подведение итогов.

1. Вступительная часть.

(Родители сидят за столами , поставленными по кругу)

Воспитатель : Добрый вечер, уважаемые родители ! Мы рады встречи с вами, так как семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка , семья является источником , который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, дает ребенку первые знания и умения. Только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребенка и предлагаем поучаствовать в работе «круглого стола» посвященного вопросам развитие речи ребенка в условиях семьи . Мы сегодня не просто будем заслушивать выступление воспитателей, а сами принимать активное участие в обсуждении вопросов, высказывать свое мнение, делиться опытом.

Любая встреча начинается со знакомства. Мы предлагаем Вам познакомиться поближе и сыграть в незатейливую игру, которая так и называется «Знакомство» . Я предлагаю Вам передавая друг другу волшебное сердечко, поприветствовать соседа справа, называя своё имя и стараясь назвать как можно больше черт характера человека, которые начинаются на букву Вашего имени, например : «Здравствуйте! Я рада Вас видеть, меня зовут Светлана, я серьёзная, справедливая, самостоятельная, способная, сосредоточенная, самодостаточная и т. д». Участник, назвавший более 3-х слов, получает жетон.

Уважаемые родители ! Эта игра позволила нам не только познакомиться друг с другом , но и предоставила возможность акцентировать Ваше внимание на таком важном аспекте, как пополнение словарного запаса наших детей . Подобные игры можно использовать ежедневно, дома или во время прогулки. Предлагайте детям разные задания подобного типа, например, сегодня мы соревнуемся, кто больше назовёт слов на букву «Р» и т. п. Предлагайте детям играть в Балду, Буриме и др. игры, стимулирующие детей к обогащению своего лексикона.

Педагогический всеобуч

«Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада .

Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи.

На наш взгляд, самая сложная и большая проблема в развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста – научить связно и выразительно говорить. Очень важно помочь ребенку овладеть этим прекрасным даром.

Что же такое умение говорить? Ребенок в повседневной жизни, общаясь со сверстниками и взрослыми, говорит очень много. Однако, когда ему предлагают : «Расскажи, что интересного ты увидел в зоопарке, цирке? Перескажи сказку, рассказ?», сразу возникают трудности. Ребенок не умеет видеть и понимать основной сюжет, определять главных героев, основное действие, место действия, время и место происходящего события, не может четко сформулировать вопрос и ответить на него. Его речь становится эпизодической, неполной.

К 5 - 6 годам современный ребенок должен овладеть всей системой родного языка : уметь полно и последовательно излагать свои мысли, легко строя сложные развернутые предложения , логически обосновывая свои высказывания, свободно пересказывать рассказы и сказки, описывать произошедшие события, правильно произносить все звуки и многосложные слова.

Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи : создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.

В формировании речи ребёнка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги . И от того, как мы говорим, сколько внимания уделяем речевому общению с ребёнком, во многом зависит его успех в усвоении языка.

Речь - форма общения. Каждый человек рождается лишь со способностью к речи, и эту способность нужно развивать . А развивать ее можно специальными средствами :

Речь ребенка совершенствуется в процессе общения с взрослыми и сверстниками;

Речевая среда - определенные условия , созданные вокруг ребенка, способствующие речевому развитию ;

Речь взрослых, окружающих ребенка;

Игры с пальчиками;

Художественная литература;

Именно эти средства речевого развития ребенка в домашних условия мы подробно разберем.

2. Основная часть.

Родители делятся на две команды.

Интерактивная игра «Играем в прилагательные» .

Вам надо проявить творчество и подобрать хотя бы по 5 слов – признаков к следующим словам :

Снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т. д.) ;

Человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.) ;

Ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.) ;

Дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.) ;

Луна (яркая, растущая и т. д.) .

Игра –обсуждение.

У каждой команды лист бумаги и ручка

Воспитатель : Переходим к следующему вопросу. Когда мы озвучивали средства развития речи ребенка , прозвучало такое понятие как «Речевая среда» . Следующий вопрос : «Что такое речевая среда в домашних условиях - просим команд подумать и записать ответ на этот вопрос на листе.

В итоге воспитатель обобщает ответы команд.

Сегодня я хочу поговорить о том, как организовать дома развивающую речевую среду .

Здесь можно выделить несколько ключевых моментов.

1. Комната ребенка – развивающий речевой центр . Что может быть в комнате, чтобы можно было сказать, что это организованная речевая среда?

Во-первых, необходимо расположить на удобном для ребенка уровне различные плакаты. Это могут быть покупные плакаты или нарисованные, или распечатанные вами дома на принтере. В комнате должны быть фотографии родственников ребенка, которых он знает и может узнавать на этих изображениях.

Во-вторых, в комнате должны быть разнообразные игрушки на развитие мелкой моторики , которые способствуют и развитию речи . И у ребенка должна быть возможность взаимодействовать с этими игрушками, использовать их в те моменты, когда у него есть к этому желание, то есть они должны быть всегда в прямом доступе. Это то, что касается формирования среды для самостоятельных занятий и игр ребенка.

2. Создание поводов для речевого взаимодействия с ребенком.

Повод для речевого взаимодействия с ребенком – то, за что должен цепляться ваш взгляд, когда вы с ребенком играете или просто находитесь дома. Это могут быть какие-то вещи, предметы, которые будут вызывать у ребенка интерес, а у вас – желание поговорить с ребенком об этом предмете, рассказать что-то интересное, как-то обыграть данный предмет в вашем разговоре. Это могут быть :

Фотографии

Картинки

Игрушки

Фигурки

Статуэтки

Любые предметы, которые могут заинтересовать ребенка и будут для него безопасны, поскольку помимо того, что вы об этих предметах поговорите, вам придется (и нужно это сделать) дать этот предмет ребенку для ощупывания и изучения, чтобы слова, которые вы произносите, запомнились лучше.

3. Стихи, потешки, загадки к повседневным делам.

Чрезвычайно полезны потешки и другие стихотворные тексты, сопряженные с деятельностью, которой вы сейчас вместе с ребенком занимаетесь. Если вы собираетесь на прогулку, вы рассказываете стишок, потешку, загадку – все что угодно – в стихотворном формате, связанное с этим действием.

Если вы умываетесь – рассказываете про умывание, если вы кушаете – рассказываете про еду. Такие стихи лучше разучивать наизусть, потому что в этом случае вы сможете рассказывать эти стихотворения, потешки с большей выразительностью, большей интонационной окраской, уделять больше внимания именно артикуляции, нежели чтению текста.

Можно распечатать эти потешки или написать их от руки и развесить в удобных для вас местах, там, где они попадутся вам на глаза и там,где вы сможете их прочитать как раз в тему действий , которые сейчас происходят с ребенком. Умывание – в ванной на зеркало, про одевание – на шкафчик, где лежат вещи ребенка для прогулки и т. д. Можно также подыскать какие-то короткие стихотворения известных детских авторов про домашние предметы и игрушки ребенка и тоже наклеить куда-то эти стихи, чтобы вы постоянно читали их ребенку вслух и запоминали вместе с ним. Со временем вы сможете использовать прием договаривания.

Разминка «Наши руки не знают скуки» . Многие специалисты считают, что на развитие речи ребенка особое внимание оказывается развитие рук , особенно пальцев. Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил : «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развития мозга » (предложить родителям поиграть в пальчиковые игры) .

Диалог с родителями «Вопрос- ответ» .

Воспитатель : Еще один важный вопрос, на который хотелось бы остановить ваше внимание, это знакомство детей с произведениями художественной литературы в домашних условиях . Просим вас ответить на несколько вопросов.

1. Любит ли ваш ребенок слушать произведения худ. литературы?

2. Есть ли любимые произведения у вашего ребенка?

3. Как часто вы читаете своему ребенку?

4. Обсуждаете прочитанное, рассматриваете с ним иллюстрации?

5. С какими произведениями вы предпочитаете знакомить своего ребенка (сказки, рассказы, стихи и т. д.) .

6. Как вы считаете, нужно ли вообще знакомить ребенка с художественной литературой?

Воспитатель : детская книга рассматривается как важное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Чтение детских книг для детей является любимым занятием.

Это способствует развитию речи . Из книг ребенок узнает много новых слов и образных выражений. Поэтому произведения детской художественной литературы должны стать неотъемлемой частью жизни ребенка.

Мы предлагаем вам, уважаемые родители , познакомится с памяткой «Как читать детям»

1. Перед прослушиванием худ. произведения необходимо убрать из поля зрения ребенка все то, что может помешать ребенку слушать рассказ или сказку.

2. Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастом и индивидуальными способностями ребенка.

3. Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать, делать логическое ударение в нужных местах, соблюдать паузы.

4. Показывайте ребенку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст.

5. Во время чтения не отвлекаться на посторонние дела. Помните, что дети способны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около 15 минут.

6. Обязательно задайте вопрос по прочитанному.

7. Прививайте ребенку любовь к книге, бережное отношение к ней.

3. Заключительная часть.

Подведение итогов.

Анкета обратной связи

Уважаемые родители ! Для улучшения качества работы по формированию речевой компетентности дошкольников просим Вас ответить на вопросы анкеты.

1. Насколько полезным для себя Вы считаете данное мероприятие___(1-10 б.)

2. Изменилось ли Ваше представление о понятии «речевое развитие ребёнка (да, нет, не знаю) .

3. Считаете ли Вы, что родители должны принимать активное участие в формировании речевой компетентности дошкольников (да, нет, не знаю) .

4. Если Ваш ответ на вопрос № 4 - «Да» , то выберите, пожалуйста, те виды родительской деятельности , которые Вы считаете необходимыми для развития речи ребёнка :

Ежедневное чтение книг;

Использование игр для развития мелкой моторики ;

Ежедневные беседы с ребёнком на интересующие его темы и темы, важные для его развития ;

Иное (указать) .

Уважаемые родители , на этом работа «Круглого стола» по вопросам речевого развития детей в условиях семьи подходит к концу . Мы благодарим вас за активное участие в нашем мероприятии и просим оценить его полезность. Если вам понравилось и вы взяли для себя что-то полезное из полученной информации на собрании положите в корзину зеленый кружочек, если не понравилось и ничего полезного вы не услышали на собрании положите красный кружочек в другую корзину. (родители раскладывают кружочки) .

До свидание, до скорой встречи!

Цель: формирование у родителей представления о понятии «речевое развитие ребенка» и способах повышения уровня этого развития.

  1. Информировать родителей об аспектах речевого развития ребенка.
  2. Сформировать представление об основах конструктивных детско-родительских отношений.
  3. Познакомить родителей с формами логопедической работы, которые необходимо использовать при индивидуальной работе с ребенком дома.
  4. Пополнить педагогический арсенал родителей, способствовать повышению их речевой культуры.

Используемые технологии:

Квест-технология;

— ТРИЗ-технология;

— игровые технологии;

— мини-лекция;

— психологические, трениговые упражнения;

— элементы мастер-класса;

— ИКТ-технологии (видеофильм, презентация);

Форма проведения родительского собрания: квест-игра.

Продолжительность мероприятия: 1,5 часа.

Количество родителей в квест- группах — 6-8 чел.

Количество квест- групп – 3

Продолжительность работы станций – 20 мин.

Предварительная работа:

Подготовить:

  • необходимое мультимедийное оборудование для показа презентации и видеофильма, микрофон, аудиоаппаратура для музыкального оформления;
  • листы регистрации;
  • разноцветные жетоны для распределения участников родительского собрания на квест-группы;
  • анкеты для родителей: экспресс-диагностика, анкета обратной связи;
  • необходимые материалы и оборудование для обеспечения работы станций квест-игры;
  • призы для награждения;
  • выставку литературы по развитию речи детей.
  • пригласительные билеты для родителей.

Сценарный план родительского собрания.

Этапы Цель этапа Инструмента-рий педагога по достижению цели Раздаточ-ный материал Деятельность родителей Планируемый результат
Вводный Сформировать у родителей представление о понятии «речевая компетент-ность ребенка» Анкетирова-ние, мини-лекция, презентация анкеты Заполнение анкет, просмотр презентации Выявление уровня родительской компетентности в ходе экспресс-диагностики, ознакомление родителей с содержанием темы собрания.
ОсновнойКвест-игра Выработать у родителей основополагающие навыки конструктивного речевого взаимодействия с ребенком, способствующее развитию его речевой деятельности. Квест-задания, деловые игры, элементы мастер-класса с выполнением практических заданий Карточки с заданиями Выполнение квест-заданий, участие в мастер-классе Формирование представлений о построении конструктивного взаимодействия с ребенком, направленного на формирование следующих основных аспектов его речевой компетентности:

— лексико-грамматическая;

— фонетико-фонематическая;

— коммуникативная

Заключи-тельный Получение обратной связи. Подведение итогов Круглый стол. Вручение наград победителям Грамоты, памятки, призы Обмен мнениями, формулировка запросов для дальнейшего взаимодействия Оптимизация процесса детско-родительского и психолого-педагогического взаимодействия.

Ход родительского собрания.

  1. Регистрация участников родительского собрания и организация начала мероприятия:

— родители заполняют лист регистрации;

— получают:

  • программки родительского собрания с названием станций и обозначением места работы станций;
  • разноцветные жетоны для распределения по группам;
  • анкету обратной связи;

— родители приглашаются в актовый зал образовательной организации;

— в зале звучит спокойная музыка, на экране слайд с темой родительского собрания и сведениями об организаторах мероприятия.

  1. Вступительное слово ведущего.

Уважаемые родители! Мы рады видеть Вас на нашей встрече, посвященной проблемам развития речи дошкольников. Семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребенку первые знания и умения. Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретается в семье. То, что делает семья по развитию речи дошкольника, имеет огромное значение для всей его последующей жизни. Только совместными усилиями родителей и педагогов мы можем решить проблемы в речевом развитии детей.

Сегодня мы предлагаем Вам поучаствовать в квест-игре на тему: «Родительская компетентность в вопросах речевого развития современных детей». Квест-игра будет проходить в виде путешествий по различным станциям. Последовательность станций размещена в маршрутных листах у руководителей групп. Распределение в группы осуществляется по цвету жетонов, которые Вы получили при регистрации.

Уважаемые родители! Мы предлагаем сформированным группам отправиться в увлекательное путешествие! В ходе работы на станциях просим Вас заполнить анкету обратной связи (можно заполнить в ходе работы Круглого стола).

По окончании работы станций приглашаем Вас в актовый зал для поведения итогов и награждения победителей.

  1. Подведение итогов. Награждение победителей.

Станции для квест-игры.

I станция. «Все начинается с любви…»

Цель: Сформировать у родителей представление о понятии «конструктивное взаимодействие с ребенком».

Ход станции.

Уважаемые родители!

Мы рады вас приветствовать и благодарны вам за то, что вы нашли время и вас есть желание помочь вашим детям в их речевом развитии.

Позвольте начать нашу встречу с известного стихотворения Р. Рождественского «Все начинается с любви».

Действительно, все в этой жизни начинается с любви, а родительская любовь и вовсе может творить чудеса, ведь любящий родитель, понимая, что ребёнок — это его творение, его продолжение, принимает его таким, какой он есть: особенным, не похожим на других, неуклюжим или талантливым – любым.

Безусловная родительская любовь становится той стартовой площадкой, которая позволяет ребёнку достичь звездных высот, стать успешной личностью и счастливым человеком! Особенно показательной в этом плане является судьба известного изобретателя Т. Эдисона.

Предлагаем Вам познакомиться с его историей.

  1. Просмотр видеоролика «Роль материнской любви в судьбе Томаса Эдисона».

Уважаемые родители! Хотелось бы обратить Ваше внимание на тот факт, что мать Т.Эдисона не была профессиональном педагогом, но в меру своих сил она старалась создать такие условия, которые способствовали коррекции и развитию способностей её ребенка. Если мы хотим, чтобы наши дети стали успешными, мы должны приложить максимум усилий для создания обстановки, стимулирующей развитие наших детей. Как этого добиться? Какие условия необходимы для стимулирования именно речевого развития ребёнка?

Предлагаем Вам сыграть в игру «Цветик-семицветик», в ходе которой мы попробуем найти ответ на интересующие нас вопросы.

  1. Игра «Цветик-семицветик» (основные положения конструктивного взаимодействия):

Уважаемые родители! Всем Вам знакома сказка В. Катаева, в которой девочке Жене помогал в исполнении её заветных желаний волшебный цветок. Представим, что он перед нами и сейчас на каждом их его лепестков записаны заветные желания наших детей, касающиеся их речевого развития. Давайте воспользуемся этими волшебными подсказками и поможем нашим детям. Родители по очереди отрывают лепестки и зачитывают инструкции – пожелания.

Лепесток № 1

Дорогой родитель! Чтобы я хорошо понимал твои требования и мы легко могли общаться друг с другом, пожалуйста, научись строить Я-высказывания.

Комментарий ведущего: Я-высказывание – это психологический термин, подразумевающий особенную формулировку словесной реакции на действия другого человека с помощью упора на свои мысли и чувства.

В противовес им идут Ты-высказывания, когда говорящий упоминает только поступки оппонента. В чем принципиальная разница этих двух способов?

Когда мы говорим о своем недовольстве через Ты-высказывания, мы обвиняем человека, заставляем его защищаться, автоматически делая «врагом». Он не сможет понять точку зрения собеседника, поскольку изначально поставлен в позицию противника.

Ты уделяешь мне слишком мало внимания!

— А ты тратишь слишком много денег на шмотки!

Если попытаться выразить то же самое не через обвинения, а через выражения своих эмоций, вызванных теми же событиями, можно значительно смягчить удар и избежать конфликтов.

Эта техника помогает достучаться до собеседника, прорвать тот кокон эмоциональной защиты, в который он вынужден был закутаться.

Применение Я-высказываний будет полезно для любого общения – и семейного, и дружеского, и делового.

Научившись технике Я-высказываний, можно стать настоящим мастером дипломатии, научиться более безболезненно разрешать конфликты и не обижать ребёнка ненужными упреками и обвинениями.

Как правильно выстроить Я-высказывание?

Техника Я-высказывания содержит в себе пять последовательных этапов.

1. Эмоции и чувства. Вначале необходимо выразить свои эмоциональные реакции. Собеседник еще не знает, о чем пойдет речь, но уже настроен помочь и поддержать вас, ведь вы обращаетесь к нему за помощью.

Я расстроился. Я в растерянности. Мне очень неприятно. Мне так стыдно.

Я готова расплакаться. Я сержусь.

2. Что вызвало эти эмоции? Теперь нужно рассказать о событии или своем состоянии, которое повлекло за собой эту реакцию. Формулировать эту часть нужно также через форму «Я».

Я опоздала на работу, потому что убирала разбросанные тобой вещи.

Я все выходные занимался ремонтом поцарапанного автомобиля, и я не смог поехать на пикник.

3. Пояснение, почему это действие вызвало такую реакцию.

Для меня это событие было очень важным.

Я потратил на это много усилий.

Я очень устаю и необходимость делать дополнительную работу выматывает меня еще больше.

4. Выражения пожеланий и просьб.

Давай договоримся, что будем мыть посуду по очереди, через день.

Я тебя прошу звонить и сообщать мне, если у тебя меняются планы.

5. Предупреждение о своих намерениях. Этот шаг не обязателен, но в некоторых ситуациях придется им воспользоваться.

К сожалению, я больше не смогу одалживать тебе машину.

Если ты забываешь об этом, я буду почаще напоминать тебе.

Давайте потренируемся в построении Я-высказываний . Родителям предлагается построить высказывания в следующих ситуациях:

Ребенок не убрал игрушки. Не хочет есть. Не хочет ложиться спать и т.д.

Лепесток № 2

Дорогой родитель! Пожалуйста, проявляй свою любовь ко мне: я в ней очень нуждаюсь и очень хочу чувствовать, что ты меня любишь всегда, даже когда я капризничаю.

Комментарий ведущего: для нормального развития ребенка очень важно проявлять эмпатию по отношению к нему: поглаживать, прижимать к себе, говорить ласковые слова. Даже если ребёнок совсем маленький и еще не умеет разговаривать, он слышит и воспринимает Вашу интонацию. Помогите ему почувствовать Вашу любовь. Ребенок должен знать, что мама любит его всегда, даже если он совершит оплошность. Для нормального развития ребенку необходимо не менее 8 объятий в день и 7 поцелуев.

Давайте потренируемся и составим копилку ласковых слов и обращений к ребёнку.

Самые активные родители получают жетоны.

Лепесток № 3

Дорогой родитель! Пожалуйста, разговаривай со мной! Когда я совсем маленький, обращенные ко мне слова способствуют развитию импрессивной речи (т.е. восприятие речи других людей). Когда я становлюсь старше, мне интересно разговаривать, узнавать новое и высказывать свое мнений. Беседуя со мной, строй предложения так, чтобы я вынужден был давать развернутый, а не односложный ответ. Это поможет мне овладеть искусством ведения диалога.

Лепесток № 4

Дорогой родитель! Пожалуйста, не оставляй меня наедине с гаджетами, т.к. я хочу научиться живому общению и построению отношений с людьми, а не с бездушной машиной. Создай условия для моего познавательного развития, интересных походов, общения со взрослыми и сверстниками. Это лучшее средство для развития души, речи и интеллекта.

Лепесток № 5

Дорогой родитель! Пожалуйста, научись приемам активного слушания, чтобы я понимал, что ты слышишь меня и тебе интересно общение со мной. Эти приемы описаны в книге Т. Гиппенрейтер «Чудеса активного слушания»:

1.Смотри на меня, когда я говорю. Сделай так, чтобы наши глаза были на одном уровне.

2.Используй технику «Эхо»: дословно повторяй мои последние слова и кратко содержание моего высказывания: «Если я правильно тебя поняла, то ты сказал о том, что тебе очень хочется поскорее пойти гулять?»

3.Когда я говорю, кивай головой, «угукай», говори «Да, я понимаю». Это поможет мне понять, что мои мысли и суждения, как и я сам, интересны и дороги тебе.

4. Если я не могу закончить фразу или выразить точно свою мысль, не делай этого за меня, а задай мне наводящие вопросы, чтобы я сам сумел закончить высказывание. Это поможет мне почувствовать свою значимость и поднимет мою самооценку.

Лепесток № 6

Дорогой родитель! Пожалуйста, стимулируй мою мелкую моторику: играй в пальчиковые игры «Сорока-сорока» и др., рисуй, лепи. Это позволит подготовить руку к письму и будет стимулировать речевой центр мозга.

Лепесток № 7

Дорогой родитель! Воспитывая меня, пожалуйста, помни заповеди великого педагога Януша Корчака:

  • Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  • Люби своего ребенка любым- неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.

Комментарий ведущего: Уважаемые родители! Мы активно работали сегодня, пытаясь найти ответ на вопрос о том, как стимулировать речевое развитие ребенка. Завершая наше общение, давайте поблагодарим друг друга и скажем друг другу комплимент, начинающийся со слов: «Вы успешный родитель, потому что …».

Родители встают в круг и произносят по очереди комплименты друг другу.

Станция № 2 «Мои слова- моё богатство»

Цель: Выработать навыки педагогического воздействия, направленного на расширение лексического запаса ребенка и формирование навыков грамотной речи (фонетика, грамматика).

  1. Вступительное слово ведущего.

Мы рады Вас приветствовать и благодарны Вам за то, что Вы нашли время и у Вас есть желание помочь Вашим детям в их речевом развитии.

Любая встреча начинается со знакомства. Мы предлагаем Вам познакомиться поближе и сыграть в незатейливую игру, которая так и называется «Знакомство». Я предлагаю Вам встать в круг и, передавая друг другу волшебное сердечко, поприветствовать соседа справа, называя своё имя и стараясь назвать как можно больше черт характера человека, которые начинаются на букву Вашего имени, например: Здравствуйте! Я рада Вас видеть, меня зовут Светлана, я серьёзная, справедливая, самостоятельная, способная, сосредоточенная, самодостаточная и т.д. Участник, назвавший более 3-х слов, получает жетон.

Уважаемые родители! Эта игра позволила нам не только познакомиться друг с другом, но и предоставила возможность акцентировать Ваше внимание на таком важном аспекте, как пополнение словарного запаса наших детей. Подобные игры можно использовать ежедневно, дома или во время прогулки. Предлагайте детям разные задания подобного типа, например, сегодня мы соревнуемся, кто больше назовёт слов на букву «Р» и т.п. Предлагайте детям играть в Балду, Буриме и др. игры, стимулирующие детей к обогащению своего лексикона.

Важным аспектом речевой компетентности человека является фонетико-фонематическая сторона его речи. Неверное, нечеткое произношение звуков может стать поводом для насмешек. Позаботьтесь о психологическом здоровье Вашего ребёнка, отрабатывайте с ним чистоту произношения с помощью чистоговорок и скороговорок.

Чистоговорки постоянно используются в логопедической практике в качестве речевой зарядки и для автоматизации звуков, то есть для развития речи. Варианты использования чистоговорок различны: проговаривание по очереди, коллективно, с различной эмоциональной окраской голоса, от имени сказочных героев, с использованием мяча, массажного мячика, «Речевого куба».

А вообще чистоговорка — это шутка, заключающаяся в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении. Чистоговорка используется и как средство для исправления речевых дефектов у взрослых и детей.

Основная задача чистоговорок — обучение детей четкому произношению звуков.

Давайте попробует сделать это вместе. Родители отрывают от цветика-семицветика листочки и проговаривают написанное в соответствии с заданием: например, прочитайте чистоговорку от лица Медведя из сказки «Теремок» или от лица Волка из сказки «Семеро козлят».

Например:

Чистоговорки в картинках.

Вот такие карточки можно использовать для занятий с ребенком.



В работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста скороговорки необходимо использовать, ведь чтение скороговорок и их заучивание помогает формировать красивую ровную речь, учат проговаривать все звуки, не пропуская их и не «заглатывая».

Обязательное условие! В скороговорке не должно быть звуков, которые ребенок произносит дефектно. Работу следует начинать с легких скороговорок, постепенно добавляя более трудные. Обязательно объяснять ребенку значение непонятных слов.

Самые важные скороговорки для улучшения дикции – это, конечно, «на букву Р» и на шипящие согласные. Чтение сложных скороговорок поможет закрепить навыки, а смешные детские скороговорки помогут учиться играючи.

Примеры скороговорок, которые родители читают по очереди.

Скороговорки на букву «Р»

Детские скороговорки на Р улучшают дикцию ребенка и помогают развивать правильную речь.

На дворе трава, на траве дрова
Не руби дрова на траве двора.

Карл у Клары украл кораллы,
Клара у Карла украла кларнет.

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Расскажите про покупки,
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.

Выдра в ведро от выдры нырнула.
Выдра в ведре с водой утонула.

Ехал Грека через реку,
Видит Грека — в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека — цап!

Уважаемые родители! Школьные успехи Вашего ребёнка и его жизненная успешность во многом зависят от того, насколько грамотной является речь Вашего ребёнка: правильно ли он ставит ударение в словах, умеет ли верно использовать падежные конструкции и предлоги, строить предложения.

Но речь наших детей будет правильной и грамотной только в том случае, если таковой является речь окружающих их взрослых. Предлагаю Вам пройти маленький тест и проверить свои знания из области русской грамматики.

Тест «Правильно ли Вы ставите ударение в этих словах»

(правильный вариант выделен цветом)

ЩАвель ЩавЕль
ОбеспечЕние ОбеспЕчение
ГипОтеза ГипотЕза
ЗАвидно ЗавИдно
ДоговОр ДОговор
ШарфЫ ШАрфы
СрЕдства СредствА
БаловАть БАловать
ДиспАнсер ДиспансЕр
ОдновремЕнно ОдноврЕменно
ЖАлюзи ЖалюзИ
КатАлог КаталОг
ЧерпАть ЧЕрпать
КрасИвее КрасивЕе
ПлатьЯ ПлАтья
ГазопровОд ГазопрОвод
ОткупОрить ОткУпорить
СливОвый СлИвовый
СвЕкла СвеклА
КвАртал КвартАл
ТОрты ТортЫ
ИскрА Искра
ДосУг ДОсуг

Родители, набравшие по результатам теста 12 баллов и выше — получают жетоны.

Тест № 2 Исправь ошибку.

  1. Мой ребенок пойдет в школу в двухтысяча девятнадцатом году. Правильно: … в две тысячи
  2. Мне нужно успеть купить все необходимое для школы к 1-му сентябрю . Правильно: … к 1-му сентября ; 8-му марта и т.п.
  3. У двоих девочек нашей группы рисунки получились более красивее . Правильно: .. у двух девочек … более красивыми.
  4. Я вернулась с командировки в четверг. Правильно: … из командировки.
  5. Кондуктор требовал оплатить за проезд . Правильно: … заплатить за проезд или оплатить проезд .

Родители, набравшие по результатам теста наибольшее количество баллов — получают жетоны.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области

Основная общеобразовательная школа № 21

Города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск

Самарской области

Структурное подразделение “ Детский сад “Гвоздичка”

Родительское собрание в средней группе:

«Роль семьи

в речевом развитии ребёнка 4-5 лет»

Воспитатель: Жигарева Е.И.

2016г.

Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей.

Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста.

Форма проведения : встреча с элементами практикума (мастер класс).

Участники: воспитатель, логопед, заведующий ДОУ, родители.

План проведения:

Вступительная часть - объявление темы собрания, целей.

Выступление зав. ДОУ №41 «Гвоздичка» Голиной Е.Г. «Речевое развитие в семье».

Выступление логопеда Болониной В.В. «Методы и приемы развития артикуляционной моторики и речевого дыхания дошкольников»

Выступление воспитателя Жигаревой Е.И., мастер - класс «Методы и приемы развития артикуляционной моторики и речевого дыхания дошкольников»

Домашнее задание для родителей: Провести с детьми «Нетрадиционное рисование для развития воздушной струи».

Ход мероприятия

Добрый день уважаемые родители, сегодня мы собрались с вами в очередной раз, чтобы поговорить совместно о развитии речи детей.

«Успешное речевое развитие ребёнка»

Уважаемые родители, как вы считаете, успешное речевое развитие ребёнка зависит от чего? (выберите на карточке правильный ответ), докажите, приведите личный пример.

Факторы успешного развития речи ребёнка - ( карточки для родителей приготовить заранее).

От эмоционального общения родителей с ребёнком с младенческого возраста

От общения ребёнка со сверстниками

От строения артикуляционного аппарата

От речи взрослых (как образец для детей)

От развития мелкой моторики

От чтения детям художественной литературы

От игр ребёнка со взрослыми и сверстниками

Выступление заведующего Голиной Е.Г.

«Речевое развитие в семье»

Все эти факторы влияют на развитие речи ребёнка.

Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего от родителей), т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребёнка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

Вы должны знать, что важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибка в произношении - основа многих школьных трудностей (на письме).

Кроме того, дети с нечёткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.

- Обратите внимание: ребёнок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так не теряйте времени!!! Не надейтесь, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое лучшее - это помощь логопеда (консультация).

Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время прогулок с детьми обращать внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребёнку, для чего нужны эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулок - привлекайте внимание детей к красоте окружающей природы, растений, животных, насекомых. Не уходите никогда от ответов на вопросы ребёнка.

Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно, расскажите о их назначении. Предложите детально рассмотреть предмет, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь детей), учит е наблюдать, сравнивать предметы и явления.

Советую создать дома детскую библиотеку, где можно вместе с ребёнком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей.

Если ваш ребёнок искажает слова - не бойтесь остановить его и поправить, сказать слово так, как его необходимо говорить.

Необходимо знакомить детей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают детей к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки.

Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребёнок расскажет знакомую сказку сестрёнке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью.

Большое внимание уделяю заучиванию и чтению стихотворений, учу читать стихи выразительно, громко, чётко проговаривая все слова, неторопливо.

Развитие речи детей происходит в саду не только на занятиях по развитию речи и чтению художественной литературы, но и в течение всего дня.

Чем же мы занимаемся на занятиях по развитию речи:

Общаемся, развиваем свою речь через беседы, игры речевые, рассматривание картин, описание картинок, описания игрушек, описания одежды и обуви, заучивания стихотворений, загадок, пересказа сказок, наблюдения за жизнью птиц зверей на улице в саду, читаем сказки и стихи, звуковые игры и упражнения.

Выступление логопеда Болониной В.В.

«Методы и приемы развития артикуляционной моторики и речевого дыхания дошкольников»

Характеристика речи детей пятого года жизни

Главное направление в развитии речи детей на пятом году жизни - освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества.

Дети в этом возрасте осваивают разные типы высказываний - описание и повествование. Речь детей становится более связанной и последовательной;

В речи детей 5-го года жизни встречаются следующие нарушения:

Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки;

У некоторых недостаточно развита интонационная выразительность; (громкость, быстрота, тембр).

Имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласование существительных и прилагательных в роде и числе, употребление слов в родительном падеже множественного числа).

Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова у многих вызывает затруднение. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связывать между собой предложения и части высказывания.

К концу года дети средней группы могут:

Значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка.

Активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печаль- ный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики, разнообразные свой-ства и качества предметов. Понимать и употреблять слова-антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница - сухарница).

Осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове.

Осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложносочиненные и слож- ноподчиненные предложения.

Подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого, повторять образцы описания игрушки, драматизировать (инсценировать) отрывки из знакомых произведений.

Рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии.

.Активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).

Выступление воспитателя Жигаревой Е.И.

Мастер - класс «Методы и приемы развития артикуляционной моторики и речевого дыхания дошкольников»

«Нетрадиционное рисование «Кляксография», как средство развития воздушной струи».

Нетрадиционная техника рисования "Кляксография" (выдувание трубочкой) - это очередное волшебство уроков рисования.

На первый взгляд - она непонятна и вроде бы не хочется за неё браться, но стоит только начать творить, как это первое ощущение улетучивается, словно дым. Рисунок словно рождается сам!

Такое занятие для детей не только интересное, увлекательное, но и очень полезное. Так, как выдувание через соломинку укрепляет здоровье: силу лёгких и дыхательную систему ребёнка в целом.

Для работы в данной технике нам понадобится: бумага, тушь или жидко разведенные в мисочке (или в маленьких флаконах) гуашевые или акварельные краски, пластиковая ложечка или пипетка, коктельная трубочка, цветные карандаши, кисточка, краски для дорисовывания изображения.

Технология изображения.

1. Зачерпнуть пластиковой ложечкой (пипеткой) краску, вылить (капнуть) её на лист бумаги, делая небольшое пятно (капельку).

2. Коктельной трубочкой выдуваем кляксу снизу вверх в разные направления так, что бы её конец, не касался ни пятна, ни бумаги.

3. Когда клякса разделится на несколько побегов (веточек) - выдуваем их по отдельности в нужном направлении.

4. Для получения более мелких веточек каждую большую ветку выдуваем быстрыми движениями трубочки вправо-влево, вверх-вниз

5. При необходимости процедура повторяется (т. е. капнуть ещё капельку краски в нужное место и раздуть).

6. Недостающие детали дорисовываются карандашами или красками.

В такой технике можно рисовать задуманный сюжет, либо посмотреть, что получится по ходу рисования.

Предлагаю, Вам самим, попробовать, что-нибудь нарисовать и посмотреть, что же получится.

Работы родителей.