Значение артикуляционной гимнастики для речевого развития дошкольников. Презентация на тему: «Значение артикуляционной и пальчиковой гимнастики в формировании речи дошкольников» Презентацию подготовила: учитель-логопед Снигирева. Тренируем силу выдоха

Конечно, неоспоримым фактом является то, что своевременное овладение правильной, чистой речью имеет неоценимое значения для полноценного развития ребенка. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, может понятно выражать свои мысли, задавать вопросы, договариваться с партнером. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека.

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно. Одним из условий нормального становления звуков является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытует мнение, что звуки речи ребенка развиваются самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, но это глубоко ошибочное мнение. И оно в основном является причиной того, что речь ребенка развивается самотёком, без должного внимания родителей и поэтому значительное число детей дошкольного возраста имеет те или иные нарушения речи.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу артикуляторно - мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Эти движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка. Они и являются первой артикуляционной гимнастикой органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое нёбо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических; процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания: гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы. Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, шеи, плечевого пояса, грудной клетки

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и лдифференцированности движений органов. Участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекцией звукопроизношения любой этиологии. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Конечно, к выполнению артикуляционных упражнений выдвигаются определенные требования. Принципом отбора артикуляционных упражнений каждый раз будет служить характер дефекта произнесения и целесообразность рекомендуемых движений для правильного произнесения данного звука. Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество выполнения.

Для каждого ребенка комплекс упражнений подбирается индивидуально. Недостаточно отобрать упражнения, нужно научить ребенка правильно применять соответствующие движения, выработать точность, чистоту, плавность, силу. Темп, устойчивость перехода от одного движения к другому. Выполняем движения точно, плавность и легкость движения предполагают движения без толчков, подёргиваний, дрожания органа, не торопясь. Переход (переключение) к другому движению и положению должен совершаться плавно и достаточно быстро. При отборе материала для артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определенную последовательность - идти от простых упражнений к более сложным. Проводить гимнастику надо эмоционально, в игровой форме, но все таки не забывать, что мы обучаемся. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, т.е. для достижения конечного результата используется самоконтроль. Ребенок должен научится контролировать свои движения, учится определять местоположение языка, какой он (широкий, узкий) и.т.д. Упражнение перед зеркалом логопед выполняет вместе с ребенком Если у ребенка не получается какое - то движение, нужно использовать механическую помощь, например шпатель (одноразовый) или ватную палочку.

Дозировка количества повторений одного и того же упражнения должна быть строго индивидуальной как для каждого ребенка, так и для каждого данного периода работы с ним. На первых занятиях приходится ограничиваться двукратным выполнением упражнений. Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Разместить ребенка надо так, чтобы он видел лицо логопеда.

Сама артикуляционная гимнастика подразделяется следующим образом:

Упражнения для мышц плечевого пояса

Упражнения для мышц шеи

Гимнастика жевательно - артикуляторных мышц

Гимнастика мимико - артикуляторных мышц

Упражнения на стимуляцию движений нижней челюсти

Гимнастика мышц зева и глотки

Упражнения для языка

Примерный комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов для свистящих звуков

Примерный комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов для выработки артикуляционных укладов для шипящих звуков

Примерный комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов для звука Л, Ль Р, Рь

Гимнастика для языка при ринолалии


Что такое артикуляционная гимнастика? Гимнастика для рук, ног- дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы- чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»? Оказывается, язык- главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.


Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения произношения. Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут.
































В головном мозгу речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь ее частью. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцов пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией. Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи». Поэтому уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.


Тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором: стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.




Одной рукой возьмите руку ребенка в области запястья, пальцами другой руки начните поглаживание от кончика к основанию каждого его пальчика по очереди. Повторите прием 3-5 раз Легкое растирание каждого пальчика. Для этого подушечками своих пальцев продвигайтесь поступательными движениями от кончика к основанию пальчиков ребенка. Повторите прием 3-5 раз. Слегка сдавить подушечку каждого пальчика ребенка по очереди своими большим и указательным пальцами. Повторите прием 2-3 раза. Массаж большого пальца. С помощью поглаживающих и растирающих движений у его основания отведите палец от ладони и задержите на несколько секунд в этом положении. Массаж пальчиков заканчиваем поглаживанием и легким потряхиванием кистей рук. Чтоб здоров был пальчик наш, Сделаем ему массаж. Посильнее разотрём И к другому перейдём. Мы с обратной стороны Пальчик растереть должны, Чтобы он повеселел Был здоров и не болел. Чтобы крепкой быть ладошке- Помассируем немножко: Десять раз понажимаем И ладошки поменяем. 1 Массаж пальцев рук.


Разучивание названия пальчиков Сожмите в кулак пальцы одной руки, медленно по одному разгибайте их, начиная с мизинца. В конце игры снова поочередно сожмите пальцы в кулак, большой палец сверху. Этот мальчик маленький, Мизинчик удаленький. Безымянный – кольцо носит, Никогда его не бросит. Ну а этот – средний, длинный, Он как раз посередине. Этот – указательный, Пальчик замечательный. Большой палец, хоть не длинный, Среди братьев самый сильный. Пальчики не ссорятся, Вместе дело спорится. 2 Пальчиковые игры. Пальчиковые позы


Пальчиковые игры с речевым сопровождением ДОМИК Под грибом – шалашик-домик, (соедините ладони шалашиком) Там живет веселый гномик. Мы тихонько постучим, (постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки) В колокольчик позвоним. (ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены; средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается). Двери нам откроет гномик, Станет звать в шалашик-домик. В домике дощатый пол, (ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу) А на нем – дубовый стол. (левая рука сжата в кулак, сверху на кулак опускается ладонь правой руки) Рядом – стул с высокой спинкой. (направить левую ладонь вертикально вверх, к ее нижней части приставить кулачок правой руки большим пальцем к себе) На столе – тарелка с вилкой. (ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх, изображая тарелку, правая рука изображает вилку: ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони) И блины горой стоят - Угощенье для ребят.




4 Игры с карандашом. Карандаш в руке катаю, Между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик Быть послушным научу! Катать карандаш между ладошек. Зажать карандаш большим и указательным пальцем, качать. Зажать карандаш большим и указательным пальцем, рисовать круги по часовой стрелке и против. Зажать карандаш указательными пальцами. Зажать карандаш большим пальцем и мизинцем.




6 Игры с прищепками. Массаж пальцев. Кусается сильно котенок - глупыш, Он думает: это не палец, а мышь. Но я же играю с тобою, малыш, А будешь кусаться, Скажу тебе: кыш! Игры с прищепками. « Помоги маме » (На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке) Прищеплю прищепки ловко Я на мамину веревку «Назови, как можно больше…» (лексические темы)


7 Упражнения с колючим массажным мячиком, орехами, шишками. 1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад. 2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням. 3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку). 4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4 6 раз). 5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку). 6. Подкиньте мяч двумя руками на высоту см и поймайте его. 7. Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в "замок", локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4 6 раз). 8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.




Раз, два, три, четыре, пять! -(Загибают пальчики на обеих руках) Будем с шишкой мы играть! -(Разгибают пальчики на обеих руках) Будем с шишкой мы играть, -(Прокатывание шишки между ладонями) Между ручками катать! В ручку правую возьмём -(Сильно сжимаем шишку в правой руке) И сильней её сожмём! Руку быстро разжимаем, На столе её катаем. В ручку левую возьмём -(Сильно сжимаем шишку в левой руке) И сильней её сожмём! Руку быстро разжимаем, -(Катаем шишку по столу) На столе её катаем. Мы закончили катать, -(Убираем шишку на край стола) Пальчики свои встряхнём, -(Встряхиваем кисти обеих рук) Заниматься мы начнём! -(Продолжаем занятие) Шишка


8. Игры с пробками, бутылками. Закручивать, откручивать крышку на бутылках. Игра «Лыжи» Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог: "Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы, Мы любим забавы холодной зимы". То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.




10. Игры с крупой, тестом. Рисование пальчиками по крупе. Перебирание крупы. Игра «Помоги Золушке» Складывание крупных зёрен в ладошку. Игра «Собираем ягоды». «Донеси крупу в ложке» Собрать крупу пинцетом, щипцами. «Месим тесто» Мы тесто месили, месили, месили, Нас тщательно всё перемесить попросили, Но сколько ни месим, сколько не мнём, Комочки опять и опять достаём. Игры с тестом.




Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Они являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с нижележащими структурами. В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.



Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста

Люди правильно произносят различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата: языку, нижней челюсти, мягкому небу, голосовым связкам. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе.

Почти все дети дошкольного возраста (до 60% от всех детей дошкольного возраста) имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Исключение составляют дети до 4 лет с нормой возрастного или физиологического косноязычия, после 4 лет – наступает патология.

Поэтому с целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата.

В последнее время воспитателям рекомендуется широко использовать в работе артикуляционную и дыхательную гимнастики. У многих возникают трудности, как правильно выполнять упражнения.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Важность занятий артикуляционной гимнастикой для малышей трудно переоценить. Помимо того, что ребенок учится правильно и четко произносить звуки и слова, подобные занятия способствуют:

Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их нервную проводимость;

Улучшить подвижность артикуляционных органов;

Укрепить мышечную систему языка, губ, щек;

Научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;

Увеличить амплитуду движений;

Уменьшить напряженность артикуляционных органов;

Подготовить ребенка к правильному произношению звуков.

Развитию гибкости органов речевого аппарата;

Показания для занятий артикуляционной гимнастикой для малышей:

Как правило, выделяют ряд причин и показаний для проведения артикуляционной гимнастики для дошкольников:

Своевременные занятия артикуляционными упражнениями по развитию речевого слуха и артикуляционной гимнастикой способствуют тому, что многие дети могут самостоятельно научиться говорить чисто и правильно. Это позволяет впоследствии не прибегать к помощи специалиста-логопеда;

На фоне сложных нарушений звукопроизношения подобные занятия помогут подготовить мышцы для последующих занятий с логопедом, что ускорит процесс устранения дефектов речи;

При правильном, но вялом звукопроизношении артикуляционная гимнастика помогает быстрее выработать четкость произношения и выразительность речи, а также избавиться от «каши во рту».

Упражнения бывают статические (неподвижные), направленные на удержание определенного положения губ, языка: чашечка, трубочка… и динамические (подвижные): лошадка, часики, качели… - требуют ритмичного повтора движений, координации движений и переключаемости.

Все упражнения объединяются в комплексы, каждый из которых имеет определенную направленность:

1 группа упраж. – вырабатывают основные движения и положения ОАА,

2 группа упраж. – способствуют выработке движений и положений для произнесения определенных групп звуков (свистящих, шипящих, соноров, заднеязычных).

3 группа упраж. – специфические упр., направленные на постановку звуков, способствующие выработке определенных движений: подвижность кончика языка, мягкого нёба, для растягивания подъязычной связки.

Занятия ведутся по такой схеме: вначале воспитываются грубые, диффузные движения упражняемых органов, где язычок не выполняет постоянные движения, а лишь занимает то или иное положение, по мере их усвоения детьми переходим к выработке более тонких, дифференцированных движений. Упражнения для губ можно делать в любом случае. Требования к проведению артикуляционной гимнастики и к выполнению упражнений детьми на каждом возрастном этапе будут различными.

При проведении артикуляционной гимнастики важно учитывать особенности возрастной артикуляционной моторики. С детьми младших групп упражнения проводят в игровой форме. Объем требований невелик. Надо, чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых будет трудно в дальнейшем развивать и совершенствовать движения органов артикуляционного аппарата.

В средней группе для артикуляционной гимнастики используются игровые приемы. На основе приобретенных детьми простейших навыков движения органов артикуляционного аппарата постепенно развиваются, совершенствуются. Соответственно повышаются требования к качеству выполнения артикуляционной гимнастики. В старших группах следим за плавностью, четкостью выполнения движений, за умением быстро и четко переключать органы артикуляционного аппарата с одного положения на другое.

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз – разбиваем комплекс на весь день.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.

Комплекс упр. планируем на неделю. На следующей неделе хорошо выполняемое упр. заменяем другим, новым, и закрепляем его на протяжении всей второй неделе. Таким образом, дети каждую неделю знакомятся с новым упр. и отрабатывают его в артикуляционной гимнастике.

2. В комплексе должны присутствовать 2-3 упр. статических и 2-3 упр. динамических. Начинают гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении), далее переходят к динамическим.

3. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 10-15 раз.

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упр. имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. А, чтобы одно и то же движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий.

Например упр. «трубочка» - придумайте несколько названий. (хоботок, шея у жирафа, дудочка, труба…)

5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому на логопункте ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. В группе ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), а воспитатель должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Лучше всего проводить артикуляционную гимнастику для дошкольников в игровой форме, для чего используют стихи и картинки. Артикуляционная гимнастика для дошкольников в стихах не только значительно повышает интерес ребенка к упражнениям, но и определяет ритм их выполнения. Важно, чтобы за время стихотворения можно было повторить упражнение 3-5 раз. После этого необходимо дать ребенку время расслабиться и отдохнуть. Этой же цели служит артикуляционная гимнастика для дошкольников в картинках. Яркие картинки, на которых изображено правильное положение губ и языка для того или иного упражнения во многом упрощают задачу специалиста и делают сами занятия более увлекательными.

Знакомя ребенка с новым упр., необходимо дать детям сюжетную зарисовку. Например: как представить упр. «Вкусное варенье»? – сластена Карлсон, который любит варенье. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, можно намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ребенок. Можно использовать нетрадиционные формы – драже, вода, биоэнергопластика – сочетание движений органов речи и рук.

Игровых приемов великое множество. Любая история, предметы, картинка – это наглядность, с помощью которой сохраняется внимание ребенка, вследствие чего активизируется все процессы речи. Элементы соревнования, красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр вызывает интерес и эмоциональную отдачу, тем самым решаются обучающие задачи, цели, поставленные на занятии.

Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение –

следит за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает неправильно, лучше его подбодрить.

Таким образом, уважаемые воспитатели, чем раньше мы с вами начнем развивать артикуляционный аппарат детей и привлекать к этому родителей, тем больше у нас в дальнейшем будет детей с правильным звукопроизношением и развитой речью.

Данный комплекс артикуляционной гимнастики предназначен для логопедов, воспитателей, а так же родителей. Весь материал изложен в стихотворной форме, что является в младшем дошкольном возрасте, наиболее благоприятным восприятия, и вызывает наибольший интерес у детей.

Так же представлен материал с описанием выполнения артикуляционных упражнений.

«Значение артикуляционной гимнастики в развитие речи ребенка»

Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы: чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными.

А вот зачем язык тренировать? Ведь он и так «без костей». Оказывается язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов -кинем. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы).

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения звуков.

Практически у всех детишек-дошкольников встречаются недостатки произношения одного или нескольких звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Они обусловлены тем, что у ребенка этого возраста еще недостаточно хорошо функционируют центральный слуховой и речевой аппараты. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы речевого аппарата еще слабо натренированы. Все это приводит к тому, что движения речевых органов ребенка еще недостаточно четки и согласованы. Поэтому в дошкольном возрасте большую роль играет целенаправленное развитие подвижности речевых органов и умения владеть ими.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками.

При помощи артикуляционной гимнастики преодолеваются сложившиеся нарушения звукопроизношения. Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает язык: где находится (за верхними зубами или за нижними). При этом движения языка доводятся до автоматизма постоянными упражнениями. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать по 3-5 минут. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Можно «отправиться в путешествие» в сказочное королевство или в гости к Незнайке. Плюшевая кукла тоже может побеседовать с малышом.

Основная трудность для родителей в организации домашних логопедических занятий - нежелание ребенка заниматься. Необходимо заинтересовать ребенка. Так как основная деятельность - игра, то занятия должны строиться по правилам игры.

Из выполняемых упражнений новым может быть только одно, остальные даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал.

Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

Организация проведения артикуляционной гимнастики.

Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Проведение артикуляционной гимнастики в форме сказки и использование стихов поможет превратить упражнения в увлекательную игру.

Взрослый показывает выполнение упражнения.

Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Нельзя объяснять ребёнку сразу всю последовательность движений органов артикуляционного аппарата - дети не могут их запомнить и правильно выполнить. Инструкции надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д. Также поэтапно следует проверять выполнение ребёнком упражнения. Это даёт возможность определить, что именно затрудняет ребёнка и отработать с ним данное движение.

Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок.

Если у ребёнка появятся звуки, надо их постепенно вводить в его речь, т. е. учить правильно употреблять звук в словах, а затем во фразовой речи.

Начинать работу по дифференциации звуков с ребёнком можно лишь после того, как он научится правильно произносить дифференцируемые звуки(с - ш, з -ж, б-п, л-р и другие), но в речи их еще смешивает, т, е. вместо одного звука употребляет другой.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).

Кроме проведения конкретных занятий, вы должны как можно больше читать ребенку.

Не забывайте о том, что для вашего ребенка очень важно общение с вами.

И не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания.

Большая опасность заключается в том, что многие родители считают, что могут развить у ребенка правильное произношение путем повторения различных скороговорок.

Но необходимо помнить о том, что сначала ребенок должен научиться произносить изолированные звуки, и лишь потом закреплять их в слогах и словах.

Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.

Наберитесь терпения и не бросайте начатое дело, даже если результат не будет виден сразу. Как говорят, терпение и труд все перетрут. И вы с вашим ребенком обязательно добьетесь успехов.

Если у ребенка при выполнении упражнений долго (около 1 месяца) не вырабатываются точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляции, это может означать, что вы не совсем правильно выполняли упражнения или проблема вашего ребенка серьезнее, чем вы думали.

Главный совет логопеда: будьте терпеливы, ласковы и спокойны и у вас все получится.

Люди правильно произносят различные звуки вследствие хорошей подвижности органов артикуляции (язык, губы, мягкое нёбо, твердое нёбо, нижняя челюсть). Развитие точности, силы, а также дифференцированности движений указанных органов происходит у ребенка постепенно, в процессе его речевой деятельности. Ускорить развитие основных движений органов артикуляционного аппарата ребенка можно с помощью специальных занятий, проводимых в форме логопедической артикуляционной гимнастики

Какова же роль артикуляционной гимнастики для детей в процессе формирования правильного звукопроизношения? Посредством использования комплекса упражнений по артикуляционной гимнастике дети могут самостоятельно научиться произносить звуки и слова, без привлечения к этому процессу специалиста. Также с помощью специальных упражнений можно подготовить мышечную систему ребенка, который имеет серьезные отклонения в звукопроизношении, что в дальнейшем поможет логопеду быстрее исправить речевые дефекты. Артикуляционная гимнастика исключительно полезна детям с верным, но вялым произношением звуков, т.е. тех, которые говорят как будто «полный рот каши набили». Кроме того, уроки артикуляционной гимнастики предоставляют возможность всем, и взрослым и детям, научиться говорить правильно, красиво и четко.

Всем известным фактом является то, что формирование письма происходит на основе устной речи, именно по этой причине недостатки устной речи в дальнейшем могут привести к низкому уровню успеваемости ребенка в школе. Для того, чтобы ребенок научился правильно произносить такие сложные звуки как С, Л, З, Ш, Ж, Р его губы и язык должны обладать силой, гибкостью, уметь долго удерживать нужное положение, а также легко совершать переходы от одного движения к другому.

Научиться этому может помочь артикуляционная гимнастика. В комплекс артикуляционной гимнастики входят упражнения, выполнение которых способствует улучшению произнесения конкретных звуков. Например, одним из упражнений артикуляционной гимнастики для звука р является упражнение под названием: «Почистить верхние зубы». Его цель - выработка подъема языка вверх и умение владеть языком. В комплекс артикуляционной гимнастики для звука л входят такие упражнения, как «Наказать непослушный язычок», «Вкусное варенье», «Пароход гудит», «Качели» и «Лошадка» .

Артикуляционная гимнастика для самых маленьких.

Помочь малышу в освоении звуков мама может уже с первых месяцев его жизни. Собираясь на прогулку или общаясь с малышом, маме необходимо делать самые простые упражнения, показывая ребенку разницу между звуками при помощи мимики. Например, можно говорить, как произносят те или иные звуки животные. Движения губ и языка при этом должны быть четкими и ярко выраженными. Можно играть в различные игры, в которых будут задействованы губы и язык, например, представлять, что вы с ребенком играете на дудочке и при этом вытягивать губы трубочкой.

Занятия в игровой форме проводятся с детьми до 3-4 лет, в зависимости от того как ребенок воспроизводит звуки. Если же речь у ребенка и после 4-х лет остается не четкой, его рекомендуется показать логопеду.

Нюансы проведения артикуляционной гимнастики для детей.

Основным требованием к проведению артикуляционной гимнастики является систематичность.

Занятия должны проводиться каждый день. Перед тем как приступить непосредственно к упражнениям, с ребенком нужно провести разминку для губ. Упражнения не должны длиться дольше 15 минут. В течение одного дня необходимо выполнять несколько разных упражнений.

Во время проведения занятий ребенок должен находиться в сидячем положении. Это позволит ему выпрямить спину и расслабить мышцы ног, полностью сосредоточившись на артикуляционных органах. Ребенок должен четко видеть мимику и артикуляцию взрослого. Также он должен видеть собственные губы и язык в момент выполнения задания. Для этого можно использовать ручное зеркало или же проводить само занятие у большого зеркала.

Все упражнения лучше преподносить ребенку в игровой форме, чтобы это не было сильно скучно. Правильно выполнять упражнения ребенок, скорее всего, с первого раза не сможет, поэтому следует запастись терпением.

Таким образом, систематическое выполнение несложных упражнений из комплекса артикуляционной гимнастики помогает подготовить детский артикуляционный аппарат к правильному произнесению сложных звуков.