Задают ли в америке домашнее задание. Нужна ли детям школьная домашняя работа? Опыт США. Среднее образование в США

Корреспондент российского online-издания провел несколько дней в старших классах американской школы. Представляем его рассказ об учебе в США. Единственное, что отсутствует в этом обзоре, — столь важная для российских педагогов «система материального стимулирования»: акцентировать внимание на чужих заработках в Америке просто не принято.

Appleton West High School — обычная публичная школа на 1600 учащихся 9-12 классов. Школа основана еще в 1938 г., но выглядит намного новее, чем большинство российских школ: огромное здание с хорошо укомплектованными классами, большими коридорами с ученическим шкафчиками, объявлениями, плакатами проектов, изображениями, большими аудиториями-амфитеатрами, спортивными залами, лифтами для детей с особенностями развития. Последнее еще раз подчеркивает то, что американцы выступают за равные возможности для всех.

Учебный год здесь, как и во всех остальных школах штата Висконсин, начинается 1 сентября, но ученикам многое предстоит сделать уже в августе. Да, они должны выбрать, каким спортом будут заниматься в течение осеннего семестра, а также зарегистрироваться на курсы. Обязательные предметы есть — но все равно выбор у учеников довольно большой. Им даются списки эквивалентных предметов из той или иной области и они могут выбрать тот, который им наиболее по душе.

Приехав в школу за полчаса до начала занятий, ученики используют это время, чтобы взять-положить вещи в свой шкафчик, пообщаться: небольшие группы учеников просто сидят на полу коридора, разговаривают, смеются, делают фото… Приблизительно за пять минут до занятий они направляются в классы, могут перекинуться несколькими словами с учителем, задать вопросы по поводу темы или вчерашнего школьного мероприятия. После звонка в 7:39 все поднимаются и клянутся флагу США, повторяя известные всем слова вслед за радио, в некоторых школах звучит гимн. Но эта часть необязательна, если кто-то из учеников (например, иностранец, выбравший обучение за границей) не будет клясться — это воспринимается спокойно и ни на что не влияет.

В день семь занятий по 50 минут каждое с перерывами в 5 минут и 50-минутным обедом. При этом время обеда ученик выбирает из трех возможных вариантов, соответственно своему расписанию. Многие ученики используют «ланч» и для других целей, например, полчаса они могут отдать на репетицию в хоре. В столовой есть разная еда и напитки, но многие приносят еду из дома. «Это более здоровая пища», — объяснила мне старшеклассница.

Обычно дети начинают учить иностранный язык в седьмом классе. Кроме испанского языка, который, безусловно, самый популярный иностранный язык для изучения, в школах США еще изучаются французский и немецкий.

Волонтерство — хорошая традиция школы и очень популярно в США. Социальной помощью занимаются школьники, студенты, взрослые, пенсионеры. Ученики помогают в проведении спортивных соревнований, собирают средства на какое-то дело, готовят еду на благотворительную продажу и т.д.

Дети, увлекающиеся спортом, — вообще большая ценность в американских школах и университетах. Особенно популярны бейсбол, футбол и баскетбол. И это очень престижно — попасть в школьную команду, а еще это хороший шанс получить стипендию на обучение в каком-нибудь колледже.

Кстати о поступлении. Все ученики, обычно в предпоследний год обучения, сдают ACT-тест (American College Testing). И уже осенью последнего года рассылают заявления в разные университеты и колледжи. ACT-тест можно пересдавать, но университеты будут знать, какая это попытка.

Вообще, экзаменов здесь не боятся. Наверное, потому что к ним все привыкли. Экзамены здесь могут проходить чуть ли не раз в 2 недели и, конечно, по каждому предмету есть экзамен до окончания четверти, семестра и года.

После школы ученики посвящают 2-3 часа выполнению домашнего задания. Очевидно, возможности Интернета используются в полной мере: для написания рефератов, общения с учителями, а также, чтобы проследить собственную успешность.

Ну и про учителей: каждый учитель старших классов должен учиться. Минимум — 6 курсов за 5 лет. Курсы могут браться в учебном году (по вечерам или выходными), но чаще всего учителя выбирают вариант обучения летом, когда занятия идут ежедневно в течение, например, месяца. Курсы проводят в специальных центрах, либо при университетах. Обучение платное, часть оплаты может компенсировать школа.

Работа учителя направлена непосредственно на детей. Они сами оценивают качество своих занятий — другие учителя не сидят на открытых уроках, максимум местное управление может посетить занятия, но это случается редко. Канцелярская работа отчасти переведена в электронный формат. Например, оценки, которые получает ученик, содержатся в онлайн и доступ к этой информации имеет только ученик и родители.

Представляю небольшое интервью с одной из учениц американской школы, бывшей русской школьницей. Сначала немножко введу вас в систему школьного образования в США.

Учеба для детей начинается с 5 лет – kindergarten, но до этого можно отдать ребенка с 4 лет в preschool, это что-то типа наших подготовительных групп в детских садах. Затем идут 12 grades, которые делятся на elementary school (1-5), middle (6-8) и high school (9-12).

Все дети могут учиться бесплатно с 5 лет в государственных школах. В некоторых школах и preschool бесплатно. Обычно по утрам автобус собирает всех детей из округи и отвозит в школу. Для каждого микрорайона закреплена своя школа и вы не можете ее поменять.

Распространены частные школы, образование в которых, конечно же, лучше, но за него надо платить деньги и немалые. Еще есть частные школы при церквях.

С первого взгляда можно подумать, что при церкви будут лишь заставлять читать молитвы и т.д. Я тоже так думала. Но на самом деле здесь в Америке люди, которые верят в Бога, как правило, очень честные, искренние и открытые, соответственно обстановка в школах при церквях очень приятная. Конечно, дисциплины в ней побольше и помимо общих предметов ребенку даются знания о религии.

Почти во всех школах существует школьная форма. Хотя я слышала от женщин из других штатов, что у них формы нет. Так что не буду обобщать.

А теперь читайте о школьной жизни, как говорится, из первых рук. На мои вопросы отвечает девушка по имени Ольга из штата Луизиана.

В каком ты сейчас классе?

Когда ты приехала из России и пришла в школу здесь, какие у тебя были впечатления?

Ольга: Я приехала 27 мая 2000 года...в школу пошла в конце августа, как и в этом году. Сначала я немного переживала, как я смогу учиться на английском языке, но скоро сама учёба показалась более лёгкой, чем в России.

Что было трудно?

Ольга: То, что приходилось постоянно переводить незнакомые слова. Непонимание того, что требует учитель.

Сильно ли отличалась школьная программа?

Ольга: То, что проходили в американской школе, всё оказалось знакомым. Программа более лёгкая, тем более, что в России я ходила в школу, которая шла впереди общеобразовательных - экономико-правовой лицей.

Как у тебя завязывались отношения с одноклассниками?

Ольга: Хорошо. После того, как узнали, что я из России, сразу задавали много вопросов и хотели познакомиться поближе.

Как здесь вообще дружные классы или все дружат по группкам?

Ольга: И так, и так. Вообще обстановка доброжелательная, но стараются поддерживать дружбу между небольшой группой. Это зависит от места жительства, интересов, белые стараются держаться более обособленно, так же, как и афроамериканцы, хотя конфликтов или каких-то ссор нет, относятся друг к другу хорошо как с той, так и с другой стороны.

Как здесь ставятся оценки?

Ольга: Оценивают результаты по текущим оценкам за 6 недель. Предварительный результат выдают через 3 недели, а тестируют часто, практически каждую неделю. Ну и оценки за работу в классе, за домашние. Домашние задания проверяют в классе, а тетрадей нет, всё на отдельных листах бумаги, которые прикрепляются в папку. Дневники не обязательны, разве что для самоконтроля. Система оценок другая - не 5, 4, 3... и т.д., а А, B, C, D и U. То есть А-это 5, ну а U-это уже кол.

Как спрашивают на уроке - строго или только хвалят?

Ольга: При всех про успехи или неудачи не говорят, только после уроков. Но постоянно не хвалят, как и не ругают. Считается, что всё видно по результатам.

Какая вообще атмосфера в классе - рабочая, расслабленная, дух соревнования или еще что-то?

Ольга: Зависит от учителя. Есть учителя со строгими принципами, а есть и наоборот. На уроках дисциплина не такая строгая, как в России.

Используют ли здесь шпаргалки? Подсказывают ли друг другу?

Ольга: Шпаргалки не ипользуют, а подсказывать-подсказывают.

Какие у вас есть предметы?

Ольга: Science, Physical Education (PE), Math, English (grammar and spelling), Social Studies, Enrichment, Reading or French.

Сколько длится урок? Сколько всего в день?

Ольга: Урок длится 40 минут (примерно, потому что иногда бывают сокращённые уроки, например, в предпраздничные дни), в день пj 7 уроков. Перерыв на ланч тоже 40 минут, обедают либо в столовой (cafeteria), либо приносят с собой и обедают в Court yard (типа огромного крытого двора).

Задают ли домашнее задание?

Ольга: Да, но отводятся часы для того, чтобы сделать всё в школе. Проверяют не ежедневно и не всегда на оценку.

Где тебе легче учиться здесь или в России?

Ольга: Здесь, в Америке.

На каждый предмет свой учитель?

Ольга: Да.

Как учителя относятся к ученикам?

Ольга: Как в России - как ученики к учителям, так и они к ним. Любят тех, кто старается, не любят невоспитанных и грубых к ним.

Как одеваются твои одноклассницы, обращают ли внимание на одежду?

Ольга: Обращать внимания на одежду не получается, в школе введена униформа. Брюки, шорты, юбки, сарафаны или юбка-шорты-хаки, синие или зелёные(всё, кроме брюк - не больше 3 инчей выше колена, футболки (типа "перуанок", как бы сказали в России-с воротничком и на пуговках) - белые, синие или зелёные, носки тех же цветов. Обязателен ремень. Туфли открытые, без "пяток" не разрешены. Но есть дни, когда за 2 доллара можно приходить в чём хочешь. По четвергам можно приходить в "фирменной" школьной футболке-как правило, с красивой аппликацией.

У тебя были подруги в России и здесь - отличаются ли они? если да, то чем?

Ольга: Отличаются интересами-мои подруги здесь больше интересуются компьютерами. Здесь больше возможностей провести время интересно...и безопасно.

Ты бы хотела вернуться в Россию?

Ольга: После того, как я получу образование или основы американского образования, в основном язык и компьютер - вполне возможно.

Перепечатка, публикация статьи на сайтах, форумах, в блогах, группах в контакте и рассылках допускается только при наличии активной ссылки на сайт .

Когда в 1990 году родители сказали Саше Зуевой, что ей придется поехать вместе с ними в США, она расплакалась: очень не хотелось расставаться с одноклассниками. Сейчас Саша, которой недавно исполнилось 17, живет в Нью-Йорке, учится в частной американской школе и общается с новыми друзьями. В Россию она приезжает только на летние каникулы. В свой последний приезд в Москву Саша рассказала корреспонденту "i", как ей живется и учится в Америке.

Семь лет назад моему папе предложили работать в США, в UNISEF - Всемирном фонде помощи детям.

Мне-то и в Москве было хорошо, к тому же я не знала английского. Но - поехали.

В августе мы прилетели в Нью-Йорк, а в сентябре нужно было идти в школу. Родители сказали, что в американской школе - лучше, чем в русской при посольстве, потому что там я смогу выучить язык.

И меня устроили в государственную американскую школу недалеко от дома. Я попала в класс, где нет ни одного русского. Недели две просидела на занятиях молча - ничего не понимала. Потом меня перевели в класс ниже, там было трое русских. Родители решили, что важнее разобраться в языке, чем в математике.

Никаких заданий я поначалу не делала: только выписывала слова из книги и рисовала к ним картинки. И целый год ходила к репетитору, который "поставил" мне грамматику. Постепенно я начала читать и разговаривать, а через год без труда все понимала и сама делала уроки.

Школа была не очень сильная - мало хороших учителей. Почти все уроки мы сидели в одном и том же классе, а не переходили из одного кабинета в другой, как в Москве. И занятия вела одна и та же учительница. Когда мы приходили в класс, то даже не знали, какой будет урок - пока она, например, не говорила: "Ну, давайте позанимаемся математикой". Хорошо еще, что не надо было носить с собой в школу учебники - мы оставляли их в партах.

Так я проучилась два года - четвертый и пятый класс (в это же время я экстерном закончила шестой класс в русской школе при посольстве).

Пятый класс был в этой школе последним, и родители стали думать, где же мне учиться дальше. Наши знакомые посоветовали выбрать частную школу.

В нашем районе есть три хорошие частные школы. В одной было много русских, во второй - очень развита атмосфера соревнования. И то, и другое мне не подходило. Мне понравилась третья - Fieldston School, куда меня и отдали. Но если честно, родители не очень-то интересовались моим мнением, просто в данном случае наши взгляды совпали.

Чтобы перевестись из государственной школы в приличную частную, нужно иметь хорошие оценки, характеристику из прежней школы и еще сдать тест по английскому и математике. Все это нужно делать в январе-феврале, поскольку в марте уже объявляют результаты.

Меня хотели определить в 6 класс, но я запротестовала - надоело быть самой старшей в классе. Тогда мне зачли шестой класс посольской школы и приняли в седьмой.

Fieldston School - дорогая школа, но у нее есть фонд, из которого оплачивают некоторым школьникам часть обучения - по результатам экзаменов. И я бы не сказала, что там учатся только дети богатеньких родителей. В школе есть ребята из совершенно ужасных районов. Учителя стараются всех подружить, чтобы не были заметны социальные различия.

Но все равно бедные дружат с бедными, а богатые с богатыми. Я дружу со средненькими.

Сначала я слегка всех сторонилась. Я стеснялась того, что многие школьники живут в своих домах, а я - в квартире. И когда я шла в школу первый раз, очень боялась, что меня плохо примут. Я думала, там одни миллионеры, которые только и знают, что задирают нос. Но все оказались очень дружелюбными. Помню, во время обеда я зашла в столовую, и хотя никого там не знала, все ребята замахали мне руками: "Иди к нам!"

Позже я узнала, что многие школьники - в том числе и дети состоятельных родителей - подрабатывают в ресторанах, на фирмах - кто где может.

Школа была очень большая: 720 человек! В каждом классе - 100-120 человек, это, собственно, что-то вроде курса или потока в вузе.

У каждого ученика свое расписание - в зависимости от того, чем хочешь заниматься. Поэтому на английском я сижу с одними ребятами, а, например, на математике - совсем с другими. И каждый год состав класса и учителя меняются.

В 7 и 8 классах нужно обязательно ходить на математику, биологию, а на физкультуру - аж пять раз в неделю. В разных четвертях надо было посещать рисование, танцы, актерское искусство и этику. А на выбор можно было взять два языка из четырех - испанского, русского, французского или латыни. Я выбрала два последних.

Мне почему-то кажется, что в США языки преподают плоховато - у американцев нет жизненной необходимости знать иностранный, ведь поблизости мало стран, в которых говорят на других языках. Единственный популярный иностранный язык в Нью-Йорке и вообще в США - испанский.

В моей школе в Америке - чем старше класс, тем больше свободы. Если в седьмом и восьмом классах почти нет предметов по выбору, то в девятом можно выбрать, например, между природоведением и биологией.

В десятом на выбор предлагают химию или физику. А в одиннадцатом я решила заниматься биологией на уровне университета. В каждой школе есть такие "продвинутые" курсы - и оценка, которую ты получаешь за них на экзамене в школе, засчитывается в университете в качестве текущей экзаменационной отметки за первый или второй курс.

С первого до последнего года учебы в моей школе обязательно идет математика. И еще английский: в него входят разные курсы по литературе и истории. Например, весь десятый класс мы изучали американскую литературу, а в одиннадцатом выбирали между японской, латиноамериканской, русской и другими. Я взяла европейскую литературу двадцатого века. Прочитала (естественно, по-английски) по одной книге пяти писателей: Кафку, потом еще писателя из Чехословакии - Кандера; Флобера, Камилла, а пятого не помню. Русскую литературу я, конечно же, не взяла - ну что я буду читать по-английски русские книжки?

В нашей школе занятия длятся по 50 минут. Уроки начинаются в 8.30, а заканчиваются, самое раннее, полтретьего. Учеба, надо сказать, напряженная, зато отдыхаем часто - кроме каникул, есть еще американские национальные и еврейские праздники (в Fieldston School много евреев, и если они не ходят в школу, то занятия проводить почти не с кем).

Еще мне нравится, что в Америке к доске учеников не вызывают. Домашние задания тоже можно не делать, но это всплывет на контрольной работе. Очень важно для учителя, как ты участвуешь в дискуссиях в классе.

В конце четверти учителя пишут отзывы об учениках. Обо мне обычно пишут: "Саша - тихая девочка, в дискуссиях почти не участвует"... Но они сами меня не спрашивают - смущать не хотят: мало ли, а может, я не люблю выступать?

В общем, атмосфера демократичная, хотя нельзя сказать, что дисциплины нет совсем. Помню, как я удивилась, когда впервые вместе с классом пошла в школьную столовую. Класс строят в две шеренги, шествие возглавляет учитель. Перед лестницей он командует, как генерал: "Стоп!" - и все останавливаются. Потом говорит: "Вперед!" - и все идут ровненько. А в Москве, как только раздавался звонок на перемену, мы в столовую бежали как сумасшедшие, гурьбой.

И конечно, ученики в Америке никогда не хамят преподавателям. А если во время контрольной учитель выходит из класса, ни у кого и в мыслях нет списывать!

Есть вещи, которые категорически запрещены. Недавно из нашей школы выгнали двух шестиклассников, которые, стоя возле школы, раскуривали "травку". И еще двух учеников 11 класса, которые пришли обкуренные на урок. Теперь они не получат диплом - а ведь это трагедия. Но просто сигареты там курят почти все ребята - начиная с 12 лет. Даже странно: дети в Америке курят, а взрослые нет. Я не курю из принципа.

Мы с подружками (у меня их четыре - украинка, белоруска и две американки) развлекаемся по-другому. Ходим друг к другу в гости, иногда ездим в Манхеттен. Родители нас отпускают - знают, что в опасное место мы не пойдем.

Часто ходим в кино: кинозалы в Америке лучше, чем в России, но билет дороже - 8 долларов. В ресторанчиках ужинаем, ходим на дискотеки. Оттуда добираемся домой на такси. На общественном транспорте мне не нравится ездить, особенно на метро - оно в Нью-Йорке ужасное.

В школе почти не проводятся мероприятия, которые бы всех сдружили. Но все равно мальчики дружат с девочками. А в нашей школе я заметила странный феномен - мальчишки-двенадцатиклассники часто ухаживают за девочками из девятого класса. Все это осуждают: понятно, чего большой мальчик хочет от маленькой девочки.

Хотя в США, как и в России, мальчики отстают в развитии от девочек. Американские мальчики к тому же менее мужественные, чем русские, да еще и безынициативные. Они ждут, когда девочки сами начнут оказывать им знаки внимания. И те оказывают. Любовные записки писать не принято, но всегда ведь можно показать человеку, что он тебе нравится...

Что касается меня, то мне сейчас не до личной жизни: нынешней осенью я иду в двенадцатый класс. А в начале последнего учебного года американские школьники сдают общий экзамен - математика и английский, и его результаты можно разослать в университеты (по правилам школьник имеет право разослать их в 7 университетов по своему выбору). Еще можно пройти тесты по другим предметам. Посмотрю, по каким предметам у меня будут лучшие результаты, и пошлю их в университеты.

Вместе с результатами тестов нужно отправить сочинение на тему, которую дает университет. Например: "Если бы ты смог встретиться с одним из трех человек - из прошлого, настоящего или будущего, - кого бы ты выбрал и о чем бы с ним беседовал?" Или: "Что вы думаете о предстоящих президентских выборах?"

В Гарвард я поступать не хочу - была там на экскурсии, и студенты мне не очень понравились. Слишком заумные и амбициозные. Но на всякий случай подам туда документы - я хочу работать в России, поэтому лучше закончить университет, о котором в России слышали.

Сначала я хотела стать врачом. Но потом поняла, что мне интереснее работать с самими людьми, а не с их внутренностями. Мечтаю работать психиатром в тюрьме, помогать людям, на которых все махнули рукой.

Вообще-то я еще сто раз могу изменить свое решение: в университетах США выбираешь специализацию только на третьем курсе. Или вообще все 4 года в университете я могу заниматься математикой, а потом взять и пойти в медицинскую школу.

Мне еще только семнадцать лет. Посмотрим, как жизнь повернется.

Александра ЗУЕВА

Большинство жителей нашей страны знают о системе образования в Америке только по фильмам и книгам. Ни для кого сейчас не секрет, что многие нововведения в нашей образовательной системе пытаются позаимствовать именно из США. В нашей статье попробуем разобраться, что представляет собой школа в Америке, в чем ее особенности и отличия от наших образовательных учреждений.

Отличия между американским образованием и российским

Еще совсем недавно, при советской власти, образование в Советском Союзе считалось одним из самых лучших. Сейчас все чаще сравнивают нашу систему образования и американскую. Между ними имеется существенная разница, сказать, какая из них лучше, а какая хуже, нельзя. Каждая имеет свои плюсы и минусы.

Американская система образования более демократична. Если у нас практически все школы занимаются по одной учебной программе, то в США единый план отсутствует. Ученики посещают только несколько обязательных дисциплин, а остальные предметы каждый выбирает по своему усмотрению, учитывая личные предпочтения и выбор будущей профессии. Можно сказать, что школа в Америке придерживается гораздо больше, чем российская.

Еще одно отличие американских учебных учреждений в том, что в них такие понятия, как «класс» или «одноклассники», имеют совершенно другой смысл. Потому что всех детей, обучающихся в одном классе, с большим трудом можно назвать коллективом. Американская школа предполагает все-таки создание коллективов, но чаще всего это происходит на специальных занятиях, которые, к тому же, выбирают сами дети.

По сравнению с нашими школами, в заведениях США спортивные занятия являются наиболее популярными, нет практически ни одного учреждения для детей, где бы не было хорошо оборудованного спортивного зала, бассейна и стадиона.

Школа в Америке - это не единое здание, как у нас в стране. Больше напоминает ученический городок с несколькими постройками. На его территории обязательно дополнительно оборудованы:

  • Актовые залы для проведения различных мероприятий.
  • Спортивный зал.
  • Большая библиотека.
  • Столовая.
  • Парковая зона.
  • Резиденции.

Уже немного упоминалось, что в каждом штате в Америке могут утверждаться свои образовательные программы. Но единым для всех остается обязательное среднее образование. Правда, начинаться оно может или с 6 лет, или с семи. Разниться может и время начала занятий: в некоторых школах они могут начинаться в 7:30, а другие предпочитают сажать детей за парты в 8:00.

Учебный год, в отличие от нашего, делится всего на два семестра, а не на четверти. Оценивание предусматривает не пятибалльную систему, а часто используется 100-бальный критерий.

Система образования в американских школах

Американское образование достаточно разнообразное, поэтому каждый может выбрать для себя индивидуальную дорогу в освоении знаний. В каждой стране и у каждого народа существуют свои системы ценностей, традиции, которые передаются от поколения к поколению. Имеются и свои установки, которые с детства закладываются в детские головы. Например, еврейскому малышу уже с самого рождения внушают родители, что он самый умный и ему под силу любые свершения. Может, именно поэтому в этой стране так много выдающихся ученых и новейших открытий.

В американских семьях ребенок с детства усваивает одну истину: в жизни всегда есть место для выбора, который он может сделать. Не все могут стать известными физиками или химиками, но найти для себя много других увлекательных занятий всегда можно. В США место в обществе и благосостояние зависят не от вида деятельности или твоей профессии, а от успешности в этой области. Быть простым автослесарем вовсе не позорно, если ты делаешь свою работу на высшем уровне и к тебе выстраивается очередь из клиентов.

Американская система образования также настроена на это. Уже в стенах школы ребенок может для себя выбирать те занятия, которые ему больше нравятся. Единым остается только требование последовательно окончить несколько типов школ, о которых далее будет говориться.

В школах нет жестких групп или классов, ученики именуются студентами и вправе выбирать курсы, которые соответствуют их наклонностям и тем стремлениям в жизни, которые у них имеются. Если в наших школах составляется общее расписание для каждого класса, то там каждый ученик может иметь свой график занятий.

Каждый курс оценивается определенным количеством баллов, который там называется кредитом. Есть даже минимальный кредит, который необходимо набрать, чтобы перейти в следующую школу или поступить в другое учебное заведение. Имеются специальные классы, в которых идет подготовка к поступлению в колледж, но чтобы иметь право их посещать, необходимо иметь и «личный кредит». Большинство детей сознательно выбирают для себя классы, которые посещают, а значит, и свою дорогу в будущее.

Школа в Америке практикует стипендии для детей, которые зависят от размера «личного кредита». Случается и такое, когда ученик имеет настолько высокий кредит, что его достаточно, чтобы получить бесплатно два высших образования.

Можно сказать, что у учеников есть два выхода: добиваться всего своим трудом и способностями или использовать деньги родителей для дальнейшего обучения.

Еще одну интересную особенность имеет американская школа - ребенок еще обучается в стенах школы, а сведения о его достижениях передаются во все высшие учебные заведения. Нет вступительных экзаменов в институты и университеты, каждый ученик в течение года пишет тестовые работы по предметам, а результаты в конце года направляются не только в учебную часть школы, но и в колледжи и вузы. После окончания школы каждому ученику остается только рассматривать приглашения от различных учебных заведений на обучение или самому направлять запросы в них, ожидая ответа. Вот и получается, что добиться высоких результатов и поступить в престижный вуз можно не только за деньги, но и приложив максимум своего труда.

Неважно, сколько в Америке школ, но в каждой из них единственным решающим фактором для поступления в престижный вуз является собственное огромное желание и стремление. Конечно, не всем даны хорошие умственные способности, но при желании учиться в университете государство с большим желанием может дать кредит на учебу, который выплачивается после окончания учебного заведения.

Разновидности школ в Америке

В США много образовательных учреждений, но все их можно разделить на следующие типы:

  1. Государственные школы.
  2. Школа-пансион.
  3. Частные учебные заведения.
  4. Домашние школы.

Государственные школы делятся по возрастному критерию: есть начальная школа, средняя и старшая. Необходимо уточнить, как учатся в Америке дети в таких школах. В первую очередь, отличительной особенностью является их строгое разграничение на отдельные заведения. Они не только находятся в отдельных зданиях, но и территориально могут располагаться далеко друг от друга.

Школы-пансионы располагаются на больших огороженных территориях с прекрасно оборудованными корпусами для занятий, резиденциями, спортивными залами и всем необходимым для получения качественного образования. Такие школы часто называют «школами жизни» и совсем оправдано.

Среднее образование в США

Чтобы получить аттестат об образовании необходимо окончить три ступени школы:

  • Начальную школу.
  • Среднюю.
  • Старшую.

Все они имеют свои требования и особенности. Программы и перечень предметов также могут сильно разниться.

Начальное образование

Получение образования в Америке начинается с начальной школы. Необходимо уточнить, что с тем, чтобы добраться до школы, проблем не возникает. Некоторых учеников привозят родители, те, кому есть уже 16, могут сами приезжать на автомобилях, а остальных забирают школьные автобусы. Если ребенок имеет плохое здоровье или является инвалидом, то автобус может подъезжать прямо к его дому. Так же доставляют детей домой после занятий. Все школьные автобусы имеют желтый цвет, поэтому спутать их с другим городским транспортом просто невозможно.

Чаще всего здание начальной школы располагается в парках и скверах, оно имеет один этаж и внутри достаточно уютное. С классом занимается один учитель и проводит все предметы по У малышей, как правило, традиционные занятия: чтение, письмо, родной язык и литература, ИЗО, музыка, математика, география, естествознание, гигиена, труд и обязательно физическая культура.

Классы для занятий комплектуются с учетом способностей детей. Перед этим малышей тестируют. Но все тесты больше направлены не на выявление уровня подготовленности к школе, а на раскрытие природных задатков у ребенка и его коэффициента интеллекта.

После тестирования учеников делят на три класса: «А» - одаренные дети, «В» - нормальные, «С» - малоспособные. С одаренными детьми с начальной школы работают более интенсивно и ориентируют их на получение дальнейшего высшего образования. Весь процесс занимает пять лет.

Средняя школа в Америке

После окончания начальной школы ребенок с определенным «личным кредитом» переходит в среднее звено. Возникает вопрос о том, средняя школа в Америке сколько классов имеет? Как удалось выяснить, обучение занимает три года, соответственно, ученики переходят в 6, 7 и 8 классы.

Средняя школа, так же, как и начальная, в каждом округе может иметь свою учебную программу. Учебная неделя продолжается 5 дней, а каникулы два раза в год - зимние и летние.

Средняя школа располагается обычно в более просторном здании, так как в ней обучается гораздо больше учеников. Обучение также идет по системе кредитов. Кроме обязательных предметов, к которым относится математика, английский, литература, каждый ребенок может выбрать, в зависимости от своих предпочтений, дополнительные уроки. В конце года обязательно следуют экзамены, чтобы перейти в следующий класс, необходимо набрать определенное количество кредитов. В средней школе вводится обязательно профориентация, которая помогает детям определиться со своим выбором в жизни.

Старшая школа

Какие виды школ в Америке существуют, мы разобрали, остается выяснить, что собой представляет старшая школа. Она включает 4 года обучения, с 9 по 12 класс. Как правило, такие школы имеют свою специализацию, поэтому уже с 9 класса начинается тщательная подготовка к поступлению в высшие учебные заведения. Этот тип школы достаточно важный, так как за время обучения можно не только накопить достаточно знаний для поступления, но и набрать кредиты, которые позволят существенно сэкономить на учебе.

В старшей школе по программе обязательно изучение английского языка, математики, предметов социальной сферы и естественных дисциплин. Учитывая, что старшая школа должна придерживаться профильного обучения, то в разных учреждениях могут быть разные направления.

Существуют следующие направления в школах:


Например, если ученик обучался по академическому профилю, то имеет право поступать в высшее учебное заведение. Но это касается только хорошо успевающих ребят. Если результаты не очень хорошие, то ученик выбирает для себя подходящий практический курс.

Любой профессиональный профиль дает ученикам навыки практической деятельности. В зависимости от выбранного направления составляется расписание занятий.

Правила в американских школах

Школьные правила существуют в любой школе, конечно, в американских они существенно отличаются от наших. Вот некоторые из них:

  1. Запрещено ходить по коридорам во время уроков.
  2. При выходе в туалет ученику дается карточка-пропуск, которую отмечает дежурный учитель в туалете.
  3. Если ребенок пропускает школу, то в тот же день секретарь звонит и выясняет причину отсутствия.
  4. Можно пропустить только 18 уроков, если предмет читается весь год, если курс занимает полгода, то допускается только 9 пропусков.
  5. Пока не закончились все уроки, из школы выйти нельзя, везде размещены видеокамеры.
  6. За порядком в школе следят охранники, они ходят в гражданской форме, но имеют оружие.
  7. В американских школах запрещается кушать в коридорах и классах, делать это можно только в столовой или кафе.
  8. Нельзя носить с собой напитки и еду.
  9. Запрещены наркотики и алкоголь, а также ношение оружия, хотя такое предупреждение для наших школ выглядит совсем смешно. У нас в стране это само собой разумеющееся.
  10. Непозволительно проявление сексуального неравноправия в любой форме. Даже рука на плече товарища может расцениваться как сексуальное домогательство.
  11. Запрещено играть в карты на занятиях.
  12. Школьные правила даже содержат такой пункт, как запрет на списывания.
  13. Не допускается порча школьного имущества.

Некоторые правила касаются школьной формы, для нас некоторые из них кажутся совсем абсурдными:


Приобрести школьную форму можно в специализированном магазине, где на каждого ученика заводится карточка и по ней предоставляется скидка на покупку.

Американский педагог также придерживается строгого стиля в одежде, конечно, не обязательно ходить в костюмах, но мужчины не носят джинсы на занятия, а женский педагогический состав чаще надевает юбки, чем брюки.

Все правила для учащихся распечатываются и в начале учебного года вклеиваются в школьные дневники.

Частные школы в Америке

Все частные школы в США являются платными. Не все семьи могут позволить себе обучать своих детей в таком заведении, потому что стоимость частной школы за все годы обучения обойдется в среднем, если перевести на российские деньги, от 1,5 до 2 миллионов рублей. Но необходимо уточнить, что в эту сумму входит не только обучение, но и проживание в пансионе на полном обеспечении.

Многие частные школы готовы предоставлять своим ученикам материальную помощь, это касается как хорошо успевающих детей, так и

Так как в общественных школах часто гуляет распущенность, нередки случаи изнасилования, беременности малолетних девочек, в целях безопасности своих детей родители предпочитают заплатить, чтобы быть спокойными за здоровье и жизнь своих чад.

Частные школы имеют некоторые преимущества перед государственными:

  • В классах обучается около 15 человек, что дает возможность каждому ученику уделить максимум внимания.
  • Проживание в общежитии предоставляет постоянное общение со своими сверстниками не только на учебных занятиях, но и в бытовых условиях.
  • В частных школах обучение имеет более продолжительный период, поэтому увеличиваются шансы на поступление в вуз.

Частные школы, по ряду причин, более престижные, но среди государственных учебных заведений также можно встретить такие, где можно получить хорошее образование.

Домашнее обучение в Америке

Последнее время в Америке входят в моду домашние школы. Когда-то такое обучение появилось естественным образом в семьях, в которых родители имели хорошее образование, чтобы обучать своих детей дома, а также приличный доход, чтобы приобрести все необходимые учебники и пособия.

Сейчас во многих городах Америки имеются учебные центры для ребят из домашних школ. К каждому центру прикрепляются педагоги по различным предметам. Они проводят уроки как для детей, так и их родителей. Обычно это установочные занятия, на которых дети получают программу обучения и некоторые необходимые материалы.

После этого составляется индивидуальное расписание для посещения педагогов, на занятиях ученик пишет тесты и получает новое задание. Практикуются вебинары и онлайн уроки.

У детей, которые обучаются в домашних школах, также имеются свои праздники и спортивные состязания, на которых они встречаются с такими же, как они. То есть имеется свой коллектив, только его члены встречаются между собой гораздо реже.

Считается, что домашнее обучение требует гораздо меньше сил, поэтому дети меньше устают и не так подвержены плохому влиянию сверстников. Дети из таких школ обычно дружелюбны, приветливы, имеют хорошие манеры.

Школы для русских в Америке

Школа в Америке для русских также существует. Как правило, ее выбирают те родители, которые не хотят, чтобы их дети забывали родной язык. В таких заведениях преподавание ведется на английском языке, но имеются такие предметы, как русский язык и литература.

Чаще всего русские школы открываются при православных приходах, тогда получается, что они являются не каждодневными, а воскресными. Но в некоторых американских школах имеются где детям преподают русский. Это также хорошая возможность не забывать родной язык.

В различных центрах открываются кружки и секции, которые ведутся русскими преподавателями и на русском языке. Например, фигурное катание, танцы и рисование, гимнастика и другие.

Для совсем маленьких существуют детские сады, только частные, где с малышами общаются на русском языке. В группе может быть только 8 человек, потому что воспитатель, получивший лицензию на такую деятельность, может одновременно воспитывать такое количество детей. Детей принимают с двух лет.

Таким образом, проживая в Америке, можно не забывать русский язык и одновременно свободно общаться на английском.

Подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод: независимо от того, какие школы в Америке существуют, выбирать можно по своему усмотрению. Чаще всего этот вопрос решают родители, если ребенок еще маленький, а в старшем возрасте уже совместно с детьми осуществляется выбор учебного заведения. Получить престижное образование совершенно бесплатно тоже можно, если иметь большое желание и прилагать максимум усилий.


Я расскажу здесь о том, как организовано обучение в американских государственных (бесплатных) школах нашего штата Массачусетс (в каждом штате есть свои отличия).

Перед вами вопросы и ответы:

1) Можно ли поподробнее узнать о системе образования в школах Америке? Сколько классов в американских школах?

Дети учатся в школе в Америке всего 13 лет (с 5 до 18 лет).
Школа в Амекрике подразделяется на 3 разные школы:
Начальная школа (Elementary school): с 0 по 4 класс (5 лет)
Средняя школа (Middle school): с 5 по 8 класс (4 года)
Старшие классы (High School): с 9 по 12 классы (4 года).

Все три школы расположены в разных зданиях. Мой младший сын пошёл в этом году в 3 класс в Elementary school, а старший пошёл в 10 класс в High School.

2) В России можно учиться 9 или 11 классов, есть ли что-то подобное в США?

Да, есть нечто подобное. После 8, 9, 10 или 11 класса подросток может пойти учиться в техническую школу, где одновременно с общим образованием может получить какую-либо полезную специальность, например:
Инженер,
Электромеханик,
Воспитатель в дошкольном учреждении,
Дизайнер ландшафта,
Специалист по телекоммуникациям,
Специалист по маркетингу,
и другие.

3) Какие есть предметы в американских школах, которые не преподают в России?

Мой старший сын учится в 10 классе. Вот какие предметы он проходит в этом году (5 обязательных и один на выбор).

Обязательные предметы в 10 классе:

2. Алгебра
3. Химия

5. Изучение Америки (American Studies).Это у них вместо истории (история древнего мира и других государств была в средней школе).

Выборочный предмет в нашей школе можно было выбрать из следующих (обычно выбор зависит от штата): «Фотография», «Изготовление керамики», «Рисунок», «Живопись», «Дополнительный курс физики», «Дополнительный курс по истории и праву».
Мой сын выбрал «Фотографию» (это классическая фотография, не цифровая, где снимки обрабатывают по всем правилам: проявитель, закрепитель, прищепки и проч.). Очень творческие получаются у него работы, особенно чёрно-белые.

Обязательные предметы в 9 классе были такие:
1. Английский (как родной язык)
2. Общественные науки (Social Studies) включает Историю мира и Географию
3. Физика
4. Испанский (как иностранный язык)
5. Геометрия

4) Как организовано обучение в американских школах?

Дело в том, что начиная с 9 класса подросткам предлагают выбрать уровень обучения по каждому предмету. Подросток и его родители, совместно с учителями, выбирают уровень обучения, который лучше всего соответствует интересам и способностям подростка в данной области.
У каждого предмета существуют 3 уровня, а у каждого учителя - соответственно 3 группы учеников:
Уровень 1 (самый лёгкий): College Preparation class - Класс подготовки к коледжу (университету)
Уровень 2 (более сложный): Honors class - Класс отличников
Уровень 3 (самый сложный): Advanced Placement class - Класс повышенной трудности

У всех детей разные интересы и разные способности. Поэтому кто-то может посещать английский или алгебру в классе Уровня 3, а химию или физику в классе Уровня 1.

Классы уровней 2 и 3 изучают тот же материал, что и класс уровня 1, но более углублённо и их программа сфокусирована на развитии независимого мышления и творческих идей. Количество человек в классе немного меньше, чем в классе уровня 1, чтобы ученикам было удобнее участвовать в классных дискуссиях и высказывать своё мнение. В конце года классы всех уровней сдают один и тот же годовой тест (MCAS), а в 11 и 12 классах - тест SAT (это что-то типа русского ЕГ).
Тест для всех один, и чтобы его сдать, необходимо знать обязательную программу, поэтому ученик, который хорошо учился на Уровне 1, может сдать этот тест на отлично. А те, кто учились в классах Уровней 2 и 3, если хорошо сдадут тест, получат в дополнение приписку “graduated with Honors” («окончил курс с отличием»), а это - большой плюс при поступлении! И чем больше этих «отличий» по каждому предмету, тем лучше.

В начальной школе обучение организовано проще. Дети учатся читать, писать и считать в классе из 25 человек с одним учителем. Раз в день у них бывает дополнительный предмет: Физкультура, Искусство или Музыка. В течении дня у них бывает много коротких перемен, а также две динные перемены, одна из которых предназначена для ланча.
Ланч можно купить в школе или принести с собой.

5) C колько уроков в день?
Уроки состоят из модулей (блоков) по 25 мин каждый.
Поскольку все ученики в старших классах посещают классы разных уровней, у каждого подростка своё расписание и не похоже на расписание других учеников.

Вот типичный день моего сына-десятиклассника:

Алгебра: 3 модуля по 25 мин.
Изучение Америки: 2 модуля по 25 мин.
Перерыв: 3 модуля по 25 мин.
Фотография: 2 модуля по 25 мин.
Перерыв: 1 модуль по 25 мин.
Испанский: 2 модуля по 25 мин.
Химия: 2 модуля по 25 мин.

6) Когда дети приходят в школу и когда уходят?

В начальной школе школьный день длится с 8.40 до 14.40.
В средней школе - с 8.00 до 14.40.
В старших классах - с 7.30 до 14.40

Многие дети ездят в школу и из школы на школьном автобусе, маршрут которого учитывает проживание детей в данном городке.
Многие родители привозят детей в школу и забирают сами на машине. Если родители не могут забрать ребёнка после школы, он может за дополнительную плату посещать в школе группу продлённого дня, где с ним будут заниматься воспитатели, играть в развивающие игры, делать поделки и помогать ему делать домашнее задание.

Каждое утро, когда дети идут в школу, на нескольких перекрёстках, расположенных около каждой школы, стоят регулировщики движения в жёлтых жилетах, которые останавливают транспорт, чтобы дать детям возможность безопасно перейти дорогу. Регулировщики движения не являются сотрудниками полиции, они работают в школе.
Когда дети приходят в школу, а также когда они расходятся по домам, у школы дежурит полиция, чтобы следить за безопасностью детей и предотвратить появление у школ нежелательных личностей, которые могут представлять угрозу для детей.

Прошу прощения за качество фотографий. Учителя не любят, когда в школе фотографируют (для этого нужно получить специальное разрешение), поэтому пришлось тайком фотографировать на мобильный телефон.