Качество образования в детском саду. Новое качество образования в ДОУ: миф или реальность? Модели организации образовательного процесса в ДОУ

Качество образования в детском саду в условиях ФГОС.

Аннотация. Статья посвящена освещению некоторых сторон формирования кадрового потенциала современного детского сада в соответствии с требованиями ФГОС.

Ключевые слова: кадровый потенциал, качество образования, ФГОС, дошкольная организация, работники детского сада, развитие организации.

Актуальность проблемы формирования кадрового потенциала дошкольной образовательной организации в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) определяется необходимостью управления качеством дошкольного образования и обусловлена усилением внимания учёных и практиков к созданию наиболее оптимальных условий для образования будущих школьников.

Понятие кадрового потенциала дошкольной образовательной организации напрямую связано с понятием качества дошкольного образования.

Качество дошкольного образования в современных условиях реализации ФГОС ДО понимается исследователями Т.И. Алиевой, Л.Г. Богославец, А.А.Майер, Л.А. Парамоновой как соответствие результатов образования обучающихся целевым ориентирам ФГОС ДО, успешное развитие самой дошкольной образовательной организации, а также деятельность каждого педагога и руководителя в направлении обеспечения качества образовательных услуг, оказываемых в детском саду .

Рассматривая качественное предоставление образовательных услуг в сфере дошкольного образования в контексте ФГОС, имеется в виду оценка результатов, которых добиваются воспитатели, инструкторы по физической культуре, музыкальные руководители и другие специалисты, работающие с дошкольниками, в обучении и развитии каждого воспитанника детского сада по основным направлениям (образовательным областям): социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Однако, в последнее время в психолого-педагогической литературе и периодической печати всё чаще при этом имеют в виду и качество самого образовательного процесса, и условий, в которых он реализуется .

Рассматривая утверждение Н.С. Голицыной о том, что для современной дошкольной организации понятие «качество дошкольного образования» связано, прежде всего, с его конкурентоспособностью на рынке образовательных услуг городского поселения, района и округа, можно утверждать, что данное понятие рассматривается как комплекс свойств образовательной услуги, предоставляемой детским садом общеразвивающего вида "Белочка", обеспечивающей удовлетворение внутренних потребностей родителей (законных представителей) воспитанников по развитию личности каждого ребёнка - дошкольника, посещающего детский сад .

Поэтому, можно заключить, что становится всё более актуальным вопрос о необходимости управления качеством дошкольного образования и формированием кадрового потенциала ДОО на уровне каждой организации, каждого детского сада, что невозможно без достаточно квалифицированного кадрового состава.

Управление качеством образования в МБДОУ "Улыбка" можно рассматривать как процесс:

Проектирования;

Постановки целей и определения путей достижения данных целей дошкольного образования;

Организации образовательного процесса и мотивации его субъектов на качественный труд;

Осуществления контроля отклонений от целей;

Отслеживания изменений в развитии дошкольников (психолого-педагогическая диагностика, мониторинг качества образования);

Регулирования и анализа результатов деятельности .

Но, к сожалению, в публикациях последних лет отмечается негативная тенденция: кадровая ситуация в муниципальных образовательных организациях стала носить сложный характер.

Согласно работ А.Я. Кибанова, О.А. Куревиной, Л.Г. Петерсон и др., возникшее противоречие между ранее приобретёнными знаниями, практическим опытом и радикальными изменениями в сфере образования и трудовых отношений, переход опытных и квалифицированных кадров в коммерческие структуры, обновление кадрового состава, пополнение его специалистами, прошедшими профессиональную переподготовку, не имеющими достаточного опыта работы, привело к невысокому профессиональному уровню кадрового потенциала ряда детских садов .

Кадровое обеспечение дошкольных образовательных организаций в условиях осуществления современных реформ системы образования должно соответствовать требованиям ФГОС ДО и Профессионального стандарта педагога ДОО, что актуализирует необходимость планировать перспективы и эффективно решать ежедневные, текущие и перспективные задачи, достигать стратегические цели формирования кадрового потенциала и развития организации .

Понятие «кадровый потенциал», согласно работ Л.Г. Зайцева, М.И.Соколовой, отражает ресурсный аспект социально-экономического развития отдельной организации. Поэтому кадровый потенциал МБДОУ детского сада общеразвивающего вида "Белочка" с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей можно определить как совокупность способностей всех людей, занятых в данной организации и решающих определённые задачи образовательного процесса .

Понятие кадрового потенциала в нашем случае употребляется в смысле скрытых возможностей, способностей, которые могут проявиться при определённых условиях на определённом этапе развития дошкольной образовательной организации.

А.Л. Атасов, Л.Г. Зайцев, М.И.Соколова и др. современные исследователи под кадровым потенциалом понимают меру способностей и возможностей работников материализовать свои знания и умения с целью обеспечения жизнеспособности и развития дошкольной образовательной организации .

Сегодня нередко встречается утверждение, что во многих учреждениях дошкольного образования встречается профессиональная несостоятельность кадров, неспособность или нежелание работников детских садов переходить из в режим развития и постоянной, ежедневной деловой активности, неумение работников перестраиваться, овладевать новыми методами работы, расширяя спектр используемых образовательных технологий, изучая научную и методическую литературу, раскрывающей систему работы с применением современных технологий, что является проблемой не только отдельно взятой дошкольной организации, но и всей системы образования, то есть является проблемой общегосударственной, актуальность которой связана со значительным повышением роли кадрового потенциала сотрудников детского сада в развитии каждой муниципальной дошкольной образовательной организации.

К сильным сторонам профессиональной деятельности кадрового состава детского сада относят готовность и умение учиться тому, что необходимо в профессии, самообразование и саморазвитие, овладение информационной, компьютерной грамотностью, умение находить взаимопонимание с другими участниками образовательного процесса, знание основ педагогики и психологии современного ребёнка дошкольного возраста, в том числе и с ОВЗ, основы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников детского сада. Слабые стороны моей деятельности связаны с объективными сложностями внедрения ФГОС.

Проанализировав систему управления дошкольной образовательной организацией за последние годы и качество образовательного процесса МБДОУ "Улыбка", можно утверждать, что кадровый потенциал формируется интеграцией и динамикой таких моментов и сторон жизнедеятельности каждого работника детского сада, как:

Личностные свойства;

Общая работоспособность;

Профессионально-квалификационные знания, умения, опыт;

Творческие склонности, заинтересованность;

Способность и ориентация личности руководящего, педагогического и обслуживающего персонала детского сада.

Соглашаясь с утверждением А.Я. Кибанова, формирование кадрового потенциала МБДОУ детского сада общеразвивающего вида "Белочка" с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей, как и степень соответствующей ему эффективности труда каждого сотрудника, зависит не от какого-либо одного элемента, а от их совокупности, сбалансированности и для отдельного работника, и для групп персонала дошкольной образовательной организации, что, в свою очередь, влияет на качество образования в ДОО .

На повышение качества образовательного процесса направлены усилия всего педагогического коллектива, но всё же существует ряд проблем и противоречий, требующих решения: необходимость повышения качества дошкольного образования и недостаточная готовность отдельных сотрудников, педагогов к решению данной задачи на практике; потребность всех субъектов педагогического процесса детского сада в качественной подготовке будущих школьников и отсутствием действенных мер саморазвития каждого сотрудника, задействованного в образовательном процессе детского сада.

Результатами практических изысканий коллектива детского сада "Улыбка" стали инновационные педагогические проекты, программа развития, основная образовательная программа, инновационные технологии организации образовательного процесса и новые подходы к управлению качеством дошкольного образования в детском саду общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей в условиях введения ФГОС дошкольного образования.

Соглашаясь с утверждением В.В. Алексеева, можно сделать вывод, что кадровый потенциал детского сада "Улыбка" имеет определенные количественные, качественные и структурные характеристики, определяющими принципы, на которых должно базироваться управление кадровой политикой в образовательной организации:

Соответствие трудового потенциала характеру, объёму и сложности выполняемых трудовых функций и видов работ;

Обусловленность структуры трудового потенциала материально-вещественными факторами образовательного процесса;

Эффективное использование трудового потенциала;

Создание условий для профессионально-квалификационного развития персонала, служебного продвижения и расширения профиля, умений и навыков работников .

Совокупность качественных и количественных характеристик кадрового потенциала, а также принципов управления им даёт представление о состоянии персонала дошкольной образовательной организации и тенденциях его изменения для целей управления формированием и развитием кадрового потенциала, в том числе:

Планирования,

Анализа и разработки мероприятий по повышению эффективности использования трудовых ресурсов детского сада.

Требования ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы среди значимых выделяют психолого-педагогическую службу, материально-технические и финансовые условия, развивающую предметно-пространственную среду и кадровое обеспечение .

Учитывая, что Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направляет усилия всех сотрудников детского сада на достижение целей: повысить социальный статус дошкольного образования, обеспечивая равенство возможностей для каждого ребёнка - дошкольника в получении качественного дошкольного образования и государственные гарантии уровня и качества образования, был детально проанализирован уровень сформированности кадрового потенциала муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Улыбка» с приоритетным осуществлением деятельности по социально-коммуникативному развитию и сделаны следующие выводы:

1. Профессиональная подготовка кадров характеризуется достаточно высоким образовательным уровнем и опытом управленческой и педагогической работы, но необходимо установить планомерный характер системы повышения квалификации и профессионального развития каждого работника.

2. Необходимо активизировать работу с кадровым резервом, составляя прогнозы потенциальных вакансий должностей, входящих в штат дошкольной организации, анализируя возрастную структуру работников с учётом ожидаемого освобождения должностей в связи с выходом на пенсию; среднестатистического увольнения и других причин.

3. Целесообразно составление плана замещения должностей в разрезе прогнозов вакансий с учётом срока ожидаемого освобождения должностей работников ДОО и анализа очередной аттестации, собеседований с работниками по поводу перспектив их продвижения, выявления склонностей специалистов в целях предварительного отбора в кадровый резерв (опрос, личные листки, конкурсный отбор, рекомендательные отзывы).

4. Организация постоянно действующих семинаров в целях подготовки кадров с новым профессиональным мышлением, работников отдела труда и занятости, опытных педагогов и руководителей принесет возможность повышения уровня теоретической и методической подготовленности коллектива ДОО.

5. Необходима активизация работы по информационно-аналитическому направлению: создание творческих групп для обеспечения тесной связи с населением, изучения общественного мнения, обмена опытом наиболее квалифицированных кадров; анализ вопросов подготовки и расстановки кадров, заслушивание отчетов заместителей руководителя по решению кадровых задач; организация «круглого стола», «прямой линии» с привлечением средств массовой информации: газеты «Заря», ресурсов Интернет.

7. Значимым решением может стать открытие постоянной рубрики, освещающей деятельность администрации детского сада по развитию кадрового потенциала дошкольной образовательной организации на официальном сайте - «Кадры решают всё», «Новые назначения», «Спеши учиться».

8. Целесообразно организовать систему профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, в том числе дистанционное обучение, по новым специальностям, повышение квалификации сотрудников в системе курсовой подготовки и методической работы, обучение по профильным направлениям деятельности по краткосрочным программам лиц, состоящих в кадровом резерве и резерве управленческих кадров дошкольной образовательной организации.

9. Возможно проведение научных исследований, кадрового мониторинга и аудита образовательной организации, создание баз данных об успешно работающих кадрах; обеспечение более тесной связи слушателей, обучающихся в вузах с практикой работы дошкольной образовательной организации.

Таким образом, решение вопросов формирования кадрового потенциала для обеспечения качества дошкольного образования, позволяет убедиться в том, что правильно организованное руководство формированием и развитием кадрового потенциала является необходимой основой для развития организации в условиях ФГОС. При этом система управления формированием и развитием кадрового потенциала обеспечивает непрерывное совершенствование методов работы с кадрами на основе использования достижений отечественной и зарубежной науки и передового опыта.

С писок литературы:

1. Алексеев, В.В. Кадровый потенциал отрасли. [Текст]/ В.В.Алексеев. - М.: Знание, 2012. - 64 с.

2. Атасов, А.Л. Управленческая деятельность: Практика и резервы организации. [Текст]/А.Л. Атасов. - М.: Сфера, 2011. – 251 с.

3. Багаутдинова, С.Ф. Управление дошкольным образованием. [Текст]/ С.Ф.Багаутдинова, Л.Н. Санникова.- М.: Флинта, 2015.-150 с.

4. Голицына, Н.С. Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении.[Текст]/Н.С. Голицына.- М.:ПРИОР, 2007. - 405 с.

5. Зайцев, Л.Г. Стратегический менеджмент.[Текст]/Л.Г.Зайцев, М.И.Соколова. - М.: Дело, 2012.-144 с.

6. Кибанов, А.Я. Управление персоналом организации. [Текст]/ Под ред. А.Я.Кибанова. – М.: ИНФРА – М, 2006. – 638 с.

7. Куревина, O.A. Концепция образования: современный взгляд [Текст]/ О.А.Куревина, Л.Г. Петерсон. - М.: АПКиПРО, 2014. -136 с.

На сегодняшний день вопрос качества дошкольного образования приобрел особую актуальность. Понятие «качество» очень динамичное. Даже качество золота меняется со временем. С XVIII века к нему добавляют разную лигатуру: серебро, медь и другие металлы. Рассуждая о качестве человека, тем более необходимо учитывать степень соответствия системы образования ее назначению, ценностям и целям на определенном историческом этапе. А сейчас мы как раз находимся на таком историческом этапе, когда к дошкольному образованию будет предъявляться Федеральный государственный образовательный стандарт.

Качество дошкольного образования можно отслеживать по степени соответствия назначению, определяемому государственной политикой, целям, формулируемым в соответствии с современными научными исследования, ожиданиям потребителей образовательных услуг (родителей), связанным с образовательным процессом, его условиями и результатами, а также деятельностью системы дошкольного образования в целом.

В связи с тем что воспитание будущих поколений является делом государственной важности, на федеральном уровне решается, какой следующий шаг к обеспечению качества образования будет сделан. Насколько он будет верным, зависит от того, каковы итоги шага предыдущего. Основными критериями оценки деятельности субъектов Федерации в сфере дошкольного образования являются, с одной стороны, степень обеспечения конституционного права на дошкольное образование, с другой - степень удовлетворенности населения качеством дошкольного образования.

Обеспечение общедоступности дошкольного образования является безусловным и неоспоримым приоритетом политики нашего государства, требует колоссальных финансовых вложений, неимоверных усилий руководителей разных уровней управления образованием. Но настолько ли это неоспоримый показатель качества работы системы дошкольного образования?

Вековая история создания, развертывания, свертывания, развития сети дошкольных образовательных учреждений в нашей стране была направлена в первую очередь на обеспечение «территориальной» общедоступности, доступа к месту в детском саду.

В XIX веке открывались первые частные детские сады, основное назначение которых было только педагогическим, поскольку детский сад не давал никаких льгот, не подготавливал ни к какому учебному заведению, и родители находили лишним посылать в детский сад ребенка, чтобы он играл, да еще платить за это.

В начале XX века с развитием промышленности и вовлечением в процесс наемного труда женщин появилась необходимость в детских садах, которые работали с 9 до 16, а иногда до 18 часов - для обеспечения присмотра за детьми в течение всего рабочего дня их родителей.

В годы советской власти главной задачей являлось расширение сети дошкольных учреждений ведущих отраслей производства. Вводились в эксплуатацию новые здания детских садов, использовались под детские сады помещения жилых домов, освобождались используемые не по назначению здания детских садов, работа дошкольных учреждений приспосабливалась к особенностям производства (в отношении длительности, сменности, круглосуточности пребывания детей и др.). Расширялась сеть сельских дошкольных учреждений, их оснащение, организация подвоза детей из мелких населенных пунктов. Однако, увеличиваясь в разы, к 80-м годам сеть учреждений совсем не удовлетворяла растущих потребностей работающего населения в дошкольных учреждениях: обеспеченность детей детскими учреждениями составляла, по официальным документам, 31,4 %.

В 90-е годы начался неудержимый отток детей из дошкольных учреждений. Отток по финансовым или «идейным»
соображениям (кто-то не мог заплатить даже небольшие деньги, а кто-то, имея в распоряжении деньги, стремился нанять няню) происходил на фоне спада рождаемости, вызванного социально-экономическими изменениями. Идея общедоступности дошкольного образования в этот период общественной ценности не представляла.

Ситуация изменилась в 2000-е годы. Согласно данным Института гендерной политики, в эти годы по преимуществу рожало детей поколение 1978-1982 годов, когда наблюдалось увеличение рождаемости. Детей появилось на свет гораздо больше, чем могли вместить детские сады в том количестве, в котором местные власти сохранили их со времен демографического спада. Спрос на услуги дошкольных учреждений снова сильно вырос. Возникли очереди на место в детский сад. Дошкольные образовательные учреждения стали недопустимо переполнены. И снова в федеральных документах появляется приоритетная задача развития дошкольного образования в Российской Федерации: «Система дошкольного образования должна стать общедоступной, и место в дошкольном образовательном учреждении должно быть предоставлено ребенку в реальные сроки». Появляются группы кратковременного пребывания, семейные детские сады, группы в разных типах образовательных учреждениях и другое.

Постоянно изменяющиеся социально-экономическая и демографическая ситуации требуют скорее мобильности системы дошкольного образования с точки зрения обеспечения нужного количества дошкольных учреждений, отвечающего потребностям населения в тот или иной исторический период.

О качестве дошкольного образования , на наш взгляд, весьма трудно судить по количественным показателям - сколько мест открыто и функционирует.

О степени соответствия главному назначению детских садов - педагогическому, направленному на оказание
профессиональной помощи и поддержки семье в вопросах развития и воспитания детей со стороны квалифицированных компетентных педагогов дошкольного образования, можно судить по мнению потребителей дошкольных образовательных услуг.

Ежегодно в субъектах Российской Федерации проводится сбор данных, характеризующих степень удовлетворенности населения качеством дошкольного образования. Однако получаемые результаты вызывают некоторое недоумение с точки зрения их достоверности. Объектом исследования является население в возрасте от 18 до 69 лет, проживающее в городских округах и муниципальных районах. Изучение проводится методом стихийного отбора, «уличного» опроса. Проблема в том, что в ходе исследования зачастую опрашиваются люди, которые не всегда соприкасаются с дошкольным образованием, но при этом очень хорошо осведомлены из средств массовой информации о взятках, получаемых руководителями детских садов, о нехватке мест и наличии очереди в дошкольные учреждения. Кроме того, не всегда и те, кто водит в детский сад своего ребенка, могут объективно оценить уровень качества предоставляемых образовательных услуг.

Ожидания у родителей от дошкольного образования не возникают сами по себе, они социально формируются.

В разные исторические периоды эти ожидания были разными. Советская система общественного дошкольного образования преследовала идеологию социалистического государства, направляя все возможные усилия на воспитание дисциплинированного, организованного и умеющего трудиться гражданина. Эти качества родители усердно проявляли на производстве, воспитание их детей было возложено на специалистов дошкольного образования.

С введением в 60-е годы в детские сады системного обучения, требующего методической подготовки, ведущая роль в воспитании и обучении детей всецело перешла в руки педагогов. Следствием таких усилий явилось абсолютное доверие родителей к социальным институтам: «детский сад воспитает», «школа научит», «армия перевоспитает». До сих пор практики сетуют на то, что некоторые родители считают своей основной функцией привести ребенка в детский сад и забрать его.

Кризис 90-х «вернул» родителям собственных детей. Статья Закона «Об образовании» объявила семью ответственной за развитие и воспитание ребенка, а систему образования - помощником семьи в вопросах образования. Родителям предстояло разобраться в своих потребностях в вопросах образования ребенка. Система образования также пребывала в поисках научных обоснований для обновления содержания образования, осуществляла инновационные проекты.

Появление в системе начального образования дифференцированных классов направило ожидания родителей от деятельности детского сада в русло «подготовьте ребенка к школе». И до сих пор, сколько бы усилий ни предпринимали педагоги, чтобы убедить родителей в том, что детский сад призван содействовать личностному становлению ребенка и давать возможность проживать ему радостное детство, большинство родителей хочет извлекать из всего осязательную пользу и выгоду в будущем.

Сейчас мы работаем с новым поколением родителей, которое имеет время и желание заниматься своим ребенком, с поколением, которое не интересуют проблемы детского сада, но готово участвовать в образовании своего ребенка.

На современном этапе изменить ожидания родителей, используя лозунги, недостаточно. Необходим высокий уровень работы, направленный на обеспечение реальной вовлеченности семьи в образование ребенка, формирование желания у родителей предпринимать личные усилия, вносить свой вклад в достижение общих целей образования. Наличие содержательной информированности, то есть такого количества и качества информации о том, что происходит с ребенком в большую часть суток, которую он проводит с работниками дошкольного учреждения, и главное, о его достижениях, позволит родителям принимать верные решения в отношении своевременной поддержки развития своего ребенка.

Высокий уровень информированности возможен при реальной вовлеченности семьи в образовательный процесс. Лишь после этого мы можем получить достоверные ответы на интересующий вопрос: удовлетворены ли потребители качеством дошкольного образования.

Пока мы вынуждены констатировать: у государства недостаточно достоверная информация о степени удовлетворенности населения качеством дошкольного образования.

Преследуя цель - понимание ситуации в дошкольном образовании для принятия верного шага в ближайшее будущее, - мы можем проанализировать уровень качества процесса, условий и результатов образовательной деятельности дошкольных учреждений.

В 1996 году на федеральном уровне были утверждены документы по проведению аттестации и государственной аккредитации ДОУ. До введения государственного образовательного стандарта дошкольного образования были установлены Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ. На основе этих требований разрабатывались вариативные образовательные программы дошкольного образования, проводилась аттестация и государственная аккредитация ДОУ. Документ был очень ожидаем образовательной практикой.

С 1989 года, когда Концепцией дошкольного воспитания была провозглашена цель - содействие становлению ребенка как личности, - педагоги были длительное время в замешательстве, так как не знали, как реализовывать современную цель, используя единую Программу воспитания и обучения в детском саду с достаточно идеологизированным содержанием. Новые требования способствовали существенному шагу вперед в обеспечении нового уровня качества дошкольного образования. С вариативными программами в детские сады пришли современное содержание образования и развивающие технологии.

Вместе с тем, несмотря на то что новый документ содержал новые требования к характеру взаимодействия персонала с детьми, сама логика построения критериев способствовала еще большему уходу в предметное содержание, а доминирование критериев, стимулирующих действия педагогов, не давало возможности для предоставления воспитанникам проявления самостоятельности и инициативы. Проблемы, обозначенные в документах еще в 1958
году, - «обратить внимание на развитие у детей самостоятельности, активности, инициативы; не допускать механического выполнения работы детьми; учитывать опыт детей, запас знаний, умений, навыков, на который можно опираться при овладении детьми новым; готовый образец не считать единственным приемом обучения» - спустя 40 лет снова не удавалось разрешить. Кроме того, поскольку в документе отсутствовали параметры достижений и методики их измерения, целевая ориентировка на содействие становлению воспитанника как личности не давала педагогам ясных представлений о том, к какому новому состоянию мог ребенок перейти в результате получения дошкольного образования.

Попытки что-то изменить в образовательной практике предпринимались в субъектах Федерации. Так, в Новгородской области система критериев оценки деятельности ДОУ разных видов в 2006 году была модифицирована. В качестве критериев и показателей изучения деятельности по разделу «Содержание, методы и организация воспитания и обучения» были определены «базовые» критерии, которые представлены по основным направлениям содержания дошкольного образования:

  • здоровье и физическое развитие воспитанников,
  • познавательно-речевое развитие воспитанников,
  • социально-личностное развитие воспитанников,
  • художественно-эстетическое развитие воспитанников.

В каждом из направлений критерии и показатели были построены таким образом, чтобы сбалансировать процессы социализации и индивидуализации в образовательной деятельности: с одной стороны, критерии, связанные с оценкой обеспечения усвоения детьми социально-культурного опыта, с другой - формирования субъектной позиции детей в специфически детских видах деятельности.

В качестве результатов дошкольного образования были определены основы ключевых компетентностей - социальной, коммуникативной, здоровьесберегающей, деятельностной и информационной. Оценка достижений осуществлялась в ходе целенаправленного наблюдения в привычной для ребенка обстановке, коллегиального обсуждения этих достижений всеми взрослыми, принимающими участие в его образовании (педагогами, специалистами, родителями), и ведения «портфолио», в котором систематизировалась оцениваемая информация.

В ходе наблюдения за поведением фиксировались:

  • мотивы занятий, предпочтения, интересы детей;
  • проявления ими умений и способностей в детских видах деятельности;
  • обстановка, в которой эти умения проявились.

Наблюдение дополнялось беседами с ребенком, анализом его работ, беседой с родителями и специалистами ДОУ, взаимодействующими с дошкольником в иных обстоятельствах. Динамика достижений фиксировалась не реже двух раз в год, однако за устойчивостью проявлений компетентностей взрослые наблюдали в течение всего года и отражали изменения в уровнях по мере их обнаружения.

Собираемая информация об уровне качества дошкольного образования и его результатов, проводимый сопоставительный анализ этих результатов имели огромную ценность, так как позволяли проанализировать текущую ситуацию по обеспечению качества образования детей дошкольного возраста в области, выявить сильные стороны и типичные проблемы в организации образовательного процесса, наметить направления приложения дальнейших усилий.

Итоги мониторинга доводились до сведения специалистов системы управления образованием разных уровней, городских (районных) методических служб, родителей (законных представителей), широкой общественности, а также учитывались в выборе содержания и технологий реализации образовательных программ повышения квалификации работников системы дошкольного образования Новгородской области. Верность предпринятых мер подтвердили принятые в 2009 году Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы, которые утвердили в качестве основных форм организации образовательной деятельности совместную со взрослыми и самостоятельную деятельность детей, а интегративные качества ребенка - как результат образования дошкольников.

Вместе с тем в 2010 году процедура аттестации и государственной аккредитации ДОУ была упразднена. Государственной системы мониторинга качества дошкольного образования пока не предложено. Соответственно, информация о том, как на сегодняшний день обеспечивается в нашей стране общедоступность качественного дошкольного образования, отсутствует.

В ближайшее время будет разработан Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Значимым является то, чтобы был выбран верный шаг к новому уровню качества образования детей
дошкольного возраста.

Материал предоставлен , май 2013 г.

Управление качеством образования в ДОУ: Вопросы к зачету

по дисциплине «Мониторинг качества в образовании»

Внимание!!! : Позиции под цифрами от 1 до 15 представляют собой контрольные вопросы, а информация, приведенная после каждого вопроса раскрывает содержание, которое надо уметь охарактеризовать, обосновать, пояснить. Успехов в подготовке!!!

Анна Илларионовна Санникова

1.Актуальность проблемы управления качеством дошкольного образования .

    Предпосылки модернизации системы дошкольного образования.

    Новые качественные характеристики системы дошкольного образования.

    Негативные тенденции практики модернизации системы дошкольного образования.

2.Понятие «качество дошкольного образования»

    Сущность качества дошкольного образования: его характеристики (аксиологичность качества дошкольного образования, динамичность дошкольного образования, измеримость качества дошкольного образования, целостность качества дошкольного образования).

    Структура качества дошкольного образования: компоненты качества (качество целей, качество образовательного процесса, качество ресурсов и условий, качество результатов).

3.Характеристика принципов формирования качества дошкольного образования

    Принципы формирования качества дошкольного образования:

Направленности на полноценное развитие ребенка,

Деятельностной организации образовательного процесса,

Предметного обогащения деятельностной основы развития ребенка,

Личностно-ориентированного характера обучения в дошкольном детстве (разные формы совместной детской деятельности, создание коммуникативного взаимодействия детей и взрослых),

Обеспечения творческого присвоения ребенком социокультурного опыта,

Комплексности.

    Обогащенная предметно-развивающая среда оценивается через:

Полноту состава предметной среды

Деятельностно-возрастную организацию,

Проблемность предметной среды,

Динамичность предметной среды,

Индивидуально ориентированный характер предметной среды,

Направленность предметной среды на обеспечение функционального и эмоционального комфорта.

4. Нормативно-правовое регулирование процесса управления качеством дошкольного образования

    Нормативно-правовые документы, регулирующие качество дошкольного образования (Закон об образовании, Государственные стандарты, Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования, инструктивно-методические письма, санитарно-эпидемиологические требования, лицензирование образовательной деятельности ДОУ, аккредитация ДОУ, аттестация педагогических и управленческих кадров ДОУ).

5.Процессная модель педагогической системы доу

    ДОУ как процессная качествообразующая педагогическая система включает в себя:

Процессы (образовательный, ресурсообеспечения, управления)

Результат.

    Цель формируется под влиянием внешней и внутренней среды.

    Среда внешняя определяет социальный заказ, который складывается под влиянием: политических условий, экономических, социокультурных, экологических, научно-информационных).

    Среда внутренняя определяет пути обеспечения качества. Она включает условия , влияющие на качество образовательного процесса в ДОУ :

    психологические

    санитарно-гигиенические

    медико-оздоровительные

    социально-педагогические

    организационно-управленческие.

6.Характеристика основных производственных процессов в доу

а) образовательный процесс,

б) процесс ресурсообеспечения,

в) процесс управления.

Образовательный процесс главный, он направлен на развитие ребенка, сохранение и укрепление его здоровья. Его характеристики:

    двусторонний

    системный, структура его: цель-содержание-средства (методы, формы)-результат. Системообразующий – цель. Свойства системы!

Процесс управления обеспечивающий, он включает:

    планирование качества,

    обеспечение качества,

    мониторинг качества.

Процесс ресурсообеспечения вспомогательный по отношению к основному. К внутренним ресурсам ДОУ относятся:

    кадры, их подготовка и компетентность,

    программно-методические ресурсы (наличие и реализация современных ОП; технологий, методик воспитания и обучения детей),

    материально-технические ресурсы (необходимое оборудование, мебель, игры и игрушки).

людмила тугова
Качество дошкольного образования - это качество жизни

По словам В. И. Слободчикова,

качество дошкольного образования -

это качество жизни ребёнка .

Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования , в том числе и дошкольного . Вместе с тем дошкольное образование в представлениях граждан не входит в единую образовательную сеть и не является обязательным. По мнению общественности детский сад – скорее не институт образования , а место комфортного пребывания дошкольников .

Вопрос о качестве дошкольного образования можно назвать дискуссионным, а проблему его определения - не решенной до настоящего времени.

Качество дошкольного образования - это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка увеличивается в соответствии с учетом его личностных возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения.

От чего же зависит качество ДОУ ?

1. От качества работы воспитателя .

2. От отношений, которые сложились в коллективе.

3. От условий, которые создает руководитель для творческого поиска новых методов и форм работы с детьми.

4. От объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника.

Еще одним существенным вопросом при формировании системы оценки качества образования является вопрос «А кто же ее проводит?» .

Оценка персонала ДОУ семьями дошкольников начинается еще до момента прихода ребенка в детский сад, причем информацией может послужить и личный опыт общения с сотрудниками, и не всегда объективное мнение других людей.

Семьи, в которых ребенок постоянно ходит в детский сад, отмечают, что просто быть под присмотром взрослых и «получать образование и воспитание у профессиональных педагогов» – это не одно и то же. Для родителей в данном случае важны те знания и профессиональные умения, которые демонстрируют в работе с детьми воспитатели и другие специалисты дошкольных образовательных учреждений .

Значимость для родителей дошкольников качества «человеческого ресурса» подтверждает тот факт, что среди причин выбора детского сада наибольший приоритет получают причины, так или иначе связанные с персоналом ДОУ. На первое место среди двадцати двух различных характеристик дошкольного образовательного учреждения семьи поставили такую причину выбора, как «здесь доброжелательно относятся к детям и родителям» (64,5% от общего количества участников анкетного опроса среди родителей дошкольников , чьи дети посещают ДОУ). На третьем месте – «хороший уход и присмотр за ребенком» (59,5%) . Следует отметить, что наличие специалистов различного профиля (психологов, логопедов и т. д.) больше чем для половины родителей (53,3%) является более существенным критерием при выборе детского сада, чем даже его удобное месторасположение (45,5%) или приемлемая родительская плата (23,4%) .

Для семей дошкольников важно , чтобы их ребенок, приходя в детский сад, чувствовал себя комфортно, чтобы его окружали внимательные и высококвалифицированные воспитатели и специалисты, способные помочь ребенку.

Таким образом , можно сделать следующий вывод : и личностные характеристики педагогов, и их квалификация являются для родителей предметом пристального внимания и оценивания.

Родители оперируют при оценке простыми, ясными для них категориями и понятиями.

В одних источниках в виде основных ориентиров, определяющих качество современного дошкольного образования , выступают следующие : удовлетворение потребности семьи и ребенка в услугах дошкольного образовательного учреждения ; благополучие ребенка в детском саду; сохранение и необходимая коррекция его здоровья; выбор учреждением образовательной программы и ее научно-методическое обеспечение (см. Приложение 1. Анкета для родителей)

В целом, всю совокупность подходов к выделению параметров оценки можно свести к следующим пяти кластерам :

1. Образовательная деятельность

2. Развивающая среда

3. Психологический комфорт ребенка

4. Здоровьесберегающая деятельность

5. Удовлетворение потребности семьи

Во время оценки качества образовательной деятельности нельзя ограничиваться фиксацией наличия в группе (в детском саду) хорошо обученных, способных детей, а необходимо видеть каждого ребенка и оценить вклад каждой крупицы педагогического опыта в дело его развития. Педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия (см. Приложение 2. Диагностическая карта)

Значимые с точки зрения специалистов системы образования критерии и показатели могут не иметь того же смысла для родителей, быть им не совсем понятны, а значит, не важны.

При формировании системы оценки необходимо учитывать особенности данной ступени, которые определяют приоритетность объектов оценивания и наличие специфичных критериев оценки (см. Приложение 3. Оценочная карта)

Родители вне зависимости от деятельности органов управления образования , надзора и контроля в сфере образования самостоятельно , порой, не имея объективной информации и необходимых методик, проводят оценку качества дошкольного образования и деятельности педагогов и на ее основе делают свой потребительский выбор.

Подводя итог, отметим, что система оценки качества образования призвана обеспечить единство требований к подготовленности воспитанников, объективность оценки их достижений, преемственность между дошкольным образованием и начальной школой . К тому же наличие единого подхода к пониманию качества дошкольного образования позволит обеспечить согласованность деятельности всех субъектов системы образования . Всё это, в конечном счёте, будет способствовать реализации права граждан на получение качественного дошкольного образования .

Публикации по теме:

Педсовет «Качество современного образования и пути его достижения: новый этап развития дошкольного образования» Что такое ФГОС? Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Стандарты – социальная конвенциональная норма,.

Качество образовательной среды, ее развивающий потенциал Описывая систему своей работы при аттестации, в одном из критериев, я раскрывала принципы, которых придерживалась создавая предметно-пространственную.

Качество развивающей среды в физкультурном зале Качество организации развивающей среды в физкультурном зале. Соловьёва Н. В. творчески подходит к организации развивающей среды, опираясь.

Консультация для педагогов «Качество дошкольного образования» Качество дошкольного образования Качество дошкольного образования -это качество жизни ребёнка. В. И. Слободчикова Вопрос о качестве дошкольного.

Добро пожаловать! Добавляйтесь в друзья, очень рада буду знакомству. Воспитателю необходимы разнообразные знания, чтобы удовлетворить.

(Реферативное исследование)

В связи с изменением требований к профессиональным знаниям и умениям воспитателей в ДОУ содержание профессиональной педагогической подготовки также должно модернизироваться. Одной из приоритетных идей профессионального образования в связи с введением ФГТ стала идея формирования ключевых компетенций. Одним из ключевых понятий рассматриваемой проблемы является категория «качество». В связи с этим возникает вопрос - Новое качество образования в ДОУ: миф или реальность?

1. Качество образования.

Решение написать реферативное исследование, в котором анализировались бы проблемы нового качества образования связано с тем, что это действительно меня интересует, и это не просто интерес, а жизненная необходимость.

Жизнь не стоит на месте, изменения в обществе естественно ведут к изменениям в системе образования. Условия диктуют настоятельную необходимость в том, чтобы современное дошкольное учреждение, а затем и школа, если они действительно хотят обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, начали строить принципиально новую функциональную личностно-ориентированную модель своей деятельности, базирующейся на принципе полноты образования.

Проблема качества образования - одна из центральных в современной образовательной политике и науке, потому что она связана с решением комплекса задач, направленных на развитие личности, ее подготовку к жизни в быстро меняющемся и противоречивом мире, личности с высокими нравственными устремлениями и мотивами к созидательной деятельности.

Само понятие «качество образования» в последнее время достаточно часто упоминается и активно обсуждается в литературе. Что же это такое?

Качество образования - ряд системно-социальных свойств и характеристик, которые определяют соответствие (адекватность) системы образования принятым требованиям, социальным нормам, государственным образовательным стандартам.

2. Понятие качества образования относительно участников процесса.

Вместе с тем само понятие «качество образовательного процесса» характеризуется по-разному с точки зрения каждого его участника:

Для детей – это обучение в интересной для них игровой форме.

Для родителей – это эффективное обучение детей, т. е обучение по программам, хорошо готовящим детей к школе:

Обучение без утомления;

Сохранение здоровья детей как психического, так и физического;

Успешность обучения;

Поддержание желания учиться;

Обеспечение возможности поступления в престижную школу;

Обучение престижным предметам (иностранный язык, хореография).

Для воспитателей – это, во-первых, положительная оценка их успешности руководителями ДОУ. Родителями:

Успешное выполнение ими всех учебных программ;

Оптимальный подбор методов и приемов работы с детьми;

Поддержание интереса детей к учебному процессу;

Успешное развитие детей в процессе их обучения;

Сохранение психического и физического здоровья детей;

Рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени воспитателя;

Обеспеченность педагогического процесса всеми необходимыми пособиями и оборудованием.

Для – руководителя – это:

Высокая оценка деятельности воспитателей родителями и детьми, повышение тем самым престижа детского сада как фактора сохранения и развития ДОУ;

Сохранение здоровья детей;

Рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени педагогов;

Успешность деятельности педагогов и детей;

Полное усвоение выбранных программ, качественная подготовка детей к школе.

3. Преемственность на всех ступенях образования.

Качество дошкольного образования – гарантия успешного освоения образовательных программ на следующих ступенях системы образования, а также в целом успешности человека. Обеспечивают успешность человека те умения, способности, которые развиваются в процессе последовательного освоения содержания образования, начиная с самых ранних. Только для этого необходимо иметь единый (закрепленный) ориентир в виде требований, предъявляемых к качеству образования на всех ступенях (но с учетом возраста ребенка), единые требования к дошкольному образованию вне зависимости от образовательного учреждения, реализующего программу дошкольного образования.

Относительно единых требований на всех ступенях – речь идет о постепенном становлении базовых умений применять знания, о ключевых компетентностях, которые начинают становиться в раннем возрасте и продолжают свое развитие до взросления.

Относительно единых требований к дошкольному образованию – речь идет о том, что вне зависимости от типа образовательного учреждения, реализующего образовательную программы для дошкольников, требования к качеству оказываемой образовательной услуги едины.

На системном уровне одним из показателей качества образования является преемственность образования на разных ступенях.

На сегодняшний день педагогическая наука не может предоставить педагогическим работникам унифицированную теоретическую основу интеграционных процессов, имеющих место в образовательной практике общеобразовательных учреждений.

Таким образом, вывод очевиден: качество – это комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности (разработки стратегии, организации воспитательно-образовательного процесса) и охватывающее всех субъектов образования (дети, родители, педагоги, руководители).

4. Модернизация образования.

Анализ литературы по управлению качеством образовательного процесса в ДОУ позволяет определить условия необходимости модернизации образования:

Обеспечение равных стартовых условий для овладения начальным школьным образованием;

Единство общих образовательных ориентиров (требует определенности в понимании результативности образования с учетом специфики возраста).

В процессе модернизации системы образования особое внимание уделяется взаимодействию с гражданами, общественностью как с основными представителями детей, получающих образовательные услуги. Взаимодействие строится и относительно ожиданий от образования, и относительно удовлетворенности результатами образования (качеством).

Вместе с тем модернизация дошкольного образования требует решения и специфических задач, которые могут быть определены как обеспечение одновременно и преемственности, и использования ресурсов дошкольного возраста при избегании искусственной акселерации по разработке программ для дошкольников.

Существует мнение, что буквально все стороны проводимой сегодня модернизации являются не более чем приспособлением к разрушению старой формации российского и мирового образования. А для развития страны и образования необходимы усилия в прямо пропорциональном направлении: не вниз, а вверх.

Не к изжившей себя советской школе и, более широко, вырожденной школе Нового Времени Яна Амоса Коменского – а к новой российской и мировой школе.

Что характеризует эту новую формацию в образовании? Ставка на принцип творчества как ведущий ресурс общественного мирового развития. Данный принцип строится на одновременной реализации трех подходов к образованию:

Личностного;

Деятельностного;

Культурно – исторического или энциклопедического.

За каждым из этих подходов стоят три уникальные антропологические традиции:

Христианской антропологии, которая определяет человека созданным по образу и подобию Бога и реализующим себя через проявление и образование единственной, уникальной и неповторимой личности каждого без исключения человека;

Антропологии Нового Времени («Модерна»), определяющего человека через преобразование и развитие им систем деятельности и мышления;

Греко-Римско-Византийской антропологии, утверждающей величие и доблесть человека, его самостояние через приобщение к объективному миру идеального и культуры, через объективность творчества человека (идеал пайдейи).

В настоящее время существуют достаточно отработанные в теории и на практике образовательные системы, организованные в рамках антропологии второго и третьего типов. Достаточно указать на развивающее и мыследеятельностное образование, которое представляет второй подход, и на гимназическое и классическое образование, представляющее третий подход. Необходимость и значимость христианской антропологии, антропологии личности наглядно выражена в популярности так называемой личностно-ориентированной педагогики, а также в отдельных теориях и практиках.

И вот здесь при переходе от сложившейся формации к новой формации, ключевым становится вопрос именно качества образования. Почему?

Потому что, именно качество задает достоверность любых управленческих решений, определяет проверяемость постановки и реализации стратегий, программ, планов, задач…

В связи с тем, что развиваются различные формы и модели дошкольного образования, для обеспечения качества дошкольного образования, осуществляемого в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, важно разработать единые требования к условиям содержания детей, а также единые требования к организации и содержанию воспитательно-образовательного процесса. Другими словами мы говорим о создании равных стартовых возможностей для каждого субъекта образовательного процесса.

5. Компетентностный подход в образовании.

Вместе с тем, представление о качестве образования в настоящее время значительно трансформируется, приобретая новые характеристики на основании требований современного мира, предъявляемых к системе образования. Активное обращение к категории качества образования в настоящее время носит далеко не случайный характер.

Новый подход к оценке качества образования, прежде всего, связан в федеральной концепции модернизации образования с формированием ключевых компетенций.

Компетенция в современной педагогике понимается как синтетическая характеристика, определяющая способность человека продуктивно включаться в различные позиции деятельности и социальные ситуации.

Компетентностный подход открывает новые перспективы создания системы оценки качества образования, т о есть приоритетной задачей развития системы образования остаётся задача повышения качества образования в соответствии с потребностями общества и индивидуальными запросами личности в современных социально-экономических условиях.

Иными словами, нужно говорить уже не просто о качестве образования, а о новом качестве образования.

6. Новое качество образования.

Новое качество это, прежде всего, существенно новые требования к личности: ответственность, инициатива, адаптивность к динамично меняющимся условиям, способность к множественным выборам, сформированность ценностей и основных социально-значимых компетенций, новый тип функциональной грамотности .

Важным также для личности становится собственное проектирование себя, своей деятельности, что исходит из проективности человеческого способа существования, основанного на самореализации и самосуществовании в многовариантном, полифоничном мире, каким он и становится в постиндустриальном, информационном обществе.

Совершенно ясно, что тенденция индивидуализации образования это естественный процесс. С развитием цивилизации общество все больше индивидуализируется, повышается роль личности. Чем развитее страна, тем больше в ней ценится отдельный человек.

Главным условием достижения нового современного качества системы образования является глубокая модернизация содержания образовательных программ и внедрение продуктивных (развивающих, компетентностных) технологий, а также информационно-методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса.

Новое качество образования в его результирующем аспекте обеспечивается не только содержанием образования, но и личностью педагога, его индивидуальностью, в рамках личностной парадигмы образования. Иными словами, речь идет о достижении нового качества образования.

7. Профессиональная компетентность педагога.

Говоря о новом качестве образования, стоит поговорить о личности педагога, и его профессиональной компетентности. Качество образования, как известно, во многом определяется компетентностью педагога и уровнем его профессиональной деятельности.

Существуют несколько различных точек зрения на профессиональную компетентность педагога, согласно одной из них, «профессиональная компетентность – это интегративное понятие, включающее три слагаемых – мобильность знаний, вариативность методов и критичность мышления». Вместе с тем, компетентность рассматривается как способность к решению задач и готовность к своей профессиональной роли в той или иной области, это способность действовать в ситуации неопределенности или нестандартной ситуации, компетентность характеризуется возможностью переноса способности в условия, отличные от тех, в которых эта компетентность изначально возникла.

Компетентность педагога включает следующие структурные компоненты:

Профессионально-содержательный;

Профессионально-деятельный;

Профессионально-личностный.

В настоящее время педагог для достижения профессиональной компетентности должен:

Уметь рефлексировать личностную аксеологическую систему;

Уметь диагностировать систему ценностных ориентиров группы и вырабатывать индивидуальную траекторию духовно-нравственного поведения;

Уметь анализировать общекультурную и профессиональную составляющие социальной среды;

Уметь проводить морально-правовую оценку событиям и влияниям социальной действительности.

Но как же обстоят дела на самом деле в ДОУ?

Как показала практика, в переходные периоды, связанные с модернизацией, качество образования падает. Необходим период адаптации к новым целям, содержанию и технологиям. Без превентивных мер этот период может длиться довольно долго. Казалось бы, что современные программы и технологии в какой-то мере должны способствовать повышению качества дошкольного образования, но это не всегда происходит.

Многие воспитатели, как показали итоги мониторинговых исследований, даже познакомившись с новыми программами, не хотят отказываться от старой «Программы воспитания и обучения детей в детском саду» (М.А.Васильевой). Явление нежелания воспитателей работать по новым программам объясняется тем, что в педагогическом учебном заведении их учили работать именно по типовой программе, а, следовательно, они не умеют работать по другому.

8. Условий для нового качества образования.

Современные тенденции в образовании характеризуются высокими темпами происходящих изменений, направленных, прежде всего на достижение более высокого качества образования. Во многом высокое качество обеспечивается не только качеством персонала, реализующего деятельность образовательной организации, но и наличием материальных ресурсов, а такжекачеством информационно – образовательной среды и применением новых информационных технологий.

Если образовательное учреждение сориентировано на новое качество образования, то оно должно в полном объеме предоставить необходимые условия обучения и воспитания, обеспечивающие социальную активность молодого поколения, его конкурентоспособность, вхождение в открытое информационное сообщество.

Категория «новое качество образования» означает изменение представлений субъектов образовательного процесса об условиях, процессах и результатах образования и раскрывается как достижение такого состояния образовательной системы, которая обеспечивает формирование способности (готовности) обучающихся и выпускников образовательных учреждений всех типов и видов:

  • учиться на протяжении всей жизни;
  • работать в коллективе (команде);
  • самостоятельно мыслить и действовать в различных ситуациях;
  • решать повседневные жизненные и профессиональные задачи, используя приобретенные предметные, интеллектуальные и общие знания, умения и навыки.

В конечном счете, нужен человек, обладающий качествами, отвечающими всем этим требованиям, особенностям времени, и нужна система воспитания, социализации, которая бы формировала такого человека, а центром такой системы является образование.

Очень важно сознавать, что новый человек и соответствующая система его формирования - не какая-то абстрактная заявка, а вопрос будущего человечества уже сейчас, и общество уже опаздывает с решением этой задачи.

9.Новое качество образования: миф или реальность?

Повышение качества и доступность образования – важнейшая задача модернизации образования, поставленная в рамках приоритетного национального проекта «Образование» Правительством Российской Федерации. В рамках национального проекта «Образование» реализуется ряд направлений, способствующих повышению качества всех видов образовательных услуг на всех ступенях образования.

Дошкольное образование не входит в КПМО, но именно в нем отражаются основные проблемы современного образования. Основная проблематика – качество образования. Результаты дошкольного образования (и в этом смысле, его качество) как первой ступени образования отражаются на всех последующих этапах обучения. Вместе с тем дошкольное образование не входит ни официально, ни в представлениях граждан в единую образовательную сеть. Речь идет именно об образовательной сети, т.е. о сети институтов, создающих образовательные условия, реализующих образовательные программы. Дошкольное образование носит рекомендательный характер (не является обязательным для граждан РФ). В представлении общественности детский сад – скорее не институт образования, а место комфортного пребывания детей дошкольного возраста. Качество дошкольного образования в рамках модернизации рассматривается в связи с вопросами преемственности и обеспечения равных стартовых возможностей для детей старшего дошкольного возраста. При этом линия развития дошкольников – принципиальная линия модернизации дошкольного образования. В связи с этим стоит задача уйти от ложного понимания подготовки детей к школьному обучению и экспансии школьных методов на территории детства. И если мы хотим, чтобы новое качество образование уже сейчас стало реальностью, то должны понимать, что современное состояние системы дошкольного образования нуждается в рассмотрении следующих аспектов:

  • Финансирование системы дошкольного образования, механизмы распределения финансов;
  • Общедоступность дошкольного образования;
  • Единые требования к программам дошкольного образования;
  • Содержание дошкольного образования;
  • Качество дошкольного образования;
  • Условия реализации программ дошкольного образования;
  • Повышение квалификации работников дошкольного образования;
  • Общественное восприятие дошкольного образования;
  • Общественное участие в управлении системой дошкольного образования.

Новое качество образование – это ответ на социальный заказ заинтересованных сторон. А если существует запрос и образовательное учреждение хочет отвечать этому запросу, то оно сделает все, чтобы новое качество образование стало реальностью.

Но существует и другой вариант. Если по результатам мониторинговых исследований образовательное учреждение выявило, что у заказчиков образовательных услуг (родителей) нет запросов на новое качество образования, педагоги не способны к работе в новом режиме, нет соответствующих условий, то в этом случае новое качество образования – это миф.

Американский консультант Дж. Харрингтон в книге «Управление качеством в американских компаниях» так определил значение правильно организованной работы с качеством в бизнесе: «В 40 – е годы Америка имела военных героев; в 60 – е годы образцами для подражания были космонавты. В настоящее время героями следует специалистов в области качества, поскольку их вклад в будущее развитие и процветание может быть даже больше, чем выдающихся личностей прошлого».

Эти слова можно смело отнести к сложившейся ситуации в системе образования России.

Литература.

  1. Ю.В. Ковтун «Управление качеством образования и образовательная аналитика» М., 2002.
  2. Л.И. Фалюшина «Управление качеством воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении» М., 2003.
  3. М.П.Попов «Описание проблемы развития сети образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования» С-П., 2009.
  4. В.Ю. Крупнов «Проблема качества образования» М., 2009.
  5. И.А.Зимняя «Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования» М., 2009.
  6. О.В.Гукаленко «Инновационные технологии в контексте личностноориентированного целеполагания» Т., 2003.
  7. «Мониторинговые исследования 2009-2010г.» г. Северск МДОУ «Детский сад№11».
  8. С.Г.Махненко «Информационные технологии в управлении качеством образования» Р., 2008.