Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна. план-конспект урока по истории (8 класс) на тему. Франко-прусская война и парижская коммуна Война изменившая карту европы парижская коммуна 8

Во Франции установилась Вторая империя во главе с Наполеоном III. Для усиления своей власти он мечтал о «маленькой победоносной войне». В Пруссии канцлер Отто фон Бисмарк считал, что война и общий враг помогут Пруссии в объединении и создании целостного государства. Соперники были найдены. Оставалось найти повод к войне. Об этом, а также о ходе войны, о создании Парижской коммуны и крахе Второй империи во Франции вы узнаете, изучив данный урок.

Франко-прусская война и Парижская коммуна

1. Франко-прусская война (1870-1871)

Причины войны

Конфликтные отношения Франции и Пруссии в прошлом (например, в ходе наполеоновских войн).
. Амбиции Пруссии и лично прусского канцлера Отто фон Бисмарка как объединителя германских земель, образ Франции как общего врага всех немцев, как мобилизационный ресурс.

События

Войну объявила спровоцированная Бисмарком Франция (подробнее: Дипломатическая подготовка Франко-прусской войны (1867 - 1870 гг.)). Наполеон III был уверен в успехе, однако с самого начала войны немцы одерживали победу за победой. Вскоре основные силы французов во главе с императором были окружены в Седане и вынуждены сдаться в плен. Буквально через два дня после того, как Наполеон III сдался в плен, в Париже объявили о его низложении, во Франции в очередной раз была провозглашена республика.

Заключение

Почему Франция проиграла

Наполеоновский режим был внутренне слаб, Пруссия же находилась на подъеме. Все силы государства были направлены на объединение Германии, немцы испытывали патриотическое воодушевление.

Последствия

В мае 1871 г. был заключен Франкфуртский мир, согласно которому Пруссия получала от Франции Эльзас, Лотарингию и значительных размеров контрибуцию. Во Франции началась политическая реформа. Одновременно с провозглашением республики было объявлено о формировании Временного правительства народной обороны из парижских депутатов французского парламента.

Временное правительство взяло на себя меры по обороне столицы от неприятеля, а также сделало шаги в направлении либерализации политического режима, например, была отменена цензура печати.

В начала 1871 года были проведены выборы в Национальное собрание без характерных для правления Наполеона III ограничений избирательной системы.

Временное правительство передало все свои полномочия Национальному собранию, носившему характер учредительного органа, т.е. ему предстояло избрать для Франции форму правления. Главой правительства стал Луи Адольф Тьер.

2. Парижская коммуна

Причины

Принятое Национальным собранием в марте 1871 года решение о немедленной уплате долгов по векселям и решение о квартирной плате (осенью 1870 года все подобные выплаты были отсрочены) - это ставило под удар рабочих и беднейшие слои населения, не имевшее ни работы, не средств для уплаты долгов.
. Попытка Национального собрания разоружить подразделения Национальной гвардии в Париже, до того лишенные жалованья.

События

Национальная гвардия восстала, Тьер и лояльные Национальному собранию армейские части были вынуждены удалиться в Версаль, а в Париже была провозглашена коммуна.

Коммуна провела выборы, объявила амнистию по политическим делам, объявила об отделении церкви от государства и прекращении финансирования духовенства, обеспечила функционирование городской инфраструктуры. Вскоре начались вооруженные столкновения между коммунарами и представителями официальных французских властей. Столкновения отличались жестокостью, пленных, как правило, тут же расстреливали.

К этому моменту война с Пруссией уже фактически завершилась, взятые в плен французские войска были отпущены на родину. Они начали наступление на управляемый коммуной Париж и после нескольких дней уличных боев вернули власть над Парижем официальному французскому правительству во главе с Тьером.

Заключение

Почему коммуна потерпела поражение

Коммунары не смогли распространить свою власть за пределы Парижа. Во главе Парижской коммуны в большинстве своем стояли утописты, не имевшие конкретного долгосрочного плана развития.

История Парижской коммуны, скорее, не оказала большого влияния на последующее развитие Франции, однако для социалистов всего мира она стала важным символом в качестве первого опыта диктатуры пролетариата.

Параллели

Неудачные войны неоднократно приводили к падению потерпевшей поражение власти, а иной раз - к смене политического порядка. Первая мировая война 1914-1918 гг. вызвала революции в Российской и Германской империях. Оба государства стали республиками, Германия - демократической, в России же была установлена коммунистическая диктатура.

Наполеон III (рис. 1) не имел внешнеполитической удачи, такой, как была у его дяди Наполеона Бонапарта, за исключением России.

Рис. 1. Император Франции Наполеон III ()

В 1860-е годы Франция столкнулась с серьезным внешнеполитическим кризисом. После войны между Пруссией и Австрией в 1866 году выяснилось, что в Европе появилась еще одна сильная сторона - это Пруссия , которая в скором времени превратится в Германскую империю.

В 1868 году начался так называемый Испанский конфликт . Престол потеряла королева Изабелла II, и Франция вместе с другими державами принимали участие в том, чтобы отправить на испанский престол своего ставленника. Важная роль принадлежит и Люксембургскому кризису . Нидерландский король Вильгельм захотел продать Люксембург.

Наполеон III вмешался и в латиноамериканские дела. Он попытался отправить на мексиканский престол своего ставленника Максимилиана. Однако эта попытка закончилась ничем. В 1867 году самопровозглашенный мексиканский император был расстрелян.

Главным противником Франции в это время становится Пруссия . Прусский канцлер Отто фон Бисмарк (рис. 2) пытался сплотить Германию, а для этого ему был необходим общий внешний враг, против которого германские земли могли объединиться. Франция практически идеально подходила на эту роль. Позиция, которую она занимала во всех европейских конфликтах, перечисленных выше, всегда была противоположна позиции германских земель.

Рис. 2. Канцлер Германии Отто фон Бисмарк ()

Поводом к франко-прусской войне 1870-1871 гг. стала так называемая «эмсская депеша» . Испанский вопрос, который по-прежнему существовал между Францией, Пруссией и другими европейскими странами, был очень сложным, и поэтому Наполеону III очень хотелось отправить своего ставленника на испанский престол, но этому могла помешать Пруссия.

Французскому послу в Пруссии Винсенту Бенедетти было приказано встретиться с королем Вильгельмом и потребовать от него невмешательства в испанские дела. Для того чтобы провести эту встречу, Бенедетти пришлось отправиться на курорт Бад-Эмс, на котором в то время лечился 73-летний король. Место их встречи в Бад-Эмсе отмечено памятным камнем (рис. 3). В результате этих переговоров Вильгельм признал, что он должен рекомендовать своему ставленнику отказаться от испанского престола.

Рис. 3. Место встречи Вильгельма и Бенедетти в Бад-Эмсе ()

Франция могла быть довольной таким исходом решения вопроса. Но этого Наполеону III показалось мало, и он потребовал, чтобы Бенедетти получил от Вильгельма письменные гарантии невмешательства Пруссии в испанские дела. Вильгельм в этот момент уже покидал курорт, поэтому Бенедетти пришлось ехать на вокзал и говорить с королем практически в момент отхода поезда (рис. 4). В этой срочной ситуации королю не хотелось давать далеко идущих политических обязательств. Он свернул встречу, пообещав Бенедетти, что они продолжат этот разговор в Берлине.

Рис. 4. Встреча Вильгельма с Бенедетти на вокзале ()

Обо всем произошедшем король Пруссии Вильгельм I сообщил канцлеру Бисмарку. Бисмарк был недоволен уже тем, что король дал устное обещание, а о продолжении разговора в Берлине, о дополнительных уступках Франции, Бисмарк категорически не хотел и слышать. Он взял телеграмму, которую отправил ему король Вильгельм (она называлась «Эммской депешей», поскольку она была отправлена из Бада-Эмса) и опубликовал ее в газетах. Но опубликовал Бисмарк ее не полностью. Он убрал оттуда фразы о грядущем продолжении разговора между Пруссией и Францией. В таком варианте телеграмма стала выглядеть откровенно хамской, как будто император Вильгельм категорически отказался идти на какие бы то ни было уступки Франции. Когда эти газеты и текст этой измененной телеграммы прочитали во Франции, то она произвела эффект разорвавшейся бомбы. Император Наполеон III, у которого были явные внешнеполитические проблемы, хотел поднять свой внешнеполитический престиж, с помощью объявления войны и война была объявлена.

Наполеон III был абсолютно уверен в своей победе. Его армия была гораздо больше, чем армия северогерманского союза. Франция располагала 2 млн солдат, тогда как все германские государства во главе с Пруссией обладали только 1,5 млн.

Обновилось и оружие французской армии. Однако Наполеон III не учел того, что у прусских солдат патриотический настрой был гораздо выше, чем у французов. Они сражались не просто за свою страну, а за объединение страны, за лучшее будущее для нее.

Французская армия была наголову разбита немцами в приграничных сражениях. Финалом этой операции стало 1 сентября 1870 года, когда произошла битва при Седане (рис. 5). Франция в этом сражении потерпела сокрушительное поражение. Катастрофа разыгралась, когда французская армия стала отступать в сам город Седан. В город вел единственный подвесной мост, на котором сгрудились десятки тысяч людей. Началась паника и давка. Многие французы в результате попали в германский плен. В плен попал даже сам император Наполеон III.

Рис. 5. Битва при Седане ()

Это поражение практически уничтожило авторитет императора Наполеона III. Его популярность, которая была столь большой в начале 1850-х гг., сошла на нет. Французская армия после этих сражений практически полностью исчезла. Никто не мог помешать немцам оккупировать весь северо-восток Франции и дойти до Парижа.

В январе 1871 года в Версальском дворце была провозглашена Германская империя (рис. 6). На эту церемонию прибыл канцлер Бисмарк и первый германский император Вильгельм I.

Рис. 6. Провозглашение Германской империи ()

26 февраля 1871 года было объявлено о предварительном подписании мирного договора . Франция по итогам этой войны готова была отдать практически все, чего бы ни потребовали немцы. Требования немцев распространялись не только на территории, но и на свое политическое влияние во Франции. Так, по условиям этого мирного договора, договор должен был быть ратифицирован , то есть утвержден французским парламентом. Немцы настояли на оккупации Парижа, чтобы заставить Францию выполнить условия подписанного мирного договора. В результате войска Германии придвинулись вплотную к французской столице.

Реакция на поражение Франции у французов, безусловно, была резко негативной. В Париже многие люди считали, что французские власти предали свою страну. Кроме того, французские власти, точнее, временное правительство во главе с Адольфом Тьером, которое управляло страной после того, как Наполеон III сдался в плен, предприняло целый ряд шагов, которые провоцировали революцию. Например, перестало выплачиваться жалованье национальным гвардейцам, которые вместе с членами их семей фактически были обречены на голод.

После начала войны французские власти разрешили гражданам иметь задолжность по квартирной плате. Когда война закончилась, временное правительство Тьера, которое нуждалось в деньгах, потребовало, чтобы все долги были в кратчайшие строки погашены. Только по Парижу в течение нескольких дней было предъявлено более 150 тысяч долговых обязательств. Погасить же их не было возможности, потому что денег у людей не было. Все это спровоцировало во Франции новую революцию.

Нельзя сказать, что правительство Тьера не понимало всей опасности революционных выступлений. 18 марта 1871 года солдаты Временного правительства попытались разоружить парижан. В городе находилось более 200 артиллерийских орудий, которые могли быть использованы парижанами для защиты от немцев, ведь по условиям временного мирного договора германская армия имела право оккупировать Париж. Гвардейцы Тьера попытались отобрать эти орудия у горожан. Сложность ситуации была в том, что антигерманские настроения в Париже были очень сильны. Подавляющее большинство этих орудий были отлиты на деньги, собранные парижанами. Отдавать пушки парижане были не намерены (рис. 7).

Рис. 7. День Парижской коммуны ()

В результате власть Временного правительства в Париже закончилась . Власть была передана органу, составленному из выборных граждан. Этот орган получил название Парижская коммуна (коммуна - это форма городского самоуправления в средневековой Европе, в Новое и Новейшее время - административно-территориальная единица в ряде стран мира). Практика таких органов самоуправления во Франции сложилась еще в Средние века. В Новое время, после Якобинской диктатуры, это был первый случай, когда французы взяли власть в свои руки. В условиях режима Парижской коммуны не было официальных государственных чиновников. Все должности исполняли сами парижане, избранные для выполнения тех или иных функций. Этот опыт самоуправления просуществовал недолго. Всего 72 дня.

Впоследствии Ленин оценил Парижскую коммуну как первый опыт диктатуры пролетариата (рабочего класса).

Многие противники этой формы государственного устройства признавали, что в нем были определенные положительные стороны. Например, это было первое государство, которое попыталось ввести в жизнь такие моменты, как всеобщее бесплатное начальное образование, отделение церкви от государства, введение системы сменяемых и занимающих свой срок только определенное время чиновников. Именно в рамках Парижской коммуны были созданы первые отряды милиции, то есть ополчение самих граждан, которые должны были следить за порядком в городе. Вместе с тем Парижская коммуна просуществовала слишком недолго для того, чтобы можно было говорить о дальнейших ее успехах. Если бы этот опыт продолжался более значительное количество времени, то можно было бы говорить об этой попытке как о достаточно успешной. Безусловно, за 72 дня реализовать все свои программы Парижская коммуна не успела.

Слабым местом Парижской коммуны было отсутствие центрального руководства . Коммунары не захватили даже французский банк, в котором на тот момент находилось 3 млрд франков. Эти деньги вряд ли помогли бы Парижской коммуне, находившейся фактически в кольце немцев и своих собственных войск, верных Временному правительству. Захват банка создал бы проблемы правительству Тьера.

Немецкие войска очень быстро поняли, что Парижская коммуна угрожает им гораздо больше, чем французская армия, значительная часть которой находилась в плену. Практически все пленные, которые были захвачены при Седане и в других сражениях франко-прусской войны, были моментально отпущены. Германская армия подошла к Парижу и заняла форты (укрепленные точки) вокруг столицы Франции.

В результате французская армия, остававшаяся верной Временному правительству, 21 мая 1871 года начала штурм города . Бои в Париже продолжались неделю и сопровождались колоссальными жертвами. Размеры потерь сторон в этом конфликте до сих пор до конца не подсчитаны. Многие были арестованы и отправлены в ссылки. Некоторых людей, которые были заподозрены в симпатиях к Парижской коммуне, расстреливали. Многие из них похоронены на кладбище Пер-Лашез (рис. 8), где установлены мемориальные таблички и памятные доски в тех местах, где проходили массовые расстрелы.

Рис. 8. Кладбище Пер-Лашез в Париже ()

Отношение французского общества к Парижской коммуне было неоднозначным. Многие популярные во Франции общественные деятели, писатели, художники, ученые высказывались за Парижскую коммуну и против Временного правительства. На него они возлагали ответственность за то, что происходило во Франции в 1871 году.

Многие из участников Парижской коммуны, как оставшиеся в живых, так и погибшие в боях за город, ныне во Франции считаются национальными героями.

На фоне событий, которые происходили в Париже, Франция была готова подписать любой мирный договор с немцами. 10 мая 1871 года был подписан Франкфуртский мирный договор - одна из позорных страниц в истории Франции (рис. 9). Франция передавала в состав Германии территории Эльзаса и Лотарингии, а также выплачивала огромную контрибуцию в размере 5 млрд франков.

Рис. 9. Итоги подписания Франкфуртского мирного договора ()

Речь о сохранении монархии после этого уже не шла. Эпоха Второй империи во Франции закончилась. Начался новый период, известный как Третья республика , который продолжался во Франции до начала Второй Мировой войны.

Список литературы

  1. Ж. Дюкло. На штурм неба. Парижская коммуна — предвестница нового мира. - М.: Иностранная лит-ра, 1962.
  2. Мольтке, Гельмут Карл Бернхард фон. История германо-французской войны 1870-1871 гг. - Москва: Воениздат, 1937.
  3. Носков В.В., Андреевская Т.П. Всеобщая история. 8 класс. - М., 2013.
  4. Свечин А.А. Франко-германская война 1870-1871 гг // Эволюция военного искусства. - М.-Л.: Военгиз, 1928.
  5. Тарле Е.В. История дипломатии. Том II. - М.: Политическая литература, 1959.
  6. Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1800-1900, 8 класс. - М., 2012.
  1. Bibliotekar.ru ().
  2. Krugosvet.ru ().
  3. Studopedia.ru ().
  4. Be5.biz ().

Домашнее задание

  1. Как складывалась внешнеполитическая ситуация накануне франко-прусской войны?
  2. Что стало поводом к началу франко-прусской войны?
  3. Какие известные битвы, относящиеся к франко-прусской войне, вы можете перечислить? Каков был итог этой войны?
  4. Что такое Парижская коммуна во Франции? Как долга она существовала? Какое значение для Франции она имела?

Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна.

Цель: показать учащимся причины франко-прусской войны, выяснить повод к войне и Седанскую катастрофу.

Задачи : создать картину конца войны и провозглашения Германской империи; выяснить почему восстали парижане, показать Парижскую коммуну и кровавую майскую неделю; способствовать воспитанию у учащихся чувства сострадания, сопереживания, толерантности; развивать и формировать у учащихся умения выделять главное в тексте, давать характеристики событиям и личностям, сравнивать, воссоздавать исторические образы,

Оборудование: компьютер, экран (доска), проектор, учебник, тетрадь.

Ход урока:

1. Орг. момент.

2. Проверка домашнего задания (работа по карточкам, работа у доски, индивидуальные задания, фронтальный опрос)

3. Изучение новой темы.

План.

1.Император на шатающемся троне. Причины войны.

2. Начало войны. Седанская катастрофа и конец Второй империи.

3. Третья республика. Окончание войны

4. Провозглашение Германской империи

5. Парижская коммуна. Попытка реформ.

6. Борьба версальцев с Коммуной и ее гибель.

7. Значение франко-прусской войны.

Прочитайте текст учебника стр. 158-159 и назовите причины франко-прусской войны. Запишите их в тетрадь.

(1. Правительственный кризис во Франции. Вторая империя едва удерживала власть. 2. Стремление Пруссии к объединению).

Беседа с классом.

Можно ли было разрешить эти противоречия мирным путем?

Рассказ учителя . Бисмарк искал повод к войне. И вскоре такой повод появился: вопрос о кандидате на испанский трон. В 1870 г. Между французским императором и Бисмарком возник спор из-за того, кому из их ставленников достанется испанская корона. Предложение занять испанский трон получил родственник Вильгельма 1, против чего резко возражало французское правительство. Прусский король, настроенные более миролюбиво, добился от своего родственника отказа от испанского трона. …

Запись в тетрадь: 1870 - 1871 гг. – Франко - прусская война,

Беседа с классом.

Как вы думаете, готовы ли были страны к войне?

Работа с документом . Прочитайте документ стр. 165.

На основании документа, сделайте вывод: готова ли была Франция к войне с Пруссией?

Рассказ учителя . В конце июля Наполеон III выехал к своим войскам. Первые же сражения обернулись горечью поражений для французов. Пруссия начала наступательную войну, а французы вынуждены были обороняться.

Настоящая катастрофа произошла 1 сентября при Седане. Французы проиграли битву и укрылись в крепости Седан. 2 сентября Наполеон приказал поднять над крепостью белый флаг, а свою шпагу переслал прусскому королю. О масштабах катастрофы свидетельствовал тот факт, что в плен сдались более 100 тыс. солдат и офицеров во главе с самим императором Наполеоном III.

В первые дни покорная властям пресса еще скрывала истинное положение, сообщая «о победах французского оружия», «о взятых в плен тысячах немецких солдат». Тем большим стало потрясение в обществе, когда власти 4 сентября 1870г. были вынуждены сообщить о сокрушительном разгроме и капитуляции французской армии под Седаном. В Париже произошло восстание. Вторая империя была свергнута, провозглашена республика и образовано Временное правительство национальной обороны.

Военные действия продолжались. Пруссаки взяли крепость Мец и подошли к Парижу. В течение короткого времени они оккупировали весь северо - восток страны.

Январь 1871г. - Временное правительство подписало перемирие с Пруссией. Затем прошли выборы в Национальное собрание, в которых победили монархисты во главе с 74 - летним Адольфом Тьером. Он и подписал с Пруссией мирный договор.

Работа в парах . Откройте документ стр. 165, выпишите в тетради условия мирного договора от 26 февраля 1871г. (Франция передает Германской империи Эльзас и более трети Лотарингии. 2. Франция выплачивает контрибуцию в сумме 5 млрд. франков.)

Еще не был подписан мирный договор с Францией, но уже 18 января 1871г. в Версале была провозглашена Германская империя. Борьба за объединение страны закончилась.

Комментированное чтение . Почему же восстали парижане?

Рассказ учителя . «Парижская коммуна. Борьба версальцев с коммуной».

26 марта прошли выборы в Парижскую коммуну – орган городского самоуправления. Членами коммуны стали чиновники, журналисты, врачи, адвокаты, рабочие. Среди них было много честных людей, но все они видели только один путь к справедливому обществу – путь насилия. Руководство коммуны объявили о своем желании провести реформы: заменить постоянную армию вооруженным народом, ввести выборность и сменяемость чиновников государственного аппарата, отделить церковь от гос-ва, ввести бесплатное обучение и.т.д.

Версальское правительство послало против Парижской коммуны регулярную армию. Члены коммуны были схвачены и растреляны.

Запись в тетрадь: 18 марта – 28 мая 1871г. – Парижская коммуна – орган городского самоуправления; 21 – 28 мая 1871г. – «Кровавая майская неделя».

Самостоятельная работа с текстом учебника . Прочитайте текст на стр. 164 и ответьте на вопрос: Коммуна – это бунт или подвиг?

Запись в тетрадь. Значение франко - прусской войны:

1. Рим вошел в состав Итальянского королевства.

2. Завершилось объединение Германии.

3. Возникла проблема Эльзаса и Лотарингии.

4. Во Франции идея реванша не оставляла умы людей.

4.Закрепление изученного.

Вопросы в конце пар. Стр.164

5. Домашнее задание:


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №54

Разработка урока истории.

Класс: 8.

Тема:

«Война, изменившая карту Европы»

учитель истории МАОУ СОШ №54,

I квалификационной категории,

стаж работы 14 лет

Томск 2013

Тема : Война, изменившая карту Европы.

Оборудование урока : Учебник Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Новая история 1800 – 1913 гг. – М.: Просвещение, 2010, проектор, компьютер, раздаточный материал (таблица, выдержки документов), слайд – презентация, историческая карта «Франко-прусская война» (слайд).

Цель урока : 1. Рассмотреть причины, ход, результаты Франко-прусской войны, причины поражения Франции. 2. Продолжить развитие умения самостоятельно работать с текстом учебника, историческими источниками, анализировать их, устанавливать причинно-следственные связи. 3. Продолжить работу с исторической картой.

План урока : 1.Исторический диктант (повторение и контроль пройденного материала). 2. Причины войны (работа с документами) 3. Ход войны (работа с текстом учебника, заполнение учащимися таблицы). 4. Окончание и значение войны.

Ход урока:

    Исторический диктант . Учащимся предлагается соотнести явления, факты, имена со страной, в которой они происходили.

1) Конституция 1814 года

2) Главная проблема – объединение страны

3) Законодательный корпус

4) Династия Бурбонов

5) Франкфуртское национальное собрание

6) «3 славных дня»

7) Король-буржуа

8) Отрицательное отношение к конституции

9) Президент республики, принявший титул императора

10) Глава правительства с прозвищем «Железный»

11) Император Вильгельм I

12) Император этой страны мечтал укрепить свой авторитет, за счет быстрой победы в войне

Учащиеся оформляют ответы на листочках, подписывая порядковый номер вопроса напротив названия страны.

Образец правильного ответа:

Франция: 1 3 4 6 7 9

Германия: 2 5 8 10 11 (слайд 2)

Учащиеся осуществляют самопроверку исторического диктанта, сверяясь с изображением на слайде. Критерии оценивания: отметка 5 – отсутствие ошибок, отметка 4 – наличие 1 или 2 ошибок, отметка 3 – наличие 3 – 4 ошибок, отметка 2 – более 4 ошибок.

Учитель формулирует тему урока. Учащимся предлагается самостоятельно сформулировать цель урока. Возможен следующий вариант работы: из предложенных учителем вариантов (слайд 4), учащимся нужно выбрать подходящий для данной темы. ( 1. Узнать об особенностях экономического и политического развития Германии. 2. Узнать о причинах и последствиях замедления темпов промышленного развития Франции. 3. Рассмотреть причины, ход, результаты Франко-прусской войны. Верный ответ – 3).

    Причины войны .

Учащимся раздается текст исторического источника. Задание: Прочитать текст и найти фразы, которые помогут определить причины войны.

Отто фон Бисмарк: «Я был твердо уверен, что на пути к нашему дальнейшему национальному развитию, как экстенсивному, так и интенсивному – по ту сторону Майна, неизбежно придется вести войну с Францией. И что в нашей внешней и внутренней политике мы ни при каких условиях не должны упускать из виду этой возможности. Я был убежден… что единая Германия – лишь вопрос времени и что Северо-Германский союз только первый этап на пути к его разрешению, но что вместе с тем не стоит слишком рано вводить в надлежащие рамки враждебное отношение Франции… Я не сомневался, что германо-французскую войну придется вести до того, как осуществиться построение единенной Германии»

Австрийский дипломат Витцум: «… Нет ничего более омерзительного и вместе с тем, поучительного, чем зрелище, которое за шесть месяцев представляет Франция… Если император Наполеон отвечает или воображает, что отвечает за порядок на улице, то невозможно строить себе иллюзию на счет беспорядка, царящего в умах… Он окружил себя министрами, не пользующимися ни его доверием, ни доверием нации… Как выйти из этого хаоса, который грозит проглотить вместе с властью Наполеона III основы монархического порядка в Европе. Сколько бы мы не искали выхода, есть только одно средство – война»

Наполеон III : « Военная мощь Франции достигла необходимого развития, ее военные ресурсы находятся на высоком уровне, соответствующем ее мировому предназначению… наше вооружение усовершенствовано, наши арсеналы и склады полны, наши резервы обучены…» 1

После обсуждения результатов работы, учащимся предлагается сравнить их варианты с готовым текстом на слайде (слайд 7). « 1. Наполеон III стремился победоносной войной с Пруссией спасти режим. 2. Вильгельм I и Бисмарк хотели завершить объединение Германии, которому препятствовала Франция и покончить с ее лидерством в Европе. 3. Стремление Германии захватить Эльзас и Лотарингию.»

Работа с исторической картой (слйд 8).Показать на карте территорию Франции, Пруссии, спорные территории (Эльзас и Лотарингию).

О поводе к войне, рассказывает учитель. В 1870 году возник спор между Бисмарком и Наполеоном из-за испанской короны. Прусский король добился от своего родственника отказа от короны, но Наполеон настаивал на письменном обещании. Бисмарк дал ложное сообщение в газеты, что король повернулся спиной к французскому послу. Французами это было воспринято как оскорбление , в результате Франция объявила войну Пруссии.

Знакомство с портретами лидеров воюющих стран (слайд 9 - 10).

    Ход войны .

Работа с хронологической таблицей. Задание: Заполнить пропуски в таблице, пользуясь текстом учебника на стр. 139 – 140(слайд 11)

Дата

Обсуждение результатов, сравнение с образцом (слайд 12)

Дата

Обсуждение вооружения и формы солдат времен Франко-прусской войны (слайд13 – 14)

    Итоги и значение войны .

Чтение текста мирного договора на стр. 45. Обсуждение условий мирного договора.

О значении Франко-прусской войны рассказывает учитель. (слайд 15). 1)Завершилось объединение германских государств. Появилась Германская империя. 2) Возникла проблема Эльзаса и Лотарингии. 3) Появилась идея реванша. 4) Существует мнение, что Франко – Прусская война один из источников конфликтов, приведших к Первой мировой войне.

Итоговый вопрос урока .

Почему Франко-прусскую войну, называют «изменившей карту Европы»? Примерный ответ учащихся: «В результате войны появилось новое сильное государство – Германская империя, территория Франции уменьшилась»

Закрепление .

Кроссворд – наоборот. Учащимся предлагается заполненный кроссворд, к которому нужно придумать вопросы, связанные с темой урока.

    Наполеон

    Бисмарк

    Эльзас

    Испания

    Седан

    Пруссия

Домашнее задание .

Список литературы :

1.Волкова К.В. Тематическое и поурочное планирование по Новой истории 1800 – 1913: 8-й кл.: к учебнику А.Я. Юдовской, П.А. Баранова, Л.М. Ванюшкиной «Новая история. 1800 – 1913. 8 класс». – М.: Экзамен, 2006.

2. Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. «Новая история. 1800 – 1913. 8 класс». – М.: Просвещение, 2012

Причины войнывойны
Причины
1. Наполеон III стремился победоносной
войной с Пруссией
спасти режим.
2. Предотвратить
объединение
Германии
1. Вильгельм I и Бисмарк:
завершить
объединение Германии
2. покончить с ее
лидерством в Европе
3. захватить Эльзас и
Лотарингию
Повод – спор из-за испанской
короны

Франко-прусская война

Бисмарк, считал с 1866 г. войну с
Францией неизбежной и искал
повод. Но, будучи опытным
дипломатом, прусский канцлер
хотел, чтобы Франция первая
развязала войну, так как ее
нападение должно было
вызвать общенациональное
демократическое движение за
ускорение полного
объединения Германии:
южные немецкие государства
могли добровольно встать под
прусские знамена.
Канцлер Пруссии
Отто фон Бисмарк

Вильгельм I и Бенедетти в Эмсе
13 июля 1870 года

Франция
не была готова к войне:
1) форты не достроены,
2) железных дорог не было,
3) не хватало лазаретов и врачей,
4) мобилизация проходила очень
трудно.
Французская линейная пехота
Пруссия
1) мобилизовалась армия всего
Северогерманского союза,
2) военные склады были заполнены
провиантом и обмундированием,
3) транспорт и связь работали четко,
4) на вооружении имелись знаменитые
дальнобойные пушки Круппа.
Прусская линейная пехота

В результате дипломатических интриг 19 июля 1870 г. Франция объявила Пруссии войну.

Наполеон III
Вильгельм I

Заполните таблицу

Заполните
пропуски
Заполните
таблицув
таблице, для этого
используйте данные из
сообщений, рассказа
учителя и учебника (стр.
139 – 140)

1 сентября 1870 г. при Седане (местечко вблизи
бельгийской границы) французы проиграли сражение, и
остатки армии укрылись в крепости Седан.
2 сентября после упорного сопротивления крепость пала.
80 тыс. французских солдат и офицеров во главе с
императором сдались на милость победителя

Наполеон III в плену у
Бисмарка.

19 июля 1870 г. Франция объявила Пруссии
войну
1 сентября 1870 г. Французы проиграли
сражение при Седане
2 сентября 1870 г. Наполеон III сдался в плен
4 сентября 1870 г. Провозглашение
республики во Франции
Январь 1871 г. Временное правительство
Франции подписало перемирие с Пруссией
18 января 1871 г. Провозглашение
Германской империи

Прелиминарный мирный договор между Францией и
Пруссией, подписанный в Версале 26 февраля 1871
(Извлечение)
Ст. 1. Франция отказывается в пользу Германской империи от
всех своих прав и титулов на территории, расположенные к
востоку от нижеследующей границы (следует подробное
обозначение новой границы, предусмотренное отторжение от
Франции Эльзаса и Лотарингии.).
Ст. 2. Франция выплатит его величеству германскому императору
сумму в 5 млрд. франков.
Ст. 3. Эвакуация с французских территорий, занимаемых
германскими войсками начнется после ратификации настоящего
договора Национальным собранием, заседающим в Бордо.
Тотчас же после этой ратификации германские войска покинут
городские пределы Парижа, равно как и форты, расположенные
на левом берегу Сены...
Ст. 6. Военнопленные, еще не освобожденные в порядке
обмена, будут возвращены немедленно после ратификации
настоящих прелиминарных условий.

18 января 1871 года – провозглашение Германской империи

Зеркальный зал
Версальского
дворца.
Вильгельм –
кайзер
(император)

Поражение Франции
во Франко-прусской войне
В Париже началось восстание.

– Генерал Трошю

Париж
4 сентября 1870
года
провозглашение
Третьей
республики и
образование
Временного
правительства
национальной
обороны
– Генерал
Трошю

Причины революции в Париже

1. Возмущение населения
позорным мирным
договором с немцами
2. Прекращение выплат
членам Национальной
гвардии
3. Преобладание
монархистов в
Национальном собрании,
не считающих республику
окончательно
установившейся формой
правления

Повод к восстанию:
попытка Тьера в ночь
с 17 на 18 марта 1871
г. разоружить
население Парижа, то
есть забрать с
Монмартра орудия,
приобретенные
самими парижанами.
Толпа отбила пушки
у солдат и убила двух
генералов. В ответ,
Тьер и министры,
покинули столицу и
перебрались в
Версаль

Парижская коммуна 1871 года

Ход революции

Ход
револю
ции
К вечеру 18 марта
повстанцы заняли
важнейшие стратегические
пункты города
26 марта состоялись
выборы в Совет Коммуны
Парижа, а т.к. 23 из 86
избранных вскоре подали
в отставку, то 16 апреля
прошли довыборы
Новая власть была
торжественно
провозглашена 28 марта
1871 года на площади
Ратуши и получила
название «Парижская
коммуна»

Образование стало
светским.
Отмена задолженности
по квартплате.
Имущество церкви
передано государству
Улучшение жилищных
условий бедных
Реформы
Парижской
коммуны
Запрет на вычеты из
заработной платы
рабочих
Установлены твёрдые
цены на товары

21 мая версальцам удалось ворваться в Париж.
Началась жестокая баррикадная борьба «кровавая майская неделя».

28 мая 1871 года последних защитников Коммуны расстреляли у каменной
стены кладбища Пер-Лашез.
После этого начался террор, теперь уже со стороны версальцев.
В городе действовали военно-полевые суды, а многих расстреливали без
суда и следствия.
Парижская коммуна еще раз показала необходимость политического
компромисса между правительством и народом.

«Кровавая майская неделя»

Перечислите аргументы «за»
и «против» действий членов
Парижской коммуны и
«версальцев» в мае 1871
года.
Бунт или подвиг?

Значение франко-прусской
войны для судеб европейских
государств:
1. Рим вошел в состав
Итальянского королевства.
2. Завершилось объединение
германских государств под
знаменем Гогенцоллернов.
3. На карте Европы появилось
новое государство Германская империя,
стремившееся к лидерству
среди европейских стран.
4. Возникла проблема Эльзаса и
Лотарингии, угрожавшая
европейскому миру.

Статистика Франко-прусской войны 1870-1871
Численность
войск
Убито (все
причины)
Ранено
Умерло от
болезней
Убито мирных
жителей
Северогерман
32 914 800
ский союз
1 451 992
32 634
89 732
12 147
200 000
Бавария
4 863 000
55 500
5600
Вюртемберг
1 819 000
16 500
976
Баден
1 462 000
13 500
956
Всего
41 058 800
1 537 492
40 166
Франция
36 870 000
2 067 366
78 000
Всего
77 928 800
3 604 858
118 166
Страны
Население
1870 г.
200 000
143 000
61 000
590 000

Тема: «Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна»

В конце 60-х гг., как вы уже знаете, империя Наполеона III переживала кризис. Недовольство французского общества было вызвано авантюристической внешней политикой и огромными военными расходами правительства.

В этой ситуации Наполеон Ш и его окружение решили, что спасти положение может победоносная война с Пруссией. Она должна была предотвратить объединение Германии, в котором усматривалась прямая угроза лидерству Франции в Европе. Задумывался ли кто-либо всерьез о готовности армии к военным действиям? Пожалуй, больше надеялись на то что французский солдат - «изворотливый парень» и всегда найдет выход из тяжелого положения.

Бисмарк, считавший с 1866 г. войну с Францией неизбежной, тоже желал скорейшего начала войны и искал повод. Но, будучи опытным дипломатом, прусский канцлер хотел, чтобы Франция первая развязала войну, так как ее нападение должно было вызвать общенациональное демократическое движение за ускорение полного объединения Германии: южные немецкие государства могли добровольно встать под прусские знамена. И Наполеон попался в западню, расставленную ему Бисмарком.

Обязательно подчеркнуть, что имеющиеся между государствами противоречия необходимо уметь решать дипломатическим путем.

В 1870 году между французским императором и Бисмарком возник спор из-за того кому из их ставленников достанется испанская корона. Прусский король настроенный более миролюбиво, добился от своего родственника отказа от испанского трона. Однако мирное урегулирование вопроса не устраивало ни Бисмарка, ни Наполеона Ш, расценившего этот шаг Вильгельма как слабость и потребовавшего от короля письменного обещания, что и в будущем Пруссия не будет выдвигать своих претендентов на испанский трон. После этого требования Бисмарк дал ложное сообщение в газеты, что якобы король пренебрегает французским послом.

Ложное сообщение Бисмарка стало поводом к войне.

19 июля 1870 г. Франция объявила Пруссии войну. Англия и Россия предложили созвать конференцию для мирного решения вопроса. Все было бесполезно.

Несмотря на заверения военного министра Франции в том, что «мы готовы, мы архиготовы, в нашей армии все в порядке, вплоть до последней пуговицы на гетрах последнего солдата», страна не была готова к войне: форты не достроены, железных дорог не было, не хватало лазаретов и врачей. Мобилизация проходила очень трудно.

В прусской армии дело обстояло лучше. Мобилизовывалась армия всего Северогерманского союза. Военные склады были заполнены провиантом и обмундированием, транспорт и связь работали четко, а на вооружении имелись знаменитые дальнобойные пушки Круппа.

Командовали своими армиями Наполеон III и Вильгельм.

Первые же сражения обернулись для Франции горечью поражений. Пруссия начала наступательную войну, а Франция вынуждена была обороняться. Французские войска, по словам очевидцев, «дрались как львы и бежали как зайцы».

4 августа пруссаки перешли в наступление, вынудив французов с самого начала войны занять оборонительные позиции. Вместо ожидаемой быстрой победы войска Наполеона III стали терпеть поражение от прекрасно вооруженной и обученной германской армии

1 сентября при Седане (местечко вблизи бельгийской границы) французы проиграли сражение. Окруженные и дезорганизованные французские войска сосредоточились в крепости. Император мог бы сделать попытку прорваться через позиции пруссаков, но этого не произошло. Более того, Наполеон III приказал вывесить на крепости белые флаги, а свою шпагу переслал прусскому королю.

О масштабах Седанской катастрофы свидетельствовал тот факт, что в плен сдались более 100 тыс. солдат и офицеров во главе с самим императором Наполеоном Ш.

Здесь, под Седаном, Наполеон III нашел свое Ватерлоо. Вторая империя перестала существовать.

Итоги войны:

    1871 г. Германия провозглашена империей

    Эльзас и Лотарингия перешли к Германии

    Франция выплачивала Германии 5 млрд. франков контрибуцию

    Восстание в Париже


ТЕМА: Франция: Третья республика

1. Боль и горечь - этими словами можно определить моральное состояние французов после страшного поражения во франко-прусской войне и взрыва гражданской войны - Парижской коммуны. Не могло не вызывать тревогу и создание на восточной границе враждебной Франции Германской империи. Проблемы начались в экономике. Замедляются темпы экономического развития, и со второго места в мировом промышленном производстве Франция переходит на четвертое, уступая теперь не только Англии, но и США, и Германии.

Французы готовы были на любые жертвы, лишь бы скорее выплатить контрибуцию. Контрибуцию выплатили уже в 1873 г., и 16 сентября 1873 г. последний немецкий солдат покинул территорию Франции. Экономическое развитие тормозилось также нехваткой собственного сырья и угля, машин и оборудования.

2. Развитие отечественной промышленности тормозилось низкой покупательной способностью крестьян. У многих земля была заложена в банке.

Понятно, что основная масса крестьян не имела средств для покупки современной сельскохозяйственной техники и удобрений, и по урожайности пшеницы Франция стояла на одном из последних мест в Европе.

3. Тем не менее страна испытывала экономический подъем. Как и в других индустриальных странах, во Франции создавались крупные корпорации. Например, металлургический концерн Шнейдер-Крезо.

Возникли и крупные банковские монополии.

4. В отличие от Англии, вкладывавшей средства в промышленность других стран, французские банкиры вывозили капиталы в основном в форме государственных займов (давали займы правительствам различных стран под проценты). По размерам вывоза капитала Франция занимала первое место в мире. вывоз капиталов приносил Франции не только прибыль, но и политических союзников. Страны-должники вынуждены были считаться с интересами Франции в мировой политике.

5. После подавления Парижской коммуны во Франции действовали военно-полевые суды, выносившие приговоры коммунарам. Чаще всего это была или смертная казнь, или каторга в Новой Каледонии, откуда мало кто возвращался живым. Едва ли не в каждой рабочей семье оплакивали убитых, арестованных или высланных кормильцев.

Большинство в Национальном собрании составляли монархисты, мечтавшие о восстановлении монархии. Сторонники Бурбонов, Орлеанских и бонапартисты грызлись между собой - не могли договориться, какая династия должна возглавить Францию. Это была одна из причин, которая спасла республику.

6 – 7. В 1875 г. Национальному собранию большинством всего в один голос (353 против 352 голосов) пришлось принять конституцию, утвердившую во Франции республику.

Так возникла Третья республика, просуществовавшая до Второй мировой войны.

С конца 70-х гг. в стране начался период реформ.

В 1879 г. гимном республики опять стала «Марсельеза».

Исполнительная власть:

Президент и министры

РЕФОРМЫ:

    1879 г . – восхваление революции 1789 г.

    Свобода печати и собраний

    Разрешена политическая пропаганда

    1884 г . – разрешение профсоюзов и забастовок

1902 – 1906 гг . - отделение церкви от государства и школы, пенсия с 65 лет, трудовое законодательство

В 80-е гг. принимаются знаменитые «школьные законы», по которым школа отделялась от церкви, образование становилось светским и вводились государственные программы обучения. Особенностью политической жизни Франции была многопартийность. С 1902 г. у власти находились радикалы. Партия республиканцев, ставшая самой влиятельной политической силой. Ее цель - «ни реакции, ни революции». Партия выступала за демократизацию республики, боролась против угрозы любой диктатуры, добивалась удовлетворения экономических и социальных требований народа. В 1906 г. правительство возглавил лидер партии радикалов Жорж Клемансо (1841 -1929), человек большого ума, бурного темперамента, прекрасный оратор.

Огромной заслугой радикалов стало принятие трудового законодательства. По новым законам рабочие получали возмещение за производственные травмы, им полагался обязательный еженедельный отдых. В 1910 г. был принят закон о пенсиях для рабочих и крестьян, но не с 70 лет, как в Германии и Англии, а с 65. Франция прочно встала на путь прогрессивных демократических реформ.

8. Печально, но характерной чертой политической жизни Франции стали взяточничество и беспечность многих государственных чиновников и политических деятелей.

Громкий скандал разразился в связи с деятельностью акционерного общества, образованного для строительства Панамского канала. Его акции продавались крупным и мелким вкладчикам, всем обещали огромную прибыль. Работами руководил талантливый инженер Фердинанд Лессепс, в осуществлении проекта принимал участие Эйфель. Но деньги кончились, когда канал был прорыт всего на одну треть. Началось расследование, затем последовал громкий судебный процесс. Выяснилось, что, когда акционерное общество уже было банкротом, многие политические деятели получили большие взятки за то, что дали разрешение на выпуск дополнительных акций. Позорная страница в истории Франции: « дело Дрейфуса».

9. В 1880 г. представители рабочих организаций образовали Рабочую партию Франции. Ее программа, созданная на основе учения К. Маркса, призывала к революционному преобразованию общества. Большое участие в формировании этой партии приняли социалисты Жюль Гед и Поль Лафарг.

В 1890-е гг. французские рабочие проводили демонстрации с требованием введения 8-часового рабочего дня. Им также удалось добиться избрания в парламент своих представителей - Ж. Геда, П. Лафарга и Ж. Жореса. В 1905 г. произошло важное событие - создание Объединенной рабочей партии, лидером которой стал выдающийся деятель социалистического движения, ученый, философ, историк, журналист, республиканец и демократ Жан Жорес

10. В 90-е гг. в стране усилилась деятельность анархистов, совершивших серию кровавых покушений. Они взрывали бомбы на улицах, в ресторанах Часто Рост промышленности привел к увеличению численности рабочего класса. В 90-е гг. французские рабочие стали проводить стачки и демонстрации 1 мая. Во время этих выступлений происходили стычки с полицией.

11. С конца 70-х годов внешняя политика Франции была направлена на освоение старых и захват новых колоний. Она окончательно овладела Алжиром. В 1881 году её войска вторглись в Тунис, и через 2 года страна бала превращена в колонию. В 1910 – 1911 гг. французские войска оккупировали Морокко под предлогом защиты проживающих там французских граждан.

В Западной Африке французы захватили Сенегал, Дагомею, часть Судана, Мавританию. Так была создана огромная колониальная империя, где Франция использовала дешевую рабочую силу, извлекая большие прибыли. Идея реванша – возврат Эльзаса и Лотарингии – толкают правящие круги к участию в Первой мировой войне.