Верховная власть в древнем риме. Государственное устройство древнего рима. Реформа Сервия Тулия

Одной из величайших цивилизаций Древнего мира по праву считается Великая Римская империя. До ее расцвета и долгое время после краха западный мир не знал более могущественного государства, нежели Древний Рим. За короткий промежуток времени эта держава смогла покорить себе огромные территории, а ее культура продолжает оказывать влияние на человечество и по сей день.

История Древнего Рима

Историй одного из самых влиятельных государств Античности начиналась с небольших поселений, расположенных на холмах вдоль берегов Тибра. В 753 году до н. э. эти поселения объединились в город, получивший название Рим. Он был основан на семи холмах, в болотистой местности, в самом эпицентре постоянно конфликтующих народов - латинов, этрусков и древних греков. С этой даты началось летоисчисление в Древнем Риме.

💡

Согласно древней легенде, основателями Рима были два брата - Ромул и Рем, которые были детьми бога Марса и весталки Реми Сильвии. Оказавшись в центре заговора, они были на волосок от смерти. От верной гибели братьев спасла волчица, которая вскормила их своим молоком. Повзрослев, они основали прекрасный город, который был назван в честь одного из братьев.

Рис. 1. Ромул и Рем.

Со временем из простых земледельцев вышли прекрасно подготовленные воины, которым удалось покорить не только всю Италию, но и многие соседние страны. Система управления, язык, достижения культуры и искусства Рима распространялись далеко за его пределы. Закат Римской империи пришелся на 476 год до н.э.

Периодизация истории Древнего Рима

Становление и развитие Вечного города принято делить на три важнейших периода:

  • Царский . Древнейший период Рима, когда местное население состояло по большей части из беглых преступников. С развитием ремесел и формированием государственного строя Рим начал развиваться быстрыми темпами. В этот период власть в городе принадлежала царям, первым из которых был Ромул, а последний - Луций Тарквиний. Правители получали власть не по наследству, а назначались сенатом. Когда для получения заветного трона начали использовать манипуляции и подкупы, сенат принял решение сменить политическое устройство в Риме и провозгласил республику.

💡

В древнегреческом обществе было широко распространено рабство. Наибольшими привилегиями пользовались рабы, прислуживавшие господам в доме. Тяжелее всего приходилось невольникам, чья деятельность былая связана с изнурительной работой на полях и разработках залежей полезных ископаемых.

  • Республиканский . В этот период вся власть принадлежала Сенату. Границы Древнего Рима начали расширяться за счет завоевания и присоединения земель Италии, Сардинии, Сицилии, Корсики, Македонии, Средиземноморья. Возглавляли Республику представители знати, которые избирались на народном собрании.
  • Римская империя . Власть все еще принадлежала Сенату, однако на политической арене появился единый правитель - Император. На тот отрезок времени Древний Рим настолько увеличил свои территории, что управлять империй становилось все сложнее. Со временем произошел раскол державы на Западную Римскую Империю и Восточную, которая впоследствии переименовалась в Византию.

Градостроительство и архитектура

К строительству городов в Древнем Риме подходили с большой ответственностью. Каждый крупный населенный пункт был построен таким образом, чтобы в его центре пересекались две перпендикулярные друг другу дороги. На их пересечении располагалась центральная площадь, рынок и все самые важные сооружения.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Инженерная мысль в Древнем Риме достигла своего наивысшего расцвета. Предметом особой гордости местных архитекторов стали акведуки – водоводы, по которым в город ежедневно поступал большой объем чистой воды.

Рис. 2. Акведук в Древнем Риме.

💡

Одним из древнейших храмов Древнего Рима был Капитолий, построенный на одном из семи холмов. Капитолийский храм был не только средоточием религии, он имел большое значение в укреплении государства и служил символом силы, власти и могущества Рима.

Многочисленные каналы, фонтаны, прекрасная система канализации, сеть общественных бань (терм) с холодными и горячими бассейнами существенно облегчали городским жителям их жизнь.

Прославился Древний Рим и своими дорогами, которые обеспечивали войскам и почтовой связи быстрое передвижение, способствовали развитой торговли. Их строительством занимались рабы, которые рыли глубокие траншеи, а затем заполняли их гравием и камнем. Римские дороги были настолько добротны, что смогли благополучно пережить не одну сотню лет.

Культура Древнего Рима

Делами, достойными истинного римлянина, были философия, политика, земледелие, война, гражданское право. На этом базировалась ранняя культура Древнего Рима. Особое значение уделялось развитию наук и разного рода исследованиям.

Древнеримское искусство, в частности, живопись и скульптура, имело много общего с искусством Древней Греции. Единая античная культура породила множество прекрасных писателей, поэтов, драматургов.

Римляне очень любили развлечения, среди которых наибольшим спросом пользовались гладиаторские бои, гонки на колесницах и охота на диких зверей. Римские зрелища стали альтернативой невероятно популярным в Древней Греции Олимпийским играм.

Рис. 3. Гладиаторские бои.

Что мы узнали?

При изучении темы «Древний Рим» мы узнали кратко самое главное про Древний Рим: историю его возникновения, особенности становления государства, основные этапы развития. Мы познакомились с древнеримским искусством, культурой, архитектурой.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 1282.

Древний Рим

После Ромула, по свидетельству древнеримских историков, в Риме правили еще 6 царей:

  1. Нума Помпиллий
  2. Тулл Гостиллий
  3. Анк Марций
  4. Сервий Туллий
  5. Тарквиний Гордый

Первых трех царей историки считают легендарными, а цари «этрусской династии» являлись реальными историческими деятелями, история воцарения которых до сих пор вызывает споры среди ученых. Поэтому этот период в истории Рима называется «царским».

Римская община

Создается Римская община. По преданию, Ромул придал общине правильную организацию, создал сенат – совет старейшин из 100 человек, которые вместе с царем и народным собранием стали управлять Римом.

Правители этрусской династии создали на территории Италии интересную и своеобразную культуру. Этруски стояли в 7 – 6 веках до н.э. на более высоком уровне развития, чем римляне, поэтому с воцарением в Риме Этрусской династии меняется и облик города, и характер царской власти. Например, Сервий Туллий обнес город крепостной стеной и провел очень важную реформу – разделил всех жителей Рима на пять имущественных классов и распределил в зависимости от их состояния права и обязанности населения города.

Последний царь, Тарквиний Гордый, был тираном, он превзошел всех жестокостью и высокомерием. Появилось представление о высшей неделимой власти – «империй» - и внешние знаки ее отличия: царь носит пурпурное одеяние, восседает на троне из слоновой кости, его сопровождает свита лекторов из 24 человек, несущих фасцы – связки прутьев с топором в середине. Фасцы означали право царя решать вопрос о жизни и смерти любого члена общины. Конечно, римлянам это не нравилось, и они изгнали из города весь царский род, а царскую власть отменили (510 г. до н.э.). Всякий, кто пытался ее восстановить, объявлялся врагом народа и приговаривался к смертной казни. Вместо царей стали избирать двух должностных лиц – консулов. Первыми консулами римляне избрали Луция Брута и Коллатина, а римское государство стало называться «республика», что в переводе означает «общее дело». Римская община теперь состояла из 2-х сословий: патрициев и плебеев, более поздних переселенцев, которым был закрыт доступ в родовую организацию патрициев и их органы власти.

Как называлось управление в Риме до н. э.? и получил лучший ответ

Ответ от Ёергей Рязанов[гуру]
Законодательные полномочия в классический период истории Древнего Рима были разделены между магистратами, сенатом и комициями.
Магистраты могли вносить законопроект (rogatio) в сенат, где он обсуждался. Первоначально в сенате было 100 членов, во время большей части истории Республики их насчитывалось около 300 членов, Сулла удвоил численность сенаторов, позднее их численность варьировалась. Место в сенате доставалось после прохождения ординарных магистратур, однако цензоры имели право проводить люстрацию сената с возможностью исключения отдельных сенаторов. Сенат собирался по календам, нонам и идам каждого месяца, а также в любой день в случае чрезвычайного созыва сената. При этом существовали некоторые ограничения на созыв сената и комиций в случае, если назначенный день объявлялся неблагоприятный по тем или иным «знамениям» .
Комиции же имели право голосовать только за (Uti Rogas - UR) либо против (Antiquo - A), но не могли обсуждать и вносить свои корректировки в предложенный законопроект. Утверждённый комициями законопроект получал силу закона. По законам диктатора Квинта Публилия Филона 339 до н. э. , утверждённый народным собранием (комициями) закон становился обязательным для всего народа.
Высшая исполнительная власть в Риме (империй) делегировалась высшим магистратам. При этом вопрос о содержании самого понятия империй остаётся дискуссионным Ординарные магистраты избирались на комициях.
Чрезвычайными полномочиями и, в отличие от ординарных магистратов, неподотчётностью обладали диктаторы, избиравшиеся в особых случаях и не более чем на 6 месяцев. За исключением чрезвычайной магистратуры диктатора, все должности в Риме были коллегиальными
************************
Царский период (754/753 - 510/509 до н. э.) .
Республика (510/509 - 30/27 год до н. э.)
Ранняя Римская Республика (509-265 гг. до н. э.)
Поздняя Римская Республика (264-27 гг. до н. э.)
Иногда также выделяется период Средней (классической) Республики (287-133 гг. до н. э.)
Империя (30/27 г до н. э. - 476 г. н. э.)
Ранняя Римская империя. Принципат (27/30 г до н. э. - 235 г. н. э.)
Кризис III века (235-284 гг.)
Поздняя Римская империя. Доминат (284-476 гг.)
Источник:

Ответ от Не надо ля ля. [гуру]
Высшая власть принадлежала гражданам, собиравшимся на народные собрания. Эти собрания объявляли войну, принимали законы, выбирали должностных лиц и т. п.
Главную роль в управлении играли два консула, которых выбирали сроком на год. Оба консула обладали равной властью. Они по очереди председательствовали в Народном собрании, производили набор в войско, предлагали новые законы. Каждый из консулов мог отменить распоряжение другого. Поэтому прежде чем что-либо предпринять, консулы вынуждены были договариваться между собой, находить согласованное решение. Во время войны обычно один консул оставался в Риме, а другой во главе войска отправлялся в поход.
Еще с тех времен, когда шла борьба между плебеями и патрициями, плебеи добились права выбирать на плебейских сходках своих собственных должностных лиц - народных трибунов (постепенно число их возросло от двух до десяти) . Трибуну принадлежало право вето (по-латински вето - "запрещаю"), т. е. право отменить распоряжение консула, решение сената, запретить голосовать закон. Личность трибуна была неприкосновенна, а его убийство считалось тягчайшим преступлением. После того как плебеи добились уравнения в правах с патрициями, народных трибунов продолжали выбирать, но уже не на плебейских сходках, а на общегражданских народных собраниях.
В ходе борьбы плебеев и патрициев изменился порядок пополнения сената. В него попадали без всяких выборов бывшие консулы, народные трибуны и другие должностные лица. Все они до конца жизни являлись членами сената. Всего в сенате было 300 человек. Сенат обладал огромной властью: ведал казной, разрабатывал планы ведения войн, вел переговоры с другими государствами.
Управление в Риме (Зв. дон. э.) и Афинах (5 в. до н. э.) имело общие черты. Оба древних государства были республиками (в наши дни под республикой понимают государство, в котором правителей выбирают на определенный срок) ; высшая власть принадлежала Собранию граждан. Рядовые римские граждане сравнительно с гражданами Афин играли в управлении меньшую роль.
В отличие от Афин в Риме:
за исполнение государственных должностей денег не платили;
с предложением нового закона не мог выступить любой гражданин, но лишь тот, кто занимал государственную должность - консула, народного трибуна и др. ;
судьи не выбирались из числа граждан независимо от их знатности и богатства (судьями в Риме долгое время могли быть только сенаторы) ;
"почти все дела решались сенатом" (так считал древний историк Полибий) ; сенаторы не выбирались гражданами, заседали пожизненно и ни перед кем не несли ответственность за ошибочные решения (ничего подобного в Афинах не было) .
Фактическая власть в Риме принадлежала группе знати, состоявшей из семей богатых патрициев и плебеев, породнившихся благодаря бракам. Они называли себя нобили (по-латински - "знатные"), поддерживали друг друга на выборах консулов, при принятии решений в сенате и народных собраниях.


Ответ от Егор Левштанов [активный]
А как оно называлось то.


Ответ от Кирилл панов [новичек]
jujuj
огого


Ответ от 3 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Как называлось управление в Риме до н. э.?

Актуальность проблем, связанных с государственным устройством Древнего Рима сегодня повышается, а рассматриваемая тема реферата, систематизация знаний и представлений о разнообразных проявлениях развития человечества в определенной степени поможет сориентироваться в современной духовной жизни, ее состоянии и тенденциях развития.

Община «Рим» развилась теперь в целое государство, «Римскую республику», жители которой (помимо национально-племенных, имущественных и иных отличий) делятся прежде всего на лично свободных и лично несвободных. Лично свободные подразделяются на граждан и чужестранцев.

Главной цитаделью нобилитета и руководящим органом республики являлся сенат. Сенаторов обычно было 300. Право назначать сенаторов принадлежало раньше царю, а затем консулам. По закону Овиния (последняя четверть IV в.) это право перешло к цензорам. Каждое пятилетие цензоры пересматривали список сенаторов, могли вычеркивать из него тех, кто по тем или иным основаниям не соответствовал своему назначению, и вписывать новых. Закон Овиния установил, «чтобы цензоры под клятвой выбирали в сенат лучших из всех категорий магистратов». Речь идет о бывших магистратах до квесторов включительно.

Сенаторы распределялись по рангам. На первом месте стояли так называемые «курульные сенаторы», т. е. бывшие магистраты, занимавшие курульную должность: бывшие диктаторы, консулы, цензоры, преторы и курульные эдилы; затем шли остальные: бывшие плебейские эдилы, народные трибуны и квесторы, а также сенаторы, не занимавшие в прошлом никакой магистратуры (таких было немного). Первым в списке стоял самый уважаемый сенатор, называвшийся princeps senatus (первый сенатор). Принадлежностью к той или другой категории определялся порядок голосования. Последнее происходило или путем отхода в сторону, или посредством личного опроса каждого сенатора. Созывать сенат и председательствовать в нем могли все экстраординарные магистраты, например диктаторы, а из ординарных-консулы, преторы, а позднее народные трибуны.

До начала гражданских войн сенат пользовался огромным авторитетом. Это объясняется главным образом его социальным составом и организацией. Первоначально в сенат могли входить только главы патрицианских семей. Но уже очень рано, вероятно, с начала республики, в сенате начали появляться и плебеи. По мере завоевания ими высших магистратур число их в сенате стало быстро увеличиваться. В III в. подавляющее большинство сенаторов принадлежало к нобилитету, т. е. к правящей касте римского общества. Это создавало сплоченность сената, отсутствие в нем внутренней борьбы, единство его программы и тактики, обеспечивало ему поддержку самой влиятельной части общества. Между сенатом и магистратами существовало тесное единство, поскольку каждый бывший магистрат в конце концов попадал в сенат, а новые должностные лица выбирались фактически из тех же сенаторов. Поэтому магистратам было невыгодно ссориться с сенатом. Магистраты приходили и уходили, сменяясь, как правило, ежегодно, а сенат был постоянно действующим органом, состав которого в основном оставался неизменным (массовое пополнение сената новыми членами было очень редким явлением). Это давало ему преемственность традиций и большой административный опыт.

Круг дел, которыми руководил сенат, был очень широк. До 339 г., как было указано выше, ему принадлежало право утверждать постановления народного собрания. После этого года требовалось только предварительное одобрение сенатом вносимых в комиции законопроектов. По закону Мения, этот же порядок был установлен и по отношению к кандидатурам должностных лиц.

Сенат в случае тяжелого внешнего или внутреннего состояния государства объявлял чрезвычайное, т. е. осадное, положение. Это делалось чаще всего посредством назначения диктатора. Со II в. в практику входят другие формы введения осадного положения. Одна из них состояла в том, что сенат принимал постановление: «Пусть консулы наблюдают, чтобы республика не потерпела какого-нибудь ущерба». Этой формулой консулам (или другим должностным лицам) давались чрезвычайные полномочия, подобные полномочиям диктатора. Другим способом концентрации исполнительной власти было избрание одного консула. Этот способ, правда, очень редко, применялся в I в.

Сенату принадлежало высшее руководство военными делами. Он определял время и количество набора в армию, а также состав контингентов: граждане, союзники и, проч. Сенат выносил постановление о роспуске войска, под его контролем происходило распределение отдельных войсковых соединений или фронтов между военачальниками. Сенат устанавливал бюджет каждого военачальника, назначал триумфы и другие почести победоносным полководцам.

В руках сената была сосредоточена вся внешняя политика. Право объявлять войну, заключать мир и союзные договоры принадлежало народу, но сенат вел для этого всю подготовительную работу. Он отправлял посольства в другие страны, принимал иностранные послов и вообще ведал всеми дипломатическими актами.

Сенат управлял финансами и государственными имуществами: составлял бюджет (обычно на 5 лет), устанавливал характер и сумму налогов, контролировал откупа, руководил чеканкой монеты и проч.

Сенату принадлежал высший надзор за культом. Он учреждал праздники, устанавливал благодарственные и очистительные жертвоприношения, в наиболее серьезных случаях толковал знамения богов, контролировал иностранные культы и, если это было нужно, запрещал их.

Члены всех постоянных судебных комиссий до эпохи Гракхов состояли из сенаторов. Только в 123 г. Гай Гракх передал суды в руки всадников (под этим названием понимали тогда богатых купцов и ростовщиков).

В том случае если должности высших магистратов, имевших право председательствовать в народном собрании для выбора консулов, были вакантны или эти магистраты не могли прибыть к моменту выборов в Рим, сенат объявлял «междуцарствие». Этот термин сохранился еще от царской эпохи. Один из сенаторов назначался «междуцарем» для председательствования в консульских избирательных комициях. Он исполнял свою должность в течение пяти дней, после чего назначал себе преемника и передавал ему свои полномочия. Тот назначал следующего и т. д. до тех пор, пока в центуриатных комициях не будут избраны консулы.

Таким образом, сенат являлся высшим административным органом республики, и вместе с тем ему принадлежал верховный контроль над всей жизнью государства.

Оба крупных сословных класса предшествующего периода, патриции и плебеи, продолжали существовать и теперь, и их взаимная борьба за политические права была наиболее характерным явлением в жизни римской общины периода Республики. Уже при Сервии Туллии, по преданию, плебеи, первоначально бесправные, получили некоторые права, например право землевладения, право законного брака и коммерции между собой, ограниченное право на судебное разбирательство, право голоса и отбывания воинской повинности. Они, таким образом, стали из бесправных - неполноправными гражданами, и стремление к полному правовому равенству с патрициями, особенно в праве занимать высшие государственные должности, привело к усилению борьбы их с патрициями, до полного уравнения в правах. По законам Люция Секстия (366 г. до н. э.) плебеи получили доступ к высшим светским, а по закону Огульны (300 г. до н. э.) и к высшим духовным должностям, кроме полученного еще ранее права на законный брак с патрициями. Благодаря расширению государства значительно увеличился также и численный состав плебса.

Таким образом, оба сословия слились в одном понятии «римский народ». Однако осуществление права занимать высшие государственные должности, вследствие дорого стоившей предвыборной агитации и отсутствия вознаграждения за отправление должности, было доступно лишь зажиточным гражданам. В результате из патрициев и богатых плебеев постепенно образовалась чиновная, служилая знать (нобили), стоявшая в противоположности к менее зажиточному плебсу.

Управление римской общиной Республиканского периода основывалось на воле народа. Поэтому все важнейшие вопросы управления решались на основании того или иного волеизъявления общины, «народа Рима». Ему принадлежала:

власть законодательная - право издавать за коны;

власть судебная - право производить суд;

власть избирательная - право избрания магистратов;

власть решающая - в вопросах о мире и войне.

Решения народа по пунктам а) и г), как имевшие силу закона, назывались «законами народа» или «народными повелениями». Сам народ, как носитель верховной власти, был облечен известным величием, и преступления против общины считались оскорбляющими величие римского народа. Перед народным собранием склонялись фасции магистратов, присутствующих в собрании, как символ их преклонения пред «величием народа».

Свои права народ осуществлял в народных собраниях, обычно в так называемых комициях (от лат. - «сходиться»), то есть в созываемых и руководимых имевшим на то право должностным лицом (например консулом или претором) собраниях полноправных граждан, на которых они (в своих политических делениях по куриям, центуриям или трибам) решали посредством подачи голосов предлагаемые на решение очередные вопросы.

Право участия в комициях и подачи голос имели все римские граждане (обладавшие правом голоса), где бы они ни находились - в Риме, провинции или колонии. В соответствии с участвовавшими в собраниях представителями римской общины, комиции подразделялись на куриатский комиции, центуриатский комиции и трибутский комиции.

От комиции следует отличать созывавшиеся светским или духовным должностным лицом свободные собрания (не по политическим делениям) или сходки, где народ не голосовал, а обычно выслушивал доклады и сообщения или обсуждал некоторые важные вопросы, особенно стоявшие на очереди в ближайшие комиции. Говорить на этих собраниях могли все присутствующие. Собирались они обычно на Форуме, а созываемые духовным лицом - на Капитолии.

Причина падения республики в том, что она была государственной формой, которая сложилась на базе города-государства и которая не могла обеспечить интересы широких кругов рабовладельцев в рамках обширной империи. Господствующие классы в этих условиях видели единственное средство сохранения своей власти в диктатуре, опиравшейся на армию. Существует еще множество причин падения республики С. И. Ковалев считает, что: «Главной и самой общей причиной являлось противоречие между политической формой республики I в. до н. э. и ее социально-классовым содержанием. В то время как эта форма оставалась старой, содержание ее существенно изменилось».

От республики римская империя отличалась и самой организацией правящего класса. В связи с территориальным ростом Римской республики государство превращалось из органа, представлявшего интересы крупнейших римских землевладельцев и рабовладельцев, каким была республика, в орган, представляющий интересы господствующих классов всей Римской державы.

Это предполагало привлечение к руководству государством рабовладельческих кругов не только Италии, но и провинций, а в перспективе - уравнение Италии и провинций.

При Цезаре и Августе были заложены лишь основы развития Римской империи. Различие между частями империи было еще огромно. Все разнородные области объединялись политической властью и удерживались его военной мощью.

Монархическая реформа Августа как бы замкнула собой круг развития государственного устройства Рима: монархия - республика - монархия. Как республиканская магистратура есть раздробление единой власти царя, так и власть императора есть опять собирание (концентрация) республиканских магистратур в особе государя, в виде новой, чрезвычайной магистратуры.

Фактически монархия была восстановлена после битвы при Акциуме (31 г. до н. э.), когда вся военная сила была сосредоточена в руках Августа, а юридически - в 27 г., когда Октавиан получил от Сената титул «Август» (досточтимый, священный) верховное руководство и надзор за всеми делами правом контроля действий остальных властей, управление некоторыми провинциями и главное начальство над всем войском.

На этой основе постепенно и выросла власть римских императоров, вплоть до Диоклетиа на (285-305 гг. н. э.), когда она становится монархией в строгом смысле слова. Вся полнота власти была сосредоточена в руках одного лица, а Сенат и народ не играли уже никакой государственной роли. Власть императора была пожизненной, но не династической, наследственной: император мог только указать государству на лицо, которому желал передать власть после смерти, назначив его наследником своего личного имущества и достояния. Таковым могло быть и лицо, усыновленное государем. Император мог принять его в соправители и передать титул «Цезарь», наградив его различными почестями, необходимыми для создания ему репутации, особенно в войске.

Император имел право отказаться от власти сам. Как «магистрат» он мог быть смещен Сенатом, но, опираясь на войско, он не опасался этого смещения. Во всяком случае, смещение императоров всегда было актом насилия.

Полномочия императора слагались из власти военной, составляющей главную опору его влияния. Она давалась ему Сенатом и войском, и как главнокомандующий римской армией император напоминал республиканского проконсула, так как военные силы находились в провинциях, правителями которых были проконсулы.

Как консул, цензор и трибун народа, император имел возможность:

принимать активное участие в законодательстве, руководя Сенатом и комициями; но наряду с их постановлениями действовали и личные распоряжения императора, изданные на основании его права (эдикты, декреты, мандаты, конституции и т. п.);

участвовать в судопроизводстве: составлять списки присяжных, руководить процессами, особенно военными и уголовными, причем суд императора являлся высшей инстанцией;

участвовать в выборах магистратов, причем император проверял правоспособность кандидатов, рекомендовал своих (кандидаты цезаря), что почти уже равнялось назначению, назначал сам некоторых чиновников, особенно наместников в императорских провинциях;

в качестве цензора - составлять списки сословий, особенно Сената, подчиняя его таким образом своему личному влиянию;

осуществлять верховный надзор и руководство во всех государственных делах, внутренних и внешних, заведовать государственным хозяйством и финансами, чеканить монету и т. п. Цензорский надзор за нравственностью также входил в компетенцию императора;

осуществлять свою власть в провинциях, куда императоры могли назначать своих чиновников для управления местными общинами, нередко в ущерб их прежней автономии.

Император также обладал и властью духовной. В качестве верховного понтифика и члена всех главнейших жреческих коллегий император имел верховный надзор за культом и за имуществом духовных коллегий и храмов.

Кроме зависимых от императора магистратов республиканского типа, им назначался целый ряд особых должностных лиц для разных отраслей управления: для управления провинциями прокураторов, легатов Августа; для отдельных частей управления кураторов, префектов. Из последних особенно были важны: префект города - градоначальник и городской судья; префект преторианцев - начальник преторианцев, весьма влиятельный сановник после императора; префект, заведовавший провиантской частью Рима, и др. Чины эти обычно получали содержание из императорской казны и назначались нередко из сенаторов или всадников, иногда (низшие должности) из императорских отпущенников.

Вот как характеризует состояние Рима этого времени Ж. Боже: «Во II в. особенно заметен упадок римской морали; ослабление патриотических чувств, которые перестали быть источником гражданских добродетелей, заменившихся стремлением к личному благополучию, «буржуазными добродетелями», сосуществовавшими с жаждой наживы, царством денег, развратом, индивидуализмом. Ослабла связь с родными».

Сенат продолжал свое, по-видимому почетное, существование, юридически он стоял даже выше Императора, который получал свою власть от Сената. Однако фактически громадное личное и военное значение императора лишало Сенат почти всякойсамостоятельности, тем более что в силу своей цензорской власти император имел право пополнения итого органа власти, а как трибун народа, мог останавливать своей интерцессией все неугодные ему постановления. Сенату предоставлено было по-прежнему наблюдение за культом, заведование казной (государственной). Однако, когда государственная казна слилась с императорской, это право было ликвидировано. Сенату также принадлежало право выборов магистратов (где он, однако, также был стеснен кандидатурами, выдвигаемыми императором). Он обладал властью судебной как одна из высших судебных инстанций, руководимая императором, а также правом управления сенатскими провинциями и т. п. Однако фактически постановления Сената были нередко лишь утверждением воли императора.

Гибель Рима означает и гибель великой античной культуры в целом. Как образно заметил Т. Моммзен: «Над греко-латинском миром опустилось историческая ночь, и отвратить ее было не в силах человеческих, но Цезарь дал все-таки измученным народам доживать вечер своего развития в сносных условиях. А когда, после долгой ночи, занялся новый исторический день и новые нации устремились к новым, высшим целям - у многих из них дало пышный цвет семя, посеянное еще Цезарем, и многие именно ему обязаны своею национальной самобытностью».

На основании выше сказанного можно сделать вывод, что на протяжении своего существования Древний Рим прошел развитие в своем государственном развитии от так называемого царского периода, когда носителем верховной власти был царь, именно в царский период римская община получает тот характерный облик, который так отличает ее от других общин античного мира. Далее римская община развивается в Республику у некоторых слоев появляются права, например право землевладения, право законного брака и коммерции между собой, ограниченное право на судебное разбирательство, право голоса и отбывания воинской повинности. На смену Республики приходит Империя при которой происходит концентрация раздробленной республиканской власти в руках Императора.

Формирование на территории Италии своеобразной римской государственности и культуры, создание мировой державы, охватывавшей все Средиземноморье и Западную Европу, и ее длительное (около 4 столетий) существование, рождение в ее пределах синкретической средиземноморской античной цивилизации как прообраза будущей европейской цивилизации, возникновение и распространение здесь новой мировой религии - христианства - все это отводит Древнему Риму особое место в мировой истории.

1. Алферова И. В. Римские Древности: краткий очерк. – Смоленск: Русич, 2000, – 384 с.

2. Бадак А. Н. и др. История древнего мира. Древний Рим. – Мн.: Харвест, 2000. – 864 с.

3. Елманова Н. С. Энциклопедический словарь юного историка. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 448 с.

4. Ковалев С. И. История Рима. Изд.: Ленинградский Университет, 1986. – 744 с.

5. Штаерман Е. М. Социальные основы религии Древнего Рима. – М.: Наука, 1987. – 320 с.

Первоначально было весьма архаич-ным: во главе его стояли цари, власть которых ещё напоминала власть вождя. Цари возглавляли городское ополчение, выполняли функции верховного судьи и жреца. Большую роль в управлении Древним Римом играл сенат — совет старейшин родов. Полноправ-ные жители Рима — патриции — собирались на народные собрания, где избирались цари и принимались решения по наиболее важным вопросам жизни города. В VI в. до н. э. плебеи получили некоторые права — они были включены в состав гражданской общины, допу-скались к участию в голосовании и получали возможность владеть землёй.

В конце VI в. до н. э. в Риме власть царей сменилась аристо-кратической республикой, в которой ведущую роль играли патри-ции. Несмотря на то, что государственное устройство Рима получило название республика , то есть «общее дело», реальная власть остава-лась в руках наиболее знатной и богатой части римского общества. В период Римской республики знать называлась нобилями .

Граждане Древнего Рима — нобили, всадники и плебеи — образовывали гражданскую общину — цивитас . Государственный строй Рима в этот период назы-вался республикойи строился на принципах гражданского самоуправления.

Комиции (высшая власть)

Высшая власть принадлежала народному собранию — комициям. В состав народных собраний входили все граждане, дос-тигшие совершеннолетия. Комиции принимали законы, избирали коллегии должностных лиц, принимали решения по важнейшим вопросам жизни государства и общества , таким как заключение ми-ра или объявление войны, осуществляли контроль над деятельностью должностных лиц и вообще над жизнью государства , вводили налоги, предоставляли гражданские права.

Магистратуры (исполнительная власть)

Исполнительная власть принадлежала магистратурам. Важ-нейшими должностными лицами были два консула , которые воз-главляли государство и командовали армией. Ниже их стояли два претора , которые отвечали за судопроизводство. Цензоры прово-дили перепись имущества граждан, то есть определяли принадлеж-ность к тому или иному сословию, а также осуществляли контроль за правами. Народные трибуны , избиравшиеся только из числа плебеев, были обязаны защищать права рядовых граждан Рима. На-родные трибуны нередко выдвигали проекты законов в интересах плебеев и в связи с этим выступали против сената и нобилей. Важ-ным орудием народных трибунов являлось право вето — запрет на распоряжения и действия любых должностных лиц, включая консу-лов, если, по мнению трибунов, их действия ущемляли интересы плебеев. Были также и другие магистратуры, в которых магистра-ты занимались разнообразными текущими делами.

Сенат

В государственной системе Римской республики очень важную роль играл сенат — коллективный орган, в составе которого было обычно 300 представителей высшей римской аристократии. Сенат обсуждал важнейшие вопросы государственной жизни и выносил решения на утверждение народных собраний, заслушивал отчёты должностных лиц, принимал иностранных послов. Значение сената было велико, и во многих отношениях именно он определял внутреннюю и внешнюю политику Римской республики.

Принципат

После установления в Древнем Риме императорской власти в первый, ранний, период Римской империи она стала называться принципатом .

Доминат

После кризиса Римской империи место императора занял Диоклетиан. Установленная им неограниченная монархия получила название домината .

В поздней Римской империи всё более слабела централь-ная власть. Смена императоров зачастую происходила насильственным путём — в ре-зультате заговоров. Провинции выходили из-под контроля императоров.