Теперь "Сделано у нас" и в Telegram. Каспийская военная флотилия Каспийская флотилия ссср 1980 г

Оперативное объединение Каспийская флотилия базируется в Астрахани, а в составе имеет надводные корабли, поисково-спасательные суда, авиацию, части береговых войск, а также специального, технического и тылового обеспечения. Главными задачами её являются следующие: обеспечить национальные и государственные интересы РФ в данном регионе, противодействовать терроризму.

История

Краснознамённая Каспийская флотилия - почти старейшее оперативное объединение военно-морского флота нашей страны, образованное в ноябре 1722 года императором Петром Первым. Одновременно был построен военный порт в Астрахани, чтобы защитить север и запад побережья Каспия. Каспийская флотилия ВМФ России участвовала практически во всех походах, которые предпринимала страна в данном регионе: 1722 года, предпринятый императором, сопровождался уже 80 крупными кораблями. С 1867 года главная база переместилась в Баку. Таким образом охранялись рыбные и торговые промыслы, были представлены флотилией промышленные интересы России в Иране. Заслуги были велики: Каспийская флотилия ВМФ России завоевала право на Георгиевскую ленту, которую носили моряки на бескозырках.

В 1918 году флотилия стала Военным флотом Астраханского края, затем была реорганизована в 1931-м. В Великую Отечественную Каспийская флотилия ВМФ России воевала под Мариуполем, Керчью, Севастополем и многих других фронтах, моряки сопровождали в транспортах военные грузы и нефть по Каспию. За огромные заслуги в войне с фашистскими захватчиками многие сотни матросов и офицеров были удостоены медалей и орденов, а среди них - восемь Героев Советского Союза. Сама Каспийская флотилия была награждена орденом Красного Знамени и стала Краснознамённой.

Базирование и состав

Когда государство СССР перестало существовать, а республики преобразовались в суверенные страны, в 1992 году силы, средства и корабли флотилии тоже были разделены. Семьдесят процентов всех средств перебазировались обратно в Астрахань, где находится главный штаб, а кроме того, в Каспийск и Махачкалу, остальные тридцать процентов отошли Азербайджану - жилой фонд, береговая инфраструктура и корабли. В 2010 году Каспийская флотилия уже находится в составе Она составляет едва ли не главную компоненту, поскольку в составе её находятся части морской пехоты, береговых войск ракетной артиллерии и много чего ещё, помимо основного состава - нескольких дивизионов и бригад кораблей.

Сегодня Каспийская флотилия насчитывает около сорока кораблей и разнообразных судов, два сторожевых корабля - "Дагестан" и "Татарстан", три малых ракетных - "Углич", "Град Свияжск" и "Великий Устюг", четыре малых корабля артиллерии - "Махачкала", "Волгодонск" и "Астрахань". А также имеются здесь ракетные и артиллерийские катера, два базовых тральщика и пять рейдовых, шесть десантных катеров и многое, многое другое. Каспийская флотилия, по данным Министерства обороны России, только в 2015 году участвовала в более сорока учениях разной направленности, в том числе и по борьбе с терроризмом. Флагманом служит ракетный сторожевой корабль "Татарстан" под командованием контр-адмирала Игоря Осипова. Суда и корабли, части и подразделения специального назначения - честь и слава, которую бережёт и преумножает Каспийская флотилия ВМФ России. Состав её разнообразен и насколько возможно полон: сюда входит даже гидрографическое судно службы ВМФ.

Использование

Надводная составляющая ВМФ защищает морские коммуникации, перевозит и прикрывает десанты, устанавливает минные заграждения и борется с минной опасностью, обеспечивает выход и развёртывание подводных сил, а также и возвращение их на территорию базы. Подводные же наносят неожиданные удары по континентальным и морским целям, а также и разведывательным. Вооружение Каспийская флотилия ВМФ РФ имеет самое современное: баллистические и крылатые ракеты. Морская авиация предназначается для противостояния группировкам надводных кораблей, для ракетных и бомбовых ударов по объектам на берегу, для отражения атак противокорабельных ракет и вражеских самолётов, для указания цели кораблям при обнаружении подводных лодок противника.

Таким образом, обороняются все побережья Каспия: порты, пункты базирования и береговые объекты, а также ведутся боевые действия всем составом воздушно-морских десантов. Каспийская флотилия ВМФ России, состав которой предполагает качественную защиту наших рубежей, не только стоит на страже, но и сдерживает все военные силы остального мира, умиротворяет угрозы недоброжелателей по отношению к нашей стране, защищая её суверенитет даже за пределами сухопутных территорий - во внутренних и территориальных водах, а также свободное передвижение судов в открытых морях и океанах.

Ради мира

Создаются и поддерживаются условия, обеспечивающие безопасность морехозяйственной деятельности Российской Федерации, именно поэтому в Мировом океане присутствуют и военно-морские силы России. Демонстрируется флаг, корабли и суда ВМФ наносят визиты в отдалённые точки планеты, преследуя интересы РФ, а также осуществляется с участием ВМФ большая миротворческая и гуманитарная работа мирового военного сообщества.

Так, в 2015 году, хотя Каспийская флотилия ВМФ России не базируется на пункте за пределами Каспия, были нанесены двадцать шесть ударов из УКСК крылатыми ракетами по объектам базирования террористов в Сирии, которые успешно поразили одиннадцать целей. Дальность в полторы тысячи километров вполне доступна кораблям флотилии: "Углич", "Великий Устюг", "Град Свияжск" и "Дагестан" отлично справились с поставленной задачей.

Оснащение

Все корабли, охраняющие наши границы на Каспии, разработаны и произведены на верфях страны: на Зеленодольском и Приморском Азовска, Астрахани, Феодосии, Петрозаводска, а также ССЗ "Волга", "Залив", "Имени 61 коммунара", но особенная гордость - ракетные катера и тральщики с берегов Невы, которые получила Каспийская флотилия ВМФ России. Адрес: Санкт-Петербург, Средне-Невский судостроительный завод. Ракетные катера оснащены тактическими крылатыми ракетами "Калибр", который производится в Екатеринбурге. На этой же основе разработаны комплексы подводного, надводного, воздушного и наземного базирования, а также экспортные варианты. Именно этим вооружением пользуются Россия, Индия и Китай.

Данные об экспортном варианте официально разглашались, поэтому можно сказать о предельной дальности такой ракеты. Она составляет от двухсот семидесяти до трёхсот километров. Однако ещё в 2012 году состоялась встреча Сергея Аклеминского, вице-адмирала, который в то время командовал Каспийской флотилией, с президентом Дагестана, где прозвучали другие цифры. С. Аклеминский уверенно заявил, что в своём тактическом варианте кралатая ракета комплекса ЗМ14 ("Калибр") легко поражает цели, находящиеся на расстоянии более чем две с половиной тысячи километров. Двадцать шесть точных залпов в цель на территории Сирии и затем ещё восемнадцать настолько же успешных говорят о том, что вице-адмирал никого не вводил в заблуждение. Корабли и суда, откуда был нанесён удар, - это Каспийская флотилия ВМФ России, адрес её не менялся, Каспий она не покидала.

Как поделили Каспий

Берега Каспийского моря делят пять стран: Россия, Туркмения, Казахстан, Азербайджан и Иран. Раньше, во время СССР, стран, претендующих на самое крупное озеро мира было только две - Советский Союз и Иран. Изменение политической карты значительно усложнило ситуацию. Этот регион чрезвычайно важен для каждой из вышеперечисленных стран, это и биологические, и энергетические ресурсы, здесь большие запасы газа и нефти, а также девяносто процентов осетровых рыб мира. В данный момент Каспий между прибрежными странами не поделен, кроме экономических зон и территориальных вод. Это положение не удовлетворяет ни одну из сторон. Каждая хочет любыми правдами и неправдами заполучить как можно больше территории. Наши интересы на Каспийском море защищает Каспийская флотилия ВМФ России. Фото демонстрирует, что защита эта достаточно мощна.

Российская Федерация очень долго настаивала на том, чтобы Каспий был чем-то вроде кондоминимума, общим достоянием всех пяти государств, когда действия каждого согласовываются с остальными. Добиться понимания не удалось, и Москва изменила позицию, предлагая поделить морское дно по срединным линиям, продолжающим границы на суше, а толща моря будет общей. На такой раздел согласились Азербайджан и Казахстан. Однако Азербайджан хочет взять во владение не только дно, но и акваторию с воздушным пространством своего сектора. Ирану больше нравится делёж поровну - каждой стране двадцать процентов. Туркмения настаивает на сорока семи милях зон экономических интересов. Словом, согласия пока нет. Это объясняется тем, что на недавно открытые месторождения претендуют сразу несколько стран. Тем более что сложно провести границы по озеру, где уровень воды - величина непостоянная, а берега всё время меняют свои очертания.

Причины напряжённости

Все региона наращивают вооружение и увеличивают боевой состав своих военных флотов. Прирастают числом ударные ракетные корабли, ожидается появление подводных лодок. Развиваются как диверсионные, так и противодиверсионные части, а также ракетные средства на берегу, морская пехота и авиация. Об этом в один голос говорят эксперты в аналитическом центре по мировой торговле оружием. Наращивает вооружения и Каспийская флотилия ВМФ России: морская пехота, авиация, связь, вооружение - всё это получает пополнение и дополнения. А что делать, если ответ соседей на вопрос "зачем?" Россия получает весьма невнятный, а количество и качество военно-морских сил при этом у них растёт безостановочно.

Угрозы с Каспия очень даже велики, как считают прикаспийские страны. Это контрабанда, наркотрафик, браконьерство и, конечно же, терроризм. Безусловно, каждый пункт этих объяснений достаточно актуален, тем более что современные контрабандисты, браконьеры и тем более террористы сейчас оснащены по последнему слову науки и техники. Но как можно использовать против браконьера ракетные корабли и подводные лодки с ядерными боеголовками на борту? Разумеется, такое вооружение предназначено для более серьёзного противника. Это может значить только одно: политические противоречия, которые создают во всём регионе такую высокую напряжённость, разрешатся нескоро.

Интенсивность повысилась

Летом 2016 года значительно увеличилось количество походов, в которых участвовали корабли Черноморского флота и Каспийская флотилия ВМФ России. Астрахань, являющаяся основным местом базирования флотилии, принимала участие в разработке планов учений и выполнения совместных учебно-боевых задач. Состав тактических группировок был различным, выполнялись артиллерийские и ракетные стрельбы с привлечением до двадцати судов и кораблей обеспечения.

Проведены конкурсы международных армейских игр "Морское дерби", "Глубина" и "Кубок моря". Пройдено более 197 тысяч то есть свыше 336 000 километров. Время, проведённое в море экипажами, составило 2300 суток, то есть показатели прошлого года перекрыты почти в два раза.

Учения-2016

Только один июньский учебный сбор на Каспии длился две недели. Отряды боевых кораблей и приданные им суда обеспечения вернулись из морского похода по центральной и южной частям Каспийского моря. Пятнадцать суток выполняла поставленные задачи Каспийская флотилия ВМФ России. Махачкала и Астрахань приняли на своих базах корабли, прошедшие почти две тысячи миль (3600 километров морского пути) и выполнившие более пятидесяти разнообразных по направленности и тематике корабельных учений.

Улучшилось совместное маневрирование, взаимодействие отряда кораблей, отработано движение разными строями. Проведены артиллерийские стрельбы, учения по противоминной защите, противовоздушной обороне во взаимодействии с авиацией, по поиску и сопровождению морских и воздушных целей, наведению авиации с дальнейшим уничтожением цели. Отработаны заправка на ходу горюче-смазочными материалами, пополнение материальных запасов с помощью судов обеспечения. И это только один поход. А учения продолжались весь весенне-летний сезон.

Хорошая новость

Спасательным буксирным судном пополнилась Каспийская флотилия в июле 2016 года. СБ-738 прекрасно выдержало государственные испытания: энергетические установки работают надёжно, навигационное оборудование и остальные системы показали себя с наилучшей стороны. Успешно пройден весь комплекс наладки и контроля аварийного и спасательного комплекта, выполнены поисковые, обследовательские и водолазные работы на разных глубинах, проверены мореходные качества, управляемость, ходкость, остойчивость, инерция на всех ходовых режимах.

Судно приняло участие в корабельных учениях по его основному предназначению - тушение пожаров на берегу и на аварийных судах с оказанием помощи пострадавшим, в том числе и медицинской, и эвакуацией людей. Все характеристики судна подтверждены и соответствуют техническим условиям. Каспийская флотилия включила в свой состав ещё одну судовую единицу к двум другим, выполненным по этому же проекту. Теперь один буксир будет снимать с мелей корабли на Чёрном море, а два - на Каспийском. А также тушить пожары, подавать электроэнергию, поддерживать на плаву аварийные корабли, выполнять водолазные работы, собирать разлившиеся нефтепродукты с поверхности воды, выполнять обследовательские и поисковые работы.

Зарождение российского флота

Каспийское море использовалось славянскими племенами еще до появления первого государства на Руси. По нему купцы ходили под парусом в азиатские страны и обменивались товарами с коллегами из другой части света.

Но в скором времени богатые восточные земли привлекли внимание и военачальников, в результате чего начались походы на Каспий с целью захвата богатой добычи. Последний поход был совершен в 1174-ом году и завершился полным поражением славян. Их флот полностью уничтожили и в результате почти на три сотни лет отбили охоту плавать в этом направлении.

В следующий раз делегация купцов с Руси отправилась по Каспийскому морю лишь в 1466-ом году. Поездка оказалась удачной, и было получено разрешение на создание собственной флотилии. Но процесс застопорился из-за «смутного времени».

Пришедшие к власти представители династии Романовых предпринимали попытки укрепить свое положение на Каспии и строили для этого боевые корабли. Но окончательной победы добился Петр Великий, который в 1722-ом году разбил персов и издал указ о формировании в Астрахани военно-морской базы.

После смерти Петра держава на некоторое время утратила выход к Каспийскому морю, но новые завоевания позволили возвратить себе стратегически важный регион. Особенно возросла важность местности после открытия там месторождений нефти. Случилось это на рубеже XIX-XX веков, а штаб флотилии в 1867-ом году переехал в Баку.

Каспийская флотилия в составе ВМФ СССР

Через несколько десятилетий появились первые танкеры, и стартовала промышленная добыча углеводородов. Октябрьская революция внесла свои коррективы в развитие флотилии.

Каспийская флотилия СССР образовалась 3-го октября 1918-го года. Она вошла в состав РККА, а главной задачей стала защита границ державы от иностранных интервентов. Британский флот считался одним из сильнейших в мире, поэтому на Каспий перебросили часть судов с Балтики, чтобы укрепить позиции.

К концу 1918-го года состав флота насчитывал 1170 моряков. База вернулась в Астрахань, а все силы поделили на речной и морской флот, чтобы можно было эффективно проводить операции.

Важную роль сыграла Каспийская военная флотилия в годы Великой Отечественной войны. Корабли прикрывали поставки азербайджанской нефти на перерабатывающие заводы, где из нее делали топливо для боевых машин и других нужд фронта. А речной флот принимал непосредственное участие в боевых действиях.

Именно канонерки с Каспия прикрывали защитников Сталинграда огнем с Волги. За успешное проведение боевых операций 13 моряков были награждены высшим званием Герой Советского Союза. А 27-го августа 1945-го года флотилия первой из военно-морских сил удостоилась от государства ордена Красного знамени.

После войны в задачу флотилии входила стабилизация обстановки в регионе. Не забывали и о совершенствовании материально-технической базы. Удобное расположение внутри страны давало возможность спокойно испытывать новейшие образцы вооружения.

После распада СССР пришлось полностью выводить флот из Баку и перебазировать его в Махачкалу. Часть кораблей были отправлены в Астрахань к основным силам.

Как обстоят дела в Каспийской флотилии ВМФ в наши дни?

В текущее время Каспийская флотилия ВМФ России стоит на страже морской границы державы и постоянно совершенствуется. При помощи совместных учений с иностранными партнерами происходит обмен опытом, и вырабатываются основы коллективной безопасности в регионе.

Именно здесь впервые был спущен на воду и испытан новейший боевой корабль с технологией «стелс». Он может скрытно подходить к целям практически вплотную и выполнять поставленную задачу без лишнего шума. Случилось это в 2006-ом году и после успешных тестов начато массовое производство.

Корабли Каспийской флотилии на сегодняшний день оснащены самыми передовыми техническими средствами, которые позволяют эффективно вести борьбу с надводными, подводными, воздушными и сухопутными целями.

Высокоточная система наведения практически не оставляет врагам шансов укрыться. Так что по поводу безопасности морских рубежей можно не переживать.

Базы Каспийской флотилии располагаются в Астрахани, Махачкале, Каспийске, Никольском и Трудфронте. Главное управление, штаб, управление вспомогательного флота находятся в Астрахани. Гарнизон здесь составляет примерно 5 тысяч человек, куда входят не только моряки, но и обслуживающий персонал.

В Никольском расположена аварийно-спасательная служба. В Махачкале дислоцируется группа судов обеспечения, гидрографическая служба и специальный отдельный отряд для перехвата подводных диверсионных групп и спецсредств.

Еще одна группа судов обеспечения расположилась в поселке Трудфронт, а Каспийск приютил береговой ракетный дивизион морской пехоты, 412-ый отдельный батальон морской пехоты, отдельный радиотехнический центр.

На сегодняшний день флагманом Каспийской флотилии является ракетный корабль проекта 11661 “Татарстан” (№ 691). Тактико-тахнические характеристики РК “Татарстан”:

  • Водоизмещение - 1500 тонн;
  • Экипаж - 93 чел.;
  • Крейсерская скорость - 21 узел;
  • Автономность хода - 20 суток;
  • Максимальная дальность - до 4000 миль;
  • Осадка - 3.6 м.

Вооружение сторожевого корабля “Татарстан” включает в себя противокорабельные ракеты Х-35 (2х4 ПУ ПКР “Уран”), зенитные комплексы ОСА-МА (20 ракет 9М33), ПЗРК “Игла”, противолодочные торпедные аппараты (533 мм), артиллерийское (1х76 мм и 2х30 мм) и противодиверсионное вооружение, а также комплексы РЭБ и иное радиоэлектронное вооружение.

В состав Каспийской флотилии входят следующие боевые единицы:

  • сторожевые корабли ближней морской зоны - 2 единицы;
  • малые боевые корабли - 8 единиц;
  • боевые катера - 6 единиц;
  • десантные катера - 8 единиц;
  • тральщики - 7 единиц;
  • транспортное судно военного назначения - 2 единицы;
  • гидрографическое судно малого и среднего класса - 12 единиц;
  • судно контроля физических полей - 1 единица;
  • судно размагничивания - 1 единица;
  • водоналивной танкер - 1 единица;
  • буксирное судно - 12 единиц;
  • противопожарный катер - 4 единицы;
  • водолазное судно - 5 единиц;
  • пассажирский катер - 1 единица;
  • катер связи - 2 единицы;
  • плавучая мастерская - 1 единица;
  • самоходная сухогрузная баржа - 1 единица;
  • нефте-мусоросборщик - 2 единицы;
  • большой корабельный щит - 1 единица.

Столь обширный парк техники предназначен для выполнения таких задач:

  1. Борьба с терроризмом, морским пиратством и экстремизмом по религиозным или этническим соображениям.
  2. Борьба с браконьерами в прибрежной полосе и реках астраханского региона.
  3. Защита национальных интересов в регионе с нефтяными месторождениями и промышленной добычей углеводородов.
  4. Мониторинг и ликвидация ЧП в речном судоходстве.
  5. Охрана торговых путей во вверенном регионе.

При этом морская пехота Каспийской флотилии нередко используется в сводных подразделениях во время боевых операций. В частности черные береты принимали участие в обеих Чеченских кампаниях в самых горячих точках.

В наши дни пехотинцев привлекают для рейдов на боевиков в Республике Дагестан и прилегающих районах.

Боевые операции Каспийской флотилии РФ в Сирии

С 7-го октября 2015-го года Каспийская флотилия принимает участие в операции вооруженных сил РФ в Сирии. Руководство страны приняло решение, что необходимо не допустить распространения экстремизма и восстановить конституционную власть, так как ситуация угрожает коллективной безопасности всего ближневосточного региона.

Контингент специалистов имеет ограниченное число, но огневая поддержка оказывается достаточной эффективная, так что террористы несут существенные потери.

Ракетный удар Каспийской флотилии по ИГИЛ стал одним из самых успешных эпизодов гражданской войны в Сирии. Корабли выпустили 26 крылатых ракет средней дальности по заранее разведанным позициям террористов.

В результате точного попадания по целям были уничтожены заводы боевиков по сборке оружия и взрывчатки, склады с боеприпасами и горючим, лагеря подготовки новых экстремистов. Разведка подтвердила точное поражение всех целей.

Ракетные корабли Каспийской флотилии сработали четко и слаженно и 20-го ноября 2015-го года, когда было запущено 18 крылатых ракет по семи назначенным целям. Все они оказались поражены, а противник понес существенный урон в технике и живой силе. При этом из личного состава флотилии никто не подвергался риску, так как мишени находились в полутора тысячах километров от места запуска. Ракеты успешно прошли над территориями Ирана и Ирака, приземлившись в точно обозначенном месте.

Когда праздник у Каспийской флотилии?

День Каспийской флотилии отмечают 15-го ноября, начиная с подписания Петром Великим указа о создании гарнизона в Астрахани. В этот день всех моряков, офицеров, обслуживающий персонал и ветеранов поздравляют теплыми словами руководители страны.

Свои теплые слова передают и представители других воинских формирований. А от начальства особо отличившимся бойцам вручаются награды, грамоты и премии. Вспоминают и о боевых товарищах, павших при проведении различных операций.

Особенно пышно была отмечена 290-ая годовщина с момента основания флотилии. Произошло событие в 2012-ом году и все желающие могли посмотреть за достижениями соединения и пройденным боевым путем.

Не за горами и трехсотлетний юбилей, так что можно ожидать грандиозного действа, которое подготовят для зрителей моряки. За столь длительный период существования были выработаны собственные традиции, которые соблюдаются всеми поколениями и свято чтутся каждым служившим.

Флаги Каспийской флотилии еще долгое время будут наводить страх на врагов, и обеспечивать надежное прикрытие для Родины. Служить в морском флоте не только почетно, но и очень интересно, поскольку за время прохождения службы можно побывать в дальних странах и посмотреть много интересных мест.

Морская романтика привлекает только сильных телом и духом молодых людей, поскольку наедине со стихией в открытой воде можно надеяться только на самих себя и надежность своего судна. Поэтому стоит испытать себя на прочность и выбрать для срочной службы именно морфлот.

ПРОИЗВЕДЕМ ЛЮБУЮ АТРИБУТИКУ, ТАКТИЧЕСКИЕ АКСЕССУАРЫ, ОДЕЖДУ И МНОГОЕ ДРУГОЕ С СИМВОЛИКОЙ ПО ВАШЕМУ ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ЗАКАЗУ!

Связывайтесь по интересующим Вас вопросам с нашими менеджерами.

15 ноября исполняется 295 лет со дня образования Каспийской флотилии - одного из старейших оперативных объединений российского Военно-морского флота (ВМФ), морской компоненты Южного военного округа.

Главная база - Астрахань, места базирования и дислокации - Махачкала и Каспийск в Дагестане, села Никольское и Трудфронт в Астраханской области.

Флагман - сторожевой ракетный корабль "Татарстан" (проект 11661К, тип "Гепард").

В настоящее время в состав флотилии входит более 70 кораблей и судов, в том числе:

  • 2 сторожевых корабля проекта 11661К ("Татарстан" и "Дагестан");
  • 3 малых ракетных корабля проекта 21631 ("Град Свияжск", "Углич", "Великий Устюг");
  • 4 малых артиллерийских корабля проекта 21630 ("Астрахань", "Волгодонск", "Махачкала") и 12411 (МАК-160);
  • 1 ракетный катер;
  • 5 артиллерийских катеров;
  • 2 базовых тральщика;
  • 5 рейдовых тральщиков;
  • 6 десантных катеров;
  • малое гидрографическое судно "Анатолий Гужвин";
  • спасательно-буксирное судно "СБ-45" и др.

В составе флотилии - несколько бригад и дивизионов кораблей, части морской пехоты, береговых ракетно-артиллерийских войск и др.

В 2017 году в состав флотилии приняты два новых рейдовых буксира: "РБ-410" (построен по проекту 705Б астраханским филиалом судоремонтного завода "Звездочка") и "РБ-937" (проект 90600, сошел со стапелей завода "Пелла" в Санкт-Петербурге). Получен и смонтирован в Каспийске новейший тренажерный комплекс для тренировок водолазов и военных спасателей.

Ожидается, что в скором времени состав флотилии пополнят десантные катера на воздушной подушке проекта 12061 "Мурена". По информации главкома ВМФ Владимира Королева, к 2020 году флотилия на 76% будет оснащена новейшим вооружением и боевой техникой.

В этом году на полигоне Аданак (Дагестан) начались работы по строительству новых объектов для тренировки подразделений морской пехоты Каспийской флотилии. Общая площадь обновленного полигона будет составлять около 40 кв. км, работы должны завершиться в конце 2019 года. Тогда же планируется закончить первый этап модернизации и строительства новых мест базирования кораблей объединения (в частности - причального фронта и наземных сооружений в Каспийске).

Учебно-боевые задачи флотилии

  • По итогам 2016 года общая наплаванность (время нахождения в море) экипажей кораблей и судов составила более 2,8 тыс. суток, что на 20% превысило показатели 2015 года. На морских полигонах каспийцы выполнили около 600 боевых упражнений, в том числе 450 артиллерийских стрельб по морским и береговым целям, около 100 противоминных действий и минных постановок.
  • С сентября 2016-го по сентябрь 2017-го было проведено более 60 проверок боевой готовности флотилии.
  • В зимнем периоде обучения (с 1 декабря 2016 года по 1 июня 2017 года) корабельные силы и войска флотилии выполнили более 500 боевых упражнений (в два раза больше, чем в аналогичный период предыдущего года). Одно из подразделений подтвердило звание ударного.
  • Флотилия участвовала в международных конкурсах морской и полевой выучки в рамках Армейских международных игр (АрМИ-2017).

Из истории флотилии

  • Образована 15 ноября (4 ноября по старому стилю) 1722 года по указу императора Петра I, одновременно с основанием в Астрахани военного порта. Флотилия и порт служили для защиты побережий Каспия - северного и части западного.
  • Среди первых операций флотилии - участие в Персидском походе Петра I (1722–1723), к концу которого в составе флотилии имелось до 80 крупных кораблей.
  • В 1867 году главной базой флотилии стал порт Баку (ныне - столица Азербайджана). До Октябрьской революции 1917 года флотилия охраняла торговые и рыбные промыслы на Каспии, а также представляла русские торгово-промышленные интересы в Иране. За боевые заслуги флотилия была награждена георгиевской лентой, которую личный состав носил на бескозырках.
  • После Октябрьской революции, в апреле 1918 года, был создан Военный флот Астраханского края, 27 июня 1931-го реорганизованный в Каспийскую военную флотилию.
  • Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов моряки-каспийцы сражались под Севастополем, Керчью, Мариуполем и на других участках фронта, сопровождали транспорты с нефтью, военными грузами и т.д. Сотни моряков флотилии были награждены орденами и медалями, восемь из них - удостоены звания Героя Советского Союза.
  • 27 апреля 1945 года за боевые заслуги в годы Гражданской и Великой Отечественной войн указом Президиума Верховного Совета СССР Каспийская флотилия была награждена орденом Красного Знамени.
  • В 1950–1980-х флотилия была одним из важнейших стабилизирующих факторов в регионе. На ее морских полигонах проводились испытания новых видов вооружения, в том числе крылатых ракет.

"Минобороны России"

  • Вслед за распадом СССР и преобразованием бывших республик в суверенные государства 16 апреля 1992 года произошел раздел сил, средств и кораблей флотилии между РФ и Азербайджаном. 70% сил и средств перешли России и были перебазированы из Баку в Махачкалу и Астрахань, которая стала ее главной базой. Азербайджан получил право распоряжаться оставшимися 30% кораблей, береговой инфраструктуры и жилого фонда флотилии.
  • В 2010-м российская Каспийская флотилия вошла в состав образованного в том же году Южного военного округа в качестве морской компоненты. Ее главной задачей является обеспечение национально-государственных интересов России в регионе.
  • В ночь с 6 на 7 октября 2015 года, через месяц после начала российской военной операции в Сирии, корабли флотилии ("Дагестан", "Град Свияжск", "Углич" и "Великий Устюг") из акватории Каспийского моря нанесли массированный удар 26 крылатыми ракетами большой дальности комплекса "Калибр-НК" по объектам "Исламского государства" (запрещенная в РФ террористическая организация). Цели находились на расстоянии более 1,5 тыс. км на сирийской территории. По данным Минобороны РФ, все они были поражены с точностью до 3 м. 20 ноября 2015 года корабли флотилии поразили 18 ракетами "Калибр-НК" еще семь объектов на позициях террористов в Сирии.
  • Командующий Каспийской флотилией - контр-адмирал Сергей Пинчук (с 20 сентября 2016 года).

Материал подготовлен по данным "ТАСС-Досье"

Скорость хода Луня достигала 500 км в час, а дальность хода до 2000 км. Максимальная взлетная масса составила 380 тонн. Помогали полету 8 газотурбинных двигателей НК-87. Вооружен экраноплан шестью советскими противокорабельными ракетами Москит. На момент создания одной из самых современных разработок. Москиты двигаются со сверхзвуковой скоростью (2,5 тыс км в час) на расстоянии, затрудняющем их обнаружение и захват противоракетными установками (5-7 метров над поверхностью моря).
Основным способом применения стал удар использование оружия без входа в зону противодействия противника.

Кроме того, Экраноплан Лунь является судном по определению и сравнивать его следует в первую очередь с судами, а не с самолётами. В сравнении с передовыми боевыми судами, производимыми в мире, экраноплан Лунь имеет десятикратное превосходство в скорости

В последнее время о развитии строительства экранопланов вспоминают все чаще и чаще. В марте 2014 года ученые Дальневосточного федерального университета заявили о начале разработки первого экспериментального образца пассажирского экраноплана. Ранее о намерении возобновить строительство такого вида судов на динамической воздушной подушке объявляла Пограничная служба ФСБ России. Министерство обороны страны так же озвучивало свой интерес к экранопланам, однако в государственную программу вооружений до 2020 года финансирование их разработки пока не было включено.

Россия возобновит производство экранопланов в качестве ударных боевых комплексов с крылатыми ракетами после 2020 года, сообщил РИА Новости в среду высокопоставленный представитель командования ВМФ РФ.

В настоящий момент единственный образец экраноплана "Лунь" списан и законсервирован на Каспийском море.

"Тема экранопланов восстанавливается в ударном исполнении, то есть как "Лунь" носитель крылатых ракет. Строительство должно начаться после 2020 года в Нижнем Новгороде", сказал собеседник агентства.

По его словам, Минобороны выдало тактико-техническое задание, в настоящее время идут опытно-конструкторские работы.

Как сообщал РИА Новости в мае этого года глава концерна "Моринформсистема Агат" Георгий Анцев, ЦКБ по СПК имени Р.Е. Алексеева разрабатывает проект экраноплана океанской зоны со взлетной массой примерно 500 тонн.

По его словам, сейчас "идет этап перезагрузки советского периода, научно-исследовательские разработки, моделирование, макетирование".

Ранее на одной из специализированных выставок в РФ уже был представлен проект экраноплана прибрежной зоны со взлетной массой 60 тонн.

На международном военно-техническом форуме "Армия-2015" ЦКБ Алексеева представила гражданскую модель экраноплана.

"Мы совместно с ЦКБ Алексеева вписываем экранопланы в систему управления флотом будущего, проводим исследовательские работы в этот области. Пока что мы проводим работы в основном в гражданской области, но выполнили также несколько научно-исследовательских работ в интересах Минобороны. В ближайшую пятилетку, я надеюсь, мы начнем заниматься этим плотнее", заявил Анцев.

Ранее начальник управления кораблестроения ВМФ России капитан первого ранга Владимир Тряпичников заявил, что в программу кораблестроения до 2050 года включен пункт "развитие экранопланов".
----------
обещанного осталось три года ждать!