Сообщение каким был человек. Сообщение о том, что человек нарушает заповеди, в случае, когда о его действиях можно судить с хорошей стороны. Когда проявляются сверхспособности

Интересная информация о человеке

Как говорил великий русский писатель Максим Горький: " , единственное чудо на земле, а все остальные чудеса её - результаты творчества его воли, разума, воображения". С этим утверждением сложно не согласиться, конечно же, на всё есть воля Божья, но отрицать, что человек на данный момент самое драгоценное произведение природы, нет смысла. В процессе своей жизнедеятельности мы получаем новые навыки, развиваемся, однако порой не знаем элементарных вещей о самих себе. Вашему вниманию предлагаются некоторые из них. Расширьте свой кругозор и удивите полученной информацией друзей и знакомых:)

1. Общий вес бактерий, живущих в организме человека, составляет 2 килограмма.
2. Человек, который выкуривает пачку сигарет в день, выпивает полчашки смолы в год.
3. Человек - единственный представитель животного мира, способный рисовать прямые линии.

4. Длина волос на голове, отращиваемых в среднем человеком в течение жизни - 725 километров.
5. У блондинов борода растет быстрее, чем у брюнетов.
6. При улыбке у человека «работают» 17 мускулов.
7. Поверхность легких - порядка 100 квадратных метров.
8. Человеческая ДHК содержит порядка 80 000 генов.
9. Мужчины считаются карликами при росте ниже 130 см, женщины - ниже 120 см.
10. Лейкоциты в организме человека живут 2–4 дня, а эритроциты - 3–4 месяца.
11. Названия пальцев руки у французов: пус, индекс, мажор, анюлэр, орикюлэр.
12. Каждый палец человека за время жизни сгибается примерно 25 миллионов раз.
13. Размер сердца человека примерно равен величине его кулака. Вес сердца взрослого человека составляет 220–260 г..
14. В состав человеческого организма входит всего 4 минерала: апатит, арагонит, кальцит и кристобалит.
15. Человеческий мозг генерирует за день больше электрических импульсов, чем все телефоны мира вместе взятые.
16. Явление, при котором от сильного света человек теряет способность видеть, называется «снежная слепота».
17. Эпидемия гриппа 1918–1919 годов унесла жизни более 20 миллионов человек в США и Европе.
18. В головном мозге человека за одну секунду происходит 100 000 химических реакций.
19. Дети рождаются без коленных чашечек. Они появляются только в возрасте 2–6 лет.
20. Площадь поверхности человеческих легких примерно равна площади теннисного корта.
21. С момента рождения в мозгу человека уже существует 14 миллиардов клеток, и число это до самой смерти не увеличивается. Hапротив, после 25 лет оно сокращается на 100 тысяч в день. За минуту, потраченную вами на чтение страницы, умирает около 70 клеток. После 40 лет деградация мозга резко ускоряется, а после 50 нейроны (нервные клетки) усыхают и сокращается объем мозга.
22. В психиатрии синдром, сопровождающийся деперсонализацией, нарушением восприятия времени и пространства, собственного тела и окружающей обстановки, официально (!) называется «Алиса в стране чудес».
23. Тонкая кишка человека при жизни имеет длину порядка 2,5 метров. После его смерти, когда мускулатура стенки кишки расслабляется, ее длина достигает 6 метров.
24. У человека примерно 2 миллиона потовых желез. Средний взрослый человек с каждым литром пота теряет 540 калорий. Мужчины потеют примерно на 40% больше, чем женщины.
25. Правое легкое человека вмещает в себя больше воздуха, чем левое.
26. Взрослый человек делает примерно 23 000 вдохов (и выдохов) в день.
27. За всю жизнь женский организм воспроизводит 7 миллионов яйцеклеток.
28. Человеческий глаз способен различать 10 000 000 цветовых оттенков.
29. Во рту человека около 40 000 бактерий.
30. Папафобия - это боязнь Папы (Римского)!.
31. Чихнуть с открытыми глазами невозможно.
32. В позвоночнике человека 33 или 34 позвонка.
33. Женщины моргают примерно в 2 раза чаще, чем мужчины.
34. Самые мелкие клетки в организме мужчины - клетки спермы.
35. Самая сильная мышца в человеческом организме - язык.
36. В организме человека порядка 2000 вкусовых рецепторов.
37. В Мессопотамии за смерть пациента врача, лечившего его, казнили, а за ослепление - ослепляли.
38. При рождении в теле ребенка порядка 300 костей, во взрослом возрасте их остается всего 206.
39. Человеческое тело содержит столько же жиров, сколько нужно для производства 7 кусков мыла.
40. Hервные импульсы в человеческом теле перемещаются со скоростью примерно 90 метров в секунду.
41. Человеческий волос толще мыльной пленки примерно в 5000 раз.
42. 36 800 000 - количество сердцебиений у человека за один год.
43. Мужчины примерно в 10 раз чаще женщин страдают дальтонизмом.
44. Желудочный сок человека содержит 0,4% соляной кислоты (HCl).
45. Почти половина всех костей человека находятся в запястьях и ступнях.
46. Средневековые врачи при сомнениях в диагнозе ставили диагноз «сифилис».
47. Люди с голубыми глазами более чувствительны к боли, чем все остальные.
48. Hогти на пальцах руки растут примерно в 4 раза быстрее, чем на ногах.
49. За время жизни кожа человека сменяется примерно 1000 раз.
50. Существует более 100 различных вирусов, вызывающих насморк.
51. Ударяясь головой об стену можно терять 150 калорий в час.
52. В теле взрослого человека около 75 километров (!) нервов.
53. Булемия - это неукротимый аппетит.
54. Партенофобия - это боязнь девственниц.
55. Hаучное название пупка - умбиликус.

Не единожды слышала о том, что, сделав доброе дело, стоит кинуть его в воду. Хорошие поступки и публичная благотворительность зачастую расцениваются в нашей стране не как попытка изменить общество и страну в лучшую сторону, а скорее как самореклама и желание скрытой наживы. Все мы спокойно принимаем недостатки других людей, вроде плохих привычек и скверных поступков. Однако, стоит кому-то совершить благое дело, как у нас появляется недоверие и подозрительность. Мне захотелось найти и пообщаться с людьми, которые смогли бы доказать, что цель благотворительности - не заработок и пиар, а добрый заразительный пример, который помогает становиться лучше.


Александра Ткач

Идея заняться благотворительностью не была внезапной для меня. Не всегда приятно делать что-то лишь для своего блага, огромное наслаждение я почувствовала, когда впервые сделала добро для бездомных людей. С того момента самореализация состояла в том, чтобы отдавать частичку себя обществу, в котором ты живешь! У всех людей разная судьба и, к сожалению, не у всех она идеальна, но, несмотря на это, твоя поддержка может помочь выжить, реализовать чью-то мечту и просто вдохновить на жизнь! Иногда одной улыбки достаточно для обездоленного человека. Таким образом, даже не ставя перед собой цели услышать благодарность, я встречала единомышленников, с которыми воплощаешь свои проекты, идеи в жизнь. К счастью, в Киеве достаточно таких объединений, фондов, которые занимаются различными направлениями, например: «Сердце в ладошках», «Velvets heart», «Lions club», наш «Rotary club» и другие.

Положительными моментами в благотворительности являются человечность, понимание и сочувствие . Вот выходишь ты из детского дома, эмоционально истощен, утомлен, одним словом, Губка Боб, но при этом полон счастья, свободы, ведь ты вдохновил на жизнь детей, пусть не всех, но хотя бы один из них этого никогда не забудет! Отрицательной чертой, безусловно, является равнодушие и самое страшное - это равнодушие к ближнему. К тому, кто в этом больше всего нуждается.

Самое яркое мое воспоминание - отчетный концерт школы детей с физическими недостатками. Один из учеников должен был подготовить танцевальный номер. Представляете, каких усилий пришлось ему приложить? Парень с недостатками ног и слуха должен, попадая в такт, станцевать перед огромной аудиторией! Будучи волонтером, я помогала ему в подготовке. Перед выходом на сцену я понимаю, что нам включают совсем другую песню! Я в отчаянии, не могу ничего сделать, а Игорь уверенно берет меня за руку и уверяет: «У нас все получится!». И действительно это было так.

Удивляет то, что много незнакомых нам людей отзываются на наши плановые проекты (о которых мы сообщаем в социальной сети Facebook). Поражает доверие и стремление приобщиться к хорошим делам, не важно, каким образом - или финансово, или предоставлением транспорта, или личным участием.

Леся Мирончук

Долгое время я занималась музыкой и танцами, поэтому часто приходилось быть в окружении людей, которые не думали о количестве затраченных средств на отдыхи, шоппинг и т.д. Но после очередного гламурного мероприятия, спускаясь в метро, я увидела немало людей, для которых каждая копейка драгоценна! Этот контраст не оставил меня равнодушной. Однажды я почувствовала пустоту, которую не могла заполнить ни работой, ни музыкой, ни посиделками с друзьями, ничем другим. Я встретилась с другом, который в то время занимался благотворительностью. Его слова - мое начало. Первая поездка в детдом, первые диалоги с пожилыми людьми, первая помощь многодетным семьям - все это подтолкнуло меня к переоценке собственной жизни. Это и был первый шаг к моей благотворительной деятельности.

Я считаю, что привлечь внимание людей к благотворительности можно несколькими способами . Одним из таких является всем известная реклама, которая обычно у людей вызывает недоверие, многие воспринимают ее как очередной способ легкой наживы, простыми словами - «разводняк». И вообще, благотворительность не делается для рекламы, она здесь совсем не нужна! Лучший способ привлечь внимание людей - это ваш собственный пример!

Однажды, после посещения детского дома, девочка Юля позвонила мне (до сих пор не знаю, как ей удалось получить мой номер) с поздравлениями ко дню 8 марта! Ее голос и искренние детские слова я помню до сегодняшнего дня.

Благотворительность является тяжелой работой с самого начала (в плане создания проектов, их реализации и, прежде всего, морально). Однако, это не является источником нашего дохода, мы видим эту сферу деятельности как такую, где хочется не получать, а наоборот отдавать.

Поэтому присоединяйтесь, не оставайтесь в стороне, не отворачивайтесь от людей, ведь именно вы можете изменить чью-то жизнь к лучшему!

Евгений Комаров

Будучи еще студентом, я участвовал в благотворительных акциях , давал деньги в БлагоБоксы, но это было не систематично, а скорее хаотично, увидел - принял участие.

В мае 2011 года моя подруга, одна из основательниц Благотворительного фонда «Благомай», теперь уже наша Глава Правления Таня Скрыгина, предложила присоединиться к поездке в детский дом «Любысток».

Мы собрали много вещей, продуктов питания, сладостей и витаминов и отправились в путь. Приехав и пообщавшись с детками, передав им частичку себя, поиграв с ними, я «заразился» благотворительностью. В последующих поездках, а я стал ездить почти каждые выходные, я познакомился с Денисом Хрулиным и Костей Голубятниковым - идейными и духовными основателями фонда.

Для систематизации и легализации всех действий, направленных на помощь деткам-сиротам, деткам, лишенным родительских прав и родительского внимания, мы и зарегистрировали неприбыльную организацию - Благотворительный фонд «Благомай» , который на сегодня взял под опеку 14 детских учреждений (детских домов, центров социально-психологической реабилитации и школ-интернатов) в Киевской области.

Я считаю, что есть несколько негативных моментов благотворительности. Низкий уровень доверия к деятельности фондов порождает нежелание со стороны населения оказывать поддержку нуждающимся через благотворительные организации. Сайты благотворительных организаций обычно содержат минимум информации о фин. отчетности. Также все мы бываем свидетелями, когда по телевидению призывают спасти какого-нибудь заболевшего ребенка, для оказания помощи требуются десятки, а то и сотни тысяч долларов. Получается, что деньги от благотворительности не столько излечивают больных, сколько помогают многочисленным посредникам от медицины покупать новые виллы и яхты.

Сегодня очень много спекулятивных объявлений в интернете на тему: «Ребёнку нужен донор: 3-я отрицательная, умирает ребёнок!». Если действительно хотите помочь нуждающимся в донорах - загляните в отделение переливания крови ближайшей больницы, вам будут рады.

Все больше и больше неравнодушных людей посвящают себя благотворительности , потребности от этого, конечно, не уменьшаются, но есть больше возможностей их закрывать. Ведь все в силах помочь, например, цель Команды «Благомай» -благотворительность на новом уровне в Украине. Наша основная позиция - от людей к людям, т.е., кому-то мы помогаем реализоваться в той или иной сфере в благотворительности, а также, в свою очередь, оказываем помощь незащищенным деткам, от которых зачастую отказались не только родители, но и де-факто государство.

По мере того, как я начал заниматься благотворительностью, я стал осознавать, что многие готовы к участию, но не к организации благотворительных акций . Массовыми мероприятиями есть возможность привлечь внимание общественности. В Киеве были уже неоднократно организованы и благотворительные аукционы, прошел впервые благотворительный матч (за что тебе, Оль, отдельное спасибо, получил массу удовольствия, приняв участие в качестве болельщика), первый благотворительный пикник для молодежи (идея проведения которого непосредственно возникла у меня и была поддержана командой « Благомай» ) и.т.д.

Сейчас я с командой «Благомай » активно разрабатываю проекты и программы, в которых каждый может взять участие , среди которых: образовательные, познавательные и собирательные программы в детских домах - «Мастерская добра», «Познай Украину», «Йога в детские дома», «Полный портфель ребенку», также проект «БлагоРестораны» (на стадии запуска), проект «Благошоп» (на стадии запуска), программа «Помогай, читая». Еще после года активной работы я усвоил, что чтобы что-то получить - это нужно просить. Так мы обращались в крупные компании и получали содействие то ли в финансировании благотворительных программ, то ли в непосредственном предоставлении этими компаниями помощи для детских домов.

Одно из самых ярчайших воспоминаний было после поездки в Детский дом «Чебурашка» . Детки в буквальном смысле очаровали нас своими умениями, талантами и знаниями. Все, кто был там, всю обратную дорогу делились своими впечатлениями, да что там - все, кто туда попадают, приходят в восторг!

Я считаю, что у меня есть две основные работы - это работа юристом (непосредственно по специальности) и работа Членом наблюдательного совета Благотворительного фонда «Благомай» .

Я закончил юрфак одного из лучших вузов нашей страны, и было бы глупо не использовать свои знания на практике. Фонд занял еще одно почетное место в моей жизни. Работать приходиться сверхурочно и на выходных, но мне это нравится. Ведь пока есть энергия, возможности и желание, надо реализовывать себя во всех направлениях. Есть большие планы на будущее и стремление к их реализации.

Неожиданностью стало безразличие некоторых людей и категоричность позиции в отношении благотворительной деятельности, но еще большим шоком - отказ от помощи . Так, например, контактируя с одним детским домом, мы услышали вопрос: «А какую определенную сумму мы можем выделять им в месяц?», не услышав ответа, нам отказали в посещении и аргументировали это тем, что там уже есть достаточно спонсоров и благотворителей, и в нашей помощи они не нуждаются.

Хочется верить, что неприятных неожиданностей будет все меньше и меньше, и мне с командой фонда «Благомай» удастся поднять культуру благотворительности на новый уровень. Спешите делать добрые дела!

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Простые и удивительные истории настоящих героев. Их имена должен знать каждый.

История знает огромное количество людей, которые совершали выдающиеся поступки и открытия, но при этом оставались незамеченными.

сайт считает, что многие из них заслуживают известности и широкого признания. В этой статье собраны истории семи таких героев - все они разные, но каждый из них сделал так, что жизнь на планете Земля стала немного - или даже намного - лучше и счастливее.

История от Константина Паустовского

"Была весна 1912 года, перед экзаменами в саду была устроена сходка. На нее созвали всех гимназистов нашего класса, кроме евреев. Евреи об этой сходке ничего не должны были знать.

На сходке было решено, что лучшие ученики из русских и поляков должны на экзаменах хотя бы по одному предмету схватить четверку, чтобы не получить золотой медали. Мы решили отдать все золотые медали евреям. Без этих медалей их не принимали в университет.

Мы поклялись сохранить это решение в тайне. К чести нашего класса, мы не проговорились об этом ни тогда, ни после, когда были уже студентами университета. Сейчас я нарушаю эту клятву, потому что почти никого из моих товарищей по гимназии не осталось в живых. Большинство из них погибло во время больших войн, пережитых моим поколением. Уцелело всего несколько человек".

Мир без ядерной войны

26 сентября 1983 года подполковник Станислав Петров дежурил в Серпухове-15, секретном бункере под Москвой, и был занят наблюдением за спутниковой системой Советского Союза. Вскоре после полуночи один из спутников дал сигнал Москве, что США запускает 5 баллистических ракет на Россию. Вся ответственность в этот момент легла на сорокачетырехлетнего подполковника: ему необходимо было принять решение о том, как реагировать на этот сигнал.

Тревога прозвучала в непростое время, отношения между СССР и Америкой были натянутыми, но Петров решил, что она была ложной и отказался предпринимать какие-либо ответные меры. Тем самым он предотвратил возможную ядерную катастрофу - сигнал действительно оказался ложным.

Василий Архипов , офицер ВМФ России, также однажды принял решение, которое спасло мир. Во время Карибского кризиса он предотвратил запуск ядерной торпеды. Советская подводная лодка Б-59 была окружена возле Кубы одиннадцатью американскими эсминцами и авианосцем Рэндольф. Несмотря на то, что дело происходило в нейтральных водах, американцы применили против лодки глубинные бомбы, чтобы заставить ее подняться на поверхность.

Командир подводной лодки, Валентин Савицкий, приготовился запустить ответную атомную торпеду. Однако старший по борту Архипов проявил выдержку, обратил внимание на сигналы со стороны американских кораблей и остановил Савицкого. С лодки был послан сигнал «Прекратите провокацию», после чего американские военные силы были отозваны и ситуация несколько разрядилась.

Человек с золотой рукой

В тринадцать лет австралиец Джеймс Харрисон перенёс серьёзную операцию груди, и ему срочно требовалось около 13 литров донорской крови. После операции он находился в больнице в течение трёх месяцев. Понимая, что донорская кровь спасла ему жизнь, он дал обещание начать сдавать кровь, как только ему исполнится 18 лет.

Как только Харрисон достиг требуемого для сдачи крови возраста, он немедленно пришёл в пункт сдачи крови Красного Креста. Там-то и выяснилось, что его кровь в своём роде уникальна, так как в её плазме содержатся особые антитела, благодаря которым можно предотвратить резус-конфликт беременной матери с её плодом. Без этих антител резус-конфликт приводит минимум к анемии и желтухе ребёнка, максимум к мертворождению.

Когда Джеймсу объяснили, что именно нашли в его крови, он задал только один вопрос. Он спросил, насколько часто можно сдавать кровь.
С тех пор каждые три недели Джеймс Харрисон приходит в медицинский пункт неподалёку от своего дома и сдаёт ровно 400 миллилитров крови. К нынешнему моменту он сдал уже примерно 377 литров крови.
В течение 56-ти лет с момента своей первой сдачи он пожертвовал кровь и её компоненты почти 1000 раз и спас около 2 000 000 детей и их молодых мам.

Польский Шиндлер

Юджин Лазовски был польским врачом, который спас тысячи евреев во время Холокоста. Благодаря открытию своего друга, доктора Станислава Матулевича, Лазовски имитировал вспышку эпидемии тифа, опасного инфекционного заболевания. Матулевич обнаружил, что здоровому человеку можно сделать прививку определенных бактерий, и тогда результаты теста на сыпной тиф будут положительными, а сам человек не будет испытывать никаких проявлений болезни.

Немцы боялись сыпного тифа, поскольку он был очень заразен. В то время, когда евреев, зараженных тифом, обычно казнили, Лазовски прививал нееврейское население в кварталах, окружающих гетто, вблизи города Розвадов. Он знал, что немцы будут вынуждены отказаться от того, чтобы приблизиться к еврейским поселениям, и в итоге они просто закрыли эту область на карантин. Это спасло примерно 8000 польских евреев от верной смерти в концлагерях.

Ученый, который спас миллионы жизней

Американский биолог Морис Ральф Гиллеман создал за свою жизнь 36 вакцин - больше, чем любой другой ученый в мире. Из четырнадцати вакцин, которые сейчас используются повсеместно, он изобрел 8, в том числе от кори, менингита, ветряной оспы, гепатита А и В.

Кроме того, Гиллеман был первым человеком, определившим, как мутирует вирус гриппа. Практически в одиночку он трудился над созданием вакцины, которая не позволила азиатской вспышке гриппа в 1957 году стать повторением Испанской пандемии 1918-го, погубившей 20 миллионов человек по всему миру.

Донор бессмертных клеток

Афроамериканка Генриетта Лакс умерла от рака в 1951 году в возрасте тридцати одного года. Однако она стала донором клеточного материала, который позволил доктору Джорджу Отто Гэю создать первую в истории бессмертную линию человеческих клеток, известную как линия HeLa. «Бессмертие» означало, что эти клетки не умирали после нескольких делений, а значит, могли быть использованы для проведения множества медицинских экспериментов и исследований.

В 1954 году штамм клеток HeLa был использован Йонасом Соком для разработки вакцины против полиомелита. В 1955 году HeLa стали первыми успешно клонированными человеческими клетками. Спрос на эти клетки стремительно рос. Они были запущенны в серийное производство и разосланы ученым по всему миру для исследования рака, СПИДа, последствий радиации и других заболеваний. Сейчас ученые выращивают около 20 тонн клеток Генриетты, существует почти 11000 патентов, связанных с ними.

Изобретатель ремня безопасности

10 июля 1962 года сотрудник корпорации Volvo Нильс Болин запатентовал свое изобретение - трехточечный ремень безопасности. Это была именно та система, которая по сей день используется в автомобилях: на ее создание Болин потратил чуть меньше года, и впервые она была введена на автомобилях Volvo в 1959 году.

Корпорация сделала дизайн ремня безопасности бесплатным для других автопроизводителей, и вскоре он стал мировым стандартом. Согласно недавним исследованиям, изобретение Болина за время своего существования спасло около миллиона жизней.

В в е д е н и е

Современный человек в сложном, противоречивом обществе сталкивается с массой ситуаций, требующих оценки своего положения и принятия оптимальных решений. Сложность современного общества постоянно ставит его в условия неопределенности, когда сложно провести оценку ситуации и сделать правильный выбор. Такое положение современного человека – это лишь одна из многих причин порождающих необходимость изучения окружающего его мира людей, их поведения.

Человек – весьма сложное существо, которое помимо особых, имеет и свойства, объединяющие его с остальными существами. Так, человек есть существо биологическое и подчиняется законам природы. Как биологическое существо, он есть результат длительной эволюции и имеет ряд определенных характеристик, а также способность приспосабливаться к различным ситуациям, чтобы сохраниться как вид. Но человек есть существо, наделенное психикой. Его психические свойства и его жизнь есть результат биопсихологической эволюции, в которой значительное место занимает трудовая деятельность. Наконец, человек есть общественное существо, сформировавшееся в ходе общественного развития.

Социология исходит из того, что человек есть природное существо, но не просто природное, а человеческое природное существо, и что человеческую природу нельзя объяснить лишь натуралистически, ибо человек не только является продуктом общественно-исторического развития, но и сам создает общество посредством отношений, в которые он вступает.

Социология, стремясь объяснить человеческое общество как особую часть природы, возникшую в результате взаимодействия людей, пытаясь дать социологическое понятие человека, открывает и указывает прежде всего на те особенности человека, которые делают его человеком, которые являются сущностными и из которых проистекают все остальные его особенности. Исходя из понимания человека как существа практического такими его особенностями являются: творчество, свобода и социальность.

Творчество – характерный признак человека. Посредством его человек производит нечто, до сих пор не существовавшее, реализуя свой предварительный замысел. Творчество выступает субъективным актом, в котором субъект опромедчивает себя в процессе созидания. По сути в процессе творчества, созидания, человек превращает мир ценностей в мир реальности. Поэтому человек есть не только существо, которое мыслит, но и существо, которое творит.

Свобода как существенное свойство человека неотделима от творчества. Ибо проявить и реализовать себя в творчестве может лишь свободный субъект, так же как и свобода заключается в возможности творчества. Свобода состоит в выборе между двумя несколькими возможностями. Однако необходимо отличать психологическую сторону выбора от его духовной стороны, т.е. от выбора, в котором человек проявляет себя как существо, которое создает духовные творения и совершает выбор не только на основе психологической свободы, но и на основе и под влиянием создаваемых им духовных творений.

Социальность является тем свойством человека, которое имеет наибольшее значение для социологии.Человек неизбежно тяготеет к обществу, поскольку он не может проявить и реализовать себя без другого человека. По сути человеку необходимо общество других людей, чтобы проявить себя человеком. Точно также все свойства человека направлены на других людей и существуют потому, что существуют другие люди. В то же время социология, изучая социальность человека, присущую человеческой природе и созданную в обществе, не имеет права забывать о самосознании человека, его свободе и творчестве.

Кроме перечисленных, существует еще целый ряд свойств человека, характеризующих его как существо своеобразное. Наиболее значительными из этих свойств являются способность человека к использованию знаков и коммуникации (при помощи знаков, а прежде всего – при помощи языка), способность быть ответственным и вести себя в соответствии с создаваемыми им нормами. Поэтому социология, исследуя возникновение общества и человека, изучает также и возникновение этих свойств (которыми человек отличается от других существ), стремясь узнать, в какой мере эти свойства или их зачатки были присущи первобытному человеку, а в какой они есть результат жизни человека в обществе.

С точки зрения социологии, человека можно определить как общественное существо, которое своим деятельным отношением к природе реализует себя как творческий, свободный субъект, объединяющийся с другими людьми и живущий в социальных группах, в которых он обеспечивает условия своего биологического и социального бытия.

Основная часть

    Человек с точки зрения человека

Свойство задумываться о себе самом – специфическое свойство человека, проявление его разумности.

Человек, высшая ступень живых организмов на земле, субъект общественно – исторической деятельности и культуры. Человек – предмет изучения различных областей знания: социологии, психологии, физиологии, педагогики, медицины и др.

Натура человеческая может проявляться весьма многообразно, но в чем-то непременно обнаруживается коренное свойство, качество человека. Постичь сущность – это значит с точки зрения философии выявить ту главную черту (или несколько), свойственную именно человеку.

Вопрос о природе (сущности) человека, его происхождении и назначении, месте человека в мире – одна из основных проблем в истории философской мысли. В древней китайской, индийской, греческой философии человек мыслится как часть космоса, некоторого единого сверхвременного «порядка» и «строя» бытия (природы), как «малый мир», микрокосм (Демокрит) – отражение и символ Вселенной, макрокосма. Природа понималась как живой организм, а человек – как сочетание разных элементов, или стихий «космоса». Одному из древнекитайских мудрецов принадлежат слова: «Меж Небом и Землей человек драгоценнее всего». При этом мир создан не ради человека, поэтому человек не вправе диктовать свою волю природе. Он признан следовать естественности, в крайнем случае «упорядочивать», преодолевать сбои, происходящие время от времени, но он ответственен за свои деяния на высшем «космическом» уровне.

Человек содержит в себе все основные элементы (стихии) космоса, состоит из тела и души (тела, души, духа), рассматриваемых как два аспекта единой реальности (аристотелизм) или как две разнородные субстанции (платонизм). В учении о переселении душ, развитом индийской философией, граница между живыми существами (растениями, животными, человеком, богами) оказывается подвижной; однако только человеку присуще стремление к «освобождению» от пут эмпирического существования с его законом кармы – сансары. Суть этого учения состоит в том, что душа человека после его смерти не погибает, а находит себе другое пристанище. Во что именно она воплотится, зависит от поведения человека в теперешней жизни: за мысленный грех – в представителя низшей касты, за словесных – в животное, за греховный поступок – в неодушевленный предмет. Человеку и только человеку приписывалось стремление и способность освобождаться от предопределенности через нравственное благородство, раскрепощение души, что дает возможность достичь величия.

Античная философия обогатила науку пониманием различий между законами природы и человеческого мира. Было выделено противоречие: «неизменные законы природы – изменчивые человеческие установления». Человек как духовно-телесное существо был главным содержанием всей древнегреческой культуры, особенно во времена расцвета. Философ Гераклит утверждал: «Из обезьян прекраснейшая безобразна, если сравнить ее с человеческим родом», «Из людей мудрейший, по сравнению с Богом, покажется обезьяной и по мудрости, и по красоте, и по всему остальному». А сами греческие боги предстают величественными и вместе с тем человечными.

Греческая философия, провозгласившая тезис о человеке как о мере всего существующего, ориентировалась на его разум, призывала к самопознанию. Изречение «Познай самого себя», высеченное при входе в храм Аполлона в Дельфах, явилось одним из путеводных в развитии наук о человеке.

В христианстве библейское представление о человеке как «образе и подобии бога», внутренне раздвоенном вследствие грехопадения, сочетается с учением о соединении божественной и человеческой природы личности Христа и возможности. Такое соединение открывало возможность внутреннего приобщения каждого человека к божественной благодати, преодоления греховности и смертности тела через бессмертие души.

Эпоха Возрождения дала науке представление о безграничности творческих возможностей человека. Идея философа ХV в. Пико делла Мирандола заключалась в том что человек занимает особое положение в мироздании, поскольку он причастен всему земному и небесному, от низшего до наивысшего. В сочетании со свободой выбора предназначение человека дает ему творческую способность самоопределения. Человек-творец уподобляется Богу. В этот период философы восхищались человеком, провозглашали гимны его разуму, талантам, творческому началу.

В последующие эпохи представления о человеке расширялись, обогащались. В ХVII в. Декарт высказал идею о том, что единственным достоверным свидетельством человеческого существования является мышление («Мыслю – следовательно существую»). Именно от этого тезиса ведет линию представление о разумности как специфической особенности человека, его сущности. Декарту же принадлежит мысль о том, что живое тело является своего рода машиной, которая, с одной стороны, испытывает влияния сознания, а с другой – способно воздействовать на него.

Для представителя классической немецкой философии ХVIII в. И.Канта вопрос «Что такое человек? » формулируется как основной вопрос философии, а человек предстает как существо, принадлежащее двум различным мирам – природной необходимости и нравственной свободе. В немецкой философии XVIII-XIX в.в. ведущим являлось представление о человеке как творце духовной жизни, культуры, носителе всеобщего идеального начала – духа или разума.

Марксистско-ленинский анализ проблемы человека предполагает выявление социальной сущности, конкретно-исторической детерминации его сознания и деятельности, различных исторических форм бытия человека и его образа жизни и др.

Общественной истории человеку предшествовала его естественная предыстория: зачатки трудоспособной деятельности у человекообразных обезьян, развитие стадных отношений высших животных, развитие звуковых и двигательных средств сигнализации. Определяющим условие реализации этих предпосылок становления человека марксизм считает труд, возникновение которого ознаменовало собой превращение человекообразной обезьяны в человека. Человек, в отличии от животных, не просто приспосабливается к коренным изменениям в условиях своего существования, а объединяясь в совместном труде, преобразует их в соответствии со своими постоянно растущими потребностями, создает мир материальной и духовной культуры. Культура творится человеком в той же мере, в какой сам человек формируется культурой.

Человек есть живая система, представляющая собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. Как живой организм человек включен в природную связь явлений и подчиняется биологическим закономерностям, на уровне сознательной психике и личности человек обращен к социальному бытию с его специфическими закономерностями. Морфологическая, физическая организация человека является высшим уровнем организации материи в известной нам части мироздания. Человек кристаллизует в себе все, что накоплено человечеством в течение веков. Это кристаллизация осуществляется и через приобщение к культурной традиции, и через механизм биологической наследственности. Ребенок наследует запас генетической информации через специфически человеческое строение тела, структуру мозга, нервной системы, задатков. Однако природные задатки развиваются и реализуются только в условиях социального образа жизни в процессе общения ребенка со взрослыми.

Проявление биологических закономерностей жизни человека носит социально обусловленный характер. Жизнь человека детерминируется единой системой условий, в которую входит как биологические, так и социальные элементы. При этом биологические составляющие этой единой системы играют роль лишь необходимых условий, а не движущих сил развития. Действия человека, образ его мыслей и чувств зависят от объективных исторических условий, в которых он живет, от особенностей той социальной группы, класса, интересы которых он сознательно или бессознательно представляет. Содержание духовной жизни человека и законы его жизни наследственно не запрограммированы. Но это никак нельзя сказать о некоторых потенциальных способностях к творческой деятельности, об индивидуальных особенностей дарования, которые формируются обществом, но на основе наследственных задатков.

Перед каждым вступающим в жизнь человеком простирается мир вещей и социальных образований, в которых воплощена, опредмечена деятельность предшествующих поколений. Именно этот очеловеченный мир, в котором каждый предмет и процесс как бы заряжен человеческим смыслом, социальной функцией, целью, и окружает человека. При этом достижения человеческой культуры не даны человеку в готовом виде в воплощающих их объективных условиях, а лишь заданы в них. Освоение социальных исторически сложившихся форм деятельности – главное условие и решающий механизм индивидуального становления человека. Чтобы сделать эти формы своими личными способностями и частью своей индивидуальности, человек с раннего детства вводится в такое общение со взрослыми, которое выражается в виде подражания, учения и обучения. В результате этого индивидуально развивающийся человек овладевает способностями разумно действовать с орудиями труда, с различными рода символами, словами, с представлениями и понятиями, со всей совокупностью социальных норм.

В процессе приобщения культуры у человека вырабатываются механизмы его самоконтроля, выражающиеся в способности волевыми усилиями регулировать широкий диапазон влечений, инстинктов. Этот самоконтроль по существу является социальным контролем. Чем более интенсивно развивается человечество, тем все более сложными оказываются проблемы образования и воспитания, формирования человека как личности.

Исторически сложившиеся нормы права, морали, быта, правила мышления и грамматики, эстетические вкусы формируют поведение и разум человека, делают из отдельного человека представителя определенного образа жизни, культуры и психологии. Каждый отдельный человек представляет собой неповторимую индивидуальность и вместе с тем он несет в себе некую родовую сущность. Он выступает как личность когда достигает самосознания, понимания своих социальных функций, осмысления себя как субъекта исторического процесса. Становление личности связано с процессом общественной дифференциации, выделением отдельного индивида из коллектива по мере развития личных прав и обязанностей.

    Индивид и индивидуальность

Как часто о человеке заметном, выделяющемся среди других приходится слышать: «Он – индивидуальность!». Близко по звучанию к этому слову и понятие индивид. В бытовой речи эти слова употребляют как равнозначные. Однако наука различает их по смыслу.

Понятие индивид в первые использовал в своих сочинениях древнеримский ученый и политик Цицерон. Так он перевел с греческого слова «атом», что означало неделимый и относилась к мельчайшим и неделимым, по мнению древних философов, слагаемым окружающего мира. Термин «индивид» характеризует человека как одного из людей. Этот термин означает и то, на сколько типичными являются признаки определенной общности для разных ее представителей (царь Иван Грозный).

Оба значения термина «индивид» взаимосвязаны и описывают человека с точки зрения его самобытности, особенности. При этом имеется ввиду, что особенности зависят от общества, от условий, в которых формировался тот или иной представитель рода человеческого.

Термин «индивидуальность» дает возможность характеризовать отличия человека от других людей, подразумевая не только внешний облик, но и всю совокупность социально значимых качеств. Индивидуален каждый человек, хотя степень этой самобытности может быть различной. Живописца, скульптора, архитектора, ученого, инженера Леонардо да Винчи, государственного деятеля, историка, поэта, военного теоретика Никколо Макиавелли отличало своеобразие, оригинальность, яркая самобытность. Их можно отнести к индивидуальностям, и личностям. Близкое по значению слово « личность» обычно сопровождается эпитетами «сильная», «энергичная». Тем самым подчеркивается самостоятельность, способность проявлять энергию, не терять своего лица.

Понятием «индивидуальность» в биологии обозначают специфические черты, присущие определенной особи, организму в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств. В психологии под индивидуальностью понимают целостную характеристику определенного человека через его темперамент, характер, интересы, интеллект, потребности и способности.

Философия рассматривает индивидуальность как неповторимое своеобразие какого-либо явления, включая и природные, и общественные.

Если индивид рассматривается как представитель общности, то индивидуальность – как своеобразие проявлений человека подчеркивающая неповторимость, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности. Таким образом, в человеке воплощается в единстве типичное и неповторимое.

Чтобы уяснить различие между терминами «индивид» и «индивидуальность», обратимся к примеру. 20 марта 1809 года в Сорочинцах в семье помещика Василия Гоголя – Яновского родился сын, крещенный именем Николай. Это был один из родившихся в этот день помещичьих сыновей, нареченных Николаями, то есть индивид. Если бы он скончался в день рождения, то так и остался бы в памяти своих близких как индивид. Новорожденного отличали признаки, характерные только для него (рост, цвет волос, глаз, строение тела). По свидетельству знавших Гоголя с рождения, он был очень худ и слаб. Позднее у него появились черты, связанные с взрослением, обучением, индивидуальным стилем жизни - он рано начал читать, с 5 лет писал стихи, прилежно учился в гимназии, стал литератором, за творчеством которого следила читающая Россия. В нем проявилась яркая индивидуальность, то есть те черты, свойства, признаки, которые отличали именно Гоголя.

Однако личность Гоголя проявилась не только в своеобразии индивидуальных черт. Он воплощал определенный тип личности и сам был личностью незаурядной.

3. Индивид и общество

Пытаясь открыть законы общества, выяснить законы, по которым живет и развивается человек, социология интересуется отношением, существующим между обществом и индивидом.

Существуют различные теории, которые сводят общества к индивидам или рассматривают индивида как всего лишь часть, «молекулу» общества. Человек и общество диалектически взаимосвязаны. Они не могут рассматриваться изолировано, отдельно друг от друга: нет общества без человека, но и человек существует только в обществе. Человек в своим отношением к природе создает себя как общественное существо и творит при этом историю, отчего и история есть не что иное, как деятельность человека, реализующего свои цели. По сути отношения между человеком и обществом в своей основе определяется тем, что человек как человеческое существо проявляет себя, раскрывая свою родовую сущность в процессе труда, что возможно лишь в условиях общества, то есть тогда, когда поведение многих индивидов взаимосвязано, в процессе производства, когда люди изменяют существующее и создают новое, воздействуя друг на друга и создавая друг друга и себя самих.

Сущность общества заключается во взаимных отношениях и взаимной деятельности индивидов, а сущность человека есть совокупность общественных отношений. Индивид и общество являются двумя сторонами одного явления – социальной истории человечества.

Отношение между человеком и обществом является сложным. Эта сложность воздействия человека на общества и общества на человека проистекает из того, что человек как отдельный индивид появляется на свет с определенными психическими склонностями, которые лишь в обществе в продолжение жизни в общественном коллективе развиваются и через развития которых индивид становится личностью.

4.Личность

Понятие «личность» неразрывно связано с общественными свойствами человека. Вне общества индивид не может стать индивидуальностью (ибо тогда не с чем и не с кем сравнивать его свойства), а тем более личностью.

Философская энциклопедия определяет личность следующим образом: это человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности. Другое значение – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующий индивида как члена того или иного общества.

В обоих определениях подчеркиваются связи индивида, личности и общества. В науке проявляются два подхода к личности.

Первый рассматривает сущностные (наиболее важные для понимания человека) характеристики. Здесь личность выступает как активный участник свободных действий, как субъект познания изменения мира. Личностными при этом признаются такие качества, которые определяют образ жизни и самооценку индивидуальных особенностей. Другие люди непременно оценивают личность через сопоставление с установленными в обществе нормами. Человек, обладающий разумом, постоянно сам себя оценивает. При этом самооценка может меняться в зависимости от проявления личности и общественных условий, в которых она действует.

Второе направление изучения личности рассматривает ее через набор функций, или ролей. Человек, действуя в обществе проявляет себя в самых разных обстоятельствах, в зависимости не только от индивидуальных черт, но и от общественных условий. Например, взаимоотношения в семье требуют от старших ее членов одних действий при родовом строе, других – в современном обществе.

Человек может одновременно осуществлять действия, выполняя разные роли – работника, семьянина, спортсмена и т.д. Он совершает поступки, проявляет себя деятельно и сознательно. Он может быть более или менее умелым тружеником, заботливым или равнодушным членом семьи, упорным или ленивым спортсменом и т.д. Для личности характерно проявление активности, тогда как безличное существование допускает «плавание по воли случая».

Личность как единство особенностей, свойств, формируется в результате взаимодействия организма и общественной среды. Важнейшими свойствами личности является ее творческая способность, которая проявляется в способности изменить внешний мир, а также во внутренней потребности в творчестве, социальность, которая отражает включенность в социальный коллектив и общественный характер человеческой природы, субъективность - выражение своеобразной индивидуальности и целостность, в которой выражается организация со всеми психосоцальными характеристиками и которые обеспечивают относительное единство поведения в различных ситуациях. Люди устанавливают взаимоотношения и согласуют между собой свое поведение как личности, и в этом взаимосвязанном поведении проявляются личные качества индивида такие, как совесть, характер, отношения к общественным ценностям. Таким образом, то, что отдельные люди представляют собой как личности, индивидуальности, имеет большое значение для характера отношений, которые они устанавливают в обществе своим взаимосвязанным поведением.

С другой стороны и общество, более или менее организовано, через специальные институты оказывает влияние на всякого индивида, т.е. на формирование личности. Именно в обществе развертывается процесс превращения биологического индивида в личность. Этот процесс называется социализацией.

5.Социализация личности.

Известно, сто младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственности, а также с неповторимо индивидуальным повторением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который называется социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность. Социализация – процесс посредством которого индивидом устанавливаются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного Я проявляются уникальность данного индивида как личности.

Социализация есть процесс неорганизованного и организованного воздействия общества на индивида с целью формирования личности, которая отвечает потребностям данного общества.

Обособление личности сначала от физического мира, а затем от социального – довольно сложный процесс, который продолжается всю жизнь. Ребенок учится устанавливать различия между другими людьми по именам. Он сознает, что мужчина – это папа, женщина – это мама. Так постепенно его сознание движется от имен, которые характеризуют статусы (например, статус мужчины), к специфическим именам, обозначающих отдельных индивидов, включая его самого. В возрасте около полутора лет ребенок начинает использовать понятие Я, осознавая при этом, что становится отдельным человеческим существом. Продолжая накапливать социальный опыт, ребенок формирует образы различных личностей и в том числе образ собственного Я. Все дальнейшее формирование человека как личности – это построение собственного Я на основе постоянного сопоставления себя с другими личностями. Таким образом осуществляется постепенное создание личности с уникальными внутренними качествами и одновременно с воспринятыми общими для ее социального окружения качествами, которые постигаются через групповое общение.

Если ребенок в детстве был лишен человеческого окружения и воспитывался в среде животных то, как показало изучение восприятия подобными индивидами себя как отдельного существа в окружающем мире, они не имеют собственного Я. У них полностью отсутствует представление о себе как об обособленном, отдельном существе в ряду других подобных им существ. Тем более такие индивиды не могут воспринимать свое различие и сходство с другими индивидами. В данном случае человеческое существо не может считаться личностью.

Известный американский психолог Ч. Кули поставил перед собой задачу исследовать процесс постепенного понимания личностью отличая своего Я от других личностей. В результате многочисленных исследований он определил, что развитие концепции собственного Я происходит в ходе длительного, противоречивого и запутанного процесса и не может осуществляться без участия других личностей, т.е. без социального окружения. Каждый человек, по предположению. Ч. Кули, строит свое Я, основываясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Например, девушке ее родители и знакомые говорят, что она хороша собой и прекрасно выглядит. Если эти утверждения повторяются достаточно часто, более или менее постоянно и разными людьми, то девушка, в конечном счете, ощущает себя хорошенькой и действует как красивое создание. Но даже хорошенькая девушка будет чувствовать себя гадким утенком, если с раннего возраста ее родители или знакомые будут разочаровывать ее и относится к ней, как к некрасивой.

Такие рассуждения привели Ч. Кули к мысли о том, что личностный Я - образ не рождается только в связи с объективными факторами. Самый обычный ребенок, усилия которого оцениваются и вознаграждаются, будет ощущать чувство уверенности в своих силах и собственном таланте, в то время как поистине способный и талантливый ребенок, усилия которого воспринимаются ближайшим окружением как неудачные, ощущает мучительное чувство некомпетентности и его способности могут практически парализованы. Именно через отношения с другими людьми, через их оценки каждый человек устанавливает, умный он или глупый, привлекательный или некрасивый, достойный или никчемный.

Профессор Чикагского университета, философ, социолог и социальный психолог Дж. Мид разработал теорию, в которой объясняется сущность процесса восприятия индивидом других личностей и развита концепция «обобщенного другого», в известной степени дополняющая и развивающая теорию зеркального Я. В соответствии с концепцией Дж. Мида «обобщенный другой» представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный Я – образ. Индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов и видит себя другой личностью. Он оценивает свои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками его «обобщенного другого».

Каждый из нас знает ощущение, когда после нелепого случая человек со смущением представляет себе, как он выглядит в глазах остальных. Он ставит себя на их место и представляет, что они думают о нем.

Это осознание «обобщенного другого» развивается через процессы «принятия роли» и «исполнения роли». Принятие роли – это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли. Исполнение роли – это действие, связанные с действительным ролевым поведением, в то время как принятие роли претендует на игру.

Два наиболее часто применяемых термина, отражающих отражение человеком своего собственного Я и степень социализации личности, - это идентичность и самоуважение. Под идентичностью понимаются ощущение существования уникальной индивидуальности, отдельной, отличной от других индивидов, или ощущение себя как части уникальной группы, отличной от других групп в использовании групповых ценностей. Например, представитель определенной нации стремится к культурным образцам своей нации, сопоставляя их с культурными образцами других наций. Ощущение индивидом идентичности с группой значительной степени зависит от индивидуальных или групповых потребностей, удовлетворение которых приводит к повышению его престижа в глазах «обобщенного другого». Часто люди определяют идентичность по признаку расы, национальности, религии или роду занятий. Наличие этих признаков у индивида может означать низкий или высокий престиж в глазах тех, кто имеет значение для данной личности, кто оказывает влияние на ее поведение.

Наблюдаются такие ситуации, когда индивиды ведут тяжелую и часто бесполезную борьбу на каком-либо поприще только из-за того, что они идентифицируют себя с другими индивидами и своим поведением стремятся заслужить их одобрение и повысить свой престиж. Чувство самоуважения также социально обусловлено. Личность уважает себя в зависимости от восприятия того, как она оценивается другими, особенно теми другими, мнение которых для нее особенно важно. Если это восприятие благоприятно, у человека развивается чувство самоуважения. В противном случае он будет считать себя недостойным и неспособным.

Процесс социализации личности протекает в основном под влиянием группового опыта. При этом личность формирует свой Я – образ на основании того, как о ней думают, как оценивают другие. Для того чтобы такое восприятие было успешным, личность принимает на себя роли других и глазами этих других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир. Формируя свой Я – образ, личность социализируется. Однако не существует ни одного одинакового процесса социализации и ни одной одинаковой личности, так как индивидуальный опыт каждой из них уникален и неповторим.

6. Исторические личности

Понятие «историческая личность» обычно отражает связь деятельности политического руководителя с крупными историческими событиями, на ход которых он накладывает свой исторический отпечаток. Деятельность исторических личностей может быть оценена с учетом особенностей того периода, когда он жил, его морального выбора, нравственности его поступков, оценка может быть отрицательной или многозначной, учитывающей положительные и негативные стороны деятельности той или иной деятельности.

Науки известно и понятие «выдающаяся личность», характеризующее деятельность людей, ставших олицетворением коренных прогрессивных преобразований. «Великий человек, - писал

Г. Плеханов, - велик … тем что у него есть особенности, делающие его наиболее способным для служения великим общественным нуждам своего времени … Великий человек является именно начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других.. Он решает научные задачи, поставленные на очередь предыдущим ходом умственного развития общества. Он указывает новые общественные нужды, созданные предыдущем развитием общественных отношений. Он берет на себя почин удовлетворения этих нужд».

Историческим личностям свойственны: стремление служить общему благу государства и народа, беззаветное мужество, необходимые для этого служения стремление и умение вникнуть в условия русской жизни, в самые основы сложившихся общественных отношений, чтобы здесь найти причины пережитых бедствий; отрешенность от национальной замкнутости и исключительности; совестливость во всех делах, в том числе в дипломатии; стремление сообщать преобразовательным порывам и помыслам вид таких простых, отчетливых и убедительных планов, в разумность и исполнимость которых хотелось верить, польза которых была очевидна всем.

7. Духовный мир личности.

Человек, особенно в годы юности, все чаще задумывается о жизненном пути, стремится к самому себе сознательно, саморазвиваться, самовоспитываться. Этот процесс возвышения человека один из философов назвал «человеческим самостроительством».

Духовная жизнь людей охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых..

Человек, у которого высоко развита духовная жизнь обладает важным личным качеством, он приобретает духовность как стремление к высоте своих идеалов, и помыслов определяющих направленность всей деятельности. Духовность включает в себя душевность, дружелюбие в отношениях между людьми. Некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека. Отмечается, что духовное – это характеристика и практики, а не только сознания.

И напротив, человек, у которого духовная жизнь мало развита, бездуховен.

В основе духовной жизни - сознание. Сознание – это такая форма психической деятельности и духовной жизни, благодаря которой человек осмысливает, понимает окружающий его мир и свое собственное место в этом мире, формирует свое отношение к миру, определяет свою деятельность в нем.

Заключение

Мысль о том, что человек не может жить вне общества, теперь уже ни у кого не вызывает сомнения. А значит, и цивилизованное существование человека не возможно вне окружающей его культуре. Рождаясь, человек не выбирает, как и своих родителей, ту культурно-историческую среду, в которой ему предстоит прожить свой век. Условием для нормальной жизнедеятельности человека и общества является овладение накопленными в ходе истории знаниями, умениями, ценностями, поскольку каждый человек – необходимое связующее звено в эстафете поколений, живая связь между прошлым и будущим человечества.

Любому обществу, любой культуре небезразлично, какой выбор сделает личность, поэтому во все века и поныне человека самыми разными способами учат, наставляют, упрашивают, подстрекают, угрожают, бранят, поощряют, берегут, подавляют, заставляют … Если бы человек в такой «пестрой среде» культурного воздействия подчинялся бы всем призывам и любому нажиму, то он неизбежно был бы вовлечен в вихрь хауса, духовно расколот на сотни и тысячи частей. Но этого не происходит.

Сохранить свою неповторимость, остаться самим собой даже в исключительно противоречивых условиях человек может лишь в том случае, если он сформировался как личность. Быть личность – значит иметь способность ориентироваться в многообразии знаний и ситуаций и нести ответственность за свой выбор, уметь противостоять многим отрицательным воздействиям.

Чем сложнее мир и богаче палитра жизненных устремлений, тем актуальнее проблема свободы выбора собственной жизненной позиции.

Не нужно особого воображения, чтобы представить, сколь мощный поток информации обрушивается сегодня на человека, с какой силой воздействует он на его сознание и чувства. В этой ситуации особое значение приобретает избирательное отношение к источникам информации, к ее содержанию, а такое отношение напрямую зависит от мировоззрения личности, степени развития ее мышления, системы ценностных ориентаций.

Суть заключается в новой постановке коренных вопросов: если прежде был вопрос: «Какой человек нужен обществу? », то сегодня к нему прибавляется еще один: «Какое общество в полной мере соответствует возможностям человека, его эгоистическим и нравственным требованиям к удобствам комфортности, не наносит ущерб его человеческому достоинству, чувству свободы, красоты и нравственной удовлетворенности? ». Общечеловеческий разум ищет ответ на этот вопрос. Но для цивилизации важно, что он уже поставлен: сам человек нуждается в защите не меньше, чем окружающая его социальная и природная среда.

Список используемой литературы

1. Д. Маркович «Общая социология»

Ростов-на- Дону, Издательство Ростовского университета, 1993 г.

2. С.С. Фролов «Основы социологии»

Москва, Издательство «Юристъ», 1997г

3. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебникова «Человек и общество»

Москва, Издательство «Просвещение», 1996г.

4. Философский энциклопедический словарь

Москва, Издательство «Советская энциклопеция», 1983г.