Путешественник васко да. Мореплаватель васко да гама и его трудный путь в индию. О морском пути в Индию

Васко да Гама родился в 1460 (1469) г., в г. Синише, в семье знатного португальского рыцаря. Был третьим сыном из пятерых детей.

В двадцатилетнем возрасте, вместе с братьями, стал членом Ордена Сантьяго. Математические, навигационные и астрономические знания он получил в Эворе. Одним из его учителей был А. Закуто.

Первая индийская экспедиция

В 1497 г. Васко да Гама возглавил морскую экспедицию. 8 июля армада осуществила торжественный выход из Лиссабона и вскоре достигла Канарских островов, которые принадлежали Кастилии. Не желая делиться важной информацией с соперниками-испанцами, Васко да Гама велел обойти острова стороной.

В канун Рождества этого же года экспедиция достигла области, которая сегодня входит в провинцию ЮАР Квазулу-Натал.

Обогнув мыс Доброй Надежды, экспедиция вошла на территории, бывшие частью торговых маршрутов Индийского океана. Также корабли побывали в портах Мозамбика и Момбаса.

Идя вдоль побережья Африки, экспедиция достигла Малинди. Там состоялась встреча Васко да Гама с Ахмад ибн Маджидом, который, по некоторым данным, стал его лоцманом. Именно он взял курс на Индию. 20 мая 1498 г. суда пришвартовались рядом с Каликутом.

В 1499 г. Васко да Гама возвратился в Португалию. Экономически его экспедиция была достаточно успешной. Выручка от товаров, которые предприимчивый мореплаватель привез из Индии, в 60 раз превысила затраты на организацию морского похода.

Вторая индийская экспедиция

В 1502 г., по распоряжению короля Мануэла, в Индию была направлена новая эскадра во главе с удачливым мореплавателем.

Осенью 1503 г. Васко да Гама возвратился в Португалию с богатой добычей. Серьезного назначения от короля не последовало. Только в 1519 году честолюбивый моряк получил графский титул и земельные угодья.

Важные открытия

Главным открытием да Гама стало обнаружение прямой морской дороги в Индию, которая на тот момент была сказочно богатой страной. Это помогло европейцам освободиться от монополии конкурентов-арабов, контролировавших сухопутную торговлю с Индией.

Последняя экспедиция и смерть

В 1524 г., новый португальский монарх, Жуан III назначил Васко да Гама вице-королем. В апреле он отплыл в Индию и по прибытии вступил в яростную борьбу с колониальной администрацией, злоупотреблявшей своим положением.

Но навести порядок новоиспеченный вице-король не успел, поскольку заболел малярией. Он ушел из жизни 24 декабря 1524 г., в Коччи. В 1880 г. его тело было перезахоронено в лиссабонском монастыре иеронимитов.

Другие варианты биографии

  • Васко да Гама стал первым европейцем, обогнувшим Африку. По мнению многих современников, мореплаватель обладал суровым, тяжелым характером. Он был очень гневлив, что сказывалось как на подчиненных ему моряках, так и на индийском населении.
  • Еще одной неприглядной чертой да Гама была жадность. Он был плохим дипломатом и то и дело пускал в ход кулаки или оружие.
  • В непримиримой борьбе с арабскими конкурентами им принимались беспрецедентные меры даже для пятнадцатого столетия. Однажды, захватив арабское судно у Малабарских берегов, да Гама велел его сжечь вместе с пассажирами, совершавшими паломничество.

Именно они первыми среди европейцев ступили на этот континент в 15 столетии. В период Великих открытий особенно прославился Васко Да Гама, который смог обогнуть Африку со своей экспедицией.

Этот известный португалец имел дворянское происхождение, был рыцарем, в связи с этим он мог стать только морским офицером. К тому же он изучил математику, астрономию и навигацию, эти науки ему помогали в деятельности.

Так как Васко Да Гама зарекомендовал себя как решительный и целеустремлённый молодой офицер, способный организованно и эффективно выполнять задания, то король Мануэл 1 возложил на него обязательство открыть путь в далёкую Индию, для этого были созданы все условия.

Путешествие Васко Да Гама в Африке

Необходимость в морском пути для Португалии была существенной, так как эта страна на западе Европы не имела выхода к основным торговым маршрутам. Данное положение дел означало, что португальцам приходилось очень дорого платить за иностранные товары, например, за индийские пряности, а вот экспорт составлял очень малую долю. Всё это угнеталось послевоенным экономическим состоянием страны.

Однако Португалия имела определённое преимущество - географическое положение, благодаря которому можно было отправляться в Западную Африку и дальше. Поэтому возникла идея найти собственный путь в страну, богатую пряностями.

С начала 15 века португальские мореплаватели изучали западное побережье «чёрного континента», не попадая в они продвигались на юг по воде. Можно отметить такие имена, которые морским или сухопутным путём направлялись через африканскую территорию к Индии:

  • Генрих Мореплаватель;
  • Диогу Канн;
  • Перу да Ковильяна;
  • Афонсу ди Пайву;
  • Бартоломеу Диаш.

Удостоверившись в возможности обойти Африку, Мануэл 1 приказал подготовить экспедицию, которая всё же преодолеет весь путь. Руководить ею назначили именно Да Гаму.

Экспедиция должна была осуществляться на четырёх кораблях, сооружённых накануне:

  • Сан-Габриэл - флагман, крупный трёхмачтовый нао;
  • Сан-Рафаэл - такой же корабль, управляемый Паулу, братом Да Гама;
  • Берриу - лёгкая каравелла;
  • Безымянный - перевозивший всяческие припасы.

Естественно, король обеспечил моряков наиболее современными приборами, также они могли пользоваться лучшими картами. Перу Аленкер, который стал обер-штурманом, до этого уже бывал возле мыса Доброй Надежды в экспедиции Бартоломеу Диаша.

Всего более ста людей должны были отправляться в этот дальний путь, среди них были всевозможные специалисты, помогающие в дороге и налаживании контактов со встречающимися народами.

Началось путешествие Васко Да Гама в Африке из Лиссабона, откуда армада вышла 8 июля 1497 года. Путь на юг вдоль уже был достаточно изучен, поэтому экспедиция шла изведанной дорогой.

4 ноября корабли остановились в некоторой бухте, которой они же дали имя Святой Елены. Это было необходимо для ремонта. Однако с местными жителями команда не наша общего языка, что привело к вооружённому столкновению и ранению самого руководителя (Васко получил ранение стрелой в ногу).

К мысу Доброй Надежды экспедиция подошла в ноябре, только обходить его пришлось долго в связи с тем, что был шторм. После такой сложности следовал ремонт, осуществляемый в Моссел Бей (бухта). Так как последнее судно, являющееся складом, было очень повреждено, то его сожгли, переместив груз и экипаж на оставшиеся корабли.

На этих землях путешественники, общаясь с туземцами, смогли закупить нужную еду. Ещё они обменяли взятые товары на местные украшения, сделанные местными из слоновой кости.

Дальше флотилия держала путь на северо-восток, огибая Африку, именно до тех земель ранее доходил Диаш. Затем корабли проплывали вдоль ещё неизвестного им , однако местные народы не удивлялись европейцам, так знали о них от арабских купцов.

Путешественники останавливались в Мозамбике, однако встретили непонимание со стороны административных органов. Арабы понимали, что португальцы являются потенциальными конкурентами, поэтому всячески старались навредить членам экспедиции. Да Гама принял вызов и перед отправкой обстрелял прибрежный город из бомбард.

За февраль мореходцы добрались до Момбаса, а следом - до Малинди. Там европейцы впервые пересеклись с индийскими купцами. С помощью найденного лоцмана экспедиция Васко Да Гамы дошла до долгожданного берега Индии, что случилось в 1498 году, 20 мая.

Однако наладить контакты с местными жителями и правительством португальцам не удалось, так как мусульманские купцы по-разному им мешали и оговаривали.

Обстреляв побережье, экспедиция Васко Да Гамы отправилась домой, ведь задание они уже выполнили и что смогли наторговали. Обратный путь был также интересен и непрост:

  • Могадишо - 2 января 1499 года;
  • Малинди - 7 января;
  • Момбаса - 13 января (сожгли одно из суден);
  • Занзибар - 28 января;
  • остров Сан-Жоржи - 1 февраля;
  • мыс Доброй Надежды - 20 марта;
  • острова Зелёного мыса - 16 апреля;
  • 10 июля один из кораблей доплыл до Португалии, чтобы известить об успехе экспедиции;
  • Васко Да Гама добрался до Лиссабона к сентябрю 1499 года.

Корабли Васко да Гамы и их оснащение

В се источники согласуются между собой в том, что флот, или армада, снаряженный для Васко да Гамы, составляли четыре корабля, но в названиях этих судов возникают разночтения. Однако мы не дадим сбить себя с толку, если примем за верные сведения, почерпнутые у безымянного автора нашего «Дневника», у Жуана де Барруша, Лопеша де Каштаньеды, Педру Барретту де Резенде и Мануэла Фарии-и-Сусы. Согласно этим источникам, названия кораблей и имена их командиров были следующими:

«Сан-Габриэл» (флагман) – Васко да Гама, капитан-командор; Перу д’Аленкер, лоцман; Гонсалу Алвареш, капитан; Диогу Диаш, секретарь.

«Сан-Рафаэл» – Паулу да Гама, капитан; Жуан де Коимбра, лоцман; Жуан де Са, секретарь.

«Берриу» – Николау Куэлью, капитан; Перу Эшкулар, лоцман; Алвару де Брага, секретарь.

Грузовой корабль – Гонсалу Нуньеш, капитан.

Корреа и неизвестный автор дневника «Jornal das Viagens» называют «Берриу» «Сан-Мигелом», а «Сан-Рафаэл» производят во флагманы. В то же время, Л. Фигейреду де Фалсан (стр. 147) ставит «Сан-Мигел» вместо «Сан-Рафаэла». Быть может, корабль, который все прежде знали как «Берриу», перед путешествием был перекрещен в «Сан-Мигел».

«Берриу» был одним из тех юрких кораблей с латинским парусным вооружением, которыми славилась Португалия с XIII по начало XVI века и которые, после отказа от вельботов, стали активно использоваться при исследовании побережий Африки. Их грузоподъемность не превышала 200 тонн, на них ставили по две или три, а иногда даже четыре мачты. Утверждается, что грузоподъемность «Берриу» была всего 50 тонн. Свое название он получил по имени предыдущего владельца и лоцмана, у которого был куплен специально для этого путешествия.

Грузовой корабль имел более внушительные размеры. Серниджи говорит, что его грузоподъемность составляла 110 тонн, Каштаньеда уверяет, что 200. Возможно, это была так называемая каравелла редонда , «округлая каравелла». Этот тип оснащали квадратными парусами на фоке и гроте и треугольными на бизани и бушприте. Этот корабль приобрел Айреш Корреа, лиссабонский судовладелец.

Конструкция кораблей

«Сан-Габриэл» и «Сан-Рафаэл» строились специально для этого путешествия. Бартоломеу Диаш, который присматривал за строительством, отказался от каравеллы, на которой он сам совершил свои достижения, в пользу судов с квадратной парусной оснасткой и большей грузоподъемностью. Хотя они медленнее шли и были не так маневренны, зато более безопасны и удобны для команды. В то же время он заботился о том, чтобы осадка судов позволяла им ходить по мелкой воде, что предполагалось в ходе путешествия.

Дерево для кораблей было заготовлено за год в королевских лесах Лейрии и Алкасера. Когда постройка судов завершилась, король поручил оснастить их Фернану Лоуренсу, управляющему имением Минеш и одному из самых могущественных людей того времени.

До нас не дошло ни описания кораблей, сделанного в те дни, ни их рисунков, но сомнений при определении их типа не возникает. Такие корабли красочно представлены на картине, написанной по приказу дона Жорже Кабрала, который был губернатором Индии в 1549–1550 годах. Впоследствии эта картина попала в собственность дона Жуана де Каштру. Ее копия впервые была опубликована Вишконде де Журоменья, который обнаружил ее в рукописи, датированной 1558 годом. Тонко выполненная гравюра в «Истории торгового мореплавания» Линдси (W. S. Lindsay, History of Merchant Shipping (II, стр. 5)), деланная со старинной картины, тоже принадлежавшей дону Жуану де Каштру, как будто имеет тот же первоисточник, но там на грот-мачте корабля развевается флаг ордена Христа, а не королевский штандарт, чего не могло быть на флагмане. Но, по всем признакам, корабль на рисунке ближе к настоящему, чем все изображения, которые впервые опубликовал Журоменья.

Источники очень сильно расходятся в оценке грузоподъемности кораблей. Серниджи пишет, что у каждого из кораблей она была по 90 тонн. Отчасти это подтверждает Корреа, говоря, что все три корабля (включая «Берриу») были построены по одному образцу и имели одинаковые размеры. Дон Пашеку Перейра утверждает, что самый большой из них не превышал грузоподъемностью 100 тонн. Ж. де Барруш указывает значение от 100 до 120 тонн, а Каштаньеда указывает 120 тонн для флагмана и 100 тонн для «Сан-Рафаэла».

Но все источники единодушно говорят о малом размере кораблей, которые впервые достигли Индии, отчалив из европейского порта, и даже называют причину такого ограничения размеров. Несмотря на это есть основания полагать, что тоннаж (выражаясь современным языком) кораблей Васко да Гамы был значительно больше, чем принято считать. Педру Барретту де Резенде вносит поправку, говоря, что суда вмещали от 100 до 320 тонн. Линдси идет еще дальше. Согласно его утверждениям, «Сан-Габриэл» был построен в расчете на 400 пайпов, что равно 400 тоннам измеренным или 250–300 тоннам номинальным. Линдси добавляет, что Пинту Баштуш с ним согласен.

Рассматривая вопрос грузоподъемности, не следует забывать, что «тонна» в XV веке отличалась от современной. У Д’Альбертиса мы читаем, что тонелада в Севилье приравнивалась к двум бочкам, по 27,5 арробас (98 галлонов) каждая и составляла 1,405 кубических метров, или около 50 кубических футов. Бискайский тунел был на 20 % больше. Согласно записям капитана Лопеша де Мендосы, лиссабонский тунел имел 6 палмуш де гоа в длину (талья) и по 4 таких же палмуш (ладоней) в ширину и высоту (пареа ), что составляет 85 кубических футов.

Мне, правда, кажется, что это слишком много, потому что мой виноторговец рассказывал мне, что в две бочки шерри, по 108 галлонов каждая, набирается только 75 кубических футов. Во всяком случае, эти сведения говорят о том, что тонна в XV веке была значительно больше, чем в XIX.

Были сделаны две попытки реконструировать флагман Васко да Гамы или, вернее сказать, построить корабль такого типа, на каких ходили в XV веке, и сделать это как можно ближе к тем описаниям, которые сохранились на страницах исторических документов. Эти попытки предприняли заслуженные офицеры португальского флота, капитаны Жуан Браш д’Оливейра и А. А. Балдаке да Силва. Важную роль в процессе реконструкции сыграл старинный манускрипт по кораблестроению, написанный Фернанду Оливейрой ( «O livro da fabrica das Nгos» ), который представил к печати капитан Лопеш де Мендонса.

Корабли, которые в результате получились у двух офицеров, очень сильно между собой различались во многих отношениях, особенно длиной корпуса и бимсов. У корабля капитана да Силвы длина бимса составляла одну треть от длины корабля, а у Оливейры они находились в отношении один к пяти. В первом случае корабль получился широким, как подобало в то время, а во втором – стройным, почти как современный клипер. Нужно заметить, что до недавнего времени считалось, что длина парусного судна не должна превышать четырех его бимсов. Несомненно, этого правила придерживались судостроители XV века.

Размеры этого корабля следующие:

Общая длина – 84,1 фут

Ватерлиния (с грузом) – 64,0

Киль – 56,7

Бимс – 27,9

Высота борта – 17,1

Осадка, кормой – 7,5

Осадка, носом – 5,6

Метацентрическая высота над ватерлинией (с грузом) – 7,4

Водоизмещение – 178 тонн

Грузоподъемность – 4130 куб. футов или 103 тонны

Это я узнал из частного письма капитана да Силвы. Я полагал, что это трюмовый брутто-тоннаж, но посчитав тоннаж по старым правилам, я получил его значение в 230 тонн по 40 кубических футов каждая. А «экспедитивный» метод, принятый в XV веке в Венеции, дал результат в 896 ботте по 28 галлонов, то есть, примерно 250 тонеладас .

Корабль был плоскодонным, с квадратной кормой и тупым носом, украшенным фигурой святого покровителя. Вдоль бортов устанавливали руслени, чтобы уменьшить качку, когда судно идет под ветром. С носа и кормы возвышались «башни», между ними располагалась средняя часть. Однако эти «башни» не поднимались на такую безумную высоту, как на кораблях последующего периода, когда из-за них возникали трудности с управлением, а при сильном ветре нередко приходилось рубить фок-мачту и разбирать баковую надстройку.

Эти «башни» были настоящими цитаделями и порой позволяли долго защищаться команде взятого на абордаж корабля. Известным примером может послужить сопротивление арабского судна «Мери» в 1502 году.

Капитан располагался в башне над кватердеком, офицеры занимали помещения под капитанским и в баковой надстройке. Простые моряки квартировались под площадками, идущими вдоль бортов, от башни к башне. У каждого был свой шкафчик для товаров, которые предстояло выменять у туземцев. Лестницы вели с главной палубы вверх, на боевые палубы (chapitйo de rй и de vante ) обеих башен, их защищали плетеные ограждения. Румпель выводился к кормовой батарее, за капитанскими апартаментами, там же находился нактоуз. Батарея состояла из двадцати пушек. Нижняя батарея «башни» располагалась над кватердеком и состояла из восьми пушек, заряжавшихся с казенной части.

Пушки делались из кованых железных полос, скрепленных обручами, и устанавливались на вилообразные подставки. Верхнюю батарею составляли шесть бомбард, столько же было на передней «башне». Мы, наверное уже упоминали, что люди не носили огнестрельного оружия. Они вооружались арбалетами, копьями, топорами, клинковым оружием, дротиками и абордажными пиками. Некоторые офицеры носили стальные доспехи, у простых людей были камзолы и кожаные нагрудники.

Посередине корабля стояла шлюпка. К ней вдобавок обычно имелся ялик на 4–6 весел.

На корабле было три мачты и бушприт. Главная мачта поднималась над килем на 110 футов на ней развевался королевский штандарт, а алый флаг капитана вывешивался с «вороньего гнезда», в 70-ти футах над палубой. Такое же «воронье гнездо» крепилось и на фок-мачте. Во время боя на них поднимались солдаты, которые метали оттуда дротики, гранаты и горшки с порохом. Паруса использовались прямоугольные, и только на бизани парус был треугольным. Площадь парусов составляла 4000 кв. футов – и это исключительно благодаря «чепчикам», которые подвязывались к основному парусу, служа для тех же целей, для каких служат современные лиселя. На каждом парусе был нарисован крест ордена Христа.

Якоря, числом два, были выполнены из железа, с деревянным штоком и кольцом для привязывания каната.

Хозяйство делилось на три части. Средняя часть корабля загружалась бочками с водой. Сверху на них складывались бухты каната, что было очень неудобно. На корме находился пороховой склад, большая часть оружия и боеприпасов, в том числе каменные и железные ядра. Передняя часть предназначалась для хранения снаряжения. Здесь лежали запасные паруса и запасной якорь.

Нижнюю палубу переборки делили на три части. Две из них предназначались для провизии, подарков и товаров для меновой торговли. Эта «провизия», как пишет Каштаньеда, была рассчитана на три года пути, исходя из вполне солидного дневного рациона, который составляли 1,5 фунта сухарей, фунт говядины или полфунта свинины, 2,5 пинты воды, 1,25 пинты вина, 1/12 питы уксуса или 1/8 пинты масла. В постные дни полагалось по полфунта риса, мясо заменялось треской или сыром. Еще была мука, чечевица, сардины, сливы, миндаль, лук, чеснок, горчица, соль, сахар и мед. Кладовые корабля пополнялись рыбой, выловленной, когда появлялась возможность, и продуктами, приобретенные в портах (среди них апельсины, в которых нуждались пострадавшие от цинги).

Товаров было не просто мало, они оказались совершенно не подходящими для индийских рынков. Среди них: ламбель (полосатая хлопчатая ткань), сахар, оливковое масло, мед и коралловые бусы. Среди товаров, приготовленных для подарков, были рукомойники, алые шапероны, шелковые куртки, шоссы, шляпы, мавританские шапки, а кроме того всякие безделушки, вроде стеклянных бус, бубенчики, оловянные колечки и браслеты. Все это годилось для обмена на гвинейских берегах, но совершенно не ценилось богатыми торговцами Каликута. Наличных же денег, которые можно тратить, на кораблях было, по всей видимости, немного. Все эти сведения почерпнуты из писем дона Мануэла и синьора Серниджи.

После проверки временем оказалось, что самым ценным был научный результат экспедиции, если можно так выразиться. Ученый дон Диогу Ортиш де Вильегаш снабдил да Гаму картами и книгами по нужной теме, почти всеми, что существовали в то время, в том числе сочинением Птолемея и сведениями о Востоке, собранными в Лиссабоне за последние годы. Среди этих трудов, несомненно, нашли свое место и доклады, отправленные домой Перу де Ковильяном, и сведения, собранные Лукашем Маркушем, и абиссинским священником, приезжавшим в Лиссабон в 1490 году.

Астрономическими инструментами экспедицию обеспечил астроном Закуто. Считается даже, что Гама был очень доволен, что его наставлял этот просвещенный еврей. Среди этих инструментов была большая деревянная астролябия, металлические астролябии меньшего размера, а также, по всей видимости, квадранты. Ко всему этому прилагался труд Закуто «Almanach perpetuum Celestium motuum cujus radix est 1473» , который Жузе Визинью перевел и издал в Лейрии в 1496 году. Эти таблицы позволяли мореплавателям, наблюдая за высотой солнца над горизонтом, рассчитывать широту.

Еще, конечно был значительный запас компасов, лотов и склянок, а также, возможно, catena a poppa , то есть веревка, которую спускали с кормы, чтобы определить дрейф корабля, а также toleta de marteloia – графическая замена наших современных таблиц разностей широт и отшествий. Эти приспособления уже давно использовались итальянцами. Возможно также, что у Васко уже был экваториальный компас (для определения времени приливов в тех портах, куда он заходил) и компас для измерения магнитного склонения. Этот инструмент представляет собой сочетание солнечных часов с магнитной иглой. Его изобрел Пурбах в 1460 году, а усовершенствовали Фелипе Гильен в 1528 и Педру Нуньеш в 1537. Известно, что его использовал Жуан де Каштру в своем путешествии в Индию и Красное море (1538–1541). Мы склонны считать, что у Васко да Гамы могла быть разновидность такого компаса, поскольку название мыса Игольный, предположительно, появилось из-за того, что игла показала путь на север, хотя такое наблюдение точным считать нельзя.

И наконец, нужно упомянуть падраны, каменные колонны, погруженные на корабли. Три из них, по воле короля, были посвящены св. Рафаилу, св. Гавриилу и Деве Марии. Барруш и Каштаньеда пишут, что колонны были такими же, какие устанавливали Сан и Диаш во времена Жуана II. На ряде картин, написанных по приказу дона Мануэла по случаю открытия Индии, падран с мыса Доброй Надежды ( «Prasum promontorium» ) увенчан крестом, несет на себе королевский герб, изображение пеликана и дату.

Корреа же утверждает, что колонна, установленная на реке Милосердия (в «Дневнике» – река Добрых Знаков), была мраморной, с двумя геральдическими щитами. На одном был изображен герб Португалии, на другом (с обратной стороны) – сфера и надпись «Do senhorio de Portugal reino de Christ?os» («Повелителя Португалии, короля христиан»). Колонна в Малинди имела такие же щиты, но надпись ограничивалась словами «Rey Manoel» . Поскольку Корреа имел возможность видеть эти колонны, содержание надписей, скорее всего, передано верно, хотя он известный выдумщик.

Из книги Спецназ ГРУ: Пятьдесят лет истории, двадцать лет войны... автора Козлов Сергей Владиславович

Оснащение под стать задачам Для выполнения широкого спектра задач боевым пловцам приходилось иметь на вооружении не менее широкий арсенал вооружения и технических средств.Поскольку боевые действия должны были происходить не только на суше, то помимо всех видов

Из книги Его-Моя биография Великого Футуриста автора Каменский Василий Васильевич

НП и его оснащение Наблюдательный пост должен представлять собой укрытие для личного состава, имеющее основной и запасной выходы, скрытые пути подхода и отхода для смены разведчиков, а также пути отхода на случай обнаружения НП партизанами.Важнейшим документом НП

Из книги Колумб автора Свет Яков Михайлович

Из книги Атомная подводная эпопея. Подвиги, неудачи, катастрофы автора Осипенко Леонид Гаврилович

КОРАБЛИ Человечество свято чтит имена кораблей-героев. Это Магелланова «Виктория», «Святой Петр» и «Святой Павел» Беринга и Чирикова, «Резолюшн» капитана Кука, «Восток» и «Мирный» Беллинсгаузена и Лазарева, нансеновский «Фрам», легендарный ледокол «Сибиряков». Список

Из книги Воображенные сонеты [сборник] автора Ли-Гамильтон Юджин

Промышленные, научно-исследовательские и учебные центры США, обеспечивающие проектирование, строительство, оснащение подводных лодок и обучение их экипажей Наименование Город, месторасположение Базы подводных лодок Сиэтл, Ки-Уэст, Чарлстон, Норфолк,

Из книги Крым 1944. Весна освобождения автора Ткаченко Сергей Николаевич

37. Васко да Гама?- духу бурь (1504 г.) Со всех сторон ярился жидкий ад: Там посреди кипящей котловины Валов морских свинцовые вершины Крушили мне борта, за рядом ряд. В полночном небе, устрашавшем взгляд, Где бушевала звездная лавина, Явился ты в обличьи исполина, И

Из книги Течению наперекор автора Остерман Лев Абрамович

4. ВООРУЖЕНИЕ И ОСНАЩЕНИЕ ГЕРМАНСКИХ ПЕХОТНЫХ ДИВИЗИЙ (ОБР. 1944 г.) В целом вооружение и его типаж в пехотной дивизии вермахта характеризуется следующим образом (на начало 1944 г.) .Таблица № 1 В пехотные полки немецких ПД в конце 1943 г. поступили реактивные системы,

Из книги Путешествие в Индию автора Гама Васко да

Оснащение Института Бесславное окончание эпопеи с «широкими линиями» совпало с началом нового длительного этапа моей основной деятельности в Институте. Реконструкция здания была закончена, сотрудники всех лабораторий заняли отведенные им помещения, но... работать

Из книги Шеренга великих путешественников автора Миллер Ян

«ROTEIRO». ДНЕВНИК ПЕРВОГО ПУТЕШЕСТВИЯ ВАСКО ДА ГАМЫ (1497–1499 гг.) Перевод с англ. И. Летберга, Г. Голованова Введение Во имя Господа Бога. Аминь!В год 1497 король Португалии дон Мануэл, первый с этим именем в Португалии, отправил четыре судна для совершения открытий, а также

Из книги автора

КАЛКОЕН, ИЛИ ГОЛЛАНДСКАЯ ПОВЕСТЬ О ВТОРОМ ПУТЕШЕСТВИИ ВАСКО ДА ГАМЫ В КАЛИКУТ В 1502 ГОДУ Перевод с англ. Г. Голованова Вступление Нет никакого сомнения, что в этой повести, напечатанной впервые в в Антверпене около 1504 года, описано второе путешествие в Индию великого

Из книги автора

К. И. Кунин. ВАСКО ДА ГАМА

Из книги автора

Письма Джироламо Серниджи о первом путешествии Васко да Гамы Джироламо Серниджи родился во Флоренции в 1453 году. Его отец, Киприано ди Чименти, был членом Гильдии ткачей и пользовался большим уважением сограждан. Его род прервался в 1680 году.Джироламо переехал в Лиссабон,

Из книги автора

Три отчета португальцев о первом путешествии Васко да Гамы (1608–1646) Jornal das Viagens dos Portuguezes а?s Indias, 1608 г.Последний виконт Сантаренский в своих «Примечаниях к рукописям» («Noticia dos Manuscriptos», 2-е издание, Лиссабон, 1863 г., стр. 93) уделяет большое внимание рукописям, найденным в

Из книги автора

Список личного состава кораблей Васко да Гамы Офицеры и матросы для «армады» Васко да Гамы тщательно отбирались. Некоторые из них ходили вокруг мыса Доброй Надежды с Бартоломеу Диашем. Все они, как показывает этот «Дневник», пользовались особым доверием, когда положение

Из книги автора

Васко да Гама (ок. 1469–1524) Васко да Гама родился в городе Симсе в Португалии (провинция Алемтежу). О его детстве и ранней молодости не сохранилось каких-либо известий. Когда в 1493 году оказалось, что Колумбу удалось найти западный морской путь и Индию, португальской король

Из книги автора

Васко Нуньес де Бальбоа (1475–1517) Бальбоа родился в Херес-де-лос-Кабальерос в провинции Эстремадура (Испания). Проведя на родине бурную молодость, Бальбоа направился в Сан-Доминго - первую испанскую колонию, организованную в Новом Свете. Но и здесь легкомысленный молодой

Васко да Гама открыл морской путь в Индию вокруг Африки (1497-99)

́ско да Га ́ма (Vasco da Gama , 1460-1524) - известный португальский мореплаватель эпохи Великих Географических Открытий. Первым открыл морской путь в Индию (1497-99) вокруг Африки. Занимал должности губернатора и вице-короля Португальской Индии.

Строго говоря, Васко да Гама не был мореплавателем и первооткрывателем в чистом виде, какими были, например, Кан, Диаш или Магеллан. Ему не пришлось убеждать сильных мира сего в целесообразности и выгодности своего проекта, как Христофору Колумбу. Васко да Гама просто «назначили открывателем морского пути в Индию». Руководство Португалии в лице короля Мануэла I создало для да Гамы такие условия, что ему было просто грех не открыть дорогу в Индию.

Васко да Гама / краткая биографическая справка/

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> Родился

1460 (69) в городе Синиш, Португалия

Крестился

Монумент Васко да Гама возле церкви, в которой его крестили

Родители

Отец: португальский рыцарь Эштева да Гама. Мать: Изабель Содре. Помимо Васко в семье было 5 братьев и одна сестра.

Происхождение

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> Род Гама, судя по приставке «да» был дворянским. Как утверждают историки, может и не самым знатным в Португалии, но все же довольно древним и имевшим заслуги перед отечеством. Алвару Анниш да Гама служил еще при короле Афонсу III , отличился в сражениях против мавром, за что был возведен в рыцари.

Образование

Точных данных нет, но по косвенным свидетельствам он получил образование по математике, навигации и астрономии в Эворе. Видимо, по португальским понятиям образованным считался человек, владеющий именно этими науками, а не тот, который «по-французски и на фортепьянах».

Род занятий

Происхождение не давало особого выбора португальским дворянам. Раз дворянин и рыцарь – должен быть военным. А в Португалии рыцарство имело свой оттенок – все рыцари были морские офицеры.

Чем прославился Васко да Гама до своего путешествия в Индию

В 1492 году французские корсары () захватили каравеллу с золотом, шедшую из Гвинеи в Португалию. Португальский король поручил Васко да Гама пройти вдоль французского побережья и захватить все суда на рейдах французских портов. Молодой рыцарь выполнил поручение быстро и эффективно, после чего французскому королю Карлу VIII ничего не оставалось, как вернуть захваченное судно законным владельцам. Благодаря этому рейду по французским тылам Васко да Гама стал «фигурой, приближенной к императору». Р ешительно сть и организаторские способности открывали перед ним хорошие перспективы .

Пришедший на смену Жуану II в 1495 Мануэл I продолжил дело заморской экспансии Португалии и стал готовить большую и серьезную экспедицию для открытия морской дороги в Индию. По всем заслугам возглавлять такую экспедицию должен был бы, конечно, . Но в новой экспедиции нужен был не столько мореход, сколько организатор и военный. Выбор короля пал на Васко да Гаму.

Сухопутный путь в Индию

Параллельно с поисками морского пути в Индию еще Жуан II пытался найти туда сухопутную дорогу. ", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> Север Африки был в руках неприятеля – мавров. Южнее была пустыня Сахара. А вот южнее пустыни можно было попытаться проникнуть на Восток и добраться до Индии. В 1487 году была организована экспедиция под руководством Перу да Ковильяна и Афонсу ди Пайву. Ковильяну удалось достичь Индии и, как пишут историки, передать на родину отчет о том, что Индию возможно достичь морским путем вкруг Африки. Это подтверждали мавританские купцы, которые вели торговлю в районах северо-восточной Африки, Мадагаскара, Аравийского полуострова, Цейлона и Индии.

В 1488 году Бартоломео Диаш обошел южную оконечность Африки.

С такими козырями дорога в Индию была уже почти в руках короля Жуана II.

Но судьба распорядилась по-своему. Король из-за гибели наследника почти потерял интерес к политике проиндийской экспансии. Подготовка экспедиции застопорилась, но корабли были уже спроектированы и заложены. Строились они под руководством и с учетом мнения Бартоломео Диаша.

Жуан II скончался в 1495. Н аследовавший ему Мануэл I не сразу сконцентрировал свое внимание на броске в Индию. Но жизнь, как говорится, заставила и подготовка к экспедиции продолжилась.

Подготовка первой экспедиции Васко да Гамы

Корабли

Специально для этой экспедиции в Индию были построены четыре корабля. «Сан-Габриэл» (флагманский корабль), «Сан-Рафаэл» под командованием брата Васко да Гамы, Паулу, представлявшие собой так называемые «нао» - крупные трёхмачтовые корабли водоизмещением 120-150 тонн с прямоугольными парусами; «Берриу» лёгкая и маневренная каравелла с косыми парусами и с капитаном Николау Коэльо. И транспорт «Безымянный» - судно (название которого история не сохранила), которое служило для перевозки припасов, запчастей и товаров для обменной торговли.

Навигация

В распоряжении экспедиции были лучшие по тем временам карты и навигационные приборы. Обер-штурманом был назначен Перу Аленкер - выдающийся моряк, ранее плававший к мысу Доброй Надежды с Диашем. Кроме основного плавсостава на борту были священник, писарь, астроном, а также несколько переводчиков, знающих арабский и туземные языки экваториальной Африки. Общая численность экипажа, по разным оценкам, составляла от 100 до 170 человек.

Такая вот традиция

Забавно, что во все экспедиции организаторы брали на борт осужденных преступников. Для выполнения особо опасных поручений. Этакий корабельный штраф-бат. Если бог даст, и вернешься живым из плавания - отпустят на свободу.

Питание и жалование

Еще со времени экспедиции Диаша наличие складского судна в экспедиции показало свою эффективность. На «складе» хранились не только запчасти, дрова и такелаж, товары для коммерческого обмена, но и провизия. Кормили команду обычно сухарями, кашей, солониной, и выдавали немного вина. Рыба, зелень, пресная вода, свежее мясо добывались по пути на стоянках.

Матросы и офицеры в экспедиции получали денежное жалование. Никто не плавал «за туманом» или из любви к приключениям.

Вооружение

К концу 15 столетия корабельная артиллерия была уже достаточно совершенна и суда строили с учетом размещения орудий. Два «нао» имели на борту по 20 орудий, на каравелле было 12 пушек. Моряки были вооружены разнообразным холодным оружием, алебардами и арбалетами, имели защитные кожаные панцири и металлические кирасы. Эффективного и удобного личного огнестрельного оружия на то время еще не существовало, поэтому о нем ничего не упоминают историки.

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)">
Шли обычным путем на юг вдоль Африки, только у берегов Съерра-Леоне, по совету Бартоломео Диаша, повернули на юго-запад, чтобы избежать встречных ветров. (Сам Диаш, на отдельном корабле отделился от экспедиции и направился к крепости Сан-Жоржи-да-Мина, комендантом которой его назначил Мануэл I .) Сделав огромный крюк в Атланике, португальцы вскоре снова увидели африканскую землю.

4 ноября 1497 корабли бросили якорь в бухте, которой дали имя Святой Елены. Здесь Васко да Гама приказал остановиться для ремонта. Однако команда вскоре вступила в конфликт с местными жителями и произошло вооружённое столкновение. Серьёзных потерь хорошо вооружённые моряки не понесли, однако стрелой в ногу был ранен сам Васко да Гама.

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)">
В конце ноября 1497 флотилия, после многодневного шторма, с большим трудом обогнула мыс Бурь (он же ), после чего пришлось остановиться для ремонта в бухте Моссел Бей . Грузовое судно было повреждено так сильно, что было решено его сжечь. Члены экипажа судна перегрузили припасы и сами перешли на другие суда. Здесь же, встретив туземцев, португальцы смогли приобрести у них провиант и украшения из слоновой кости в обмен на взятые с собой товары. Затем флотилия двинулась дальше на северо-восток вдоль африканского побережья.

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> 16 декабря 1497 экспедиция миновала последний падран , поставленный Диашем в 1488. Дальше в течение почти месяца плавание продолжалось без происшествий. Теперь корабли шли вдоль восточного берега Африки на северо-северо-восток. Скажем сразу, что это были вовсе не дикие или необитаемые края. Восточный берег Африки с древних времен был сферой влияния и торговли арабских купцов, так, что о существовании европейцев местные султаны и паши знали (в отличие от аборигенов Центральной Америки, встретивших Колумба и товарищей как посланцев с неба).

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)">
Экспедиция тормознула сделала остановку в Мозамбике, но не нашла общего языка с местной администрацией. Арабы сразу почуяли в португальцах конкурентов и стали ставить палки в колеса. Васко обстрелял негостеприимный берег из бомбард и отправился дальше. К концу февраля экспедиция подошла к торговому порту Момбаса , затем к Малинди . Местный шейх, воевавший с Момбасой, встретил португальцев как союзников хлебом и солью. Он заключил с португальцами союз против общего врага. В Малинди португальцы впервые встретили индийских купцов. С большим трудом за хорошие бабки нашли лоцмана. Он то и довел корабли да Гамы до индийских берегов.

Первым индийским городом, в который ступила нога португальцев, оказался Каликут (нынешний Кожикоде). ", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> Заморин (видимо - градоначальник? ) Каликута встретил португальцев весьма торжественно. Но мусульманские торговцы, почуяв неладное для своего бизнеса, стали плести козни против португальцев. Дела у португальцев шли поэтому плохо, товарообмен был неважный, заморин повел себя крайне негостеприимно. С ним у Васко Да Гамы вышел серьезный конфликт. Но как бы там ни было, португальцы таки наторговали в свою пользу массу пряностей и сколько-то драгоценностей. Несколько обескураженный таким приемом и скудным коммерческим профитом, Васко да Гама обстрелял город из пушек, захватил заложников и отплыл из Каликута. Пройдя немного на север, он попытался основать в Гоа торговую факторию, но и это ему не удалось.

Не солоно хлебавши, Васко да Гама повернул свою флотилию по направлению к дому. Его миссия, в принципе, была выполнена – морской путь в Индию открыт. Впереди была большая работа по закреплению португальского влияния на новых территориях, чем впоследствии и занялись его последователи и сам Васко да Гама в том числе.

Обратное плавание проходило с не меньшими приключениями. Экспедиции пришлось отбиваться от сомалийских пиратов () . Стояла невыносимая жара. Люди слабли и гибли от эпидемий. 2 января 1499 года корабли да Гамы подошли к городу Могадишо, который для отстрастки обстреляли из бомбард.

7 января 1499 они снова зашли вставший почти родным Малинди, где немного отдохнули и пришли в себя. За пять дней, благодаря хорошей пище и фруктам, предоставленным шейхом, моряки пришли в себя и корабли пошли дальше. 13 января на стоянке южнее Момбасы пришлось сжечь одно из судов. 28 января миновали остров Занзибар. 1 февраля сделали остановку у острова Сан-Жоржи возле Мозамбика. 20 марта обогнули мыс Доброй Надежды. 16 апреля попутный ветер донес суда до островов Зелёного мыса. Здесь португальцы были, считай дома.

С островов Зеленого Мыса Васко да Гама послал вперёд один корабль, который 10 июля доставил в Португалию весть об успехе экспедиции. Сам капитан-командир задержался из-за болезни своего брата Паулу. И только в августе (или в сентябре) 1499 года Васко да Гама торжественно прибыл в Лиссабон.

Домой вернулись лишь два судна и 55 человек экипажа. Тем не менее, с финансовой точки зрения, экспедиция Васко да Гама была необычайно успешной - выручка от продажи привезённых из Индии товаров в 60 раз превысила затраты на саму экспедицию.

Заслуги Васко да Гама Мануэл I отметил по-королевски. Первооткрыватель дороги в Индию получил титул дон, земельные наделы и существенную пенсию.

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)">

Так закончилось еще одно великое плавание эпохи Великих Географических Открытий. Наш герой получил славу и материальные блага. Стал советником короля. Еще не раз плавал в Индию, где занимал важные посты и продвигал португальские интересы. Скончался Васко да Гама там же, на благословенной земле Индии в конце 1524 года. Кстати, основанная им португальская колония в Гоа, на западном берегу Индии, оставалась португальской территорией до второй половины двадцатого века.

Португальцы чтут память своего легендарного соотечественника, и в его честь назвали самый длинный в Европе мост через устье реки Тежу в Лиссабоне.

Падран

Так португальцы называли столбы, которые они устанавливали на вновь открытых землях, чтобы "застолбить" территорию за собой. На падранах писали. кто и когда открыл это место. Падраны чаще всего делали из камней, чтобы показать. что Португалия пришла в это место всерьёз и надолго

Очень обяжете , п оделившись этим материалом в социальных сетях

Путешественники эпохи Великих Географических Открытий

Русские путешественники и первопроходцы

Путешествие Васко да Гама

Васко да Гама (рожд. 3 сентября 1469 г. – смерть 23 декабря 1524 г.), португальский мореплаватель, первый проложил маршрут из Лиссабона в Индию и обратно. Как и большинство его коллег, занимался пиратским промыслом. Граф Видигейра (с 1519 г.), губернатор Португальской Индии, вице-король Индии (с 1524 г).

Происхождение

Знаменитый Васко да Гама, своими морскими путешествиями изменивший коренным образом политическую и экономическую ситуацию в Европе и Азии, родился в 1469 году в маленьком приморском городке Синише в самой южной португальской провинции Алемтежу. Род Гама не мог похвастаться ни богатством, ни знатностью, однако был достаточно древним, чтобы от поколения к поколению служить королям Португалии. Среди предков Васко были доблестные воины и даже королевский знаменосец. Его отец, Иштеван да Гама, был алькайди (градоначальник) Синиша. А у матери, Изабеллы Судре, среди предков были английские графы. Васко был их третий сын, у него было двое старших братьев и сестра.

Детство и юность

Несмотря на дворянское происхождение, дети Гама тесно общались с простонародьем. Товарищами их игр были сыновья рыбаков и матросов. Васко со своими братьями рано научились плавать, грести, умели управляться с рыбачьими сетями и парусом. Но в Синише невозможно было получить хорошего образования, потому на учебу Васко отправили в Эвор, любимую резиденцию короля. Здесь он обучался математике и тонкостям навигации.

Мы знаем, что в юности будущий открыватель морского пути в Индию принимал участие в осаде марокканского города Танжера. Есть предположение, что он совершил несколько морских экспедиций вдоль африканских берегов. Возможно, именно это заставило королевский двор обратить на него внимание. Может быть, были другие причины. Как бы то ни было, Васко оказался на службе у Жуана II и смог быстро выдвинуться.

Согласно хронике, еще в молодости юноша отличался твердым, решительным характером, изрядной долей вспыльчивости и властными повадками.

До путешествия в Индию

Португальцы и испанцы – народы, родственные по языку и культуре. Португалия постоянно соперничала с Испанией во всем, что касалось открытий и освоений новых земель и морских путей. Когда в свое время король Жуан II отказал , который предлагал организовать экспедицию для поиска западного пути в Азию, он, как видно, не мог предположить, что этот настойчивый генуэзец сможет добиться своей цели под флагом испанских королей. Но вот «Западная Индия» открыта, к ее берегам проложены маршруты, и между Европой и новыми землями систематически курсируют испанские каравеллы. Наследники Жуана II поняли, что следует торопиться с закреплением своих прав на Индию Восточную. И уже в 1497 г. снарядили экспедицию для разведки морского пути из Португалии в Индию – вокруг Африки.

Первое путешествие в Индию (1497-1499 гг.)

Начальником экспедиции по выбору короля Мануэла I назначили Васко да Гама (португальцы произносят «Вашку») – молодой придворный знатного происхождения, который пока не зарекомендовал себя ничем, кроме лихого захвата каравана французских торговых судов. И хотя королю предлагали кандидатуру такого известного мореплавателя, как Бартоломеу Диаш, который в 1488 г. первым обогнул Африку с юга, миновав открытый им мыс Доброй Надежды, предпочтение он отдал молодому аристократу с пиратскими наклонностями. На предложение Мануэла I возглавить экспедицию Васко да Гама отвечал: «Я, государь, слуга ваш и исполню любое поручение, хотя бы оно стоило мне жизни». Такого рода заверения в то время давались отнюдь не для «красного словца»…

Отплытие Васко да Гамы в Индию

Флотилия Васко да Гамы состояла из четырех кораблей. Это были два 150-ти тонных корабля – флагманский «Сан-Габриэл» (капитан Гонсалу Алеариш, опытный моряк) и «Сан-Рафаэл» (капитан Паулу да Гама, брат адмирала), а также легкая 70-ти тонная каравелла «Берриу» (капитан Николау Куэлью) и транспортное судно с припасами. Всего под командованием адмирала да Гамы было 168 человек, в том числе дюжина уголовников, специально освобожденных из тюрем – они могли понадобиться для выполнения наиболее опасных поручений. Главным штурманом назначили бывалого моряка Педру Аленкера, десятью годами раньше плававшего с Бартоломеу Диашем.

1497 год, 8 июля — флотилия вышла из гавани Лиссабона. Пройдя без приключений до Сьерра-Леоне, адмирал да Гама, обоснованно избегая противных ветров и течений у берегов Экваториальной и Южной Африки, направился на юго-запад, а за экватором повернул на юго-восток. На эти маневры ушло около 4-х месяцев, и только 1 ноября португальцы увидали на востоке землю, а спустя 3 дня вошли в широкую бухту, которую назвали Святая Елена.

Высадившись на берег, португальские моряки впервые увидали бушменов. Это – группа народов, представляющая из себя древнейшее население Южной и Восточной Африки. Бушмены в значительной степени отличаются от большинства негритянских племен Африканского континента – они низкорослые, цвет их кожи скорей смуглый, чем черный, а в лицах есть некоторое сходство с монголоидами. Эти жители кустарниковых зарослей бушей (отсюда и европейское название «бушмены» – «люди кустарника») имеют удивительные способности. Они могут в течении длительного времени находиться в пустыне без запасов воды, так как добывают ее способами, неизвестными другим народам.

Путешественники попытались наладить с бушменами «культурный обмен», предлагали им бусы, бубенцы и прочие безделушки, однако бушмены оказались «неплатежеспособными» – у них не было даже самой примитивной одежды, а их первобытные луки и стрелы не были нужны португальцам, которые были вооружены арбалетами и огнестрельными бомбардами. Кроме этого, из-за оскорбления, нанесенного бушмену каким-то хамоватым моряком, возникла конфликтная ситуация, в результате чего несколько моряков были ранены камнями и стрелами. Сколько «кустарниковых людей» европейцы поразили из арбалетов, осталось неизвестным. А потому как никаких признаков золота и жемчуга у бушменов не заметили, флотилия подняла якоря и отправилась дальше на юг.

Обогнув южную оконечность Африки, португальские корабли, двигаясь на северо-восток, в конце декабря 1497 г. подошли к высокому берегу, которому да Гама дал название Натал («Рождество»). 1498 год, 11 января — моряки высадились на берег, где увидали множество людей, резко отличавшихся от известных им африканских дикарей. Среди моряков нашелся переводчик с языка банту, и контакт двух разных цивилизаций установился. Негры встретили португальских моряков очень дружелюбно. Землю, которую Васко да Гама назвал «страной добрых людей», населяли крестьяне и ремесленники. Люди здесь обрабатывали землю и добывали руду, из которой выплавляли железо и цветные металлы, делали железные ножи и кинжалы, наконечники для стрел и копий, медные браслеты, ожерелья и другие украшения.

Двигаясь дальше на север, 25 января корабли вошли в широкий залив, куда впадало несколько рек. Общаясь с местными жителями, которые хорошо приняли португальцев, и заметив присутствие предметов явно индийского происхождения, адмирал сделал вывод, что флотилия подходит к Индии. Там довелось задержаться – суда нуждались в ремонте, а люди, многие из которых болели цингой, в лечении и отдыхе. Португальцы в течении целого месяца стояли в устье реки Кваквы, которая оказалась северным рукавом дельты Замбези.

Мозамбик и Момбаса

Васко да Гама в Индии

В конце концов флотилия, полностью готовая к плаванию, направилась на северо-восток и 2 марта достигла острова Мозамбик. Здесь заканчивались земли «диких» племен и начинался богатый мир, который контролировали арабо-мусульмане. До прибытия португальцев в их руках сосредотачивалась вся торговля в Индийском океане. Для общения с арабами необходимы были недюжинные дипломатические способности, которыми Гама, увы, не обладал. Именно с этого момента стали проявляться его горячность, недостаток такта и рассудительности, бессмысленная жестокость.

Поначалу шейх и жители Мозамбика отнеслись к португальским морякам терпимо. Они приняли их за мусульман, но были недовольны подарками, которые прибывшему на корабль шейху пытался вручить Васко. Это был никому не нужный хлам, а восточные правители привыкли к иному отношению. В скором времени стало известно, что люди с непривычных взорам арабов кораблей являются христианами. Напряжение возрастало, и 11 марта на португальцев напали. Атаку удалось отбить, но для решительного сражения у команды, значительно сократившейся после эпидемии цинги, не было сил. Пришлось спешно покидать негостеприимный берег.

7 апреля португальцы прибыли в Момбасу, но вскорости, не заходя в гавань, вынуждены были покинуть и ее, узнав о намерении момбасского короля захватить корабли и взять команду в плен (сведения были получены от заложников, которых пытали кипящим маслом). В восьми милях от гавани взбешенные португальцы захватили барку, груженную золотом, серебром и съестными припасами.

Малинди

14 апреля флот подошел к Малинде, богатому мусульманскому городу. Местный шейх враждовал с правителем Мозамбика и был рад заключить союз с Гамой. В ответ на знаки внимания со стороны правителя португалец отослал ему воистину «царский дар»: монашескую рясу, две нитки кораллов, три шляпы, тазики для омовения рук, бубенчики и два куска дешевой полосатой материи. В другой ситуации шейх, может быть, не стерпел бы такого неуважения, но сейчас он боялся непрошеных гостей и согласился дать искусного лоцмана, который был нужен для дальнейшего плавания. Им стал Ахмед ибн Маджида, носивший арабско-санскритское прозвище Малемо Кана – «ведущий по звездам». С его помощью в середине мая 1498 года экспедиция добралась до Малабарского берега. Суда бросили якоря близ крупнейшего индийского города Каликут (Кожикоде). Долгожданный морской путь в Индию был разведан.

Каликут (Индия)

Местный правитель, саморин, который был заинтересован в развитии торговли с любыми странами, в том числе и христианскими, принял посланца Гамы радушно. Но дальнейшее поведение Гамы накалило ситуацию.

28 мая командир португальцев в сопровождении 30-ти человек отправился на свидание с саморином. Португальцев поразила роскошная обстановка дворца, дорогие одежды царя и придворных. Тем не менее Васко, не ощущая разницы между племенными вождями Африки и саморином, собрался преподнести ему жалкие подарки: 12 кусков все той же полосатой грубой материи, несколько шапок и шляп, 4 нити из кораллов, тазики для мытья рук, ящик сахара, по два бочонка масла и меда.

Увидав это, один из царских сановников презрительно рассмеялся и заявил, что даже бедные купцы преподносят саморину более дорогие подарки. Царя надо одарить золотом, а такого рода предметов он попросту не примет. Случившийся казус быстро стал известен и во дворце, и в городе. Этим сразу же воспользовались мусульманские купцы, которые видели в португальцах опасных конкурентов. Они настроили против гостей и так уже оскорбленного саморина, убедив его в том, что в Каликут прибыли жестокие, кровавые пираты, благо, до них уже дошли слухи о событиях в Мозамбике и захвате арабского корабля.

На другой день правитель несколько часов продержал делегацию в приемной, а при свидании вел себя холодно. В результате Гаме не удалось получить разрешение на основание здесь португальской фактории. С трудом португальцы смогли обменять товары на пряности. А 5 октября мореплаватели, захватив шесть заложников, чтобы показать их своему королю, покинули индийские воды.

Возвращение домой

Открытие морского пути в Индию

Уже знакомым путем к сентябрю 1499 года они смогли добраться до родного порта, потеряв два корабля и 105 из 160 человек команды. Среди умерших был и единственный горячо любимый Васко человек, его брат Паулу. Он умер от чахотки. Герой индийского плавания чрезвычайно тяжело переживал эту потерю. Некоторые из историков сообщают, что он на протяжении 9-ти дней в полном одиночестве предавался скорби и не желал никого видеть.

К сожалению, многие из документов, освещающие события после приезда Гамы в Португалию, погибли при страшном лиссабонском землетрясении 1755 года. Однако можно не сомневаться, что и король, и сограждане встречали путешественников с великим почетом и ликованием. В честь эпохального события отчеканили золотую монету, получившую название «португеш», стоимостью в 10 крузаду.

Васко да Гама в одночасье стал национальным героем, причем вполне заслуженно. Именно благодаря его воле, энергии и напористости экспедиция смогла выполнить все возложенные на нее задачи и вернуться обратно. Команда любила, но и панически боялась неистового и жестокого предводителя. Его нахмуренные брови ввергали в панику матросов, чьими действиями он был недоволен. А ведь это были отчаянные люди, всю жизнь проведшие в морских походах. Король осыпал героя индийского похода наградами. Во владение ему был передан г.Синиш, предоставлены льготы на торговлю с Индией. Ему и его потомкам был дарован титул дона и назначена пенсия. Он стал официально зваться «адмиралом Индийского океана». Однако сам путешественник, будучи алчным и жадным, остался недовольным.

О периоде жизни Гамы между первым и вторым путешествиями известны только отдельные факты. К примеру то, что в это время он женился на донне Катарине ди Атайди. От этого брака у него было шесть сыновей – Франсишку, Иштеван, Педру, Паулу, Криштован, Алвароу, – а также дочь Изабелла.

Второе путешествие в Индию (1502-1503 гг.)

На следующий год по этому же пути направилась экспедиция Педру Алвариша Кабрала. Прошло несколько лет, и король Мануэль, не удовлетворившись индийскими экспедициями Кабрала и Жуана да Нова, решил отправить в Индию большой флот. Командовать им поручили Васко да Гаме.

Флот состоял из 10-ти кораблей. Еще 10-ю, входящими в 2 вспомогательных флота, командовали близкие родственники адмирала. На этот раз экспедиция носила абсолютно иной характер. Вероятно, пиратский опыт близ Момбасы не прошел даром. По приказу короля надлежало силой брать товары, если их невозможно было получить мирным путем. Пряности необходимо было оплачивать золотом и серебром, которых Португалия, как и любая другая из европейских стран, в те времена не имела в достаточном для этого количестве. Это было началом португальской колониальной экспансии.

Во время пиратского рейда флотилия принудила правителей Мозамбика и Килвы уплатить дань, сожгла и разграбила купеческие корабли, уничтожила арабский флот и г.Каликут, заставила города западного индийского побережья признать верховную власть португальцев и выплачивать дань.

Среди в особенности кровавых злодеяний Гамы – захват каликутского судна, на котором было 380 пассажиров. Гама отдал приказ всех их запереть в трюме и сжег корабль вместе с пленниками. Когда судно загорелось, несчастные смогли вырваться на палубу. Мужчины топорами сбили пламя, а женщины с детьми на руках знаками умоляли пощадить малышей и предлагали свои золотые украшения. Адмирал был непоколебим. Он велел взять корабль на абордаж и вновь поджечь его. Потом флагманский корабль, как коршун, следовал за погибающим судном, не давая никому спастись, а Гама с каменным лицом наблюдал за душераздирающими сценами, происходящими на борту корабля-жертвы.

Не менее ужасающими были события, которые развернулись, когда флот подошел к Каликуту. Здесь множество рыбачьих лодок подплыло к кораблям. Адмирал велел схватить около 30-ти рыбаков. Их тут же повесили на реях. Ночью тела сняли. У трупов отрезали руки, ноги и головы, бросили их в лодку, а туловища выбросили за борт. В скором времени их прибило к берегу. Страшное содержимое лодки вывалили на берегу, а к куче прикрепили записку на арабском языке. В ней было написано, что еще более ужасная судьба постигнет весь город, если тот окажет сопротивление. Такого рода действия адмирал совершал не в порыве гнева, а с обдуманной и холодной жестокостью.

Экспедиция принесла колоссальную прибыль. Васко да Гама получил титул графа Видигейры, а в 1524 году был назначен вице-королем Индии.

Третья экспедиция в Индию и смерть (1524 год)

Новый наместник направился в Индию во главе крупной эскадры из 16-ти судов. В полностью завоеванном Кочине Васко да Гама основал административный центр. Но он не успел проявить свои административные способности, так как в том же году 24 декабря скончался в Кочине. Его тело было доставлено в Португалию и с честью похоронено в Видигейре.

Португалия высоко оценила деяния Васко да Гамы. Спустя 50 лет после его смерти поэт Луиш ди Камоэнс воспел их в эпической поэме «Луизиады». В литературе XVI века он представлен как смелый руководитель и бесстрашный администратор. На взгляд же современного человека, как пишет историк Дж. Бейкер, «он был жесток и упрям. Он не останавливался перед тем, чтобы обливать допрашиваемых заложников кипящим маслом; не стеснялся бросить в открытое море на произвол стихий триста мертвых и умирающих людей с их женами и детьми; по его приказанию непослушных португальских женщин гнали розгами по улицам одного из индийских городов.

В то же время он братски делил все трудности и лишения с экипажем и однажды во время землетрясения мужественным обращением к своим людям предотвратил панику. Если как вице-король он и проявил себя жестоким, то поразил как индийцев, так и португальцев тем, что наотрез отказался принимать какие-то подарки и ревниво следил за тем, чтобы его уважали».

Результаты же главного открытия Васко да Гамы были огромны – как с научной, так и с политической и экономической точек зрения. Благодаря ему стали окончательно известны очертания Африки. Индийский океан, до того считавшийся внутренним морем, был переведен в разряд океанов.
Пряности теперь начали попадать в Европу без посредников. Кончилось продолжавшееся веками господство арабов в торговле на Ближнем Востоке. Пришли в упадок процветавшие до того времени Венеция и Генуя. Началось превращение Португалии в одну из главных колониальных держав XVI века.