Дворянское гнездо герои. «Дворянское гнездо. Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Первое упоминание о романе «Дворянское гнездо» встречается в письме И. С. Тургенева к издателю И. И. Панаеву в октябре 1856 года. Иван Сергеевич планировал окончить произведение к концу года, но свой замысел не осуществил. Всю зиму писатель тяжело болел, а затем уничтожил первые наброски и стал придумывать новый сюжет. Возможно, итоговый текст романа существенно отличается от первоначального. В декабре 1858 года автор внес в рукопись последние правки. «Дворянское гнездо» впервые было напечатано в январском номере журнала «Современник» в 1859 году.

Роман произвел огромное впечатление на русское общество. Он сразу стал таким популярным, что не читать «Дворянское гнездо» считалось чуть ли не дурным тоном. Даже Тургенев признавался, что произведение имело очень большой успех.

В основу романа положены размышления писателя о судьбах лучших представителей русского дворянства. Автор сам принадлежал к этому сословию и прекрасно понимал, что «дворянские гнезда» с их атмосферой возвышенных переживаний постепенно вырождаются. Не случайно Тургенев приводит в романе родословные главных героев. На их примере писатель показывает, что в различные исторические периоды происходили существенные изменения дворянской психологии: от «дикого барства» до преклонения перед всем чужеродным. Прадед Федора Ивановича Лаврецкого – жестокий самодур, дед – безалаберный и хлебосольный ненавистник Вольтера , отец – англоман.

Гнездо, как символ родины , покинуто его обитателями. Современники писателя предпочитают проводить время за границей, разговаривают по-французски, бездумно перенимают чужие традиции. Трагично и карикатурно выглядит престарелая тетушка Лаврецкого, помешанная на стиле Людовика XV. Несчастно складывается судьба самого Федора, чье детство было искалечено иностранной «системой воспитания» . Общепринятая практика поручать детей нянькам, гувернанткам, а то и вовсе отдавать в чужую семью разрывает связь поколений, лишает корней. Те же, кому удается осесть в старом родовом «гнезде» , чаще всего ведут сонное существование, заполненное сплетнями, музицированием и картами.

Столь разное отношение матерей Лизы и Лаврецкого к детям не случайно. Марья Дмитриевна равнодушна к воспитанию дочерей. Лизе ближе нянька Агафья и учитель музыки. Именно эти люди оказывают влияние на формирование личности девушки. А вот крестьянка Малаша (мать Федора) «тихо угасает» после того, как ее лишают возможности воспитывать сына.

Композиционно роман «Дворянское гнездо» построен прямолинейно. Его основа – история несчастной любви Федора и Лизы. Крушение их надежд, невозможность личного счастья перекликаются с социальным крахом дворянства в целом.

Главный герой романа Федор Иванович Лаврецкий имеет много сходных черт с самим Тургеневым. Он честен, искренне любит родину, ищет рациональное применение своим способностям. Воспитанный властолюбивой и жестокой теткой, а затем по своеобразной «спартанской системе» отца, он приобрел богатырское здоровье и суровый вид, но добрый и застенчивый характер. Лаврецкому сложно общаться. Пробелы в своем воспитании и образовании он чувствует и сам, поэтому стремится их исправить.

Расчетливая Варвара видит в Лаврецком лишь глупого увальня, богатством которого легко завладеть. Искренность и чистота первого настоящего чувства героя разбиваются о предательство жены. В результате Федор перестает доверять людям, презирает женщин, считает себя недостойным настоящей любви. Встретив Лизу Калитину, он не сразу решается поверить в чистоту и благородство девушки. Но, узнав ее душу, поверил и полюбил на всю жизнь.

Характер Лизы формировался под влиянием няни из староверов. Девушка с детских лет трепетно относилась к религии, «образ вездесущего, всезнающего Бога с какой-то сладкой силой втеснялся в ее душу» . Однако Лиза ведет себя слишком независимо и открыто для своего времени. В девятнадцатом веке девицы, стремившиеся удачно выйти замуж, были гораздо покладистее тургеневской героини.

До встречи с Лаврецким Лиза не часто задумывалась о своей судьбе. Официальный жених Паншин не вызывал особого неприятия у девушки. Ведь главное, по ее мнению, честно выполнять свой долг перед семьей и обществом. В этом и состоит счастье каждого человека.

Кульминацией романа является спор Лаврецкого с Паншиным о народе и последующая сцена объяснения Лизы с Федором. В мужском конфликте Паншин высказывает мнение чиновника с прозападными взглядами, а Лаврецкий выступает с позиций, близких к славянофильству. Именно во время этого спора Лиза понимает, насколько созвучны ее мысли и суждения взглядам Лаврецкого, осознает свою любовь к нему.

В ряду «тургеневских девушек» образ Лизы Калитиной – один из самых ярких и поэтичных. Ее решение уйти в монахини основывается не только на религиозности. Лиза не может жить вразрез со своими нравственными принципами. В сложившейся ситуации для женщины ее круга и духовного развития просто не существовало другого выхода. Лиза жертвует личным счастьем и счастьем любимого человека, поскольку не может поступать «неправильно» .

Кроме главных героев, Тургенев создал в романе галерею ярких образов, которые отражают дворянскую среду во всем ее разнообразии. Здесь есть любитель казенных денег отставной генерал Коробьин, старый сплетник Гедеоновский, ловкий щеголь Паншин и многие другие герои провинциального общества.

Есть в романе и представители народа. В отличие от господ, крепостные и бедные люди изображены Тургеневым с сочувствием и симпатией. Загубленные судьбы Малаши и Агафьи, так и не раскрывшийся из-за бедности талант Лемма, множество других жертв барского произвола доказывают, что история «дворянских гнезд» далеко не идеальна. И главной причиной происходящего социального распада писатель считает крепостное право, которое развращает одних и низводит до уровня бессловесной твари других, но калечит всех.

Состояние героев очень тонко передано через картины природы, речевые интонации, взгляды, паузы в разговорах. Этими средствами Тургенев достигает удивительного изящества в описании душевных переживаний, мягкого и волнующего лиризма. «Я был потрясен... светлой поэзией, разлитой в каждом звуке этого романа», – отзывался о «Дворянском гнезде» Салтыков-Щедрин .

Художественное мастерство и философская глубина обеспечили первому крупному произведению Тургенева выдающийся успех на все времена.

«Дворянское гнездо» - «повесть» И.С. Тургенева. Это произведение имело, по словам автора, «самый большой успех, который когда-либо выпадал на его долю».

История создания

Замысел «Дворянского гнезда» возник в начале 1856 г., но реальная работа над произведением началась в середине июня 1858 г. в Спасском, родовом имении писателя, и продолжалась до конца октября того же года. В середине декабря Тургенев сделал последние поправки в тексте «повести» перед ее публикацией. Впервые «Дворянское гнездо» напечатано в журнале «Современник» за 1859 г. (№1). Последнее прижизненное (авторизованное) издание, рассматриваемое в качестве канонического текста, осуществлено в 1880 г. в Петербурге наследниками братьев Салаевых.

Созданию «Дворянского гнезда» предшествовал тяжелый этап в личной жизни Тургенева, а в общественной — период подготовки глубоких социальных перемен в России. В августе 1856 г. писатель покинул родину и почти два года прожил за границей. Тогда произошел фактический разрыв его многолетних отношений с Полиной Виардо. Писатель трагически переживал одиночество и неприкаянность; остро ощущал свою неспособность создать семью и прочно укрепиться в жизни. К этому мучительному состоянию прибавились физические недуги, а затем чувство творческого бессилия, изнуряющей духовной пустоты. В жизни Тургенева совершался крутой возрастной перелом, переживаемый им как наступление старости; рушилось столь дорогое прошлое, а впереди, казалось, не было никаких надежд.

В кризисной стадии находилась и русская общественная жизнь. Смерть Николая I, поражение в Крымской войне потрясли Россию. Стало ясно, что жить по-старому больше нельзя. Правительство Александра II стояло перед необходимостью реформирования многих сторон жизни и в первую очередь — перед необходимостью отмены крепостного права. Неизбежно выдвинулся со всей остротой вопрос о роли в жизни страны дворянской интеллигенции. Эта и другие актуальные проблемы обсуждались Тургеневым в его заграничном пребывании в беседах с В. Боткиным, П. Анненковым, А.И. Герценом — современниками, олицетворявшими мысль и дух века. Двойной кризис: личный и общественный — выразился в проблематике и коллизиях «Дворянского гнезда», хотя формально действие произведения отнесено к другой эпохе — весне и лету 1842 г., а предыстория главного героя Федора Лаврецкого — и вовсе к 1830-м годам. Работа над произведением явилась для Тургенева процессом изживания личной драмы, прощанием с прошлым и обретением новых ценностей.

Жанр «Дворянского гнезда»

На титульном листе автографа произведения Тургенев обозначил жанр произведения: повесть. На деле «Дворянское гнездо» относится к числу первых в творчестве писателя социально-философских романов, в которых судьба отдельной личности тесно переплетается с общенациональной и социальной жизнью. Однако становление большой эпической формы происходило в художественной системе Тургенева именно через повесть. «Дворянское гнездо» является в окружении таких повестей, как «Переписка» (1854 г.), «Фауст» (1856 г.), «Поезда в Полесье» (1857 г.), «Ася» (1858 г.), в которых определился характерный для писателя тип героя: дворянина-интеллигента, дорожащего правами своей личности и не чуждого вместе с тем сознанию долга перед обществом. Такого рода герои, — пишет В.А. Недзвецкий, — одержимы тоской по абсолютным ценностям, жаждой жизни в единстве со всеобщим и универсальным. Они не столько пребывают в отношениях с реальными современниками, сколько лицом к лицу встают к таким вечным и бесконечным стихиям бытия, каковы природа, красота, искусство, молодость, смерть и всего более — любовь. Они стремятся обрести в своей конкретной жизни полноту бесконечной любви, что предопределяет их трагическую участь. Проходя через испытание жизнью и любовью, герой повестей постигает закон трагических последствий высоких человеческих стремлений и убеждается, что для человека существует только один выход — жертвенное отречение от своих лучших надежд.

Этот философско-психологический уровень конфликта, разработанный в жанре повести, входит важнейшим компонентом в структуру романа Тургенева, дополняясь конфликтом социально-исторического характера. В жанре романа писатель устраняет прямой лирический способ повествования (большинство его повестей написаны от первого лица), ставит задачу создания обобщенной картины объективного бытия во множестве ее составных и помещает героя с традиционным комплексом индивидуально-личных проблем в широкий мир социальной и национальной жизни.

Смысл названия «Дворянское гнездо»

В названии романа использован один из символических лейтмотивов творчества Тургенева. Образ гнезда глубоко связан с проблематикой произведения, главный герой которого ориентирован на личное счастье, любовь, семью. В Лаврецком так силен «инстинкт счастья», что даже испытав первый удар судьбы, он находит силы для второй попытки. Но счастье не дается герою, сбываются пророческие слова его тетки: «...Не свить же и тебе гнезда нигде, скитаться тебе век». Лиза Калитина как будто заранее знает, что счастье невозможно. В ее решении уйти из мира сложно сплетаются «тайная жертва за всех», любовь к Богу, раскаяние в своих «незаконных» сердечных влечениях и своеобразный поиск такого «гнезда», в котором она не будет игрушкой темных сил бытия. Мотив «гнезда», будучи отправной точкой в развитии сюжета, расширяет свое содержание до универсального обобщения дворянской культуры в целом, сливающейся в своих лучших возможностях с общенародной. Для Тургенева личность человека настолько художественно постигаема, насколько она может быть вписана в образ той или иной культуры (таково основание распределения героев романа по разным группам и кланам). В произведении присутствует живой мир дворянской усадьбы с характерным для нее бытовым и природным укладом, привычными занятиями и сложившимися традициями. Впрочем, Тургенев чутко ощущает прерывистость русской истории, отсутствие в ней органической «связи времен» как особенность национального духа. Смысл, однажды обретенный, не удерживается и не передается от поколения к поколению. На каждом этапе нужно искать свою цель заново, как будто впервые. Энергия этой вечной духовной тревоги реализуется прежде всего в музыкальности языка романа. Роман-элегия, «Дворянское гнездо» воспринимается как прощание Тургенева со старой дворянской Россией в преддверии надвигающегося нового исторического этапа — 60-х гг.

Возвращается Лаврецкий и эту весть в дом Калитиных принёс Гедеоновский. Мария Дмитриевна, является вдовой бывшего губернского прокурора, благоволит к нему, а вот Марфа Тимофеевна Пестова, которая является сестрой отца Марии Дмитриевны, и ей Гедеоновский не нравится, так как она считает, что он любит болтать и сочинять.


Марфе Тимофеевне угодить очень трудно. Также ей не нравится и Паншин, который является всеобщим любимцем и завидным женихом. Владимир Николаевич на собственные же слова сочиняет романсы, играет на фортепиано, достаточно хорошо рисует, и хорошо читает. Он является петербургским чиновником по особым поручениям. У Калитиных он бывает ради встреч с Лизой, которая является девятнадцатилетней дочерью Марии Дмитриевны. Марфа Тимофеевна считает, что ее любимица достойна другого. Паншин также не очень нравится и Лизиному учитель музыки Христофору Федоровичу Лемму. Он уже немолодой, но тайно влюблен в свою ученицу.
Из-за границы приезжает Федор Иванович Лаврецкий. Случайно в Париже он случайно уличил в измене жену. И после этого Варвара Павловна в Европе получила скандальную известность.
Лаврецкий был из семьи крепкой породы. Его прадед был человеком достаточно дерзким, жёстким, лукавым и умным. Прабабка, была вспыльчивой и мстительной цыганкой, которая ни в чем мужу не уступала. Дед Петр, был простым степным барином. А отец Федора Ивановича был воспитан французом, который был поклонником Жан Жака Руссо.


Когда Иван вернулся к родителям после учебы, в родном доме ему было диковато, но это не помешало ему обратить свое внимание на горничную матери Маланью. Был скандал. Отец Ивана лишил наследства, а девку отправили в деревню. Иван Петрович по дороге отбил Маланью и с нею обвенчался. Он пристроил свою молодую жену к родственникам Пестовыхм, Марфы Тимофеевны и Дмитрия Тимофеевича, сам поехал в Петербург, а затем за границу. В деревне Пестовых и родился Федор 1807 г.. 20 августа Только через год Маланья Сергеевна у Лаврецких смогла появиться с сыном.


Отец младенца вернулся в Россию только через двенадцать лет. К этому времени Маланья Сергеевна уже умерла, и мальчика стала воспитывать тётка Глафира Андреевна. Федю тогда у матери отняли и передали Глафире ещё пока она была жива. Тётку Федор боялся, и не смел даже при ней пикнуть.
После возвращения Иван Петрович сам стал воспитывать сына. Он одел по-шотландски его и ему нанял швейцара. В четыре утра мальчика будили, для этого его холодной водой окачивали, и заставляли бегать на верёвке вокруг столба, еще кормили только один в день один раз, еще его учили ездить верхом и из арбалета стрелять. Когда Феде исполнилось шестнадцать лет, отец стал в нем воспитывать к женщинам.


Потом через несколько лет, Федя хоронит отца, и потом едет в Москву и там поступает в университет. Благодаря такому странному воспитанию он не находил общего языка с людьми, а женщинам вообще не смотрел даже в глаза. Он дружил только с Михалевичем, который был стихотворцем и энтузиастом. Михалевич познакомил Лаврецкого с семейством красавицы Коробьиной Варвары Павловны. Варенька была очаровательной и образованной девушкой.
Молодые через полгода приехали в Лаврики. Была удалена Глафира, и на ее место управительницы приехал генерал Коробьин, отец Варвары Павловны, а молодые уехали укатила в Петербург, где у них сын родился, который очень скоро умер. По совету врачей они поехали за границу и задержались в Париже. Варвара Павловна здесь чувствовала себя своей. Но очень быстро в руки Лаврецкого попадает любовная записка, которая была адресована его жене, которой он доверял. Сначала он был в бешенстве и хотел убить обоих, но потом письмом распорядился о ежегодном денежном содержании жены и о выезде из имения генерала Коробьина, поехал в Италию.

В газетах писали дурные слухи о жене. Из них же Лаврецкий и узнал, что у него дочь родилась. И он тогда стал ко всему равнодушен, но через четыре года ему все-таки захотелось вернуться домой, в город О.
С первой же встречи Лиза обратила на себя его внимание. Также около неё Лаврецкий заметил и Паншина. Мария Дмитриевна не стала скрывать, что камер-юнкер без ума любит её дочь.
Через три недели Лаврецкий поехал в О.... к Калитиным. У них он увидел Лемма. Вечером, пошел его проводить и задержался у него.
Лиза и Лаврецкий с каждым днем все больше и больше доверялись друг другу.
Неожиданно в Васильевское приезжает Михалевич. Он сильно постарел, было видно, что дела у него идут не очень.


Потом друзья еще громко и долго спорили, и они побеспокоили Лемма, который продолжал у них гостить.
После Михалевича в Васильевское приехали Калитины. Дни прошли очень беззаботно и радостно. Лаврецкий постоянно думал о Лизе. Когда он провожал ее карету он спросил у нее, о том, что они теперь являются друзьями, а она ему кивнула в ответ.
Следующим вечером Лаврецкий просматривал французские газеты и журналы. И увидел сообщение о неожиданной смерти мадам Лаврецкой, которая была царицей модных парижских салонов. На следующее утро он пришел к Калитиным. Лиза стала расспрашивать о том, что с ним случилось и он показал ей статью в газете. Паншин просит руки Лизы. Она его не любит, но готова выйти за него, так как этого хочет ее мать. Лаврецкий уговорил Лизу подумать, и замуж без любви не выходить. Лиза попросила у Паншина время на раздумья.


Однажды, вечером, в гостиной Паншин стал ругать новейшее поколение, в том, что Россия от Европы отстала. Но Лаврецкий возразил ему и доказал невозможность скачков и немедленных переделок, и потребовал признания народной правды.
Во время спора Лиза была на стороне Лаврецкого. Когда все стали расходиться, В ночной сад вышел Лаврецкий и на скамью сел. Потом пришла Лиза, и он признался ей в любви.
На следующий день Лаврецкий съездил в Васильевское и вернулся в город уже только вечером. Когда он вошел в гостиную он увидел свою жену. Она стала просить его ее простить, хотя бы ради их дочери. Возобновлять он с ней отношения не собирался, но предложил ей жить в Лавриках. У Калитиных состоялось объяснение Паншина и Лизы. Мария Дмитриевна была в печали. Лизе передали записку от Лаврецкого, и для нее встреча с его женой не была неожиданностью.
Пришел Паншин.


Лаврецкий пришел в дом Калитиных, по приглашению Лизы. Он сразу пошел к Марфе Тимофеевне. Она оставила их с Лизой наедине. Девушка сказала Федору Ивановичу о том, что он должен с женой помириться.
Потом Лаврецкий зашел к Марье Дмитриевне. Та стала с ним говорить о его жене и о том, что она раскаялась. Под напором Лаврецкий пообещал, что будет с нею жить под одной крышей, но договор будет нарушен, если она соизволит из Лавриков выехать
На следующий день он отвёз дочь и жену в Лаврики, а уже через неделю в Москву уехал. А потом день Варвару Павловну пришел навестить Паншин и прогостил у нее три дня.
Через год Лаврецкий получил известие о том, что Лиза ушла в монастырь. Через какое-то время он съездил этот монастырь. Лиза прошла достаточно близко от него, но на него не взглянула.
А Варвара Павловна очень быстро переехала в Петербург, а потом уехала в Париж. У нее опять появился новый поклонник, гвардеец, который был очень крепкого телосложения.
Через восемь лет Лаврецкий опять посетил О...

Многие старики Калитиных уже умерли и здесь осталась одна молодежь, Леночка, которая является младшей сестрой Лизы, и её жених. Было шумно и весело. Лаврецкий прошёлся по дому и по саду, там ничего не изменилось. Он был очень грустным, но в нем уже совершился тот перелом, без которого невозможно быть порядочным человеком, он перестает думать о своем собственном счастье.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Дворянское гнездо». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Калитиным стало известно, что вернулся Лаврецкий. Об этом сообщил Гедеоновский.

Пятидесятилетняя Мария Дмитриевна, вдова бывшего прокурора губернии не равнодушна к нему. Для своего возраста она хорошо сохранилась, а ее дом считается одним из самых желанных в городе. Но по причине склонности Гедеолинского приврать и его болтливости его недолюбливает Марфа Тимофеевна Пестова, тетя Марии.

Марфе Тимофеевне нелегко угодить. Она даже испытывает неприязнь к Владимиру Николаевичу Паншину, который считается одним из лучших женихов.

У него есть немало достоинств: он образован, играет на фортепиано, пишет романсы, рисует, а по должности он - петербургский чиновник, который по особым поручениям прибыл в город О.

Паншину нравится Лиза, дочь Марии Дмитриевны, но Марфа Тимофеевна не желает видеть его рядом с девятнадцатилетней девушкой.

Заметным событием для города стало возвращение Федора Ивановича Лаврецкого из-за границы. Поговаривают, что в Париже жена изменила ему, поэтому он вернулся обратно на родину. Но, кроме усталости, в нем не наблюдалось каких-либо признаков разочарования. Его отец был воспитанником поклонника Руссо. Но как бы ни настаивала его тетя перенять какие-либо французские манеры, Ивану было не по душе.

Ему понравилась молодая горничная Маланья. Его настойчивость при ухаживаниях за ней стала причиной лишения наследства. Вопреки воле родителей он обвенчался с ней. После этого Ивану пришлось оставить Маланью у родственников Пестовых, а самому уехать за границу. После рождения их сына Федора, Маланья приезжает к Лаврецким, которые вынуждены признать ее.

Через 12 лет Иван возвращается в Россию . Федора воспитывала его тетя Глафира, которую он боялся из-за ее злости и зависти. После возвращения отца Федор обучался математике, естественным наукам, геральдике, столярному ремеслу, международному праву, обучался при очень жестком режиме. Похоронив отца, Федор отправляет в Москву и поступает в университет. В этот период дало о себе знать его жесткое воспитание, где он не смог найти друзей и завязать отношения с женщиной. Но был у него друг Михалевич, который познакомил с семьей Коробьиных. Ему очень понравилась Варвара Павловна, они поженились. При пребывании в Петербурге у них родился сын, но он умер. По совету врачей они отправляются во Францию, где участились светские выходы Варвары. Вскоре Федор уличил ее в измене и уезжает в Италию. Через четыре года возвращается в город О.

При пребывании в доме Калитиных, ему приглянулась Лиза, где при постоянном общении он рассказал ей о своей жене. Лиза предложила простить ее. К тому же, она верила в Бога. Неожиданно у Лаврецких появляется Михалевич, что побуждает друзей к долгим разговорам. Федор получает известие о смерти жены. Он приезжает к Лизе и сообщает эту новость. Но та говорит, что Паншин сделал ей предложение. Лиза по просьбе Федора не спешит с ответом. Во время разговора Паншина и Лаврецкого о политике России и Европы Лиза отдает предпочтение Федору из-за идентичности взглядов, кроме веры в Бога. Федор и Лиза объясняются в любви. Но нежданно приезжает жена Федора с дочерью Адой, где уговаривает его о прощении и возобновлении супружеской жизни. Но Лаврецкий отказывался. Варвара обращается за помощью к Марии Дмитриевне.

Лиза также была осведомлена о приезде жены Федора. Но до этого она объяснилась с Паншиным. Но вскоре сама Лиза предложила не разрывать отношений с супругой, где Федор уступил. Лиза отправляется в монастырь . Федор навещает, но она не взглянула на него. Варвара вновь покидает своего мужа, уехав в Париж.

Первым, как водится, весть о возвращении Лаврецкого принес в дом Калитиных Гедеоновский.Мария Дмитриевна, вдова бывшего губернского прокурора, в свои пятьдесят лет сохранившая в чертах известную приятность, благоволит к нему, да и дом её из приятнейших в городе О... Зато Марфа Тимофеевна Пестова, семидесятилетняя сестра отца Марии Дмитриевны, не жалует Гедеоновского за склонность присочинять и болтливость. Да что взять - попович, хотя и статский советник.
Впрочем, Марфе Тимофеевне угодить вообще мудрено. Вот ведь не жалует она и Паншина - всеобщего любимца, завидного жениха, первого кавалера. Владимир Николаевич играет на фортепиано, сочиняет романсы на собственные же слова, неплохо рисует, декламирует. Он вполне светский человек, образован и ловок. Вообще же, он петербургский чиновник по особым поручениям,камер-юнкер, прибывший в О... с каким-то заданием. У Калитиных он бывает ради Лизы,девятнадцатилетней дочери Марии Дмитриевны. И, похоже, намерения его серьезные. Но Марфа Тимофеевна уверена: не такого мужа стоит её любимица. Невысоко ставит Паншина и Лизин учитель музыки Христофор Федорович Лемм, немолодой, непривлекательный и не очень удачливый немец,тайно влюбленный в свою ученицу.
Прибытие из-за границы Федора Ивановича Лаврецкого - событие для города заметное. История его переходит из уст в уста. В Париже он случайно уличил жену в измене. Более того, после разрыва красавица Варвара Павловна получила скандальную европейскую известность.
Обитателям калитинского дома, впрочем, не показалось, что он выглядит как жертва. От негопо-прежнему веет степным здоровьем, долговечной силой. Только в глазах видна усталость.
Вообще-то Федор Иванович крепкой породы. Его прадед был человеком жестким, дерзким, умным и лукавым. Прабабка, вспыльчивая, мстительная цыганка, ни в чем не уступала мужу. Дед Петр,правда, был уже простой степной барин. Его сын Иван (отец Федора Ивановича) воспитывался,однако, французом, поклонником Жан Жака Руссо: так распорядилась тетка, у которой он жил.(Сестра его Глафира росла при родителях.) Премудрость XVIII в. наставник влил в его голову целиком, где она и пребывала, не смешавшись с кровью, не проникнув в душу.
По возвращении к родителям Ивану показалось грязно и дико в родном доме. Это не помешало ему обратить внимание на горничную матушки Маланью, очень хорошенькую, умную и кроткую девушку. Разразился скандал: Ивана отец лишил наследства, а девку приказал отправить в дальнюю деревню. Иван Петрович отбил по дороге Маланью и обвенчался с нею. Пристроив молодую жену у родственников Пестовых, Дмитрия Тимофеевича и Марфы Тимофеевны, сам отправился в Петербург, а потом за границу. В деревне Пестовых и родился 20 августа 1807 г. Федор. Прошел почти год, прежде чем Маланья Сергеевна смогла появиться с сыном у Лаврецких. Да и то потому только, что мать Ивана перед смертью просила за сына и невестку сурового Петра Андреевича.
Счастливый отец младенца окончательно вернулся в Россию лишь через двенадцать лет. Маланья Сергеевна к этому времени умерла, и мальчика воспитывала тетка Глафира Андреевна, некрасивая,завистливая, недобрая и властная. Федю отняли у матери и передали Глафире ещё при её жизни.Он видел мать не каждый день и любил её страстно, но смутно чувствовал, что между ним и ею существовала нерушимая преграда. Тетку Федя боялся, не смел пикнуть при ней.
Вернувшись, Иван Петрович сам занялся воспитанием сына. Одел его по-шотландски и нанял ему швейцара. Гимнастика, естественные науки, международное право, математика, столярное ремесло и геральдика составили стержень воспитательной системы. Будили мальчика в четыре утра; окатив холодной водой, заставляли бегать вокруг столба на веревке; кормили раз в день; учили ездить верхом и стрелять из арбалета. Когда Феде минуло шестнадцать лет, отец стал воспитывать в нем презрение к женщинам.
Через несколько лет, схоронив отца, Лаврецкий отправился в Москву и в двадцать три года поступил в университет. Странное воспитание дало свои плоды. Он не умел сойтись с людьми, ни одной женщине не смел взглянуть в глаза. Сошелся он только с Михалевичем, энтузиастом и стихотворцем.Этот-то Михалевич и познакомил друга с семейством красавицы Варвары Павловны Коробьиной.Двадцатишестилетний ребенок лишь теперь понял, для чего стоит жить. Варенька была очаровательна, умна и порядочно образованна, могла поговорить о театре, играла на фортепиано.
Через полгода молодые прибыли в Лаврики. Университет был оставлен (не за студента же выходить замуж), и началась счастливая жизнь. Глафира была удалена, и на место управительницы прибыл генерал Коробьин, папенька Варвары Павловны; а чета укатила в Петербург, где у них родился сын,скоро умерший. По совету врачей они отправились за границу и осели в Париже. Варвара Павловна мгновенно обжилась здесь и стала блистать в обществе. Скоро, однако, в руки Лаврецкого попала любовная записка, адресованная жене, которой он так слепо доверял. Сначала его охватило бешенство, желание убить обоих ("прадед мой мужиков за ребра вешал"), но потом, распорядившись письмом о ежегодном денежном содержании жене и о выезде генерала Коробьина из имения,отправился в Италию. Газеты тиражировали дурные слухи о жене. Из них же узнал, что у него родилась дочь. Появилось равнодушие ко всему. И все же через четыре года захотелось вернуться домой, в город О..., но поселиться в Лавриках, где они с Варей провели первые счастливые дни,он не захотел.
Лиза с первой же встречи обратила на себя его внимание. Заметил он около нее и Паншина. Мария Дмитриевна не скрыла, что камер-юнкер без ума от её дочери. Марфа же Тимофеевна, правда,по-прежнему считала, что Лизе за Паншиным не быть.
В Васильевском Лаврецкий осмотрел дом, сад с прудом: усадьба успела одичать. Тишина неспешной уединенной жизни обступила его. И какая сила, какое здоровье было в этой бездейственной тишине.Дни шли однообразно, но он не скучал: занимался хозяйством, ездил верхом, читал.
Недели через три поехал в О... к Калитиным. Застал у них Лемма. Вечером, отправившись проводить его, задержался у него. Старик был тронут и признался, что пишет музыку, кое-что сыграл и спел.
В Васильевском разговор о поэзии и музыке незаметно перешел в разговор о Лизе и Паншине. Лемм был категоричен: она его не любит, просто слушается маменьку. Лиза может любить одно прекрасное, а он не прекрасен, т. е. душа его не прекрасна
Лиза и Лаврецкий все больше доверяли друг другу. Не без стеснения спросила она однажды о причинах его разрыва с женой: как же можно разрывать то, что Бог соединил? Вы должны простить. Она уверена, что надо прощать и покоряться. Этому ещё в детстве научила её няня Агафья, рассказывавшая житие пречистой девы, жития святых и отшельников, водившая в церковь.Собственный её пример воспитывал покорность, кротость и чувство долга.
Неожиданно в Васильевском появился Михалевич. Он постарел, видно было, что не преуспевает,но говорил так же горячо, как в молодости, читал собственные стихи: "...И я сжег все, чему поклонялся,/ Поклонился всему, что сжигал".
Потом друзья долго и громко спорили, обеспокоив продолжавшего гостить Лемма. Нельзя желать только счастья в жизни. Это означает - строить на песке. Нужна вера, а без нее Лаврецкий - жалкий вольтерьянец. Нет веры - нет и откровения, нет понимания, что делать. Нужно чистое,неземное существо, которое исторгнет его из апатии.
После Михалевича прибыли в Васильевское Калитины. Дни прошли радостно и беззаботно."Я говорю с ней, словно я не отживший человек", - думал о Лизе Лаврецкий. Провожая верхом их карету, он спросил: "Ведь мы друзья теперь?.." Она кивнула в ответ.
В следующий вечер, просматривая французские журналы и газеты, Федор Иванович наткнулся на сообщение о внезапной кончине царицы модных парижских салонов мадам Лаврецкой. Наутро он уже был у Калитиных. "Что с вами?" - поинтересовалась Лиза. Он передал ей текст сообщения.Теперь он свободен. "Вам не об этом надо думать теперь, а о прощении..." - возразила она и в завершение разговора отплатила таким же доверием: Паншин просит её руки. Она вовсе не влюблена в него, но готова послушаться маменьку. Лаврецкий упросил Лизу подумать,не выходить замуж без любви, по чувству долга. В тот же вечер Лиза попросила Паншина не торопить её с ответом и сообщила об этом Лаврецкому. Все последующие дни в ней чувствовалась тайная тревога, она будто даже избегала Лаврецкого. А его настораживало ещё и отсутствие подтверждений о смерти жены. Да и Лиза на вопрос, решилась ли она дать ответ Паншину,произнесла, что ничего не знает. Сама себя не знает.
В один из летних вечеров в гостиной Паншин начал упрекать новейшее поколение, говорил, что Россия отстала от Европы (мы даже мышеловки не выдумали). Он говорил красиво, но с тайным озлоблением. Лаврецкий неожиданно стал возражать и разбил противника, доказав невозможность скачков и надменных переделок, требовал признания народной правды и смирения перед нею.Раздраженный Паншин воскликнул; что же тот намерен делать? Пахать землю и стараться как можно лучше её пахать.
Лиза все время спора была на стороне Лаврецкого. Презрение светского чиновника к России её оскорбило. Оба они поняли, что любят и не любят одно и то же, а расходятся только в одном, но Лиза втайне надеялась привести его к Богу. Смущение последних дней исчезло.
Все понемногу расходились, и Лаврецкий тихо вышел в ночной сад и сел на скамью. В нижних окнах показался свет. Это со свечой в руке шла Лиза. Он тихо позвал её и, усадив под липами, проговорил:"...Меня привело сюда... Я люблю вас".
Возвращаясь по заснувшим улицам, полный радостного чувства, он услышал дивные звуки музыки.Он обратился туда, откуда неслись они, и позвал: Лемм! Старик показался в окне и, узнав его, бросил ключ. Давно Лаврецкий не слышал ничего подобного. Он подошел и обнял старика. Тот помолчал,затем улыбнулся и заплакал: "Это я сделал, ибо я великий музыкант".
На другой день Лаврецкий съездил в Васильевское и уже вечером вернулся в город, В передней его встретил запах сильных духов, тут же стояли баулы. Переступив порог гостиной, он увидел жену.Сбивчиво и многословно она стала умолять простить её, хотя бы ради ни в чем не виноватой перед ним дочери: Ада, проси вместе со мной своего отца. Он предложил ей поселиться в Лавриках,но никогда не рассчитывать на возобновление отношений. Варвара Павловна была сама покорность,но в тот же день посетила Калитиных. Там уже состоялось окончательное объяснение Лизы и Паншина. Мария Дмитриевна была в отчаянии. Варвара Павловна сумела занять, а потом и расположить её в свою пользу, намекнула, что Федор Иванович не лишил её окончательно "своего присутствия". Лиза получила записку Лаврецкого, и встреча с его женой не была для нее неожиданностью ("Поделом мне"). Она держалась стоически в присутствии женщины, которуюкогда-то любил "он".
Явился Паншин. Варвара Павловна сразу нашла тон и с ним. Спела романс, поговорила о литературе,о Париже, заняла полусветской, полухудожественной болтовней. Расставаясь, Мария Дмитриевна выразила готовность попытаться примирить её с мужем.
Лаврецкий вновь появился в калитинском доме, когда получил записку Лизы с приглашением зайти к ним. Он сразу поднялся к Марфе Тимофеевне. Та нашла предлог оставить их с Лизой наедине.Девушка пришла сказать, что им остается исполнить свой долг. Федор Иванович должен помириться с женой. Разве теперь не видит он сам: счастье зависит не от людей, а от Бога.
Когда Лаврецкий спускался вниз, лакей пригласил его к Марье Дмитриевне. Та заговорила о раскаянии его жены, просила простить её, а потом, предложив принять её из рук в руки, вывелаиз-за ширмы Варвару Павловну. Просьбы и уже знакомые сцены повторились. Лаврецкий наконец пообещал, что будет жить с нею под одной крышей, но посчитает договор нарушенным, если она позволит себе выехать из Лавриков.
На следующее утро он отвез жену и дочь в Лаврики и через неделю уехал в Москву. А через день Варвару Павловну навестил Паншин и прогостил три дня.
Через год до Лаврецкого дошла весть, что Лиза постриглась в монастыре, в одном из отдаленных краев России. По прошествии какого-то времени он посетил этот монастырь. Лиза прошла близко от него - и не взглянула, только ресницы её чуть дрогнули и ещё сильнее сжались пальцы,держащие четки.
А Варвара Павловна очень скоро переехала в Петербург, потом - в Париж. Около нее появился новый поклонник, гвардеец необыкновенной крепости сложения. Она никогда не приглашает его на свои модные вечера, но в остальном он пользуется её расположением вполне.
Прошло восемь лет. Лаврецкий вновь посетил О... Старшие обитательницы калитинского дома уже умерли, и здесь царствовала молодежь: младшая сестра Лизы, Леночка, и её жених. Было весело и шумно. Федор Иванович прошелся по всем комнатам. В гостиной стояло то же самое фортепиано,у окна стояли те же самые пяльцы, что и тогда. Только обои были другими.
В саду он увидел ту же скамейку и прошелся по той же аллее. Грусть его была томительна, хотя в нем уже совершался тот перелом, без которого нельзя остаться порядочным человеком: он перестал думать о собственном счастье.