Требования к оформлению методического пособия. Общие требования к оформлению методических рекомендаций. к компоненту учебно-методических материалов пособия

Чебоксары 2013

Составитель:

Начальник отдела документационного обеспечения управления и методической работы БУ «Госархив современной истории Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии

1. Введение

2. Структура методического пособия………………………………

3. Оформление методического пособия …………………………..

2.2.10. Текст методического пособия разделяется на разделы, подразделы и пункты.

Разделы, подразделы и пункты следует нумеровать арабскими цифрами. Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста методического пособия, за исключением приложений.

Подразделы нумеруются арабскими цифрами в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и подраздела, разделенных точкой.

Пункты нумеруются арабскими цифрами в пределах каждого подраздела. Номер пункта состоит из номера раздела, подраздела, пункта, разделенных точкой.

Номер подпункта включает номер раздела, подраздела пункта и порядковый номер подпункта, разделенных точкой.

После номера раздела, подраздела, пункта, подпункта в тексте документа точка не ставится.

Если раздел или подраздел состоит из одного пункта, он также нумеруется.

Каждый пункт или подпункт печатается с абзаца.

2.2.11. Разделы, подразделы должны иметь заголовки. Пункты, как правило, заголовков не имеют.

Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов. Заголовки печатаются прописными буквами без точки в конце. Заголовки располагаются по центру текста.

Переносы слов в заголовках не допускаются.

3. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ

3.1. Библиографическая ссылка является частью справочного аппарата и служит источником библиографической информации о документах. Она содержит библиографические сведения о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте документа другом документе, необходимые и достаточные для его идентификации, поиска и общей характеристики. Объектами составления библиографической ссылки являются все виды опубликованных и неопубликованных документов на любых носителях, также составные части документов.

3.2. По месту расположения в документе выделяются следующие виды библиографических ссылок:

3.2.1. Внутритекстовые, помещенные в тексте документа.

3.2.2. Подстрочные, вынесенные из текста вниз полосы документа (в сноску).

3.2.3. Затекстовые, вынесенные за текст документа или его части (в выноску).

3.3. При повторе ссылок на один и тот же объект различают следующие виды библиографических ссылок:

3.3.1. Первичные, в которых библиографические сведения приводятся впервые в данном документе.

3.3.2. Повторные, в которых ранее указанные библиографические сведения повторяются в сокращенной форме.

3.3. Правила представления элементов библиографического описания, применение предписанных знаков препинания, независимо от назначения ссылки, осуществляются в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 СИБИД Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления и ГОСТ 7.82-2001 СИБИД. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления.

3.4. Внутритекстовая библиографическая ссылка содержит сведения об объекте ссылки, не включенные в текст документа. Внутритекстовую библиогрфическую ссылку заключает в круглые скобки, например,

(Методические рекомендации по фондированию документов в государственных и муниципальных архивах Российской Федерации. М. ВНИИДАД, 2006. С. 12 – 20).

3.5. Подстрочная библиографическая ссылка оформляется как примечание, вынесенное из текста документа в низ полосы, например:

, Рысков документы в управлении. М., 2008.

При нумерации подстрочных библиографических ссылок применяют единообразный порядок для всего документа – сквозную нумерацию по всему тексту, в пределах каждой главы, раздела, части и т. п., или для данной страницы документа.

Совокупность затекстовых библиографических ссылок оформляется как перечень библиографических записей, помещенный после текста документа или его составной части. Совокупность затекстовых библиографических ссылок не является библиографическим списком или указателем, как правило, помещаемым после текста документа и имеющими самостоятельное значение в качестве библиографического пособия. При нумерации затекстовых библиографических ссылок используется сплошная нумерация для всего текста документа в целом или для отдельных глав, разделов, частей и т. п..

Для связи с текстом документа порядковый номер библиографической записи в затекстовой ссылке указывают в знаке выноски, который набирают на верхнюю линию шрифта, или в отсылке, которую приводят в квадратных скобках в строку с текстом документа.

3.7. При составлении библиографического описания следует соблюдать нормы современной орфографии . Первое слово каждого элемента описания начинается с прописной буквы. Употребление прописных букв в других случаях осуществляется в соответствии с нормами русского литературного языка. Названия научных произведений, книг, сборников, газет, журналов, издательств в кавычки не заключаются. Сокращения отдельных слов и словосочетаний проводятся в соответствии с действующими правилами.

3.8. Оформление отдельных элементов библиографической ссылки.

Однозначные качественные числительные, если при них нет единиц измерения , пишутся словами, например:

десять единиц хранения и т. п.

Порядковые числительные, входящие в состав слова, пишутся цифрами, например:

30 – летний период и т. п.

Условные графические сокращения пишутся с точками на месте сокращения, например:

т. е., т. п., пр., др.

Текст цитаты заключается в кавычки и начинается с прописной буквы. Если цитата воспроизводит только часть предложения цитируемого текста, то после открывающих кавычек ставится многоточие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Методическое пособие раскрывает единые требования к оформлению методических пособий, соблюдение которых позволяет составителям подготовить качественные документы.

Приложение

Министерство культуры, по делам национальностей и

архивного дела Чувашской Республики

Бюджетное учреждение Чувашской Республики

«Государственный архив современной истории Чувашской Республики»

ОФОРМЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ

Чебоксары 2013

Составитель:

Ведущий методист отдела документационного обеспечения управления и методической работы БУ «Госархив современной истории Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии

Оформление методических пособий

Методические рекомендации «Оформление методических пособий (рекомендаций, пособий, разработок и др.)» предназначены для сотрудников и специалистов государственных и муниципальных архивов, занимающихся составлением методических пособий в целях определения единых требований к оформлению методических пособий. В Методических рекомендациях описаны требования к оформлению разных частей методического пособия.

Приложение

1. Общие положения…………………………………………………………………

2. Документация организаций……………………………………………………….

3. Правила подготовки и оформления документов……………………………………

4. Документирование управленческой деятельности……………………………..

5. Бланки документов………………………………………………………………

6. Оформление реквизитов документов………………………………………………….

7. Особенности подготовки и оформления отдельных видов служебных

документов. Составление и оформление личных документов…………………………

8. Изготовление документов с помощью компьютерной техники . Тиражирование документов……………………………………………………………………………………

9. Регистрация и учет документов, построение поисковых систем……………………

10 Регистрация документов……………………………………………………………….

11. Построение поисковых систем…………………………………………………………

12. Организация документооборота………………………………………………………..

13. Регистрация и учет поступающих документов……………………………………

14. Порядок прохождения и исполнения документов……………………………………

15. Регистрация и учет отправляемых документов………………………………………

16. Регистрация и организация движения внутренних документов……………………

17. Учет объема документооборота……………………………………………………

18. Работа с обращениями граждан……………………………………………………

19. Контроль исполнения документов…………………………………………………

Электронные ресурсы:

3. http:// rudocs. /docs/index-59225.html / Методические указания «Правила оформления методических разработок преподавателей» /ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» - г. Ростов-на-Дону. 2011.

Любой из нас учится или учился в университете, причем имеет колоссальный багаж знаний, а вот на вопросе, что такое учебно-методическое пособие, «сдувается» каждый второй. Нет, конечно, все мы понимаем, что речь идет об учебнике, справочнике, литературе, которая помогает учиться; но вот что это такое конкретно, знают лишь единицы. Что же, попробуем разобраться вместе.

Что такое учебно-методическое пособие и его особенности

Итак, учебно-методическое пособие — это официальное печатное издание, содержание которого полностью соответствует учебной программе по той или иной специальности в вузе.

Если говорить простым и доступным языком, то это самая обыкновенная методичка , которая из курса в курс передается студентам во временное пользование.

Это небольшой справочник, подсказка или даже конспект, который чаще всего затрагивает лишь одну тему, но зато в подробностях.

По методичкам не только выполняют практические и лабораторные работы в аудитории, но и правильно оформляют отчеты, согласно всем предъявляемым Министерством Образования требованиям.

Так что можно смело сказать, что учебно-методическое пособие – это незаменимый помощник на лекционных и практических занятиях в университете.

Раз уж я так сильно восторгаюсь этим печатным изданием, самое время поговорить о его весомых преимуществах, на фоне остальной литературы, которая в открытом доступе имеется в каждой студенческой библиотеке или читательском зале.

Преимущества учебно-методического пособия

1. Данное издание предлагает краткую тезисную информацию по заданной теме, которая гораздо проще переваривается сознанием и запоминается.

2. Методичка – это своего рода инструкция или шпаргалка, как выполнять задания на практике, и на какие аспекты своей работы обязательно обращать внимание.

3. Методичка помогает с оформлением и презентацией работы, а, как известно, за это также добавляется дополнительный балл к итоговой оценке.

4. Количество страниц методички не превышает 30 – 50, а это означает, что носить такую книжку в рюкзаке или сумке совсем нетяжело.

5. Методичкой при желании и навыках можно воспользоваться на экзамене в качестве реальной подсказки по теме. Когда своих шпаргалок нет, а в голове сквозняк – это идеальное решение, так что лучше методичку не забывать на ответственный экзамен.

Однако данное учебно-методическое пособие имеет свои существенные недостатки, о которых также требуется знать заблаговременно, чтобы не остаться «с носом»:

1. Методички пользуются повышенным спросом у студентов , поэтому выбить в библиотеке на абонемент лишний экземпляр порой просто не предоставляется возможности. Приходится просить у соседа по парте, либо копировать на ксероксе за своей счет, естественно.

2. Методички имеют невидимые «ноги» . Да-да, это то печатное издание, которое может посредине пары исчезнуть в неизвестном направлении и уже не вернуться.

Опять-таки повышенный спрос сказывается, так что лучше всего держать ухо востро, а собственную методичку в поле зрения, иначе проблем со строгим библиотекарем в будущем просто не избежать.

3. Методички имеют субъективное мнение на ту или иную тему , а объясняется это просто – они создаются под редакцией одного из педагогов кафедры.

Личная неприязнь и извечная конкуренция преподавателей, и твой ответ по методичке является не просто ошибочным, а «самым настоящим издевательством» над наукой (по себе помню).

Но в целом, не стоит обращать внимание на такие мелочи, ведь учебно-методическое пособие, как не крути, несет просвещенность в массы, а это для узкомыслящих студентов грандиозное преимущество.

Так что запасайтесь методичками и в бой за новыми знаниями. Главное, чтобы от вашей рассеянности, гвардия не разбежалась.

Потеря методички

Никого не хочу пугать, но предупредить просто обязана, что потеря методички – это не просто неприятность, это трагедия вселенского масштаба для библиотекарей.

Сначала они начинают вздыхать и охать от услышанного признания, потом передают эту информацию из смены в смену, затем придумывают наказание студенту рассеянному и, наконец, запоминают его фамилию и ставят «на карандаш».

Поверьте, в момент, когда вы потеряли учебно-методическое пособие, нажили врагов в лице всего обслуживающего персонала библиотеки, включая уборщицу. Выхода из ситуации два:

1. Отксерить такую же методичку и предоставить в библиотеку;

2. Купить новую книгу в библиотеку по своему принудительному желанию.

После этого конфликт исчерпан, но библиотекарь еще долго будет вас подкалывать при каждом посещении библиотеки и, тем более, взятии книжки на руки.

Откуда берутся методички?

Вопрос, конечно, глуповат, но в данной теме весьма актуален. Итак, кто издает такие инструкции?

Ответ очевиден: открой первую страницу и прочитай имя автора. Как правило, авторами являются преподаватели своей же кафедры, которые и рекомендуют приобретение конкретной методички. Ну, от скромности наши педагоги никогда не умрут, зато методичек настрочили порядком.

Самое смешное, что каждый автор хвалит только собственное творение, а на методички своих условных конкурентов и вовсе не советует обращать внимание. Но, хочешь – не хочешь, а мы все учились по методичкам и продолжаем это делать в современном студенчестве.

Вот тут мы подобрались ко второму главному вопросу, который стоит на повестке дня и особенно волнует многих аспирантов и преподавателей, которые еще не имели дела с написанием таких печатных изданий.

Как правильно написать и составить методичку?

Чтобы не писать ничего лишнего, перейдем сразу к теме, а процесс написания методички также распишем по плану, для большего удобства, так сказать.

1. Необходимо определиться с темой, которой будет посвящено запланированное печатное издание. Начинать можно с легкой информации, ну а в последующих методичках затрагивать уже более глобальные научные вопросы.

2. Изучать информацию по теме желательно не из интернета, который многие считают «помойной ямой». Не стоит рисковать, ведь в сети можно взять за основу недостоверный источник, причем по большой случайности. Обращать внимание лучше на проверенных авторов, реальные книги и фактически первоисточники, которых в библиотеке предостаточно.

3. Чтобы выученная теория не казалась бессмысленной, нужно мысленно перевести ее на свои практические знания, чтобы в итоге иметь четкое представление, о чем в дальнейшем будете писать учебно-методическое пособие.

4. Начинать свою работу желательно с предварительного плана, который может состоять из коротких предложений или емких тезисов. Это очень важно, иначе можно упустить какую-то важную информацию изучаемой темы.

5. Методичка – это шпаргалка, поэтому она должна подробно отвечать на перечень главных вопросов. Именно поэтому желательно заранее продумать их содержание, и ни один не упустить из виду.

6. Методичка по своему содержанию не должна быть сложной, а весь представленный материал должен быть описан емко, но простым и легко читаемым языком, чтобы студент не потерял интерес и не забросил ее уже после скучного прочтения первого абзаца.

7. Вся используемая литература должна быть засвидетельствована после содержания, а ее оформление также соответствует определенным нормам и правилам, которые важно соблюдать.

8. Изучить все правила оформления работы и преступить к дальнейшему написанию своего первого учебно-методического пособия.

9. Готовую работу проверить, воспользовавшись услугами корректора (если вы, конечно, не филолог).

10. Сдать на проверку, а потом в публикацию.

Если вы решили написать свое учебно-методическое пособие, то обязательно должны помнить элементарные правила, которые поднимут рейтинг вашего труда, а не оставят его долгие годы пылиться на полке в библиотеке без надобности.

Правило первое . Очень важно изучить учебную программу, чтобы методичка соответствовала теме, а не оказалась бесполезной либо неактуальной.

Правило второе . Структура должна не только соответствовать одной тематике и не вилять, но и содержать актуальную информацию, последние сведения и новые открытия, познания. В общем, учебно-методическое пособие не должно попадать в категорию «морально-устаревшая литература».

Правило третье . Подобранный для написания материал обязательно должен быть структурированный, доступный, логичный, закономерный и понятный для студентов. Желательно использовать короткие фразы и небольшие абзацы, нумерованные и маркированные списки, тезисы, различные графические выделения, а по необходимости таблицы и графики.

Правило четвертое . Список литературы должен быть ёмким и подробным, а составлен в соответствии требованиям.

Правило пятое . Сложная терминология не приветствуется, а, если без ее участия не обойтись, то желательно объяснить подробно значение того или иного слова, фразы, выражения.

В противном случае ваше учебно-методическое пособие вряд ли окажет содействие в учебе доброй половине студентов.

Вывод : Вам нужна методичка? Выбирайте самую потрепанную – она явно популярная и востребованная в массах! Вы решили написать свое учебно-методическое пособие, тогда излагайте свои мысли просто, доступно, лаконично.

Только тогда такое увлекательное издание студенты обязательно возьмут на заметку.

Теперь ты знаешь о том, что такое учебно-методическое пособие .

Часто у исследователей занятых научной работой и преподавателей возникает потребность в публикации учебного издания. Данный вид изданий имеет ряд особенностей, по сравнению с подготовкой научной . Об этих особенностях и требованиях предъявляемых к учебным изданиям ведущими Учебно-методическими объединениями и пойдет речь ниже.

Начнем с определения понятия «учебное издание». Согласно ГОСТ 7.60-2003 учебное издание - это «Издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и ступени обучения».

Этот же ГОСТ выделяет следующие виды учебных изданий:

Учебные издания:

  • учебник: Учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания.
  • учебное пособие: Учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания.
  • учебно-методическое пособие: Учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины, ее раздела, части или воспитания.
  • учебное наглядное пособие: Учебное изоиздание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию.
  • рабочая тетрадь: Учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета.
  • самоучитель: Учебное издание для самостоятельного изучения чего-либо без помощи руководителя.
  • хрестоматия: Учебное издание, содержащее литературно-художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины.
  • практикум: Учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного.
  • задачник: Практикум, содержащий учебные задачи.
  • учебная программа: Учебное издание, определяющее содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания учебной дисциплины, ее раздела, части.
  • учебный комплект: Набор учебных изданий, предназначенный для определенной ступени обучения и включающий учебник, учебное пособие, рабочую тетрадь, справочное издание.

В письме Минобразования Российской Федерации от 23.09.2002 г. читаем «Об определении терминов «учебник» и «учебное пособие» отмечено, что «Учебник – это основная учебная книга по конкретной дисциплине. В нем излагается система базовых знаний, обязательных для усвоения обучающимися. Содержание учебника должно удовлетворять требованиям государственного образовательного стандарта и полностью раскрывать примерную программу по конкретной дисциплине. Название учебника должно соответствовать наименованию дисциплины федеральной компоненты ГОС ВПО.

Учебное пособие рассматривается как дополнение к учебнику. Учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) примерной программы. В отличие от учебника пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме».

Таким образом, первая особенность учебного издания – это требования соответствия названия и содержания учебника наименованию дисциплины федеральной компоненты ФГОС ВПО (портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования — http://fgosvo.ru и портал «Российское образование» — http://www.edu.ru/)

Второй особенностью учебного издания, по сравнению с монографией является наличие методического аппарата , который может включать:

  • вопросы к каждому параграфу учебника, отражающие его структуру и позволяющие закрепить прочитанный материал;
  • задания к семинарскому занятию;
  • задания для самостоятельной работы дома;
  • разбор конкретных ситуаций на примерах из практики;
  • различные виды тестов;
  • задание по поиску (подбору) и обзору литературы и электронных источников информации по индивидуально заданной проблеме курса;
  • задание для выполнения домашней контрольной работы, предусматривающих решение задач, выполнение упражнений и выдаваемых на практических занятиях;
  • задание для подготовки к контрольной работе и аттестациям;
  • темы рефератов (эссе, докладов, научных статей) по заданной проблеме и т.д.

Методический аппарат может быт рассчитан как на студентов, так и на помощь преподавателю в проведение занятий.

Также учебное издание может быт дополнено различными справочными материалами – словарем, глоссарием, нормативными актами, образцами и примерами документов и т.д.

Следующая особенность учебного издания, это требования к его содержанию. Если монография в обязательном порядке должна содержать определенную новизну и результаты авторских исследований, то учебное издание может представлять собой компиляцию различных источников. Учебник должен содержать основную информацию по дисциплине. Также учебное издание должно обладать таким качеством как наглядность. Текст должен сопровождаться схемами, рисунками и фотографиями, облегчающими восприятие материала, но не повторяющими его.

Структура учебного издания может быть такой:

Введение или/и предисловие. Учебное издание может включать и введение, и предисловие, или, только введение, как чаще всего и бывает. Введение должно включать цели изучения дисциплины и учебную информацию, по содержанию и объему дисциплины необходимую и достаточную для реализации требований конкретного государственного образовательного стандарта (учитываются часы и цели изучения дисциплины). Также модно указать компетенции на приобретение, которых направлено изучение дисциплины и т.д.

Предисловие (согласно ГОСТ 7.0.3-2006) – это сопроводительная статья, помещаемая в начале издания, в которой поясняются цели и особенности содержания и построения произведения. В нём может быть изложено краткое содержание каждой главы.

Введение (опять же согласно ГОСТ 7.0.3-2006) – это структурная часть основного текста издания, которая является его начальной главой и вводит читателя в суть проблематики произведения.

Согласно того же ГОСТа, на который мы уже неоднократно ссылались, самая крупная часть текста — это раздел. Он делится на главы, которые в свою очередь подразделяются на параграфы (§).

Обязательной составной частью учебного издания является список использованной литературы и других источников.

Автору, написавшему достойный учебник, как правило, хочется получить гриф учебно-методического объединения о том, что данное учебное издание допущено (или Рекомендовано) УМО в качестве учебника (электронного учебника) или учебного пособия (электронного учебного пособия) для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению (специальности) подготовки ВПО. Соблюдая рекомендуемые нами правила подготовки учебных изданий Вы легко справитесь с этой задачей!

В заключение дадим несколько советов, на что следует обратить внимание, что бы свести к минимуму поправки, вносимые в текст редакторами и корректорами.

2. Необходимо проверить нумерацию всех рисунков, таблиц и формул по тексту. Сличить есть ли ссылка на КАЖДЫЙ рисунок или таблицу в тексте, и присутствуют ли в рукописи рисунки и таблицы на которые есть ссылки в тексте.

3. Список литературы – если список объемный и включает источники разного типа, его лучше разбить на разделы.

4. Расшифровывайте все аббревиатуры при первом использовании. Не перегружайте текст аббревиатурами, особенно состоящими из двух букв. Это затрудняет восприятие текста читателями. Не употребляйте аббревиатуры в заголовках.

5. Избегайте слишком многократного повторения в ссылках «Там же. С. 220». Такими ссылками неудобно пользоваться читателю. Особенно если полная ссылка на источник была за много страниц до «Там же. С.220».

6. Рукопись необходимо хорошо ВЫЧИТАТЬ. Опытные редакторы не вычитывают рукописи с экрана компьютера, они распечатывают текст и читают его с перерывами, по нескольку страниц. Компьютер не всегда может выявить ошибку в тесте. Обратили внимание, при наборе текста Word не подчеркнул красным слово «тесте », хотя речь идет, конечно, не о мучном изделии, а о тексте . Такие ошибки можно заметить только при внимательной вычитке. Если автор не хочет этим заниматься, соответственно необходимо оплатить работу над рукописью корректора.

Удачных публикаций!

Методическое пособие -комплексный вид методической продукции,включающий в себя систематизированный материал, раскрывающий суть, отличительные особенности и методики какого-либо образовательного курса, либо направления. Включает в себя обширный дидактический материал.

Структура методического пособия.

1. Титульный лист:
- название учреждения;
- фамилия,имя,отчество разработчика;
- название пособия;
- название города;
- год разработки;
2. Аннотация:
Располагается на 2 листе сверху.
- суть рассматриваемых вопросов (чему посвящена);
- предназначение (кому и какую помощь оказывает);
- источник практического опыта;
- возможные сферы применения;
- сведения об авторе(внизу 2 листа Фамилия,имя, отчество,должность, место работы, квалификационная категория).
Пояснительная записка.
Обоснование актуальности разработки. Для кого предназначена и в какой направленности образования используется. Обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими разработками. Цель и задачи методической разработки.Область применения, краткое описание ожидаемого результата.
Содержание (произвольное).
В основной части пособия, в зависимости от назначения и целей, могут быть различные главы.Их название,количество,последовательность, определяется и логически выстраивается в зависимости от замысла автора.
Например:
1. Излагается изучаемый теоретический материал.
2. Описываются основные методики, технологии,используемые или рекомендуемые для успешного решения.
3. Перечень и описание практических работ с рекомендацией по их выполнению.
4. Контрольные задания для проверки и усвоения материала.
5. Список литературы в помощь педагогу и ученику.
6. Приложения:
- схемы;
- образцы;
- видеосюжеты;
- творческие проекты детей;
- тематический фотоальбом.

Учебное пособие рассматривается как дополнение к учебнику. Учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) примерной программы. В отличие от учебника, пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме.

Пособие может содержать разные виды учебно-методических материалов: печатные издания, цифровые образовательные средства, специализированные Интернет-сайты для обучения и др.

При разработке учебно-методического пособия необходимо учитывать специфику предмета/дисциплины.

1. Пособие, как правило, разрабатывается по предмету/дисциплине учебных планов, в т. ч. регионального компонента.

2. В названии пособия должно содержаться название предмета/ дисциплины.

3. Приоритет отдается пособиям:

o с использованием инновационных методик преподавания (модульный принцип обучения, использование бально-рейтинговой системы, компетентностный подход и т. д.);

o входящих в состав учебно-методического комплекса по предмету/дисциплине.

Обязательными элементами являются:

1) титульный лист;

3) введение;

4) основная часть документа;

5) заключение;

6) список использованных источников;

7) перечни условных обозначений, сокращений и терминов;

8) приложения.

Титульный лист служит обложкой документа и должен содержать следующие сведения:

1. Наименование вышестоящей организации.

2. Наименование организации, где выполнялась работа .

3. Наименование работы: учебно-методическое пособие.

4. Тема (по предмету/дисциплине).

6. Населенный пункт и год выполнения работы.

введение, наименования всех глав разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименования), заключение, список использованных источников, приложения (при наличии).

Введение должно содержать краткую оценку состояния исследуемого вопроса, проблемы и актуальность выбранной темы, цели и задачи исследований, объекта и предмета исследований, используемые методы, методики и технологии, оценку практической значимости. Объем введения должен быть не более 3-5 страниц печатного текста.

В основной части приводят данные, отражающие сущность и основной материал по рассматриваемому предмету/дисциплине.

Основная часть должна содержать:

Обоснование выбранной темы (направления исследования), методы решения задачи по изучаемому предмету/дисциплине;

Процесс теоретических или экспериментальных исследований, включая принципы действия разработанных программ и их характеристики;

Обобщение и оценку результатов исследований, включающих оценку полноты решения поставленной задачи.

Заключение должно содержать краткие выводы по результатам выполненных исследований и оценку полноты решения поставленных задач.

Список использованных источников (литературы, сайты и др.)должен быть составлен в соответствии с положением «Общие требования и правила составления библиографии » и содержать библиографические сведения о литературных источниках.

В приложения могут быть включены

Иллюстрации вспомогательного характера;

Инструкции и методики, разработанные в процессе выполнения работы;

Таблицы вспомогательных цифровых данных.

Работа должна быть логически выдержана, с соблюдением единого стиля изложения, а также орфографической , синтаксической , стилистической грамотности.

Соответствие общедидактическим принципам

Учебно-методическое пособие должно создаваться с учетом следующих дидактических принципов: личностно-ориентированного, деятельностного, функционального, научности, системности, доступности, развивающего обучения, преемственности, а также с учетом коммуникативно-когнитивного и социокультурного подходов к изучению предмета/дисциплины.

Разрабатываемое содержание обучения должно быть ориентировано на образование, воспитание и развитие личности учащегося.

Личностный смысл содержания, в частности, может выражаться в:

Учете возрастных особенностей учащихся, их интересов, возможностей, потребностей, в отборе предметного содержания, которое соотносится с реальными проблемами учащихся;

Возможности выбора уровня (базового или профильного) , на котором изучается предмет/дисциплина;

Учете профессиональных устремлений учащихся, их потребностей в самоопределении;

Формулировке требований к подготовке учащихся.

Необходимость преемственности с целями и содержанием обучения.

Соответствие целей, задач и содержания учебно-методического пособия нормативным документам

Учебно-методические материалы пособия должны соответствовать требованиям ФГОС общего образования/Федеральному государственному стандарту по профессиям НПО и СПО и обеспечивать достижение целей образования.

Развитие коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих –социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:

социокультурная компетенция – расширение объема знаний о социокультурной специфике изучаемого предмета/дисциплины, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся;

компенсаторная компетенция совершенствование умений выходить из положения в условиях дефицита знаний по предмету/дисциплине, в том числе в профильно-ориентированных ситуациях общения;

учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению изучаемым предметом/дисциплиной, повышать ее продуктивность, а также использовать изучаемый предмет/ дисциплину в целях продолжения образования и самообразования, в том числе в рамках выбранного профиля. Ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения предмета/дисциплины, в том числе с использованием новых информационных технологий .

Развитие и воспитание способности к личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их социальной адаптации; формирование активной жизненной позиции как гражданина и патриота, а также субъекта межкультурного взаимодействия; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры; развитие таких личностных качеств, как культура общения , умение работать в сотрудничестве; развитие способности и готовности к самостоятельному изучению предмета/дисциплины; приобретение опыта творческой деятельности проектно-исследовательской работы с использованием изучаемого предмета/дисциплины, в том числе в русле выбранного профиля.

Формирование общеучебных умений, навыков и способов деятельности

Одной из основных целей современной системы образования является формирование умений работать с информацией, формирование критического и творческого мышления.

Таким образом, важнейшим направлением в обучении является ориентация на формирование умений работы с информацией (поиск дополнительной информации, ее анализ, оценка значимости для решения поставленной проблемы, обобщение, выводы, прогнозирование дальнейшего развития и др.). В пособии могут быть предусмотрены специальные задания, рассчитанные на совместную деятельность в малых группах сотрудничества, поиск дополнительной информации с указанием соответствующих ресурсов Интернета, задания для организации дискуссий, проектной деятельности , в том числе и телекоммуникационной разных типов, включая и международные телекоммуникационные проекты, исследовательской деятельности , задания, рассчитанные на организацию ситуационного анализа, а также рекомендации с целью формирования способности к рефлексии.

Ориентация на формирование информационной культуры учащихся

Создаваемое учебно-методическое пособие должно быть ориентировано на формирование и развитие информационной культуры учащихся. Это предполагает усиление внимания к развитию коммуникативно-когнитивных умений, таких как:

Самостоятельно и мотивированно организовывать познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

Участвовать в проектной деятельности и проведении учебно-исследовательской работы;

Осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в Интернете;

Извлекать нужную информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, аудиовизуальный ряд и др.);

Переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.);

Отделять основную информацию от второстепенной;

Критически оценивать достоверность воспринимаемой информации;

Передавать содержание информации адекватно поставленной цели

(сжато, полно, выборочно);

Развернуто, аргументировано обосновывать свои суждения, давать определения, приводить доказательства, иллюстрировать их с помощью примеров;

Создавать материал для устных презентаций с использованием мультимедийных технологий.

Рациональное сочетание традиционных и цифровых средств обучения

Краткое описание традиционных учебно-методических материалов пособия

Компонент учебно-методических материалов пособия

Требования к компоненту учебно-методических материалов пособия

к компоненту учебно-методических материалов пособия

Учебно-методические материалы для пособия:

1) пособие

Быть развернутой программой работы, построенной с учетом общедидактических принципов и требований к учебному процессу по предмету;

Представлять все компоненты системы (цели, содержание, методы и приемы обучения;

Объединять информационную,

мотивационную, организационно-планирующую, коммуникативную и контролирующую функции;

Организовывать и материально обеспечивать урок/занятие;

Наглядно представлять учащимся изучаемый ими материал, активизировать зрительный и моторный каналы восприятия учащихся, оказывать позитивное эмоциональное воздействие с учетом психологических особенностей учащихся;

Быть адекватным возрасту учащихся по форме и содержанию;

Создавать возможности для уровневой дифференциации и индивидуализации обучения за счет разнообразия привлекаемых материалов;

Выделять материал для обязательного усвоения;

Управлять деятельностью педагога и учащегося, обеспечивая при этом гибкость управления, оставляя простор для их творчества;

Материалы могут содержать дополнительные задания по всем коммуникативным умениям

Качество учебно-методического пособия оценивается экспертами по следующим показателям :

Название критериев оценки

Баллы по критерию

Актуальность выбранной тематики, оригинальность работы, новизна идей и

способов, путей их разработки. Ценность (практическая ценность) работы с учетом специфики местных условий, целей и задач образовательного процесса, контингента учащихся (воспитанников) и других факторов.

Научность и достоверность методов разработки, аргументированность основных положений с учетом анализа научно-методической литературы и периодики по проблемам исследования как за рубежом, так и в России.

Ведущие теоретические, педагогические идеи, межпредметные связи в содержании; степень научности и практической значимости; использование современных научных и педагогических подходов, информационных технологий, технологичность пособия (доступность для использования в педагогической практике)

Перспективность и практическая значимость работы (уровень завершенности работы, целевая аудитория). Возможность использования пособия в других учреждениях образования (наличие грифа и «рекомендовано Минобрнауки РФ или МО РБ».

Стиль, грамотность изложения и качество оформления работы.

Обоснованность и доказательность выводов при защите учебно-методического пособия и ответов на вопросы.

Итого

Оценка при защите учебно-методического пособия предполагает максимальный балл (10) по каждому из пунктов оценивания; при аттестации на первую квалификационную категорию сумма баллов не должна быть менее 42 (не менее 7 баллов за каждый пункт). Оценка при защите учебно-методического пособия при аттестации на высшую квалификационную категорию не должна быть менее 48 (не менее 8 баллов за каждый пункт).