Научно-исследовательский проект на тему "Проблема чтения среди молодёжи". Проблема чтения среди современной молодежи Читательское поведение среди молодежи

КГУ средняя общеобразовательная школа № 58

Предмет: русская литература

Научно-исследовательский проект

«Проблема чтения среди молодёжи»

Руководитель проекта:

Кадирбаева А.А.

учитель русского языка и литературы

Караганда 2016

Книги - это инструмент насаждения мудрости.

Читая в первый раз хорошую книгу, мы испытываем то же чувство, как при приобретении нового друга. Вновь прочитать уже читанную книгу - значит вновь увидеть старого друга .

Вольтер

Очень часто приходится слышать от взрослых неодобрительные слова: «Молодежь совсем перестала читать». С этим можно поспорить: сегодняшние подростки читают даже больше, чем их родители, бабушки и дедушки в таком возрасте. Однако если несколько десятков лет назад это были художественные произведения, то сейчас круг чтения подростков ограничивается лентой новостей в их любимой социальной сети, перепиской с друзьями там же, парой-тройкой блогов, и, может быть, несколькими журналами. Литература остается предметом ненависти, которую очень часто порождает список книг на лето и необходимость тратить драгоценные минуты молодости на чтение «Войны и мира».

В чем причина такого невнимания к книгам?

Актуальность проекта : Как правило, во всем обвиняют технический прогресс. Интернет зомбирует, телевидение отвлекает. Вместо того, чтобы прочитать книгу, можно посмотреть фильм. Вместо того, чтобы использовать справочники и энциклопедии, проще «вбить» запрос в Гугл и получить необходимую информацию за считанные секунды. Все это делает процесс поиска нужных сведений проще, а значит, усилий к этому прикладывается меньше, что, в свою очередь, приводит к отмиранию мозговых клеток и лишению способности мыслить логически. Если долго не видеть букв, есть вероятность, что способность понятно выражать свои мысли со временем исчезнет. Остается только благодарить судьбу, что разговариваешь по-русски – англоязычные страны кроме всего вышеуказанного страдают еще и так называемым смс-языком, в котором части слов заменяются близкими по звучанию цифрами и буквами, а словосочетания – аббревиатурами.

Внимание к книге и чтению книг в мире, заполненном средствами массовой информации и ежедневной суетой, по сравнению с прошлым незаслуженно уменьшается. Данный проект, помимо перечисления факторов, влияющих на развитие культуры чтения, посвящен способам изменения сложившегося подхода к проблеме чтения книг. Ошибочно считать, что с развитием спутниковых аудио- и видео - средств сообщения, радио, телевидения, коммуникационных Интернет-сетей, у людей отпадает интерес к чтению книги и получению от неё знаний. Книга – древний культурный атрибут, которая долгие века остаётся с человеком. Вначале её использовали для записи событий, научных знаний, а также религиозных текстов, затем с развитием книгопечатания и зарождением художественной литературы книга стала частью досуга.

Причины, цель, задачи проекта: Нехватка времени, огромное количество развлечений и дороговизна книги являются причинами, которыми молодёжь объясняет утрату интереса к чтению книг. Однако если мы подробно рассмотрим все эти три причины, то поймём, что для того, кто любит читать книги, они не являются преградой. Во-первых, стоит отметить, что каждый день большая часть времени каждого человека проходит впустую. Книга может отлично заполнить эту пустоту. Во-вторых, в отличие от множества современных увлечений, которые только отнимают время, чтение книг имеет массу преимуществ. В конце концов, чтение в библиотеке может значительно удешевить доступ к книгам. Итак, можно утверждать, что названные причины являются всего лишь отговорками, которые вызывают вопрос: почему современная молодёжь не читает книги?!!! 1 этап: Исследовательский Если мы вернёмся немного назад и оставим в стороне эти причины, то поймём, что самой главным основанием утраты у людей интереса к чтению книги является то, что у них исчезает чувство потребности к ней. В представлении людей обычно книга рисуется чем-то абстрактным и они не испытывают какую-либо нужду в ней и не знакомы с наслаждением от чтения книги. Чтение книги, демонстрируя разные социальные и личностные мотивы индивида, может иметь для жизни человека следующие последствия: 1. чтение расширяет осведомлённость о существующих проблемах и прививает навыки их разрешения; 2. чтение придаёт уверенность в себе и позволяет избавиться от чувства собственной неполноценности и ограниченности; 3. чтение укрепляет убеждения и взгляды, формирует образ мыслей и готовность к принятию чего-то нового и участию в дискуссии и обмене мнениями; 4. чтение позволяет познакомиться с шедеврами литературы. Прочтение чего-то интересного и захватывающего освобождает человека от напряжения и успокаивает. Книга и интерес к ней не являются тем, что передаётся по наследству от отца и матери. Это средство приобретения знаний, которое значительно упрощает обучение в юном возрасте. Поэтому нужно воспитывать правильное поведение и культуру и интерес к чтению появится. Если к чтению книги приучать правильно, человек сам устранит со своего пути все препятствия, мешающие чтению.

Возникает вопрос: почему при всех нынешних условиях молодежь все равно не читает?

Для того, чтобы найти ответ, нужно вернуться в детство. Самое логичное решение среднестатистического родителя для того, чтобы успокоить свое неуемное дитя – включить мультик. Недостатка мультфильмов сейчас нет – не говоря уже о мульт-часах на общих телеканалах, есть еще и специализированные, показывающие только мультики и ничего больше. Разумеется, если с детства слова заменяют картинками, никакого интереса к книгам не может появиться в принципе. Если ребенку не читают сказки на ночь – он не учится использовать свое воображение. Если родители делают это нехотя, в спешке или «чтоб отстал», у ребенка никогда не возникнет желания взять в руки книжку и прочитать ее лично.

Кроме этого, большое значение имеет та литература, которую читают подростки. Как правило, это модные современные писатели, которых читать «принято». Просто потому, что все уже впитали в себя бесценное литературное творение, а выделяться из толпы людей, выделяющихся из толпы, как-то не хочется. Проблема в том, что модные современные писатели обычно выпускают книги о «жестокой действительности». Персонажи редко вызывают теплые чувства, редко совершенствуются, хотя иногда достигают своей цели, при этом деградировав. Один из признаков модного современного писателя – это наплевательское отношение к литературному языку. В результате подросток получает не книгу, а скопление негатива, которое потом переносится в жизнь, отравляет мысли, отбивает желание читать, хотя, конечно, можно себя убеждать в том, что раз всем нравится – то должно понравиться и тебе.

Таким образом, в наши дни человека последовательно, хоть и невольно, отучивают от чтения книг. Своими руками, подведя ребенка под влияние СМИ и информационных технологий, их родители потом удивляются, почему же он не читает.

2 этап: практический

Извечный вопрос : Как наших детей обратить к книге?

Что делать?

Любовь к чтению, конечно, надо воспитывать. А как?

1. Активную пропаганду книги в первую очередь нужно проводить не только библиотекарям, но и учителям.

2. Книжные выставки и чтение вслух.

Стараться, как можно больше читать детям, пусть даже небольшие отрывки из разных произведений, но так, чтобы они не только прочувствовали своеобразие литературного языка писателей, но и захотели бы узнать, что же было дальше, и тем самым подтолкнуть ребят к самостоятельному чтению.

Нет родителей, которые не хотели бы, чтобы их дети много и хорошо читали, грамотно и понятно писали. Трудность же состоит в том, что родители не готовы к тому, что им самим надо подключаться к этой работе, что школа одна справиться не может и родителям необходимо брать на себя некоторую долю ответственности за результат.

Советы учителям:

Рассказывайте детям о ценности чтения. Показывайте связь чтения с их успехами в учёбе и других делах. Приводите примеры положительного влияния книги на вашу собственную жизнь или жизнь других людей. Поощряйте дружбу с детьми и взрослыми, которые любят читать.

Обращайте внимание детей на высказывания выдающихся людей о чтении. Не упускайте фактов, подтверждающих роль чтения в жизни тех, кто авторитетен для школьника: спортсменов, актёров, теле звёзд. Поднимайте престиж книги и чтения в сознании ребенка

Был проведен опрос среди школьников “Отношение к чтению” и оно оказалось весьма противоречивое.

- “ Только и слышу: читай, читай. Надоело!”

- “Чтение – это наша жизнь”.

- “Читай – и ты полетишь.”

- “Чтение - это мир, где можно понять самого себя и других.”

- “Чтение спасет мир.”

Есть дети, для которых книга – органическая часть их жизни. Взять в пример телевизионную передачу “Умники и умницы”, мы убеждаемся в феноменальной начитанности этих подростков будущей элиты нашего общества. В них виден интеллект, эрудиция, культура, способность решать нестандартные задачи, прогнозировать.

Данные о детском чтении:

    старшие 17%.

    Не читают ничего, кроме заданий учителя 10% школьников.

    Читают только развлекательную литературу 4% учащихся.

    Читают для самообразования 3% школьников .

И в заключение хотелось бы отметить:

Сегодня почти треть жителей не читает книг, что свидетельствует о значительном снижении уровня грамотности населения, потере интереса к литературе. Самыми уязвимыми в этой ситуации оказываются дети и подростки. Вырастая в семьях, где взрослые не читают книг, дети растут духовно и интеллектуально не развитыми, малограмотными. “Кем бы потом ни стали выпускники школ – им жить среди людей.

Гипотеза:

Если уметь понимать подростков, общаться с ними, предвидеть их поведение, а для этого представлять себе разнообразие характеров, иметь запас жизненных ситуаций и способов их разрешения, почерпнутых из литературы, то проблему чтения можно избежать.

Список использованной литературы:

1. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие /Сост. О.В. Сухомлинская.- М.: Педагогика 1990. - 288 с. - (Б-ка учителя)

2. Школа как территория чтения: Сборник статей / Сост. С.В. Волков. – М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2008. – 88 с.

3. Чудинова В.П. Детское чтение. Негативные последствия развития медиасреды // Дети и культура / Отв. Ред. Б.Ю.Сорочкин. М.: КомКнига, 2007. С. 131-164.

Чтение – это способ обретения культуры, средство расширения кругозора и интеллектуального развития, посредник в общении, базовое умение для учения и жизни. Необходимо, что бы оно стало инструментом успешной деятельности в различных сферах жизни (учебе, работе, отношениях с людьми – в семье, в кругу друзей). Поэтому просто необходимо рассмотреть проблемы молодежи в области чтения, мы должны понять, почему оно отошло на второй план.
Молодежь читает и читает не только то, что надо по программе, но и для собственного интереса. Однако не будем отрицать, что таких мало! Престиж чтения повышается, но это происходит очень медленно.
Сегодня на процесс социализации подрастающего поколения усиливается влияние «некнижных» средств массовой информации. Количество каналов получения информации растет. Наряду с традиционными – книгой и периодикой – все больше места в жизни занимают аудиовизуальные («экранные») СМИ. Развивается культура, которую называют «экранной» («видеокультурой», «аудиовизуальной культурой»). Эта культура оказывает огромное влияние на чтение:
1) падает символический статус чтения и его престиж.
2) меняется восприятие печатного текста и информации (восприятие становится поверхностным и фрагментным).
3) меняется мотивация чтения и репертуар читательских предпочтений (например: под влиянием телевидения и видеопросмотров усиливается интерес к тем темам и жанром, которые представлены на экране, особенно приключенческим – детективам, триллерам, книгам ужасов, комиксам).
4) предпочитается печатная продукция, где широко представлен видеоряд, отсюда популярность иллюстрированных журналов и комиксов.
Отсюда можно сделать вывод, что главную конкуренцию книгам составляют телевидение и Интернет. То время, что раньше тратилось на чтение, сейчас заменили телепросмотры и компьютерные игры. У молодежи ярко выражен мотив: «Хочу почитать что–либо легкое, развлекательное», и выбирают журналы с обилием иллюстраций. Романы читают значительно меньше чем раньше.
Большинство молодых людей знакомо с Анной Карениной, Обломовым, Наташей Ростовой и Печориным только по фильмам. Прочитать четырехтомник «Войны и мир» сложней, чем просмотреть фильм, но никто почему-то не учитывает, что в фильм – это задумка режиссера, а не автора. Даже если фильм снят по роману в нем больше режиссера, чем автора. Примером может служить фильм, снятый Владимиром Бартковым по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита». В фильме много таких моментов, которых нет в книге и нет того, о чем писал Булгаков. Фильм, снятый по произведению (неважно какому) и само произведение две больших разницы.
Но не все так трагично, как кажется на первый взгляд. После просмотра удачного фильма по хорошему роману всегда хочется прочитать книгу и сравнить, узнать о чем «промолчал» режиссер. Для некоторых молодых людей поиск отступлений режиссера от произведения стали чем-то вроде хобби.
Отдельно следует выделить Интернет и компьютерные игры. Компьютерные игры негативно влияют на современную молодежь, особенно если в них присутствуют сцены убийств и насилия (DOOM, SILENT HILL, GTA FAR). И наоборот интеллектуальные игры воздействуют благотворно.
В связи с тем, что молодежь предпочитает больше времени проводить за экраном телевизора или компьютера создаются электронные библиотеки, а книги на дисках пользуются большим спросом, чем традиционные. Книги классиков отцифровывают, и молодые люди активно берут их для чтения. Также создают электронные версии журналов для юношей, например «Мир ПК», и многие другие. В библиотеках проводятся выставки, посвященные тем автором, по книгам которых были сняты фильмы, а также конкурсно – игровые программы, посвященные произведениям разных авторов, и молодежь с интересом принимает участие в этих конкурсах.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что, несмотря на то, что престиж чтения падает, молодежь продолжает читать. Традиционные книги постепенно вытесняют электронные, и это новое веянье времени активно поддерживает молодое поколение. Современная молодежь предпочитает получать информацию на электронных носителях или искать в Интернете, я считаю, что это не так уж страшно как думают многие исследователи юношества. Главной проблемой Интернета я считаю то, что там много различной информации и порой в ней трудно сориентироваться и найти необходимую. Основная задача библиотекарей помочь молодым людям найти максимум необходимой информации при минимальных затратах.
В заключении статьи предлагаю вам провести анкетирование, чтобы узнать, посещают ли ваши ученики библиотеку, какую литературу они предпочитают. Тем самым, вы можете спланировать у себя в классе неделю чтения литературы, которую можете принести сами, попросить родителей принести вам книги. Так же можно устроить аукцион за отличную оценку по предмету, кто больше прочтет книг и напишет к ним свои рецензии. Этим вы «убьете» несколько «зайцев»: дети не только начнут читать книги, не только будут развивать, и пополнять свою речь, научатся красиво и правильно разговаривать, выработают в себе усидчивость, внимательность, научатся образно мыслить и думать о будущем. Можно устроить театрализацию на понравившуюся повесть, рассказ или отдельный сюжет.

1. Методологический раздел.

1.1. Актуальность темы.

1.2. Определение проблемы.

1.3. Научная разработка темы исследования.

1.4. Логический анализ понятий.

1.5. Цель исследования.

1.6. Задачи исследования.

1.7. Объект исследования.

1.8. Предмет исследования.

1.9. Гипотезы.

2. Методика – процедурный раздел.

2.1. Методы сбора первичной эмпирической информации.

2.2. Место, время проведения исследования. Название инструментария.

2.3. Характеристика инструментария.

2.4. Выборка.

2.5. Методы обработки социальной информации.

2.6. Практическая значимость исследования.

Приложения:

2.7. Анкета.

2.8. Рабочий план проведения исследования.

2.9. Библиография.

3. Аналитический раздел.

1. Методологический раздел программы.

1.1. Актуальность темы.

В настоящее время все большие масштабы приобретает проблема связанная с тем, что люди разных возрастов, социальных принадлежностей и национальностей начинают все меньше читать книги, т.к. используют в основном только Интернет или слушают музыку.

Лично меня сподвигло на выбор этой темы, то, что все люди стали меньше читать и уровень разговорной речи становится хуже, а некоторые даже не знают очень известных писателей.

В данный момент количество людей, которые любят читать становится все меньше. Это явление связано все с большим проникновением западной культуры в нашу страну и с возрастающим давлением ее на сознание наших соотечественников, особенно на молодежь. Вот почему мне интересно мнение людей, не столько пожилых, сколько молодых.

Пусть моя программа социологического исследования будет стимулом для всего этого. Ведь читать различную литературу полезно, каждый раз можно познавать все больше и больше.

1.2 Определение проблемы.

В настоящее время стоит огромная проблема того, что люди не хотят читать. Я думаю, это связано с тем, что некоторые не имеют времени, другие после работы или учебы очень устают и поэтому уже не могут читать, другие же больше предпочитают Интернет или послушать музыку.

1.3. Научная разработка темы исследования.

Читательская культура молодежи: мифы и реальность.

Анна Акимова

1) Респонденты отвечали и на вопрос об отношении к школьной программе по литературе. 42% ответили, что она нуждается в дополнении современной литературой. На втором месте ответ «в ней собрана лучшая литература» – 32,2%. Но в основном так отвечали те, кто еще учится в школе. У тех, кто уже работает, а значит, имеет возможность больше читать для себя, отношение к школьной программе очень скептическое – 21,1% ответили, что она нуждается в полном пересмотре.

Наиболее известными современными писателями для респондентов оказались Борис Акунин, Сергей Лукьяненко , а также авторы иронических детективов. На вопрос о современном британском писателе смогли ответить только 19 человек, все они назвали автора серии книг о Гарри Поттере (Джоан Роллинг) . Остальные называли либо старых английских писателей, либо и вовсе американских.

По ответам молодежи видно, что у них есть домашние библиотеки: 38,6% ответили, что имеют дома более 200 книг, 43,6% – от 50 до 200 книг. Но, несмотря на это, молодежь предпочитает книги для прочтения покупать в книжных магазинах (42,9%), на третьем месте после домашних библиотек оказались публичные библиотеки (18,7%). Конечно, источник получения книги сильно зависит от возраста: школьники берут книги в библиотеках (39,4%), среди работающих библиотеками пользуются всего 2,8%.

80% библиотекарей уверены, что современная молодежь читает меньше, чем в 80-е и 90-е годы XX столетия. Хотя анализ продаж и активности читателей показывает, что сейчас молодежь читает больше, чем в 1990-е, когда острые социальные проблемы вытолкнули молодых на улицы, кроме того, не было новых известных авторов, которые выступали бы «локомотивами». Сейчас такие книги, как «Гарри Поттер», книги Коэльо , Лукьяненко, Акунина, привлекают молодежь все больше, а известные экранизации только разжигают этот интерес. По поводу 1980-х годов что-то определенное сказать трудно из-за того, что официальная статистика тех лет дает очень искаженную информацию.

Что мешает чтению? 45% респондентов ответили, что телевидение является самым главным препятствием для чтения молодежи; более 50% – что мешают Интернет и компьютеры. Высокая нагрузка в школе здесь тоже оказалась среди лидеров – 25% библиотекарей видят в этом основное препятствие для чтения молодежи.

Вишникина Катя (источник " Газета АЛЬТЕРНАТИВА ")

Адрес : http://www.kalitva.ru/2007/06/14/chto_chitaet_molodezh.html

2) Наиболее популярнее сейчас это - современная философия. Оказалось, что в большинстве своем подростки выбирают «разрекламированных» авторов философских экшенов - Анхеля де Куатье и Пауло Коэльо. Также популярны сегодня японский философ Харуки Мураками, Ричард Бах, написавший знаменитую (и не менее сложную) «Чайку Джонатан Ливингстон».Выяснилось, что после выхода в 2006 году книги Дэна Брауна «Код да Винчи», ее мгновенно смели с прилавков магазинов, а в библиотеках эта книга вечно «на руках». Очень уж модное произведение! На втором месте обычно фантастика. Многие молодые люди предпочитают именно ее. Фантастику можно разделить на две ветви - это фэнтези (сказки) и ужасы. Королем ужасов неизменно является Стивен Кинг («Парень из Колорадо»). Как ни ругайте Кинга, уважаемые учителя литературы, его книги всегда будут популярны, их читают люди разного возраста.
Несколько уступает Кингу Дин Кунц - современный замечательный писатель-фантаст.
Самые читаемые книги - серия про Гарри Поттера писательницы Джоан Роллинг. Их читают все - от мала до велика. Тему полюбившегося сказочного мира продолжают книги знаменитого французского режиссера Люка Бессонна. Волшебные приключения мальчика Артура даже начали экранизировать. К сожалению, лишь единицы читают книги с интересом, увлечением. Около 70 процентов школьников берут в библиотеках только школьную литературу и материалы для докладов. Из классических произведений молодежь предпочитает «Мастера и Маргариту». Это произведение влечет подрастающие поколения уже долгое время.И, наконец, самой развлекательной литературой являются - журналы. Их «развелось» очень много самых разных. Например, «YES!», «Лиза», «GLAMOUR».Думаю, не стоит сетовать на то, что читать мы стали меньше. Да, факты весьма плачевны: 52% россиян не покупают книг вообще, 37% их не читают, 79% не пользуются библиотеками.

О литературной эволюции.

Ю. Н. Тынянов

3) Положение истории литературы продолжает оставаться в ряду культурных дисциплин положением колониальной державы. С одной стороны, ею в значительной мере владеет индивидуалистический психологизм (в особенности на Западе), где вопрос о литературе неправомерно подменяется вопросом об авторской психологии, а вопрос о литературной эволюции - вопросом о генезисе литературных явлений. С другой стороны, упрощенный каузальный подход к литературному ряду приводит к разрыву между тем пунктом, с которого наблюдается литературный ряд, - а им всегда оказываются главные, но и дальнейшие социальные ряды, - и самым литературным рядом. Построение же замкнутого литературного ряда и рассмотрение эволюции внутри его наталкивается то и дело на соседние культурные, бытовые в широком смысле, социальные ряды и, стало быть, обречено на неполпоту. Теория ценности в литературной науке вызвала опасность изучения главных, но и отдельных явлений и приводит историю литературы в вид "истории генералов". Слепой отпор "истории генералов" вызвал в свою очередь интерес к изучению массовой литературы, но без ясного теоретического осознания методов ее изучения и характера ее значения.

Наконец, связь истории литературы с живою современною литературой - связь выгодная и нужная для науки - оказывается не всегда нужною и выгодною для развивающейся литературы, представители которой готовы принять историю литературы за установление тех или иных традиционных норм и законов и "историчность" литературного явления смешивают с "историзмом" по отношению к нему. В результате последнего конфликта возникло стремление изучать отдельные вещи и законы их построения во внеисторическом плане (отмена истории литературы).

Евгений Лещинский (источник "Наш мир")

Адрес: http://www. knigi .ru/lilit/.html

4) Подобным же образом решается вопрос наиболее трудный, наименее исследованный: о литературных жанрах. Роман, кажущийся целым, внутри себя на протяжении веков развивающимся жанром, оказывается не единым, а переменным, с меняющимся от литературной системы к системе материалом, с меняющимся методом введения в литературу внелитературных речевых материалов, и самые признаки жанра эволюционируют. Жанры "рассказ", "повесть" в системе 20-х - 40-х годов определялись, как то явствует из самых названий, другими признаками, нежели у нас. Мы склонны называть жанры по второстепенным результативным признакам, грубо говоря, по величине. Названия "рассказ", "повесть", "роман" для нас адекватны определению количества печатных листов. Это доказывает не столько "автоматизованность" жанров для нашей литературной системы, сколько то, что жанры определяются у нас по иным признакам. Величина вещи, речевое пространство - не безразличный признак. В изолированном же от системы произведении мы жанра и вовсе не в состоянии определить, ибо то, что называли одою в 20-е годы XIX века или, наконец, Фет, называлось одою не по тем признакам, что во время Ломоносова.

На этом основании заключаем: изучение изолированных жанров вне знаков той жанровой системы, с которой они соотносятся, невозможно. Исторический роман Толстого не соотнесен с историческим романом Загоскина, а соотносится с современной ему прозой.

Строго говоря, вне соотнесенности литературных явлений и не бывает их рассмотрения. Таков, напр., вопрос о прозе и поэзии. Мы молчаливо считаем метрическую прозу - прозой и неметрический верлибр - стихом, не отдавая себе отчета в том, что в иной литературной системе мы были бы поставлены в затруднительное положение.

Но проза дифференцируется, эволюционирует, одновременно эволюционирует и стих. Дифференция одного соотнесенного типа влечет за собою или, лучше сказать, связана с дифференцией другого соотнесенного типа. Возникает метрическая проза (напр., Андрей Белый). Это связано с перенесением стиховой функции в стихе с метра на другие признаки, частью вторичные, результативные: на ритм как знак стиховых единиц, особый синтаксис, особую лексику и т. д. Функция прозы к стиху остается, но формальные элементы, ее выполняющие, - другие.

Дальнейшая эволюция форм может либо на протяжении веков закрепить функцию стиха к прозе, перенести ее на целый ряд других признаков, либо нарушить ее, сделать несущественной; и подобно тому как в современной литературе малосущественна соотносительность жанров (по вторичным, результативным признакам), так может настать период, когда несущественно будет в произведении, написано ли оно стихом или прозой.

Анна Скворцова

Адрес: http:// gazeta . ru /

5) Если мы условимся в том, что эволюция есть изменение соотношения членов системы, т. е. изменение функций и формальных элементов, - эволюция оказывается "сменой" систем. Смены эти носят от эпохи к эпохе то более медленный, то скачковой характер и не предполагают внезапного и полного обновления и замены формальных элементов, но они предполагают новую функцию этих формальных элементов. Поэтому самое сличение тех или иных литературных явлений должно проводиться по функциям, а не только по формам. Совершенно несходные по видимости явления разных функциональных систем могут быть сходны по функциям. и наоборот. Вопрос затемняется здесь тем, что каждое литературное направление в известный период ищет своих опорных пунктов в предшествующих системах, - то, что можно назвать "традиционностью".

Так, быть может, функции пушкинской прозы ближе к функциям прозы Толстого, нежели функции пушкинского стиха к функции подражателей его в 30-х годах и Майкова.

Резюмирую: изучение эволюции литературы возможно только при отношении к литературе как к ряду, системе, соотнесенной с другими рядами, системами, ими обусловленной. Рассмотрение должно идти от конструктивной функции к функции литературной, от литературной к речевой. Оно должно выяснить эволюционное взаимодействие функций и форм. Эволюционное изучение должно идти от литературного ряда к ближайшим соотнесенным рядам, а не дальнейшим, пусть и главным.

Доминирующее значение главных социальных факторов этим не только не отвергается, но должно выясниться в полном объеме, именно в вопросе об эволюции литературы, тогда как непосредственное установление "влияния" главных социальных факторов подменяет изучение эволюции литературы изучением модификации литературных произведений, их деформации.

Молодежь в новом веке будет читать все меньше, не оправдываются. Молодежь сейчас много читает, причем самостоятельно, без нажима со стороны школы и родителей. В круг интересов молодых читателей попадают разные жанры и авторы, индустрия книжного бизнеса дает возможность узнавать все новые и новые имена. Не пострадало чтение и от развития новых информационных технологий, пока чтению составляет конкуренцию только телевидение. Чтение за эти годы стало прежде всего развлечением, к самым популярным жанрам теперь относятся детективы и фэнтези. Именно это тревожит более всего: ведь в российской традиции художественная литература долгое время формировала жизненные ценности и воспитывала подрастающее поколение. Библиотеки в такой ситуации должны способствовать развитию вкуса и критического мышления у молодых читателей. Читать в наше время действительно престижно!

1 .4. Логический анализ понятий.

1.4.1. Интерпретация и операционализация понятий.

Ключевые понятия:

3. Литературные жанры;

4. Молодежь.

Теоретическая интерпретация ключевых понятий:

1. Книги - подборка листов бумаги, пергамента или другого листового материала, содержащих каким-либо способом перенесённые на них текст и (или) иллюстрации, скреплённая по одному краю и защищённая обложкой. Каждая сторона листа в книге называется страницей. Иногда книгой называется большой раздел документа или литературного произведения. Книга, записанная в электронном формате, называется ещё e-книга или электронная книга.

2. Жанр - совокупность формальных и содержательных особенностей произведения. Жанры сформированы наборами условий; многие произведения используют несколько жанров посредством заимствования и объединения этих условий. Возможные определения понятия «жанр» иногда ограничены искусством и культурой, особенно литературой, но длинная история использования данного понятия наблюдается также и в риторике. В исследованиях жанра понятие не сравнивается с исходным значением. Скорее, все существующие произведения отражают определённые условия, участвуя при этом в создании определения понятия жанра.

3. Литературные жанры: былина, драма, ода, элегия, рассказ, повесть, роман, стихотворение, поэма.

Былина - героическая песня повествовательного характера.

Драма - главное отличие драмы от других литературных жанров - предназначение для сцены.

Ода - торжественное патетическое стихотворение. В V - IV вв. до н.э. исполнялась только с музыкой, пением, танцами. В Древней Греции одами прославляли спортивные соревнования. В Древнем Риме Гораций разлучил оду с музыкой. Большой мастер од считался в 16-17 веке во Франции Малербо. В это же время в России лучшими в жанре оды были Ломоносов, Тредиаковский, Державин.

Элегия - жанр лирики, возник в 7 веке до нашей эры в древней Греции.

Рассказ - это малая форма эпической прозаической литерату ры.

Повесть - древнейший жанр русской литературы.

Роман произошёл на романских языках в древние и средние века, но имел только некоторые черты современного романа.

Стихотворение - разнообразие тематики этого поэтического жанра.

Поэма - большая форма лиро-эпического жанра, стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией, повесть или роман в стихах. Расцвет данного жанра связан с романтизмом. Поэмы писали Байрон, Шелли, Мицкевич, Пушкин, Лермонтов.

4. Молодежь - это специфическая социально-демографическая физическая группа, отличающаяся периодом социальной адаптации, становлением социальной зрелости и психологическими особенностями.

1.5. Цель исследования.

Выявить какие жанры литературы наиболее предпочтительнее у молодежи, так как я считаю, что сейчас в наше время очень важно читать.

1.6. Задачи исследования.

1) определить отношение молодежи к чтению книг;

2) выяснить зависимость выбора жанра книги от возраста;

3) выявить зависимость выбора жанра книги от пола;

4) выявить любимые места для чтения книг;

5) какие книги, интересуют нынешнюю молодежь.

1.7. Объект исследования.

Объектом исследования являются студенты дневного отделения РГТЭУ города Москвы, которые отдают предпочтение различным жанрам литературы.

1.8. Предмет исследования.

Предмет исследования – жанры, которые предпочитают студенты различных возрастов.

1.9. Гипотезы.

  1. Большинство студентов считают, что читать книги это пустая трата времени. (Для проверки использовался вопрос в анкете №5).
  2. Чем взрослее человек, тем больше он начинает читать научных книг. (Для проверки использовался вопрос в анкете №1).
  3. Девушки предпочитают романы, а молодые люди рассказы и повести. (Для проверки использовался вопрос в анкете №3).
  4. Большинство предпочитают читать в транспорте, на отдыхе, дома, на работе и в университете. (Для проверки использовался вопрос в анкете №11).
  5. Обстоятельства, препятствующие чтению - это отсутствие книг, дефицит времени, жизненный цикл семьи, дефицит интереса. (Для проверки использовался вопрос в анкете №6,7 и 8).

2. Методический раздел программы.

2.1. Методы сбора первичной социологической информации.

Опрос в форме анкетирования.

2.2. Место и время проведения исследования. Название инструментария.

Место: г. Москва.

Время проведения: Ноябрь, 2008.

Инструментарий: Анкета.

Название инструментария: Литературные жанры литературы.

2.3. Характеристика инструментария.

Всего в анкете 12 вопроса, в том числе:

1. Вопросы по содержанию:

1.1. О личности респондента - №1-3.

1.2. О фактах поведения - №10.

1.3. О фактах сознания - №5.

2. Вопросы по форме:

2.1. Открытые - № ---.

2.2. Закрытые - №6,7,8,11.

2.3. Полуоткрытые - №10.

3. Вопросы по оформлению:

3.1. Линейные - № 1-12.

3.2. Табличные -№ ---

4. Вопросы-фильтры -№1-12.

5. Вопросы-ловушки -№---.

6. По функции:

6.1 Основные - 10.

6.2 Неосновные – 2.

2.4. Выборка.

В данном социологическом исследовании приняло участие 50 человек в возрасте от 17 до 25 лет.

2.5. Методы обработки социологической информации.

В данном социологическом исследовании предусмотрен ручной метод обработки эмпирической информации.

2.6. Практическая значимость исследования.

Данное социологическое исследование имеет большое практическое значение. Обработанные данные могут быть применены как уже действующими библиотеками для дальнейшего развития отдельных направлений или разработки абсолютно нового, ранее не привлекавшего внимания.

Кроме того, результаты исследования могут показать, какой жанр литературы наиболее предпочтительней в Российской Федерации.


Приложение 1.

АНКЕТА

Уважаемый участник опроса! Обращаемся к Вам с просьбой высказать свое предпочтение в литературе.

Анкетирование анонимно. Результаты опроса будут использованы в обобщенном виде.

Техника заполнения: прочитав вопросы, подчеркните (обведите) код ответа, который наиболее близок к Вашему личному мнению или напишите свой вариант.

Студентка 2-го курса ФУ

Трубицына Наталья

1. Ваш возраст.

а) младше 18

б) от 18 до 20

в) от 20 до 23

г) от 23 до 25

2. Ваш род деятельности.

а) студент, не работающий

б) студент, работающий

Если ваш ответ б) укажите профессию _______________

3. Ваш пол.

а) мужской

б) женский

4. Ваше образование.

а) среднее

б) среднее специальное

в) неполное высшее

Если Вы ответили НЕТ, переходите к вопросу №12

6. Что вы предпочитаете больше отечественную или зарубежную литературу?

а) отечественная литература

б) зарубежная литература

7. Что вы читаете? (возможно два варианта ответа)

а) классика

б) современные книги

8. Какой жанр книги вы предпочитаете?

а) былина

б) драма (трагедия, комедия)

г) лирика (элегия)

д) рассказ (эссе, очерк, новелла)

е) повесть

з) стихотворение

9. Сколько обычно, по времени, в день вы читаете?

а) меньше часа

б) от 1 до 3 часов

в) от 3 до 5 часов

г) другое ______________

10. За сколько вы прочитали свою последнюю книгу?

а) за день

б) за неделю

в) за месяц

г) другое _________________

11. Где вы обычно читаете? (возможно несколько вариантов ответа)

б) в институте

в) на работе

г) в общественном транспорте

д) на отдыхе

е) другое ______________

12. Если у вас домашняя библиотека?

Спасибо за ответы!!!
Приложение 2.

Рабочий план проведения исследования.

Наименование мероприятий Сроки исполнения

Ответственный

Разработка программы КСИ 05.11 – 07.11 Трубицына Н.Д.
Разработка инструментария 08.11 – 10.11 Трубицына Н.Д.
Разработка инструкций для организаторов и анкетеров 11.11 – 12.11 Трубицына Н.Д.
Тиражирование инструментария 13.11 -15.11 Трубицына Н.Д.
Инструктаж организаторов и анкетеров 16.11 – 18.11 Трубицына Н.Д.
Сбор, обработка и подготовка анкет 19.11 – 21.11 Трубицына Н.Д.
Анализ полученной информации, её обобщение и отображение 22.11 – 23.11 Трубицына Н.Д..
Подготовка аналитических записок и отчетов 24.11 - 27.11 Трубицына Н.Д.
Презентации и внедрение итогов исследования в практику 28.11 – 30.11 Трубицына Н.Д.

Приложение 3.

Библиография.

1. Читательская культура молодежи: мифы и реальность. Анна Акимова.

2. Вишникина Катя (источник " Газета АЛЬТЕРНАТИВА ") http://www.kalitva.ru/2007/06/14/chto_chitaet_molodezh.html

3. О литературной эволюции. Ю. Н. Тынянов.

4. Евгений Лещинский (источник "Наш мир") http://www. knigi .ru/lilit/.html

5. Анна Скворцова http :// gazeta . ru /


3. Аналитический раздел.

1. Читает ли молодежь (в %):

Вывод: молодежь сейчас много читает, причем самостоятельно. В круг интересов молодых читателей попадают разные жанры и авторы. Пока чтению составляет конкуренцию только телевидение. Чтение за эти годы стало прежде всего развлечением, к самым популярным жанрам теперь относятся детективы и фэнтези. Именно это тревожит более всего: ведь в российской традиции художественная литература долгое время формировала жизненные ценности и воспитывала подрастающее поколение.

2. Выбор литературного жанра, в зависимости от возраста (в %):

Былина Драма Ода Лирика Рассказ Повесть Роман Стихотворение Поэма
<18 0 14 7 0 7 0 36 14 22
18-20 1 17 2 4 13 17 26 13 5
20-23 0 32 0 17 0 17 17 0 17
23-25 0 0 0 0 50 50 0 0 0

Вывод: роман, кажущийся целым, внутри себя на протяжении веков развивающимся жанром, оказывается не единым, а переменным, с меняющимся от литературной системы к системе материалом, с меняющимся методом введения в литературу внелитературных речевых материалов, и самые признаки жанра эволюционируют. Он наиболее предпочтительнее у молодежи до 18 лет. В основном молодежь в возрасте от 18 и до 25 лет предпочитают: "рассказ", "повесть". На этом основании заключаем: изучение изолированных жанров вне знаков той жанровой системы, с которой они соотносятся, невозможно.

3. Выбор литературного жанра, в зависимости от пола:

Вывод: подобным же образом решается вопрос наиболее трудный, наименее исследованный: о литературных жанрах.

Дело в том, что проза и поэзия соотносятся между собою, есть взаимная функция прозы и стиха. Функция стиха в определенной литературной системе выполнялась формальным элементом метра.

Из таблицы видно, что молодые люди любят стихи, а девушки романы.

4. Наиболее предпочтительные места для чтения:

5. Какие книги больше всего предпочитает молодежь:

Вывод: сейчас такие современные книги, как «Гарри Поттер», книги Коэльо , Лукьяненко, Акунина, привлекают молодежь все больше, а известные экранизации только разжигают этот интерес, зарубежная литература также пользуется успехом.


Общий вывод.

В ходе исследования многие гипотезы были доказаны, некоторые опровергнуты.

По итогам можно сделать вывод, что многие студенты любят читать, другие же не любят.

Большинство студентов читают в общественном месте, по пути из института или в институт, получается, что в метро и в автобусах.

Дело в том, что проза и поэзия соотносятся между собою, есть взаимная функция прозы и стиха. Функция стиха в определенной литературной системе выполнялась формальным элементом метра.

Роман, кажущийся целым, внутри себя на протяжении веков развивающимся жанром, оказывается не единым, а переменным, с меняющимся от литературной системы к системе материалом, с меняющимся методом введения в литературу внелитературных речевых материалов, и самые признаки жанра эволюционируют.

- 65.50 Кб


  1. Вступление…………………………………………………… ……………...
  2. Основная часть………………………………………………………………… ..............

    2.2 Читательские интересы молодежи 21 века…………………………………………………………………… ………….

    2.3 Проблемы чтения молодежи………………………………………………………… ……………...

  1. Практическая часть………………………………………………………………… ………..
  2. Заключение…………………………………………………… ……………..
  3. Приложения…………………………………………………… …………….
  4. Список литературы …………………………………………………… ………………

Введение.

Социологические словари определяют молодежь, как социально возрастную группу населения в возрасте от 14-28 лет. Знаменитый психолог Курт Левин охарактеризовал молодежь как слой населения, который отошел от одной группы (дети) и еще не пришел к другой (взрослые). Для молодежи характерно отрицание авторитета взрослых: семьи, родителей, учителей. Из–за этого сложилось мнение, что современные молодые люди – это часть населения, которая ничего не хочет, ни о чем не мечтает, и которой не до чего нет дела. Так какая же нынешняя молодежь? Что ее интересует? К чему стремятся молодые люди? Какие они? Эти вопросы интересуют многих психологов и исследователей юношества. Социологические опросы молодых людей в возрасте от 18-25 лет показали, что «Нынче модно быть активным, быть лидером, быть немножко не от мира сего. Современная молодежь получает информацию извне в обобщенном виде чрез зрительный анализатор, и очень мало жизненных ситуаций, из которых она может получить информацию от своего внутреннего «Я». Читать чужой текст – это значит читать и свою душу, сравнивать и анализировать. Сейчас многие молодые люди не читают, а не которые читают.
Моя социологическая работа состоит из теоретической и практической частей. В теоретической части я попытаюсь раскрыть следующие вопросы: читательские интересы молодежи, так как они меняются из года в год. Проблемы чтения молодежи и пути их решения.
В практической части я исследую чтение молодежи. Объектом моего исследования являются молодые люди до 20 лет.

Цели моего исследования:
2. Задачи исследования: изучить молодежь, ее интересы и проблемы в области чтения.
Методы исследования: анкетирование и опрос.
Эта работа будет интересна, студентам, преподавателям и всем, кто работает с молодежью.

2. Основная часть.

2.1 Читательские интересы молодежи 21 века .

Наверное, люди никогда не откажутся от ставшей традиционной мысли, что их будущее связано с новым поколением, с молодежью. От того, насколько глубоко эти поколения усвоят духовные, нравственные, культурные традиции своего народа, общества, государства, зависит будущность страны.
Для современной России актуальность этого тезиса кажется острой как никогда. В обществе, по наблюдениям социологов, прослеживаются грозные симптомы «поколенческого разлома». Дети перестают понимать своих родителей и наоборот. Начиная с конца XX века наблюдается широкое распространение массовой поп-культуры, проповедующей распущенность и вседозволенность, копирующей с небольшим опозданием западные аналоги, например: хиппи, рокеров, панков. Досуг среди приверженцев такой «культуры» начинает восприниматься как основная форма жизнедеятельности. Но не все так безнадежно. Ведь, с другой стороны, нельзя не видеть в молодежной среде примеров проявления патриотизма, гражданственности и солидарности, сознательности и ответственности, жажды знаний и самосовершенствования. Молодежь стремится к идеалу, и библиотеки играют в этом очень важную роль. Сейчас современные молодые люди увлекаются спортом и музыкой. Читают чаще всего психологию, фантастику, романы, анекдоты.
Сейчас 83% молодые люди берут книги по школьной и вузовской программе. 17% читают с целью повышения профессионального уровня, самообразования и отдыха. 66% предпочитают читать книги считая, что они интереснее и познавательней чем журналы, а 34% отдают предпочтение газетам и журналам. В числе любимых авторов молодежи: Пушкин. Толстой, Булгаков, Бунин, Зощенко..
Среди молодых людей всех возрастов популярны серии книг «Ужастики» и «Страшилки». Эти книги о вампирах и оборотнях с леденящими кровь сюжетами как не странно помогают расслабиться после напряженного учебного или рабочего дня. Такие книги пользуются высоким спросом среди молодежи 18-19 лет и старше.

2.3 Проблемы чтения молодежи.

Чтение – это способ обретения культуры, средство расширения кругозора и интеллектуального развития, посредник в общении, базовое умение для учения и жизни. Необходимо, что бы оно стало инструментом успешной деятельности в различных сферах жизни (учебе, работе, отношениях с людьми – в семье, в кругу друзей). Поэтому просто необходимо рассмотреть проблемы молодежи в области чтения, мы должны понять, почему оно отошло на второй план.
Итак, молодежь читает и читает не только то, что надо по программе, но и для собственного интереса. Однако таких мало! Престиж чтения повышается, но это происходит очень медленно.
Сегодня на процесс социализации подрастающего поколения усиливается влияние «некнижных» средств массовой информации. Количество каналов получения информации растет. Наряду с традиционными – книгой и периодикой – все больше места в жизни занимают аудиовизуальные («экранные») СМИ. Развивается культура, которую называют «экранной» («видеокультурой», «аудиовизуальной культурой»). Эта культура оказывает огромное влияние на чтение:
Падает символический статус чтения и его престиж.
Меняется восприятие печатного текста и информации (восприятие становится поверхностным и фрагментным).
Меняется мотивация чтения и репертуар читательских предпочтений (например: под влиянием телевидения и видеопросмотров усиливается интерес к тем темам и жанром, которые представлены на экране, особенно приключенческим – детективам, триллерам, книгам ужасов, комиксам).
Предпочитается печатная продукция, где широко представлен видеоряд, отсюда популярность иллюстрированных журналов и комиксов.
Отсюда можно сделать вывод, что главную конкуренцию книгам составляют телевидение и Интернет. То время, что раньше тратилось на чтение, сейчас заменили телепросмотры и компьютерные игры. У молодежи ярко выражен мотив: «Хочу почитать что–либо легкое, развлекательное», и выбирают журналы с обилием иллюстраций. Романы читают значительно меньше чем раньше.
Большинство молодых людей знакомо с Анной Карениной, Обломовым, Наташей Ростовой и Печориным только по фильмам. Прочитать четырехтомник «Войны и мир» сложней, чем просмотреть фильм, но никто почему-то не учитывает, что в фильм – это задумка режиссера, а не автора. Даже если фильм снят по роману в нем больше режиссера, чем автора. Примером может служить фильм, снятый Владимиром Бартковым по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита». В фильме много таких моментов, которых нет в книге и нет того, о чем писал Булгаков. Фильм, снятый по произведению (неважно какому) и само произведение две больших разницы.
Однако не все так трагично, как кажется на первый взгляд. После просмотра удачного фильма по хорошему роману всегда хочется прочитать книгу и сравнить, узнать о чем «промолчал» режиссер. Для некоторых молодых людей поиск отступлений режиссера от произведения стали чем-то вроде хобби.
Отдельно следует выделить Интернет и компьютерные игры. Компьютерные игры негативно влияют на современную молодежь, особенно если в них присутствуют сцены убийств и насилия (DOOM, SILENT HILL, GTA FAR). И наоборот интеллектуальные игры воздействуют благотворно.
В связи с тем, что молодежь предпочитает больше времени проводить за экраном телевизора или компьютера создаются электронные библиотеки, а книги на дисках пользуются большим спросом, чем традиционные. Книги классиков отцифровывают, и молодые люди активно берут их для чтения. Также создают электронные версии журналов для юношей, например «Мир ПК», и многие другие. В библиотеках проводятся выставки, посвященные тем автором, по книгам которых были сняты фильмы, а также конкурсно – игровые программы, посвященные произведениям разных авторов, и молодежь с интересом принимает участие в этих конкурсах.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что, несмотря на то, что престиж чтения падает, молодежь продолжает читать. Традиционные книги постепенно вытесняют электронные, и это новое веянье времени активно поддерживает молодое поколение. Современная молодежь предпочитает получать информацию на электронных носителях или искать в Интернете, я считаю, что это не так уж страшно как думают многие исследователи юношества. Главной проблемой Интернета я считаю то, что там много различной информации и порой в ней трудно сориентироваться и найти необходимую. Основная задача библиотекарей помочь молодым людям найти максимум необходимой информации при минимальных затратах.

3. Практическая часть.

Чтение – один из важнейших компонентов современной жизни. Оно влияет на общение с друзьями и близкими, является средством приобщения к культуре, расширяет кругозор и, наконец, служит средством развлечения. Для многих молодых людей чтение вошло в хобби, они любят читать. У них есть свои предпочтения в чтении, хотя не редко они меняются. А для некоторых чтение наоборот превратилось в необходимость. Они читают только то, что им задают по учебной программе.
Среди многообразных литературных жанров нередко можно заблудится. Очень трудно найти то, что бы нам нравилось. Мы читаем все в подряд, пытаясь, остановится на чем-то одном, что нам понравится. Нередко бывает так, что постоянные запросы меняются и чаще всего это наблюдается в молодежной среде.
Я решила провести исследование, и узнать какие жанры литературы пользуются популярностью у современных молодых людей. Молодежь стала редко посещать библиотеки, и я хотела бы узнать, с чем это связано.
Цели моего исследования:
1. Выяснить условия, при которых молодежь приобщается к чтению.
2. Обобщение теоретического и практического опыта юношества.
Задачи исследования: изучить молодежь, ее проблемы и интересы в области чтения.
Объектом моего исследования является юношество и молодые люди в возрасте до 25 лет.
Предметом исследования являются: Областная юношеская библиотека им. Уткина и Гуманитарный центр библиотека семьи Полевых.
Мною использованы следующие методы: анкетирование, анализ читательских формуляров и опрос.
Для анализа читательских формуляров я выбрала студентов в возрасте 18 – 21 года. Анализ я провела в Гуманитарном центре библиотеке семьи Полевых, литературу смотрела за три года: с 2007 по 2009. Я проанализировала 10 формуляров и сделала вывод, что студенты читают в основном книги по учебной программе, регулярно посещают библиотеку.
Из художественной литературы предпочитают в основном детективы, например Джеки Коллинз «По законам мафии» и любовные романы зарубежных писательниц. Но доминирующее место занимает учебная программа. Здесь на первом месте стоят Гоголь, Толстой, Шолохов, а из зарубежных писателей Рабле, Хемингуэй, Ремарк, Маркес, Камю.
Анкетирование я провела с молодыми людьми в возрасте 17 – 20 лет. Получила следующие результаты. В большинстве молодежь любит ходить в библиотеку, и любит читать. Мотивы чтения в основном учебные (42 %), досуговые и научно – познавательные занимают второе место (29 %). Среди жанров литературы на первом месте оказались романы – 33 %, а классика заняла вторую строчку – 26 %. Фентези и фантастика на третьем месте – 20 %, на четвертом месте оказались детективы – 7 % и 4 % опрошенных сказали, что читают все в подряд. Среди любимых авторов оказались такие как А.С. Пушкин, Валентин Распутин, Джек Лондон, братья Стругацкие и Сергей Лукьяненко.
75 % опрошенных пользуются Интернет – библиотеками, но предпочитают в основном получать информацию на традиционных носителях. К Интернету относятся негативно, но считают, что без него просто невозможно жить в современном мире. На вопрос «Влияет ли Интернет и компьютерные игры на чтение, как?» один из респондентов ответил «Очень влияет. Люди скоро разучатся читать даже то, что они пишут».
В Гуманитарном центре я провела опрос со студенткой 18 – 19 лет. В библиотеку она приходит редко, ссылаясь на учебные нагрузки. Литературу берет в основном по учебной программе, досуговое чтение почти отсутствует, хотя иногда читает романы о любви. Любимых авторов нет. Активно пользуется Интернет – библиотеками, (скачивает книги на телефон). Считает, что «электронная» культура благоприятно воздействует на молодежь.
Результаты наблюдения за молодежью оказались следующими. В библиотеку приходит довольно много молодых людей: в основном студенты. Большинство из них просят литературу по учебной программе. Самостоятельным поиском предпочитают не заниматься, у стеллажей ведут себя не уверенно. Даже при выборе художественной литературы просят постоянных подсказок. К библиотекарю обращаются со словами: «А Вы не читали эту книгу, не знаете, о чем она, мне бы хотелось почитать что-нибудь интересное»
Таким образом, по всему сказанному можно сделать вывод, что студенческая молодежь города активно посещает библиотеки. Основным мотивом чтения является учебный. Из–за этого на первое место выходит классика, те писатели, которых задают преподаватели. В связи с учебными нагрузками молодые люди не находят времени для свободного чтения. Посещают библиотеку в основном для получения, каких – либо профессиональных знаний: берут учебные пособия, просят подобрать литературу для написания рефератов. Досуговое чтение отходит на второй план. Из жанров литературы на первом месте классика, на втором месте романы, а фентези и фантастика опустились на третье место, на четвертом детективы. Молодежь не особо любит посещать традиционные библиотеки, предпочитая им электронные. При этом она знает, что чтение книг с монитора плохо влияет на зрение, но это удобнее чем сидеть за столом и читать печатную книгу.

4.Заключение.

Анализируя теоретическую и практическую части курсовой работы, я пришла к выводу, что исследованная мною проблема актуальна для современного времени.
Чтение очень важно для современной жизни. Оно формирует культуру, отношение с близкими людьми: родственниками, друзьями, расширяет кругозор. Особенно важно чтение в юношеском возрасте. Библиотеки должны помогать молодым людям в формировании их читательского круга, предоставлять необходимую информацию.
По данным, полученным мною в результате исследования и изучения можно сделать вывод, что молодежь любит читать, но относится к чтению как к незначительному занятию. Спросом пользуются все жанры литературы, особенно классика (но это связано с учебной программой). А вот в числе любимых книг классика занимает 3 строчку. На первом месте фентези и фантастика, а на втором романы. Детективы опустились на 4 место. Итак, молодежь любит читать, но не любит посещать библиотеки. Для хождения в библиотеки у молодых людей нет времени в связи с учебными нагрузками, да и все необходимое сейчас можно найти в Интернете. Я считаю, что библиотекам необходимо сотрудничать с электронными ресурсами, создавать свои сайты для привлечения новых читателей и предоставления полного объема информации в интерактивном режиме.

5. Приложения:
Вопросы для опроса
1. Часто ли Вы приходите в библиотеку?
2. Мотивы Вашего чтения?
3. Какие жанры литературы Вы предпочитаете?
4. Ваш любимый писатель?
5. Пользуетесь ли Вы Интернет – библиотеками?
6. Как, по вашему мнению, влияет «электронная» культура на молодежь?

Анкета.
Уважаемые читатели, в современное время существует огромное разнообразие литературных жанров, в связи с этим библиотека проводит исследование на тему: «Что читает молодежь?».
Просим Вас ответить на предложенные вопросы.

1. Укажите Ваш возраст_______________________ ____________________
2. Любите ли Вы ходить в библиотеку?___________________ ___________
3. Пользуетесь ли Вы Интернет - библиотеками?_________________ _____
4. Какую роль, по Вашему мнению, играет чтение?____________________
5. Любите ли Вы читать?_______________________ ___________________
6. Мотивы Вашего чтения?
1) Досуговые
2) Научно – познавательные
3) Учебные
4) Свой вариант ______________________________ ______________
7. Какие жанры литературы Вы предпочитаете?
1) Фэнтези и фантастику.
2) Детективы.
3) Романы.
4) Классику.
5) Свой вариант_______________________ _____________________
8. У кого Вы спрашиваете совета при выборе книг?
1) Родители.
2) Преподаватели.
3) Друзья.
4) Свой вариант.______________________ ______________________
______________________________ __________________________
9. Ваш любимый писатель?_____________________ ___________________
______________________________ ______________________________ _
10. Какую книгу Вы читаете сейчас?_______________________ __________
______________________________ ______________________________ _
11. Книги, на каких носителях Вы предпочитаете?
1) Традиционные (бумажные).
2) Электронные.

Спасибо за участие.

Анкета.
Уважаемые читатели.
В современное время огромное распространение получила «электронная» культура. В связи с этим библиотека проводит анкетирование с целью выяснения, влияние «электронной» культуры на чтение молодежи.
Просим Вас ответить на предложенные вопросы

1. Укажите ваш возраст ______________________________ ____________
2. Для чего, по Вашему мнению, нужна библиотека? ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ___
3. Как вы думаете, современная молодежь часто или редко обращается в библиотеки?___________________ ______________________________ _ ______________________________ ______________________________ _
4. Какую роль играет в жизни людей чтение? ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ___
5. Есть ли у вас свободное время для чтения?_______________________ _
6. Что означает по Вашему термин «электронная» культура? ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ __
7. Как вы думаете, влияет ли на чтение развитие «электронной» культуры?_____________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ __
8. На каких носителях вы предпочитаете читать?
o Традиционные (бумажные)
o Электронные.
9. Как Вы думаете, смогут ли электронные носители информации вытеснить традиционные? ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ __
10. Пользуетесь ли вы Интернет – библиотеками? ______________________________ ______________________________ _
11. Влияет ли Интернет и компьютерные игры на чтение, как? ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ __

Социологическое исследование Отношение молодежи к чтению

1. Методологический раздел.

1. 1. Актуальность темы.

1. 2. Определение проблемы.

1. 4. Логический анализ понятий.

1. 5. Цель исследования.

1. 6. Задачи исследования.

1. 7. Объект исследования.

1. 8. Предмет исследования.

2. Методика – процедурный раздел.

2. 1. Методы сбора первичной эмпирической информации.

2. 2. Место, время проведения исследования. Название инструментария.

2. 3. Характеристика инструментария.

2. 4. Выборка.

2. 5. Методы обработки социальной информации.

2. 6. Практическая значимость исследования.

Приложения:

2. 7. Анкета.

2. 8. Рабочий план проведения исследования.

2. 9. Библиография.

3. Аналитический раздел.

1. Методологический раздел программы.

1. 1. Актуальность темы.

В настоящее время все большие масштабы приобретает проблема связанная с тем, что люди разных возрастов, социальных принадлежностей и национальностей начинают все меньше читать книги, т. к. используют в основном только Интернет или слушают музыку.

В данный момент количество людей, которые любят читать становится все меньше. Это явление связано все с большим проникновением западной культуры в нашу страну и с возрастающим давлением ее на сознание наших соотечественников, особенно на молодежь. Вот почему мне интересно мнение людей, не столько пожилых, сколько молодых.

Пусть моя программа социологического исследования будет стимулом для всего этого. Ведь читать различную литературу полезно, каждый раз можно познавать все больше и больше.

другие же больше предпочитают Интернет или послушать музыку.

1. 3. Научная разработка темы исследования.

Читательская культура молодежи: мифы и реальность.

Анна Акимова

1) Респонденты отвечали и на вопрос об отношении к школьной программе по литературе. 42% ответили, что она нуждается в дополнении современной литературой. На втором месте ответ «в ней собрана лучшая литература» – 32,2%. Но в основном так отвечали те, кто еще учится в школе. У тех, кто уже работает, а значит, имеет возможность больше читать для себя, отношение к школьной программе очень скептическое – 21,1% ответили, что она нуждается в полном пересмотре.

Наиболее известными современными писателями для респондентов оказались Борис Акунин, Сергей Лукьяненко , а также авторы иронических детективов. На вопрос о современном британском писателе смогли ответить только 19 человек, все они назвали автора серии книг о Гарри Поттере (Джоан Роллинг) .

в книжных магазинах (42,9%), на третьем месте после домашних библиотек оказались публичные библиотеки (18,7%). Конечно, источник получения книги сильно зависит от возраста: школьники берут книги в библиотеках (39,4%), среди работающих библиотеками пользуются всего 2,8%.

80% библиотекарей уверены, что современная молодежь читает меньше, чем в 80-е и 90-е годы XX столетия. Хотя анализ продаж и активности читателей показывает, что сейчас молодежь читает больше, чем в 1990-е, когда острые социальные проблемы вытолкнули молодых на улицы, кроме того, не было новых известных авторов, которые выступали бы «локомотивами». Сейчас такие книги, как «Гарри Поттер», книги Коэльо , Лукьяненко, Акунина, привлекают молодежь все больше, а известные экранизации только разжигают этот интерес. По поводу 1980-х годов что-то определенное сказать трудно из-за того, что официальная статистика тех лет дает очень искаженную информацию.

Что мешает чтению? 45% респондентов ответили, что телевидение является самым главным препятствием для чтения молодежи; более 50% – что мешают Интернет и компьютеры. Высокая нагрузка в школе здесь тоже оказалась среди лидеров – 25% библиотекарей видят в этом основное препятствие для чтения молодежи.

Вишникина Катя (источник " Газета АЛЬТЕРНАТИВА ")

Адрес : http://www.kalitva.ru/2007/06/14/chtochitaetmolodezh.html

2) Наиболее популярнее сейчас это - современная философия. Оказалось, что в большинстве своем подростки выбирают «разрекламированных» авторов философских экшенов - Анхеля де Куатье и Пауло Коэльо. Также популярны сегодня японский философ Харуки Мураками, Ричард Бах, написавший знаменитую (и не менее сложную) «Чайку Джонатан Ливингстон». Выяснилось, что после выхода в 2006 году книги Дэна Брауна «Код да Винчи», ее мгновенно смели с прилавков магазинов, а в библиотеках эта книга вечно «на руках». Очень уж модное произведение! На втором месте обычно фантастика. Многие молодые люди предпочитают именно ее. Фантастику можно разделить на две ветви - это фэнтези (сказки) и ужасы. Королем ужасов неизменно является Стивен Кинг («Парень из Колорадо»). Как ни ругайте Кинга, уважаемые учителя литературы, его книги всегда будут популярны, их читают люди разного возраста.
Несколько уступает Кингу Дин Кунц - современный замечательный писатель-фантаст.
Самые читаемые книги - серия про Гарри Поттера писательницы Джоан Роллинг. Их читают все - от мала до велика. Тему полюбившегося сказочного мира продолжают книги знаменитого французского режиссера Люка Бессонна. Волшебные приключения мальчика Артура даже начали экранизировать. К сожалению, лишь единицы читают книги с интересом, увлечением. Около 70 процентов школьников берут в библиотеках только школьную литературу и материалы для докладов. Из классических произведений молодежь предпочитает «Мастера и Маргариту». Это произведение влечет подрастающие поколения уже долгое время. И, наконец, самой развлекательной литературой являются - журналы. Их «развелось» очень много самых разных. Например, «YES!», «Лиза», «GLAMOUR». Думаю, не стоит сетовать на то, что читать мы стали меньше. Да, факты весьма плачевны: 52% россиян не покупают книг вообще, 37% их не читают, 79% не пользуются библиотеками.

О литературной эволюции.

Ю. Н. Тынянов

на Западе), где вопрос о литературе неправомерно подменяется вопросом об авторской психологии, а вопрос о литературной эволюции - вопросом о генезисе литературных явлений. С другой стороны, упрощенный каузальный подход к литературному ряду приводит к разрыву между тем пунктом, с которого наблюдается литературный ряд, - а им всегда оказываются главные, но и дальнейшие социальные ряды, - и самым литературным рядом. Построение же замкнутого литературного ряда и рассмотрение эволюции внутри его наталкивается то и дело на соседние культурные, бытовые в широком смысле, социальные ряды и, стало быть, обречено на неполпоту. Теория ценности в литературной науке вызвала опасность изучения главных, но и отдельных явлений и приводит историю литературы в вид "истории генералов". Слепой отпор "истории генералов" вызвал в свою очередь интерес к изучению массовой литературы, но без ясного теоретического осознания методов ее изучения и характера ее значения.

Наконец, связь истории литературы с живою современною литературой - связь выгодная и нужная для науки - оказывается не всегда нужною и выгодною для развивающейся литературы, представители которой готовы принять историю литературы за установление тех или иных традиционных норм и законов и "историчность" литературного явления смешивают с "историзмом" по отношению к нему. В результате последнего конфликта возникло стремление изучать отдельные вещи и законы их построения во внеисторическом плане (отмена истории литературы).

Евгений Лещинский (источник "Наш мир")

Адрес: http://www.knigi.ru/lilit/.html

4) Подобным же образом решается вопрос наиболее трудный, наименее исследованный: о литературных жанрах. Роман, кажущийся целым, внутри себя на протяжении веков развивающимся жанром, оказывается не единым, а переменным, с меняющимся от литературной системы к системе материалом, с меняющимся методом введения в литературу внелитературных речевых материалов, и самые признаки жанра эволюционируют. Жанры "рассказ", "повесть" в системе 20-х - 40-х годов определялись, как то явствует из самых названий, другими признаками, нежели у нас. Мы склонны называть жанры по второстепенным результативным признакам, грубо говоря, по величине. Названия "рассказ", "повесть", "роман" для нас адекватны определению количества печатных листов. Это доказывает не столько "автоматизованность" жанров для нашей литературной системы, сколько то, что жанры определяются у нас по иным признакам. Величина вещи, речевое пространство - не безразличный признак. В изолированном же от системы произведении мы жанра и вовсе не в состоянии определить, ибо то, что называли одою в 20-е годы XIX века или, наконец, Фет, называлось одою не по тем признакам, что во время Ломоносова.

а соотносится с современной ему прозой.

Строго говоря, вне соотнесенности литературных явлений и не бывает их рассмотрения. Таков, напр., вопрос о прозе и поэзии. Мы молчаливо считаем метрическую прозу - прозой и неметрический верлибр - стихом, не отдавая себе отчета в том, что в иной литературной системе мы были бы поставлены в затруднительное положение. Дело в том, что проза и поэзия соотносятся между собою, есть взаимная функция прозы и стиха. Функция стиха в определенной литературной системе выполнялась формальным элементом метра.

Но проза дифференцируется, эволюционирует, одновременно эволюционирует и стих. Дифференция одного соотнесенного типа влечет за собою или, лучше сказать, связана с дифференцией другого соотнесенного типа. Возникает метрическая проза (напр., Андрей Белый). Это связано с перенесением стиховой функции в стихе с метра на другие признаки, частью вторичные, результативные: на ритм как знак стиховых единиц, особый синтаксис, особую лексику и т. д. Функция прозы к стиху остается, но формальные элементы, ее выполняющие, - другие.

Дальнейшая эволюция форм может либо на протяжении веков закрепить функцию стиха к прозе, перенести ее на целый ряд других признаков, либо нарушить ее, сделать несущественной; и подобно тому как в современной литературе малосущественна соотносительность жанров (по вторичным, результативным признакам), так может настать период, когда несущественно будет в произведении, написано ли оно стихом или прозой.

Адрес: http:// gazeta. ru /

5) Если мы условимся в том, что эволюция есть изменение соотношения членов системы, т. е. изменение функций и формальных элементов, - эволюция оказывается "сменой" систем. Смены эти носят от эпохи к эпохе то более медленный, то скачковой характер и не предполагают внезапного и полного обновления и замены формальных элементов, но они предполагают новую функцию этих формальных элементов. Поэтому самое сличение тех или иных литературных явлений должно проводиться по функциям, а не только по формам. Совершенно несходные по видимости явления разных функциональных систем могут быть сходны по функциям. и наоборот. Вопрос затемняется здесь тем, что каждое литературное направление в известный период ищет своих опорных пунктов в предшествующих системах, - то, что можно назвать "традиционностью".

Так, быть может, функции пушкинской прозы ближе к функциям прозы Толстого, нежели функции пушкинского стиха к функции подражателей его в 30-х годах и Майкова.

функции к функции литературной, от литературной к речевой. Оно должно выяснить эволюционное взаимодействие функций и форм. Эволюционное изучение должно идти от литературного ряда к ближайшим соотнесенным рядам, а не дальнейшим, пусть и главным.

Доминирующее значение главных социальных факторов этим не только не отвергается, но должно выясниться в полном объеме, именно в вопросе об эволюции литературы, тогда как непосредственное установление "влияния" главных социальных факторов подменяет изучение эволюции литературы изучением модификации литературных произведений, их деформации.

Молодежь в новом веке будет читать все меньше, не оправдываются. Молодежь сейчас много читает, причем самостоятельно, без нажима со стороны школы и родителей. В круг интересов молодых читателей попадают разные жанры и авторы, индустрия книжного бизнеса дает возможность узнавать все новые и новые имена. Не пострадало чтение и от развития новых информационных технологий, пока чтению составляет конкуренцию только телевидение. Чтение за эти годы стало прежде всего развлечением, к самым популярным жанрам теперь относятся детективы и фэнтези. Именно это тревожит более всего: ведь в российской традиции художественная литература долгое время формировала жизненные ценности и воспитывала подрастающее поколение. Библиотеки в такой ситуации должны способствовать развитию вкуса и критического мышления у молодых читателей. Читать в наше время действительно престижно!

1 . 4. Логический анализ понятий.

1. 4. 1. Интерпретация и операционализация понятий.

3. Литературные жанры;

Теоретическая интерпретация ключевых понятий:

1. Книги - подборка листов бумаги, пергамента или другого листового материала, содержащих каким-либо способом перенесённые на них текст и (или) иллюстрации, скреплённая по одному краю и защищённая обложкой. Каждая сторона листа в книге называется страницей. Иногда книгой называется большой раздел документа или литературного произведения. Книга, записанная в электронном формате, называется ещё e-книга или электронная книга.

2. Жанр - совокупность формальных и содержательных особенностей произведения. Жанры сформированы наборами условий; многие произведения используют несколько жанров посредством заимствования и объединения этих условий. Возможные определения понятия «жанр» иногда ограничены искусством и культурой, особенно литературой, но длинная история использования данного понятия наблюдается также и в риторике. В исследованиях жанра понятие не сравнивается с исходным значением. Скорее, все существующие произведения отражают определённые условия, участвуя при этом в создании определения понятия жанра.

3. Литературные жанры: былина, драма, ода, элегия, рассказ, повесть, роман, стихотворение, поэма.

разлучил оду с музыкой. Большой мастер од считался в 16-17 веке во Франции Малербо. В это же время в России лучшими в жанре оды были Ломоносов, Тредиаковский, Державин.

Элегия - жанр лирики, возник в 7 веке до нашей эры в древней Греции.

Рассказ - это малая форма эпической прозаической литерату ры.

Роман произошёл на романских языках в древние и средние века, но имел только некоторые черты современного романа.

Стихотворение - разнообразие тематики этого поэтического жанра.

Поэма - большая форма лиро-эпического жанра, стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией, повесть или роман в стихах. Расцвет данного жанра связан с романтизмом. Поэмы писали Байрон, Шелли, Мицкевич, Пушкин, Лермонтов.

4. Молодежь - это специфическая социально-демографическая физическая группа, отличающаяся периодом социальной адаптации, становлением социальной зрелости и психологическими особенностями.

1. 5. Цель исследования.

1) определить отношение молодежи к чтению книг;

2) выяснить зависимость выбора жанра книги от возраста;

3) выявить зависимость выбора жанра книги от пола;

5) какие книги, интересуют нынешнюю молодежь.

1. 8. Предмет исследования.

Предмет исследования – жанры, которые предпочитают студенты различных возрастов.

1. 9. Гипотезы.

  1. Чем взрослее человек, тем больше он начинает читать научных книг. (Для проверки использовался вопрос в анкете №1).
  2. Девушки предпочитают романы, а молодые люди рассказы и повести. (Для проверки использовался вопрос в анкете №3).
  3. Большинство предпочитают читать в транспорте, на отдыхе, дома, на работе и в университете. (Для проверки использовался вопрос в анкете №11).
  4. Обстоятельства, препятствующие чтению - это отсутствие книг, дефицит времени, жизненный цикл семьи, дефицит интереса. (Для проверки использовался вопрос в анкете №6,7 и 8).

2. Методический раздел программы.

2. 1. Методы сбора первичной социологической информации.

Опрос в форме анкетирования.

2. 2. Место и время проведения исследования. Название инструментария.

Место: г. Москва.

Время проведения: Ноябрь, 2008.

Инструментарий: Анкета.

Название инструментария: Литературные жанры литературы.

2. 3. Характеристика инструментария.

Всего в анкете 12 вопроса, в том числе:

1. Вопросы по содержанию:

1. 2. О фактах поведения - №10.

1. 3. О фактах сознания - №5.

2. Вопросы по форме:

2. 1. Открытые - № ---.

2. 2. Закрытые - №6,7,8,11.

2. 3. Полуоткрытые - №10.

3. Вопросы по оформлению:

3. 1. Линейные - № 1-12.

3. 2. Табличные -№ ---

4. Вопросы-фильтры -№1-12.

5. Вопросы-ловушки -№---.

6. По функции:

6. 1 Основные - 10.

6. 2 Неосновные – 2.

2. 4. Выборка.

В данном социологическом исследовании приняло участие 50 человек в возрасте от 17 до 25 лет.

2. 5. Методы обработки социологической информации.

В данном социологическом исследовании предусмотрен ручной метод обработки эмпирической информации.

2. 6. Практическая значимость исследования.

Данное социологическое исследование имеет большое практическое значение. Обработанные данные могут быть применены как уже действующими библиотеками для дальнейшего развития отдельных направлений или разработки абсолютно нового, ранее не привлекавшего внимания.

Кроме того, результаты исследования могут показать, какой жанр литературы наиболее предпочтительней в Российской Федерации.


Приложение 1.

АНКЕТА

Анкетирование анонимно. Результаты опроса будут использованы в обобщенном виде.

Трубицына Наталья

1. Ваш возраст.

а) младше 18

б) от 18 до 20

г) от 23 до 25

2. Ваш род деятельности.

а) студент, не работающий

Если ваш ответ б) укажите профессию _______________

3. Ваш пол.

а) мужской

б) женский

4. Ваше образование.

а) среднее

в) неполное высшее

г) высшее

Если Вы ответили НЕТ, переходите к вопросу №12

6. Что вы предпочитаете больше отечественную или зарубежную литературу? (возможно два варианта ответа)

а) отечественная литература

б) зарубежная литература

7. Что вы читаете?

а) классика

б) современные книги

а) былина

б) драма (трагедия, комедия)

г) лирика (элегия)

д) рассказ (эссе, очерк, новелла)

е) повесть

з) стихотворение

9. Сколько обычно, по времени, в день вы читаете?

б) от 1 до 3 часов

в) от 3 до 5 часов

г) другое ______________

10. За сколько вы прочитали свою последнюю книгу?

а) за день

б) за неделю

в) за месяц

11. Где вы обычно читаете? (возможно несколько вариантов ответа)

б) в институте

г) в общественном транспорте

е) другое ______________

12. Если у вас домашняя библиотека?

Спасибо за ответы!!!
Приложение 2.

Рабочий план проведения исследования.

Наименование мероприятий Сроки исполнения

Ответственный

Разработка программы КСИ 05. 11 – 07. 11 Трубицына Н. Д.
Разработка инструментария 08. 11 – 10. 11
Разработка инструкций для организаторов и анкетеров 11. 11 – 12. 11
Тиражирование инструментария 13. 11 -15. 11 Трубицына Н. Д.
Инструктаж организаторов и анкетеров 16. 11 – 18. 11 Трубицына Н. Д.
Сбор, обработка и подготовка анкет 19. 11 – 21. 11
22. 11 – 23. 11 Трубицына Н. Д..
Подготовка аналитических записок и отчетов 24. 11 - 27. 11 Трубицына Н. Д.
Презентации и внедрение итогов исследования в практику 28. 11 – 30. 11

Приложение 3.

Библиография.

1. Читательская культура молодежи: мифы и реальность. Анна Акимова.

2. Вишникина Катя (источник " Газета АЛЬТЕРНАТИВА ") http://www.kalitva.ru/2007/06/14/chtochitaetmolodezh.html

3. О литературной эволюции. Ю. Н. Тынянов.

"Наш мир") http://www.knigi.ru/lilit/.html

5. Анна Скворцова http :// gazeta . ru /


3. Аналитический раздел.

Опрошенные

ДА НЕТ
82 18

Вывод: молодежь сейчас много читает, причем самостоятельно. В круг интересов молодых читателей попадают разные жанры и авторы. Пока чтению составляет конкуренцию только телевидение. Чтение за эти годы стало прежде всего развлечением, к самым популярным жанрам теперь относятся детективы и фэнтези. Именно это тревожит более всего: ведь в российской традиции художественная литература долгое время формировала жизненные ценности и воспитывала подрастающее поколение.

2. Выбор литературного жанра, в зависимости от возраста (в %):

Былина Драма Ода Лирика Рассказ Повесть Роман Стихотворение Поэма
<18 0 14 7 0 7 0 36 14 22
18-20 1 17 2 4 13 17 26 13 5
20-23 0 32 0 17 0 17 17 0 17
23-25 0 0 0 0 50 50 0 0 0

Вывод: роман, кажущийся целым, внутри себя на протяжении веков развивающимся жанром, оказывается не единым, а переменным, с меняющимся от литературной системы к системе материалом, с меняющимся методом введения в литературу внелитературных речевых материалов, и самые признаки жанра эволюционируют. Он наиболее предпочтительнее у молодежи до 18 лет. В основном молодежь в возрасте от 18 и до 25 лет предпочитают: "рассказ", "повесть". На этом основании заключаем: изучение изолированных жанров вне знаков той жанровой системы, с которой они соотносятся, невозможно.

3. Выбор литературного жанра, в зависимости от пола:

Вывод: подобным же образом решается вопрос наиболее трудный, наименее исследованный: о литературных жанрах.

4. Наиболее предпочтительные места для чтения:

5. Какие книги больше всего предпочитает молодежь:

Вывод: сейчас такие современные книги, как «Гарри Поттер», книги Коэльо , Лукьяненко, Акунина, привлекают молодежь все больше, а известные экранизации только разжигают этот интерес, зарубежная литература также пользуется успехом.


Общий вывод.

По итогам можно сделать вывод, что многие студенты любят читать, другие же не любят.

Большинство студентов читают в общественном месте, по пути из института или в институт, получается, что в метро и в автобусах.

Дело в том, что проза и поэзия соотносятся между собою, есть взаимная функция прозы и стиха. Функция стиха в определенной литературной системе выполнялась формальным элементом метра.

Роман, кажущийся целым, внутри себя на протяжении веков развивающимся жанром, оказывается не единым, а переменным, с меняющимся от литературной системы к системе материалом, с меняющимся методом введения в литературу внелитературных речевых материалов, и самые признаки жанра эволюционируют.