Русский язык и абхазский язык. Абхазия. Государственное устройство Абхазии


Официальный статус Государственная : Абхазия Коды языка

Абхазская язык (Аҧсуа бызшәа; аҧсшәа) - северокавказская язык абхазо-адыгской семьи языков . Распространена на территории Абхазии и Турции, перевежно среди абхазов . Состоит из двух основных диалектов - абжуйського (в основе литературного языка) и бзибського. Язык признан государственным в самопровозглашенной частично признанной Республике Абхазия, что закреплено в статье 6 Конституции республики .

Относится к абхазо-адыгской семьи языков, которую вместе с нахско-дагестанские подавляющее большинство исследователей включают включают в северокавказской надсимьи языков.


1. Классификация и распространенность

Абхазская язык принадлежит к группе абхазо-адыгских языков, входящих в семью так называемых кавказских языков, а именно в северо-захиднокавказьку языковую надсимью, что и подтверждает автохтонности абхазов. Абхазо-адыгские языки распространены не только на Кавказе, но и в России, Турции, Сирии, Иордании и на них сегодня говорят около одного миллиона ста тысяч человек. Эта статистика называет гораздо меньшее количество абхазов мира, зафиксированных в результате разнообразных переписей населения в разных странах. И этот парадокс объясняется, наверное, только одним - на протяжении веков сотни тысяч абхазов были преимущественно насильственно (а иногда и добровольно) ассимилированы в разных странах, но в быту сумели сохранить ту жизненную нить, которая одна все еще связывала их с предками, с своим настоящим народом, его культурой и историю и подтверждала тот факт, что этот человек на самом деле абхазы, кем бы она официально не считалась в стране проживания. Украинский диаспоры хорошо знакома такая ситуация, и они на себе проверили, как сложно и в то же время крайне важно сохранить язык своего народа в любом иноязычной среде.


2. Графика

В 1882 году П. К.Услар составил алфавит для абхазов на основе русской графики. Письмо было ориентировано на бзибський диалект. В первый период развития абхазской письменности (конец ХIХ - начало ХХ веков) издавались отдельные учебники, осуществлялись переводы книг религиозного характера. Дореволюционная грамотность была слабо развита, ею пользовалось небольшое количество грамотных людей. В советские времена в Абхазии развернулась интенсивная работа по совершенствованию национальной письменности и литературного языка, а также внедрению их в различные сферы хозяйственной и культурной жизни народа. В 1928 году на абхазо-адыгской конференции было принято решение о латинизацию письменности, которая просуществовала десять лет. С 1938 по 1954 год абхазы пользовалась грузинской графикой, вновь перешли на кириллическую графику.


3. Азбука и произношение букв

Абхазская азбука (Аҧсуа алфавит)
Буква Транслитерация IPA Буква Транслитерация IPA
Аа a / A / Мм m / M /
ББ b / B / Нн n / N /
Вв v / V / Оо o / O /
Гг g / G / Ҩҩ / Ɥ /
Гьгь g " / G ʲ / Пп p / P /
Ҕҕ / Ɣ / Ҧҧ / P /
Ҕьҕь g̍ " / Ɣ ʲ / Гг r / R /
Дд d / D / Сс s / S /
Дəдə d o / D ʷ / Тт t / T /
Џџ ǰ / Dʐ / Тəтə t o / T ʷ /
Џьџь ǰ " / ʥ / Ҭҭ / T /
Ее e / E / Ҭəҭə t̢ o / T ʷ /
Ҽҽ / ʦ̢ / Уу u / W, u /
Ҿҿ c̨̍ / ʦ̢ / Фф f / F /
ЖЖ ? / ʐ / Хх x / X /
Жьжь ? " / ʑ / Хьхь x " / X ʲ /
Жəжə ? o / ʐ ʷ / Ҳҳ / Ћ /
Зз z / Z / Ҳəҳə x̢ o / Ћ ʷ /
Ʒʒ ʒ / ʣ / Цц c / ʦ /
Ʒəʒə ʒ o / ʣ ʷ / Цəцə c o / ʦ ʷ /
Ии i / I, j / Ҵҵ / ʦ /
Кк k / K / Ҵəҵə c̅ o / ʦ ʷ /
Кькь k " / K ʲ / Чч č / Tɕ /
Ққ / K / Ҷҷ č̢ / Tɕ /
Қьқь k̢ " / K ʲ / Шш ? / ʂ /
Ҟҟ / Q / Шьшь ? " / ɕ /
Ҟьҟь k̄ " / Q ʲ / Шəшə ? o / ʂ ʷ /
Лл l / L / Ыы y / Ə /

Особняком стоят две буквы ь и ә, которые не обозначают каких-то звуков, но в сочетании с другими буквами образуют новые звуки. При этом ь смягчает предыдущую букву, а ә - огублюе (т.е. звук произносят при участии губ). Образующиеся диграфы включено в азбуку.


4. Грамматика

Спряжения - багатоособове. Глаголам присущи: лицо, грамматические классы, время, способ. Склонение развито слабо. В грамматическом классе лица выделяются подклассы - мужской и женский. Роль отсутствующих падежей выполняют префиксы. Эргативно конструкция предложения. Писляйменникы играют роль предлогов. Звуковой состав Абхазской языка богат согласные звуки (в литературном языке - 56). Письменность на основе кириллицы с 1862, на латинской основе - с 1928, на грузинском - с 1938, снова на кириллице - с 1954.


5. История изучения

Всестороннее научное изучение абхазского языка было начато известным российским кавказознавцем П. К. улар, автором первой "Грамматики абхазской языка" (Услара П. К. Этнография Кавказа. Раздел И. Языкознание. Тифлис, 1887). Эта грамматика не потеряла своей научной ценности и в настоящее время. В первый период развития абхазской письменности (конец ХIХ - начало ХХ веков) издавались отдельные учебники, осуществлялись переводы книг религиозного характера. Дореволюционная грамотность была слабо развита, ею пользовалось небольшое количество грамотных людей. В советское время абхазская национальная литературный язык обслуживала такие сферы, как радио-и телепередачи, школьное обучение, на абхазской языке велось преподавание на факультете языка и литературы Сухумского пединститута, работал театр, выходили различные общественно-политические и художественные издания. Для развития литературного языка много сделали писатели Абхазии Д. Гулиа, С. Чанба, И. Когония, И. Папаскири, Б. Шинкуба, М. Хашба, И. Тарб и другие.


6. Интересные о абхазскую язык

К абхазо-адыгейской семьи языков принадлежит убыхский язык. Она интересна тем, что имеет наибольшее количество согласных звуков: (81 согласных; ней разговаривали убыхов - народ, который еще в первой половине 19 века жил в районе Сочи, но в 1860-х годах был депортирован российскими властями в Турцию, потерял естественный ареал и исчез в 90-е годы 20 века). Также этот язык имеет наименьшее количество гласных звуков: убыхский и диалекты абхазской (2 гласных).

7. Пример

АУСИАҬ АЖӘА
Са санҧслакь шәара сыжәжы
Адамра сҭаҵаны,
Асазан ҭбаа агуҭаны,
Са с-Украинаҿы;
Адә ду ҧшӡа ҭбаакуеы,
Днепр уи аҧаҩкуеы
Сара избауа, цқъаисаҳауа
Иара абжъы шгауа.

Украинатә ишаагалакь
Хара амшын иаҵәахь
Хаҕацәа ршьа... усҟан сара
Адәы ашьхеы абра -
Зегь ааныжьны иара убрахь,
Сцап анцәа ихаҭа иахь
Сматанеирацы... Уаанӡа сара-
Дсыздырам уи анцәа.

Сара сыжәжы, нас шәа шәнагыл,
Ашьамҭлаҳәкуа ншашәыжь,
Нас ҳаҕацәа ршьала
Ицқьашәтә ахакуиҭра.
Сарга ҭаацәара ду аҿы,
Хакуиҭ ҭаацәа ҿыц аҿы,
Сышәхашәмырхҭын, сышәгуалашәала
Жәа Хаа гуҟаҵагала.

Ора! (абх. "эй!") - стандартная форма обращения, восклицание для привлечения внимания собеседника.
ВАсса - производное от Вася. Что-то типа артикля. Ставится произвольно между словами
САго (Саул) - (тюрк. "спасибо") благодарность по поводу какого-либо действия
ВальтажмОт - водитель не охотно приветствующий друзей и знакомых сигналом автомобиля
МахАня - мама
ПахАн - папа
ТЁханша - тетя, "Дяхоз" - соответственно, дядя
Брат (братуха) - очень близкий друг или родственник
Близкий - близкий друг
КирЮха (кент) - друг
СиафАнт(ка) - что-то среднее между понторезом и воображалой, ближе к гламуру
РачИнец - неуклюжий
МАджь - (обращение) пацан, чувак. (напр. "Ора, маджь!")
КАджьа - (обращение) мальчуган
ПиндОс - сухумский грек
Индеец - дикий человек
Чёрт - опустившийся человек
Каза*б - (оскорбление) невоспитаный человек, поведение которого выходит за определенные рамки
Бич - рабочий на человека, дающего ему средства и протекцию
КатАла - человек не сдавший тауан(см. ниже) в срок
ДжьмАфик – лох
АуасА (абх. овца) - то же, что и джьмафик
Пацанка (Бикса) - девушка
Буратино - рогоносец
Залётные – приезжие туристы
ГолИмый - дурной, плохой. Применительно к человеку, у которого «не все дома»
ЧангалИст - нахлебник, незваный гость
Автоб**дь - человек, напрашивающийся покататься в любое мало-мальски шикарное авто
КайфАрик - человек, гуляющий по-жизни на всю катушку
САго пацан - широкой души человек, поправляющий друзьям

ЛАйба - машина
КОцы, ботасы - туфли
МАчхума - навалом
ПАливо - нарушение условий конспирации
ХИпиш - кипиш (рус.)
ТауАн - долг, чаще всего, карточный
Вцвет - во-время, в тему
Мафон или "магнитофон" - магнитола
Камп - комп
ЧистогАн - брендовый, оригинальный(не подделка)
ЦЕлка - новая или практически новая вещь
Шакарно - в Абхазии это больше, чем одно слово, это как минимум: красиво, престижно, отлично, неповторимо, изумительно, превосходно, классно, стильно, модно, выгодно и все прочие слова, указывающие на достоинства той или иной вещи
ХалАл (вариант: "Чисто халал") - от души, искренне, бескорыстно

КнОкать - следить, увлекаться
ПихнУть - продать
Исполнил - сделал что-то очень хорошо
Поправил - подарил что-то "вцвет"
Впрягаться (вар. Тянуть мазу) - помогать в решении конфликта (хипиша)
Качать (вар. разговарить) - начать решать конфликт
Спросить - требование чего-либо
Поинтересоваться - спрашивать
Моросить - вести себя несуразно
ЧаличнУть - делать, доставать
ЗасухарИться (вариант "Заныкаться") - спрятаться

Ора, маджь, здарова! - приветствие
Хороший нет щас, параход - словом «параход» выражается ироничное несогласие с тем или иным утверждением
Клянусь мамой, обижусь – проявление со всей силой степени возможной «обиды». версии «уффффффффф» и «ауфффффффф» - вербализация спектра разнообразнейших эмоций
Свой маму! (вар. "Свой душу матал") - фраза, указывающая на серьезность ситуации
Ора, по-брацки! - выражение встречается почти после каждого предложения в мужском разговоре
Накрыть поляну - накрыть стол, организовать застолье
Козу порежу! - предложение накрыть поляну с приготовлением козлятины и домашним вином
Ау, саго - хорошее, понравившееся
СигареТ, е? - дай закурить
Важный поймал - высокомерничать
Кароче, клянусь маханей, отвечаю - клятва
Целую твою душу - говорит о безграничной любви к собеседнику
Клацать - нажимать на клавиатуру
Мбаа! - чмок тебя!
Пали, какие у фрайера коцы! - посмотрите, какие туфли у парня!
Давай щас! (Давай, слушай!) - что-то вроде «отвали» или «давай не будем»
Мы, Очамчирцы… - используется во всех разборках, в которых участвуют Очамчирцы
Мы, Гудаутцы… - используется во всех разборках, в которых участвуют Гудаутцы
Гудаутцы нет щас, параход - ответ противоборствующей стороны

Бадрак Авидзба, Sputnik

Откуда взялся "иҭабуп"

Историк, этнолог Валерий Бигуаа считает, что слово "иҭабуп" может быть связано с именем божества грома и молнии древних хаттов (народ, населявший страну Хатти в центральной и юго-восточной части Анатолии в период 2500—2000/1700 г. до н. э. — ред.) Тару.

"Возможно, что в имени божества Тару выпала буква "р" и появилось окончание "буп". Абхазы как этнос состоялись на Кавказе, но до этого были выходцы из Малой Азии, которые переселились сюда. Здесь и до этого жили люди, трудно сказать, говорили они на абхазском или нет, скорее, нет. Произошла ассимиляция, местное население стало говорить на языке родственных хаттов, переселившихся в Абхазию. Переселившиеся "принесли" с собой бога Тару. И в русском языке слово "спасибо", как вы знаете, связано с богом (спаси бог)", — отмечает ученый.

Валерий Бигуаа считает, что имя бога плодородия и покровителя домашнего скота Аитара может быть связано с древнехаттским богом Тару.

Этнолог Марина Барциц отмечает, что абхазское "иҭабуп" созвучно слову "ҭоуба" (клятва - ред.).

"Слово "ҭабуп", видимо, было близко к выражению вечной обязанности, признательности, клятве в верности. Таким образом, благодарящий оказывался в позиции зависимости. А это уже создает напряжение между полюсами — благодетелем и облагодетельствованным. И самый лучший выход отражен в абхазо-адыгской формуле: "Сделай добро и брось в воду" ("Абзиа уны аӡы иаҭ").

В книге "Заимствованная лексика абхазо-адыгских языков" Шагиров пишет, что адыгское и абхазское слово "спасибо" заимствовано из турецкого языка и переводится как почтение, уважение, поклонение.

Кому и как говорят "иҭабуп"

У абхазов во все времена было принято благодарить людей за оказанное внимание, подарок или отклик на просьбу. Однако абхазы не всем говорят спасибо, отметил этнолог Валерий Бигуаа.

"Абхазы не благодарят близких людей. К примеру, если двое дружат, и если один из них сделал другому что-то хорошее, а тот, кому оказано внимание, скажет спасибо, в ответ он услышит: "Уареи сареи иҭабуп ҳабжьоума?", то есть "Между нами разве есть спасибо?", — сказал этнолог.

У абхазов не принято говорить спасибо также между членами одной семьи и близкими родственниками.

"Между отцом и сыном, между братьями, сестрами не используется это слово, так как это считается не по-абхазски, считается, что делать что-то хорошее — это само собой разумеющееся, не требующее никакой благодарности близкого человека. В других странах, например, европейских, принято благодарить даже самых близких людей", — отмечает Валерий Бигуаа.

Как обойтись без "иҭабуп"

Одной из особенностей абхазского этикета является то, что люди могут благодарить друг друга, не используя традиционное слово "спасибо".

"Абхазы могут выражать благодарность, не говоря слово "спасибо". К примеру, если кто-то попросил мальчика принести ему стакан воды, то в знак благодарности он произносит: "аӡы ашәа узҳааит" или "аӡы ҭабаанӡа анцәа уимшьааит", то есть "расти словно вода" или "живи, пока все воды на земле не высохнут", это форма благопожелания, которую часто абхазы используют вместо того, чтобы произнести слово "иҭабуп", — отметил ученый.

Всемирный день "Спасибо" (International Thank You Day) появился по инициативе ООН и ЮНЕСКО. Кстати, во многих туристических путеводителях часто указывается, что слово "спасибо", произнесенное даже с акцентом на языке страны пребывания, повышает скорость, качество обслуживания и помогает наладить спокойный и приятный отдых.

Это ты австралийских мифов в детстве не читал, потом ТАКОЕ снится ,а ацтекские мифы лучше вообще не читать,
там лютая наркомания.

Как было создано солнце

До того как появились люди, на земле жили только птицы и звери, и все они были значительно крупнее, чем теперь. В те времена светили только луна и звезды, а солнца не было.

Однажды Диневан-эму и журавль Бролга ссорились и дрались на обширной равнине около реки Му-румбиджа. Рассерженный Бролга бросился к гнезду Диневана, схватил большое яйцо и изо всех сил бросил его в небо. Там оно разбилось о груду дров, желток разлился, дрова загорелись, и этот огонь, к удивлению всех существ, осветил мир, Все привыкли к полутьме и были ослеплены этим ярким светом.

Живший на небе добрый дух увидел, как ярко и красиво выглядит земля, освещенная этим огнем. Он подумал, что было бы хорошо каждый день зажигать такой огонь, и с тех пор стал это делать. Всю ночь он сам и его помощники-духи собирали и складывали в кучу дрова. Когда куча становилась достаточно большой, они посылали утреннюю звезду предупредить живущих на Земле о том, что скоро будет зажжен огонь.

Но спящие земные существа не замечали утренней звезды. Тогда духи решили возвещать о восходе солнца каким-нибудь звуком и этим будить спящих. Долгое время они не могли придумать, кому это можно поручить.

Однажды вечером они услышали оглашавший воздух смех пересмешника Гу-гур-гаги. Вот звук, который нам нужен, решили они.

Духи сказали Гу-гур-гаге, что каждый день, как только погаснет утренняя звезда, он должен смеяться как можно громче, чтобы перед восходом солнца будить спящих. Если же он не согласится этого делать, то они не будут зажигать солнце-огонь и навсегда оставят землю в сумерках.

Но Гу-гур-гага согласился и спас свет для мира. Он согласился громко смеяться на заре и с тех пор каждый день оглашает воздух громкими звуками: Гу-гур-гага, гу-гур-гага, гу-гур-гага! .

Когда духи разжигают огонь, он не дает много тепла. Но в середине дня, когда вся куча дров охвачена пламенем, жара становится сильной. Затем жара постепенно спадает, и при заходе солнца остаются только красные уголья. Они тоже быстро гаснут, кроме тех, что духи сохраняют, Они прикрывают эти угольки облаком, чтобы разжечь кучу дров, приготовленную на завтра.

Детям не разрешается подражать смеху Гу-гур-гаги, чтобы он, услышав их, не перестал смеяться поутру. Если же дети станут подражать его смеху, то над их глазным зубом вырастет лишний зуб, и эту отметку они будут нести в наказание за свою насмешку. Ведь добрые духи прекрасно знают, что, если когда-нибудь Гу-гур-гага перестанет смеяться, возвещая восход солнца, наступит время, когда на земле не будет больше даенов и снова воцарится темнота.