Статья по каллиграфии с интересными приемами. Мы вступаем в клуб юных каллиграфов! Вы с нами? Скоро Новогодний Марафон! Освоение искусственной каллиграфии

Итак, мастер-класс по каллиграфии. Шла я к нему очень долго и наконец дошла:-)

Компания в нас там собралась очень приятная. Представляете, 10 человек и все такие же маньяки, как я сама! 5 часов разговаривать про буквы, объясняться им в любви и учиться писать закорючечки. Я реально оказалась на седьмом небе. Как же я обожаю, когда меня учат и заботливо следят за тем, чтобы я все делала правильно! Какой же это кайф. Какое удовольствие в чистом виде, что к правильно приложенным усилиям прилагается своевременная поддержка.

Под катом можно посмотреть на мои первые каракули. Сразу скажу - это правда каракули, а не сказано для того, чтобы вы меня начали переубеждать в обратном. Я никогда до этого не занималась научной каллиграфией, только художественной самодеятельностью. Добиться мастерства за 5 часов занятий - это было бы анекдотом, честное пионерское. Поэтому пост просто отчетный, что я вообще начала заниматься относительно новой для меня вещью, что мне просто дико понравилось и что я хочу еще!

Это мастерская, в которой проходят занятия. Я каждый раз радуюсь немецкой находчивости. Старую угольнодобывающую шахту в Эссене полностью переделали под мастерские, выставочные и концертные залы. Просторы там необыкновенные и атмосфера сразу рабочая. Это как раз все девочки смотались на перекус, а я спокойно, чтобы никого не смущать, пофотографировала на телефон.


Это другая часть того же стола

Началось занятие с того, что Ильзе Штрэтер раздала нам всем папочки, подписанные ее рукой. В них была информация о материалах, содержание МК, примеры написания букв и прочее.

Первым шагом была разминка. Нужно и можно было пробовать разные материалы и стараться в начертании чего-то, что было бы НЕ похоже на настоящие буквы. Пердлагалось поупражняться в абракадабре - расслабить кисти рук и почувствовать материал. Сначала непрерывными строчками, потом упражняясь в псевдо-китайских иерогливах, то есть в начертании чего-то, похожего на отдельные символы. Это мои марания бумажки и мое рабочее место.

А потом началось! Ильзе раздала нам образцы начертания гуманистического курсива, которым писали в Италии еще во времена Возрождения. Причем на листиках были заботливо обозначены и последовательность нанесения крючочков, и угол, под которым нужно ставить перо. Надо ли рассказывать, что руки с непривычки вообще не слушались!

Ильзе показала, какие перышки для этого дела более подходящие, как их правильно наполнять чернилами, где пробовать и с чего начинать. Я над каждой буквой сидела так, что в итоге не успела до конца занятий научиться и половине алфавита. Еще раз повторюсь - это пробные начертания. Здесь я пристреливалась и училась элементарно перо правильно держать. Правильно написанных букв здесь практически нет - это фотография самых первых проб пера в начале занятия.

Не без интереса узнала, что подобные курсивы лучше писать перышком Nr.2 - это такое с плоским кончиком 2мм шириной. Тогда толщина линий буквы регулируется не нажимом, как в случае с остроконечным перышком, а обусловлена самой формой пера - можно немного поворачивать и получать толстые и тонкие линии, свойственные динамичным шрифтам. Так же было важно узнать, что форма и размер пера напрямую влияют на высоту строки. Обязательное правило: 5 штрихов пера - высота строчной буквы. Поэтому если перо 2мм, высота строки будет 1см. Если при толщине пера 2мм взять меньшую высоту строки, то шрифт будет казаться жирненьким и неуклюжим. Поэтому чем больше перо - тем крупнее должнв быть и буквы.

Это в столовой лежали разные примеры работ. Я как увидела на них цветные перышки, не смогла спокойно пройти мимо - люблю я это дело.

Книги, которые советует Ильзе. Их можно было листать и фотографировать. Я решила, что сделаю фото и просто возьму их в библиотеке, чтобы спокойно полистать.

Эту книгу Ильзе посоветовала сразу купить - она с диском, на котором записаны подробные видеоуроки мастера с объяснениями. Мы даже кусочек про начертание прописных букв смотрели прямо на занятии. Урок про начертание прописных букв: основные формы, где нужно, а где нельзя выползать за строчку, под каким углом ставить перо и т.д. К книге есть и тетрадка для упражнений. Я себе сразу заказала и то, и другое.

Если вдруг вы читаете и слушаете на немецком, вот ссылка на амазон на эту книгу: Neue Wege zur Kalligraphie: Eine Schrift - 1000 Variationen. Mit DVD и на тетрадку для упражнений: Übungsheft (Neue Wege zur Kalligraphie) . Ильзе говорит, что это самая лучшая книга, какую можно придумать для начинающих.

А это уже дома - разложила свои сокровища и давай писать дальше. Писать пока толком не получается, но я хотя бы рада, что запомнила у львиной доли алфавита, в какой последовательности наносить штрихи и как вертеть перо. Нагло попробовала соединить буквы в слово и тут же получила от Ильзе по шапке:"Не торопись! Так этот шрифт не соединяют! Это не пропись в первом классе начальной школы!" Теперь осталось дело за малым - упражняться, пока не станет получаться. Вообще Ильзе повторила за первый день порядка 100 раз фразу:"Сначала научитесь базе, а проявлять оригинальностьт будете потом, когда элементарному научитесь!" И это как бальзам - я тоже уверена в правильности такого подхода, но попробовать-то хотелось:-)

Сегодня не учебный день, и всё равно в класс каллиграфии в цокольном этаже Введенского храма заглядывают прихожане – каллиграфия требует постоянства. Преподаватель раскладывает учебный материал и рассказывает, что освоить навыки правильного и красивого письма может каждый – для первых шагов в каллиграфии не нужно иметь красивый почерк или художественный талант, важны усидчивость и практика.

– В детстве у меня был довольно плохой почерк, но я любил имитировать почерки других – смотрю на свои школьные тетради, одна страница написана одним почерком, вторая – другим.

– Со справками о болезни от родителей проблем не было?

– Вот именно. Кстати каллиграфия – это не только красиво, но и полезно. Некоторые врачи считают, что нет таких болезней, которые не излечиваются каллиграфией. Сам я эксперименты не ставил, но говорят, что так. Когда мы пишем, то берем перо тремя пальцами, получается, что задействуются определенные зоны мозга.

Я читал, что в полной мере каллиграфию может заменить только скрипка. Но для того, чтобы быть скрипачом, нужен и слух, и умение, а тут просто пишешь буковки, и, пожалуйста, – мозг работает почти на сто процентов.

– А письма простой ручкой это не касается?

– Нет, когда мы пишем шариковой ручкой – это непрерывное письмо: мы ставим ручку, как нас в школе учили, и пишем, не прерываясь. В каллиграфии мы задумываемся над каждой буквой, над каждым движением – это, конечно, медленней, но пользы гораздо больше.

Шариковая ручка очень испортила и людей, и культуру. Вот китайцы и японцы не отказались от своих иероглифов, которые пишутся кисточкой. У нас есть неполная замена перу – перьевая ручка. Но когда пишешь пером, ты просто вынужден писать правильно, поворачивая лист, руку или саму поверхность так, как нужно для буквы.

– Какая еще может быть польза от занятий каллиграфией?

– Конечно, мы пишем не только ради удовольствия или ради красоты буквы, важно, что мы думаем над тем, что пишем. Вот, например, когда на занятиях мы переписываем Священное Писание, представляете, сколько раз прокрутит человек в голове каждую фразу, насколько текст отложится у него в памяти?! А сейчас часто пробежал глазами в интернете – и всё.

Раньше нормальной практикой для монахов было переписывать Священное Писание. И Иоанн Лествичник, и Федор Студит говорили: пусть в монастырях будет каллиграфия. Во-первых, чтобы распространять книгу, а во-вторых, для изучения Священного Писания и молитвы. Как в школе говорили: переписал бы учебник по физике раз – знал бы физику.

Если родители привели ребенка на занятия каллиграфией с целью улучшить его почерк, чуда не произойдет. Зато письмо пером может воспитать усидчивость. Для детей у Виктора есть специальные плакатные перья, а вместо букв – разные животные. Их, как и буквы, надо писать за несколько движений пером, а не рисовать:

– Если ребенок захочет нарисовать такую красивую птицу, – показывает Виктор, – он карандашиком долго будет это мучить, а так раз – и получилось. Для детей очень интересно, и заодно они учатся чисто писать. У меня был на занятиях один очень резвый ребенок, он за урок три раза разлил тушь – самому ведь неприятно, потом он стал осторожнее, внимательнее. Раньше дети хотя бы перьевыми ручками писали, старались, а теперь и клякс не бывает – пиши как хочешь.

– Прописи в школе не направлены на то же, что и каллиграфия?

– Если бы прописи писали тонким пером, ввели урок чистописания, была бы польза. А сейчас непонятно что – ни шрифтом не занимаются, ни над почерком не работают. Каллиграфия ведь и появилась как красивописание. И чем красивее, тем лучше, потому что чем буква красивее, тем она внятней, приятнее глазу.

Прежде всего, говоря о каллиграфии, важно понимать, что мы не рисуем, а пишем буквы. Каллиграфия – это рукописный шрифт. С появлением книгопечатания каллиграфия как вид искусства забылась, появились печатные книги, а писать практически перестали. Только в начале ХХ века каллиграфия стала возрождаться.

И интересно, что когда стали смотреть на древние книги, людям казалось, что все буквы в них нарисованы, даже в голову не приходило, что каждая буква пишется за два-три движения. Тогда Эдвард Джонстон – английский каллиграф, взял ширококонечное перо, и написал те же самые буквы. Вот с его именем и связано возрождение современной каллиграфии.

Виктор раздает бумагу, перья, ставит на стол баночки с тушью. Для урока каллиграфии нужно иметь:

  • Чертежную бумагу
  • Черную тушь в баночке
  • Перо
  • Стакан воды
  • Бумажные салфетки (потому что руки от туши точно будут черными)

Расчерчиваем бумагу, отмечаем по линейке линии по полтора сантиметра – примерно такой высоты буквы потом будут вписываться в строку. Затем заполняем перо тушью. На занятиях все пишут стальными перьями. Они более жесткие, и по своим свойствам больше похожи на дерево. У этих перьев специальные тушедержатели, чтобы тушь не вытекала вся сразу – так легче провести линию.

Важно не переборщить и не макать перо в тушь полностью. Тушью заполняется желобок-углубление сверху и вся верхняя сторона пера до кончика. Я вот на первых порах макала перо целиком, и скоро на моем листе бумаги появились кляксы – привет из детства. Кстати, искусство хорошего каллиграфа состоит также в том, чтобы любую ошибку превратить в достоинство – например, из кляксы сделать особенно красивую букву.

– Буквы, которые выходят из-под пера каллиграфа – живые, – говорит Виктор. – Если каллиграф пишет текст и вдруг ошибется, он должен уметь красиво всё исправить. Человек ведь не печатная машинка. И в этом жизнь, в этом красота.

Если присмотреться, в древних текстах все буквы разные. И даже когда изобрели печатный станок, было несколько вариантов одной буквы, чтобы избежать одинаковости. Для людей тогда вообще было странно, что буквы могут быть все одинаковые, это воспринималось как модернизм. И поэтому, если довести рукописный шрифт до механизма и автоматизма, это плохо, в нем должна быть жизнь.

– Лишний автоматизм не появляется от практики?

Есть такие люди, которые склонны писать слишком аккуратно. Им, наоборот, нужно делать такие упражнения, которые их будут, так скажем, освобождать от автоматизма. Например, я считаю, что нужно писать, не разлинеивая лист. Это поможет разработать глазомер, человек научится писать ровнее, но и автоматизма не будет.

– Вы можете посмотреть и сказать: это писал человек, а это машина?

– Да и вы скажете. И всё же чистописание в каллиграфии – практически закон. Если ошибется художник, рисунок всегда можно подправить, а каллиграф практически не исправляет текст. Если рассматривать древние кожаные книги, кое-где видно, как подчищали ошибки.

Прежде, чем начать, перо нужно расписать. Для этого оно ставится на бумагу и слегка поворачивается – вправо-влево, опять вправо. Расписывать перо можно и на черновике, и на чистовике. Но в последнем случае эту черточку нужно ставить именно там, где будет буква или штрих.

Начинаем писать. Важно не бояться нажимать на перо и вести линию всей рукой, а не только пальцами. При этом локоть нужно оторвать от поверхности стола. И вот первая толстая линия проведена, и даже не кривая – чудеса. Вообще первый урок каллиграфии всё же похож на прописи первоклассника: черточки, кружочки, палочки. Упражнения те же – части букв. Затем из этих частей составляются буквы. Но мы, конечно, нетерпеливые, сразу пытаемся писать буквы и слова, получается весьма посредственно. Искусство каллиграфии, кажется, намного труднее постичь, чем казалось сначала.

– Кто ваша основная аудитория, кому сегодня нужны занятия каллиграфией?

– Приходят разные люди. Прихожане, ребята из семинарии, иконописцы, так как подписи на иконах делаются на основе каллиграфии.

– Какие шрифты вы изучаете?

– Наши занятия начались с июля, и мы уже успели более-менее изучить так называемый базовый шрифт, который придумал Эдвард Джонстон. Этот шрифт он разработал на основе средневековых английских шрифтов. Теперь мы начали заниматься уставом, пишем древние славянские шрифты. За основу взяли Остромирово Евангелие. Я сам разработал шрифт, как можно более приближенный к древнему образцу.

Потом мы отдохнем от славянских букв, и попробуем написать что-нибудь европейское, например, готику, рустику или унициал. По крайней мере, эти шрифты мне нравятся, и я бы хотел, чтобы люди тоже поработали над ними.

А основная наша задача – написать Евангелие. Мы отбираем людей среди участников наших занятий, которые способны писать много и хорошо, и создаем рукописное Евангелие.

Я прошу Виктора написать какие-то известные фразы, чтобы заснять процесс на камеру. Если держать перо под углом в 30 градусов – это будет базовый шрифт, под 45 – уже готический. Перестроиться довольно сложно – если пишешь базовым шрифтом, на другой лучше не переходить. Вот почему Виктор с улыбкой реагирует на мои просьбы написать «Coca-Cola» или нарисовать завитушку – менять шрифт и стиль нехорошо:

– Для того, чтобы перейти на другой шрифт, нужно время. В уставе перо всё время поворачивается под углом, такая особенность. Другая особенность – я сейчас пишу определенным размером, потому что толщина пера предполагает размер буквы от одного до четырех миллиметров. Если, например, взять перо больше – буквы, соответственно, будут больше. А этим размером я могу писать только то, что пишу, иначе я уйду от образа, будет не похоже.

Тоненькие церковнославянские буквы создают определенный образ. Сейчас в русском шрифте он уже утрачен, наш шрифт стал скорее европейским, к сожалению. Если бы он развивался именно как церковнославянский, мы бы, может быть, имели сейчас совершенно другое впечатление от русского языка. А сейчас у нас всё немного такое… – и ни свое, и ни чужое.

Другая большая проблема даже для современных шрифтов – перевод. Когда мы смотрим на латинский шрифт – да, красиво, а вариант этого же шрифта на русском не смотрится.

– Откуда началась каллиграфия? Насколько я знаю, именно распространение христианства дало развитие искусству каллиграфии, потому что необходимо было копировать в больших количествах Библию?

– Да, и книгу вообще. Естественно, так как написать даже одну книгу было очень трудоемко, – целый год, а то и два или три можно было потратить, – писали самые важные книги. Не какого-то местного поэта переписывали, а Священное Писание, изречения философов – всё то, на чем держалась культура, и что было важно зафиксировать.

Книги были очень дорогими и недоступными для основной части населения. Конечно, с одной стороны, печатная книга убила каллиграфию, но зато люди стали более образованными. А в монастырях книги писали еще довольно долго – до XVI века.

– Сейчас каллиграфия практически исчезла?

– Местами еще живет, например, недавно меня пригласили преподавать каллиграфию в институте для дизайнеров. Сейчас дизайнеры, к сожалению, мало занимаются шрифтами.

– А придумать свой шрифт сейчас еще можно?

– Конечно. Но часто каллиграфы придумывают шрифты, которыми можно написать только одно слово – название книги, главы, а вот набрать всю книгу этим шрифтом нельзя.

– Слишком запутанный?

– Да, с завитушками всякими, интересными придумками, на такой шрифт хорошо посмотреть и полюбоваться, но постоянно читать – глаза устанут. Так что есть фирмы, занимающиеся шрифтами, но каллиграфией они при этом не занимаются.

– В «Википедии» граффити тоже считают каллиграфией.

– Почему нет? Граффити, если оно делается пером, кистью – это каллиграфия. Мне бы и самому было интересно выйти с нашими учениками на улицу, взять широкую кисть и что-нибудь написать. Если написать красиво, это украсит город. Ведь много серых, некрасивых стен, которые можно разукрасить. Почему бы каллиграфам не заниматься украшением?

– А китайская, японская каллиграфия, вся эта «игра кистью и тушью» – это же целый мир, современная японская каллиграфия сохраняет многовековые традиции, создавая и развивая на их основе новые направления. Нам это не близко, это другая техника?

– Да, это абсолютно другая культура – мы их не понимаем до конца, они нас. Но когда наш каллиграф съездил в Японию, показал, как мы пишем буквы, они сказали: «Теперь мы понимаем, почему нас так тянет к России». То есть японцы увидели в нашей каллиграфии что-то такое, что дополняет их каллиграфию.

И всё равно законы одни и те же. Если мы говорим о конструкции в каллиграфическом рукописном шрифте, тело буквы не должно быть аморфным, но с плотью и костью. И японцы говорят то же самое. И я думаю, мы отличим плохую японскую каллиграфию от хорошей так же, как мы можем различить хорошую и плохую картину, например.

Был такой случай: шла выставка Шишкина, пришла какая-то женщина и написала в книге отзывов: «Здравствуйте, Иван Иванович, я посмотрела на ваши работы, мне очень понравилось, я считаю, что вы гений. Вот мой телефон, у меня галерея, позвоните». Она даже не знала, что это великий художник XIX века. Но она оценила, понимаете? То есть даже если сейчас появится второй Шишкин – его оценят, он будет выделяться.

Посередине урока в класс заходит настоятель протоиерей Павел Великанов , и тут же присоединяется к занятию: берет перо, бумагу, сначала расписывается («Это не мое перо, заточено по-другому, неудобно писать, расписаться надо…»), а потом начинает писать буквы, четкие, ровные.

Протоиерей Павел Великанов

– Отец Павел, зачем православным каллиграфия?

– Во-первых, мы хотим в целом повысить интерес к ручному труду, в том числе в той деятельности, которая была традиционной для православных людей – каллиграфии. Ведь человек больше всего ценит то, что делает своими руками, а в Церкви люди издревле занимались переписыванием книг. А возобновить эту традицию меня сподвигло свидетельство о тех, кто во времена гонений на Церковь от руки переписывал книги, молитвословы и другие священные книги.

Во-вторых, каллиграфия позволяет по-другому посмотреть на текст, поменять отношение к тому, что в нем написано. Как-то на одной из наших семинарских лекций преподаватель сказал: «Попробуйте взять и попереписывать что-нибудь из тех святых отцов, которые вам близки, с которыми вы действительно чувствуете внутренний резонанс – и вы почувствуете, что восприятие текста поменялось».

Происходит вчитывание в текст, в тот материал, с которым работаешь. Пусть даже это будет совсем маленький отрывок текста или слово, но человек уже по-другому воспринимает текст. Чувствует, что это не просто какой-то изверг писал что-то непонятное, а что это родное, знакомое, понятное.

Кстати с открытием курсов каллиграфии я получил очень мощный инструмент для терроризирования прихожан. Вот сидит, например, Елена, выкинет она что-то неправильное в своей жизни, а я ей говорю: «Знаешь что, голубушка, напиши-ка ты 50 раз такую-то фразу, которая позволяет по-другому посмотреть на ситуацию в твоей жизни».

Вместо епитимьи?

– Это и есть епитимья как способ помочь человеку собрать свою волю в кулак и сделать то, что на самом деле нужно сделать, но на что обычно катастрофически не хватает времени.

В-третьих, каллиграфия не терпит суеты и требует определенного состояния внутреннего мира человека, покоя. Приходит на занятие человек со своими проблемами, волнениями, начинает писать – и всё уходит. Я помню, одна женщина приехала из Москвы совершенно измученная, в состоянии какого-то жуткого внутреннего раздрая. Она даже не могла провести несколько прямых линий. Для нее самой это было изумлением «Как? Я не могу, почему? У меня же хороший почерк…»

Вот видите, как криво получается? Потому что я сейчас думаю не о том, что пишу, а о том, что сейчас начнется служба, и мне главное не опоздать. Каллиграфия требует определенного настроения. И что самое интересное, это настроение создается в процессе занятия. Поэтому каллиграфия как вид деятельной медитации для меня очень симпатична.

– А сколько вы тренировались, чтобы так красиво писать?

– Вот вы будете смеяться, а я почти каждый день что-нибудь дома пишу. Хотя бы пять-семь минут, но уделяю каллиграфии. Это всё Виктор виноват. Кстати, познакомились мы очень интересным образом. Когда мы делали проект с владыкой Марком (архиепископ Рязанский и Михайловский Марк (Головков). – Прим. ред.) «Религиозная энциклопедия» на «Радио России», то потом решили опубликовать этот проект на сайте «Богослова» . И я решил сделать иллюстрации к темам энциклопедии, познакомился с Виктором, который оказался не только хорошим иконописцем, но и профессиональным графиком.

И вот когда он начал делать свою работу, я понял, что человек, который занимается каллиграфией, мастерски владеет не только рукой, композицией, но и обладает внутренней гармонией. Потом я целый год носился с идеей сделать курсы каллиграфии, а Виктор меня выручил, стал преподавателем.

Еще поездка в Китай повлияла. Знаете, что меня зацепило? Не знаю, это миф или правда, но как-то мне сказали, что при приеме человека на работу в Китае смотрят, прежде всего, не на то, какое у него образование, а на то, как он пишет иероглифы. То есть считается, что человек, который не умеет правильно писать, не умеет и правильно думать.

Отец Павел заканчивает писать, и в конце быстрыми, четкими движениями выводит одно слово: хорошо. Я бы сказала: отлично.

– Разве не приятно посмотреть, что выходит из-под твоей руки? Пусть всё немного кривое и косое, но всё равно красиво, и ты понимаешь, что не безнадежен. У нас каллиграфия – это таблетка от дурного настроения.

Подготовила Мария Строганова

Фото и видео: Иван Джабир

Руководитель ассоциации Pappagallino multilingue (Многоязычный попугайчик), занимающейся развитием детского мультилингвизма, учитель русского языка и литературы.

Эксперт: методика преподавания русского языка, билингвизм, многоязычие, лингвистика

Анализируя статьи о пользе чистописания, я всегда задавалась вопросом: “Если каллиграфия – это такая нужная вещь, то почему о ней всегда забывают?”

Казалось бы, что проще – учить ребёнка писать красиво. Но тут и начинается самое интересное!

Время! Где найти время?!

Если у тебя в классе 30 человек, урок длится 45 минут, то 15 минут уходит на то, чтобы усадить детей за парты, сделать перекличку и обратить на себя внимание, 15 минут на проверку домашнего задания и 15 минут на объяснения нового материала. Главной целью становится: научить писать, учитывая, что родители, в большинстве своём, не очень-то и настаивают на каллиграфическом почерке.

Чтобы приучить к правильному письму, надо только одно – правильно писать. Долго и тщательно. А сейчас так нельзя – надо быстро и весело. Поэтому урок проходит быстро и весело, а времени на нужное переписывание одной и той же буквы нет.

Во Франции, например, вообще изменили правила написания букв, чтобы дети прибывших из бывших колоний “новых французов” быстрее адаптировались к латинскому письму.

Буквы начали писать снизу вверх и справа налево.

У нас в школе условия не такие жёсткие, поэтому в языковых классах мы можем себе позволить экспериментировать. Главное, чтобы в классах было не больше 10 человек.

Какой красивый почерк – Работайте с родителями!

У детей разный почерк, разная манера письма, разный уровень грамотности. Но читать сочинение в тетради, где нет помарок и ровный размеренный почерк, намного приятнее.

Не берем случаи дисграфии (специфических недостатков письма, вызванные нарушением высших психических функций, принимающих участие в процессе письменной речи), это проблема, требующая комплексной коррекционной работы не столько учителя, сколько невролога и логопеда.

В большинстве своём дети пишут с помарками и ошибками только потому, что не могут сосредоточится и заставить “свой мозг” писать. В нашем веке, чтобы усадить ребёнка писать, требуются неимоверные усилия со стороны родителей.

Именно родителей, потому что за те 45 минут мало что можно успеть, к сожалению. Но многие родители сейчас настроены на то, что всё должны сделать в школе на уроке.

Многим современным родителям хочется, чтобы ребёнок писал красиво, но они не всегда согласны с тем, что без повторений и монотонных “тренировок” ничего не получится. И конечно: “Правильно держать руку – это издевательство над природной анатомией ребёнка!”

Не слышали ещё такого от родителей?

Или “Пусть держит как хочет, главное, чтобы ему было удобно!”, “Почему именно так надо держать? Где это доказано? Раньше вон и левшей переучивали правой рукой писать, а теперь отстали. Скоро и от “правильного” держания ручки отстанут”.

Карандаш – перо – шариковая ручка

Когда вы, как учитель, понимаете, что время можно найти, когда родители поняли, что без них не обойтись, возникает вопрос: что делать? с чего начать?

В идеале начинать надо было ещё в детском саду.

Чаще всего к нам приходят дети, у которых в голове есть чёткое представление о том, что писать надо ручкой.

  • убираем шариковые ручки. Больше мы их не достаём до конца года.
  • берём простой карандаш, лучше 2В, и начинаем писать буквы.

Письмо карандашом даёт возможность откорректировать силу нажатия на бумагу.

  • когда буквы запомнились и стали получаться, берём перья и чернила.

Чернила капают, перья не пишут… а они и не запишут, если правильно не взять перо в руки.

  • пишем однослоговые и двуслоговые слова, сразу в них и учимся соединять буквы между собой.
  • списываем простые предложения из сказок и стихотворений, которые разбираем на уроке.
  • обязательно в домашнее задание вносим Небольшие тексты для списывания .
  • устройте ежедневный конкурс на “лучший списанный текст”, но так, чтобы каждый ребёнок оказался с призом.

Каллиграфия – это искусство

Дети очень тяжело подходят к тому, что какие-то действия должны быть монотонными и повторяющимися.

Я не стала со своими учениками заниматься прописями и чистописанием – с ними мы занимаемся каллиграфией.

Согласитесь, одно дело, когда тебе говорит: пойдём писать буквы, и совсем другое слышать, что ты идёшь рисовать буквы.

Каллиграфия – это искусство! А кому не хочется приобщиться к искусству?!

Чем мы занимается на уроках каллиграфии? Мы пишем.

  • пишем по каплям, когда учимся соединять слова.
  • пишем перьями, когда уже совсем уверены, что все буквы нам знакомы.
  • пишем кистями. Настоящими китайскими кистями и тушью.
  • перьями мы и рисуем, создавая свои подписи и монограммы.

Не каллиграфией единой

Никто не говорит, что основная цель – это переписывание. Нужно ещё и орфографию повторять.

  • разбирая определённые буквы, мы проговариваем звук и находим способ вывести из “за руку” в сильную позицию” и/или в ударный слог.
  • играем в слова – расширяем словарный запас.
  • рисуем иллюстрации к сказкам, которые разбираем на уроке.
  • делаем свои книги, оформляя их и прописывая в них текст.

Книги-трёхстранички – очень полезная форма работы.

Во-первых, ученик видит конкретный результат своей работы.

Во-вторых, при записи текста в книжку, мы может отработать орфографию и пунктуацию.

В-третьих, ученик развивает фантазию и фантазировать по теме – это дает возможность мыслить направленно.

Как организовать курс каллиграфии?

  • Сформулируйте цель курса. Это самое главное. Вы не сможете сделать хороший курс, если не поймёте “Зачем?”.
  • Определитесь, сколько часов вы готовы посвятить красивому письму.

Идеально – около 40 часов.

  • Напишите примерный план: что за чем идёт, какие средства для переключения внимания будете использовать – это один из самых важных моментов.

Писать 2 часа к ряду сложно даже взрослому, значит с детьми надо будет писать с перерывами на полезный отдых. Например, положили карандаши и взяли кисти. Рисуем красивый цветок с петлями – вот отработка связей букв в слове.

  • Подготовьте все материалы для стажа. Не надейтесь на то, что родители принесут вам кисти и перья. После таких надежд обычно остаётся пара детей с широко раскрытыми глазами: “Мне мама не купила” и “Я забыл”.

Решите финансовый вопрос заранее. Соберите деньги с родителей или, что труднее, но увлекательнее, выпросите деньги у директора школы.

  • Если вы планируете сделать подобный стаж во время учебного процесса – перераспределите расписание.

Соберите в один день больше уроков русского языка и развития речи, а математику оставьте на то время, когда каллиграфия будет усвоена.

С другой стороны, можно ввести элементы каллиграфии и на уроке математики, не бойтесь экспериментировать.

  • Усадите детей так, чтобы вам было максимально комфортно наблюдать за каждым ребёнком. Передвиньте парты, если это нужно – дети только обрадуются. Не давите на детей своими знаниями. Выслушайте то, что говорит ребёнок. Вам не сложно, а ребёнок поймёт, что его мнение уважают – вам в итоге понравится обмениваться мнениями и взглядами с детьми. Это трудно, но очень важно. Хвалите их, но не переусердствуйте. Говорите, как здорово у них получается, но поясняйте, где нужно поправить. И, конечно, следите за тем, как они держат руку, бумагу и карандаш.
  • Помните о том, что результат должен видеть сам ребёнок. Вы и родители можете увидеть, что ребёнок стал лучше и ровнее писать, но для большинства детей – это не результат.

Результат – это то, что можно показать другим. Делайте рисунки – это помогает контролировать движение руки, летите из глины – это развивает моторику, соберите мозаику – это развивает терпение. Всё это немного отвлечёт детей и даст наглядный результат. Сделайте азбуку из глины, создайте книгу, склейте мозаику-монограмму – рядом с чистописанием много всего интересного, чем можно с пользой передохнуть от написание букв и слов.

Вывод: начните создавать свой стаж только тогда, когда вы сами этого действительно захотите. Иначе ничего интересного не получится. Удачи вам!

Если это так, то вы натолкнулись просто на идеальную статью, чтобы сделать это.

Изучение каллиграфии - непростой процесс, но с правильными методическими материалами это может занять меньше времени, чем вы думаете.

Что такое каллиграфия?

Этот термин заимствован из древнегреческого языка и означает искусство красивого письма.

Предполагается, что вместо того, чтобы просто писать красивые буквы, каллиграфы должны следовать ряду правил и традиций, в том числе тех, которые регулируют расположение и размещения букв в тексте.

Как освоить каллиграфию? Что еще более важно, действительно ли имеет смысл это сделать?

Например, если вы дизайнер, современная каллиграфия станет отличным навыком для добавления в ваше резюме и самым быстрым способом привлечения клиентов элегантными логотипами, знаками, карточками, приглашениями и т. д.

Наша статья о каллиграфии для начинающих поможет вам ознакомиться со всеми этими вещами и поможет вам в изучении каллиграфии, и даст вашей работе узнаваемый и индивидуальный стиль.

Вот наше компактное руководство по каллиграфии:

Изучение каллиграфии - с чего начать

Как научиться каллиграфии? Первый шаг на этом пути - взять правильное оборудование, в том числе лучшие каллиграфические ручки. Каллиграфия при помощи остроконечного пера потребует, чтобы вы научились пользоваться перьевой ручкой. В том числе такой, которая сделана из металлического наконечника - пера, и прикреплена специальным держателем.
Все подобные руководства по основам каллиграфии рекомендуют эти ручки, поскольку они не содержат чернил внутри и не могут нанести никакого ущерба - вместо этого вы окунаете их в специальный контейнер во время письма и извлекаете выгоду из их гибкости, чтобы экспериментировать с разными вариантами линий. Таким образом, ваше перо никогда не будет подвергаться коррозии и не засорится, несмотря на огромное количество различных чернил, которые вы должны использовать для завершения своего проекта.

Как использовать ручки для каллиграфии? Вот инструменты, которые вам понадобятся:

  • Перья
  • Держатели для перьев
  • Бумага, подходящая для перьевых ручек
  • Чернила

Перо

Новичкам, которые учатся как использовать каллиграфическую ручку, мы рекомендуем перо Nikko G-Nib. Оно относительно жесткое и рисует красивые линии с желаемым уровнем гибкости.

Держатель для пера

Существует два вида держателей для пера: прямой и косой (наклонный). Первый вид лучше подходит для вертикальных стилей каллиграфии, в то время, как наклонные держатели облегчают сочетание нескольких разных стилей.

Высококачественной и приемлемой по цене альтернативой является наклонный держатель для пера Speedball Oblique Pen Nib Holder, а также Tachikawa Comic Pen Nib Holder for Various Pen Nib - Model 25 (отличный выбор для вертикальных стилей, так как он держит крепче, чем другие аналогичные держатели).

Есть дизайнеры, которые используют один и тот же держатель для всех каллиграфических ручек, но мы советуем начинающим попробовать несколько разных вариантов прежде, чем выбрать один держатель.

Бумага

Шероховатость обычной бумаги не позволит вам использовать ее для каллиграфии. Среди других проблем вы столкнетесь с ситуациями, когда ваше перо цепляется за бумагу и оставляет раздражающие чернильные кляксы.

Кроме того, обычная печатная бумага имеет больше волокон и, следовательно, поглощает чернила и позволяет им распространяться внутри листа, что, вероятно, будет препятствием для гладких и чистых линий, к которым стремятся каллиграфы.

Чтобы сделать каллиграфию более эффективной и приятной, покупайте бумагу, которая подходит для перьев и перьевых ручек. Например, популярный бренд Rhodia, бумага которого очень гладкая и устойчивая к чернилам. Доступно несколько типов бумаги: чистые листы, в линию или с точечными сетками.

Чернила

Существует несколько типов чернил, подходящих для перьевых ручек, но новички всегда должны выбирать качественные черные образцы. Наш выбор - Speedball Super Black India, так как эти чернила очень темные, водостойкие, и в дополнение к этому по разумной цене.

Как и любым творческим процессом, каллиграфией лучше всего заниматься в приятной рабочей среде.

Удобный и хорошо организованный стол, где вы можете разместить все свои принадлежности и чувствовать себя позитивно и расслабленно - лучшее место для отработки ваших навыков по каллиграфии.

Выбор лучшего места для работы

Чтобы извлечь максимум из практики по каллиграфии, выберите удобное и расслабляющее место, где вы можете удобно поставить ноги. Хорошо организуйте принадлежности и держите место не загромождённым, чтобы обеспечить достаточно пространства для движения руками.

Писчая бумага должна быть помещена на специальную письменную доску или по крайней мере на 5-6 листов. Таким образом, у вас будет мягкая поверхность, которая позволит вам писать более естественно, чем на столе, и поверхность не позволит вашей бумаге ерзать.

Подготовка инструментов

Убедитесь, что рядом есть не пушистое полотенце и чашка воды, чтобы вы могли чистить перо. Бумажные полотенца также прекрасно подойдут, но имейте в виду, что их волокна могут зацепиться за наконечник и стать причиной раздражающих клякс.

Ваши чернила должны быть помещены в бутылочку с широким горлышком или в банку, чтобы вы не касались ее сторон пером. И поставьте бутылочку туда, где вы не сможете ее легко опрокинуть. В основном, ваши рабочие инструменты должны быть в пределах досягаемости, но все же на безопасном расстоянии. Например, мы помещаем их в рулон ленты или даже закрываем их, чтобы избежать риска.

Как упоминалось ранее, вы должны поместить перо внутри держателя. Самый простой способ сделать это - взять перо где-то рядом с его основанием, а затем вставить перо внутрь держателя, используя его внешнее кольцо.

Удостоверьтесь, что вы не держите перо за наконечник, так как это может погнуть его и деформировать. Чтобы сделать все правильно, найдите руководство на YouTube и следуйте инструкциям.

Основные штрихи каллиграфии

Структурные элементы каллиграфии - это толстые нисходящие штрихи и тонкие штрихи вверх. Тонкие восходящие штрихи легко нарисовать, поскольку вы без усилий держите перо и двигаете его вверх.

Толстые штрихи, с другой стороны, требуют большего нажима, когда перо перемещается вниз. Разумеется, вы должны балансировать и комбинировать оба движения для получения наилучшего изменения линии.

Перед тем, как начать, окуните перо глубоко внутрь емкости с чернилами, убедившись, что отверстие для дыхания на спинке пера полностью закрыто. Протрите лишние чернила сбоку, и вы можете начать писать.

Вот правила, которых вам следует придерживаться:

Сперва идут нисходящие штрихи. Не давите слишком сильно - это поможет наблюдать изменение толщины линии. Таким образом, вы также защитите свое перо.

Поэкспериментируйте с разными петлями и комбинируйте более тонкие восходящие и толстые нисходящие штрихи. Петли из непрерывных линий помогут вам соединить их и придумать идеальную комбинацию.

Продолжайте с толстыми нисходящими штрихами и медленно отпустите перо, двигаясь к низу.

Измените порядок. Нарисуйте нисходящие штрихи так, чтобы казалось, что они льются вниз.

Продолжайте с овалами. Прикладывайте сильное давление на левую сторону и более легкий нажим с правой стороны.

Часто бывает, что новое перо рисует две параллельные линии вместо одной, или «железные дороги», как их называют опытные каллиграфы. Причина в том, что вы либо слишком сильно давили на перо, либо осталось мало чернил.

Оборудование и советы по штрихам для профессионалов

Для тех из вас, кто уверен, что вы начинаете писать профессионально, мы подготовили немного украшений, которые можно добавить к вашим красивым надписям.

Изменяемые буквы

Легкий способ придать вашему письму опытный вид - изменить наклон. Вы можете легко изменить ширину штрихов и длину их соединений. Начните с изменения расстояния между буквами и придайте базовой линии наклонный, ступенчатый или изогнутый вид.

Подобные изменения помогут изменить ощущение, которое производит ваше письмо, а также сообщение, которое оно передает. Это формальный, динамичный или эксцентричный стиль? Подумайте об этом!

Вы также можете изменить способ формирования букв, сделать их немного тоньше, круглее или даже по-другому соединять их. Сделайте это несколько раз, и вы наверняка придумаете совершенно новый дизайн.

Завитушки и украшение

Вы изучаете каллиграфию, поэтому вам нужно сделать некоторые закорючки. Закорючки могут быть добавлены в ваш текст, как завитки и петли, чтобы он стал более красивым и бросающимся в глаза. Например, вы можете пересечь тяжелые линии более легкими, чтобы показать, что вы заботитесь о визуальном балансе текста.

Другой вариант - украсить каллиграфию специальными рисунками, согласованными с вашими словами, или использовать баннеры, чтобы выделить важные строки. Чем сложнее ваш дизайн, тем умнее будет начать рисовать карандашом и тестировать его.

Традиционная каллиграфия

Spencerian и Copperplate - прекрасные примеры традиционных каллиграфических рукописных шрифтов. Сейчас не так много вариантов шрифтов на их основе, но их классическая элегантность неоспорима. Специальные проекты могут потребовать от вас знакомства с ними, а также это полезно в качестве тренировки.

Идеальные перья

Ваше идеальное перо должно быть острым, гибким и легко реагирующим. Таким образом, вы сможете рисовать более тонкие линии и обогащать их эффектной и изящной отделкой. Для требующих деликатности проектов мы рекомендуем, в частности, три отличных пера:

  • Speedball No. 101
  • Brause 361 Steno Blue Pumpkin
  • Brause 66 Extra Fine Arrow

Ни одно из этих перьев не будет просто в использовании, но все усилия стоят того.

Полезные хитрости

Вы только начали монетизировать свои навыки каллиграфии, но что-то по-прежнему выглядит совершенно неправильно. Возможно, у вас проблемы с использованием пера, и в этом случае вы можете найти следующие советы полезными:

Если у вас проблемы со штрихами:

  • Вместо того, чтобы делать как все, попробуйте искусственную каллиграфию и посмотрите, как штрихи выглядят и рисуются. Пишите аккуратно и заполняйте пробелы. Таким образом, вы будете имитировать идеальные линии и посмотрите, что вы на самом деле должны делать.
  • Практика на листах для печати, пока вы не научитесь делать буквы идеальной формы. Нетрудно найти образцы основных штрихов и прописных букв в Интернете.
  • Начните с более легких карандашных рисунков и медленно калькируйте их с помощью пера. Как только чернила высохнут, сотрите все следы карандаша.
  • С большими буквами легче увидеть критические ошибки.

Если у ваших букв небрежный наклон:

  • Во время занятий используйте рекомендации по наклону. Нарисуйте один свой собственный, используя транспортир, или даже примените обычную бумагу. Подложите страницу с образцом под лист - это облегчит процесс.
  • Чтобы создать правильный наклон, поверните бумагу. Вы сразу увидите, какая позиция лучшая для вас.
  • Чтобы обойтись без поворота бумаги, замените текущий держатель для пера на наклонный.

Если у вас нетвердая рука или она устала:

  • Используйте тренировочные штрихи для разминки
  • Держите перо свободно и встряхните руку
  • Во время письма двигайте всей рукой, а не только запястьем.
  • Потратьте больше времени на тренировки. Сделайте больше упражнений, даже когда вы просто используете свой телефон. Это поможет сделать движения руки плавными и естественными.

Если чернила просто не остается на пере

  • Некоторые из новых перьев имеют очень тонкий масляный слой, который может не совпадать с вашими чернилами. Чтобы предотвратить серьезную проблему, протрите его спиртом (или мягкой зубной щеткой и пастой) или просто пропустите его через пламя.
  • Проблема также может заключаться в том, что на пере имеются засохшие чернила, которые прерывают их поток. В таком случае возьмите очиститель пера и вычистите его.
  • Имейте в виду, что регулярно используемое перо требует периодической очистки и обслуживания. Чтобы правильно его почистить, выньте его из держателя, аккуратно почистите его щеткой и дайте ему высохнуть, прежде чем снова использовать его.

Если ваша работа может требовать некоторое обновление:

  • Меняйте перья и попробуйте несколько новых.
  • Смените чернила. Вы сможете найти много типов чернил, пригодных для каллиграфии, но перьевые ручки обычно могут переносить любую жидкость, способную оставлять следы при нанесении на бумагу. Некоторые дизайнеры даже предпочитают использовать нетрадиционные методы и делают свои рисунки при помощи акварели, кофе или ягодного сока.

Выберите стиль

В отличие от каллиграфов прошлого, дизайнеры сегодня могут выбирать любой стиль, который им нравится, или даже профессионально освоить несколько стилей, чтобы выполнять различные проекты. Как обсуждалось ранее, знание нескольких стилей каллиграфии полезно для демонстрации индивидуальности писателя, передачи важного сообщения или просто дополнения формального случая. Вот некоторые популярные идеи, которые могут вас вдохновить:

Объединение стилей

Если тон классический и винтажный, это не означает, что шрифт не будет выглядеть современно. Объединение таких стилей будет впечатлять всех, кто увидит вашу работу, начиная от ваших друзей и до королевы Англии!

Элегантная каллиграфия

Написание текста может быть интересным и сложным одновременно, и элегантная каллиграфия тому доказательство. Смешивание классического написания букв с энергичными завитушками - лучший выбор, который вы должны использовать в дизайне приглашения на свадьбу и в других особых случаях.

Романтичная и художественная

Случалось ли с вами, что конкретный тонкий шрифт напоминает вам о романтике?

У этих кружевных надписей есть красивые завитки с крутым уклоном, которые подходят для изысканных заглавных букв и приглашений, которые привлекут внимание ваших гостей.

Эксцентричная

Причудливые надписи кажутся легкими и расслабленными, и обычно вдохновляют нас думать о сказках и бегстве от реальности. Это из-за их плавной базовой линии и динамических углов, которыми этот стиль шрифта определяет наше настроение, как хорошо написанное стихотворение заставляет нас мечтать о приключениях.

Веселый шрифт

Независимо от возраста, вас всегда привлекают красивые приглашения - трюк, который дизайнеры часто используют. Идеальный шрифт для таких приглашений - это веселый, выполненный с игривыми базовыми линиями и закругленными буквами, чтобы задать хороший тон времени.

Важные факты о каллиграфии

  • Каллиграфию не осваивают за одну ночь. Вы должны практиковаться, как можно чаще и чаще.
  • Понадобится не больше двух часов и нескольких попыток, чтобы понять, действительно ли вы можете заниматься каллиграфией.
  • Если вы не сосредоточены на 100%, это не сработает. И это конец истории.
  • Каллиграфия - это не только то, как вы пишете, но и то, что вы написали. Вот почему вы всегда должны писать «настоящие» слова и передавать содержательное сообщение.
  • Вы должны учиться непрерывно. Делая это, вы обнаружите огромный мир, который увлечет вас и заставит вас искать больше. Этот занимательный процесс просто не имеет себе равных.
  • Разница в качестве, поэтому убедитесь, что вы покупаете высококачественные материалы и принадлежности.
  • Каллиграфы - это, как правило, дружелюбные люди и потрясающие собеседники. Таким образом, они являются вашим лучшим источником информации и вдохновения, и вы должны немедленно начать поиски наставника.

Лучшие пять вариантов каллиграфии

Далее мы изложим самые важные основные принципы каллиграфии, распределенные на пять разных подходов, наборов линий и буквенных форм. Этот раздел также поможет узнать о различных инструментах и методах, которые могут быть использованы для ваших проектов, и мы рекомендуем вам попробовать их все.

Сдвоенные карандаши

Сдвоенные карандаши просты и очень полезны для тех, кто рисует каллиграфические буквы. Они также могут применяться для создания больших и привлекательных надписей для плакатов, баннеров и подобных рекламных материалов.

Вам нужна пара хорошо заточенных карандашей и две резиновые ленты. Сначала поскоблите часть боковой поверхности карандашей, чтобы они плотно прилегали друг к другу.

Оставьте их вместе в вертикальном, направленном вниз положении и убедитесь, что их кончики находятся на одинаковом уровне при касании бумаги. Для этой цели вы можете закрепить их скотчем или резиновыми лентами на обоих концах.

Затем возьмите сдвоенный карандаш и удерживайте его в обычном положении для рисования. В идеале он должен быть направлен под углом около 45 градусов.

В то время, как оба карандаша помещаются на бумагу, слегка нажмите на них и ведите их вперед и влево. Расстояние между их точками - это то, что формирует, так называемое, «невидимое перо».

Когда вы двигаете рукой, вы будете рисовать двойную линию, и, если вы решите сделать круги, указав их в одном направлении, ваш двойной карандаш создаст уникальные тонкие и толстые ленты с непревзойденной точностью.

Если вы не чувствуете себя уверенно с углами наклона пера, тщательно продумайте обо всех движениях и направлениях.

Для этого процесса потребуются три разных навыка: работа с углом наклона пера; направление движения руки; и правильный нажим на бумагу.

Маркеры

Эти ручки более чем удобны, очень яркие и, что самое главное, намного дешевле всех подобных инструментов.

Конечно, есть и минусы, и чернила этих ручек имеют тенденцию исчезать со временем, или, может быть, выглядят слишком тяжелыми и могут быть легко повреждены под малейшим давлением. Вот почему эти ручки являются отличным инструментом для тренировки, но не лучшая альтернатива при выполнении важных проектов.

Чтобы выбрать маркер под себя, возьмите ручку и лист бумаги. Для начала возьмите два маркера: 3-5 мм и 1.5-2 мм. Начните с более широкого

Вам также не придется беспокоиться о бумаге: маркеры хорошо пишут на бумаге для принтеров, пергаменте (не лучший вариант для начинающих) или подобных материалах.

Нажим должен быть легким и ровным, так как многие каллиграфы, проходящие обучение, совершают ошибку, слишком сильно нажимая. Это не улучшит работу с маркером, но только испортит его. С другой стороны, сохранение контакта с бумагой принесет гораздо лучшие результаты.

Касайтесь бумаги только одним углом наконечника, а затем попробуйте другой, чтобы увидеть, как будет выглядеть ваше письмо.

Положите наконечник всей шириной на страницу, а затем медленно качайте его: чувствуете, что один из углов не касается бумаги, а другой все еще остается на ней? Это почти как волшебство!

На этот раз поместите всю ширину наконечника на страницу, убедившись, что оба угла касаются ее соответствующим образом. Помните, что это идеальный контакт для письма, и, если давить сильнее, то любой угол наконечника оторвется от бумаги.

Угол наклона пера и нажим - две разные точки, и перо должно указывать влево и вперед примерно на 5 градусов. Делая это, руку следует переместить, чтобы нарисовать слабые и красивые ленты.

Для более четких линий подумайте о том, чтобы купить более качественный маркер, но вы должны подумать об этом только после того, как почувствуете уверенность в практической каллиграфии профессионально.

Лучший набор по лучшей цене, который мы рекомендуем - это Sharpie Calligraphic , который содержит 12 перьев разных цветов и размеров; и Staedtler Duo - комплект из 2-х вполне качественных маркеров. Превосходный набор, который не размазывается и не подтекает, называется Calligraphy Pen Set и поставляется с четырьмя светостойкими чернилами в основных цветах.

Как уже обсуждалось ранее, нет смысла покупать специальную бумагу для каллиграфии пока вы учитесь, поскольку бумага для принтера дешевле и подходит для наших целей.

Тем не менее, если вас раздражают постоянные чернильные пятна, вы можете рассмотреть вариант покупки блокнотов для офиса фирмы Ampad или плотной бумаги для рисования, например, используемой в Великобритании, но имейте в виду, что это будет стоить немного дороже.

Каллиграфия при помощи заправляемых ручек и ручек с картриджами

Вам понадобится: ручка, отдельная подача чернил (бутылка для заправки или входящий в комплект картридж).

Заправляемые перьевые ручки и перьевые ручки с картриджами работают следующим образом: в каждом ручке есть большой резервуар, заполненный более жидкими чернилами, и эти чернила будут течь через перегородки корпуса, контролируемые внутренним механизмом. Таким образом, чернила попадут прямо внутрь блока пера и легко будут нанесены на страницу.

С подобной ручкой вы также получите несколько перьев разных размеров и широкий выбор картриджей для использования с основным корпусом ручки.

Самое большое преимущество использования заправляемых ручек и ручек с картриджами заключается в том, что ими легко работать на горизонтальных поверхностях, благодаря их усовершенствованному механизму механического управления потоком чернил.

В отличие от перьевых ручек, которые нужно макать в чернила, с этими ручками чернила на закончатся посредине слова и, это безусловно, гораздо более безопасный вариант для неуклюжих новичков.

Картриджные чернила более жидкие, чтобы не высыхать и не забивать внутренности вашей ручки. Это также придает им прелестный тонкий вид при нанесении на бумагу.

Само перо также довольно жесткое, учитывая, что его механизмы должны вкручиваться внутрь корпуса. Это означает, что картриджные чернила в сочетании с гибким и отзывчивым пером, действительно могут преобразить весь ваш каллиграфический опыт.

Точно так же, как перьевые ручки, ручки с картриджной системой заправки эффектно протекают.

Это не меняет того факта, что чернила, оставшиеся внутри ручки с течением времени, могут высыхать и забиваться, что накладывает необходимость поддерживать их должным образом. Вам нужно будет тщательно вымыть перо, но вы никогда не сможете удалить все чернила, застрявшие в их резервуаре.

Заправляемые ручки и ручки с картриджами считаются специалистами по каллиграфии наиболее удобными, а также характерны для многих популярных веб-сайтов. По этой причине, новичкам настоятельно рекомендуется их использовать.

Перьевые ручки и гусиные перья

Существует много разных типов ручек, но есть несколько основных принципов, которые применимы ко всем перьевым ручкам. Например, все перьевые ручки состоят из следующих элементов:

  1. Держатели для пера - Держатель - это область, которую писатель будет сжимать во время работы, и поэтому он должен быть удобным и мягким для руки. Чаще всего у держателей есть внутренние металлические приспособлениями на обоих концах пера, так что вы можете безопасно их перемещать.
  2. Перья - это металлические концы ручки, которые имеют две отдельные части и удлиненный «язык», который удерживает их вместе. Их наконечник имеет квадратный разрез, чтобы полностью контактировать с бумагой, и обычно достаточно гибкий, чтобы чернила могли беспрепятственно и равномерно распределяться по поверхности.
  3. Резервуары иногда находятся внутри структуры вашего пера и выглядят, как маленькие наклонённые чаши на стороне, используемой для подачи чернил в щель. Некоторые из них выглядят в виде отдельных металлических чашек, которые вы должны скрепить на пере, прежде чем сможете их использовать, включая те, что расположены сверху и снизу пера. Основная функция резервуаров состоит в том, чтобы собрать немного чернил и поддерживать их в верхней части щели, чтобы вы могли написать хотя бы несколько слов, прежде чем снова пополнять их чернилами.

Резервуары не всегда будут находиться внутри пера, что позволяет покупать каждый из трех элементов отдельно, а именно смешивать и сопоставлять их между собой. Варианты бесконечны и не могут быть объединены в одном руководстве, но опыт популярных каллиграфов может помочь вам принять правильное решение.

Как новичок вы также можете захотеть сэкономить время и силы, и, следовательно, подумайте о покупке предварительно собранного набора для каллиграфии. В большинстве случаев вам дадут 4-6 разных перьев с держателями и резервуарами, и они будут стоить меньше, чем если бы вы покупали их отдельно. Мы еще раз рекомендуем комплект для каллиграфического письма от Speedball, где вы найдете держатель и даже 6 разных перьев.

Чернила могут не входить в ваш комплект, поэтому начните поиск подходящих чернил.

Лучшие типы чернил для перьевых ручек

Наилучшие результаты достигаются с помощью матовых и густых чернил, таких как чернила Chinese, India или даже краски гуашь, которые вы предварительно разбавили, чтобы добиться нужной консистенции.

Для слабых штрихов вы можете рассмотреть водянистые чернила, типичные для перьевых авторучек.

Вместо этого вы можете взять кисть среднего размера, подходящую для акварелей, а затем пополнить резервуар в верхней части прорези пера.

Каллиграфия на наклонных поверхностях

С перьевой ручкой вам будет легче писать на наклонных поверхностях, чем на обычном письменном столе. В том числе на мольбертах и доске, расположенной у вас на коленях и поддерживаемые краями стола. Каллиграфия требует немало времени, поэтому убедитесь, что вам удобно.

  • Прежде всего, выберите устойчивую поверхность для письма, которая не будет скользить.
  • Отрегулируйте положение сидения и убедитесь, что вам комфортно и вы сидите не в напряжении.
  • Если возможно, зафиксируйте поверхность бумаги на наклонной поверхности (вы можете использовать офисный пластилин (Blu Tack) и изоленту).

Если вы используете гусиное перо или перьевую ручку:

  • Держите чернила / краску открытой и поставьте ее рядом с рукой, который вы не пишите.
  • Выберите хорошее «место для стоянки», чтобы безопасно макать ручку, и избежать разбрызгивания чернил на другие поверхности. Вы можете взять небольшое блюдце, в котором будут размещаться ваши инструменты, в то время, как у вас будет перерыв или, если вы прерветесь на телефонный разговор.

Обратите внимание: Заправка ручки маканием в открытую бутылку с чернилами приведет к тому, что чернила попадут на держатель и, в конечном итоге, ваши пальцы испачкаются во время работы.

Как заправлять перо:

  • Возьмите ручку в руку и держите ее в горизонтальном положении
  • Опустите заправочную пипетку или кисточку таким образом, чтобы вы могли взять только несколько капель.
  • Сохраняйте горизонтальное положение пера при наборе чернил в резервуар.
  • Поставьте на место блюдце и положите пипетку/кисточку на блюдце и оставьте ручку в горизонтальном положении. В противном случае вам, возможно, придется счищать чернильные пятна со своих колен.
  • Возьмите лист макулатуры и проверьте, как стекают чернила на каждой стороне наклонной доски. Только после этого вы сможете выполнять основные задачи.

Выбор чернил, перьев и поверхности для письма определит, как часто вам придется пополнять резервуар. В лучшем случае вы сделаете это после нескольких слов, а не нескольких букв, но это также может зависеть от скорости, с которой вы работаете.

Эти же правила применяются, когда вы используете гусиное перо. В отличие от стальных перьев, гусиное перо более гибкое и быстрее изнашивается, особенно когда вы используете его на дешевой и жесткой бумаге.

Непрофессионал может порвать бумагу гусиным пером и перьевой ручкой.

Если вы не уверены, что знаете, что делаете, мы рекомендуем вам поискать похожие методы каллиграфии, которые требуют меньше усилий для изучения.

Каллиграфия при помощи губок и плоских кистей

Здесь идет самый «грязный» (прим. - потому что вы скорее всего запачкаете руки) подход к каллиграфии, который мы подготовили в этом руководстве:

Чем тоньше стороны кисти, тем лучших результатов вы достигнете. Рекомендуемая ширина от 6 до 20 мм, предпочтительно с более жесткой текстурой (например, соболь и нейлон вместо щетины). Плоские кисточки бывают длинными и короткими, последние считаются лучшим вариантом, который сохраняет контроль над линией за счет того, что они короткие и жесткие.

Вы можете взять обычную чистящую губку и разрезать ее на кубики, а затем превратить в самый удивительный инструмент каллиграфии. При использовании не забывайте защищать свои руки от чернил резиновыми перчатками.

Существует несколько важных различий между написанием каллиграфии с помощью пера и плоской кисти.

Кисть, например, очень гибкая и мягкая, и будет реагировать на более сильный нажим, создавая более толстые линии, и это не то, что на самом деле делают традиционные перья. Еще одна особенность кистей заключается в том, что у них, как правило, чернила заканчиваются довольно быстро, и, случается, они создают современную текстуру и уникальный, грубый вид.

Лучший способ использования кистей - наклонная поверхность (приблизительно 30 градусов). Однако, горизонтальные поверхности также хорошо подойдут.

Тем не менее, вы должны контролировать давление, которое вы применяете, так как любое изменение может повлиять на четкость ваших линий и стать причиной того, что краска потечет по странице вниз. Но, разумеется, вы, можете сделать это преднамеренно (выглядит абсолютно восхитительно!).

Другим интересным эффектом губок является то, что при работе с чернилами они создают пятнистые (неоднородные) эффекты, похожие на линии, нарисованные кистью, и создают интересные контрасты и затухающие линии, которые выглядят очень привлекательно.

В идеале вы должны использовать вязкие и матовые чернила, например, India, очень водянистую плакатную краску или разбавленные краски гуашь для ваших губок и кистей. Жидкие и водянистые чернила недолго останутся на губке, и, таким образом, ваши буквы будут выглядеть небрежными и неровными.

Самое большое преимущество использования губок и больших кистей заключается в том, что они оставляют достаточно пространства и влажных чернил на линии буквы, чтобы вы могли добавлять дополнительные цвета, смешивать их интересным образом или просто дать им стекать.

При смешивании нескольких цветов в одной букве возьмите небольшой объем - любой яркий цвет (белый тоже прекрасно подойдет) и нарисуйте основу формы буквы. Затем поместите ее на горизонтальную поверхность и налейте несколько капель более темных и контрастных цветов. Не перемещайте ее, пока она не высохнет полностью, если только вы изначально не намеревались смешать краски и добиться уникального цвета.

Освоение искусственной каллиграфии

Искусственная каллиграфия - это, по сути, современная каллиграфия, созданная с помощью стандартной ручки (гелевой, шариковой и т. д.). Для многих дизайнеров стандартные ручки помогают полностью познакомиться с каллиграфией, и для этого есть две важные причины:

Все дело в том, что стандартные ручки не пугают новичка и часто более гибки, и более доступны, чем перьевые. В конце концов, это инструменты, которые вы использовали с тех пор, как себя помните, и у вас уже есть достаточная мышечная память для работы и создания красивой каллиграфии.

Однако, искусственная каллиграфия не только для новичков. Независимо от вашего профессионального уровня, вы можете найти его применение полезным для ваших важных проектов.

Сборка собственного набора перьевых ручек для каллиграфии

Вот, что вам понадобиться:

  • Пара перьев от Nikko G - В начале этого поста у вас была возможность узнать больше о качестве этих перьев, которые часто называют лучшим вариантом для начинающих.
  • Прямая ручка. Хороший выбор - перо от Manuscript pen, так как оно имеет универсальную вставку пера. Мы также рекомендуем пробковые держатели фирмы General из-за их гибкости и простоты использования.
  • 32# Laser jet paper - Или просто возьмите бумагу для принтера. Это экономичное решение, которое тем не менее предотвращает растекание чернил.
  • Бутылочки с завинчивающимся колпачком и чернила Sumi (чернила India также хорошо подойдут). Обе марки чернил матовые и обеспечат нужную вязкость.
  • Вода - Чтобы время от времени чистить перо, вам понадобится чашка воды.
  • Не волокнистые полотенца и ткани. Вы также можете использовать бумажные полотенца, но вы должны быть осторожны, не допуская, чтобы перо цеплялось за их волокна

Вместо того, чтобы покупать дорогие, переоцененные каллиграфические комплекты для новичков, мы рекомендуем вам собрать свой собственный и выбрать только те инструменты, которые удобны для начинающих, доступны по цене и, действительно, полезны для вас.

Чистка перьев

При покупке все перья идут в фабричном масле, так как это масло помогает им сохранять товарный вид и не дает им испортиться. В то же время почти невозможно, чтобы на пере были одновременно масло и чернила, поэтому тщательно очистите перо до того, как вы начнете его использовать.

После того, как вы закончите, вы увидите, как чернила стекают по перу плавно и не оставляют клякс на бумаге, как это было бы с маслом на нем.

Сборка перьевой ручки

Большинство новичков выбирают пластиковые ручки Speedball из-за их перьев Nikko G, но нет ничего плохого в использовании универсальных держателей для пера.

Эти держатели имеют обод и 5 металлических лепестков, что позволяет использовать много перьев разных размеров и типов.

Как держать ручку

Удержание перьевой ручки ничем не отличается от держания стандартной ручки. Это означает, что вы все еще должны использовать большой палец и указательный палец, сжимая ими держатель и поместить средний палец за ручку для дополнительной поддержки. Во время рисования используйте безымянный палец и мизинец, чтобы провести слабые линии.

Макание ручки в чернильницу

Не имеет значения, какое перо вы используете - качество письма по-прежнему будет зависеть от того, насколько глубоко вы окунули его.

С технической точки зрения, это означает, что вы погружаете перо чуть выше вентиляционного отверстия (центрального), чтобы не накладывать слишком много чернил на перо и не давать им стекать, пока вы пишете.

Вы также должны сильно встряхнуть перо над чашкой с водой, чтобы убедиться, что все лишние чернила упали.

Вы готовы к работе!

Основное различие между обычными шариковыми ручками и перьевыми ручками - это угол наклона: современные каллиграфы должны следить, чтобы сохранять угол наклона пера по отношению к бумаге.

Вы никогда не должны держать перо вертикально, но пишите под углом 45 градусов между ручкой и бумагой.

Не следует также держать ее слишком вертикально, так как перо может зацепиться за волокна бумаги и повлиять на то, как текут чернила.

Доброго дня, мои любимые читатели блога «ШколаЛа». Села писать вам очередной рассказ по «горячим следам», так как тема этой статьи возникла совсем случайно, незапланированно.

То, что учёбу в школе своих детей я контролирую так, что «муха не пролетит», вы, наверное, уже поняли. Активное участие в школьной жизни – это, наверное, моё хобби. Но и «на старуху бывает проруха». На днях смотрю в тетради своих детей и понимаю, что без первоисточника сей письменной «красоты» не могу отчасти разобрать, а что там?! От всего сердца начинаю жалеть педагогов. Это как же ж надо умудриться разобраться в такой писанине и найти ошибки? Да там любой доктор со своим врачебным почерком отдыхает.

Чешу затылок. К прописям возвращаться – не вариант для детей, ибо не поймут меня мои дети и станут сопротивляться. Оставлять, как оно уже есть – не вариант для меня, ибо не привыкла «абы как».

Ползаю по форумам, читаю эмоции мам, стала изучать опыт других, чтобы не отплясывать на своих граблях. Неужели я одна такая, до занудства правильная, желаю, чтобы мои дети писали красиво? Оказалось, что нет. Что интересно, сами дети совершенно не озабочены тем, что пишут они «как кура лапой» и не стремятся сделать своё письмо читаемым. Но за него же ставят двойки! А у педагогов, извините, времени, чтобы научить красиво писать, сегодня нет!

Готовая доставать для упражнений трафареты (да пусть возмущаются и негодуют мои дети), наткнулась на рассказ обычной мамы, которой на помощь пришла каллиграфия для детей.

Пришла она к этой идее методом проб и ошибок, сражаясь за чистоту в тетрадях и порядок в буквенных рядах. А обучает своих двух дочек по форме семейного образования, сама, дома, чем меня и заинтересовала.

Зачем красиво писать?

Когда вы с пеной у рта будете объяснять ребёнку, зачем ему тратить его драгоценное время, чтобы был красивый почерк, у вас доходчиво это не получится, потому как вы и сами, думаю, сегодня не понимаете, а действительно зачем? Сегодня мы не пишем от руки столько, сколько это было раньше. Письма электронные, книги электронные, все заявления – на компьютере.

А помните старые добрые времена, когда мы усердно выводили в советских прописях почти каллиграфическим почерком свои первые буквы и цифры по трафарету? Мы столько времени проводили за этим занятием, что, по крайней мере, всю начальную школу наши письменные опусы вполне можно было разобрать. Более того, некоторые до сих пор сохранили правильный учительский почерк. Учителя были требовательны к этим письменным упражнениям, и теперь мне стало понятно, почему. Дело вовсе не в красоте почерка.

У Анастасии Камаевой (той самой мамы, про которую я хочу вам рассказать) нашла интересные факты, почему, в том числе, она своих дочурок приобщила к каллиграфии. Оказывается, каллиграфическая письменность, по мнению японцев, положительно влияет на всю нашу мозговую деятельность и, (вы только прислушайтесь!) на продолжительность жизни.

Произвольными действиями с определённым положением пальцев, ладони, запястья мы тренируем не только тончайшие мышцы руки, плеч, спины, мы заставляем работать нервы. Занятия каллиграфией даёт почувствовать симметричность и правильность линий, обучает наблюдательности и заставляет воображать и фантазировать. Каллиграфия, по мнению докторов, — это эмоциональное спокойствие, равномерное дыхание, тренировка памяти и координация движений.

На заметку. Жаль, что в современных школах письму уделяется лишь час в неделю. Во времена Пушкина красивописанием ученики занимались по 18 часов! И были весьма успешны в учёбе и разносторонне развиты.

То, что рукописное письмо – это основа успешной учёбы и залог развития познавательных и творческих способностей, я поняла. Но как приучить к этому ребёнка? Наши школы не особо спешат экспериментировать с уроками каллиграфии, ведь все учителя сами были воспитаны на шариковых ручках, потому донести до детей пользу каллиграфического письма пером и чернилами вряд ли смогут. Вот и приходится нам самим осваивать давно забытые традиции.

Когда и с чего начать?

Заочно познакомившись с семьёй Насти Камаевой, сделала для себя вывод, что заниматься каллиграфией можно сразу, как только ребёнок будет держать в руках перьевую ручку или кисть. К слову, Настина младшая дочь, которой всего 4, и она не знает ещё толком алфавита, уже вырисовывает красивые иероглифы на бумаге. Причём, судя по фотографиям её работ, делает она это с завидным успехом.

А с чего всё у них началось? Озабоченная целью научить старшую семилетнюю дочь красиво писать, мама решила мельком познакомить её с самыми интересными работами каллиграфов. Это были не обычные рукописные тексты, нет. Это были подписанные тонким пером красивейшие свадебные открытки, разрисованные мелом стены, украшенная надписями одежда, расписанная посуда и целые расписные квартирные интерьеры.

День за днём она знакомила своих дочек с миром каллиграфического искусства, пока наконец-то не услышала долгожданные слова от старшей Славяны: «Я тоже так хочу»! Это и было стартом для практики.

Первые уроки Настя рекомендует пробовать с кистью и тушью, с чего они сами собственно и начали. Это наиболее просто для детей. Форматы листов тоже брали большие. Лишь спустя некоторое время перешли на ювелирную работу, взяв в руки перо и выписывая на маленькой площади.

Впоследствии весь мир, состоящий из букв, обрёл жизнь. Они начали выискивать красивые шрифты во всём, что их окружает, а мудрая мама подбрасывала для регулярных упражнений схемы с понравившимися шрифтами для отработки навыков каллиграфии.

И у неё получилось! Каллиграфия стала семейным увлечением и спровоцировала развитие процесса письма!

Посмотрела я работы девчонок и стало мне интересно, а вот сколько ж ушло времени на то, чтобы научиться так красиво писать. Как уверяет мама, Славяне понадобилось на это полгода, чтобы она научилась отличать буквы печатные от прописных, умело стала пользовалась чернилами и перьевыми ручками, освоила разные винтажные шрифты. Дак и я своих за полгода смогу научить, делов-то!

Что ещё порадовало в успехах – это стремление девчонок применять свои навыки на практике. Письмо – это само собой, потому как пишет теперь Настина старшая ученица с энтузиазмом, ровно и с завидной быстротой. Но каллиграфия ещё дала ей толчок для творчества, и Настина дочь теперь делает разные подарочки своим подружкам из серии handmade. А я тоже так хочу!

А ещё хочется всегда таким мамам говорить отдельное спасибо, что они не хранят свой полученный опыт в спрятанном в дальнем углу сундуке под большим амбарным замком, а готовы делиться им с нами. У девчонок через пробы и ошибки появился их собственный курс «Дети и буквы», который помогает новичкам войти в огромный каллиграфический мир и освоить технику красивописания.

Вот громко стучу по компьютерной клавиатуре, а сама где-то в голове осознаю, что если бы меня сейчас попросили написать эту статью на листе бумаги ручкой, вряд ли я справилась с этой задачей «на отлично». Горько признаваться, но совсем отвыкла от «ручного труда», и думаю, нас таких, малопишуших, с каждым днём всё больше и больше.

А что, может это тот самый подходящий повод пройти творческий курс каллиграфии? Ведь должна же я быть примером для своих детей и заинтересовать их на практике. У других-то получается! В общем, решено! Мы вступаем в клуб Юных Каллиграфов ! Кто с нами?)

Ах да, чуть не забыла, есть у Насти и специальное Новогоднее предложение! Двухнедельный Новогодний Марафон , на котором знакомство с буквами будет происходить через создание настоящих новогодних аксессуаров и подарков. Интересно? Еще бы) Старт марафона намечен на 10 декабря! Смотрите, не опоздайте присоединиться)

Желаем вам творческих успехов!