Петр мелехов. Петро мелехов Несколько интересных сочинений

Введение

Семья Мелеховых в романе «Тихий Дон» Шолохова оказывается в центре внимания читателя с первых строк. Ей посвящены и последние страницы произведения. Открывает повествование рассказ о трагической судьбе Прокофия Мелехова и его жены-турчанки, по навету убитой односельчанами. Завершает роман картина возвращения домой похоронившего Аксинью Григория Мелехова.

Характеристика Мелеховых

Мелеховы изначально выделяются среди других жителей хутора Татарский. Прокофий, носивший бороду и русскую одежду, был «чужим, непохожим на казака». «Исчерна-смуглым» и «бедовым» растёт и его сын Пантелей. Прозвали соседи Мелеховых «турками» за их горбатый нос и «диковатую» красоту.

Дом Мелеховых имел вид «самодовольный и зажиточный», благодаря усилиям Пантелея Прокофьевича. Старший Мелехов, его жена, двое сыновей с жёнами, дочь, а затем и внуки – таковы обитатели мелеховского дома.

Но, мирную жизнь хутора нарушает сначала Мировая, а затем Гражданская война. Разрушается привычный казачий уклад, рушатся семьи. Не обходит стороной беда и Мелеховых. Пантелей Прокофьевич и оба его сына оказываются захваченными водоворотом страшных событий. Трагично складывается судьба и других членов некогда крепкой семьи.

Старшее поколение Мелеховых

Характеристика Мелеховых в романе будет неполной, если не обратиться к образу каждого члена семьи.

Пантелей Прокофьевич, глава семейства Мелеховых, был рождён раньше срока. Но выжил, встал на ноги обзавёлся семьёй и хозяйством. Он был «сух в кости, хром…, носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нём вороной масти борода и волосы».

Старший Мелехов – натура вспыльчивая и властная. Он бьёт костылём Григория за ослушание, «учит» вожжами загулявшую Дарью, частенько «подносит» жене. Узнав о связи младшего сына с Аксиньей, он своею властью женит его на Наталье Коршуновой, не считаясь с желаниями самого жениха.

С другой стороны, Пантелей Прокофьевич искренне любит своих домашних, переживает за их судьбу. Так, он возвращает в семью Наталью, ушедшую к родителям, относится к ней с подчёркнутым вниманием. Привозит обмундированию Григорию в Ягодное, хотя тот ушёл с Аксиньей из родного дома. Гордится сыновьями, получившими офицерский чин. Только переживания из-за гибели сыновей смогли сломить крепкого старика, для которого семья была смыслом жизни.

Василиса Ильинична, жена старшего Мелехова, по-своему хранит домашний очаг. Ко всему семейству она относится с необыкновенной теплотой и пониманием. Ильинична безгранично любит своих детей, часто защищает их от гнева несдержанного мужа. Огромной трагедией становится для неё смерть Петра, убитого рядом с домом. Только ожидание Григория даёт ей силы жить после потери почти всех родных. Как родную дочь принимает Василиса Ильинична Наталью. Поддерживает её, понимая, как тяжело живётся невестке, нелюбимой мужем. Скрывает от Пантелея Прокофьевича болезнь Дарьи, чтобы тот не прогнал её со двора. Она даже находит в себе силы сблизиться с Аксиньей, с которой они вместе ждут с фронта Григория, и принять в качестве зятя Мишку Кошевого, убийцу её сына и свата.

Григорий и Пётр

Пётр Мелехов – старший сын Пантелея Пркофьевича и Василисы Ильиничны. Внешне он был очень похож на мать «небольшой, курносый, в буйной повители пшеничного цвета волос, кареглазый». От матери передался ему и мягкий характер. Он искренне любит родных, особенно брата, во всём поддерживает его. В то же время Пётр готов, не задумываясь, постоять за справедливость. Так, он вместе с Григорием бросается спасать Аксинью от избивающего её мужа, вступается за односельчан на мельнице.

Но во время войны неожиданно проявляются совершенно другие стороны личности Петра. В отличие от Григория, Пётр быстро приспосабливается, совершенно не задумывается о чужой жизни. «Война радовала, потому что открывала перспективы необыкновенные». Пётр «быстро и гладко» дослуживается до чина, а потом, на радость отцу, отправляет домой целые подводы награбленного. Но, война, на которую герой возлагает такие надежды, приводит его к гибели. Пётр умирает от рук Кошевого, униженно прося о пощаде бывших односельчан.

Григорий Мелехов – полная противоположность старшего брата. Своим обликом он напоминает отца. У него «вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей». Пошёл Григорий в отца и взрывным характером. В отличие от брата, Григорий не может принять насилия. Врождённое чувство справедливости заставляет героя метаться между белыми и красными. Видя, что все разговоры о светлом будущем заканчиваются кровопролитием, Григорий не может принять какую-либо сторону. Опустошённый, он пытается уйти с Аксиньей на Кубань, чтобы найти покой. Но судьба лишает его возлюбленной и надежды на счастье.

Дуняша, Наталья и Дарья

Дуняша Мелехова, как и Григорий, пошла в отца не только внешне, но и по своему характеру. Отцовская твёрдость особенно проявляется в ней, когда она решает выйти замуж за Михаила Кошевого, убийцу брата. С другой стороны, Дуняше свойственна нежность и душевная теплота. Именно они побуждают девушку взять к себе детей Григория, заменить им мать. Дуняша, да ещё сын Мишатка – единственные близкие люди, которые остались у Григория, вернувшегося в родной хутор.

Наталья, жена Григория, – один из самых ярких женских образов романа. Замечательная красавица, она создана для того, чтобы любить и быть любимой. Но, выйдя замуж за Григория, девушка не обретает семейного счастья. Муж так и не смог полюбить её, и Наталья обречена на страдания. Только любовь и сочувствие старших Мелеховых дают ей силы. А затем она находит утешение в детях. Всю жизнь борясь за мужа, гордая Наталья, тем не менее, не может простить ему последней измены и избавляется от последнего ребёнка ценой собственной жизни.

Дарья, жена Петра, совсем не похожа на Наталью. «С ленцой баба, спорченная… румянится, да брови чернит», – говорит о ней Пантелей Прокофьевич. Дарья идёт по жизни легко, не слишком задумываясь о морали. Душевные переживания наложили отпечаток на всех членах семьи Мелеховых, но не на Дарью. Оплакав мужа, она быстро оправилась и снова расцвела «гибкая, красивая и доступная». Жизнь Дарьи заканчивается драматично. Она заражается сифилисом и решает свести счеты с жизнью, утопившись в Дону.

Заключение

Если вокруг идёт война, меняется власть, никто не сможет остаться в стороне. В романе «Тихий Дон» семья Мелеховых – яркий тому пример. До конца произведения почти никто не доживает. Остаётся только Григорий, его маленький сын и сестра, вышедшая замуж за врага.

Тест по произведению

"Тихий Дон" - роман Михаила Александровича Шолохова, который содержит в себе огромное количество разнообразных образов повлиявших на многих героев других произведений. Петро Мелехов, как раз и является примером одного из этих ярких образов

Петро Мелехов - старший брат протагониста романа, Григория Мелехова В произведении ему было около 26 лет. Его полное имя - Петр Пантелеевич Мелехов. Данный персонаж был простым казаком.

Петро был невысокого роста, "на полголовы ниже брата", кареглазый, курносый и имел светлый цвет волос. У него были длинные усы, которые он постоянно накручивал.

У Петра есть супруга и ребенок, который судя по всему, в начале романа, был совсем младенцем. Ребенок Мелехова скончался в возрасте двух лет, в 1914 году. Его жена неоднократно изменяла Петру, она приводила домой любовников, когда мужа не было дома. В то время, когда наш герой находился на войне, у неё были тайные отношения со Степаном Астаховым. Слухи об их тайной связи дошли и до самого Петра, который неоднократно в своих письмах просил супругу прекратить измены.

Сам же Степан, любовник супруги нашего героя, был хорошим другом нашего героя. Однако это не мешало ему хвастаться перед сослуживцами своими похождениями к Мелеховой. Дружба его с Петром прекратилась в тот момент, когда он узнал, что брат нашего героя, Григорий, был тайным любовником его жены - Аксиньи Астаховой.

Из качеств Петра можно отметить то, что очень хорошо танцевал. Герой очень любил детей, особенно своих племянников. Он очень любил проводить время со своими племяшами - "Петро постоянно кормил Мишатку и баловался вместе с ним".

Участвуя в Первой Мировой Войне, Мелехов старался извлекать выгоду из неё. Он, своим чиноподчинением и почтительностью к начальству, получал большое количество наград, но его военные подвиги сыграли также немалую роль. В 1916 году он получил офицерское звание вахмистра, затем поднялся до хорунжего. В своих письмах, он часто высказывался о том, что всячески добивался поступления в офицерскую школу. Война очень хорошо повлияла на его жизнь - из простого казака, Мелехов дорос до звания офицера.

Что же касается его характера, то Мелехов был умеренным и обладал хорошей смекалкой. Он умел подстраиваться под ситуацию, чем и добился своего высокого звания. Он хорошо располагал к себе людей, относился с добротой и простодушием к своим подчиненным.

Герой прожил не очень долгую жизнь, он погиб во время Гражданской войны, в марте 1919 года. Он был убит своим соседом, большевиком Мишей Кошевым.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Загрязнение окружающей среды

    Человечество погрязло в эпохе потребления. Да, именно погрязло, как в болоте. Каждый день изготавливают новые товары, предлагаются разные услуги. Производство невозможно без спроса, и мы его создаем.

  • Сочинение Моя любимая фотография (описание изображенного человека)

    В современном мире фотографии чаще всего хранятся на электронных носителях, чем в фотоальбомах.

  • Сочинение про Сентябрь

    Сентябрь - первый месяц осени, его воспевали в своих стихотворениях многие русские поэты, изображали художники, это месяц наполненный волшебством природы, месяц, который словно коктейль вобрал в себя всевозможные цвета красок

  • Сочинение Описание друга 7 класс русский язык (Характеристика одноклассника)

    Хочу рассказать вам о своем друге, его зовут Саша. Мы знакомы с раннего возраста. Вместе ходили в детский сад, а теперь учимся в одном классе и посещаем секцию футбола. Каждый человек выглядит по-особенному. Вот и мой друг не исключение.

«Петро напоминал мать: небольшой курносый, в буйной повители пшеничного цвета волос, кареглазый». Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. - Т. 1. - М.: Правда, 1975. - С. 9. Нет в портретном описании старшего брата Григория и намека на турецкую кровь, которая выделяла Мелеховых от остальных селян. Нет в нем и тех качеств, которые передавались из поколения в поколение, и так роднили Пантелея Прокофьевича, Григория, Дуняшку: независимого характера, свободолюбия, гордой непокорности.

Пока семья Мелеховых живет миной, спокойной жизнью, в атмосфере дружбы, взаимной заботливости, любви, фигура Петра не вызывает каких-либо негативных чувств. Он по-настоящему любит свою семью, младшего брата. Но уже с первых страниц автор дает понять, что Петро не обладает тем обаянием, которым веет от его младшего брата. Рисует ли писатель картину косьбы, он не забывает обратить внимание на грацию сильного тела Григория, заметить, как отзывчив он на очарование природы; идет ли речь о скачках, непременно отмечет, что Гришка взял первый приз.

Петро же уступает брату и в красоте: «Григорий надел мундир с погонами хорунжего, с густым завесом крестов и, когда погляделся в запотевшее зеркало, - почти не узнал себя: высокий, сухощавый...

Ты - как полковник! - восторженно заметил Петро, без зависти любуясь братом...» Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. - Т. 2. - М.: Правда, 1975. - С. 602., и в умении петь, о котором мимолетно упоминается в разговоре: « - Да ты ить не мастак», - говорит Степан Аксаков Петру, - «Эх, Гришка ваш дишканит! Потянет, чисто нить серебряная, не голос» Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. - Т. 1. - М.: Правда, 1975. - С. 31., но все это не принижает образ Петра. Он покупает своей искренностью, веселостью. В первых главах первой книги герой у Шолохова «улыбается, заправив в рот усину» Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. - Т. 1. - М.: Правда, 1975. - С. 31., «посмеиваясь в пшеничные усы» Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. - Т. 1. - М.: Правда, 1975. - С. 10., по-доброму подтрунивает над Григорием:

«Григорий шел... хмурился... От нижней челюсти, наискось к скулам, дрожа, перекатывались желваки. Петро знал: это верный признак того, что Григорий кипит и готов на любой безрассудный поступок, но посмеиваясь в пшеничные в сои усы, продолжал дразнить брата...

Гляди, Петро подеремся, - пригрозил Григорий...

«Заглянула, мол, через плетень, а они, любушки, лежат в обнимку». - «Кто?» - спрашиваю, а она: «Да Аксютка Астахова с твоим братом». Я говорю...

Оскалив по-волчьи зубы, Григорий метнул вилы. Петро упал на руки, и вилы, пролетев над ним, на вершок вошли в кремнисто-сухую землю.

Потемневший Петро держал под уздцы взволнованных криком лошадей, ругался:

Убить бы мог, сволочь!

И убил бы!

Дурак ты! Черт бешеный! Вот в батину порода выродился, истовый черкесюка!..

Через минуту, закуривая, глянули друг другу в глаза и захохотали...» Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. - Т. 1. - М.: Правда, 1975. - С. 70.

Ссора быстро начинается и быстро погасает, братья снова вместе, снова готовы втихомолку посмеиваться над своим вспыльчивым, властным отцом. Происходит это от того, что им нечего скрывать друг от друга, между ними нет тайн, их отношения построены на искренности, они могут говорить о самом сокровенном. Вот, например, перед женитьбой Григория Петро спрашивает, как же тот поступит с Аксиньей:

«- Гришка, а как же с Аксюткой?

Небось жалко кидать?

Я кину - кто-нибудь подымет, - смеялся тогда Гришка.

Ну гляди, - Петро жевал изжеванный ус, - а то женишься да не в пору...

Тело заплывчиво, а дело забывчиво, - отшутился Гришка». Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. - Т. 1. - М.: Правда, 1975. - С. 116.

Петро здесь мудрее Григория, он понимает, что не так-то просто справиться с чувством, на которое брат «... в жениховском озорстве играючи рукой помахивал, - дескать, загоится, забудется...» Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. - Т. 1. - М.: Правда, 1975. - С. 115.

Нет еще у Петра той хитрости, приспособленчества, которые проявляются у него в войне. Так, например, не держится он в стороне, когда вспыхивает ссора на мельнице между «мужиками» и казаками: «Петро кинул мешок и, крякнув, мелкими шажками затрусил к мельнице. Пристав на возу, Дарья видела, как Петро втесался в середину, валял подругных; охнула, когда Петра на кулаках донесли до стены и уронили, топча ногами». Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. - Т. 1. - М.: Правда, 1975. - С. 118. Герой с легкостью, не думал о себе, бросает свою поклажу и вступается за односельчан. Эта необдуманность пропадает у Петра во время войны.

Война становится для Петра проверкой всех его качеств, она заостряет, выделяет те черты его характера, которые, которые не были видны в мирной жизни. Это для него своеобразное испытание, из которого герой не сможет выйти с достоинством. В первые дни войны встречаются два брата, Шолоховым дано их описание: Петра - «...загорелое лицо, с подрезанными усами пшеничного цвета и обожженным солнцем серебристыми бровями...» и Григорий с незнакомой, пугающей бороздой на лбу. Если в портрете главного героя, испытавшие душевные потрясения из-за убитого человека, произошли изменения, то в описании Петра ничего не изменилось. Нет у этого героя душевных страданий, смятения, он не задумывается, как Григорий, для чего, с какой целью умирают на войне люди. Он приспособился, привык к ней, понял что из нее можно извлекать выгоду. Грозным обвинением звучат слова автора: «... быстро и гладко шел в гору, получил под осень шестнадцатого года вахмистра, заработал, подлизываясь к командиру сотни, два креста и уже поговаривал в письмах о том, что бьется над тем, чтобы послали его подучится в офицерскую школу... прислал свою фотографическую карточку. С серого картона самодовольно глядело постаревшее лицо его, торчмя стояли закрученные белые усы, под курносым носом знакомой улыбкой щерились твердые губы. Сама жизнь улыбалась Петру, а война радовала, потому что открывала перспективы необыкновенные: ему ли, простому казаку, с мальства крутившему хвосты быкам, было думать об офицерстве и иной сладкой жизни» Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. - Т. 2. - М.: Правда, 1975. - С. 412.. Если Григория мало радуют чины и кресты, то для Петра офицерские погоны кажутся несбывшимся счастьем, если Григорий всегда отстаивает свое достоинство, то Петр подобострастен, льстив, готов к услугам, война гнула главного героя, Петру же рисовались радужные горизонты привольной жизни - «дороги братьев растеклись врозь...» Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. - Т. 2. - М.: Правда, 1975. - С. 412.

Революция развеяла мечты героя, но и здесь он быстро сориентировался: «Я, Гришка, шататься, как ты, не буду... Меня к красным арканом не притянешь... незачем мне к ним, не по дороге» Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. - Т. 3. - М.: Правда, 1975. - С. 26.. В годину смуты, бед, смертей Петр возами отправляет домой награбленное. «Петро - он гожий, дюже гожий к хозяйству!» Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. - Т. 3. - М.: Правда, 1975. - С. 67. - нахваливает Пантелей Прокофьевич старшего сына, «поджившегося» под Калачом. В противовес Григорию, который не только сам не брал чужого, но и запрещал своим подчиненным, Петро ничем не брезговал для приумножения своего. Если Пантелей Прокофьевич тащит в дом все, что подвернется, для того, чтобы сохранить свое рушащееся гнездо, свою привычную жизнь, то его старший сын - ради наживы. Накопительство Пантелея Прокофьевича трагично и напоминает нервный поединок с перипетиями судьбы, стяжательство Петра смешно и никчемно. Доказательством служит сцена примерки Героем дамского белья, прихваченного им в отбитом поезде: «...покашливая и хмурясь, попробовал примерить панталоны на себя. Повернулся и, нечаянно увидев в зеркале свое отображение с пышными складками назади, плюнул, чертыхнулся... Большим пальцем ноги зацепился в кружевах, чуть не упал на сундук и, уже разъярясь всерьез, разорвал завязки... панталоны, которые неизвестно какой пол шились, Дарья в тот же день, вздыхая сложила в сундук (там лежало еще немало вещей, которым никто из баб никто не мог найти применения)». Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. - Т. 3. - М.: Правда, 1975. - С. 111.

Как ни умел Петро гибко приспособляться к изменившимся обстоятельствам, пережидать трудные времена, но война не обошла его стороной, умер он от руки Михаила Кошевого так же суетливо и приниженно, как и жил:

«- Кум! - чуть шевеля губами, позвал он Ивана Алексеевича...

Кум, Иван, ты моего дитя крестил.. Кум, не казните меня! - Попросил Петро и, увидев, что Мишка уже поднял на уровень его груди наган, - расширил глаза, будто готовясь увидеть нечто ослепительное, как перед прыжком вобрал голову в плечи». Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. - Т. 3. - М.: Правда, 1975. - С. 162.

Часть шестая

В апреле 1918 г. был завершен раздел Области Войска Донского. К концу апреля Дон был на две трети оставлен красными. В связи с этим намети­лась необходимость создания областной власти, в Новочеркасске был назначен сбор Временного донского правительства и делегатов от станиц и войсковых частей. На станичном сборе в числе остальных делегатов на круг был выбран и Панте­лей Прокофьевич; его сват, Мирон Григорьевич Коршунов, стал хуторским атаманом. 3 мая на ве­чернем заседании войсковым атаманом был избран генерал Краснов. Законы, предложенные Красно­вым, представляли собой наспех переделанные ста­рые. Даже флаг напоминал прежний: синяя, красная и желтая продольные полосы (казаки, иногородние и калмыки). Только герб в угоду казачьему тщес­лавию был новым.

Казаки воевали по-прежнему неохотно. Сотня Петра Мелехова продвигалась через хутора и ста­ницы к северу. Красные где-то правее шли, не при­нимая боя.

Мишка Кошевой был снят с этапа благодаря мольбам матери и направлен отарщиком. Жить в степи под открытым небом, вдали от войны и не­нависти поначалу нравилось Мишке. Но вскоре Мишка понял, что не имеет права наслаждаться спокойствием в столь тяжелые времена, и стал чаще наведываться к соседу, казаку Солдатову. Ка­заки сблизились, не раз вместе сидели перед уют­ным костерком, деля добытую Солдатовым дичь.

Месяц отслужил Михаил Кошевой на отводах, за примерную работу был отозван в станицу, за­тем направлен в штрафную сотню. На фронте пы­тался перебежать к красным, но побег не удался.

За время отступления из Ростова на Кубань еса­ул Евгений Листницкий был ранен два раза. Полу­чил отпуск, но остался в Новочеркасске. Отдыхал он у своего однополчанина ротмистра Горчакова, ушедшего в отпуск одновременно с Евгением. По­знакомился с необыкновенно обаятельной женщи­ной, женой товарища, Ольгой Николаевной. Лист­ницкий увлекся Ольгой Николаевной.

Вскоре Горчаков и Листницкий покинули Но­вочеркасск, влились в ряды Добровольческой ар­мии, готовящейся к масштабному наступлению. В первом же бою ротмистр Горчаков был смер­тельно ранен.

Перед смертью просил Евгения не оставить Оль­гу Николаевну. Листницкий дал обещание товари­щу жениться на вдове. Обещание свое выполнил, вернувшись в Новочеркасск после тяжелого ране­ния. К службе Листницкий был уже не годен: ему ампутировали руку. Выполнив приличия траура, Листницкий и Ольга Николаевна поженились.

Листницкий привез жену в Ягодное. Осунувшей­ся, но все равно еще милой Ольге Ягодное понра­вилось тишиной, свекор согрел ее своим теплым отношением, своей немного старомодной галант­ностью. Среди дворни Ольга Николавевна сразу вы­делила красавицу горничную («вызывающе кра­сива»).

С приездом молодой женщины все в доме пре­образилось: прежде ходивший по дому в ночной рубахе старый пан приказал извлечь из сундуков пропахшие нафталином сюртуки и генеральские, навыпуск, брюки. Сам он заметно помолодел, по­свежел, удивляя сына неизменно выбритыми ще­ками. Аксинья же чувствовала близость развяз­ки, с ужасом ждала конца.

Листницкий намеревался расстаться с Аксинь­ей. Разговор с отцом подтолкнул нерешительного Листницкого к действиям. Несмотря на то что бе­седа Лисицокго по душам с Аксиньей закончилась новой между ними близостью, ей было предложе­но поскорее покинуть Ягодное, взяв отступное.

К тому времени в хутор Татарский вернулся бе­жавший из плена Степан Астахов. Статный, ши­рокоплечий, в пиджаке городского покроя и фет­ровой шляпе, был он совсем не похож на того хуторского Степана, которого раненым оставили казаки на поле битвы. Мишка Кошевой, встретив Астахова на дороге к хутору, не сразу признал в нем своего соседа, нежданно-негаданно приехав­шего из самой Германии. С Аксиньей Степан решил помириться, вычеркнуть из памяти все прошлые обиды. Аксинья вернулась к законному мужу.

Казаки воевали неохотно. В это время дома не хва­тало рабочих рук, женщины и старики не справ­лялись с повседневной тяжелой работой, от которой к тому же отрывали их назначения в обыватель­ские подводы, доставлявшие фронту боеприпасы и продовольствие. Краснов заигрывал с иностран­ными представителями. Устраивал банкеты и смот­ры, где демонстративно целовал своих казаков, а в это время шли расстрелы, продолжалась бра­тоубийственная война.

Краснов гарантировал Германии право вывоза продовольствия, право на льготы в размещении капиталов по донским предприятиям промышлен­ности и торговли. Взамен он просил поддержки по устройству самостоятельной федерации Доно-Кавказского союза, прочил признать границы Всевеликого Войска Донского, помочь разрешению спора между Украиной и Войском Донским, оказать дав­ление на Москву, заставив очистить пределы дер­жав Доно-Кавказского союза. Это послание было холодно принято казачьим правительством. Наме­тились разногласия Краснова с командованием Доб­ровольческой армии, которое расценивало союз с немцами как измену. Добровольческая армия от­казалась от совместного похода на Царицын, а Крас­нов не поддержал предложения Деникина о слия­нии армий и установлении единого командования.

Недовольство в рядах Донской армии росло. Сотня Григория Мелехова вошла в полосу непре­рывных боев. Превосходство казаки одерживали лишь потому, что противостояли им морально шат­кие части из недавно мобилизованных красноар­мейцев прифронтовых земель. Но стоило вступить в бой рабочему полку, матросскому отряду или коннице, как инициатива переходила в руки Крас­ной Армии. Первоначальное любопытство Григо­рия - с кем же приходится воевать, кто такие эти московские рабочие? - уступило место все возрас­тающей ненависти и злобе. Это они, чужаки, вторг­лись в его жизнь, оторвали от земли. Такое чувство завладевало большинством казаков. Бои станови­лись все более ожесточенными.

Поразила Григория встреча с отцом, приехав­шим с обозой. Пантелей Прокофьевич с удоволь­ствием отправлялся с обывательскими подвода­ми, перед этим заезжая к Петру, разживался там «товаром», теперь за тем же заявился и к младше­му сыну. Григорий его оборвал, согласившись дать только винтовку. Однако хозяйственный Пантелей Прокофьевич, дождавшись утреннего отъезда сы­на, дочиста обобрал гостеприимных хозяев, при­хватив даже банный котел.

Григорий прекрасно понимал настроения каза­ков: отогнать красных за пределы земель Войска Донского и разойтись по домам, отстоять свое, а чужое казаку не требуется, за чужое казак голо­ву класть не намерен. Он знал, что не будет ника­кой затяжной войны, что к зиме сломается фронт, исчезнет, так как на пределе терпение казаков, все сильнее расходятся их пути с офицерскими, их интересы с интересами власть имущих.

С середины ноября началось активное наступ­ление красных. Казачьи части все упорнее теснили к железной дороге. Наступил перелом, и Григорий отчетливо осознал, что отступление остановить уже не удастся.

Григорий самовольно покидает полк. Он реша­ет пожить дома и присоединиться к отступающим войскам, когда те будут проходить мимо. Петр Ме­лехов, который служил в 28-м полку хорунжим, вместе с полком добрался до Вешенской, а уже оттуда, не выдержав, сбежал домой. Почти все та­тарские казаки, бывшие на Северном фронте, вернулись в хутор.

В ночь после возвращения Петра, расстроенно­го большевистскими выступлениями на митинге в станице Вешенской, в курене Мелеховых про­ходил семейный совет. Никто не ждал милости от советской власти по отношению к казакам-офи- церам, поэтому решили отступать. Но из хутора они так и не вышли. Оставить все добро, живность и тем более своих женщин на разорение красным они не могли. Казачья бережливость взяла свое, решено было остаться. И жизнь на хуторе вошла в свое обычное русло. Волновало только появление красноармейцев. Красноармейцы толпой валили вдоль улицы, пятеро завернули к базу Мелехо­вых, остановились у них на ночь. С одним из них сразу не сложились отношения у Григория. Взбе­шенный убийством цепной собаки, принадлежав­шей Мелеховым, и необходимостью молчать при этом, Григорий с ненавистью провожал пожилого красноармейца взглядом. Красноармеец Алек­сандр Тюрников отвечал ему тем же, постоянно задирая и поддразнивая хозяина. Второй же, рос­лый и рыжебровый, своего товарища останавли­вал, одергивал.

В другой раз наведывались в хутор советские войска за лошадьми, но здесь хитрый Пантелей Прокофьевич выход нашел, забив под копыта ко­ням по гвоздю, - хромают.

Фронт прошел, отгремели бои. В хуторе Татар­ском установилась советская власть, заправляли всем избранные на хуторском сборе Иван Алексее­вич (председатель, «красный атаман»), Мишка Ко­шевой и Давыдка-вальцовщик. Оружие казакам велели сдать, неподчинившимся - расстрел.

Пошел слух, что не так страшен прокатившийся фронт, как идущие ему вдогон по станицам и хуто­рам комиссии и трибуналы: охраняли большевики свою власть, чиня расправы над бывшими каза­чьими офицерами и атаманами.

Петр Мелехов отправился к своему бывшему од­нополчанину Фомину, в прошлом дезертиру с не­мецкого фронта, теперь красному командиру. Со­брался с подарками жизнь свою выкупать.

Заступничество Фомина действительно помог­ло позднее Мелеховым.

На какой-то момент оно отсрочило арест не толь­ко Петра, но и Григория, которого обоснованно Иван Алексеевич считал одним из самых опасных лю­дей для советской власти.

Арестовали в хуторе Татарском семерых ста­риков. В их числе оказался бывший атаман, сват Ме­леховых, Мирон Григорьевич Коршунов. Всех се­мерых расстреляли. Хуторяне ужаснулись.

В это время в хутор возвращается постаревший, осунувшийся Иосиф Давидович Штокман. Очень хуторское правление нуждалось в таком челове­ке, потому так и обрадовались его появлению Иван Алексеевич и Мишка Кошевой. Но не все начина­ния Штокмана проходили на хуторе. Так, Иосиф Да­видович только распугал собрание казаков пред­ложением распределить кулацкое добро по самым бедным казацким семьям.

Именно Штокман указал на ошибочность отво­да ареста Петра, Григория и Пантелея Прокофье­вича Мелеховых. Два офицера, сражавшихся про­тив советской власти, и делегат круга - самые страшные враги (слишком уважают их хуторяне, а так как их двор всегда был одним из самых за­житочных, то ясно, что сами они добровольно со своим добром не расстанутся). Однако арестовать Мелеховых сразу не удалось.

Началось казачье восстание. Первым восстал ху­тор Красноярский Еланской станицы: решили ка­заки после очередного ареста отстоять своих стари­ков («с ними расправятся, а потом и за нас возьмутся»). Затем, когда восстание разлилось по всей Облас­ти Войска Донского, была сформирована структу­ра власти. Вопрос этот мало волновал боевых каза­ков: они сохранили советы, окружной исполком, даже оставили некогда ругательное слово «това­рищ», старая форма обрела «новое содержание». Был выдвинут лозунг: «За Советскую власть, но против коммуны, расстрелов и грабежей».

Погиб от рук Мишки Кошевого Петр Мелехов, сдавшийся на милость победивших его красноар­мейцев. Участвовали в бою все жители хутора Та­тарского (старики, женщины, дети). Красноармей­цев пропустили через хутора, как в старину через строй пропускали солдат, добили их в хуторе Та­тарском. Началось с убийства Котлярова.

Григорий, до которого дошло известие о сдаче Сердобского полка, заспешил на спасение своих соседей Кошевого и Ивана Алексеевича. Он знал, что они были свидетелями смерти брата, хотел убе­речь их от смерти, а заодно и выяснить, кто же убил Петра. В Татарский он опоздал. Дома его встрети­ла перепуганная Дуняша, она и рассказала ему о гибели Котлярова от руки Дарьи.

Григорий уехал с хутора, даже не повидавшись с матерью. Мелехов тяжело переживал смерть брата, не ожидал он, что придется вот так рано навсегда им распрощаться. С этого момента Гри­горий Мелехов, получивший повышение по служ­бе (он уже командовал целой дивизией т. е. занимал генеральскую должность), не знал удержу в бою. Григорий часто сам вел своих казаков в атаку.

Однажды твердо понял Григорий, что оказалось казачество между двух жерновов: с одной сторо­ны - красные, которые никогда не простят этого бунта, а с другой - расплата от белогвардейцев, которые никогда не забудут оставленного боль­шевикам фронта и жизни хуторов под Советской властью. И нет у казака выбора. Осознавая посте­пенно все это, запил Григорий.

В одном бою рванул Григорий в обычном своем бессознательном состоянии на беспрерывно строча­щие красноармейские пулеметы. В какое-то мгно­вение почувствовал, что сотня его не поддержала, что несется он в бой совершенно один. Но остано­виться не было уже никакой возможности. И, жес­токо изрубив четырех матросов, бросился Григорий вдогонку за пятым, но перехватили Мелехова по­доспевшие казаки. Григорий жалел, что не всех дорубил; вдруг упал с коня и, рыдая, стал катать­ся по земле и умолять убить его. Даже гибель бра­та и многих друзей не смогла развить в Григории той сознательной жестокости, которой гордились другие казаки.

Мучился Григорий от этого двойственного чув­ства все больше и, до конца выжатый войной, заболел, выпросил отпуск и уехал на хутор. Перед отъездом успел Мелехов совершить еще один странный по­ступок: услышав о беспрерывно продолжающих­ся арестах в Вешенской семей ушедших с красно­армейцами казаков, ворвался в тюрьму и, угрожая оружием, распустил всех напуганных женщин, стариков и детей, справедливо полагая, что не с ни­ми сейчас воюют его товарищи.

Пять дней прожил в Татарском Григорий. За это время успел он посеять себе и теще несколько десятин хлеба и собрался в дорогу только тогда, когда пришел в хутор стосковавшийся по хозяй­ству отец. Третье возвращение Григория на родную землю было самым безрадостным. Наталья, наслы­шанная о его гуляньях, встретила мужа сдержан­но, холодно.

Бросился Григорий от отчаяния за последней помощью к Аксинье. Снова завязались их жизни в крепкий узелок. Но и эта возобновленная связь не принесла ничего, кроме всколыхнувшейся Ак­синьиной надежды.

Не восстановив душевных сил, уехал Григорий обратно в дивизию. К этому моменту восстание зам­кнулось в границах Верхнедонского округа, стало ясно, что долго защищать родные курени казакам не придется: Красная Армия развернется с Донца и раздавит повстанцев. Командование особенно опасалось массового дезертирства в момент поле­вых работ.

Тогда-то и произошло событие, временно под­нявшее настроение донского командования: на сторону восставших перешел Сердобский полк под руководством бывших офицеров царской армии штабс-капитана Вороновского и поручика Волко­ва. Приставший к этому полку Штокман ощутил настрой красноармейцев и после разговора с ко­миссаром отослал Мишку Кошевого в штаб с до­несением. Сделал он это поздно, на следующее утро полк был окружен казаками, и солдаты Доб­ровольно сдались, большинство вместе с оружи­ем. Штокмана застрелили на митинге, на котором и было принято решение о сдаче, остальные двад­цать четыре коммуниста полка были арестованы, а Мишка Кошевой спасся только благодаря зада­нию Штокмана.

Даже эта победа не имела уже никакого значе­ния в общем ходе истории казачьего восстания. Чувствуя близость поражения, Кудинов втайне от казаков пошел на соглашение с командованием Доб­ровольческой армии.

Решено было перебираться на другую сторону Дона, что и посоветовал Григорий своей семье. Ильи­нична и Наталья уйти из хутора, как наказывал Григорий, не смогли: Наталья тяжело заболела, лежала *в горячке, а свекровь не могла бросить любимую невестку. За Дон перебрались Дуняшка с детьми и Дарья. Пантелей Прокофьевич поджи­дал красных среди хуторских пластунов под Та­тарским. Аксинья, собрав свои пожитки, приехала в Вешенскую, где остановилась поначалу у своей тетки.

22 мая началось отступление повстанческих войск. Население хуторов в панике устремилось к Дону.

Здесь искали:

  • тихий Дон 6 часть краткое содержание
  • тихий дон 6 часть

“Петро напоминал мать: небольшой курносый, в буйной повители пшеничного цвета волос, кареглазый”. Нет в портретном описании старшего брата Григория и намека на турецкую кровь, которая выделяла Мелеховых от остальных селян. Нет в нем и тех качеств, которые передавались из поколения в поколение, и так роднили Пантелея Прокофьевича, Григория, Дуняшку: независимого характера, свободолюбия, гордой непокорности.
Пока семья Мелеховых живет миной, спокойной жизнью, в атмосфере дружбы, взаимной заботливости, любви, фигура Петра не вызывает

Каких-либо негативных чувств. Он по-настоящему любит свою семью, младшего брата. Но уже с первых страниц автор дает понять, что Петро не обладает тем обаянием, которым веет от его младшего брата. Рисует ли писатель картину косьбы, он не забывает обратить внимание на грацию сильного тела Григория, заметить, как отзывчив он на очарование природы; идет ли речь о скачках, непременно отмечет, что Гришка взял первый приз.
Петро же уступает брату и в красоте: “Григорий надел мундир с погонами хорунжего, с густым завесом крестов и, когда погляделся в запотевшее зеркало, – почти не узнал себя: высокий, сухощавый.
– Ты – как полковник! – восторженно заметил Петро, без зависти любуясь братом.”, и в умении петь, о котором мимолетно упоминается в разговоре:
“- Да ты ить не мастак”, – говорит Степан Аксаков Петру, – “Эх, Гришка ваш дишканит! Потянет, чисто нить серебряная, не голос”60, но все это не принижает образ Петра. Он покупает своей искренностью, веселостью. В первых главах первой книги герой у Шолохова “улыбается, заправив в рот усину”61, “посмеиваясь в пшеничные усы”62, по-доброму подтрунивает над Григорием:
“Григорий шел. хмурился. От нижней челюсти, наискось к скулам, дрожа, перекатывались желваки. Петро знал: это верный признак того, что Григорий кипит и готов на любой безрассудный поступок, но посмеиваясь в пшеничные в сои усы, продолжал дразнить брата.
– Гляди, Петро подеремся, – пригрозил Григорий.
– “Заглянула, мол, через плетень, а они, любушки, лежат в обнимку”. –
“Кто?” – спрашиваю, а она: “Да Аксютка Астахова с твоим братом”. Я
говорю.
– Оскалив по-волчьи зубы, Григорий метнул вилы. Петро упал на
руки, и вилы, пролетев над ним, на вершок вошли в кремнисто-
сухую землю.
Потемневший Петро держал под уздцы взволнованных криком лошадей, ругался:
– Убить бы мог, сволочь!
– И убил бы!
– Дурак ты! Черт бешеный! Вот в батину порода выродился, истовый
черкесюка!.
Через минуту, закуривая, глянули друг другу в глаза и захохотали.”
Ссора быстро начинается и быстро погасает, братья снова вместе, снова готовы втихомолку посмеиваться над своим вспыльчивым, властным отцом. Происходит это от того, что им нечего скрывать друг от друга, между ними нет тайн, их отношения построены на искренности, они могут говорить о самом сокровенном. Вот, например, перед женитьбой Григория Петро спрашивает, как же тот поступит с Аксиньей:
“- Гришка, а как же с Аксюткой?
– А что?
– Небось жалко кидать?
– Я кину – кто-нибудь подымет, – смеялся тогда Гришка.
– Ну гляди, – Петро жевал изжеванный ус, – а то женишься да не в
пору.
– Тело заплывчиво, а дело забывчиво, – отшутился Гришка”.
Петро здесь мудрее Григория, он понимает, что не так-то просто справиться с чувством, на которое брат “. в жениховском озорстве играючи рукой помахивал, – дескать, загоится, забудется.”
Нет еще у Петра той хитрости, приспособленчества, которые проявляются у него в войне. Так, например, не держится он в стороне, когда вспыхивает ссора на мельнице между “мужиками” и казаками: “Петро кинул мешок и, крякнув, мелкими шажками затрусил к мельнице. Пристав на возу, Дарья видела, как Петро втесался в середину, валял подругных; охнула, когда Петра на кулаках донесли до стены и уронили, топча ногами”. Герой с легкостью, не думал о себе, бросает свою поклажу и вступается за односельчан. Эта необдуманность пропадает у Петра во время войны.
Война становится для Петра проверкой всех его качеств, она заостряет, выделяет те черты его характера, которые, которые не были видны в мирной жизни. Это для него своеобразное испытание, из которого герой не сможет выйти с достоинством. В первые дни войны встречаются два брата, Шолоховым дано их описание: Петра – “.загорелое лицо, с подрезанными усами пшеничного цвета и обожженным солнцем серебристыми бровями.” и Григорий с незнакомой, пугающей бороздой на лбу. Если в портрете главного героя, испытавшие душевные потрясения из-за убитого человека, произошли изменения, то в описании Петра ничего не изменилось. Нет у этого героя душевных страданий, смятения, он не задумывается, как Григорий, для чего, с какой целью умирают на войне люди. Он приспособился, привык к ней, понял что из нее можно извлекать выгоду. Грозным обвинением звучат слова автора: “. быстро и гладко шел в гору, получил под осень шестнадцатого года вахмистра, заработал, подлизываясь к командиру сотни, два креста и уже поговаривал в письмах о том, что бьется над тем, чтобы послали его подучится в офицерскую школу. прислал свою фотографическую карточку. С серого картона самодовольно глядело постаревшее лицо его, торчмя стояли закрученные белые усы, под курносым носом знакомой улыбкой щерились твердые губы. Сама жизнь улыбалась Петру, а война радовала, потому что открывала перспективы необыкновенные: ему ли, простому казаку, с мальства крутившему хвосты быкам, было думать об офицерстве и иной сладкой жизни”. Если Григория мало радуют чины и кресты, то для Петра офицерские погоны кажутся несбывшимся счастьем, если Григорий всегда отстаивает свое достоинство, то Петр подобострастен, льстив, готов к услугам, война гнула главного героя, Петру же рисовались радужные горизонты привольной жизни – “дороги братьев растеклись врозь.”
Революция развеяла мечты героя, но и здесь он быстро сориентировался: “Я, Гришка, шататься, как ты, не буду. Меня к красным арканом не притянешь. незачем мне к ним, не по дороге”. В годину смуты, бед, смертей Петр возами отправляет домой награбленное. “Петро – он гожий, дюже гожий к хозяйству!” – нахваливает Пантелей Прокофьевич старшего сына, “поджившегося” под Калачом. В противовес Григорию, который не только сам не брал чужого, но и запрещал своим подчиненным, Петро ничем не брезговал для приумножения своего. Если Пантелей Прокофьевич тащит в дом все, что подвернется, для того, чтобы сохранить свое рушащееся гнездо, свою привычную жизнь, то его старший сын – ради наживы. Накопительство Пантелея Прокофьевича трагично и напоминает нервный поединок с перипетиями судьбы, стяжательство Петра смешно и никчемно. Доказательством служит сцена примерки Героем дамского белья, прихваченного им в отбитом поезде: “.покашливая и хмурясь, попробовал примерить панталоны на себя. Повернулся и, нечаянно увидев в зеркале свое отображение с пышными складками назади, плюнул, чертыхнулся. Большим пальцем ноги зацепился в кружевах, чуть не упал на сундук и, уже разъярясь всерьез, разорвал завязки. панталоны, которые неизвестно какой пол шились, Дарья в тот же день, вздыхая сложила в сундук (там лежало еще немало вещей, которым никто из баб никто не мог найти применения)”.
Как ни умел Петро гибко приспособляться к изменившимся обстоятельствам, пережидать трудные времена, но война не обошла его стороной, умер он от руки Михаила Кошевого так же суетливо и приниженно, как и жил:
“- Кум! – чуть шевеля губами, позвал он Ивана Алексеевича.
– Кум, Иван, ты моего дитя крестил. Кум, не казните меня! – Попросил Петро и, увидев, что Мишка уже поднял на уровень его груди наган, – расширил глаза, будто готовясь увидеть нечто ослепительное, как перед прыжком вобрал голову в плечи”.

  1. .Брестская крепость, 1941 год. Кто из нас не знает подвиг героев – пограничников, защищавших родную землю от фашистских оккупантов и ценой своей жизни более месяца сдержавших натиск гитлеровцев на Брестском...
  2. В конце 56г. М. А. Шолохов опубликовал свой рассказ “Судьба человека”. Это рассказ о простом человеке на большой войне, который ценой потери близких, товарищей, своим мужеством, героизмом дал право на...
  3. Роман-эпопея – разновидность романа, с особой полнотой охватывающая исторический процесс в многослойном сюжете, включающем многие человеческие судьбы и драматические события народной жизни. Из справочника по литературе для школьников Ничто не...
  4. Образ Григория Мелехова – центральный в романе-эпопее М. Шолохова “Тихий Дон”. О нем сразу невозможно сказать, положительный это или отрицательный герой. Слишком долго он блуждал в поисках правды, своего пути....
  5. Вторая мировая война – это величайший трагический урок и человеку, и человечеству. Более пятидесяти миллионов жертв, несметное число разрушенных сел и городов, трагедия Хиросимы и Нагасаки, потрясшая мир, заставили человека...
  6. История не стоит на месте. Постоянно происходят какие-то события, которые коренным образом влияют на жизнь страны. Происходят перемены в самой общественной жизни. А эти перемены самым прямым образом отражаются на...
  7. Так в горький смертельный час гражданской войны многие писатели 20 века в своих произведениях подымали проблему насилия и гуманизма. Особенно ярко это можно проследить у И. Бабеля в “Конной армии”,...
  8. Первая книга романа “Поднятая целина” была написана Шолоховым в 1932 году, а вторая книга – в 1959 году. Основу сюжета романа составила история создания и укрепления колхоза в одном из...
  9. Когда мы говорим “шолоховские герои”, перед нашими глазами встают Григорий Мелехов, Аксинья, Семен Давыдов, Андрей Соколов. Это люди разной судьбы, разных характеров, но за каждой жизнью, промелькнувшей на страницах шолоховских...
  10. В современном мире имя Шолохова благоговейно произносится всеми, кому дороги идеалы свободы и разума, справедливости и гуманизма. Шолохов изображает жизнь в борьбе разных начал, в кипении чувств, в радости и...
  11. Для того, чтобы узнать, какие человеческие качества и свойства обнаруживает Пантелей Прокофьевич. Нужно проанализировать. Как он относится к семье, как ведет себя в ней, какие симпатии и антипатии испытывает. Образ...
  12. Роман М. А.Шолохова Тихий Дон вошел в историю русской литературы как яркое, значительное произведение, раскрывающее трагедию донского казачества в годы революции и гражданской войны. Эпопея вмещает в себя целое десятилетие:...
  13. “Тихий Дон” М. Шолохова – произведение эпического размаха, посвященное одному из наиболее сложных этапов гражданской войны на Дону. Трагизм Гражданской войны показан Шолоховым в среде казачества, где отношение к власти...
  14. Рассказ М. А. Шолохова – одно из лучших произ­ведений писателя. В его центре – трагическая судьба конкретной личности, сопряженная с событиями ис­тории. Писатель концентрирует свое внимание не на изображении подвига...
  15. Если на время отстраниться от исторических событий, то можно отметить, что в основе романа М. А.Шолохова “Тихий Дон” лежит традиционный любовный треугольник. Наталья Мелехова и Аксинья Астахова любят одного и...
  16. Каждый из нас пишет по указке сердца, а сердца наши принадлежат партии, и родному народу, которому мы служим своим искусством. М. Шолохов Михаил Александрович Шолохов родился на Дону в тысяча...
  17. Словари толкуют судьбу в разных зна­чениях. Наиболее распространены сле­дующие: 1. В философии, мифологии – непостижимая предопределенность событий и поступков. 2. В обыденном словоупотреблении: участь, доля, сте­чение обстоятельств, жизненный путь. Православие...
  18. Основу романа М. Шолохова “Поднятая целина” составляет история рождения в огне классовых боев гремяченского колхоза, история его развития и укрепления. Организация колхоза в далеком казачьем хуторе, где готовится контрреволюционное восстание,...
  19. “Поднятая целина” М. А. Шолохова – роман, вос­производящий подлинные исторические факты. Он дает наглядное представление о судьбе русского кре­стьянства в 30-е годы двадцатого столетия. Деревня того времени – это прежде...
  20. Главным героем рассказа Михаила Александровича Шоло­хова “Судьба человека” является русский солдат Андрей Соко­лов. Во время Великой Отечественной войны он попал в плен. Там он стойко выдерживал каторжный труд и издевательства...