Как велика моя земля как широки просторы. Земля родная одна. Стихи о Родине для детей. Поезжай за моря-океаны

Донской край

Как велика моя земля,
Как широки просторы:
Озера, реки и поля,
Леса, луга и горы…
Объехав тысячи дорог
И сотни верст пути
Стал для меня милей и дорог
Простор донской степи.
Запах лазоревых цветов
И чабреца травы
Пьянят меня, дурманят кровь,
Волнуют ковыли.
От красоты донских полей
Мне глаз не отвести,
Прекрасней края и родней
Я не смогу найти!
Матеева В.В.

Родная сторонка

Мне милее всего
Донская земля,
Ее степи бескрайние,
Луга и поля,
И полуденный зной,
И прохлада дождя,
Предрассветный туман,
Трель в ночи соловья,
И крещенский мороз,
И камыш у реки,
Хутора и станицы,
Где живут казаки,
А еще запах хлеба,
Что взрастила земля…
Здесь родная сторонка,
Здесь Россия моя!
Бойцова Валентина

Цвети мой край родной


Мой отчий дом, и хуторок мой вдоль реки Гашун.
Меня растили зори золотые,
Водою ключевой поили родники.


В святой Российской – стороне Донской.




Мой край полей, мой уголок – Донщина.


Ты дорог мне!
Цвети мой край Донской!
Ермолова Люба

Моя родина

В глубине необъятной России

Место родины малой моей.
В степной зоне Донщины
Поселился когда-то народ,
Основав хуторок невеликий,
Называвшийся Хуторской.
Дни летели, и годы катились,
Новым веком сменялся век,
И пустил на земле этой корни
Русский труженик – человек.

Все теперь изменилось тут.

Позабытые Богом места,

Где на свет появилась и я.

Двор, Гашун-река, тополя
И сиреневый куст возле дома,
И заветная рядом скамья.


И, вспорхнув лебединою стаей,
Белый пух полетит с тополей.


И подумаю: «Край мой любимый,
Нет дороже тебя и милей!»
И куда ни забросит судьбина,
Буду сердцем стремиться сюда.
Только родина все же одна.
Рубцова Анна

ЗИМОВНИКИ

Это родина отцов,
Это край родной, отцовский:
Чей-то хутор Горобцов,
Чей-то хутор Василевский,
Чей-то хутор Красный Кут,
Хутор Кучман и Рабочий...
Те названия живут
И сегодня, между прочим.

Станция Зимовники.
Им связною с миром стала.
Как, когда - никто не знал –
Им придется породниться.
Тропками базар - вокзал –
Поликлиника - милиция.
Утекло воды немало.
Хутора влились в село –
Никаких границ не стало.
Только в памяти отцов
Сохранились те названия:
Это хутор Горобцов...
И пошли воспоминанья...
Помещенко А.

Заповедные места

Заповедные места,
Степь, не тронутая плугом,
А за ними Элиста,
Астраханская подруга.
Ковыли, как камыши-
Разбежаться есть где воле,
Ни строенья, ни души,
Ни движения тем более.
Едем прямо, не юля,
Сколько может это длиться,
Только небо и земля,
Точно сон красивый снится.
Я к простору не привык,
Задыхаюсь от простора.
И меня шофер-калмык
Исцеляет разговором.
Объясняет, где и как
Кочевали со стадами,
И за что рогуль-сайгак
Платит дань земле рогами.
Вспоминает про снега,
Бури черные, сыпучие,
Почерневшие стога,
Да репейники колючие.
И течет калмыка речь,
Как волна, напевно, строго,
Так и хочется прилечь:
Убаюкала дорога.
Помещенко А.

Донской край

Как велика моя земля,
Как широки просторы:
Озера, реки и поля,
Леса, луга и горы…
Объехав тысячи дорог
И сотни верст пути
Стал для меня милей и дорог
Простор донской степи.
Запах лазоревых цветов
И чабреца травы
Пьянят меня, дурманят кровь,
Волнуют ковыли.
От красоты донских полей
Мне глаз не отвести,
Прекрасней края и родней
Я не смогу найти!
Матеева В.В.
Родная сторонка

Мне милее всего
Донская земля,
Ее степи бескрайние,
Луга и поля,
И полуденный зной,
И прохлада дождя,
Предрассветный туман,
Трель в ночи соловья,
И крещенский мороз,
И камыш у реки,
Хутора и станицы,
Где живут казаки,
А еще запах хлеба,
Что взрастила земля…
Здесь родная сторонка,
Здесь Россия моя!
Бойцова Валентина
Цвети мой край родной
Родной мой край, просторы голубые
Мой отчий дом, и хуторок мой вдоль реки Гашун.

Меня растили зори золотые,
Водою ключевой поили родники.
В моих мечтах и мыслях сладострастья
Таю любовь в душевной глубине.
Я благодарна Богу – родилась я
В святой Российской – стороне Донской.

Здесь все мое: и речка, и поляна,
Мой дом и сад, и славная родная
В своих мечтах и наяву я рада,
Что это все есть в жизни у меня.
Мой край полей, мой уголок – Донщина.

В моей душе ты навсегда со мной:
Поля и небеса, и степи золотые.
Ты дорог мне!

Цвети мой край Донской!
Ермолова Люба
Моя родина
В глубине необъятной России
Средь бескрайних просторов степей
Есть один не приметный поселок –
Место родины малой моей.
В степной зоне Донщины
Поселился когда-то народ,
Основав хуторок невеликий,
Называвшийся Хуторской.
Дни летели, и годы катились,
Новым веком сменялся век,
И пустил на земле этой корни
Русский труженик – человек.
Много лет уж с тех пор миновало,
Все теперь изменилось тут.
Для кого это просто «глубинка»,
Позабытые Богом места,
Для меня это край моих предков,
Где на свет появилась и я.
Все здесь с детства до боли знакомо:
Двор, Гашун-река, тополя
И сиреневый куст возле дома,
И заветная рядом скамья.
В летний день, раскаленный от зноя,
Вольным ветром пахнет вдруг с полей,
И, вспорхнув лебединою стаей,
Белый пух полетит с тополей.
Как вдохну этот воздух полынный,
Сразу сердце забьётся сильней,
И подумаю: «Край мой любимый,
Нет дороже тебя и милей!»
И куда ни забросит судьбина,
Буду сердцем стремиться сюда.
Много мест есть прекрасных на свете,
Только родина все же одна.
Рубцова Анна
ЗИМОВНИКИ
Это родина отцов,
Это край родной, отцовский:
Чей-то хутор Горобцов,
Чей-то хутор Василевский,
Чей-то хутор Красный Кут,
Хутор Кучман и Рабочий...
Те названия живут
И сегодня, между прочим.
Прилепились вдоль реки Куберле... и так до Сала.
Станция Зимовники.
Им связною с миром стала.
Как, когда - никто не знал –
Им придется породниться.
Тропками базар - вокзал –
Поликлиника - милиция.
Сколько лет с тех пор прошло,
Утекло воды немало.
Хутора влились в село –
Никаких границ не стало.
Только в памяти отцов
Сохранились те названия:
Это хутор Горобцов...
И пошли воспоминанья...
Помещенко А.
Заповедные места

Заповедные места,
Степь, не тронутая плугом,
А за ними Элиста,
Астраханская подруга.
Ковыли, как камыши-
Разбежаться есть где воле,
Ни строенья, ни души,
Ни движения тем более.
Едем прямо, не юля,
Сколько может это длиться,
Только небо и земля,
Точно сон красивый снится.
Я к простору не привык,
Задыхаюсь от простора.
И меня шофер-калмык
Исцеляет разговором.
Объясняет, где и как
Кочевали со стадами,
И за что рогуль-сайгак
Платит дань земле рогами.
Вспоминает про снега,
Бури черные, сыпучие,
Почерневшие стога,
Да репейники колючие.
И течет калмыка речь,
Как волна, напевно, строго,
Так и хочется прилечь:
Убаюкала дорога.
Помещенко А.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.

Составила воспитатель Воробьёва И.А.

Тема. Наша Родина – Россия.

Цель. Дать детям представление о родине – России, её столице; развивать умение ориентироваться по карте. Познакомить с символами государства. Воспитывать любовь, гордость и уважение к Родине.

Материалы. Карта России, изображения герба и флага России; аудиозапись песни «С чего начинается Родина?». муз. В. Баспера, сл. М. Матусовского и гимна России.

Ход занятия.

Как называется наша страна?

Россия.

Посмотрите на карту нашей страны.

Какая она, наша Россия?

Дети. Большая, огромная, сильная, любимая, красивая, богатая.

Это наша Родина. Родина – страна, в которой человек родился и живёт.

Воспитатель читает рассказ из книги Н.Ф. Виноградовой «Что такое родина?».

О России мы узнаём не только из рассказов. Послушайте отрывок из песни «С чего начинается родина?».

Что же такое Родина? С чего она начинается? (с родного дома, улицы, парка, города, столицы нашего государства и т.д. – всё это Родина.

Послушайте, как (имя ребёнка) расскажет о Родине. (Ребёнок читает стихотворение «Моя Родина» М.Лисянского).

Воспитатель. Как ласково называют Россию русские люди? (Россия-матушка). А почему? (Она для нас как мать. А маму все любят. Она нас кормит, поит, защищает, бережёт от врагов).

Как можно ещё назвать Россию? Какая она? (Дорогая, любимая, единственная, родная…).

Воспитатель. Народ придумал много пословиц о Родине. Послушайте и запомните их. «Одна у человека мать, одна у него и Родина».

«Родина любимая – мать родная».

Как вы понимаете смысл этой фразы? (мы к Родине относимся, как к родной маме. Мы маму бережём, любим, жалеем. И так же относимся к Родине).

-«Нет ничего на свете краше, чем Родина наша» (смысл объясняют дети).

Воспитатель. Часто нашу Родину называют славной. Как это понять?

Символы России.

Воспитатель. У каждого государства есть свои символы. Свой герб, флаг, гимн.

Воспитатель показывает плакат с изображением герба России.

Ребёнок рассказывает стихотворение В. Степанова «Герб России».

Воспитатель. Герб России представляет темно-красный щит, на котором изображён двуглавый орёл. На груди орла помещён герб Москвы. Это означает, что Москва - столица могучего Российского государства. Форма герба напоминает щит. На груди орла тоже изображён щит. Щит – это вооружение древнего воина в виде округлой или прямоугольной плоскости (из дерева, металла, кожи) для предохранения от ударов, стрел.

Воспитатель. Я думаю, что вам всем знаком российский флаг. Посмотрите на него. А расскажет о нём (ребёнок).

(Ребёнок читает стихотворение В Степанова «Флаг России» и рассказывает об особенностях флага России).

Воспитатель. У каждого государства есть гимн. О нём расскажет(ребёнок).

А теперь предлагаю послушать гимн Российской Федерации.

Нам посчастливилось жить в замечательной стране, в мире больше нет такой. Не случайно о ней сложено много стихов. Послушайте стихотворение Н. Забила «Наша Родина».

Мы много говорили сегодня о России, о нашей родине.

- А как надо относиться к родине?

Храни огонь родного очага

И не позарься на костры чужие –

Таким законом наши предки жили

И завещали нам через века:

Храни огонь родного очага!

О. Фокина

Занятие окончено. Вы молодцы! Вы очень хорошо работали. Звучит музыка песни «С чего начинается Родина?».

Предварительная работа.

Чтение «Слово «Родина» Ю.Яковвлев

«Наша Родина» С. Соловейчик.

«Русь» С. Романовский

Стихи. «Родина» К. Симонов

«Родина» М.Пляцковский

Д\и «Подскажи словечко»(родина, отчизна, отечество).

Знакомство с пословицами.

Человек без Родины-соловей без песни.

Береги землю родную, как мать любимую.

Жить-Родине служить.

Литература.

  1. Т.И. Подрезова. Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ, стр.55.
  2. О.Ф. Горбатенко. Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, стр.73.
  3. Н.Г. Зеленова «Мы живём в России», стр.70.

Литературный материал к занятию.

«Моя Родина». М. Лисянский.

Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живём,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовём.

Герб России. В. Степанов.

У России величавой

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

Флаг России. В. Степанов

Белый цвет-берёзка,

Синий-неба цвет.

Красная полоска-

Солнечный рассвет.

Наша Родина. Н. Забила.

Как велика моя земля,

Как широки просторы!

Озёра, реки и поля,

Леса, и степь, и горы!

Раскинулась моя страна

От севера до юга

Когда в одном краю весна,

В другом – снега и вьюга.

И поезд по стране моей

К границе от границы

Не меньше, чем за десять дней –

И то едва домчится.

Что такое Родина? Н.Ф. Виноградова.

Каждый, услышав слово «родина», представляет что-то своё, самое родное и близкое. Родина объединяет всех людей, живущих в одной стране: они говорят на одном языке, имеют одинаковые паспорта, работают, отмечают общие праздники, и если это необходимо, защищают свою Родину от врагов.


Цель:

  • воспитывать у детей патриотические чувства: любовь, гордость и уважение к Родине;
  • обогащать запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков; заучивать пословицы и поговорки о Родине.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Что необычного в классе?
- Нравится ли вам в классе? Почему?

II. Вступительное слово учителя.

О чём будем говорить на классном часе? Почему вы так решили?
(На доске рисунки детей на тему «Моя малая родина).
- Сегодня мы поговорим о малой родине.
(Прослушивание песни «С чего начинается Родина» музыка В. Баснера, слова
М. Матусовского).
- С чего начинается Родина? Как вы понимаете этот вопрос? Все моменты песни вы изобразили в своих рисунках. (Дети по очереди рассказывают, что они изобразили в своих рисунках)
- Нарисовали свой дом. Где живёт ваша семья, нарисовали любимый уголок
природы, где вы отдыхаете - это тоже Родина).
- Вы нарисовали свой родной край, свой маленький уголок, где вы родились.
Это ваша маленькая родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая, великая Родина.

Чтец:

Мой друг! Что может быть милей
Бесценного родного края?
Там солнце кажется светлей,
Там радостней весна златая,
Прохладней лёгкий ветерок
Душистее цветы, там холмы зеленее
Там сладостней журчит поток,
Там соловей поёт звучнее.

Как называется наша страна? (Россия).
(Показ нашей страны на карте и одновременно чтение стихотворения)

Чтец:

Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озёра, реки и поля,
Леса и степь и горы!
Раскинулась моя страна
От севера до юга
Когда в одном краю весна,
В другом - снега и вьюга
И поезд по стране моей
К границе от границы
Не меньше, чем за десять дней -
И то едва домчится.
Н. Забила «Наша Родина»

III. Работа в группах.

Каждая группа получает конверт с буквами, из которых дети должны составить слова «россия», «отечество», «родина», «матушка».
- Какие слова у вас получились?
- Как вы думаете, связаны ли эти слова между собой?
(Слова вывешиваются на доску)
- Что обозначают эти слова мы поймём, если прочитаем рассказ К. Ушинского «Наше Отечество» и выполните задание. (Текст читает учитель, а дети следят)
- Найдите в тексте строчки, которые объясняют, почему Россию мы называем
«Отечеством».
- Почему называем «родиной»?
- Почему называем «матушкой»?

Текст: «Наше отечество, наша родина - матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию», потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.
Родиной мы зовём ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное, а матерью, потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов. Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и родина. (К. Ушинский)

IV. Релаксация

Мы любим свою маму. Человек должен любить свою родину, Россия - наше Отечество, в ней жили наши деды и отцы.
Любовь к родине начинается со знания своего прошлого, с любви к матери. Я, предлагаю заглянуть в прошлое, и посмотреть, как жили наши предки. (Вывешивается иллюстрация деревенской избы)

Вот так выглядели жилища в прошлом. Мы видим очень многие вещи, которые вышли из обихода. Похожа ли эта обстановка на ту, которая сейчас у вас дома?
- Чем же занимались по вечерам дети. Вот мы сейчас представим это. (В классе с самого начала занятия стоит макет печи. В классе выключается свет и в печи имитируется огонь, его можно сделать с помощью фонарика. Дети рассаживаются на коврике около печи и одновременно идёт чтение стихотворения). Вот так вечерами собирались дети около печи и слушали сказки.

Чтец:

Дети живо прибежали
И уселись все рядком
Слушать бабушкины сказки
У подтопки вечерком.
Мягко пламя освещает
Полутёмный уголок
Молча бабушка достала
Нескончаемый чулок.
В ожидании сказок, дети
Притаилися без слов
В тишине так ясно, чётко
Слышно как дрова трещат
Много бабушка наскажет
Детки, всяких сказок вам,
И сама-то будет рада
Вас занять по вечерам.

Печь в русской избе играла очень важную роль, на ней готовили пищу, отапливали помещение, спали на печи.

V. Работа с картинками.
(Даны различные картинки с изображением герба и флага России, природы, русской национальной одежды и других картинок, не относящихся к теме урока).

Под какими картинками вы бы подписали «Моя Родина»?
(Дети по очереди выходят, выбирают картинку и объясняют свой выбор).
Герб и флаг - государственные символы. Еще есть гимн.
Гимн - главная государственная песня, в которой отражена народная любовь и воспевает страну.
Герб - это эмблема государства, города и даже семьи.
- Чтобы лучше запомнить цвета флага, выучим стих.

Белый цвет - береза,
Синий - неба цвет
Красная полоска -
Солнечный рассвет.

(Если дети выберут картинку с изображением березы, то рассказ пойдет о ней).

Берёза
- Русская берёза - символ России. Берёзку милую, родную русские люди издавна считают символом России, символом Родины. Берёзка воспета и в поэзии и прозе, в музыке и в живописи.

Чтецы

Русь моя, люблю твои берёзы!
С первых лет я с ними жил и рос,
Потому и набегают слёзы
На глаза, отвыкшие от слёз.
Н. Рубцов.
Люблю дымок спалённой жнивы,
В степи кочующий обоз
И на холме средь жёлтой нивы
Чету белеющих берёз.
М. Лермонтов
Ты до того берёзонька красива
И в полдень жаркий, и в час росы,
Что без тебя немыслима Россия,
И я не мыслим без твоей красы.
П. Балацкий
На поляне, на пригорке,
Под окном, среди полей
Белокорая берёзка -
Символ Родины моей.
М. Ероха

(Дети, с помощью учителя, должны обратить внимание на русскую национальную одежду. Мальчик и девочка из средних классов демонстрируют одежду).

Русская национальная одежда

У всех народов национальная одежда делится на повседневную и праздничную. Так, праздничную одежду хранили в сундуках. Женщины носили комплекты, состоящие из блузки и длинного сарафана без рукавов. Если погода прохладная надевали поверх сарафана маленький сарафанчик на лямочках - душегрею. К праздничной одежде полагались нарядные головные уборы. По русской традиции девушки и девочки могли ходить с непокрытой головой. Они заплетали красивые косы. На голову повязывали красивую ленту - урус. Они носили закрытые головные уборы: кокошники, платки. Мужчины носили длинные свободные рубахи. Как они называются? Косоворотки.
Рубахи подвязывали поясами.
(Дети могут выбрать картинки с изображением самовара, балалайки. Значит рассказ пойдет об этих предметах). (Лишние картинки убираются с доски).

VI. Работа с пословицами.

Любовь человека к родине русский народ выразил в своих пословицах и поговорках.

Чтецы

Всякому мила родная сторона.
Человек без родины, что соловей без песни.
Мала птица, а и та своё гнездо бережёт.
Родной куст и зайцы дорог.

(Второклассники сами угадывают пословицу, соединяя слоги по стрелкам).
Игра:

VII. Заключительное слово учителя

Родина - это ласковая и требовательная мать. Матери больно, если сын стал плохим человеком - ленивым, бессердечным, слабовольным, нечестным. Родине, как родной матери больно, когда ты не станешь настоящим человеком.
- Что для этого должен делать ты?

Чтец:

Мы живём у синей речки,
А за речкой, старый бор.
Выйдешь утром на крылечко
Впереди такой простор!
По кустам щебечут птицы,
Ветер лаского поёт,
Вот пшеница золотится –
Это хлеб в полях растёт.
Босиком мы бегать можем
По нагревшейся земле,
И купаться можем тоже -
Хорошо у нас в селе!

Песня «Наш край».
Занятие заканчивается чаепитием.

Елена Гаврилова
Конспект занятия в подготовительной группе «Как велика моя земля, как широки просторы!»

Конспект занятия в подготовительной группе

«Как велика моя земля , как широки просторы

Закрепить знания детей о названии страны, ее природы. Познакомить с географической картой, учить «читать» ее. Дать детям знания о богатствах России, воспитывать стремление беречь и приумножать их. Воспитывать в детях чувство гордости за свою страну.

Наглядный материал.

Физическая карта России. Иллюстрации с изображением лесов, рек, морей, гор; различных животных, населяющих леса.

Ход занятия.

Воспитатель вывешивает на доску физическую карту России. Ребята, кто-нибудь из вас знает, что это такое? (Предложения детей.) Это карта. У нас в группе висит карта Москвы . А сегодня я вам принесла карту нашей страны. Как называется страна, где мы живем? (Россия.) Размеры на карте уменьшены в сотни тысяч раз. Карта может многое рассказать о разных странах. На этой карте изображена не только Россия, но и другие страны. А как можно узнать, где какая страна? (Предложения детей.) Можно прочитать название и найти границу. Между всеми странами обязательно проходит граница. Я сейчас указкой проведу по границе России, и вы увидите, какую территорию занимает наша страна. (Обводит границу России указкой, а затем предлагает это сделать двум-трем детям.) Большую территорию занимает наша страна? Я обведу границы других стран, которые находятся рядом с Россией, и вы увидите, насколько территории других стран меньше России. (Обводит границы Польши, Румынии, Чехословакии и пр.)

Итак, карта нам рассказала, что наша страна очень большая, можно даже сказать огромная. А что еще может рассказать карта? – Посмотрите, что обозначают вот эти кружочки? (Предположения детей.) Это города. Посмотрите, как много городов в России. Назовите, какие вы знаете города, и мы попробуем найти их на карте. (Дети называют города, и воспитатель показывает их на карте.) Давайте вместе с вами прочитаем названия еще нескольких городов. (Показывает и читает названия разных городов России. Выставляет на стенд иллюстрации с изображением видов разных русских городов.) Карта нам рассказала, что в России очень много городов.

Что же еще может рассказать карта? Что вы видите на карте? Что это за синие волнистые линии, которых очень много? (Предположения детей.) Это реки. Рек в России тоже очень много. Какие реки вы знаете? (Москва-река, Неглинка и пр.) Названия рек тоже написаны на карте. (Читает названия самых известных рек и показывает на карте, проводит указкой от истока до устья, реки, - Волга, Лена, Енисей и др. Выставляет на стенд иллюстрации с изображением рек.)

А что обозначают голубые пятна? (Показывает моря.) Да, это моря и озера. Покажите, где вы видите моря? (Вызывает нескольких детей, предлагает им показать моря и вместе с нами читает названия морей. Обращает внимание детей на то, что еще есть и океаны, они больше морей. Выставляет на стенд иллюстрации с изображением моря.)

Какой цвет вы еще видите на карте, его очень много? (Зеленый.) А как вы думаете, что обозначает зеленый цвет? (Предположения детей.) Да, зеленый цветы – это лес. Посмотрите, как много лесов в России. (Выставляет иллюстрации с изображением леса.) В России самая огромная на земле тайга . А что дают леса? (Ответы детей.) Лес – это дерево, из которого делают огромное количество разных предметов; бумагу, на которой печатают книги, делают тетради, альбомы и многое другое. В лесу растут ягоды, грибы, живут различные животные. Помните, мы с вами говорили, что хлеб – богатство России. Но хлеб – это богатство, которое человек добывает своими руками. А лес – это природное богатство, его много, но к нему нужно относиться очень бережно.

Какой цвет вы видите на карте? (Коричневый.) А что он обозначает? Да, это горы, у гор тоже есть названия, давайте прочитаем некоторые из них. (Предлагает кому-нибудь из детей показать горы и читает названия Уральские горы, кавказские горы и др.) В горах добывают полезные ископаемые ископаемые. Значками на карте обозначено, где какие полезные ископаемые добывают. А что такое полезные ископаемые? Предположения детей.) Это то, что находится в земле и что нужно человеку для жизни. Например : уголь, различная руда, которые нам необходимы для изготовления металлов; золото, алмазы, которые составляют богатство страны.

И еще на карте вы видите темно-желтый и желтый цвет. Это степи и пустыни. В степи растительность очень бедная – трава и низкорослые кустарники, а в пустыне только один песок. (Выставляет иллюстрации с изображением степи.) Вот мы с вами рассмотрели карту нашей страны. Что же она вам рассказала о России, что мы с вами по карте прочитали?

Физкультурная минутка

Мы старались, мы учились

И немного утомились.

Сделать мы теперь должны

Упражненье для спины.

(Вращение корпусом вправо и влево.)

Мы работаем руками,

Мы летим под облаками.

Руки вниз и руки вверх.

Кто летит быстрее всех?

(Дети имитируют движения крыльями.)

Чтобы ноги не болели,

Раз – присели, два – присели,

Три, четыре, пять и шесть,

Семь и восемь, девять, десять.

(Приседания.)

Рядом с партою идём,

(Ходьба на месте.)

И садимся мы потом.

(Дети садятся за парты.)

Наша страна Россия – очень большая. В России много городов. Природа России очень разнообразная – много рек, морей, лесов. Есть горы, степи. В России добывают много разных полезных ископаемых.

Писатель С. Баруздин написал книгу, которая называется «Страна, где мы живем» . Я вам сейчас прочитаю одну главу из этой книги. В ней рассказывается о том, как мальчик Дима с писателем Баруздиным летел на самолете над Россией. Они пролетали над Сибирью и дальним востоком. Это вот здесь. (Показывает на карте Сибирь и Дальний Восток.) Глава называется : Самая большая, самая богатая. – Сибирь и дальний Восток – самая большая, самая богатая у нас в стране земля , больше всей Америки, - объяснял я. Много часов мы летели над Сибирью и дальним Востоком. И такое видели, что Дима только успевал задавать вопросы : - А это какая река? Пришлось мне назвать все реки, над которыми мы пролети : и Обь, и Иртыш, и Ангару, и Енисей, и Лену.

Много городов в Сибири и на дальнем Востоке. Много старых, а много и новых : Братск, Ангарск, Амур, Солнечный, Мирный, Находка. В глухой тайге растут все новые и новые города и заводы. На самых больших сибирских реках строятся мощные электростанции. Плывут по рекам пароходы. Буксиры тянут плоты с лесом.

На озере Байкал, которое не меньше моря, люди ловят чудесную рыбу – омуля, а на бескрайних землях Сибири комбайны убирают богатый урожай, на севере добывают алмазы. Необъятна наша родина, красива и богата. (Дети читают стихи о России.)

Публикации по теме:

Конспект комплексного занятия в подготовительной группе «Как Юрий Долгорукий Москву основал» Программное содержание: 1. Познакомить детей с историей возникновения Москвы. Рассказать о князе Юрии Долгоруком, как о собирателе земли.

Конспект открытого занятия по математике в подготовительной к школе группе «Как помочь Буратино?» Конспект открытого занятия по математике в подготовительной к школе группе «Как помочь Буратино?» Цели и задачи: 1. Закрепить знание детей.

Конспект тематического занятия в подготовительной группе Тема: «Как хлеб на стол пришел» Цель: формирование представления детей о труде взрослых; показывать результаты труда и его общественную значимость, учить бережно относиться.

Конспект занятия по аппликации в подготовительной группе «Как живут в деревне? Добрые избы». Цель: учить детей создавать аппликативное изображение избы, применяя навыки симметричного вырезания и обрывной аппликации. Задачи: - закрепить.

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Как жили первые люди» Цель: Дать детям знания о том, как жили первые люди на Земле, где они жили, чем питались, как добывали огонь, пищу, какую носили одежду,.

Мы живём в огромной и прекрасной стране. Она называется Россия. Наша великая страна стала Родиной для многих народов и национальностей. Вы только представьте какая она необъятная: на севере идёт снег, трещат морозы, люди ходят в шубах, водоёмы скованы льдом, а на юге в это же самое время цветут цветы, летают бабочки, можно купаться в море и загорать на солнышке. На западе дети только просыпаются, чтобы пойти в детский сад или школу, а на востоке ребята уже пришли домой.

Вот она какая – наша Родина. Именно о ней мы подготовили подборку стихов и разделили по возрастам: для детей дошкольного возраста 3-4, 4-5, 6-7 лет и детей начальной школы 1-2-3-4 и 5-6 классов. Здесь есть короткие стихи и более объёмные, для разучивания, на конкурс чтецов, современных и русских поэтов.

Хорошая Родина есть у ребят…

Короткие стихи о Родине для детей 3-4 лет дошкольного возраста

Кремлёвские звёзды

Кремлёвские звёзды
Над нами горят,
Повсюду доходит их свет!
Хорошая Родина есть у ребят,
И лучше той Родины
Нет!
С. Михалков

Родная земля

Есть своя родная земля
У ручья и у журавля.
И у нас с тобой есть она –
И земля родная одна.
П. Синявский

Родное

Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка, И лесок,
В поле – каждый
Колосок,
Речки,
Небо надо мною –
Это всё моё, родное!

Родной огонёк

Над рекой родной уголок,
А в окне родной огонёк.
Береги его, не гаси
От него светлей на Руси.

Что такое Родина?

Что такое Родина?
Это облака,
Садик с огородиком,
Поле и река…

Как велика моя земля
Как широки просторы!
Озёра, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга

Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия –единственная, необыкновенная страна, потому что она –наша Родина.

Наша Родина – Россия!

Стихи о Родине для детей 4-5 лет, дошкольного возраста

Любовь к Родине

Не заменят край родимый
Никакие чудеса!
Только здесь всё так любимо –
Реки, горы и леса.
Здесь от милого порога
Начинается страна.
Стран других на карте много,
Только Родина одна!
Олеся Емельянова

Наша Родина – Россия!

Наша Родина – Россия!
Здесь родились мы на свет,
Нет земли для нас красивей
И любимей в мире нет!
Здесь твой дом, твоя семья,
Здесь живут твои друзья!
Должен Родину, как мать,
Ты беречь и защищать!
Олеся Емельянова

Необъятная страна

Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…

Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
Владимир Степанов

Главные слова

В детском садике узнали
Мы прекрасные слова.
Их впервые прочитали:
Мама, Родина, Москва.

Пролетят весна и лето.
Станет солнечной листва.
Озарятся новым светом
Мама, Родина, Москва.

Солнце ласково нам светит.
Льется с неба синева.
Пусть всегда живут на свете
Мама, Родина, Москва!
Л. Олифирова

Наша Родина

И красива и богата
Наша Родина, ребята.
Долго ехать от столицы
До любой её границы.

Всё вокруг своё, родное:
Горы, степи и леса;
Рек сверканье голубое,
Голубые небеса.

Каждый город
Сердцу дорог,
Дорог каждый сельский дом.
Всё в боях когда-то взято
И упрочено трудом!

Родимая страна

На широком просторе
Предрассветной порой
Встали алые зори
Над родимой страной.

С каждым годом всё краше
Дорогие края…
Лучше Родины нашей
Нет на свете, друзья!

Наше отечество, наша родина - матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.
Константин Ушинский

Над родной землёю

Детские стихи о Родине для дошкольников 6-7 лет на конкурс чтецов

Здравствуй, Родина моя!

Утром солнышко встаёт,
Нас на улицу зовёт.
Выхожу из дома я:
– Здравствуй, улица моя!

Я пою и в тишине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
– Ты скорей, дружок, расти!

Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я,
Отвечаю солнцу я:
– Здравствуй, Родина моя!
Владимир Орлов

Наша Родина

И красива и богата
Наша Родина, ребята.
Долго ехать от столицы
До любой её границы.

Все вокруг своё, родное:
Горы, степи и леса:
Рек сверканье голубое,
Голубые небеса.

Каждый город
Сердцу дорог,
Дорог каждый сельский дом.
Всё в боях когда-то взято
И упрочено трудом!
Георгий Ладонщиков

Родина

Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нём умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щёчке родинка –
Это тоже Родина.
Т. Бокова

Берегите родную природу

Велика Отчизна наша
И широк её простор.
Есть у нас луга и чащи,
Реки и громады гор.
И живут здесь вместе с нами
Цапли, лебеди, чижи,
Дятлы, иволги, жуланы
Черепахи и ужи,
Тигры, волки и медведи,
Лоси, зубры, кабаны… –
Наши давние соседи.
Мы их сохранить должны!
Олеся Емельянова

Поезжай за моря-океаны

Поезжай за моря-океаны,
Надо всею землёй пролети:
Есть на свете различные страны,
Но такой, как у нас, не найти.

Глубоки наши светлые воды,
Широка и привольна земля,
И гремят, не смолкая, заводы,
И шумят, расцветая, поля…
М. Исаковский

Над родной землёю

Летают самолёты
Над нашими полями…
А я кричу пилотам:
«Меня возьмите с вами!
Чтоб над родной землёю
Пронёсся я стрелою,

Увидел реки, горы,
Долины и озёра,
И зыбь на Чёрном море,
И лодки на просторе,
Равнины в буйном цвете
И всех детей на свете!»
Р. Босилек

Что мы Родиной зовём

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
В. Степанов

Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и Родина.
Константин Ушинский

Лучше Родины нашей нет на свете, друзья!

Стихи о Родине для детей начальной школы 1-2-3-4 классов

Какая наша Родина?

Цветёт над тихой речкой яблоня.
Сады, задумавшись, стоят.
Какая Родина нарядная,
Она сама как дивный сад!

Играет речка перекатами,
В ней рыба вся из серебра,
Какая Родина богатая,
Не сосчитать её добра!

Бежит волна неторопливая,
Простор полей ласкает глаз.
Какая Родина счастливая,
И это счастье всё для нас!
Виктор Боков

Мой родной район

Выхожу я на балкон —
Вижу парк и стадион,
Кинотеатр, библиотеку,
Церковь, клинику, аптеку,
Школу музыкальную,
Офисы зеркальные.
А ещё дворец ледовый
И торговый центр новый,
И свою гимназию,
Где учусь с фантазией.
Выхожу я на балкон –
Здравствуй,
Мой родной район!
Андрей Сметанин

О Родине

Что Родиной моей зовётся?
Себе я задаю вопрос.
Река, что за домами вьётся,
Иль куст кудрявых красных роз?
Вон та осенняя берёзка?
Или весенняя капель?
А может радуги полоска?
Или морозный зимний день?
Всё то, что с детства рядом было?
Но это станет всё пустяк
Без маминой заботы милой,
И без друзей мне всё не так.
Та вот что Родиной зовется!
Чтоб были рядышком всегда
Все, кто поддержит, улыбнётся,
Кому нужна и я сама!

Родина

Вешняя, бодрая,
Вечная, добрая,
Трактором вспахана,
Счастьем засеяна -
Вся на глазах она
С юга до севера!
Родина милая,
Родина русая,
Мирная-мирная
Русская-русская…
В. Семернин

С чего начинается Родина?

С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.

С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот.
С той самой берёзки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.

А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.

С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской будёновки,
Что где-то в шкафу мы нашли.

А может, она начинается
Со стука вагонных колес
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принёс.
С чего начинается Родина?..
М. Матусовский

Родимая страна

На широком просторе
Предрассветной порой
Встали алые зори
Над родимой страной.

С каждым годом всё краше
Дорогие края…
Лучше Родины нашей
Нет на свете, друзья!
А. Прокофьев

Место, где мы родились, город, село, деревню – называют малой родиной. Куда бы ни занесла нас жизнь, в каких бы дальних городах нашей страны мы ни жили, всегда с теплым чувством мы будем вспоминать свою малую родину, город, где мы родились, где прошло наше детство.

Я люблю тебя, край мой родимый!

Россия

Здесь тёплое поле наполнено рожью,
Здесь плещутся зори в ладонях лугов.
Сюда златокрылые ангелы Божьи
По лучикам света сошли с облаков.

И землю водою святой оросили,
И синий простор осенили крестом.
И нет у нас Родины, кроме России –
Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом.
П. Синявский

Веет чем-то родным и древним

Веет чем-то родным и древним
От просторов моей земли.
В снежном море плывут деревни,
Словно дальние корабли.

По тропинке шагая узкой,
Повторяю который раз! –
«Хорошо, что с душою русской
И на русской земле родилась!»
Юлия Друнина

Дайте русское

Пусть не ждут, что я расплачусь,
Если мне не купят колу.
Пусть не ждут, что заартачусь,
Если мне на завтрак в школу
Бутерброд дадут вместо
Заграничного печенья.
Конфитюр заокеанский
Хуже нашего варенья!

Наложите миску каши –
Стану краше и сильней!
Хлеб да соль вкуснее наши
Зарубежных киселей!
Дайте РУССКОЕ отведать!
Дайте РУССКОЕ носить!
Лучше пшёнкой пообедать,
Чем заморское просить!
Анатолий Власов

Лучшая на свете

Российский край, моя земля,
Родимые просторы!
У нас и реки, и поля,
Моря, леса и горы.

И север есть у нас, и юг.
Сады цветут на юге.
На севере снега вокруг —
Там холода и вьюги.

В Москве ложатся спать сейчас,
Луна глядит в оконце.
Дальневосточник в тот же час
Встаёт, встречая солнце.

Российский край, как ты велик!
С границы до границы
И скорый поезд напрямик
В неделю не домчится.

Звучат по радио слова —
Им дальний путь не труден.
Знакомый голос твой, Москва,
Повсюду слышен людям.

И рады мы всегда вестям
О нашей мирной жизни.
Как счастливо живётся нам
В своей родной Отчизне!

Народы – как одна семья,
Хотя язык их разный.
Все – дочери и сыновья
Своей страны прекрасной.

И Родина у всех одна.
Привет тебе и слава,
Непобедимая страна,
Российская держава!
Наталья Забила (перевод с украинского З. Александровой)

Родина

Занялася заря расписная,
Выхожу за околицу я.
С добрым утром, сторонка родная –
Дорогая Отчизна моя.

Дружно двинулись в поле артели,
Труд кипит от села до села.
Топоры по лесам зазвенели,
Тишина за курганы ушла.

Пароходы стоят под погрузкой
У причалов разбуженных рек,
И о Волге, красавице русской,
Вдохновенно поёт человек.

Льются песни потоком незримым
К звёздам счастья - к седому Кремлю.
Я люблю тебя, край мой родимый,
Неизменно, по-русски, люблю!
Н. Сусленников

О, Родина!

О, Родина! В неярком блеске
Я взором трепетным ловлю
Твои пролески, перелески -
Всё, что без памяти люблю:

И шорох рощи белоствольной,
И синий дым в дали пустой,
И ржавый крест над колокольней,
И низкий холмик со звездой…

Мои обиды и прощенья
Сгорят, как старое жнивье.
В тебе одной - и утешенье
И исцеление моё.
А.В. Жигулин

Моя маленькая Родина

Тихая улица посреди села,
Домик деревянный, рядом тополя.
Два куста сирени,
Вишня под окном.
Здесь провёл я детство
С матерью, отцом.
Бегал на рыбалку,
По грибы ходил,
У костра ночного
Комаров кормил…

Обсуждение: есть 1 комментарий

    стихи отличные

    Ответить