Линия обороны маннергейма на карте. Линия Маннергейма. Укрепрайон Суммаярви (Sj) - Ляхде. Экскурсии и походы

Линия Маннергейма (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Линия Маннергейма - это целый комплекс оборонительных сооружений, созданных в период с 1920 по 1930 гг. на финской части Карельского перешейка. Именно в этих местах шли ожесточенные бои в период страшной Советско-Финской или «Зимней» войны. В Финляндии «линией Маннергейма» называли лишь главную линию обороны. Названа она была так в честь генерал-лейтенанта русской армии, главнокомандующего маршала финской армии, а позже и президента Финляндии - Карла Густава Маннергейма.

Укрепление стратегически важного района Карельского перешейка началось в 1918 г., то есть сразу после обретения независимости Финляндии, а продолжалось вплоть до Советско-Финской войны 1939-1940 годов. Первоначальная линия обороны носила название «линия Энкеля» и пересекала весь Карельский перешеек от Ладоги до Финского залива.

Несмотря на то, что к 1924 здесь появился мощный укрепленный район, в 1927 г. стало понятно, что необходимо усовершенствовать оборонительные сооружения, что и делали на протяжении 1931-1932 гг. Новые объекты обладали огромной огневой мощью, но и стоили недешево, за что получили прозвище «милионники».

Разумеется, линия Маннергейма сыграла определенную роль в ходе Советско-Финской войны, но значение ее было изрядно преувеличено с обеих сторон - со стороны Суоми для укрепления боевого духа, а со стороны СССР для оправдания неудач и больших потерь. Об этом говорил и непосредственный строитель линии и участник конфликта Карл Густав Маннергейм. Однако сохранившиеся сегодня укрепления представляют большой исторический интерес.

Разумеется, линия Маннергейма сыграла определенную роль в ходе Советско-Финской войны, но значение ее было изрядно преувеличено с обеих сторон - со стороны Суоми для укрепления боевого духа, а со стороны СССР для оправдания неудач и больших потерь.

Для посещения оборонительной линии лучше заказать экскурсию, в ходе которой, кроме рассказа и обзора сооружений, можно увидеть вооружение и снаряжение обеих воевавших сторон, а также узнать интересные подробности о «Зимней» войне. А то и попробовать полевой обед или чай у костра.

Линия Маннергейма

Координаты

Наиболее удобный для посещения участок линии Маннергейма - это укрепленный район Суммакюля, возле деревни Каменка. Расстояние от Санкт-Петербурга до нее чуть больше ста километров по трассе Е18, далее съезд на Кирилловское, далее следовать в сторону трассы А125, а на перекрестке с А125 повернуть налево. Оборонные сооружения расположены совсем рядом с шоссе.

Пропагандистский фильм о боевых действиях Красной Армии и Краснознаменного Балтийского флота во время войны между СССР и Финляндией в период с 30 ноября 1939 года по 12 марта 1940 года.

26 ноября 1939 года правительство СССР направило ноту протеста правительству Финляндии по поводу артиллерийского обстрела, который, по заявлению советской стороны, был совершён с финляндской территории. Ответственность за начало военных действий советской стороной была полностью возложена на Финляндию. Война завершилась подписанием Московского мирного договора. В составе СССР оказалось 11 % территории Финляндии (со вторым по величине городом Выборгом). 430 тысяч финских жителей были принудительно переселены Финляндией из прифронтовых районов вглубь страны. Начало военных действий привело к тому, что в декабре 1939 года СССР как агрессор был исключён из Лиги Наций.

ПРОИЗВОДСТВО : Ленинградская студия кинохроники

Фильм перешёл в разряд "Общественное достояние ".

СОЗДАТЕЛИ ФИЛЬМА:

Режиссеры монтажа : , Н. Комаревцев, В. Соловцов
Операторы : Н. Блажков, Ф. Овсяников, П. Палей, Г. Симонов, Я. Славин, Ефим Учитель , С. Фомин, Г. Шулятин, Ф. Печул (в титрах не указан) , С. Школьников (в титрах не указан)
Начальники съёмочных групп : А. Кузнецов, М. Нагинский
Консультант : Герой Советского Союза комбриг А.Ф. Хренов
Текст : Б. Агапов
Текст песни : А. Готович
Музыка песни и музыкальное оформление : Дмитрий Астраданцев
Звукооператоры : И. Волк, Д. Овсяников

СПРАВКА


1. В 1936 году начали частичную модернизацию дотов, построенных в 1924 году (линия Оскара Энкеля) . В 1937-м построили первый дот - «миллионник» (он стоил 1 млн. финских марок). Инициатором работ стал барон Маннергейм , вернувшийся в большую политику. На линии Энкеля было построено 7 «миллионников».
Новые доты отвечали требованиям современной войны, строились из высококачественного бетона, имели амбразуры флангового огня и мощную защиту из стальных плит, установленных под наклоном. Снаряд при попадании в такой дот ударял в щит и отлетал, разрываясь в стороне. В отличие от остальных дотов Карельского перешейка, «миллионники» имели не только мощную защиту, но и современную систему жизнеобеспечения. Остальные доты на Карельском перешейке были пулеметными и не способными противостоять танкам.Сплошной бетонированной линии обороны на Карельском перешейке финнам построить так и не удалось. Было создано 22 узла сопротивления, прикрывающих основные дороги. Советская пропаганда рассказывала про 343 неприступных бетонных крепости на линии Маннергейма. Но исследования историков-краеведов, показали, что на Карельском перешейке их было около 180.

2. Сталин требует от правительства Финляндии отодвинуть границу на Карельском перешейке от Ленинграда и отдать в аренду полуостров Ханко для размещения советской военно-морской базы. Договориться с Финляндией не удается. 30 ноября 1939 года части Ленинградского военного округа перешли финскую границу на Карельском перешейке. Бойцам Красной Армии внушали, что они идут помочь финским рабочим расплатиться с белогвардейцами.

3. С 17 по 25 декабря 1939 года на высоте 65,5 метров произошло самое кровопролитное сражение начального этапа советско-финской войны. 20-я тяжелая танковая бригада пыталась взять дот на линии Маннергейма. На многих участках фронта части Красной Армии не смогли даже подойти к линии долговременных сооружений. Из 200 финских дотов в зоне боевого контакта находилось всего 55. На восточном участке фронта, в районе Тайполе, советские войска быстро уничтожили все бетонные сооружения, но прорвать оборону не смогли. Она держалась исключительно на деревоземляных укреплениях и окопах. 25 декабря Сталин приказал штурм прекратить и готовиться к решающему сражению.

4. Финны разгромили 5 дивизий (причем полностью уничтожили 3) и танковую бригаду Красной Армии севернее Ладоги. 11 февраля 1940 года Красная Армия начала наступление на Карельском перешейке . Войска атаковали по всему фронту. Прорывали линию Маннергейма специальные штурмовые группы, состоящие из танков, пехоты и саперов. Советские саперы шли на прорыв, обкладывали взрывчаткой амбразуры, подрывали их вместе с собой. После прорыва линии Маннергейма на главном направлении советские войска развивали наступление на Выборг.

Использована информация открытых источников.

Цитаты

[...]русские ещё во время войны пустили в ход миф о «Линии Маннергейма». Утверждали, что наша оборона на Карельском перешейке опиралась на необыкновенно прочный и выстроенный по последнему слову техники оборонительный вал, который можно сравнить с линиями Мажино и Зигфрида и который никакая армия никогда не прорывала. Прорыв русских явился «подвигом, равного которому не было в истории всех войн»…Всё это чушь; в действительности положение вещей выглядит совершенно иначе…. Оборонительная линия, конечно, была, но её образовывали только редкие долговременные пулемётные гнёзда да два десятка выстроенных по моему предложению новых дотов, между которыми были проложены траншеи. Да, оборонительная линия существовала, но у неё отсутствовала глубина. Эту позицию народ и назвал «Линией Маннергейма». Её прочность явилась результатом стойкости и мужества наших солдат, а никак не результатом крепости сооружений.

Карл Густав Маннергейм. Мемуары. Изд-во «ВАГРИУС».1999.,

[...]Слабые стороны финских долговременных сооружений таковы: неполноценное качество бетона у построек первого срока, перенасыщение бетона гибкой арматурой, отсутствие у построек первого срока жёсткого армирования.
Сильные же качества ДОТов заключались в большом количестве огневых амбразур, простреливавших ближние и непосредственные подступы и фланкировавшие подступы к соседним железобетонным точкам, а также в тактически правильном расположении сооружений на местности, в тщательной их маскировке, в насыщенном заполнении промежутков.[...]

Генерал-майор инженерных войск А. Хренов (Бои в Финляндии, Воениздат НКО СССР, 1941),

Сталин - умный, способный человек, в оправдание неудач в ходе войны с Финляндией выдумал причину, что мы „вдруг“ обнаружили хорошо оборудованную линию Маннергейма. Была выпущена специально кинокартина с показом этих сооружений для оправдания, что против такой линии было трудно воевать и быстро одержать победу.

Анастас Микоян,

[...]Правда, детальной характеристики всей линии Маннергейма нигде не проводилось. Некоторые сотрудники нашей разведки, как это явствовало из присланных в ЛВО материалов, считали даже эту линию не чем иным, как пропагандой. Как выяснилось впоследствии на практике, это был грубый просчет… Перед началом действий я еще раз запросил разведку в Москве (относительно финских укреплений – Авт.), но опять получил сведения, которые позднее не подтвердились, так как занизили реальную мощь линии Маннергейма. К сожалению, это создало многие трудности. Красной Армии пришлось буквально упереться в нее, чтобы понять, что она собой представляет.

Мерецков К. А. (На службе народу. Страницы воспоминаний. М., 1969),

[...]А теперь позволю себе как свидетелю и участнику многих событий восстановить историческую правду о разведке и о ее мнимых грехах в советско-финской войне… Хорошо помню, что все мы, работники оперативного отдела (накануне и во время советско-финляндской войны 1939–1940 гг. В. Новобранец работал в оперативном отделе Штаба ЛВО – Авт.), пользовались так называемым “черным альбомом”, в котором содержались все исчерпывающие данные по финским укреплениям на Карельском перешейке (“линия Маннергейма”). В альбоме были фотоснимки и характеристики каждого ДОТа: толщина стенок, наката, вооружение и т.д. Позднее, уже работая в Разведупре, я опять-таки видел этот “черный альбом”. Он был и в штабах действующих войск на Карельском перешейке. Как же смели руководители правительства утверждать, что таких данных не было? Виновно в неудачных начальных действиях войск само правительство, и в первую очередь нарком обороны Ворошилов и лично Сталин, а не разведка[...]

В.А. Новобранец. Накануне войны. Журнал «Знамя», 1990, № 6.,

[...]Линия Маннергейма - это последняя оборонительная линия в истории человечества, которая сыграла хоть какую-то роль. Вторая мировая война показала, что дело решают не доты и не дзоты, а танки, бомбардировочная авиация, штурмовики и механизация.
Линия Маннергейма - фантом. Для финнов это памятник их героического сопротивления Красной Армии, которое привело к тому, что Финляндия осталась независимой. Для советских командиров - это оправдание перед Сталиным за такие огромные потери. Это линия нашей памяти о незаметной, но кровопролитной советско-финской войне.[...]

Из книги Л. Лурье «Без Москвы» (2014),

Фильм создавался как отчёт и объяснение длительных боевых действий (3,5 месяца на 70 километров глубины полей сражений). Фактически же, как представление о преодолении высокотехнологичной обороны в суровых условиях 40-градусной зимы.
В фильме наглядно объясняются главные причины этой войны: способность создания мощной войсковой группировки на расстоянии артиллерийского выстрела от Ленинграда, участие западных милитаристских держав в создании Линии Маннергейма.
В фильме настойчиво создаётся впечатление о крайне трудной военной операции: демонстрируются карты глубоко эшелонированной обороны, сообщаются количество и подробности вражеских укреплений, говорится об ожесточённом сопротивлении, рассказывается об остроумных стратегических и тактических решениях.

Кино-театр.ру,

[...]никто не собирается оспаривать последующий финляндский период истории и действий Маннергейма, никто не собирается обелять этот период истории. Вообще все, что произошло, это еще одно доказательство, как резко изменила жизнь многих людей, Октябрьская революция, столетие которой мы через год будем отмечать. Но при этом нельзя забывать, ту достойную службу генерала Маннергейма, которую он проходил в интересах России.

Сергей Иванов (из речи на церемонии открытия в Санкт-Петербурге мемориальной доски финскому фельдмаршалу Карлу Маннергейму),

[...]Тем вот, кто сейчас там кричит, я хочу напомнить от нас: не надо быть святее папы Римского и не надо стараться быть большим патриотом и коммунистом, чем Иосиф Виссарионович Сталин, который лично защитил Маннергейма, обеспечил его избрание и сохранение за ним поста президента Финляндии и умел к поверженному, но достойному противнику, относиться с уважением[...]
И вот доска в честь Маннергейма - это еще одна попытка Российского военно-исторического общества, еще одна наша попытка преодолеть в канун столетия русской революции, преодолеть трагический раскол в нашем обществе. Именно поэтому мы устанавливаем по всей стране памятники героям Первой мировой войны, которые потом оказались по разные стороны баррикад.

В. Мединский, министр культуры РФ (из речи на церемонии установки в Санкт-Петербурге мемориальной доски),

Многие знают что незадолго до ВОВ Советский союз участвовал в короткой, но тяжёлой войне, которую в последствии назвали "зимней". Прежде о зимней войне я знал лишь то, что там победили наши и СССР в итоге отошла часть Финляндии и что после неё советских солдат переодели в ушанки потому, что там они поотмораживали себе уши в будёновках. С той войны в лесах Ленинградской области от берега Ладожского озера до берега Финского залива осталось много разрушенных сооружений, которые когда-то образовывали линию Маннергейма. Я не собираюсь расписывать во всех подробностях историю войны и данного комплекса. Это можно в книжках прочитать. Я лишь расскажу о местах, которые посетил немного опираясь на их историю. Линия состояла из укрепрайонов, в которых находились ДОТы, бункеры, форты. В промежутках между укрепрайонами находились километры противотанковых надолбов колючей проволоки, рвов и окопов, а также минные поля и прочие ништяки. На приложенной ниже карте я обвёл красным места, где ещё что-то осталось. Где обведена большая территория-там укрепрайон с несколькими строениями. Маленькие кружки-это единичные строения. К сожалению некоторые укрепрайоны находятся в таких дебрях, что туда без трактора не добраться. Поэтому расскажу только про те, до которых смог добраться на своей легковушке.



История линии Маннергейма берет свое начало в 1918 году, когда Финляндия получила независимость от России. Как только образовался СССР, в Финляндии начали думать как защититься от них. Строить начали в 1920-ом и продолжали с перерывами вплоть до начала войны в 1939 году. К Началу войны финны отгрохали аж три линии: главную ближе всех к границе, затем шла линия поменьше - промежуточная и ещё одна на подступах к Выборгу. Оба государства давно готовились к агрессии друг друга, но первый удар всё-таки нанесла Финляндия артобстрелом 26 ноября 1939 года, и СССР "запустил свою боевую машину".



Сначала я добрался до УР "Мялкеля(Салменкайта)". Он находится в центре Карельского перешейка. Там я лишь нашёл четыре взорванных ДОТа - ma32, ma21, ma11, ma22. В ходе боёв артиллерия Красной армии обстреливала все укреплённые точки, а после прорыва линии большинство строений подорвали к чертям. Всё что можно обнаружить там - это остатки стен в окружении разбросанных взрывом кусков из бетона и железа. Кое-где можно увидеть остатки крыши, пулемётные амбразуры и вентиляционные решётки.








Где-то говорят можно найти уцелевшие ДОТы, но я в этом районе таковых не нашёл. Сначала я пошёл по грунтовке до ближайших дотов, которые показал навигатор. После осмотра первых трёх ДОТов я решил, что до остальных лучше доехать на машине, так как грунтовка вполне для этого годная, а пешком пилить до них ещё не один километр. Но дорога была годной не везде и в одном месте меня ждала огромная лужа, в которую я заехал, а выехать сам не смог. К счастью недалеко находился дачный поселок, где я нашёл людей, которые помогли мне выехать. Они поинтересовались - что я там у них забыл. Я объяснил, что хотел доехать до ДОТов, может целый где-нибудь найду. Они мне сказали, что там везде одни руины и смотреть там нечего.

Гораздо больше мне повезло, когда я оказался в УР Суурниеми. Находится он между озером "Глубоким" и дорогой А181 "Спб-Выборг". Там я обнаружил более-менее сохранившиеся ДОТы и бункеры. Укрепрайон был из поздних, то есть сооружён в 1938-1939 годах и вероятно был более технически оснащён, более вооружён, и более неприступен.


В декабре 1939 года этот район несколько раз штурмовала 24 стрелковая дивизия, но УР выстоял. В этих боях погиб командир этой дивизии комбриг Вещев П.Е. В последствии его именем был назван бывший финский поселок "Хейнъиоки" и железнодорожная станция. После неудач 24-ой дивизии атаки на УР ограничивались лишь артобстрелами. В феврале 1940г после прорыва ЛМ командование финской армии приказало солдатам оставить район.

Бункер SU3. Конечно он тоже не сохранился в идеальном состоянии, но по его виду уже можно представить что из себя представляло это сооружение. Использовался он в качестве батальонного командного пункта.
Внутри под потолком уже наросло много маленьких сталактитов. Думаю лет через сто эти сталактиты отрастут на порядок и будут выглядеть как сталактиты в известных пещерах.


Колодец водоснабжения.


Амбразура.


Кстати сложно не обратить внимание на то, что во всех строениях ЛМ на стенах видны горизонтальные полосы на равном между собой расстоянии, будто это стыки между блоками. Я ничего не понимаю в военном строительстве, но могу предположить, что конструкция собиралась на месте без использования заранее приготовленных блоков, и стены наращивали(заливали бетоном) на железную арматуру слой за слоем.



ДОТ SU2. Это был железобетонный капонир с казармой на 30 человек. У обоих входов имеются амбразуры для ручных пулемётов. Раньше имелся бронеколпак.



Тогда он выглядел примерно так, как показано на схеме.


От казармы остались только стены.



Входная амбразура.


Дыра на месте амбразуры в пулемётном каземате.



ДОТ SU6 - полу-капонир с казармой на 24 человека с амбразурами на один станковый и один ручной пулемёты. Во время боёв повреждений не получил, по был подорван позже.


Да и взрыв только нёс крышу в середине оставив остальное почти целым.




Между ДОТами тянутся уже слабо заметные, но ещё заметные траншеи. По такой траншее я прошёл от ДОТа SU6 до ДОТа SU7.



ДОТ SU7 - тоже полу-капонир, но отличается по конструкции от SU6. Его довольно сильно потрепало взрывом. Целым пожалуй остался только вход.





В в первой половине этого дня я тусил на заброшенном военном аэродроме при посёлке "Вещево" и до "Суурниеми" добрался только к 6 вечера и потому из семи объектов я обошёл лишь четыре, а когда добрался до SU7, то было уже 8 и начало темнеть. В местах их нахождения уже нет дорог и идти приходилось напрямик по навигатору через дебри, что довольно утомительно.

На следующий день я посетил районы "Сумма–Хотинен" и "Суммаярви–Ляхде". Через УР "Сумма–Хотинен(Суммакюля)"проходит региональная дорога 41К-083 "Молодёжное-Черкасово" и первые разрушенные до основания ДОТы sk5, sk6, sk15 и памятный крест можно найти прямо у дороги. Всего тут было 18 сооружений построенных в 20-ых и 30-ых годах. Район пытались штурмовать два раза - в декабре 1939 и в феврале 1940, после чего финны оставили район. Когда я пошёл искать другие ДОТы, то упёрся в КПП с табличкой "проезд запрещён". Оказалось что на месте УР и близлежащих местах расположились полигоны мотострелковой В/Ч из Каменки и тут периодически летают снаряды. Я уже было смирился и хотел ехать отсюда, но вдруг на машине подъехали дед с бабкой по экипировке похожие на грибников. Дед вышел из машины и поднял шлагбаум. Я поинтересовался - неужели гражданским можно проезжать за шлагбаум? Дед сказал, что когда стрельбы не проводят, то можно, а сегодня не проводят.


Поначалу всё также: разрушенные ДОТы, братские захоронения.




Но это только до определенного места на дороге, где на дереве висит эта табличка.


Тут я начала слегка испытал "жим-жим". Там за табличкой вроде как опасно, но там находится УР "Суммаярви–Ляхде" и вся вкуснота. Суммаярви-Ляхде - это место, где и произошел прорыв Линии Маннергейма и самые тяжёлые бои. Машину я оставил на обочине около таблички и пошел дальше пешком. Дорога сначала приближала, а потом вела меня вокруг озера "Желанного". Там я прошел вдоль берега, где было оборудовано место под лагерь и куда на внедорожнике прикатила семья с палатками. И тут я подумал, что либо они психи либо местные и пользуются тем, что сегодня не стреляют. После озера дорога превратилась в тропинку и чуть дальше стала идти параллельно с линией противотанковых надолбов. Они именовались "зубами дракона" и стояли на всём протяжении ЛМ, но сохранились неплохо только в этом районе.


И вот я подошел к высоте "язык(палец)", где находится ДОТ-миллионник SJ5. Он пожалуй самый мощный из всех ДОТов ЛМ. Его назвали "миллионный" из-за высокой стоимости постройки.





На картинке показано как он выглядел раньше. Он был погружен в землю, а на поверхность выходили казематы с бронеколпаками. Толщина стен полтора метра выдержала многочисленные удары артиллерии. Казематы держали под прицелом территорию до озера "Желанного" на востоке и территорию до ДОТа SJ4 на западе. На каждом каземате было два станковых пулемёта и противотанковое орудие, а также амбразуры для ручного оружия. Территория к югу от ДОТа являлась лощиной полностью открытой для прострела, где в боях погибло около 2 тысяч советских солдат позже получила название "долина смерти".


Он слегка подразвален, но крыша не обвалилась. Я залез внутрь через почти засыпанный вход.



Внутри тьма, холод, и сырость. Воздух там настолько влажный, что на большинстве снимков, которые я сделал запечатлелись капельки в воздухе. А при свете фонаря видно как они отлетают целым потоком от взмаха руки.


Я прошел через довольно длинный коридор с ответвлениями и уровнями и нашел в конце дыру, через которую вылез наружу.







Пошел дальше по тропинке вдоль "зубов дракона".



Лес менялся с хвойного в лиственный и наоборот. Я шел себе спокойно, чернику собирал, и вдруг увидел торчащий из земли снаряд. Не знаю боевой он или учебный, проверять как-то не хотелось.



Следующий найденный мной ДОТ SJ4(поппиус). Ему даже табличку поставили, которая сообщает, что ЛМ была прорвана в этом месте 10 февраля 1940 года.


На входе кто-то изобразил трафарет с Пикачу.

Линия Маннергейма - устоявшееся историческое сочетание слов. Со времени Советско-Финляндской (Зимней) войны под этими словами у нас в стране понимали многообразие финских укреплений, построенных до этой войны на Карельском перешейке. А ведь сами финны под этими словами понимали линию, на которой остановилось стремительное наступление Красной армии в декабре 1939 г. Эта линия частично совпадала с главной оборонительной полосой, а частично не совпадала. Но все же у нас, да и не только, укрепленные линии называли в честь «большого начальства». Например, у нас - Линия Сталина, Линия Молотова. Во Франции - Линия Мажино. Поэтому, следуя нашим традициям, далее, чтобы не было путаницы, под сочетанием «Линия Маннергейма» будем подразумевать финские укрепления на Карельском перешейке, построенные до Зимней войны.

Финны всерьез озаботились укреплением собственных границ практически сразу после получения независимости. Разработка концептуальных планов началась уже весной 1918 г., тогда же начались работы по постройке проволочных заграждений на будущих рубежах обороны. Примерно через год под общим руководством нового начальника Генерального штаба генерал-майора О.К. Энкеля начались подробные рекогносцировки позиций и проектирование фортификационных сооружений. Разработка окончательного плана укрепленной линии возлагалась на майора французской армии Ж.Ж. Гросс-Каусси, командированного в Финляндию из Франции наряду с другими специалистами с целью оказания помощи в организации обороны страны.

Окончательно утвержденный оборонительный рубеж, получивший наименование «линия Энкеля», пересекал весь Карельский перешеек от Ладожского озера до Финского залива. В восточной части перешейка эта линия опиралась на Вуоксинскую водную систему, представлявшую собой серьезное естественное препятствие. В западной части линия проходила и по всхолмленной, и по равнинной местности, прикрывая озерное дефиле и проходы между болотами. Строительство долговременных сооружений началось в 1920 году. В течение пяти лет до 1924 г. включительно финны построили на линии Энкеля свыше полутора сотни долговременных сооружений.

Различие местных характеристик на разных участках линии предопределило и типы сооружений, и состав сооружений на них. На восточном участке линии, укрепленном от природы, строилось очень мало сооружений, однако в основе своей они являлись артиллерийскими. Оборона здесь основывалась на продольном обстреле протяженных водных пространств огнем легкой артиллерии, укрытой в казематах. Западный же участок линии Энкеля принципиально отличался. Здесь в условиях отсутствия протяженных водных преград, оборона основывалась на большом количестве малых пулеметных огневых точек и убежищ для пехоты. Эти сооружения группировались в небольшие опорные пункты, запирающие сухопутные пути между небольшими озерами и болотами.

Таким образом, уже к исходу 1924 г. финны имели на Карельском перешейке законченный постройкой укрепленный район, существенно опередив тем самым оборонительное строительство в СССР. Однако следует понимать, что качественно финские сооружения сильно отличались в худшую сторону от построенных позже советских укреплений, как по материалам, так и по вооружению.

Практически сразу после постройки стало ясно, что линия Энкеля имела существенные недостатки, поэтому уже в 1927 г. началось обсуждение вопроса по дальнейшему совершенствованию обороны. Реально к строительству приступили в 1931-1932 гг. Руководил ими теперь уже финский военный инженер Й.К. Фабрициус. В первую очередь работы стали проводить на правом фланге, где возводился новый передовой укрепленный узел Инкеля, примыкавший своим правым флангом к берегу Финского залива. В последующие годы строительство новых сооружений развернулось и на других участках укрепленного рубежа, причем помимо узля Инкеля в 1938-1939 гг. был построен всего один новый опорный пункт Суурниеми, в остальном новое строительство велось в существующих опорных пунктах линии Энкеля.

В отличие от периода 1920-1924 гг. в 1930-е гг. долговременных сооружений на Линии Маннергейма , строилось очень мало, порой считанные единицы в год. Однако все эти объекты были значительно мощнее и сложнее в своем устройстве. Пик фортификационного строительства на Линии Маннергейма пришелся на вторую половину 1930-х. В 1936 г. были разработаны проекты трех сооружений (Sk-10, Sj-4, Ink-6), представляющих собой совершенно новый тип укрепления - комплекс из одной или нескольких огневых точек и заглубленных казарм-галерей. Впоследствии, такой тип сооружения получил наименование «миллионер» (или «миллионник») из-за непомерно высокой для финляндского бюджета стоимости постройки.

Первые «миллионеры» Линии Маннергейма обладали в основном фронтальными пулеметными казематами, амбразурные стены и покрытия которых сооружались из броневых плит. Применение таких плит резко снижало количество бетона и уменьшало высоту сооружения, однако стойкость бронированных казематов впоследствии оказалась недостаточной. Строительство таких ДОТ велось в основном в 1937 г. Однако, начиная с 1938 г., проектируются «миллионеры» с пулеметными казематами по типу полукапонира - для фланкирующего огня. Интересно также, что в 1939 г. финны стали применять цельнолитые броневые колпаки для наблюдения и самообороны с помощью специальных пистолетов-пулеметов.

Помимо сооружений миллионного типа в конце 1930-х гг. наЛинии Маннергейма строились и более простые сооружения: в основном это были капониры, совмещенные с казармами. Также начиная с 1938 г. начинается массовая реконструкция старых сооружений 1920-х гг. В основном старые фронтальные ДОТ перестраивались в убежища или полукапониры. Но иногда на базе этих примитивных построек возводились и постройки миллионного типа, таким, например, стал объект Sk-2. Наиболее поздние типы построек Линии Маннергейма - это небольшие пулеметные капониры и полукапониры, построенные лишь в небольшом количестве. Наиболее характерны они для узла Муолаанкюля. Их строительство началось осенью 1939 г, и было прервано началом Зимней войны.

Линия Маннергейма сыграла исключительно важную роль в Советско-финляндской войне 1939-1940 гг. Несмотря на то, что большинство новых сооружений было не достроено или не до конца оборудовано, финнам удалось закрепиться в районе главной оборонительной полосы, остановив на несколько зимних месяцев превосходящие силы Красной Армии, не обладавшей в те годы опытом прорыва укрепленных рубежей. Тем не менее, после проведения серьезной и обстоятельной подготовки в феврале 1940 г. Линия Маннергейма была прорвана.

В настоящее время, не смотря на то, что подавляющая часть сооружений линии находится в разрушенном состоянии, ее опорные пункты представляют значительный исторический интерес и как инженерные сооружения, и как места тяжелейших боев Зимней войны.

Историко-культурным центром «Серебряное Кольцо» разработаны экскурсии по Линии Маннергейма . Экскурсии освещают различные этапы Советско-финской войны и включают в себя полевой обед, во время которого можно познакомиться с бытом, снаряжением и вооружением частей Советской и финской армий, подержать в руках макеты вооружения, сфотографироваться с элементами снаряжения. Экскурсии цикла проводятся по расписанию или в любое время по запросу.

Карту для данной статьи любезно предоставил Евгений Балашов, автор-составитель книги «Линия Маннергейма. Оборонительный щит Финляндии от идеи до воплощения».


15 февраля 1940 года советские войска окончательно прорвали «линию Маннергейма» – мощный комплекс финских оборонительных сооружений, считавшийся неприступным. Это стало поворотным моментом в Зимней войне 1939-1940 годов и в военной истории как таковой. Сегодня мы напомним, что представлял собой этот легендарный финский оборонительный рубеж и расскажем про шесть самых интересных фактов , связанных с «линией Маннергейма» - историей ее строительства и функционирования.

Линия Маннергейма или линия Энкеля?

Имя Маннергейма, финского главнокомандующего, а затем и Президента Финляндии, линия оборонительных сооружений на карельском перешейке получила лишь в конце 1939 года, когда группа иностранных журналистов побывала на ее строительстве. Журналисты вернулись домой и написали серию репортажей об увиденном, в которых и упомянули ставший затем официальным термин.



В самой же Финляндии этот оборонный комплекс долгое время называли «линией Энкеля» в честь начальника Генерального штаба молодой республики, уделившего в начале 20-х годов 20 века большое внимание строительству оборонительных сооружений на южных рубежах свой Родины. Возведение линии началось в 1920 году и было приостановлено в 1924, когда Энкель ушел в отставку со своего поста.



Возобновилось оно лишь в 1932 году, когда легендарный военачальник Карл Густав Маннергейм, ставший за год до этого главой Государственного комитета обороны, проехался с инспекцией по «линии Энкеля» и отдал распоряжение достроить ее, укрепить и модернизировать.

Что такое линия Маннергейма?

С этого, на самом деле, нужно было начать. «Линия Маннергейма» – это гигантский оборонительный рубеж, построенный финнами в 1920-1939 годах недалеко от границы с Советской Россией. Он был создан, чтобы остановить продвижение Красной Армии внутрь страны. А то, что такое однажды начнется, в Хельсинки не сомневались.



Линия была создана с учетом ландшафта Карельского перешейка и на западе упиралась в Финский залив, а на востоке – в Ладогу. Комплекс сооружений представлял собой шесть полос обороны, из которых вторая, основная, собственно, и была «линией Маннергейма».



Она состояла из 22 узлов сопротивления и отдельных опорных пунктов. Особенности ландшафта позволяли удерживать оборону на этой линии малыми силами, нанося при этом существенный урон наступающему противнику. А 136 километров противотанковых препятствий, 330 км колючей проволоки, мины, надолбы, рвы, доты и дзоты никак не способствовали быстрому прорыву этой линии.



Сами же доты и дзоты были умело спрятаны от глаз нападающих, рельеф позволял скрывать их, маскируя под холмы с деревьями и прочие природные элементы. Среди советских солдат по время Зимней войны ходил слух, будто финские дзоты покрыты резиной, из-за чего снаряды, попадающие в них, отскакивают – иначе объяснить «живучесть» огневых точек противника они не могли.

Действительно ли линия была неприступной?

Во времена Советско-финской войны 1939-1940 годов отечественная пропаганда утверждала, будто «линия Маннергейма» является одной из величайших систем обороны, построенных Человечеством, более неприступной, чем легендарная французская «линия Мажино». А потому ее прорыв подавался как невиданный подвиг советских солдат. Однако сам финский фельдмаршал, а также большинство историков весьма скептически относились к подобным утверждениям.



Неприступность «линии Маннергейма» – это миф, раздутый западной прессой и советской пропагандой. Нашему командованию нужно было оправдать проволочки на фронте (ожидалась ведь быстрая и победоносная война), финны поднимали рассказами о чудесных характеристиках системы обороны боевой дух бойцов, а европейским СМИ нужны были красивые истории и горячие факты.

На самом деле, у «линии Маннергейма», несмотря на ее масштабы, было множество существенных недостатков. Начнем с того, что на момент начала войны она не была завершена, и работ по строительству оставалось еще достаточно много. Кроме того, большинство оснащения этого оборонительного комплекса в 1939 году заметно устарело, а современных огневых точек было не так уж и много. Да и о большой глубине обороны речь не шла.

Почему советские войска штурмовали Линию Маннергейма более двух месяцев?

Война с Финляндией задумывалась советским руководством как быстрый вооруженный конфликт на чужой территории, который в короткие сроки завершится победой нашей армии. Боевые действия начались 30 ноября, а уже 12 декабря Красная Армия достигла переднего края главной полосы обороны «линии Маннергейма». Однако тут они завязли на два месяца.

Причина тому – отсутствие точных данных о структуре «линии Маннергейма», а также недостаточность личной силы и соответствующего задаче вооружения. У советской армии не хватало крупнокалиберной артиллерии для уничтожения бетонных огневых точек противника и военного опыта в прорыве подобных заграждений. Да и командование далеко не всегда вело себя компетентно.



В силу этих и множества других причин бои за «линию Маннергейма» длились более двух месяцев. А прорвать ее удалось лишь в феврале 1940 года. Генеральное наступление началось 11 февраля. Первый прорыв оборонительного вала произошел 13 числа, а 15 падение «линии Маннергейма» стало необратимым – 7-я армия зашла в тыл финским войскам, чем заставила их отступить на новый рубеж обороны. Так была решена судьба Зимней войны.



Боевые действия подлились до 12 марта, после чего был заключен Московский мирный договор, зафиксировавший аннексию Советским Союзом ряда приграничных финских территорий. В том числе, русским стали города Выборг и Сортвалла, а также полуостров Ханка в глубине Финляндии, где была построена советская военно-морская база.

Что такое «карельский скульптор»?

Советско-финская война 1939-1940 годов подарила миру несколько новых терминов. К примеру, «коктейль Молотова» и «карельский скульптор». Последним называли советскую гаубицу большой мощности калибра Б-4, снаряд которой после попадания в доты и дзоты превращал эти сооружения в бесформенную мешанину бетона и арматуры. Эти причудливых форм конструкции были видны издалека, благодаря чему получили прозвище «карельские монументы». Финны же называли гаубицу Б-4 «сталинской кувалдой».

Что сейчас на месте линии Маннергейма?

Сразу после окончания Зимней войны советские саперы приложили немалые усилия для того, чтобы уничтожить остатки «линии Маннергейма». Большинство огневых точек было взорвано, остались целыми лишь те инженерные сооружения, которые было невозможно демонтировать.



Во времена Советско-финской войны 1941-1944 годов занявшие снова эти территории финны не захотели восстанавливать «линию Маннергейма», посчитав это дело бесперспективным.



Сейчас от некогда масштабной линии финской обороны остались лишь разрозненные объекты, раскиданные по всему Карельскому перешейку. Они являются объектом паломничества любителей военной истории и немногочисленных туристов. Каких-либо попыток привести в порядок этот памятник со стороны российских или финских властей не предпринимается. Впрочем, мощные железобетонные укрепления могут стоять веками даже под открытым небом в суровых северных природных условиях.