От «Восхода» до заката. Подвиг и драма космонавта Егорова. «Бумажный солдат»: Попытка осквернить подвиг советских космонавтов Описание полёта Юрия Гагарина

Лисовец Роман

Творческая газета

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

УСОЖСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Творческая газета ,

посвящённая 80-летию со дня рождения

первого космонавта Земли Ю. А. Гагарина

на тему: «Великий подвиг космонавта»

Усожа, 2014

«Время – самый суровый и беспощадный судья. Оно подчас меняет оценку человека, представление о нём. Но и спустя очень много лет люди вспоминают о Юрии Гагарине и его друзьях по-доброму. Значит, они выдержали испытание временем».

12 апреля 1961 года весь земной шар с быстротой молнии облетела поразительная весть: «Внимание! Говорит Москва. Работают все радиостанции Советского Союза и Центральное телевидение!...»

« Я помню этот день

И этот час – на полуноте

Оборвался марш.

И зачитали сообщенье ТАСС,

Что в космосе – Гагарин!

Юра! Наш!

Наш в космосе!

Товарищи! Друзья!

Наш в космосе!

Теперь за нами слово!»

А. Калыкин

Из сообщения ТАСС: 12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту. Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника «Восток» является гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик майор Гагарин Юрий Алексеевич. Старт космической многоступенчатой ракеты прошел успешно, и после набора первой космической скорости и отделения от последней ступени ракеты-носителя корабль-спутник начал свободный полет по орбите вокруг Земли. По предварительным данным, период обращения корабля-спутника вокруг Земли составляет 89,1 минуты, минимальное удаление от поверхности Земли (в перигее) равно 175 километрам, а максимальное расстояние (в апогее) составляет 302 километра, угол наклона плоскости орбиты к экватору 65 градусов 4 минуты. Вес космического корабля-спутника с пилотом-космонавтом составляет 4725 килограммов, без учета веса конечной ступени ракеты-носителя. С космонавтом товарищем Юрием Гагариным установлена и поддерживается двухсторонняя радиосвязь. Частоты бортовых коротковолновых передатчиков составляют 9,019 мегагерца и 20,006 мегагерца, а в диапазоне ультракоротких волн 143,625 мегагерца. С помощью радиотелеметрической и телевизионной систем производится наблюдение за состоянием космонавта в полете. Период выведения корабля-спутника «Восток» на орбиту космонавт товарищ Юрий Гагарин перенес удовлетворительно и в настоящее время чувствует себя хорошо. Системы, обеспечивающие необходимые жизненные условия в кабине корабля-спутника, функционируют нормально...

От первого лица
Ниже редакция приводит выступление Юрия Алексеевича о первом космическом полете. Оно составлено в строгом соответствии с тогдашними идеологическими установками, которые нынешнему читателю могут показаться по меньшей мере странными. Вместе с тем, читая этот текст, невольно ловишь себя на мысли, что, может быть, лучше иметь такие, странные по сегодняшним меркам, убеждения, чем не иметь никаких...

Юрий Гагарин:


Юрий Гагарин

Первый полет человека в космос явился триумфом советской науки и техники, блестящей демонстрацией преимуществ нашей социалистической системы. Наш советский социалистический строй является замечательной и надежной стартовой площадкой, с которой уходят в небесные дали космические корабли.
К полетам в космос нас готовили многие сотни специалистов самых различных профессий. Обширная программа, которую должен выполнить космонавт, включает в себя много разнообразных вопросов, и теоретических, и практических. Ведь космос только тогда можно считать освоенным, когда в нем будет жить и работать человек.
Готовясь к старту, мы изучали основы ракетной и космической техники, конструкцию корабля, геофизику, астрономию, медицину. Особое внимание наши учителя уделяют физической подготовке космонавтов.
Приход каждого нового дня отмечали утренней зарядкой. Занимались на открытом воздухе, в любую погоду, под наблюдением врачей. Гимнастику сменяли игры с мячом, прыжки в воду с трамплина уступали место велосипеду. А вскоре подошло время тренировок на центрифуге, испытаний в сурдокамере, термокамере, в роторе, полетов в самолете на невесомость, прыжков с парашютом.
Трудной и упорной была подготовка человека к полету в космос. Нелегко далась она нам. Нелегко пришлось и нашим наставникам - ученым и медикам, биологам и инженерам. Это они разработали научно обоснованную систему тренировок космонавтов, это они бережно следили за нашими сердцами, легкими, мускулами и нервами, это их руками была создана уникальная аппаратура, позволяющая следить за состоянием космонавта в полете. Наконец, это они вселили в нас уверенность в успехе.
...Среда 12 апреля. Космодром Байконур, расположенный в широкой, как океан, степи. Навсегда останется в моей памяти и этот день и эта степь. И - самое большое, самое главное: сознание того, что мне, рядовому гражданину Советской страны, молодому коммунисту, доверена огромная честь - быть первым в космосе.
Минуты прощания с Землей. Сосредоточенные, одухотворенные лица Главного конструктора и Теоретика Космонавтики, ученых, инженеров, врачей. И ободряющий взгляд моего дублера - Германа Титова. Короткие слова прощанья, и вот уже лифт поднимает меня в кабину "Востока". Летит время. Наконец, долгожданная команда: "Подъем!"...
Как же ведет себя человек в космическом полете? Как он переносит перегрузки от ускорений, как отражается состояние невесомости на его организме, как будут работать различные системы космического корабля? На эти и многие другие вопросы мне предстояло дать четкие ответы.
Что можно рассказать о полете, который продолжался меньше двух часов? Полет проходил по орбите с перигеем 175 километров и апогеем 302 километра. Продолжался он сто восемь минут.
Сразу же по выходе на орбиту наступила невесомость - состояние, необычное для жителей Земли. Сначала мне все казалось очень необычным, но вскоре я привык к этому состоянию, освоился и продолжил выполнение заданной программы. Невесомость - это явление для всех нас, жителей Земли, несколько странное. Но организм быстро приспосабливается к нему, испытывая исключительную легкость во всех членах.
Двадцать восемь тысяч километров в час-вот скорость, с которой "Восток" проносился над океанами и материками нашей планеты. Между кораблем и Землей была установлена связь, которая работала безотказно.
Я передавал сообщения, слышал голоса моих товарищей. В кабине слышались радиопередачи с моей Родины. Я все время ощущал внимание и поддержку всей страны.
В ходе всего полета я вел плодотворную работу по программе. Поддерживал радиосвязь с Землей по нескольким каналам, как в телефонных, так и в телеграфных режимах, наблюдал за работой оборудования корабля, принимал пищу, воду.
Земля с космической высоты виделась хорошо. Отчетливо были видны горные массивы, береговая линия, острова.
Наступил момент спуска. Точно по графику сработал тормозной двигатель, снова возросли перегрузки.
Были закрыты шторки на иллюминаторах, и корабль стремительно вошел в плотные слои атмосферы. Наконец, Земля. Взволнованные лица товарищей, снова голубое небо над головой и незабываемый душевный разговор с Никитой Сергеевичем Хрущевым.
Задание Родины, партии выполнено...
Прошли недели, месяцы. Новые трассы в космосе проложены космическими кораблями "Восток-2", "Восток-3" и "Восток-4", в которых совершили свои полеты Герман Степанович Титов, Андриян Григорьевич Николаев, Павел Романович Попович. 130 витков вокруг Земли сделали советские космонавты. Американцы-пока только 12. Счет 130: 12. Счет внушительный в пользу страны, строящей коммунизм.

«На цветных парашютных крыльях,

Юрий в поле апрельским днём,

В солнце весь и в космической пыли,

Рядом сел со своим кораблём.

Дул над пашней свежий ветер,

И в скафандре, омытом зарёй,

Шёл знакомый уже всей планете,

Из реальной легенды герой.

Небосвод был, как подвиг высокий,

Пели в ближнем овраге ручьи,

За горячей кабиной «Востока»,

Без эмоций бродили грачи.

День был самый обыкновенный,

Пахло Волгой и щедрой весной,

И держал первый пахарь планеты,

Гермошлём, словно шар земной».

А. Мирошников.

Агентство РИА-Новости подготовило качественную инфографию

Событие мирового масштаба

Весть о полёте Ю. А. Гагарина буквально захватила весь мир. Все средства массовой информации отмечали это выдающееся событие ХХ го столетия. Началась эра полётов человека в космос. Ежегодно день 12 апреля стал отмечаться как день Космонавтики. Полёт корабля "Восток" с человеком на борту явился итогом напряженной работы советских ученых, инженеров, врачей и специалистов различных отраслей техники.

Улыбка Гагарина

Я помню, солнце в этот день искрилось:

Какой был удивительный апрель!

И в сердце радость с гордостью светилась:

Из космоса Гагарин прилетел!

Его все по улыбке узнавали -

Такой улыбки не было второй!

Весь мир рукоплескал! Все ликовали:

Гагарин облетел наш шар земной!

С тех пор приблизились неведомые дали,

Осваивают космос корабли...

А начинал - российский, славный парень,

ГАГАРИН - ПЕРВЫЙ КОСМОНАВТ ЗЕМЛИ!

И. Левченко

Ю.А.Гагарин – первый космонавт планеты Земля

Интереснейший материал c 10 малоизвестными фактами о первом полёте вышел в АиФ:

«1. До космического корабля Юрия Гагарина провожал не один, а два дублера . Помимо всем известного Германа Титова, дублером был Григорий Нелюбов. В отличие от Гагарина и Титова, он не облачался в скафандр, но был готов осуществить полет в случае особых обстоятельств.

Жизнь Нелюбова сложилась трагически: через некоторое время после полета Гагарина он был исключен из отряда космонавтов за нарушение дисциплины, а через несколько лет погиб в результате несчастного случая.

2. За два дня до полета в космос Юрий Гагарин написал прощальное письмо супруге на случай, если произойдет катастрофа. В 1961 году это письмо не потребовалось. Жене Гагарина Валентине Ивановне это письмо передадут после авиакатастрофы 27 марта 1968 года, в которой погиб первый космонавт Земли.

3. Полет «Востока-1» проходил в полностью автоматическом режиме . Это было связано с тем, что никто не мог дать гарантии сохранения космонавтом работоспособности в условиях невесомости. На самый крайний случай Юрию Гагарину был передан особый код, который позволял активизировать ручное управление корабля.

4. Изначально было записано три предстартовых обращения «первого космонавта к советскому народу» . Первое было записано Юрием Гагариным, а еще два – его дублерами Германом Титовым и Григорием Нелюбовым. Ровно также было заготовлено три текста сообщения ТАСС о первом полете человека в космос: на случай успешного полета, на случай поисков космонавта, а также на случай катастрофы.

5. Перед полетом «Востока-1» произошло ЧП : при проверке герметичности датчик на люке не выдал нужный сигнал. Поскольку до старта оставалось чрезвычайно мало времени, такая неполадка могла привести к переносу запуска.

Тогда ведущий конструктор «Востока-1» Олег Ивановский с рабочими продемонстрировали фантастические навыки, на зависть нынешним механикам «Формулы-1», в считанные минуты отвернув 30 гаек, проверив и поправив датчик, и вновь закрыв люк положенным образом. На сей раз проверка герметичности прошла успешно, а старт был осуществлен в запланированное время.

6. Во время заключительной стадии полета Юрий Гагарин бросил фразу, о которой долгое время предпочитали ничего не писать : « Я горю, прощайте, товарищи!»

Дело в том, что до Гагарина никто не имел четкого представления о том, как будет выглядеть прохождение космическим кораблем плотных слоев атмосферы при спуске. Поэтому Гагарин, как всякий летчик, увидев в иллюминаторе бушующее пламя, предположил, что космический корабль охвачен пожаром и через несколько секунд он погибнет. На самом деле трение жаропрочной обшивки космического корабля об атмосферу – рабочий момент, который происходит при каждом полете. Теперь космонавты готовы к этому яркому и впечатляющему зрелищу, которое первым увидел Гагарин.

7. Известные кадры съемки переговоров Юрия Гагарина в кабине корабля и главного конструктора Сергея Королева на командном пункте – это имитация , сделанная в более поздний период. Впрочем, упрекать в этом участников исторического события вряд ли стоит – в момент реального старта им было просто не до этого. Позже недостающую хронику решили воссоздать, попросив Гагарина и Королева повторять, те же слова, что были сказаны ими 12 апреля 1961 года.

8. На космических кораблях «Восток» не была предусмотрена посадка космонавтов внутри спускаемого аппарата : на высоте 1500 метров пилот катапультировался. Связано это было с тем, что на «Востоках» не было двигателей мягкой посадки, которые обеспечивают безопасное приземление. Кроме того, специалисты опасались «заваривания» люка под воздействием высокой температуры в плотных слоях атмосферы.

Однако из-за посадки вне корабля Международная аэронавтическая федерация отказывалась регистрировать рекордный полет Гагарина. И тогда советские представители слукавили, объявив, что первый космонавт приземлился в кабине. Фактические обстоятельства посадки СССР официально признал только в 1964 году.

9. Одна из самых бурно обсуждаемых тем, связанных с полетом Гагарина – это надпись «СССР» на шлеме космонавта . Возникла она в связи с тем, что в последние годы на гагаринских изображениях надпись очень часто куда-то пропадает. В связи с этим возник вопрос – а как она вообще появилась на шлеме первого космонавта? Как ни странно, но и в этом вопросе нет окончательной ясности. Герой Советского Союза, летчик испытатель Марк Галлай, занимавшийся тренировками первых космонавтов и присутствовавший при гагаринском старте, в книге «С человеком на борту» рассказывал, что надпись появилась в самый последний момент. Якобы за 20 минут до выезда Гагарина на старт вспомнили про случившийся перед этим шпионский полет американца Пауэрса, и решили нанести на шлем буквы «СССР», чтобы космонавта не спутали с диверсантом. Буквы рисовали впопыхах, не снимая шлем с головы Гагарина.

В то же время ветераны предприятия «Звезда», которое производит скафандры для космонавтов, утверждают, что надпись была нанесена еще во время подготовки скафандра к полету, заблаговременно, и даже указывают фамилию рабочего, выполнившего эту задачу – Давидянц.

10. Одной из самых запомнившихся подробностей о первом полете человека в космос стали …шнурки . Во время прохождения Юрием Гагариным по ковровой дорожке перед докладом Никите Хрущеву об успешном осуществлении полета в кадр попали развязавшиеся шнурки на ботинке первого космонавта. Это бытовая деталь только добавила народной любви к Гагарину. Между тем, Сергей Хрущев, сын Никиты Хрущева, присутствовавший на той церемонии, уверяет, что шнурки у Гагарина были в порядке. Подвела героя космоса подтяжка для носков. Раньше носки делали без резинок и на икрах носили подтяжки, чтобы носки не сползали. У Гагарина на одной ноге отцепилась эта резинка, и железная пряжка била его по ноге».

Литературная страница

Событие, произошедшее 12 апреля 1961 года, полёт Юрия Алексеевича Гагарина в космос, оставило неизгладимый след в памяти народа, чувство гордости за свою страну, за то, что он наш современник.

Встреча Юрия Гагарина

Товарищ наш

Пусть дышится Гагарину легко,

Пусть мчится сквозь закаты и рассветы...

Никто и никогда так далеко

Не отрывался от родной планеты.

Он мужеством Отчизны наделён,

Он бросил неизведанному вызов.

Никто и никогда ещё, как он,

Вдруг всей Земле не становился близок.

Товарищ наш вернулся полный сил!

Он - высший взлёт штурмующего века -

Сердца народов он объединил

Великой гордостью за человека!

Борис Дубровин

МБОУ Усожской СОШ Комаричского района.

Руководитель: Волчкова Светлана Александровна, учитель физики.

В зале перестали жрать попкорн, голова закружилась, а на глаза навернулись слёзы... зрители испытали чувство гордости за советских космонавтов!

В 1985 году орбитальная станция "Салют-7" перестала выходить на связь с ЦУПом. Неуправляемая станция со временем должна была упасть на Землю. США подготовили к полету свой космический корабль. Рассматривается вероятность стыковки с советской станцией, тогда все передовые технологии попадут в руки врага, которым США были в период "холодной" войны. В кратчайшие сроки СССР подготавливает запуск космического корабля "Союз Т-13".

Экипаж - командир корабля дважды Герой Советского Союза летчик-космонавт Владимир Джанибеков и борт-инженер, летчик-космонавт, Герой Советского Союза летчик-космонавт Виктор Савиных. Ни до, ни после них такого не делал никто. Об этом подвиге советских космонавтов было известно не так и много. На основе этих событий и создан новый российский фильм "Салют-7"...

Но, обо всём по порядку:


Премьера в "Колизее" - это, как обычно, веселое шоу!


Стар и млад приняли участие в викторинах, которые проводило "Авторадио", все участники получили призы и подарки.


С помощью юных зрителей сумасшедший Профессор не только смоделировал бомбардировку Луны метеоритами, но и изготовил настоящую космическую комету, а потом в фойе появился космический туман, сквозь который зрители и проходили в зал...


Зал оказался забит до отказа. Зрители затарились ведрами попкорна и стаканами колы, громко разговаривали и сидели в смартфонах, путали места и входили в зал с опозданием. Сегодняшняя "культура" раздражает и бесит,но... скоро в зале воцарилась полная тишина, только "мёртвая" орбитальная станция "Салют-7" беспомощно крутилась на экране. От невероятных кадров закружилась голова. Соседка слева убрала телефон и, всхлипывая, достала носовой платок. Признаюсь, и у меня на глаза навернулись слёзы... Даже когда включили свет, многие еще оставались на своих местах и досматривали титры фильма, такая редкость!


Для съемок этого фильма был построен отдельный павильон. В натуральную величину были созданы и ЦУП, и орбитальная станция "Салют-7", и космический корабль "Союз Т-13". Роскосмос передал для съемок реальные предметы, побывавшие в космосе. Лучшие мастера невероятных съемок и трюков, операторы и постановщики работали на съёмочной площадке. Актёры Владимир Вдовиченков и Павел Деревянко не просто болтались на канатах, на реальном ИЛ-76 они поднимались в небо на максимальную высоту, после чего самолет резко уходил вниз, на 26 секунд появлялась полная невесомость. Её нельзя сыграть, её надо почувствовать. если бы в зале был Станиславский, он сказал бы:"Верю!"


Фильм основан на реальных событиях, это не "Армагеддон". Люди действительно совершили подвиг. Фильм абсолютно лишен пафоса и надувания щёк, нет зашкалившего патриотизма, нет передергивания и карикатур на советское правительство. Да, в фильме есть моменты, которые приуменьшены или преувеличены. Так это и не документальное кино!

Космонавты Владимир Фёдоров и Виктор Алёхин не знают, с какими трудностями им придется столкнуться на орбитальной станции. Страсти кипят в ЦУПе. Удастся ли вернуть космонавтов на Землю, живых? История любви и подвига, история великих людей, настоящих героев. Всё вы узнаете, если придёте на сеанс этого замечательного, сильного, достойного фильма, предназначенного для всей семьи. Это будет интересно как людям старшего поколения, так и совсем юным зрителям.


Еще с большим уважением я стал относиться к нашему земляку Виктору Петровичу Савиных. Еще больше чувство гордости за свою страну. Рекомендую фильм к просмотру, знаю, что многие с удовольствием посмотрят новый российский блокбастер.


Я не знаю, были ли американские астронавты на Луне. Говорят, что они потеряли все свои чертежи, документы и разработки и теперь не могут снова построить Аполлон. Они вообще склонны много говорить, особенно то, что нельзя проверить...

А вот то, что сегодня я был на "Салюте-7" и получил массу удовольствия, испытал непередаваемые ощущения - это чистая правда!

Накануне дня космонавтики в прокат вышел российский космический блокбастер "Время первых". Рассказывая о реальном подвиге советских космонавтов, авторы фильма намекают на конфликт человека с государственной машиной, но так и не могут занять в нем ничью сторону


"Время первых" — фильм о подготовке и запуске пилотируемого советского космического корабля "Восход-2", на котором полетел человек, впервые вышедший в открытый космос. Человека звали Алексей Леонов, а его роль во "Времени первых" исполнил Евгений Миронов, который стал одним из сопродюсеров картины. Сам космонавт Леонов в титрах обозначен как консультант, его напарника, командира корабля Павла Беляева, умершего в 1970 году от перитонита, играет Константин Хабенский.

Реальная история запуска "Восхода-2" больше похожа на фантастику. Корабль стартовал 18 марта 1965 года — на два года раньше срока из-за космической гонки, в которой соревновались две сверхдержавы — СССР и США. Во многом потому, что запуск готовился в авральном режиме, во время полета произошло семь аварий, три из которых, по словам космонавта Леонова, могли стать смертельными. Сначала космонавт едва смог вернуться на корабль из открытого космоса из-за давления в скафандре, затем после отстрела шлюзовой камеры началась разгерметизация и автоматическая система увеличила подачу кислорода, и, наконец, не сработала система автоматической посадки, и космонавтам пришлось сажать корабль в ручном режиме. В общем, это тот случай, когда история сама написала сценарий, по силе драматургии во много раз превосходящий "Гравитацию" Альфонсо Куарона (на волне успеха которой и было запущено в производство "Время первых").

Третьим героем "Времени первых" стал конструктор Сергей Павлович Королев в исполнении Владимира Ильина. Королев отобрал для полета Беляева и Леонова, как в свое время — Гагарина, он же руководил полетом с земли. Для того чтобы развести настоящий подвиг космонавтов и гениального конструктора с работой пропагандистской машины, которая не жалеет средств для достижения цели, в фильме рядом с Королевым все время находится генерал Николай Каманин. Ему доверено право говорить от лица "темной стороны". При возникновении каждой внештатной ситуации он уговаривает Королева тут же объявить космонавтов погибшими, а когда корабль приземляется в нерасчетной точке и его долго не могут найти (в последний четверти фильм из "Гравитации" внезапно превращается в "Выжившего"), настаивает на прекращении поисковой операции.

Королеву, который отстаивает интересы не государственной машины, а отдельных людей, зритель сопереживает едва ли не больше, чем космонавтам. Поэтому-то именно ему авторы фильма доверяют следующий текст: "Мы народ, который все время в кандалах. Представляешь, что было бы, если бы их не было? Потеряли б равновесие и разбились бы к чертовой матери". Когда государственное насилие оправдывает не мрачный генерал, про которого как бы все ясно, а гениальный конструктор (да еще и прошедший сталинские лагеря и шарашку), это звучит намного убедительней. Но, кого бы ни играл Владимир Ильин, он всегда играет человека с прошлым. И это, пожалуй, главная удача фильма, потому что сам образ артиста Ильина противоречит людоедской идеологии, которая, запуская человека в космос, делает мечту оружием пропаганды.

"Время первых" посвящено одному из самых драматических и захватывающих эпизодов космической гонки, который стал и последним эпизодом безоговорочного первенства Советского Союза. В следующем сезоне — "лунной гонке" — СССР, как известно, проиграл. Одна из особенностей космической гонки, которая была частью холодной войны, состояла в том, что две сверхдержавы сражались не за территории, а за присутствие в медиапространстве. Фильм Дмитрия Киселева ("Черная молния", "Елки", "Елки-2", "Елки-3") запущен в космос универсальных экранных образов спустя четыре года после "Гравитации" Альфонсо Куарона и спустя два после "Марсианина" Ридли Скотта. И если в настоящем космосе первыми были мы, то кинематографический космос открыт и освоен не нами. Повторять чужие подвиги здесь никто не запрещает, да и зрителю от этого, в общем, хуже не станет. Но выдать их за свои все равно не получится.

Главная проблема этого крепкого фильма с хорошими актерскими работами и достойными спецэффектами не в том, что нам снова предлагают гордиться подвигами прошлого без какой бы то ни было рефлексии об этом прошлом. И даже не в том, что нам в рассказе о подвиге советских космонавтов вкрадчиво напоминают о необходимости носить кандалы. В конце концов, идеологическое содержание можно найти и в любом американском блокбастере, а сама попытка авторов "Времени первых" посмотреть на официальную историю и увидеть за имперским фасадом человеческое содержание дорогого стоит: и Ильин, и Миронов, и Хабенский играют в первую очередь советских интеллигентов, а потом уже покорителей космоса. Проблема "Времени первых" в том, что зрителям снова предлагают развернуться на 180 градусов, отводя взгляд от проблем в настоящем, словно бы пытаясь заговорить имперскую травму. И это несколько обесценивает, бесспорно, важную попытку увидеть в советской истории покорения космоса отдельных людей. Кажется, авторы фильма в какой-то момент всерьез забывают, что повторяют подвиг советских космонавтов не в реальности, а на экране, где до них успели побывать многие космические блокбастеры.

12 февраля 1985 года Центр управления полетами потерял связь с орбитальной станцией «Салют-7». На тот момент станция совершала полет в автоматическом режиме.

Что именно произошло на борту, с Земли установить не представлялось возможным. Исключили только возможность полного разрушения станции: с помощью оптических средств системы противоракетной обороны «Салют-7» воспринимался как цельный объект.

Выведенная на орбиту в апреле 1982 года станция «Салют-7» была последним словом конструкторской мысли своего времени. Она представляла собой второе поколение проекта «Долговременная орбитальная станция» (ДОС). Эксплуатационный ресурс «Салюта-7» был рассчитан на 5 лет: ни один орбитальный комплекс до этого не разрабатывался для использования в течение столь длительного срока.

В начале восьмидесятых Советский Союз за счет орбитальных станций стремительно отыгрывался за отставание в космической программе, возникшее после проигранной «лунной гонки». Американцы плотно застряли в программе «Спейс Шаттл», которая не обеспечивала нахождение на орбите в течение продолжительного времени. В октябре 1984 года экипаж третьей основной экспедиции «Салюта-7» в составе Леонида Кизима, Владимира Соловьева и Олега Атькова довел рекорд продолжительности одного космического полета до фантастических по тем временам 237 суток.

И вот теперь, за два года до истечения планового ресурса, станция превратилась в груду мертвого металла, несущегося по орбите. Вся пилотируемая программа СССР оказалась под угрозой срыва.

Макет станции «Салют-7» с пристыкованными кораблями «Союз» и «Прогресс» в павильоне ВДНХ. Фото 1985 года. Фото: Commons.wikimedia.org

Экспедиция на мертвую станцию

Среди специалистов было немало тех, кто считал ситуацию неразрешимой и предлагал смириться со случившимся. Но большинство поддержало другой вариант: отправить на «Салют-7» спасательную экспедицию.

Ничего подобного история космонавтики не знала. Экипажу предстояло отправиться к мертвой станции, не подающей сигналов, которая к тому же хаотично вращается в пространстве. Нужно было состыковаться с ней и установить, возможно ли восстановление работоспособности.

Риск был колоссальным: космонавты могли столкнуться с неуправляемой станцией, могли, состыковавшись, застрять на ней навсегда, могли отравиться продуктами горения, если на «Салюте-7» был пожар.

Для подобной миссии нужна была специальная подготовка, но время для нее было крайне ограниченным. Баллистики предполагали, что «Салют-7» будет медленно снижаться и примерно через полгода сойдет с орбиты. Тогда к потере станции добавится ее неконтролируемое падение: возможно, на один из крупных городов или даже на АЭС.

Лучшие из лучших

Бортинженера для экспедиции выбрали сразу. Виктор Савиных имел за плечами 20 лет работы в ЦКБ экспериментального машиностроения, бывшем ОКБ-1 Сергея Королева. Непосредственным руководителем Савиных был один из основоположников отечественной космонавтики Борис Раушенбах. Отдел Виктора Савиных занимался разработкой систем управления космических кораблей, оптических приборов для кораблей «Союз» и станции «Салют». В отряде космонавтов не было человека, который знал «Салют-7» лучше.

Виктор Савиных. Фото: РИА Новости / Александр Моклецов

С командиром экипажа было сложнее. Ему предстояло в ручном режиме состыковаться, как говорили впоследствии эксперты, с булыжником.

Бортинженер проводил тренировки с несколькими потенциальными кандидатами, хотя имя главного претендента было известно. Дважды Герой Советского Союза, полковник Владимир Джанибеков имел за плечами четыре космических полета и репутацию человека, который способен в экстремальных ситуациях принимать единственно верное решение.

Но Джанибеков вернулся с орбиты только в июле 1984 года и должен был пройти медицинскую комиссию на предмет возможного участия в новом полете. Когда медики дали Джанибекову добро на экспедицию продолжительностью не более 100 суток, стало ясно, что экипаж сформирован.

Владимир Джанибеков. Фото: РИА Новости / Александр Моклецов

Как указ по борьбе с алкоголизмом помешал проводам космонавтов

Суеверным людям в космосе делать нечего, но и те, кто отвергает мистику, наверняка поежились бы, узнав, что в самую сложную в истории космонавтики экспедицию придется лететь на корабле под номером «13».

«Союз Т-13» прошел специальное переоборудование. Были демонтированы кресло третьего космонавта и система автоматического сближения, бесполезная в данном случае. На боковой иллюминатор был установлен лазерный дальномер, предназначенный для ручной стыковки. За счёт освободившегося места были взяты дополнительные запасы топлива и воды, установлены дополнительные регенераторы очистки воздуха, позволявшие увеличить длительность автономного полета.

Запуск «Союза Т-13» назначили на 6 июня 1985 года. Перед отлетом на космодром Байконур должны были состояться традиционные проводы, и здесь произошла анекдотичная ситуация, вовсе не соответствующая серьезности предстоящей миссии.

Виктор Савиных в своей книге «Записки с мертвой станции» описал случившееся так: «В то утро оба экипажа (основной и дублирующий — прим. Ред.) пришли с семьями в столовую, на столе стоят бутылки с шампанским, а провожающих нет. Мы не понимали, что происходит. Потом вспомнили, что с 1 июня вышел указ о борьбе с алкоголизмом. Было 25 мая. Военные выполнили этот указ досрочно. Мы сели завтракать, никто не заходит... затем пришел А. Леонов , который сообщил, что все начальство ждет на выходе из профилактория и мы опаздываем на аэродром».

Экипаж космического корабля «Союз Т-13»: Владимир Джанибеков (слева) и Виктор Савиных (справа) перед стартом. Фото: РИА Новости / Александр Моклецов

Стыковка при помощи ПРО

6 июня 1985 года в 10:39 по московскому времени «Союз Т-13» стартовал с Байконура. О запуске в советской прессе сообщали, однако о том, что речь идет об уникальной миссии, не было ни слова. Лишь спустя несколько недель журналисты начнут понемногу рассказывать советскому народу о том, что этот полет, мягко говоря, необычный.

8 июня была запланирована стыковка с «Салютом-7». Впервые в истории наведение космического корабля на объект обеспечивалось средствами советской противоракетной обороны (ПРО). Понятно, что в середине восьмидесятых и этот факт для прессы не предназначался.

Джанибеков и Савиных успешно состыковали «Союз Т-13» со станцией. «Мы могли посмотреть друг на друга. Не радовались, потому что этому чувству в наших душах уже не было места. Напряжение, усталость, боязнь сделать что-то не так, когда уже ничего нельзя исправить, — все смешалось. Мы молча сидели в своих креслах, а соленый пот стекал по разгоряченным лицам», — вспоминал бортинженер первые минуты после стыковки.

«Опыт ручного управления у меня имелся. Не получилась бы стыковка — все грустно покачали бы головой и разошлись. По расчетной траектории через два-три дня „Салют“ упал бы в Индийский или Тихий океан. А мы бы с Виктором спустились на Землю», — спокойно рассказывал о происшедшем невозмутимый Владимир Джанибеков.

«Колотун, братцы!»

Но это было только начало. Когда «Союз Т-13» приблизился к станции, космонавты обратили внимание на то, что не работала система ориентации солнечных батарей, а это влекло за собой отключение системы энергопитания «Салюта-7».

«Медленно, ощупывая пустую холодную темноту, в космическую станцию вплыли двое в противогазах... Так, наверное, мог бы начинаться какой-нибудь фантастический триллер. Этот эпизод, несомненно, очень эффектно выглядел бы на кинопленке. На самом же деле увидеть нас было невозможно: вокруг жуткая тишина, непроницаемая темень и космический холод. Такой обнаружили мы станцию „Салют-7“, которая к тому же теряла высоту, не отвечала на позывные с Земли. Двое землян в мертвой станции, где-то посреди бесконечного космоса...» — так писал Виктор Савиных в предисловии к книге «Записки с мертвой станции».

В день, когда Джанибеков и Савиных зашли в «Салют-7», командир бросил реплику, которую оперативно убрали из всех отчетов: «Колотун, братцы!»

Станция не была разгерметизирована, и атмосфера ее не была отравлена угарным газом, чего опасались в ЦУПе. Но «Салют-7» полностью замерз. Температура внутри станции была не выше 4 градусов тепла.

Экипаж космического корабля «Союз Т-13». Владимир Джанибеков (справа) и Виктор Савиных. Фото: РИА Новости / Александр Моклецов

Шапки в космосе, или Откуда появился Лев Андропов

Первую ночь «Памиры» — такой позывной был у экипажа «Союза Т-13» — провели не на станции, а в своем корабле. А в ЦУПе инженеры ломали головы над тем, какие меры по реанимации «Салюта-7» можно предпринять немедленно. Было очевидно, что долго в таких условиях экипаж работать не сможет.

И снова рядом с драмой соседствует анекдот. Жена Виктора Савиных перед полетом связала мужу и его товарищу по экипажу пуховые шапки, не догадываясь, насколько они придутся кстати. Фото космонавтов в этих шапках облетят весь мир и войдут в историю. А много лет спустя создатели американского блокбастера «Армагеддон», вдохновившись этими фотографиями, придумают образ разваливающейся российской станции и вечно пьяного русского космонавта Льва Андропова в шапке-ушанке.

В июне 1985 года было не до анекдотов. В комбинезонах, шапках и варежках космонавты по очереди работали на борту «Салюта-7», страхуя друг друга и пытаясь запустить «умершие» системы. Когда становилось особенно холодно, грелись при помощи самогреющихся банок с консервированными продуктами.

Плевок замерзал за три секунды

Записи переговоров с Землей зафиксировали и такой факт: в первые дни работы на «Салюте-7» Джанибекова попросили... плюнуть, чтобы проверить, замерзнет ли слюна. Командир экипажа плюнул и доложил: слюна замерзла в течение трех секунд.

На четвертый день полета при помощи двигателей «Союза» удалось развернуть солнечные батареи к Солнцу. Долго и кропотливо разбирались с химическими батареями, без которых нельзя было начать зарядку солнечных. 11 июня удалось зарядить пять блоков батарей и подключить часть систем станции. Это был ключевой момент: если бы батареи не ожили, «Салют-7» пришлось бы покинуть.

12 июня Джанибеков и Савиных провели первый телерепортаж с борта «Салюта-7». Поскольку для советской общественности полет оставался «плановым», а не аварийно-спасательным, космонавтов попросили на время эфира снять шапки. После окончания сеанса связи экипаж снова утеплился.

Между нами тает лед...

По узлу, по агрегату, космонавты возвращали станцию к жизни. И в благодарность за это «Салют-7» едва их не убил.

По признанию Виктора Савиных, самый страшный момент случился тогда, когда начал таять лед на борту. В условиях невесомости вся станция покрылась тонкой пленкой воды. В любой момент могло произойти короткое замыкание, а вслед за этим пожар.

О такой проблеме на Земле не подумали, и средствами для уборки воды (то есть банальными тряпками) экипаж не обеспечили. Пришлось пустить в дело все, что хорошо впитывало влагу, разорвать на лоскуты даже комбинезоны.

«Объем работы был большой, конечно. Электронных блоков около тысячи и кабелей три с половиной тонны. Из-за того, что долго не работали вентиляторы, скопился углекислый газ. Приходилось часто прерываться и размахивать чем-нибудь, чтобы разогнать воздух. Но справлялись. А когда тяжело становилось, то шутили и дружно матерились», — признавался Джанибеков.

«Салют» реанимирован

23 июня 1985 года, благодаря проведенным работам, к «Салюту-7» смог пристыковаться грузовой корабль «Прогресс-24». Грузовик доставил дополнительные запасы воды и топлива, оборудование для замены вышедшего из строя и для предстоящего выхода в космос.

Экипаж не только продолжал ремонтные работы, но и начал проводить научные эксперименты. 2 августа Джанибеков и Савиных осуществили выход в открытый космос продолжительностью 5 часов, во время которого были установлены дополнительные солнечные батареи и оборудование для проведения экспериментов.

После этого стало окончательно ясно, что «Салют-7» спасен. 18 сентября 1985 года к «Салюту-7» пристыковался корабль «Союз Т-14» с экипажем в составе Владимира Васютина, Георгия Гречко и Александра Волкова. Предполагалось, что Джанибеков, отработавший на орбите разрешенные врачами 100 дней, вместе с Гречко вернется на Землю, а Савиных продолжит длительную экспедицию вместе с Васютиным и Волковым.

Члены основного экипажа космического корабля «Союз Т-14» (слева направо): бортинженер Георгий Гречко, космонавт-исследователь Александр Волков, командир корабля Владимир Васютин. Фото: РИА Новости / Александр Моклецов

Трижды Герой — космонавт? Не положено

Джанибеков и Гречко действительно вернулись на Землю 26 сентября. А вот экспедиция Савиных, Васютина и Волкова закончилась гораздо раньше запланированного. Почему — это отдельная история, к спасению «Салюта-7» прямого отношения не имеющая. Желающие легко могут узнать, почему усилия Джанибекова и Савиных во многом пошли насмарку, а Советский Союз так и не запустил в космос первый полностью женский экипаж.

За уникальную операцию по спасению космической станции Виктор Савиных получил вторую звезду Героя Советского Союза. А вот Владимир Джанибеков трижды Героем не стал: по сложившейся традиции космонавтам больше двух звезд Героя не давали, и даже с учетом уникальности полета исключения не сделали. Командира экспедиции удостоили ордена Ленина и присвоили ему звание генерал-майора.

Космическая кувалда, или Чего не было на самом деле

Что касается истории о планировавшемся американцами захвате «Салюта-7» при помощи космического корабля «Челленджер», то Джанибеков и Савиных относятся к ней скептически. Да, есть данные, что такая идея действительно была в НАСА, но решить эту задачу было чрезвычайно сложно. «Поймать» двадцатитонный «Салют», демонтировать с него солнечные батареи и приборы, закрепить и спустить на Землю — такая миссия выглядит нереально даже в глазах тех, кто совершил невозможное, спасая мертвую станцию.

И последнее: об отношении реальных героев к тем, которых зрители видят в картине, посвященной этой истории. Люди, хотя бы на любительском уровне интересовавшиеся космонавтикой, сразу поймут, что некоторые вещи придуманы исключительно ради потехи несведущей аудитории.

«Категорически был против эпизода, где космонавт кувалдой чинит солнечный датчик. Высказал свое мнение, но эпизод в фильме все-таки остался. Не хочу никого и ничего критиковать. Скажу только: на съемки меня не пригласили», — рассказал в интервью «Российской газете» Виктор Савиных.

Ну что ж, россиянам не привыкать к вольной трактовке реальных подвигов от отечественных кинотворцов. Но не стоит и забывать о том, как было на самом деле.

26 ноября 1937 года родился летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза Борис Егоров.

Число «13» во многих странах считается несчастливым. Доходит до того, что в гостиницах порой нет 13-х номеров, а в некоторых театрах - 13-х рядов.

В космонавтике тоже существуют приметы и суеверия, и число «13» там также не жалуют. Тем не менее, кому-то все равно предстояло стать 13-м космонавтом планеты Земля. Выбор судьбы пал на третьего члена экипажа советского космического корабля «Восход-1» Бориса Егорова.

Первый врач на орбите, красавец, любимец женщин - Егорову завидовали, считали баловнем судьбы, шептались за спиной, что успехи приходят не благодаря таланту, а по блату.

Он ушел из жизни сравнительно молодым человеком, в период, когда слава героев космоса померкла, и о них редко вспоминали. Откровенных интервью один из первых советских покорителей космоса не давал, то ли потому, что не считал нужным с кем-то этим делиться, то ли считая, что наука важнее бытовых переживаний.

Отец и сын

Он родился 26 ноября 1937 года в Москве, в семье нейрохирурга Бориса Григорьевича Егорова . Отец будущего космонавта был настоящим светило медицины, академиком, директором института нейрохирургии имени Бурденко.

Высокое положение отца и стало главной причиной, почему Егорова-младшего за спиной называли «блатным». Вот только на самом деле отношения двух Борисов теплыми не были. Мать Бориса Борисовича, тоже врач, умерла, когда ему было 14. Отец привел в дом новую женщину, и этот поступок сын счел предательством. Став студентом, Егоров-младший практически перестал общаться с отцом.

Как и родители, он выбрал медицину, но еще в институте увлекся самым новым на тот момент направлением - изучением влияния на человека условий космоса.

Космическая медицина делала самые первые шаги, и среди первопроходцев оказался и Борис Егоров. Окончив лечебный факультет 1-го Московского Ордена Ленина медицинского института им. И. М. Сеченова, он с головой ушел в работу.

Борис Егоров, 1964 г. Фото: РИА Новости

Упрямый кандидат

В Институте авиационной и космической медицины сотрудникам приходилось проходить спецподготовку. Помощь космонавту может потребоваться в самых недоступных районах, а значит, врач должен быть готов к десантированию с самолета. К моменту полета Гагарина Егоров состоял в группе врачей-парашютистов. 12 апреля 1961 года он дежурил в Сибири, на тот случай, если посадка произойдет в незапланированном районе. Но помощь его тогда не потребовалась.

Весной 1962 года был объявлен набор в первую группу врачей-космонавтов, и Егоров подал рапорт на зачисление. Но получил отказ - у него нашли близорукость. Упрямства Борису было не занимать - осенью он пишет новый рапорт на имя начальника лаборатории, и просит ходатайствовать перед вышестоящим руководством о включении него в группу «космических медиков».

Настойчивость помогла, Егорова действительно добавили к ранее отобранным кандидатам.

Полет на троих

В 1963 году было принято решение превратить одноместный «Восток» в многоместный «Восход». Ставилась задача отправить в космос экипаж сразу из трех человек. Ресурсов для решения такой задачи не хватало, разместить троих там, где было тесно одному, не получалось, поэтому пришлось избавляться от части аппаратуры. Отказались и от скафандров, поскольку инженеры убеждали, что корабль безопасен и в них нет необходимости.

Экипаж «Восхода-1» планировалось составить по схеме «летчик, ученый, врач». С первыми трудностей не было, поскольку в набранный в 1960 году отряд космонавтов входили 20 человек. Отбор ученых и врачей был куда более проблематичным, поскольку они таким идеальным здоровьем, как летчики, не отличались.

В мае 1964 года Мандатная комиссия допустила к подготовке четырех врачей и одного ученого. В этот небольшой список попал и Егоров. Затем группу расширили до девяти человек.

Перед другими кандидатами в группе врачей у Бориса Егорова было преимущество - будучи моложе остальных, он имел на своем счету уже 10 научных работ по космической медицине и почти готовую кандидатскую диссертацию.

Борис Егоров и Юрий Гагарин. Фото: РИА Новости

24 часа 17 минут в космосе

В июле 1964 года сформировали два экипажа. В основной вошли Борис Волынов, Георгий Катыс и Борис Егоров, а в дублирующий - Владимир Комаров, Константин Феоктистов, Алексей Сорокин и Василий Лазарев. Позицию врача решили подстраховать дополнительным кандидатом.

В процессе подготовки комиссия пришла к выводу, что дублеры готовы лучше, и экипажи поменяли местами. Но Егоров остался в основном составе - его уровень готовности сочли высоким.

12 октября 1964 года «Восход-1» стартовал с экипажем в составе Владимира Комарова, Константина Феоктистова и Бориса Егорова. Полет длился 1 сутки 00 часов 17 минут 03 секунды. Это было первое космическое путешествие, где проводились полноценные медицинские эксперименты.

Впрочем, на Земле космонавты обнаружили, что главный «эксперимент» поставили не они. «Восход-1» стартовал при Никите Хрущеве , и, по сложившейся традиции, докладывать об успешном выполнении задания должны были ему. Однако как раз в эти дни Хрущева сместили, и доклад принимал уже новый глава страны Леонид Брежнев.

Торжественная встреча в Москве экипажа космического корабля «Восход-I»: Константина Феоктистова, Владимира Комарова и Бориса Егорова (слева направо). Фото: РИА Новости

Все члены экипажа «Восхода-1» стали Героями Советского Союза.

Мечта слабого пола

Как уже говорилось, на всю планету Земля покорителей космоса тогда было всего 13, а в СССР - только девять, из них одна женщина.

Слабый пол при виде восьми мужчин, побывавших на орбите, млел, не обращая внимания на то, женаты они или нет. А уж Егоров, которого природа наделила внешностью кинозвезды, сражал дам наповал.

Первая жена Бориса Егорова Элеонора и сын Борис. Фото: РИА Новости/ Александр Моклецов

Еще в институте Егоров женился на сокурснице Элеоноре Мордвинкиной. У пары родился ребенок, но пылкая юношеская влюбленность быстро угасала. А когда к Борису пришла слава и известность, и он оказался в окружении поклонниц, выяснилось, что мужской темперамент у него ничуть не слабее, чем у отца, которого Егоров в юности не сумел понять.

Второй женой космонавта стала звезда советского кино Наталья Фатеева. В нынешние времена такая яркая пара неизбежно была бы в центре внимания светской хроники. Впрочем, и тогда советские граждане с упоением передавали из уст в уста подробности жизни космонавта и актрисы, которые доходили до них в искаженном виде.

20 лет счастья

По какой причине дал трещину этот брак, есть немало версий. Точно известно, что новой любовью Бориса Егорова стала другая актриса, партнерша Фатеевой по комедии «Три плюс два» Наталья Кустинская.

Кустинская была замужем, но Егоров не сдавался - он ездил за предметом обожания по всей стране, мог проводить целые дни на ее лестничной клетке. И, в конце концов, женщина сдалась.

Они провели вместе два десятка лет, что, с учетом любвеобильности и темперамента обоих, невероятно долго. У них не было общих детей, но Борис дал свою фамилию сыну Натальи от предыдущего брака, Дмитрию.

Брак распался в 1991 году - как говорила Наталья Кустинская, она не смогла простить мужу измену. В том же году Егоров женился вновь, на враче-стоматологе Татьяне Вураки.

Эксперименты и мотогонки

Женщины не отвлекали его от любимой работы. К новым полетам он больше не готовился, но напряженно трудился в Институте медико-биологических проблем. С 1984 по 1992 годы Егоров возглавлял новый Научно-исследовательский институт биомедицинской технологии, одним из создателей которого он и являлся.

Космонавт Борис Егоров. 1988 год. Фото: РИА Новости/ Виталий Савельев

Помимо слабого пола и науки, Борис Егоров обожал скорость. Он был одним из первых, у кого в СССР появилась личная иномарка - Buick Electra. Друзья вспоминают, что водителем он был классным, ездил быстро, но в аварии не попадал. А в 40 лет удивил окружающих тем, что увлекся мотокроссом, и стал лично собирать мотоциклы для гонок.

Бизнес оказался тяжелее полета в космос

Распад Союза ударил и по Егорову - денег на науку стало выделяться ничтожно мало, и специалист по биотехнологиям и космической медицине решил податься в бизнес.

Новоявленные предприниматели охотно шли с ним на сотрудничество, рассчитывая, что известный человек со связями поможет «разруливать» проблемы. Егоров и «разруливал», хотя друзья отмечали, что дается это ему очень тяжело. В бизнесе он чувствовал себя не в своей тарелке, и постоянное напряжение сказывалось на здоровье. Его все чаще беспокоило сердце, и врачи советовали как можно скорее взяться за лечение. Егоров обещал, что возьмется, как только уладит самые неотложные дела. Но 12 сентября 1994 года сердце космонавта остановилось.

Бориса Егорова похоронили на Новодевичьем кладбище, рядом с отцом.