Какие слои населения поддержали умеренных и таборитов. Гуситские войны: причины, ход, результаты и последствия. Гуситы, табориты и чешские братья

Признаки расцвета:

1) по добыче серебра Чехия вышла на одно из первых мест в Европе;

2) в городах было развито более 200 ремёсел, включая производство сукна и стеклянной посуды;

3) в Праге проживало около 40 тысяч человек;

4) в Праге были такие знамениты постройки, как собор Св. Вита и Карлов мост.

Вопрос 2. Какие трудности испытывало население Чехии?

Трудности:

1) население страдало от высоких налогов и поборов в пользу государства и церкви;

2) власть в городских магистратах, особенно в магистрате Праге принадлежала немцам;

3) во многих ремесленных профессиях, в университете и других местах господствовали немцы, а не чехи;

4) крестьяне страдали от феодального гнёта.

Вопрос 3. Перечислите, за что Ян Гус критиковал католическую церковь и что он предлагал в ней изменить. Ответ запишите в тетрадь.

Критиковал:

1) богатство церкви, её поборы с верующих;

2) греховность священников и епископов.

Утверждал что:

1) нельзя взимать плату за таинства и продавать церковные должности;

2) собственность должна принадлежать справедливым, несправедливый богач есть вор;

3) церковь должна быть лишена своих богатств;

4) священники, которые виновны в серьёзных грехах, должны быть лишены сана;

5) каждый христианин должен искать правду, даже рискуя благополучием, спокойствием и жизнью;

6) нельзя слепо подчиняться церкви, но нужно думать самим, применяя слова из священного писания;

7) власть, нарушающая заповеди Бога, не может быть Им признана.

Вопрос 4. Какие слои населения поддержали умеренных, а какие таборитов?

Чашниками (умеренными) были большинство дворян и зажиточные бюргеры. В табориты уходили крестьяне, городские бедняки, беднейшие рыцари.

Вопрос 5. Каковы причины побед гуситов над армиями крестоносцев?
  • 1) гуситами руководил талантливый полководец Ян Жижка, который разработал их эффективную тактику;
  • 2) табориты применяли до того невиданную тактику: окружали свой лагерь возами, которые связывали цепями – разбить эти стены врагам не удавалось;
  • 3) гуситы широко применяли огнестрельное оружие, включая лёгкие пушки;
  • 4) в гуситском войске царила строгая дисциплина, их идея была молодой, потому мощной;
  • 5) после смерти Жижки новые командиры гуситов, такие как Прокоп Голый (Великий) и Прокоп Малый, оказались также талантливыми полководцами.
Вопрос 6. Почему умеренные одержали верх над таборитами?

Чашники отлично знали тактику таборитов, потому им удалось то, что не удавалось крестоносцам – прорваться через стену из возов. Табориты обычно раздвигали возы сами и выпускали кавалерию, преследовать бегущих. В битве при Липанах они сделали то же самое, но чашники не бежали, отступили ложно.

Как только возы раздвинули, чашники снова атаковали, зацепили возы своими цепями с крючьями и окончательно из растащили. Когда табориты лишились защиты из возов, они оказались беззащитны перед конницей.

Вопрос 7. Придумайте пять Вопросов к тексту параграфа так, чтобы они начинались со слов «что», «когда», «где», «почему», «как».

1) Что больше всего критиковал Ян Гус?

2) Когда начались Гуситские войны?

3) Почему крестоносцам не удалось победить гуситов?

4) Как римскому папе удалось склонить чашников к соглашению?

5) Где произошла битва между чашниками и таборитами?

Если религиозные убеждения таборитов и не были лишь формой, в которую вылились политические и социальные элементы, то во всяком случае социальное и национальное чувство играло у них весьма важную роль.

Чехи страдали от иноземного порабощения; многие из вожаков гуситов считали себя прямо мстителями «за оскорбление языка чешского и славянского». В политическом отношении табориты особенно стремились к уничтожению королевской власти и все свои нападки направили на короля Сигизмунда, которого еще на сейме в Чеславе называли гонителем священных прав народа, врагом чешского языка и веры. «Да ведает каждый немец, чех и латинянин, говорил Сигизмунд,- что я с нетерпением жду того времени, когда смогу утопить всех виклефистов и гуситов».

Идеалом таборитов была демократическая республика. Они отрицали всякую иерархию, как духовную, так и светскую. Основой их общественной организации была община, причем у них строго различались общины военные и семейные; обязанностью первых было исключительное занятие военным делом, вторых - ремесла, сельское хозяйство и доставление всего необходимого для войны.

Табориты стремились к уничтожению господства немцев и к установлению полной самостоятельности и независимости чешского элемента. Низший класс чешского народа крестьяне, мелкие мещане, составившие главный контингент таборитов,- были пропитаны ненавистью к католическому духовенству, которое, проповедуя милосердие и любовь к ближнему, эксплуатировало этого «ближнего» немилосердно.

Духовенство жило в роскоши и богатстве, а народ был обложен большими податями и налогами. Пражскому архиепископству, например, принадлежало до 900 сел и много городов, из которых иные равнялись по величине и благосостоянию городам королевским. Привилегии духовенства достигли таких размеров, что даже короли подумывали об их ограничении.

Неудивительно, что при первом призыве со стороны вожаков радикальных таборитов массы народа двинулись на гору Табор - главный оплот таборитов.

Никакие угрозы со стороны властей и господ не могли удержать этого движения. Многие бросали свое имущество или продавали его за бесценок, сжигали свои дома, расторгали общественные и семейные связи.

Угнетенный народ находил утешение в новом учении, основанном исключительно на Священном Писании. Ему говорили на родном языке об евангельской простоте и любви, о равенстве, о братстве. Религия в этой форме переставала быть для народа непонятным абстрактным учением, а делалась реальным воплощением божественной любви и милосердия.

«Чаша», около которой главным образом вращалась религиозная борьба католицизма и гуситов, являлась для угнетенных низших классов чешского народа символом братского единения и равенства в будущем.

Вандализм, с которым табориты разрушали храмы и их украшения, уничтожали картины и т.п., объясняется тем, что им ненавистны были покровители искусства духовенство, бароны, богатые горожане,- да и самое искусство казалось им грехом и развратом. С той же точки зрения они осуждали светскую науку, латынь, пышность при богослужении.

Новые идеалы свои во время своих собраний на горе Табор они воплощали, по словам источников, следующим образом. Приходящие со знаменами толпы на Табор встречались с воодушевлением. Всякий приходящий, безразлично, к какому бы классу он ни принадлежал, считался братом или сестрой. До обеда священники поочередно исполняли разные обязанности - проповедовали, исповедовали, причащали под обоими видами. В полдень все сообща совершали братскую трапезу; съестные припасы, приносимые гостями, делились поровну между всеми. Различия между моим и твоим не существовало. Всякие увеселения были изгнаны; соблюдалась полная нравственная чистота. Остаток дня проходил в беседах о лучшей жизни.

Некоторые авторы склонны приписывать таборитам определенные коммунистические воззрения; но от братской любви и взаимопомощи до коммунизма как организации еще очень далеко. Контраст между жизнью на Таборе и тяжкой домашней обстановкой создавал мечты, к реализации которых табориты в действительности не стремились.

Мечты таборитов, не находя подходящей почвы, скоро потерпели крушение. В король Йиржи Подебрад совершенно уничтожил их самостоятельное существование как партии религиозной и политической. Их учение пустило, однако, глубокие корни в чешском народе. До известной степени прямыми продолжателями его явились «чешские братья », деятельность которых, в противоположность таборитов, отличалась полным спокойствием и миролюбием.

Источники:

П. Васильев, Причины и характер чешского религиозного движения, ЖМНП, 1876, ч. 186, стр. 90-125, 234-280; Иван Пальмов, Вопрос о чаше, СПб., 1881; статья С.А. Венгерова в «Вестнике Европы» за 1882.

, Ян Гвезда из Вицемилице , Богуслав из Швамберка , Ян Рогач из Дубы , Прокоп Голый и др.

Идейная основа

Движение было насквозь пропитано политическими и социальными элементами. Если религиозные убеждения таборитов и не были лишь формой, в которую вылились эти элементы, то во всяком случае социальное и национальное чувство играло у них весьма важную роль. Чехи страдали от немецкой экспансии, связанной с влиянием католической церкви . В политическом отношении табориты стремились к уничтожению королевской власти и все свои нападки направили на короля Сигизмунда , которого ещё на сейме в Чаславе называли гонителем священных прав народа, врагом чешского языка и веры . «Да ведает каждый немец, чех и латинянин , - говорил Сигизмунд, - что я с нетерпением жду того времени, когда смогу утопить всех виклифистов и гуситов ». Идеалом таборитов была демократическая республика . Они отрицали всякую иерархию , как духовную, так и светскую. Основой их общественной организации была община, причём у них строго различались общины военные и семейные. Обязанностью первых было исключительное занятие военным делом, вторых - ремесла, сельское хозяйство и доставление всего необходимого для войны. Табориты стремились к уничтожению господства немцев и к установлению полной самостоятельности и независимости чешского элемента.

Социальная основа

Низший класс чешского народа - крестьяне , мелкие мещане , составившие главный контингент таборитизма, - были пропитаны ненавистью к католическому духовенству , которое, проповедуя милосердие и любовь к ближнему, эксплуатировало этого «ближнего» немилосердно. Духовенство жило в роскоши и богатстве , а народ был обложен большими податями и налогами . Пражскому архиепископству , например, принадлежало до 900 сел и много городов, из которых иные равнялись по величине и благосостоянию городам королевским. Привилегии духовенства достигли таких размеров, что даже короли подумывали об их ограничении. Неудивительно, что в 1419 году , при первом призыве со стороны вожаков радикального таборитизма массы народа двинулись на гору Табор - главный оплот таборитизма. Никакие угрозы со стороны властей и господ не могли удержать этого движения. Многие бросали своё имущество или продавали его за бесценок, сжигали свои дома, расторгали общественные и семейные связи. Угнетённый народ находил утешение в новом учении, основанном на Священном Писании . Ему говорили на родном языке, среди идиллической обстановки, о евангельской простоте и любви, о равенстве, о братстве. Религия в этой форме переставала быть для народа непонятным абстрактным учением, а делалась реальным воплощением божественной любви и милосердия. «Чаша», около которой главным образом вращалась религиозная борьба католицизма и гуситизма, являлась для угнетенных низших классов чешского народа символом братского единения и равенства в будущем. Вандализм , с которым табориты разрушали храмы и их украшения, уничтожали картины и т. п., объясняется тем, что им ненавистны были покровители искусства - духовенство, бароны , богатые горожане - да и само искусство казалось им грехом и развратом . С той же точки зрения они осуждали светскую науку [ ] , латынь , пышность при богослужении.

Практика

Свои идеалы во время собраний на горе Таборе они воплощали следующим образом: приходящие со знамёнами толпы на Табор встречались с одушевлением. Всякий приходящий, безразлично, к какому бы классу он ни принадлежал, считался братом или сестрой. До обеда священники поочерёдно исполняли разные обязанности - проповедовали, исповедовали, причащали под обоими видами. В полдень все сообща совершали братскую трапезу. Съестные припасы, приносимые гостями, делились поровну между всеми. Различия между моим и твоим не существовало. Всякие увеселения были изгнаны; соблюдалась полная нравственная чистота. Остаток дня проходил в беседах о лучшей жизни. Некоторые авторы склонны приписывать таборитам определённые коммунистические воззрения. Но от братской любви и взаимопомощи до коммунизма как организации ещё очень далеко. Контраст между жизнью на Таборе и тяжкой домашней обстановкой создавал мечты, к реализации которых табориты в действительности не стремились. Если к указанным чертам таборитского движения прибавить ещё целую массу гуманных требований, которые они поставили на своём знамени, как, например, веротерпимость , уничтожение смертной казни и т. п., придётся удивиться этому необыкновенному явлению среди почти общего мрака невежества , царившего тогда в Европе . Мечты таборитов, не находя подходящей почвы, скоро потерпели крушение.

Хронология

В ходе развертывания вооруженной борьбы радикальные гуситы не имели преимущества в Праге и нуждались в собственной укрепленной базе. В начале гуситский гетман Петр Громада нашел подходящее место - гору Табор в южной Богемии , и сообщил об этом лидеру радикалов Яну Жижке. Вскоре в лагере собралось множество людей, часть из которых пришла с семьями. Так был основан город Табор .

В течение 1420 года табориты действуя самостоятельно и совместно с умеренными добились военной победы над католическими силами, организовавшими первый крестовый поход против гуситов. Это оформило таборитов как основу военной силы Чехии .

К 1421 году Жижка становится признанным лидером таборитов. В ходе внутренней борьбы было уничтожено крайне левое крыло - пикарты , вместе с их вождями (Мартин Гуска , Петр Каниш, Мартин Локвис и др.).

В -24 гг. Жижка разошелся с руководством умеренных таборитов и основал Новый Табор в Кралов Градец. После его смерти его войска стали носить прозвище «сиротки» и в случае военных акций действовали совместно с таборитами, забыв о идеологических разногласиях.

представители революц. антифеод, крыла Гуситского революционного движения. Хотя к "общине таборской" (как они себя называли, отсюда - Т.) принадлежали разнородные социальные элементы - широкие слои крестьянства, гор. беднота, низшее духовенство, часть мелкого дворянства, ремесленники, но определяющей в таборитстве (особенно в первый период движения) была революц. антифеод, крестьянско-плебейская идеология. В ее основе лежало хилиастич. учение о "царстве божьем на земле" - "царстве" всеобщего равенства и социальной справедливости. Т. проповедовали идею установления в ближайшее время такого обществ, строя, при к-ром не будет ни королей, ни панов, ни крепостных, требовали отмены всех повинностей и феод, платежей, ликвидации частной собственности (преим. крупной феодальной), обязательной для всех трудовой жизни. Т. предприняли попытку осуществить свои идеалы на практике: в Таборе, Писеке и др. городах Т. были выставлены кади, куда складывались общие деньги и драгоценности. Т. отрицали церковные таинства, пышный католический культ, а некоторые из них - все христианские святыни и обряды. Под покровом библейской терминологии учение Т. выражало чаяния феод.-зависимых крестьян и гор. плебса о создании общества без угнетения и насилия. Т. не представляли единого течения: самыми радикальными среди них были пикарты (см. Пикардство), наиболее последовательно отстаивавшие хилиастич. взгляды (один из гл. идеологов Мартин Гуска). Их выступления по мере развития гуситского движения все более встречали оппозицию умеренных Т., выражавших интересы гл. обр. зажиточного крестьянства и состоятельных горожан. В 1421 умеренные Т. расправились с вождями пикартов. Однако, несмотря на все разногласия, Т. оставались основной боевой силой восставшей Чехии. Т. создали полевое войско, к-рое руководствовалось боевым уставом Я. Жижки, разработали передовую для того времени воен. тактику, предусматривавшую маневренность, применение боевых возов и артиллерии. Таборитское войско, предводительствуемое воен. вождями Микулашем из Гуси (первый гетман Т. до кон. 1420), Я. Жижкой (до 1424), Прокопом Великим, разгромило пять крестовых походов организованных феод.-католич. реакцией и имп. Сигизмундом I против гуситов. Т. вместе с "сиротами" совершили серию блестящих походов за пределы Чехии. У Т. существовали острые противоречия с бюргерско-рыцарским лагерем - т. н. чашниками. Эти противоречия усилились после 1421 и привели к открытой войне между ними. Чашники были разбиты в ряде битв (у Горжице, 1423; Малешова, 1424). 30 мая 1434 войско Т. и "сирот" потерпело поражение от объединенных сил чашников и феод.-католич. лагеря при Липанах; отд. отряды Т. продолжали борьбу до 1437, когда пала их последняя крепость Сион.

  • - см. Гуситы...

    Средневековый мир в терминах, именах и названиях

  • - Христианская ересь позднего средневековья. Представляет из себя радикально-демократическое крыло гуситов...

    Религиозные термины

  • - в Чехии революционное крыло гуситов. Программа - Двенадцать пражских статей 1420. В 1421 умеренные табориты расправились с левыми - пикартами. Табориты создали боевое войско, разработали военную тактику...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Религиозное движение таборитов - этой демократической партии гуситов - было насквозь пропитано политическими и социальными элементами...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - представители революционного антифеодального крыла Гуситского революционного движения...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Строго верующие гусситы, в противоположность каликстинцам, политическая партия демократического характера...

    Словарь иностранных слов русского языка

  • - мн., Р. табори/тов...

    Орфографический словарь русского языка

  • - ТАБОРИ́ТЫ, таборитов, ед. таборит, таборита, муж. . Последователи левого, демократического крыла гуситского движения...

    Толковый словарь Ушакова

  • - табор"иты, -ов, ед. ч. -р"...

    Русский орфографический словарь

"ТАБОРИТЫ" в книгах

XI. ТАБОРИТЫ

Из книги Ян Жижка автора Ревзин Григорий Исаакович

XI. ТАБОРИТЫ «Если… классовая борьба носила тогда религиозный отпечаток, если интересы, потребности и требования отдельных классов скрывались под религиозной оболочкой, то это нисколько не меняет дела и легко объясняется условиями времени». К. Маркс и Ф. Энгельс,

Гуситы, табориты и чешские братья. XV век

Из книги Мистические ордена автора Андреев Александр Радьевич

Гуситы, табориты и чешские братья. XV век Духовная жизнь средневековой Европы в начале XV века перенесла потрясение, которое через сто лет вызвало реформацию всесильной тогда католической церкви, с трудом отстоявшей чуть ли не само свое право на существование. В начале XV

Глава IV Начало крестьянской войны в Чехии. Табориты и чашники (1419–1420 годы)

автора Рубцов Борис Тимофеевич

Глава IV Начало крестьянской войны в Чехии. Табориты и чашники (1419–1420 годы) Сожжение Яна Гуса и Иеронима Пражского вызвало в Чехии возмущение во всех слоях народа. По всей Чехии прокатилась волна народных выступлений против католического духовенства. Крестьяне в сёлах,

Глава VIII Табориты за пределами Чехии. Разгром пятого крестового похода. Прокоп Великий. Переход чашников в лагерь реакции (1427–1433 годы)

Из книги Гуситские войны (Великая крестьянская война XV века в Чехии) автора Рубцов Борис Тимофеевич

Глава VIII Табориты за пределами Чехии. Разгром пятого крестового похода. Прокоп Великий. Переход чашников в лагерь реакции (1427–1433 годы) Победы, одержанные народом в ходе Великой Крестьянской войны, были велики, но феодально-католическая реакция продолжала вынашивать

Гуситы, табориты и чешские братья

Из книги Террористы автора Андреев Александр Радьевич

Гуситы, табориты и чешские братья Человек не должен отягощать свою совесть ложью, не отрицать и не утверждать ничего вопреки правде. В начале XV века Ян Гус из Гусинца, Иероним Пражский, Станислав из Зноймо, Штепан из Палче, Ян из Есенице вызвали в Чехии народное потрясение,

Табориты

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТА) автора БСЭ

, Богуслав из Швамберка , Ян Рогач из Дубы , Прокоп Голый и др.

Идейная основа

Движение было насквозь пропитано политическими и социальными элементами. Если религиозные убеждения таборитов и не были лишь формой, в которую вылились эти элементы, то во всяком случае социальное и национальное чувство играло у них весьма важную роль. Чехи страдали от немецкой экспансии, связанной с влиянием католической церкви. Многие из вожаков гуситов считали себя мстителями «за оскорбление языка чешского и славянского». В политическом отношении табориты особенно стремились к уничтожению королевской власти и все свои нападки направили на короля Сигизмунда , которого ещё на сейме в Чаславе называли гонителем священных прав народа, врагом чешского языка и веры. «Да ведает каждый немец, чех и латинянин , - говорил Сигизмунд, - что я с нетерпением жду того времени, когда смогу утопить всех виклифистов и гуситов ». Идеалом таборитов была демократическая республика . Они отрицали всякую иерархию , как духовную, так и светскую. Основой их общественной организации была община, причём у них строго различались общины военные и семейные. Обязанностью первых было исключительное занятие военным делом, вторых - ремесла, сельское хозяйство и доставление всего необходимого для войны. Табориты стремились к уничтожению господства немцев и к установлению полной самостоятельности и независимости чешского элемента.

Социальная основа

Низший класс чешского народа - крестьяне , мелкие мещане , составившие главный контингент таборитизма, - были пропитаны ненавистью к католическому духовенству, которое, проповедуя милосердие и любовь к ближнему, эксплуатировало этого «ближнего» немилосердно. Духовенство жило в роскоши и богатстве, а народ был обложен большими податями и налогами. Пражскому архиепископству , например, принадлежало до 900 сел и много городов, из которых иные равнялись по величине и благосостоянию городам королевским. Привилегии духовенства достигли таких размеров, что даже короли подумывали об их ограничении. Неудивительно, что в 1419 году, при первом призыве со стороны вожаков радикального таборитизма массы народа двинулись на гору Табор - главный оплот таборитизма. Никакие угрозы со стороны властей и господ не могли удержать этого движения. Многие бросали своё имущество или продавали его за бесценок, сжигали свои дома, расторгали общественные и семейные связи. Угнетённый народ находил утешение в новом учении, основанном на Священном Писании . Ему говорили на родном языке, среди идиллической обстановки, о евангельской простоте и любви, о равенстве, о братстве. Религия в этой форме переставала быть для народа непонятным абстрактным учением, а делалась реальным воплощением божественной любви и милосердия. «Чаша», около которой главным образом вращалась религиозная борьба католицизма и гуситизма, являлась для угнетенных низших классов чешского народа символом братского единения и равенства в будущем. Вандализм , с которым табориты разрушали храмы и их украшения, уничтожали картины и т. п., объясняется тем, что им ненавистны были покровители искусства - духовенство, бароны , богатые горожане - да и само искусство казалось им грехом и развратом. С той же точки зрения они осуждали светскую науку, латынь , пышность при богослужении.

Практика

Свои идеалы во время собраний на горе Таборе они воплощали следующим образом: приходящие со знамёнами толпы на Табор встречались с одушевлением. Всякий приходящий, безразлично, к какому бы классу он ни принадлежал, считался братом или сестрой. До обеда священники поочерёдно исполняли разные обязанности - проповедовали, исповедовали, причащали под обоими видами. В полдень все сообща совершали братскую трапезу. Съестные припасы, приносимые гостями, делились поровну между всеми. Различия между моим и твоим не существовало. Всякие увеселения были изгнаны; соблюдалась полная нравственная чистота. Остаток дня проходил в беседах о лучшей жизни. Некоторые авторы склонны приписывать таборитам определённые коммунистические воззрения. Но от братской любви и взаимопомощи до коммунизма как организации ещё очень далеко. Контраст между жизнью на Таборе и тяжкой домашней обстановкой создавал мечты, к реализации которых табориты в действительности не стремились. Если к указанным чертам таборитского движения прибавить ещё целую массу гуманных требований, которые они поставили на своём знамени, как, например, веротерпимость, уничтожение смертной казни и т. п., придётся удивиться этому необыкновенному явлению среди почти общего мрака невежества, царившего тогда в Европе . Мечты таборитов, не находя подходящей почвы, скоро потерпели крушение.

Хронология

В ходе развертывания вооруженной борьбы радикальные гуситы не имели преимущества в Праге и нуждались в собственной укрепленной базе. В начале 1420 гуситский гетман Петр Громада нашел подходящее место - гору Табор в южной Богемии , и сообщил об этом лидеру радикалов Яну Жижке. Вскоре в лагере собралось множество людей, часть из которых пришла с семьями. Так был основан город Табор .

В течение 1420 года табориты действуя самостоятельно и совместно с умеренными добились военной победы над католическими силами, организовавшими первый крестовый поход против гуситов. Это оформило таборитов как основу военной силы Чехии.

К 1421 году Жижка становится признанным лидером таборитов. В ходе внутренней борьбы было уничтожено крайне левое крыло - пикарты , вместе с их вождями (Мартин Гуска ,Петр Каниш, Мартин Локвис и др.).

В 1423-24 гг. Жижка разошелся с руководством умеренных таборитов и основал Новый Табор в Кралов Градец. После его смерти его войска стали носить прозвище «сиротки» и в случае военных акций действовали совместно с таборитами, забыв о идеологических разногласиях.

Противоречия таборитов с умеренными гуситами (утраквисты, чашники) привели к открытой войне между ними. В ряде битв (1423, 1424) чашники были разбиты.

В 1433 сложилась ситуация, когда непосредственная внешняя угроза была снята чередой побед гуситов, переговоры по достижению компромисса между таборитами и базельским собором провалились, население устало от войны и экономической блокады. В этой ситуации умеренное крыло гуситов, чашники, пошли на уступки (Пражские компактаты) и достигли соглашения с католической церковью. Это встретило сопротивление таборитов. Противостояние закончилось 30 мая 1434, когда табориты потерпели поражение от объединённых сил чашников и католиков в сражении при Липанах . Отдельные отряды таборитов действовали до 1437, когда пала их последняя крепость Сион.

Учение таборитов, однако, пустило глубокие корни в чешском народе. До известной степени прямыми продолжателями его явились «чешские братья» , деятельность которых в противоположность таборитам отличалась полным спокойствием и миролюбием.

Напишите отзыв о статье "Табориты"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Табориты

– Но особенно хорошо, – говорил один, рассказывая неудачу товарища дипломата, – особенно хорошо то, что канцлер прямо сказал ему, что назначение его в Лондон есть повышение, и чтоб он так и смотрел на это. Видите вы его фигуру при этом?…
– Но что всего хуже, господа, я вам выдаю Курагина: человек в несчастии, и этим то пользуется этот Дон Жуан, этот ужасный человек!
Князь Ипполит лежал в вольтеровском кресле, положив ноги через ручку. Он засмеялся.
– Parlez moi de ca, [Ну ка, ну ка,] – сказал он.
– О, Дон Жуан! О, змея! – послышались голоса.
– Вы не знаете, Болконский, – обратился Билибин к князю Андрею, – что все ужасы французской армии (я чуть было не сказал – русской армии) – ничто в сравнении с тем, что наделал между женщинами этот человек.
– La femme est la compagne de l"homme, [Женщина – подруга мужчины,] – произнес князь Ипполит и стал смотреть в лорнет на свои поднятые ноги.
Билибин и наши расхохотались, глядя в глаза Ипполиту. Князь Андрей видел, что этот Ипполит, которого он (должно было признаться) почти ревновал к своей жене, был шутом в этом обществе.
– Нет, я должен вас угостить Курагиным, – сказал Билибин тихо Болконскому. – Он прелестен, когда рассуждает о политике, надо видеть эту важность.
Он подсел к Ипполиту и, собрав на лбу свои складки, завел с ним разговор о политике. Князь Андрей и другие обступили обоих.
– Le cabinet de Berlin ne peut pas exprimer un sentiment d"alliance, – начал Ипполит, значительно оглядывая всех, – sans exprimer… comme dans sa derieniere note… vous comprenez… vous comprenez… et puis si sa Majeste l"Empereur ne deroge pas au principe de notre alliance… [Берлинский кабинет не может выразить свое мнение о союзе, не выражая… как в своей последней ноте… вы понимаете… вы понимаете… впрочем, если его величество император не изменит сущности нашего союза…]
– Attendez, je n"ai pas fini… – сказал он князю Андрею, хватая его за руку. – Je suppose que l"intervention sera plus forte que la non intervention. Et… – Он помолчал. – On ne pourra pas imputer a la fin de non recevoir notre depeche du 28 novembre. Voila comment tout cela finira. [Подождите, я не кончил. Я думаю, что вмешательство будет прочнее чем невмешательство И… Невозможно считать дело оконченным непринятием нашей депеши от 28 ноября. Чем то всё это кончится.]
И он отпустил руку Болконского, показывая тем, что теперь он совсем кончил.
– Demosthenes, je te reconnais au caillou que tu as cache dans ta bouche d"or! [Демосфен, я узнаю тебя по камешку, который ты скрываешь в своих золотых устах!] – сказал Билибин, y которого шапка волос подвинулась на голове от удовольствия.
Все засмеялись. Ипполит смеялся громче всех. Он, видимо, страдал, задыхался, но не мог удержаться от дикого смеха, растягивающего его всегда неподвижное лицо.
– Ну вот что, господа, – сказал Билибин, – Болконский мой гость в доме и здесь в Брюнне, и я хочу его угостить, сколько могу, всеми радостями здешней жизни. Ежели бы мы были в Брюнне, это было бы легко; но здесь, dans ce vilain trou morave [в этой скверной моравской дыре], это труднее, и я прошу у всех вас помощи. Il faut lui faire les honneurs de Brunn. [Надо ему показать Брюнн.] Вы возьмите на себя театр, я – общество, вы, Ипполит, разумеется, – женщин.
– Надо ему показать Амели, прелесть! – сказал один из наших, целуя кончики пальцев.
– Вообще этого кровожадного солдата, – сказал Билибин, – надо обратить к более человеколюбивым взглядам.
– Едва ли я воспользуюсь вашим гостеприимством, господа, и теперь мне пора ехать, – взглядывая на часы, сказал Болконский.
– Куда?
– К императору.
– О! о! о!
– Ну, до свидания, Болконский! До свидания, князь; приезжайте же обедать раньше, – пocлшaлиcь голоса. – Мы беремся за вас.
– Старайтесь как можно более расхваливать порядок в доставлении провианта и маршрутов, когда будете говорить с императором, – сказал Билибин, провожая до передней Болконского.
– И желал бы хвалить, но не могу, сколько знаю, – улыбаясь отвечал Болконский.
– Ну, вообще как можно больше говорите. Его страсть – аудиенции; а говорить сам он не любит и не умеет, как увидите.

На выходе император Франц только пристально вгляделся в лицо князя Андрея, стоявшего в назначенном месте между австрийскими офицерами, и кивнул ему своей длинной головой. Но после выхода вчерашний флигель адъютант с учтивостью передал Болконскому желание императора дать ему аудиенцию.
Император Франц принял его, стоя посредине комнаты. Перед тем как начинать разговор, князя Андрея поразило то, что император как будто смешался, не зная, что сказать, и покраснел.
– Скажите, когда началось сражение? – спросил он поспешно.
Князь Андрей отвечал. После этого вопроса следовали другие, столь же простые вопросы: «здоров ли Кутузов? как давно выехал он из Кремса?» и т. п. Император говорил с таким выражением, как будто вся цель его состояла только в том, чтобы сделать известное количество вопросов. Ответы же на эти вопросы, как было слишком очевидно, не могли интересовать его.
– В котором часу началось сражение? – спросил император.
– Не могу донести вашему величеству, в котором часу началось сражение с фронта, но в Дюренштейне, где я находился, войско начало атаку в 6 часу вечера, – сказал Болконский, оживляясь и при этом случае предполагая, что ему удастся представить уже готовое в его голове правдивое описание всего того, что он знал и видел.
Но император улыбнулся и перебил его:
– Сколько миль?
– Откуда и докуда, ваше величество?
– От Дюренштейна до Кремса?
– Три с половиною мили, ваше величество.
– Французы оставили левый берег?
– Как доносили лазутчики, в ночь на плотах переправились последние.
– Достаточно ли фуража в Кремсе?
– Фураж не был доставлен в том количестве…
Император перебил его.
– В котором часу убит генерал Шмит?…
– В семь часов, кажется.
– В 7 часов. Очень печально! Очень печально!
Император сказал, что он благодарит, и поклонился. Князь Андрей вышел и тотчас же со всех сторон был окружен придворными. Со всех сторон глядели на него ласковые глаза и слышались ласковые слова. Вчерашний флигель адъютант делал ему упреки, зачем он не остановился во дворце, и предлагал ему свой дом. Военный министр подошел, поздравляя его с орденом Марии Терезии З й степени, которым жаловал его император. Камергер императрицы приглашал его к ее величеству. Эрцгерцогиня тоже желала его видеть. Он не знал, кому отвечать, и несколько секунд собирался с мыслями. Русский посланник взял его за плечо, отвел к окну и стал говорить с ним.
Вопреки словам Билибина, известие, привезенное им, было принято радостно. Назначено было благодарственное молебствие. Кутузов был награжден Марией Терезией большого креста, и вся армия получила награды. Болконский получал приглашения со всех сторон и всё утро должен был делать визиты главным сановникам Австрии. Окончив свои визиты в пятом часу вечера, мысленно сочиняя письмо отцу о сражении и о своей поездке в Брюнн, князь Андрей возвращался домой к Билибину. У крыльца дома, занимаемого Билибиным, стояла до половины уложенная вещами бричка, и Франц, слуга Билибина, с трудом таща чемодан, вышел из двери.