Гуситы. Гуситское движение, основные направления, программы Гуситские войны программы чашников и таборитов

Чешское гуситское движение появилось в начале XV века. Его члены хотели реформировать христианскую церковь. Главным вдохновителем перемен стал чешский богослов Ян Гус, чья трагическая судьба привела к восстанию и войне длиною в два десятилетия.

Учение Яна Гуса

Ян Гус родился на юге Чехии в 1369 году. Он получил высшее образование и стал профессором Пражского университета. Также он принял священство и стал настоятелем Вифлеемской часовни в столице Чехии. Ян Гус очень быстро стал популярным проповедником среди своих сограждан. Это было связано с тем, что он общался с людьми на чешском языке, в то время как вся использовала латынь, которой не знали простые народные массы.

Гуситское движение сформировалось вокруг тех тезисов, которые выдвинул Ян Гус, споря с папским престолом о том, что подобает христианскому священнику. Чешский реформатор считал, что нельзя продавать за деньги должности и индульгенции. Другим спорным заявлением проповедника стала его идея о том, что Церковь не является непогрешимой и ее следует критиковать, в том случае если внутри нее скрываются пороки. По тем временам это были очень смелые слова, потому что ни один христианин не мог спорить с папой и священниками. Такие люди автоматически признавались еретиками.

Тем не менее Гус некоторое время счастливо избегал расправы благодаря своей популярности в народе. Церковный реформатор был еще и просветителем. Он предложил внести изменения в чешскую азбуку для того, чтобы облегчить процесс обучения людей грамоте.

Гибель Гуса

В 1414 году Ян Гус был вызван на Констанцский собор, который проходил в немецком городе на берегу Боденского озера. Формально целью этого собрания было обсуждение кризиса в католической Церкви, в которой произошел Великий западный раскол. Уже на протяжении почти сорока лет существовали сразу два папы. Один был в Риме, другой - во Франции. При этом половина католических стран поддержала одного, а другая половина - второго.

У Яна Гуса уже был конфликт с Церковью, его пытались изолировать от паствы, запрещали деятельность, но благодаря заступничеству чешских светских властей популярный священник продолжал свою проповедь. Отправляясь в Констанц, он потребовал гарантий, что его не тронут. Обещания были даны. Но когда Гус оказался на соборе, его арестовали.

Мотивировал это тем, что лично он никаких обещаний не давал (а давал их только император Сигизмунд). От Гуса потребовали, чтобы он отказался от своих взглядов. Тот отказался. Пока его держали под стражей, чешская знать отправляла в Германию депеши и требования отпустить своего национального героя. Эти увещевания не имели никакого эффекта. 6 июля 1415 года Ян Гус был сожжен как еретик. Это послужило основной причиной начала войны в Чехии.

Начало восстания в Чехии

Реформационное гуситское движение охватило всю страну. , жителям городов и рыцарям не нравилось насилие католической Церкви над их национальным самосознанием. Были расхождения и в приверженности некоторым христианским обрядам.

После казни Гуса цели гуситского движения сформировались окончательно: избавить Чехию от католиков и немцев. Некоторое время конфликт носил локальный характер. Однако Папа Римский, не желая уступать еретикам, объявил крестовый поход в Моравию. Такие военные кампании были нормой для того времени. Первые организовывались для того чтобы отвоевать у мусульман Палестину и защитить ее. Когда Ближний Восток был потерян для европейцев, взор церкви обернулся в сторону регионов, где были активны разные еретики или язычники. Самой успешной была кампания в Прибалтике, где были созданы два со своей территорией. Теперь настала очередь Чехии пережить нашествие рыцарей с крестом на знаменах.

Сигизмунд и Ян Жижка

На первом этапе войны главнокомандующим армией крестоносцев стал император Священной Римской империи Сигизмунд. Он уже скомпрометировал себя в глазах чехов тем, что не стал защищать Гуса, когда того судили на Констанцском соборе. Теперь император стал еще более ненавистен славянским жителям.

Гуситское движение также получило своего военного лидера. Им стал Ян Жижка. Это был чешский дворянин, которому уже было больше 60 лет. Несмотря на это, он был полон сил. Этот рыцарь был известен своей блестящей карьерой при дворах разных королей. В 1410 году он в качестве добровольца присоединился к польско-литовской армии, разбившей немецких крестоносцев Тевтонского ордена в Грюнвальдской битве. В сражении он потерял левый глаз.

Уже в Чехии, во время войны против Сигизмунда, Жижка ослеп окончательно, однако оставался лидером гуситов. Он вселял ужас во врагов своим видом и жестокостью. В 1420 году полководец вместе с 8-тысячным войском пришел на помощь жителям Праги, выгнав оттуда крестоносцев, среди которых произошел раскол. После этого события на некоторое время вся Чехия оказалась под властью гуситов.

Радикалы и умеренные

Однако скоро произошел другой раскол, который уже разделил гуситское движение. Причины движения заключались в неприятии католичества и немецкого владычества над Чехией. Скоро выделилось радикальное крыло, которое возглавил Жижка. Его сторонники грабили католические монастыри, расправлялись с неугодными священниками. Эти люди организовали собственный лагерь на горе Табор, из-за чего вскоре были названы таборитами.

В то же время среди гуситов существовало умеренное движение. Его члены готовы были пойти на компромисс с католической Церковью в обмен на некоторые уступки. Из-за несогласия между восставшими скоро единая власть в Чехии перестала существовать. Этим попытался воспользоваться император Сигизмунд, который начал организовывать второй Крестовый поход против еретиков.

Крестовый поход против гуситов

В 1421 году имперское войско, которое также включало в себя отряды венгерских и польских рыцарей, вернулось в Чехию. Целью Сигизмунда был город Жатец, который располагался недалеко от немецкой провинции Саксонии. На помощь осажденной крепости пришло войско таборитов, во главе которого стоял Ян Жижка. Город удалось отстоять и с того дня война шла с переменным успехом для обеих сторон.

Скоро участники гуситского движения получили поддержку от неожиданного союзника в лице православного войска, пришедшего из Великого Княжества Литовского. В этой стране шла интенсивная внутренняя борьба за сохранение прежней веры и отказа от католического влияния, которое шло из Польши. Несколько лет литовцы, а также их русские поданные помогали гуситам в их войне против императора.

В 1423 году кратковременный успех Жижки позволил ему вместе с армией полностью очистить свою страну и даже начать интервенцию в соседнюю Венгрию. Гуситы дошли до берегов Дуная, где их ждало местное королевское войско. Жижка не решился вступать в бой и повернул на родину.

Неудача в Венгрии привела к тому, что вновь обострились противоречия, которые раскалывали гуситское движение. Причины движения были позабыты, и табориты начали войну против умеренных (которых также называли чашниками или утраквистами). Радикалам удалось одержать важную победу в июне 1424 года, после чего единство ненадолго было восстановлено. Однако уже той же осенью Ян Жижка умер от чумы. Путешествие по памятным местам гуситского движения обязательно должно включать в себя город Пршибислав, где скончался знаменитый лидер гуситов. Сегодня Жижка является национальным героем чехов. Ему установлено большое число памятников.

Продолжение войны

Место Жижки в качестве лидера таборитов занял Прокоп Голый. Он был священником и происходил из влиятельного пражского рода. Сперва Прокоп был чашником, однако со временем сблизился с радикалами. Кроме того, он оказался хорошим полководцем.

В 1426 году Прокоп повел войско, состоявшее из таборитов и пражского ополчения, к стенам города Усти-над-Лабем, который был захвачен саксонскими интервентами. Гуситский вождь вел за собой 25 тысяч человек, что было крайне серьезной силой.

Стратегия и тактика восставших

В сражении под Усти-над-Лабем Прокоп с успехом использовал тактику, которая появилась еще во времена Яна Жижки. Начало гуситского движения отличалось тем, что новые боевые отряды из ополченцев были необученными и непригодными для боя с профессиональной армией императора. Со временем этот недостаток был исправлен благодаря притоку к протестующим чехам рыцарей.

Важным нововведением гуситов стал вагенбург. Так называлось укрепление, которое строилось из повозок для того, чтобы отстоять стратегически важное место на поле битвы. Именно в чешскую войну в Европе начали использовать огнестрельное оружие, однако оно еще было в довольно примитивном состоянии и не могло сильно повлиять на исход сражения. Ключевую роль играла кавалерия, для которой вагенбурги оказались тяжелым препятствием.

На такой воз устанавливались орудия, которые расстреливали противника и не давали ему прорваться через укрепления. Вагенбурги строились в прямоугольной форме. Нередки были случаи, когда вокруг повозок вырывали ров, который становился дополнительным преимуществом для гуситов. В одном вагенбурге могло уместиться до 20 человек, половину из которых составляли стрелки, поражавшие приближавшуюся кавалерию на расстоянии.

Благодаря тактическим ухищрениям, войско Прокопа Голого в очередной раз изгнало немцев. После битвы при Усти-над-Лабем чешские ополченцы на протяжении трех лет несколько раз вторгались в Австрию и Саксонию и даже осаждали Вену и Нюрнберг, правда, безуспешно.

Интересно, что в это время гуситов начали активно поддерживать представители польской знати, а также рыцари из этой страны, вопреки своим властям. Этим отношениям можно найти простое объяснение. Поляки, как и чехи, будучи славянами, боялись усиления немецкого влияния на своей земле. Поэтому гуситское движение, кратко говоря, было не только религиозным, но и получило национальную окраску.

Переговоры с католиками

В 1431 году папа римский Мартин V созвал Базельский собор (названный так по месту заседания), призванный разрешить конфликт с чехами с помощью дипломатии. Этим предложением воспользовались участники и руководители гуситского движения. Была создана делегация, которая отправилась в Базель. Ее возглавил Прокоп Голый. Переговоры, которые он провел с католиками, закончились неудачей. Стороны конфликта не смогли достичь компромисса. Посольство гуситов вернулось на родину.

Неудача делегации привела к очередному расколу среди восставших. Большая часть чешской знати решила вновь попытаться договориться с католиками, но уже не обращая внимания на интересы таборитов. Это был последний и судьбоносный разрыв, который уничтожил гуситское движение. Таблица показывает основные события, связанные с чешским восстанием, во главе которого встали чашники и табориты.

Окончательный раскол гуситов

Когда таборитам стало известно о том, что умеренные гуситы вновь пытаются найти компромисс с католиками, они отправились в Пльзень, где разгромили католический квартал. Этот эпизод стал последней каплей для большинства чешских панов, которые наконец пришли к соглашению с папой римским. Аристократы устали от войны, которая шла уже на протяжении пятнадцати лет. Чехия лежала в руинах, а ее хозяйство, от которого зависело благосостояние панов, нельзя было восстановить до тех пор, пока не настанет мир.

Как правило, у каждого феодала была своя небольшая армия, состоявшая из отряда рыцарей. Когда союз панов объединил свои силы, к которым также присоединились католики, а также ополчение Праги, в новом войске оказалось 13 тысяч хорошо вооруженных профессионалов. Во главе армии утраквистов встал феодал Дивиш Боржек. Также к войску примкнул будущий чешский король Йиржи из Подебрад.

Битва у Липан

Таборитов поддерживало 16 чешских городов, в том числе сам Табор, а также Жатец, Нимбурк и т. д. Армию радикалов по-прежнему возглавлял Прокоп Голый, правой рукой которого стал другой командир Прокоп Малый. Таборитам накануне сражения с противником удалось занять удобную позицию для обороны на горном склоне. Прокоп надеялся на успех своей классической тактики, которая включала в себя использование вагенбургов, а также изматывание врага и решающий контрудар.

30 мая 1434 года две вражеские армии столкнулись в последней битве у Липан. План Прокопа реализовывался успешно вплоть до эпизода с контратакой, когда табориты осознали, что утраквисты начали притворное отступление, чтобы вывести их с удобных позиций.

Паны еще накануне битвы оставили в тылу резервную тяжеловооруженную конницу. Эта кавалерия ждала сигнала о внезапной атаке до тех пор, пока табориты не оказались в беззащитном положении. Наконец свежие и полные сил рыцари ударили по противнику, и радикалы бросились обратно к своему первоначальному лагерю. Вскоре пали и вагенбурги. При обороне этих укреплений погибли лидеры таборитов - Прокоп Голый и Прокоп Малый. Утраквисты одержали решающую победу, которая положила конец гуситским войнам.

Значение гуситского учения

После поражения в битве у Липан радикальное крыло было окончательно разгромлено. Табориты еще оставались, но после 1434 года они ни разу не смогли организовать восстание, по масштабам схожее с прежней войной. В Чехии установилось компромиссное сосуществование католиков и чашников. Утраквисты отличались небольшими изменениями в обрядах при богослужении, а также уважительной памятью к Яну Гусу.

По большему счету, чешское общество вернулось к статусу, который имел место до восстания. Поэтому не привели к каким-то радикальным переменам в жизни страны. В то же время Крестовые походы против еретиков нанесли огромный ущерб Центральная Европа еще несколько десятков лет залечивала раны, нанесенные войной.

Дальнейшие итоги гуситского движения стали ясны гораздо позднее, когда уже в XVI веке по всей Европе начался процесс Реформации. Появилось лютеранство и кальвинизм. После Тридцатилетней войны в 1618-1648 гг. большая часть Европы пришла к свободе вероисповедания. В достижении этого успеха заключалось и значение гуситского движения, которое стало прелюдией к Реформации.

В Чехии восстание считается одним из символов национальной гордости. По всей стране можно попасть на экскурсии, которые позволят туристам посетить памятные места гуситского движения. В Чехии бережно хранится память о нем и его героях.

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ИСТОРИИ СЛАВЯНСКИХ СТРАН В СРЕДНИЕ ВЕКА И НОВОЕ ВРЕМЯ

ТЕМА 1. ЧЕШСКАЯ РЕФОРМАЦИЯ

ПЛАН

1. Социально-экономическое и политическое развитие Чехии во второй половине ХIV в.

2. Предпосылки и начало реформационного движения.

3 Деятельность Яна Гуса и Иеронима Пражского.

4. Социальный состав гуситов. Чашники и табориты: программные требования и тактика.

5. Восстание 1419 г.

6. Начало крестовых походов против Чехии. Гуситские войны:

а) военное искусство таборитов. Ян Жижка;

б) ход, этапы и значение гуситских войн.

7. Пражские компактаты. Битва у Липан и конец таборитского движения.

8. Итоги и значение гуситского движения в чешской и европейской истории.

Темы рефератов (докладов): 1. Ян Гус – идеолог чешской реформации. 2. Радикальное течение в лагере таборитов.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Лаптева Л. П . Гуситское движение в освещении современников. Источники и материалы для практических занятий. М., 1992.

Козьма Пражский . Чешская хроника. М., 1962.

Лаврентий из Бржезовой . Гуситская хроника. М., 1962.

Хрестоматия по истории южных и западных славян. Т. I. Минск, 1987. С. 183–193.

Хрестоматия по истории средних веков: В 3 т. М., 1963. Т.2. С. 602–605.

Ванечек В . История государства и права Чехословакии. М., 1981. С. 146–167.

Гусакова Н. А . Из истории борьбы плебейской оппозиции против феодально-католической реакции в начале гуситского движения (1419–1422). Минск, 1963.

Дворник Ф

История Чехословакии в 3 т. М., 1956. Т. I, гл. IV. С. 134–189.

Краткая история Чехословакии. М., 1988. С. 66–96.

Лившиц Г. М . Реформационное движение в Чехии и Германии. Минск, 1978.

Липатникова Г. И . Ян Гус //Вопросы истории славян. Воронеж, 1966.

Мацек И. Табор в гуситском революционном движении. М., 1956.

Озолин А. И . Бюргерская оппозиция в гуситском движении. Саратов, 1973.

Руколь Б. М . Гуситское движение. М., 1964.

Руколь Б. М . Источники об Иерониме Пражском. //Славяне в эпоху феодализма. М., 1978.

Флоря Б. Н . Отношения государства и церкви у восточных и западных славян. Эпоха средневековья. М., 1992.

Методические рекомендации . При подготовке данной темы начать следует с периодизации чешкой реформации. Большая группа исследователей выделяет в гуситском движении два основных периода: а) начальный (1415–1419); б) гуситские войны, разгром таборитов (1419–1436/1437). Существует и более сложная периодизация. Попробуйте сформулировать свою периодизацию движения и обоснуйте ее соответствующей аргументацией.

Историки характеризует гуситское движение как сложное, многоплановое, комплексное явление. Гуситское движение было одновременно движением реформационным, национально-освободительным и социально-политическим. В то же время, соотношение указанных компонентов трактуется неоднозначно: в прошлом, безусловно, доминировал упор на классовую борьбу и антифеодальную направленность гуситского движения. В последние годы авторы подчеркивают взаимосвязь всех аспектов движения. Каково ваше собственное понимание характера гуситского движения?

Многоплановость гуситского движения предполагала обязательное накопление, целого комплекса разнообразных предпосылок, обусловивших его формирование и развитие. Анализируя ситуацию в Чехии на рубеже XIV–XV в. сгруппируйте условия и причины появления реформационного движения по их характеру и содержанию (религиозные, социальные, экономические, политические, национально-освободительные, идеологические). Обратите внимание на социально-экономическую и политическую дифференциацию внутри каждого класса (феодалов, духовенства, крестьянства, городского сословия), а также на статус католической церкви. Постарайтесь выделить в каждой группе противоречий их национальный компонент, взаимосвязь с последствиями немецкой колонизации Чехии. Изучая деятельность Яна Гуса найдите материалы, которые раскрывают сущность его учения о демократизации церкви. Почему Я. Гуса некоторое время поддерживал сам король Вацлав IV? Какова была реакция различных социальных групп чешского общества на казнь Я. Гуса?

Вероятно, логичным будет вывод о том, что в 1415 г. начинается широкое национальное реформационное движение. Рассмотрите характерные для начального этапа формы борьбы и протеста различных социальных групп. Определите, какие требования (реформационные, социальные или национально-освободительные) преобладали в это время.

В 1419 г. завершается первый период движения, которое переходит в состояние «гуситской революции». Во-первых, организационно и идейно оформились два основных лагеря гуситского движения (чашники и табориты). Во-вторых, сформировался реальный центр движения (Табор). В-третьих, произошло объединение сельского и городского потоков движения (восстание в Праге и др.). В-четвертых, чешские паны-католики, немецкий патрициат, римская церковь и германский император объединяются для борьбы с гуситами, начинаются гуситские войны и т.д. Подтвердите переломный характер 1419 г. для гуситского движения.

Гуситы делились на два основных лагеря. Умеренное течение, объединившее феодалов, бюргерство и другие зажиточные слои населения, провозгласило своей главной задачей добиться причащения из чаши и для простых мирян – разумеется, со всеми экономическими и социально-политическими последствиями этой меры. Этот лагерь стал называться партией чашников. Радикальное крыло гуситов (крестьянство, городские низы, мелкая шляхта) получило название таборитов. Программа чашников была сформулирована в документе, известном как «Четыре пражские статьи». Изучите этот документ в хрестоматии.

Табориты в своих требованиях шли дальше чашников (утраквистов), рассматривая «Четыре пражские статьи» лишь как программу-минимум. По 1421 г. включительно в среде таборитов доминировало левое, иногда близкое к атеизму течение. Его сторонники выступали за ликвидацию сословий и равноправие всех людей, уничтожение феодального государства, отказ от многих элементов учения и обрядности католической церкви и др. Обратите внимание на то, что на рубеже 1421–1422 гг. радикализм в лагере таборитов был разгромлен его более умеренными силами. Постарайтесь ответить на вопросы о том, почему Ян Жижка физически истребил сторонников таборской коммуны. Изучая тактику чашников и таборитов, обратите внимание на различия в их отношении к вооруженной борьбе и компромиссам.

С 1419 г. в Чехии проходили гуситские войны. С одной стороны, это была вооруженная борьба между чешскими гуситами и чешскими феодалами-католиками, а с другой – борьба чехов-гуситов против иностранной интервенции. Сколько было крестовых походов против гуситов, каков был состав их участников, какие цели они преследовали? Что обеспечивало победы гуситского войска? Что меняется в отношениях армии и народа и в общественном мнении на рубеже 20-30-х годов XV в.?

Внимательно изучите материалы Базельского конгресса, Пражского соглашения руководства римско-католической церкви и чашников (1433), разгрома таборитов в битве у Липан 30 мая 1434 г. Анализируя причины поражения радикального лагеря, не ограничивайтесь противоречиями внутри гуситского движения. Обратите внимание на то, что т.н. «Базельские компактаты» 1436 г. означали фактическую победу чешской реформации в ее умеренной форме.

Охарактеризуйте результаты гуситского движения в соответствии со следующей схемой:

изменение экономического, политического и конфессионального статуса католической церкви в Чехии;

усиление социальной роли шляхты и городов;

решение ряда вопросов национального освобождения, подъем национальной культуры;

фактическое отсутствие социальных завоеваний у крестьянства и городских низов.

Охарактеризуйте основные элементы и формы политической борьбы в Чехии в 1437–1471 г. между утраквистами и ортодоксальными католиками, значение деятельности Иржи из Подебрад для сохранения завоеваний гуситского движения. Анализ исторического значения гуситского движения можно базировать на тезисе о том, что Чехия явилась первой страной победившей реформации и оказала значительное влияние на феодальную Европу.

ТЕМА 2. ФОРМИРОВАНИЕ СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ МОНАРХИИ В ПОЛЬШЕ (конец XIV – XVI вв.)

ПЛАН

1. Социально-политическое развитие Польши в конце XIV – начале XVI в.

2. Социальная структура польского общества. Сословные привилегии шляхты.

3. Оформление сословно-представительной монархии в Польше в XVI в. «Шляхетская демократия»:

а) Кошицкий привилей;

б) Нешавские статуты;

в) Радомская конституция;

г) «Генриховы артикулы».

4. Органы государственного управления:

а) королевская власть;

б) органы центрального управления. Сейм;

в) местное управление.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Хрестоматия по истории южных и западных славян. В 3 т. Т. I. Минск, 1987. С. 219–246.

Хрестоматия по истории средних веков: В 2 т. М., 1963. Т. 2. С. 595–599.

Бардах Б., Леснодорский Б., Пиетрчак М . История государства и права Польши. М., 1980.

Дворник Ф . Славяне в европейской истории и цивилизации. М., 2001.

Дыбковская А., Жарын М., Жарын Я. История Польши с древнейших времен до наших дней. Варшава, 1995.

История Польши. В 3 т. Т. I. М.,1955.

Краткая история Польши. М., 1993. С. 28–35, 44–60.

Ливанцев К.Е . Сословно-представительная монархия в Польше. Л.,1968.

Лилейко Ежи . Варшавский замок. Варшава, 1980.

Польский сейм. Варшава, 1959.

Разумовская Л. В . Очерки по истории польских крестьян в ХV–ХVI вв. М.,1988.

Рутковский Я . Экономическая история Польши. М.,1953.

Тазбир Я. Привилегированное сословие феодальной Польши. // Вопросы истории. 12. 1977.

Чаплиньский В . Органы государственной власти в Польше ХVI–VШ вв. // Вопросы истории. 12. 1977.

Темы рефератов (докладов): 1. Нешавские статуты 1454 г., их место и значение в истории государственного развития Польши. 2. Церемониал заседаний сейма в Варшавском замке.

Методические рекомендации. В XIII–XV в. в Польше складывается сословная структура общества, типичная для средневекового европейского государства. Основой для формирования сословных структур и отношений было наделение всех основных социальных групп определенным правовым статусом, передаваемым по наследству и закрепленным законодательно. До конца XV в. социальные структуры находились в движении, границы между сословиями оставались проницаемыми, что было порождено экономическим ростом и бурными политическими переменами.

Шляхта как сословие сформировалась в XIV в., но основной круг ее сословных привилегий – «рыцарское право» стал определяться уже в XIII в. В конце XIV – XV в. в результате принятия ряда общесословных привилеев оформился корпус шляхетских сословных привилегий. Опираясь на текст Кошицкого привилея (1374), Червинского (1422), Едлинского (1430), Нешавских статутов (1454), Петрковского статута (1496), проследите, как формировалась система шляхетских сословных привилегий.

Итогом этих законодательных актов явилось предоставление рыцарству ряда политических, юридических, финансово-экономических преимуществ, в результате чего ущемлялись в правах другие сословия и происходил процесс сужения прерогатив королевской власти за счет расширения прав и привилегий шляхты. В XIV–XV вв. в Польше существовали предпосылки для создания сильного централизованного государственного аппарата. Покажите место и роль органов центрального управления (король, королевский совет, королевская канцелярия, казначейство), определите полномочия королевских наместников в провинциях. Объясните, почему земские должности, не имея реального административного веса, были привлекательны и важны для шляхты. Что составляло основу военной организации польского государства со времен Казимира Великого?

С конца XIV в. (рубежным является Кошицкий привилей 1374 г.) происходит трансформация органов государства, прежде всего это выразилось в ограничении власти короля. В то время как в других европейских странах складывались абсолютистские монархии, в Польше возникло государство республиканского типа, с выборным королем и парламентом, наделенным прерогативой установления закона.

В XV в. складывается система польского сословного представительства – общепольского (вального) сейма, провинциальных и земских сеймиков. Именно на этом фундаменте в конце XV – XVI в. создаются базовые институты польской «шляхетской демократии». Проследите генезис польского сейма, подчеркнув особую роль в оформлении сейма как главного законодательного органа Нешавских статутов 1454 г. и конституции «Nihil novi» 1505 г. Определите причины, вызвавшие к жизни эту специфическую модификацию сословно-представительной монархии. Было ли ее появление с неизбежностью детерминировано какими-либо предшествующими процессами в польском обществе и государстве или это альтернатива исторического развития?

Важнейшая особенность сеймов и сеймиков – их односословность. Доминирование шляхты было неоспоримым. В XV–XVIII в. городские делегации нескольких крупнейших городов имели право лишь совещательного голоса в решении тех или иных вопросов. Если в странах Западной Европы горожане играли важную роль в политической расстановке сил, то в Польше были далеки от внутренней сплоченности и фактически отлучены от политической роли. Структура городского населения Польши была очень сложной и противоречивой. Это облегчило шляхте отстранение горожан от влияния их на деятельность наиболее важных органов власти. Объясните, почему в Польше не сложился союз королевской власти и городов.

В такой ситуации монархам не оставалась ничего иного, как использовать антагонизм внутри шляхты, главным образом между средней шляхтой и магнатами. В первой половине XVI в. сейм стал ареной политической борьбы между шляхтой и магнатами. Почему шляхте не удалось добиться реального ограничения политической роли магнатов, предотвратить династические кризисы, создать дееспособную постоянную армию? Почему шляхта, поддерживая короля, не могла стать его надежным союзником?

Мощные экономические позиции средней шляхты в XVI в. привели к тому; что это облегчило складывание шляхетской Речи Посполитой. Права и вольности шляхты были закреплены в «Генриховых артикулах» 1573 г., ставших синонимом «золотых шляхетских вольностей». Генриховы артикулы составили рубеж в политической истории Польши. Они закрепили те начала политического устройства страны, которые просуществовали до Конституции 3 мая 1791 г.

Государственный строй польско-литовской Речи Посполитой современники сравнивали с принципатом Августа, который правил вместе с сенатом как «primus inter pares». Совет в условиях Польши представляли сейм и сенат, а польского короля называли «первым в совете». Такое государственное устройство было в ту эпоху лишь в Венеции и Польше. И венецианский дож, и польский король выбирались свободными гражданами и осуществляли власть при помощи совета с соблюдением всех законов, составлявших фундамент обеих республик.

Созданная в XVI в. в Польше политическая модель государства – монархия и одновременно шляхетская республика – оказалась и достаточно устойчивой, дееспособной, и оригинальной. Раскрывая своеобразие государственного строя Речи Посполитой, М. К. Любавский отмечал, что «поляки создали такое оригинальное государство, подобного которому не было в истории». В чем же, на ваш взгляд, уникальность, оригинальность опыта шляхетской Речи Посполитой?

Шляхетская республика с успехом конкурировала с другими сословными монархиями, однако в абсолютистском окружении она подверглась деформации. При этом оказалось, что избыток свободы может быть столь же опасен для государства, как и избыток прав власти. Подтвердился ли этот вывод в истории Польши?

ТЕМА 3. СЛАВЯНСКИЕ НАРОДЫ БАЛКАНСКОГО ПОЛУОСТРОВА ПОД ВЛАСТЬЮ ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ

(XVI–XVIII в.)

ПЛАН

1. Османская экспансия на Балканах.

2. Политика турецкой колонизации полуострова.

3. Положение народов Юго-Восточной Европы под османской властью.

4. Национально-освободительная борьба южнославянских народов.

5. Австро-турецкие и русско-турецкие войны XVII–XVIII вв. и их роль в освобождении славянских народов.

Темы рефератов (докладов): 1. Войны государств Центральной Европы против Османской империи (XVI – начало XVIII в.). 2. Гайдуцкое движение.

Источники и литература:

Хрестоматия по истории южных и западных славян. В 3 т. Т. 1. Минск, 1987. С. 141–167.

Хрестоматия по новой и новейшей истории. В 3 т. Т. I. 1640–1815. М., 1963.

Бажова А. П . Россия и югославяне в конце XVIII–начале ХIХ в. М., 1996.

Балканы и Россия. Общественно-политические и культурные связи. М., 1995.

Достян И. С . Борьба сербского народа против турецкого ига, XV – начало XIX в. М., 1958.

Кинросс Л . Расцвет и упадок Османской империи. М., 1999.

Краткая история Болгарии. С древнейших времен до наших дней. М., 1987.

Лещиловская И. И . Петр I и Балканы // Вопросы истории. 2001,-№2. С. 46–57.

Лещиловская И. И . Балканская политика Екатерины II // Вопросы истории. 1999. №2. С. 29–41.

Османская империя и страны Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы в XV–XVI в. Главные тенденции политических взаимоотношений. М.,1984.

Петросян Ю. А . Османская империя – могущество и гибель. Исторический очерк. М., 1990.

Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху зрелого феодализма. М., 1988.

Россия и Балканы. Из истории общественно-политических и культурных связей. М., 1995.

Связи России с народами Балканского полуострова, первая половина XVII в. М., 1990.

Тодоров Н . Балканский город XV–XIX в. М., 1976.

Фрейденберг М. М . Дубровник и Османская империя. М., 1984.

Чуркина И. В . Национальная церковь и формирование южнославянских наций // Вопросы истории. 2001. №3. С. 39–58.

Методические рекомендации. Во второй половине XIV – XV в. 0сманская империя, осуществив основные завоевания, в основном территориально оформилась. В ее состав были насильственно включены Болгария, Сербия, Черногория, Босния и Герцеговина, часть Хорватии и др. Обратите внимание, что формально Османская держава стала империей в 1453 г. (падение Константинополя и гибель Византийской империи), когда основная часть Балкан уже была покорена турками.

Выделите основные этапы османской экспансии на полуострове и дайте им качественные характеристики. Попытайтесь выделить одну, две наиболее принципиальные причины покорения каждого славянского этноса. Детализируйте такие общие факторы, как феодальная раздробленность всех земель и государств, разобщенность южнославянских народов, отсутствие реальной помощи со стороны государств Западной и Центральной Европы, военное превосходство турок и др.

Какова была общая направленность османской агрессии в Европе и в чем историческая заслуга славян Балканского полуострова? Какую цену (социально-экономическую, политическую, культурную) им пришлось заплатить за многовековое насильственное пребывание в составе Османской империи? Какие территории Сербии не были покорены? Каков был реальный статус Черногории с конца XVTI в.?

Изучая положение южнославянских земель под властью Турции, следует выделить два взаимосвязанных направления политики Порты на Балканах: организация управления в славянском регионе империи и политика турецкой колонизации полуострова.

Разберитесь в основных элементах административного деления империи и османской системы управления, в соотношении административной, военной и судебной властей на местах. Охарактеризуйте статус Румелийского бейлербейства в Османской империи. Когда и при каких обстоятельствах получили статус отдельного бейлербейства Босния и Герцеговина?

Все завоеванные турками славянские земли приобретали статус государственных (мирийских). Они делились на три категории: султанские, спахийские и вакуфные. Выясните своеобразие категории «спахий» и «вакуф». Проанализируйте, почему именно турецкая военно-ленная (спахийская) система являлась юридической формой аграрно-правовых отношений и организации армии. Изучите динамику военно-ленной системы и основные причины ее кризиса с конца XVI в. Подберите материал о феодальных повинностях славянских крестьян, кризисных явлениях в развитии села в XVII–XVIII в., о так называемом «великом бегстве» крестьян.

В целом для упрочения владычества Порты на Балканах осуществлялся целый комплекс мер социально-экономического, конфессионального, этнокультурного, демографического характера, который назывался турецкой колонизацией. Помимо военно-ленной системы, среди ее элементов следует выделить насильственную исламизацию населения, массовое переселение турок на Балканы и депортацию славян, физическое уничтожение славянской знати, полное подчинение константинопольской патриархии, различные проявления национального гнета и ассимиляторской политики властей и др. Раскройте содержание понятий «джизье», «потурченцы», «янычары», «фанариоты». Обратите внимание на динамику количественных и качественных характеристик янычар, их политическую роль и социальные претензии в XVI–XVIII вв.

Национально-освободительная борьба южнославянских народов началась сразу же после их покорения. Именно сопротивление османскому владычеству составляло важнейшую тенденцию истории славянского региона империи в позднем средневековье. Изменялись его формы, социальное содержание и активность, но именно оно формировало многие важные черты складывавшихся болгарской и сербской наций, особенности черногорской народности и этносов Боснии и Герцеговины, а также их национального самосознания.

Можно выделить два основных направления национально-освободительного движения: вооруженная борьба и пассивное сопротивление. Определите содержание, масштабы и динамику развития гайдуцкого движения, его особенности на землях Болгарии и Сербии. Сгруппируйте материал о локальных восстаниях: Проанализируйте взаимосвязь с антитурецкими войнами европейских государств, обратите внимание на участие славян в армиях последних. Проанализируйте общий ход и значение военных действий Габсбургской империи, Речи Посполитой, России и др. с Османской империей для освободительной борьбы южных славян. Каковы были стратегические планы Австрии и папского престола в регионе? Почему с конца XVII в. славяне Османской империи все более связывают свое освобождение с Россией?

Учебно-методический комплекс

Гуситское движение объединило в себе крестьян, горожан и панов Чехии. Оно позволило дать отпор немецкому засилью и дало возможность долгое время развиваться независимо от других государств. Как оно началось? На каких условиях было закончено? Что от него получили помещики, а что крестьяне? Об этом можно узнать из статьи.

Обострение социальных противоречий

В середине пятнадцатого века в Чехии произошел политический подъем. Связан он был с экономическими успехами. Чехи славились своими серебряными рудниками, сукноделием, полотняной промышленностью, виноградарством, разведением льна, хмеля и прочих культур. Страна считалась одной из богатейших в Европе.

В пятнадцатом веке в Чехии развилась международная торговля. Товарно-денежное хозяйство захватило даже деревню. Все это привело к разложению устоявшихся феодальных форм хозяйства. В чешском обществе появились социальные противоречия.

Очень тяжелым становилось положение крестьян. Они страдали от крепостничества, ростовщичества, кабальной аренды, обезземеленья. Обострялись противоречия и в городах. Немцы захватили в свои руки ведущие отрасли промышленности, торговлю и самоуправление. Изменить ситуацию должно было гуситское движение.

Обострение в религиозной сфере

Католическая церковь также эксплуатировало и угнетало представителей народных масс. Во время Столетней войны папство увеличило поборы в Германии, Чехии, Венгрии, Польше.

Чешское государства должно было платить церкви всевозможные налоги. Страна наводнилась индульгенциями - документами, которые отпускали грехи своим покупателям.

Причины гуситского движения в Чехии связаны с экономическим, национальным и религиозным угнетением. Крестьяне, горожане, часть рыцарства направили свою злость на феодалов, немцев, католическую церковь.

Выступления Гуса

Национальные и религиозно-реформаторские настроения в чешском обществе выражал Ян Гус. Он был не только священником, но и профессором университета.

Известно, что он был родом из крестьянской семьи, появившись на свет в 1369 году в местечке Гусинец. Мыслитель был воспитанником Пражского университета, в котором позднее стал профессором и ректором.

История гуситского движения связана со взглядами Гуса, которые формировались под влиянием его современника - английского реформатора Викфела. Чешский священник выступал против существования индульгенций, растущей платы за проведение обрядов, наличия у церковников большого количества земель. Ему была чужда распущенность нравов среди представителей высшего католического духовенства.

Гус настаивал на том, чтобы богослужения проводились на чешском языке. По его мнению, церковные земли должны были перейти на государственные нужды. Духовенство не должно было становиться привилегированным сословием, поэтому реформатор выступал за то, чтобы все причащались хлебом и вином.

«Правда победит!»

Касались убеждения Гуса и социальной сферы. Он не призывал к уничтожению феодального уклада, но требовал от панов смягчения порядков. Например, он был против того, что землевладельцы забирают имущество умершего крестьянина.

Проповеди священника были понятны всем простым людям не только потому, что велись на чешском языке. Они состояли из множества примеров из обычной жизни населения. Любимыми словами реформатора были: «Правда победит!».

Сожжение Гуса

Деятельность священника не могла пройти мимо других церковников. Сначала против Гуса стал пражский архиепископ, а следом и папство. Гусу запретили проводить богослужения. Также его лишили возможности преподавать в университете, а в 1412 году ему пришлось покинуть Прагу. Опальный священник отстранился от общественной жизни, поселившись в деревне.

В 1414 году Гус был вызван на Констанцкий собор. Суд обвинял его в ереси. Правитель Сигизмунд наделил реформатора специальной грамотой, которая должна была обеспечить его владельцу неприкосновенность. Гус планировал отстоять перед собором правоту собственного учения.

Когда священник появился в Констанце, его арестовали. Он не смог выступить перед собором. Епископы сразу же приговорили его к сожжению как еретика. Сигизмунд же отказался от предоставления обещанной защиты.

В 1415 году приговор был исполнен. 6 июля на площади Констанца Гуса сожгли на костре. С этого началось массовое гуситское движение в Чехии. Горожане и крестьяне считали сожженного страдальцем и мучеником. Даже моравские паны составили письменный протест из-за казни священника.

Гуситское движение в Праге

По всей Чехии начался массовый отход от католицизма. Создавались так называемые «еретические общины», которые призывали к реализации идей Гуса. Они настаивали на реформировании церкви и общества.

Против гуситского движения в Чехии начались правительственные репрессии. Они привели к восстанию в Праге 1419 года.

Возглавил городские массы священник Ян Желивский. В результате восстания свою власть потерял король Вацлав. Правитель бежал из столицы и через несколько месяцев умер. На престол должен был взойти император Сигизмунд, но все помнили его недостойное поведение в деле с Гусом. Против него выступили все слои населения.

В деревне же начались массовые выступления против церковных и немецких землевладельцев. В истории их называют гуситскими войнами. Они были разнообразными по своим требованиям. Выделяются два наиболее ярких течения.

Чашники

Одними из участников гуситского движения были так называемые чашники. Они включали в себя представителей панства, горожан и крупного рыцарства. Их позиции можно отнести к умеренным, а свое название партия получила от одного из лозунгов - причащение хлебом и вином. В то время католическая церковь делила прихожан на тех, кому во время таинства давали хлеб и вино и тех, кто получал хлеб и воду. Подобное неравенство в храме божием не нравилось большинству людей.

Чашники не стремились уничтожить монархию, они требовали создания в стране собственной церкви. Богослужение в ней должно было вестись на родном языке, а не на латыни. Также они желали провести секуляризацию церковного имущества.

В качестве правителя они выбрали принца Сигизмунда, а позднее богатого пана Юрия. Опасаясь того, что в Праге растет оппозиционное движение, они в 1422 году обманом заманили Яна Желивского, который возглавлял плебеев, в ратушу. Там его арестовали, тут же приговорили к смерти и выполнили свое решение.

Табориты

Более радикально настроена была партия таборитов. В нее входили разорившиеся рыцари, крестьяне, бедные ремесленники. Название пошло от военного лагеря протестующих - Табора. Для них цели гуситского движения сводились к более широким требованиям:

  • причащение хлебом и вином;
  • создание свободных церковных общин;
  • полная свобода проповеди;
  • создание республики, ихними словами «государства без короля»;
  • отмена крепостничества.

Для достижения поставленных целей табориты вынуждены были вступить в открытый конфликт не только с императором Сигизмундом, немецкими феодалами, католической церковью, но и с крупнейшим панством.

Возглавлял таборитов Ян Жижка. Когда в 1424 году его не стало из-за моровой язвы, полномочия принял Прокоп Великий вместе со своим помощником Прокопом Малым.

Крайние табориты

Наиболее радикально настроенными были пикарты, которые были выходцами из таборитов. Они выступали за уничтожение государства, достижения полного равенства. Их учение о боге сводилось к тому, что он живет внутри человека, подобно разуму и совести.

Возглавлял пикартов Мартин Гуска. Жижка не поддерживал подобных идей и в 1421 году расстался с крайними таборитами.

Основные этапы борьбы

В первое время чашники и табориты совместно боролись против немецких феодалов и их императора. Ян Жижка создал постоянное войско, которое состояло из крестьян (пехотинцы) и небольшого числа рыцарей.

Народная армия отличалась высокой дисциплиной, подвижностью, могла быстро создать вокруг себя укрепленный лагерь. Неприятельская конница была не способна атаковать Табор.

Гуситы нанесли немецким рыцарям несколько сокрушительных ударов. Император Сигизмунд вместе с папой предпринял пять крестовых походов против отступников. Все они оказались неудачными. Чешский сейм в 1421 году лишил немецкого правителя чешского престола.

Наиболее успешные победы гуситов:

  • битва у Витковой горы - прошла в 1420 году, крестоносцы были разгромлены войсками Жижки, так появилось памятное место гуситского движения - Жижкова гора;
  • битва под Немецким бродом - произошла в 1422 году, касалась второго крестового похода;
  • битва под горой Малишовом - состоялась в 1424 году, Жижка уже был слеп, но прекрасно справился с последним сражением, гуситы овладели центром немецкой колонизации в стране - горой Кутенберг;
  • битва у горы Усть-Лабы - прошла в 1426 году, войско возглавил Прокоп Великий, гуситы уничтожили около пятнадцати тысяч немецких рыцарей;
  • событие под горой Теховом - произошло в 1427 году, крестоносцы пустились в бегство еще до встречи с гуситами.

Немецкие рыцари боялись даже стука военных телег таборитов. Гуситское войско в 1430 году вторглось в Саксонию. Но папа и Сигизмунд придумали новый план. Они решили совершить пятый крестовый поход. Только теперь он заключался не в лобовой атаке, а в расколе гуситов. Немцы решили договориться с чашниками, которые также не хотели распространения революции.

Чашникам предложили провести частичную секуляризацию церковных земель, произвести религиозно-обрядовые преобразования. Паны и пражские мещане согласились.

Пражские компактаты

Между чашниками и немецким императором с папой в 1433 году было составлено компромиссное решение. Оно получило название Пражские компактаты. По договору чашники прекратили борьбу против немецких феодалов и направили свои силы на подавление таборитов.

В 1434 году состоялся бой под Липанами. Совместные войска чашников и немецких рыцарей разгромили гуситов. Однако табориты сражались еще несколько десятилетий. Их город Табор просуществовал до 1452 года, пока не был взят и разрушен чашниками.

Чехи признали своим королем немецкого Сигизмунда. Однако в 1437 году он умер, а новый малолетний правитель не интересовался делами провинции. Власть была у панов. Около ста лет Чехия было независима от Германии. Изменилось положение в результате Тридцатилетней войны. Но это уже история семнадцатого века.

Каковы же были итоги гуситского движения?

Значение

Гуситы потерпели поражение, однако их движение имело огромное значение в развитии Чехии. В нем переплелось воедино крупнейшее крестьянское движение, национальное выступление против немецкого господства и ранняя церковная реформация.

Значение гуситского движения:

  • был дан отпор засилью немцев в стране;
  • произошел подъем чешской культуры;
  • были созданы всевозможные памфлеты, сатирические произведения, военно-революционные гимны;
  • составлялись исторические хроники;
  • течение под названием «чешские братья» стали заниматься образованием среди народа.

Ян Гус создал чешскую грамматику и орфографию родного языка. Ею и сегодня пользуются в Чехии.

Отрицательно конец гуситского движения сказался на положении крестьян. Чешские паны не только не ликвидировали феодально-крепостническую систему. Наоборот, они провели через сейм законы, которые запрещали крестьянам выходить из поместья без разрешения пана. За неповиновение беглецов ждали самые суровые наказания.

Пострадали от решения панов и горожане. По решению сейма 1497 года высшие государственные должности в стране должны были доставаться только представителям дворянского сословия.

Мы разобрали гуситское движение и его влияние на политическую и религиозную жизнь средневековой Чехии.

Программа чашников -- чешского бюргерства и рыцарства, которые стремились ослабить могущество католической церкви, устранить засилье духовенства и расширить светское землевладение за счёт церковного, сводилась по существу к требованию «дешёвой церкви». Чашники не хотели перемен в социальном строе Чехии. Они добивались принятия так называемых четырёх пражских статей, а именно: секуляризации церковных земель, свободы проповеди в духе гусизма, ликвидации исключительного положения католического духовенства путём внедрения причащения «под обоими видами» и наказания лиц, виновных в так называемых «смертных грехах». Программа чашников была антикатолической, она была направлена также против чужеземного засилья.

Четыре пражские статьи были приемлемы и для чашников, и для таборитов, выражавших интересы крестьянских масс и городских низов. Однако табориты понимали четыре статьи иначе, чем чашники. Табориты требовали полной и безусловной свободы проповеди. Из требования равенства, символом которого была чаша, народные массы выводили отрицание феодальных сословий и уничтожение имущественных различий. Если шляхта и бюргеры, захватив церковные земли, думали лишь о том, как бы удержать свои приобретения, то народные массы требовали раздела отобранных у духовенства земель. Исходным пунктом программы таборитов являлось их учете о начавшемся мировом перевороте, который должен закончиться победой добрых людей над злыми. Переворот табориты представляли себе как акт насильственного устранения «грешников и противников закона божьего», под которыми они мыслили феодалов, высший церковный клир и чиновников феодального государства. Табориты рассматривали переворот как «дело бога», но утверждали, что он должен быть начат руками «верных», руками «ревнителей божьего дела», под которыми они понимали людей, принадлежащих к трудящемуся народу. Каждый из «верных» призывался к тому, чтобы «лично проливать кровь противников закона Христа» и «омывать свои руки в крови его врагов».

В крае, очищенном от врагов, табориты хотели уничтожить все феодальные порядки и возвратить крестьянству общинные угодья. Они запрещали «крестьянам и всем подданным» платить какой бы то ни было чинш и десятину феодалам и намеревались установить в своем крае «царство божье», при котором «исчезнет всякий властитель, прекратится дань и всякое светское государство». Полный переворот предусматривался таборитами и в делах церкви. Существовавшая церковь и все её порядки должны были быть полностью уничтожены, а имущество церкви отдано трудовому народу. В своих планах новой церкви табориты шли значительно дальше Гуса, заявляя, что нет нужды и в самом Евангелии, ибо новый «закон Христа будет записан в сердце каждого». Упразднялось и почитание «святых», а также действие всех церковных постановлений и предписаний «святых отцов». Табориты призывали народные массы ввести новый порядок в занятом ими крае и удерживать этот порядок силой меча вплоть до общего мирового переворота, который, по их ожиданиям, будет делом рук «самого Христа». Следовательно, программа таборитов была прежде всего антифеодальной. В целях лучшей организации народных масс для борьбы с феодалами табориты ввели в своём лагере строгий порядок и дисциплину, общее пользование всеми запасами продовольствия и другими предметами потребления. Всякая роскошь категорически запрещалась.

Гуситское движение, основные направления, программы.

Восстание 1419 г. в Праге. Образование двух лагерей в гуситском движении 30 июля 1419 г. началось восстание в Праге. Возмущенный народ, руководимый Яном Желивским, выбросил из окна ратуши членов городского магистрата, захватил власть и избрал свое управление. Гуситское движение вступило в период вооруженной борьбы, в ходе которой завершилось размежевание социальных сил внутри гуситов. Большинство примкнувших к движению мелких дворян и бюргеров образовали лагерь так называемых чашников или утраквистов, а городской плебс и крестьянство выделились в революционное крыло, которое по названию своего главного укрепленного центра - горы Табор - получило название таборитов.

Если табориты стремились к коренным социальным преобразованиям на основе свободы и братства , то чашники на первое место выдвигали требования секуляризации церковного имущества и создание «дешевой» церкви . Различие целей делали неизбежным обострение противоречий между ними.

Гуситские войны. В 1420 г. над Чехией нависла внешняя опасность. Папа римский и германский император Сигизмунд Люксембургский, претендовавший на чешскую корону после смерти короля Вацлава IV, объявили крестовый поход против Чехии. Пять крестовых походов - в 1420, 1421, 1426, 1427, 1431 гг. - не имели успеха. Под руководством талантливых полководцев Яна Жижки и Прокопа Великого гуситы отразили вторжения крестоносцев. Несмотря на военные успехи, силы восставшей Чехии ослабевали. Многолетние войны, постоянные вторжения врагов и связанные с этим опустошения подорвали экономику страны. Значительная часть участников стала отходить от гуситского движения. Чашники, добившись уступок в свою пользу у Базельского собора, открыто соединились с силами феодально-католического лагеря и 30 мая 1434 г. в бою под Липанами нанесли сокрушительное поражение войску таборитов.

Битва при Липанах была концом таборитов, несмотря на то, что отдельные таборитские общины продолжали воевать с Сигизмундом. До 1437 г. отряды Яна Рогача продолжали бороться, укрепившись в крепости Сионе. До 1452 г. существовал и сохранял свою самостоятельность Табор, и все же оправиться после поражения у Липан таборитское движение было не в состоянии.

5 июня 1436 г. на городской площаде в Иглаве состоялось торжественное «примирение» между умеренными гуситами и католической церковью. Соглашение с католической церковью было достигнуто на условиях статей Базельских компактатов.

Впервые в истории католическая церковь вынуждена была признать право еретиков исповедывать свою веру. Идеологическая гегемония церкви оказалась нарушенной. 23 августа 1436 г. Сигизмунд Люксембургский занял чешский королевский престол, но в декабре 1437 г. умер.

Историческое значение гуситских войн. Несмотря на поражение, гуситское движение нанесло удар католической церкви: она лишалась былой политической власти, вынуждена была пойти на компромисс с еретиками, согласиться на причащение под обоими видам и богослужение на национальном (чешском) языке. Это ускорило процесс формирования национальных церквей в Европе и дало толчок развитию общеевропейской Рефорормации.

Было секуляризовано церковное имущество, прекратилось взимание десятины; горожане также освободились от церковных поборов, стали самостоятельным сословием и получили представительство в сейме . Восстановить прежнее имущественное положение чешской церкви было уже невозможно. Гуситское движение положило конец засилью в стране немецкого патрициата и духовенства, способствовало расцвету чешского языка.

«Община чешских братьев». После падения Табора крестьяне и плебс основали в 1453 г. Общину чешских братьев, идеологом которой был Петр Хельчицкий - известный чешский мыслитель. Позднее в общину вошли зажиточные горожане, а также представители панского и рыцарского сословий. «Братья» должны были жить по примеру ранних христиан, строго соблюдать правила морали, не занимать никаких высоких должностей, проповедовать непротивление злу насилием. С конца XV в. они сосредоточили свою деятельность на просвещении - основывали школы и типографии. Из среды «чешских братьев» вышли многие знаменитые чешские ученые - Ян Благослав, Я. А. Коменский и др. «Чешские братья» постоянно подвергались преследованиям.

Битва у Липан и Базельские компактаты знаменовали переход к новой фазе гуситской революции, которая стала борьбой за закрепление завоеваний и за их признание феодальной Европой. Недолгое пребывание на троне Сигизмунда, кратковременное правление Альбрехта П (1437-1439), а затем малолетнего Ладислава не способствовали укреплению государственной власти. Власть фактически перешла в руки гетманов, избиравшихся по отдельным краям. За власть в стране боролись две партии: католическая во главе с Ольдржиком из Рожемберка и гуситская во главе с Яном из Рокицан. В 1440 г. высшим гетманом, избранным четырьмя восточными «краями», был избран 24-летний чашник Иржи из Подебрад. В 1448 г. Римская курия отказалась признать Яна из Рокицан архиепископом Чехии. Тогда сосредоточив преданные ему войска в районе Кутной Горы, Иржи из Подебрад неожиданным штурмом взял в сентябре 1448 г. Прагу, назначил в ней новых коншелов из числа чашников и начал беспощадную борьбу с междоусобицами панов, грабежами и беспорядками, мешавшими нормальной экономической и политической жизни страны. Борьба Иржи из Подебрад с паном Олдржиком из Рожемберка продолжалась до 1450 г. Пользуясь поддержкой малой и средней шляхты и горожан, Иржи из Подебрад стал фактическим правителем страны и вскоре чешский сейм присвоил ему звание «земского губернатора». В этом звании он оставался и во время номинального правления несовершеннолетнего Ладислава Погробка (1453-1457) из династии австрийских Габсбургов. Учрежденный в Чехии совет из 12 лиц во главе с земским губернатором по полномочиям приравнивался к королевской власти. В 1457 г. Ладислав Погробок внезапно умер и королем был избран Иржи из Подебрад (1458-1471), который возглавил борьбу за укрепление и централизацию государства.

Историческая обстановка в Чехии конца XIV и XV веков породила одно из величайших событий в средневековой истории чехов - гуситское движение. Главными предпосылками движения стали многочисленные противоречия в обществе, которые наслаивались друг на друга, среди которых, можно выделить и экономические, и социальные, и политические, и, конечно, религиозные. Недовольство различных слоев чешского общества XIV в. внутренним положением в стране совпало по времени с охватившим всю Европу возмущением против католической церкви. Религиозные противоречия, вылившиеся в требование реформы церкви, коренились в противоречиях социальных. Экономическое отставание чешского производства способствовало падению доходов чешских феодалов, которые в свою очередь стремились возместить это путем увеличения барщины, натуральных повинностей. Это в свою очередь усиливало разорение крестьян. Кроме того, экономический застой ударил по среднему городскому населению - ремесленникам и торговцам, - в основном чешскому по происхождению. Патрициат же городской был немецкого происхождения и поддерживался богатой церковью. Среди горожан возникает требование создания «дешевой» церкви.

Nbsp; Идеологом чешского реформационного движения был магистр пражского университета Ян Гус. Он родился в 1371 году в семье бедных крестьян из Южной Чехии. В 1401 г. он был избран деканом одного из факультетов, а в 1409 г. ректором Пражского университета. С университетской кафедры он резко выступал против церковного богатства, за подчинение церкви светской власти, призывал лишить церковь собственности, чтобы содейство-вать ее исправлению. Магистр в 1412 году вынужден был покинуть Прагу и про-должать свою проповедническую деятельность в Южной и За-падной Чехии. Здесь же были написаны им основные труды. С момента отъезда из Праги Гуса реформационное движение вышло за рамки университета и церкви и стало народным. Хотя Гус призывал к повиновению властям, если те не нарушали христианских законов, и обличал лишь чрезмерные злоупотребле-ния феодалов и погрязшей в богатстве и моральных прегрешени-ях церкви, тем не менее, церковь увидела в учении Гуса опаснейшую ересь. В 1414 г. он был вызван на церковный собор в Констанцу. Гус отправился туда, будучи уверенным, что сможет защитить свои взгляды, но высшее духовенство не собиралось дискутировать с ним. Он был обвинен в ереси и 6 июля 1415 г. сожжен на костре.

Казнь Яна Гуса вызвала взрыв негодования в чешских землях. В Праге собрался съезд представителей чешской шляхты, пославших свой протест собору в Констанце. Одновременно он высказался за свободу проповеди и провозгласил высшим авторитетом в церковных вопросах Пражский университет. Та часть низшего духовенства, которая выступила за учение Гуса, стала причащать миряне «под обоими видами», то есть не только хлебом, как требовала церковь, но и вином из чаши, что раньше было привилегией духовенства. Чаша стала символом широкого общественного движения, получившего впоследствии название гуситского. Значительная часть шляхты и бюргерства, университетские магистры также признали чашу, высказались за отчуждение церковных богатств и ослабление влияния церкви на светские дела. Бюргерство стремилось превратить новую церковь в институт защиты своих интересов. И шляхта и бюргерство составляли правое крыло в гуситском движении. Широкие народные массы в своих требованиях шли гораздо дальше, они стремились к равенству. Весной 1419 г. начались массовые походы сторонников учения Гуса, главным образом деревенской и городской бедноты, в горы, где перед ними выступали радикальные проповедники. Радикальная часть гуситов создала на горе Табор в Южной Чехии укрепленный лагерь, ставший центром революционного движения. Таким образом, оформилось два основных направления в гуситском движении, умеренное и радикальное.

Каждое из направлений разработала свою программу, и хотя во многом чашники и табориты сходились во взглядах, тем не менее, в их программных документах имелись существенные различия.

Умеренное крыло гуситского движения - это чашники . Их программа называлась «Четыре пражские статьи ». Сначала она была разработана магистрами пражского университета 3 июля 1420г. и была утверждена на Чаславском сейме 1421г. Чашники, являвшиеся правым крылом в гуситском движении, получили свое название в силу того, что одним из требований их было уравнение мирян и духовенства в обряде причащения, требование причащения мирян не только хлебом, но и вином из чаши (От латинского “calix” происходит также название этого крыла — каликстины. Следует иметь в виду, что чаша была эмблемой всех гуситов — не только бюргерства, но и широких народных масс), в то время как последнее было исключительной привилегией духовенства. Единый обряд причастия “под обоими видами” символизировал собой идею социального равенства и отвечал стремлениям бюргерства уничтожить сословные привилегии католического духовенства, а вместе с тем и лишить церковь ее экономического и политического могущества. Это стремление разделяли также мелкие феодалы — низшая чешская шляхта — и частично представители панов.

Содержание этого документа сводилось к следующему: 1. Свобода проповеди “слова божьего”, то есть свобода религиозной проповеди, направленной против господства католической церкви. 2. Единство религиозного обряда причащения (причащение мирян из чаши). 3. Лишение церкви права владеть имуществом (секуляризация церковной собственности), возвращение ее к евангельской простоте и бедности. 4. Искоренение “смертных грехов” не только среди мирян, но также среди духовенства, суровое наказание за такие грехи, как взимание платы за требы, продажа индульгенций, продажа церковных должностей и т. п.

Так Первая пражская статья подтверждает по сути монополию духовенства на проповеди христианского учения. « Чтобы слово божье в королевстве Богемском проповедовалось священнослужителями господними…». Л.И. Озолин говорит, что гуситы имели в виду только тех священников, ту часть духовенства, которая разделяла их идеи, примкнула к ним. При всей ограниченно-сти требований умеренных гуситов, гуситское духовенство все же занимало прогрессивные позиции по сравнению с католическим духовенством. Оно стояло за национальную цер-ковь. Даже умеренные его представители добивались существенных преобразований в тогдашней церкви, упрощения обрядов и др.

Вторая пражская статья требовала причащения под обоими видами для всех верных христиан, не отягощенных грехом. Из этого, религиозного на первый взгляд, требования вытекает два существенных значения. Умеренные гуситы стремились ликвидировать эту монополию духовенства, тем более что в ранней христианской церкви причащение не было привилегией только духовенства, оно захватило его себе гораздо позже. Кроме того интерес представляет оговорка, что причащение должно совершаться над теми, кто не отягощен смертным грехом. Под теми, кто отягощен смертным грехом подразумевались как светские, так и духовные лица. То есть, гуситы стремились не только быть равными с духовенством в совершении важнейших обрядов, но и подчеркнуть, что священник, пребывающий в грехе, стоит ниже, чем обычный мирянин, не отягощенный грехом. То есть человек, находящийся в грехе, теряет свои права и привилегии, независимо от своего сословия и положения.

Л.И. Озолин указывает на то, что хотя главное содержание третьей из четырех пражских статей выражало требование дешевой церкви, идею секуля-ризации ее богатств, одновременно было высказано пожела-ние отнять у нее светское право, светскую власть в ее владе-ниях. Церковь, как и светские феодалы, самостоятельно рас-поряжалась своей собственностью и у нее в зависимости находилась большая часть крестьянства — держателей цер-ковных земель. Вместе с секуляризацией богатств церкви уме-ренные гуситы были намерены отнять у нее и светские права в отношении крестьянства.

Радикальное крыло гуситского движения представляли табориты . Программа радикальных гуситов, таборитов - «Двенадцать статей », была написана 5 августа 1421 г.

Двенадцать статей, в общем и целом включали в себя пражские статьи, но, табориты понимали их несколько иначе и конечно, свои требования они намного расширили. Итак, ни один грешник не должен был оставаться без наказания, независимо от его сословной принадлежности, не допускалось под страхом установленных наказаний распитие каких бы то ни было напитков в корчмах, табориты запрещали носить и не разрешали другим ношение роскошных одежд, слишком против господа бога драгоценных, как-то: пурпурных, расшитых, тканных серебром или тисненых и вырезных, серебряных поясов, застежек и всяких украшений и драгоценностей, располагающих к гордости, все управление, суд и все распоряжения производились сообразно с божественным правом. Священники, которые должны служить примером, должны соблюдать порядок, установленный богом, и подражали апостолам и пророкам. Все платежи священникам должны были быть обращены на общее благо и чтобы уничтожены были ростовщические сделки на дома, на лавки и на что-либо другое, где бы это ни оказалось, и чтобы упразднены были всякие лихоимные записи и чтобы священники содержались по усердию верующих.

Табориты требовали, чтобы изгнали от себя всех противников истины божьей и беглецов и изгнанников к себе не принимали, потому что как они сами не соблюли верности ни перед собой, ни перед богом, так и им не должно быть оказано доверия ни по какой милости.

Также они требовали, чтобы упразднили и разрушили все еретические монастыри, ненужные церкви и алтари, иконы, сохраненные явно и тайно, драгоценные украшения и золотые и серебряные чаши и все антихристово насаждение, идолопоклонство и симонические заблуждения, не исходящие от господа. Табориты стремились привлечь на свою сторону пражскую об-щину, и это не могло не сказаться на формулировках статей и привело к определенной умеренности.

Уже первая часть « Двенадцати статей» показывает, что их задачей, прежде всего, являлось укрепление союза с пражским населением. Было хорошо известно, что пражские богачи и университетские магистры втайне замышляют измену своим союзникам из народа. Поэтому одним из первых требований таборитов являлось полное соблюдение этих статей обеими сторонами.

Хотя программа чашников не противоречила интересам бедноты, однако была не достаточна для них. В своей программе табориты пошли гораздо дальше чашников в отношении простого народа. Наиболее важной была седьмая статья таборитской программы . Она гласила дословно следующее: «Дабы от-менено было языческое и немецкое право, противореча-щее закону божьему, дабы правили, судили и все делали бы по закону божьему». Под правом языческим и не-мецким, несомненно, подразумевалось городское право и юридические постановления, не основанные на биб-лии, это означало, что табориты требовали полной отмены феодального права и всей городской юрисдикции .

Мацек подчеркивает, что при последовательном исполнении седьмой статьи в Праге должна быть создана община братьев и сестер, руководствующаяся библией. В результате осуществления этой статьи — хотя об этом нигде не говорилось конкретно — в Праге должна была утвердиться жизнь, основанная на общности имущества. Дело было не только в проблемах экономического и имущественно юридического характе-ра. Статья прямо гласит, что место существующего пра-ва должна занять библия, закон божий; управление, су-допроизводство и вообще всякая деятельность должны осуществляться согласно библии.

Учение таборитов носило ярко выраженный хилиастический характер. Хилиазм - учение, унаследованное от средневековых народных ересей, гласит, что наступит второе пришествие Христа, после чего на земле будет установлено тысячелетнее царство счастья и справедливости. Рубцов говорит, что, по мнению таборитов, мир, построенный на эксплуатации, не вечен, когда установится царство счастья и справедливости, «не будет ни королей, ни властителей, ни подданных, прекратятся все налоги и платежи, исчезнет насилие и люди будут жить, как браться и сестры, личной собственности также не будет, и потому уже сейчас всякий, имеющий собственность, впадает в смертный грех».

Таким образом, и чашники, и табориты требовали, чтобы священники вернулись к апостольскому состоянию. Также общим было требование наказания за тяжкие грехи. Мацек указывает, что это требование появилось в программе чашников под влиянием таборитов. Итак, мы видим, что имея много общего, программы двух основных гуситских направлений также имели и существенные различия, которые были следствием разной социальной опоры того или иного движения.

Новая фаза гуситского движения. Усиление чешского королевства во время правления Иржи из Подебрад Битва у Липан и Базельские компактаты знаменовали переход к новой фазе гуситской революции, которая стала борьбой за закрепление завоеваний и за их признание феодальной Европой. Недолгое пребывание на троне Сигизмунда, кратковременное правление Альбрехта П (1437-1439), а затем малолетнего Ладислава не способствовали укреплению государственной власти. Власть фактически перешла в руки гетманов, избиравшихся по отдельным краям. За власть в стране боролись две партии: католическая во главе с Ольдржиком из Рожемберка и гуситская во главе с Яном из Рокицан. В 1440 г. высшим гетманом, избранным четырьмя восточными «краями», был избран 24-летний чашник Иржи из Подебрад. В 1448 г. Римская курия отказалась признать Яна из Рокицан архиепископом Чехии. Тогда сосредоточив преданные ему войска в районе Кутной Горы, Иржи из Подебрад неожиданным штурмом взял в сентябре 1448 г. Прагу, назначил в ней новых коншелов из числа чашников и начал беспощадную борьбу с междоусобицами панов, грабежами и беспорядками, мешавшими нормальной экономической и политической жизни страны. Борьба Иржи из Подебрад с паном Олдржиком из Рожемберка продолжалась до 1450 г. Пользуясь поддержкой малой и средней шляхты и горожан, Иржи из Подебрад стал фактическим правителем страны и вскоре чешский сейм присвоил ему звание «земского губернатора». В этом звании он оставался и во время номинального правления несовершеннолетнего Ладислава Погробка (1453-1457) из династии австрийских Габсбургов. Учрежденный в Чехии совет из 12 лиц во главе с земским губернатором по полномочиям приравнивался к королевской власти. В 1457 г. Ладислав Погробок внезапно умер и королем был избран Иржи из Подебрад (1458-1471), который возглавил борьбу за укрепление и централизацию государства.

Экономическая политика Иржи из Подебрад Опираясь на мелкое и среднее дворянство и верхушку бюргерства, он провел реформы с целью развития городов и торговли. По технике сельскохозяйственного производства Чехия находилась на уровне передовых стран Европы. В сельском хозяйстве углублялась специализация в развитии садоводства, виноградарства, огородничества, что делало эти отрасли производства особенно эффективными. Большие доходы приносило разведение в искусственных прудах рыбы. Чешские феодалы чаще прибегали к найму, чем к барщине, отдавали свои земли в срочную аренду крестьянам. Высокими темпами развивалась промышленность, особенно горное дело и металлургия. Серебряные и медеплавильные промыслы, производство бумаги, стекла, типографское дело делали Чехию одной из самых развитых в хозяйственном отношении областей Центральной Европы.

Внешнеполитическое положение Чехии. В 1462 г. папа потребовал от чехов полного послушания в религиозных вопросах и отменил Базельские компактаты. При этом он заявил, что признает Иржи королем только при условии искоренения сект и учений, несогласных с официальной католической церковью. Чешский король заявил о своей решимости бороться за компактаты. В 1465 г. часть чешских панов при активной помощи папской курии создали Зеленогорский союз католических панов, во главе со Зденеком из Штернберга. Вскоре мятежные паны отказали в послушании Иржи из Подебрад и избрали чешским королем Казимира Ягеллончика с правом передачи престола одному из его сыновей. Борьба Зеленогорской конфедерации и римского папы против Иржи из Подебрад принимала все более острые формы. В 1468 г. чешским магнатам удалось втянуть в борьбу венгерского короля Матьяша Хуньяди (Матвея Корвина), который занял всю Моравию и в 1469 г. в Оломоуце был провозглашен своими сторонниками чешским королем. Вскоре Матвей Корвин занял и Силезию.

Положение было чрезвычайно трудным. Иржи из Подебрад решил направить все усилия для разгрома Матвея и его сторонников. Во имя этого он отказался от прав своих наследников на чешский престол и признал эти права за польской королевской династией. В 1469 г. чешский сейм избрал наследником чешского престола польского королевича Владислава Ягеллона. 22 марта 1471 г. Иржи из Подебрад умер. С приходом к власти Владислава Ягеллона закончился гуситский период чешской истории.