Причины удерживающие киевскую русь от распада. Распад Древнерусского государства: история, причины и последствия. Отсутствие внешней угрозы

Первым крупным государственным объединением на Руси стала Киевская Русь, сложившаяся из 15 племенных союзов. После сметри Киевского князя Мстислава Великого единое государство распалось. Явления будущей раздробленности появлялись еще в правление Ярославичей, нарастали княжеские междуусобицы, особенно всвязи с несовершенством системы «лествичного восхождения» на киевский престол.

В 1097 году прошел съезд князей в Любече. По предложению В.Мономаха была установлена новая политическая система. Было решено создать федерацию отдельных княжеских владений: «каждый да держит отчину свою». Русская земля не считалась больше единым владением всего княжеского дома, а стала наследственным уделом Рюриковичей. Так юридически оформилось деление Руси на отдельные княжества, и хотя впоследствие В.Мономах и его сын Мстислав сумели восстановить единство государства, Русь всё-же распалась на 14 княжеств и Новгородскую Феодальную Республику.

Феодальная раздробленность стала новой формой государственно-политической организации общества. Зависимость княжеств и земель от Киева носила формальный характер. Однако политический распад России никогда не был полным, т.к. сохранилось влияние РПЦ, деятельностью которой руководил киевский митрополит.

Причины распада носили политический и социально-экономический характер. С конца 11 века на Руси начасля бурный экономический подъем, связанный с развитием сеьского хозяйства, ремесла и торговли. Это способствовало росту доходов всех феодалов и усилению власти местных княжеских династий, которые начали создание региональных военных сил и аппаратов управления. Интересы удельных князей поддерживало и местное боярство, стремившееся освободиться от великокняжеской власти, прекратить выплату полюдья в Киев. Стоит отметить, что в это время значительную роль в экономической и политической жизни Руси стали играть города, число которых превалило за 300. Они стали административными и воекнными центрами для окрестных земель, имели собственный аппарат управления и уже не нуждались во власти из Киева.

Колыбелью русского народа является северо-восток Руси . Северо-Восточные земли первоначально назывались Ростово-Суздальской землей. Эта территория отделилась от Киева в первой половине XII в. Общественная организация была аналогичной другим землям: вече, традиции общинной демократии, значительная роль бояр, символизировавших автономию общества от власти князей. Князья Северо-Восточной Руси стремились расширить свое влияние. Неоднократно предпринимались походы на Новгород, Киев, в Волжскую Болгарию. Особенно активной политикой прославились Юрий Долгорукий (1155-1157 гг.) и Андрей Боголюбский (1157-1174 гг.). Юрию Долгорукому приписывают закладку крепости (Кремля) в Москве в 1152 г. Именно при нем были оборваны последние нити зависимости от Киева: отменена традиционная дань Залесской (то есть Ростово-Суздальской) земли киевскому великому князю.


В1157 г. столицей княжества стал г. Владимир. С середины XII в. здесь сложилась традиция местного летописания с включением известий из других земель (Владимирские летописные своды). Северо-Восточная Русь стремилась стать базой для объединения раздробленной Руси. Владимирские князья считались великими, то есть главными на северо-востоке, как "старшие в роду" среди местных князей были склонны к авторитаризму и стремились подчинить другие земли, ограничив их вольности. Особенно этим отличался Андрей Боголюбский. Стремясь стать "само-властцем" всей Суздальской земли в церковных делах и светских, он боролся с сепаратизмом бояр, хотел учредить во Владимире особую митрополию и тем самым поднять значение Владимирской земли (ставка митрополита в условиях раздробленности по-прежнему находилась в Киеве, и речь шла о том, чтобы выйти из юрисдикции киевского митрополита). За это стремление Андрей Боголюбский заплатил жизнью. В1174 г. он был убит.

Пришедший ему на смену после длительных усобиц брат Всеволод Большое Гнездо (1176 1212 г.), опасаясь новой вспышки внутренней борьбы, сохранял традиции значительной автономии бояр и общин от власти, но тенденцию к централизации власти продолжал. Он расширил владения Владимирского княжества, оказывал существенное влияние на ситуацию в других княжествах (Киевском, Черниговском, Рязанском и др.). Благодаря умной политике Всеволод имел большой авторитет (его деятельность воспета в "Слове о полку Игоревом") и был признан старейшиной Мономаховичей (потомков Владимира Мономаха). Однако в конце жизни Всеволод разделил княжество на уделы между шестью своими сыновьями (это соответствовало древнерусской традиции), что после его смерти привело к ослаблению княжества, к новым длительным междоусобицам и отделению Ростовского, Переяславского, Юрьевского, Стародубского, Суздальского, Ярославского княжеств.

Тенденции по усилению Владимирского княжества и укреплению его влияния были продолжены Александром Невским (великий князь Владимирский в 1252-1263 гг.). При нем в Новгород приглашались только владимирские князья. Как видно, у истоков истории русского народа проявились существенные особенности в общественной организации и политической культуре.

Таким образом, в условиях раздробленности созревали предпосылки для единства на новой основе экономической, культурной, политической. Здесь в перспективе могло возникнуть национальное государство, сформироваться единый народ. Однако этого не произошло. Развитие Руси пошло иначе. Переломным в ее истории, как и в Европе, стал XIII в., но если Европа с этого времени активно продвигалась по пути внедрения прогрессивного типа развития, то перед Русью встала другая проблема. В1237 г. в русских пределах появились монголо-татары. Однако опасность шла не только с Востока, но и с Запада. Усиливающаяся Литва, а также шведы, немцы и ливонские рыцари, наступали на русские земли. Раздробленная Древняя Русь столкнулась с труднейшей проблемой: как сохраниться, как выжить. Она оказалась как бы между жерновами Востока и Запада, причем с Востока, от татар шло разорение, а Запад требовал смены веры, принятия католичества. В связи с этим русские князья для спасения населения могли пойти на поклон к татарам, соглашались на тяжелую дань и унижение, но нашествию с Запада сопротивлялись.

Крупный центр русских славян – Новгород , возникший в IX в., существовал относительно независимо и особенно ярко демонстрировал близость к средневековому европейскому типу цивилизации в период Новгородской республики (конец XI-XV вв.). Он развивался в одном темпе с Западной Европой того времени и являлся аналогом городам-республикам Ганзейского союза, городам-республикам Италии: Венеции, Генуе, Флоренции. Новгород уже в XII в. был огромным торговым городом, известным всей Европе, постоянная ярмарка здесь по своему международному значению не имела соперников не только в русских землях, но и во многих западно-европейских странах. Новгородские товары имели хождение на огромной территории от Лондона до Уральских гор. Город чеканил свои монеты, издавал свои законы, вел войны и заключал мир.

Новгород испытал мощное давление со стороны переживавшей кризис средневековой европейской цивилизации, но сумел отстоять свою независимость. Шведы, немцы, рыцари Ливонского и Тевтонского орденов объединили силы для похода против Новгорода. Они завершились поражением рыцарей (Невская битва в 1240 г., Ледовое побоище в 1242 г.). Зато судьба уберегла от опасности с востока: Новгород не подвергся монголо-татарскому нашествию. В условиях давления как с Запада, так и с Востока республика стремилась сохранить независимость, отстоять свой тип развития. В борьбе за независимость Новгорода особенно прославился князь Александр Невский. Он проводил гибкую политику, делая уступки Золотой Орде и организуя сопротивление наступлению католичества с запада.

Новгород имел развитые для своего времени формы республиканской демократии. Принципы новгородской демократии давали преимущества собственникам: знати, владельцам вотчин, городских дворов и усадеб, - но имел возможность участвовать в жизни республики и городской плебс (черные люди). Высшим органом власти являлось народное собрание (вече). Вече обладало широкими правами. К выборным высшим должностным лицам относились: посадник, ведавший управлением и судом; тысяцкий, который возглавлял ополчение в случае войны, а в мирное время исполнял полицейские функции. Вече избирало также имевший особое значение для Новгорода суд по торговым делам. Оно же являлось верховным судом республики. Административные части Новгорода имели самоуправление по принципу общины.

Князья не имели власти, приглашались в Новгород для исполнения определенных функций. В их задачи входило защищать Новгород от врагов (но начинать войну без разрешения веча они не могли), исполнять представительские функции - князья представляли Новгород в отношениях с другими землями. На имя князя шла дань. Смена княжеской власти за 200 лет с 1095 до 1304 происходила 58 раз.

Церковь в Новгороде также была самостоятельна и отличалась по положению от других русских земель. Во времена, когда Новгород входил в Киевское государство, митрополит киевский присылал в Новгород епископа, главу церкви. Однако, укрепившись, новгородцы обособились и в церковных делах. С 1156 г. они стали избирать духовного пастыря – архиепископа.

Никогда - ни до Новгородской республики, ни после - православная церковь не знала такого демократического порядка, при котором сами верующие выбирали себе духовного пастыря. Этот порядок был близок к протестантской традиции. Духовенство пользовалось большим влиянием, монастыри имели огромные земельные владения. Архиепископ и игумены крупных монастырей содержали свои дружины, которые выходили на войну под своими знаменами ("стягами").

В Новгородской земле активно шел процесс формирования класса собственников. В правовом кодексе республики - Новгородской судной грамоте - была законодательно закреплена частная собственность. Основное население города - ремесленники самых разных специальностей: кузнецы, гончары, золотых и серебряных дел мастера, щитники, лучники и т.д. Ремесленники в значительной мере были привязаны к рынку. Новгород активно обзаводился колониями, превращаясь в метрополию западного типа. Расположенный в начале важных для Восточной Европы торговых путей, связывающих Балтийское море с Черным и Каспийским, Новгород играл посредническую роль в торговле. В военном отношении Новгородская республика была слаба. Военные дружины имели князь, бояре, крупные монастыри, но постоянного войска в республике не было. Главная военная сила - ополчение из крестьян и ремесленников. Однако Новгородская республика просуществовала почти до конца XV в.

В соответствии с распространенной среди русских историков точкой зрения с распадом Киевского государства, а затем и потерей независимости многими княжествами в условиях монголо-татарского нашествия история здесь как бы замерла и переместилась на северо-восток, где возникали новые центры исторического развития. Это промосковская традиция, утвердившаяся в историографии. Однако на самом деле история в Юго-Западных землях не прерывалась. Она развивалась по своему направлению. Главнейшая задача этих территорий - обезопасить население от монголо-татарской угрозы в любой форме, обеспечить условия для самосохранения.

Земли по-разному решали эту проблему. Галицкий князь Даниил, искал помощи у Европы, которая приветствовала возможность продвижения католичества в восточно-европейские земли. В1253 г. он принял титул короля и был коронован послом папы римского. Однако этим планам не суждено было сбыться. Галич в конечном итоге оказался в составе Польши. Минск, Гомель, а затем и Киев, другие города для спасения от монголо-татарского разорения, сохранения своего типа развития втягивались под власть языческой Литвы.

В 40-е гг. XIII в. появилось и быстро увеличилось в размерах Литовское княжество. О нем сохранилось мало сведений, но известно,что уже в XIV в. оно объединяло в своем названии три элемента: Литва, жмудь, русские земли - Русь. В период расцвета это княжество простиралось от Балтики до Черного моря (устье Днепра и устье Днестра), от границ Польши и Венгрии до Подмосковья (Можайск). Древние русские земли составляли 9/10 территории Литвы. Во многих случаях присоединение этих земель происходило на основе договора - "ряда", в котором оговаривались условия вхождения в состав Литвы. Русское население Литвы считало ее наследницей Древнерусского государства и называло свою державу "Русью". В рамках Литвы русские княжества развивались в соответствии со своими традициями (вечевой идеал здесь прослеживается до второй половины XV в.).

Политическое и материальное положение Руси в составе Литвы было благоприятным. Интересно, что жители пограничных территорий, проживавшие в зоне "риска" под угрозой вторжения монголо-татар или московитов, получали дополнительные привилегии (например, жители Белой Церкви, подвергшиеся набегу татар, были освобождены от податей на 9 лет). Русские аристократы пользовались значительными правами и имели большое влияние при дворе литовского князя. В Литве длительное время господствовали древнерусские законы, древнерусский язык.

Великое княжество Литовское сложилось как федерация отдельных земель и княжеств. В большей или меньшей степени, но землям была обеспечена значительная автономия, неприкосновенность социально-экономических и политических структур. Литовское княжество строилось на принципах вассалитета, разрушалась корпоративная структура общества.

Таким образом, на Западе под эгидой сначала языческой, а затем с конца XIV в. католической Литвы развитие русских земель продолжалось в соответствии с тенденциями прогрессивного типа. В древнерусских землях, которые находились в составе Литвы, развернулось становление украинского и белорусского народов.

Распад Киевской Руси

В середине XII века Киевская Русь распалась на независимые княжества , однако формально ограничено просуществовала до монголо-татарского нашествия (1237-1240) и Киев продолжал считаться главным столом Руси. Эпоху XII -XVI веков принято называть удельным периодом или политическая раздробленность (в советской марксисткой историографии - феодальной раздробленностью ). Рубежом распада считается 1132 - год смерти последнего могущественного киевского князя Мстислава Великого . Итогом распада стало возникновение на месте Древнерусского государства новых политических образований, отдалённым следствием - формирование современных народов: русских , украинцев и белорусов .

Причины распада

Подобно большинству раннесредневековых держав распад Киевской Руси был закономерным. Период дезинтеграции обычно интерпретируется не просто как раздоры разросшегося потомства Рюрика , но как объективный и даже прогрессивный процесс, связанный с увеличением боярского землевладения . В княжествах возникла собственная знать, которой было выгодней иметь своего князя, защищающего её права, чем поддерживать великого князя киевского.

Причины распада Древнерусского государства. Монголо-татарское нашествие и его последствия

Распад Древнерусского государства – вполне закономерное явление в контексте развития средневековой Европы. Он в первую очередь был обусловлен развитием феодальных отношений и системы феодальных иммунитетов. Однако некоторые исследователи считают главной причиной раздробленности Киевской Руси изменения в княжеском наследственном праве, когда каждый княжеский сын получал в самостоятельное управление определенную часть отцовского княжения – удел. Удельная система быстро прогрессировала в XII – XIII в. Возникали суверенные княжества, боровшиеся за политическое лидерство. При этом Киев постепенно утратил свою роль общерусского центра, возрос экономический потенциал Владимиро-Суздальского княжества, расположенного на северо-востоке Руси. Правители Владимиро-Суздальского княжества, так же как и киевские князья, стали именовать себя великими князьями.

Суверенизация отдельных земель, с одной стороны, имела положительные последствия. Почти прекратились перемещения князей в поисках более богатого и более почетного престола, и, следовательно, власть стала более эффективной.

С другой стороны, каждая из земель, взятая в отдельности, не имела достаточных людских и материальных ресурсов для защиты своего суверенитета. Поэтому русские княжества были завоеваны монголо-татарами во время похода на Русь хана Батыя в 1237-1240 гг.

Насильственное включение русских княжеств в мир политических отношений, сложившихся в кочевой империи монголов, отрицательно повлияло на внутреннее развитие русских земель, обусловило значительные отличия местных государственно-политических традиций от европейских. В монгольском обществе власть верховного правителя была абсолютной и требовала от подданных беспрекословного подчинения. Став вассалами ханов, русские князья заимствовали политические традиции подданства в своих взаимоотношениях с феодалами. Это замечание касается в первую очередь земель Северо-Восточной Руси, составивших ядро будущего Московского государства.

Русь К середине XII в. Древнерусское государство фактически распадается на 15 самостоятельных княжений, внутри которых формируются более мелкие княжества, находящиеся в вассальной зависимости по отношению к Первым. Крупные княжества, являвшиеся, по сути, независимыми государствами, получают название земли по аналогии с другими зарубежными странами (Угорская земля (Венгрия), Греческая земля (Византия) и т. д.).

Подвластные княжества, входившие в состав земель, назывались волостями. Таким образом, как бы копировалась двухуровневая структура единой раннесредневековой Руси и формировалась новая геополитическая реальность - Русь удельная, где Киев лишь формально сохранял статус «первопрестольного града». Наступает закономерный для большинства раннефеодальных монархий как Европы, так и Азии этап раздробления крупного государства и утраты централизованного управления. В этот период великокняжеский род Рюриковичей теряет принцип старшинства в династии, а его заменяет старшинство в каждой из ветвей, утвердившихся в суверенных русских княжествах-землях.

Создается качественно новая форма государственно-политической организации древнерусского общества, своеобразная федерация земель под номинальной эгидой великого киевского князя, обусловленная рядом факторов, ставших основными предпосылками феодальной раздробленности.Формальной и внешней причиной раздробленности Руси являлись политические предпосылки: бесконечные межкняжеские распри и длительная ожесточенная междоусобная борьба среди Рюриковичей (всего за период от кончины Ярослава Мудрого до монгольского вторжения зафиксировано не менее полутора сотен военных столкновений) за право владения более значительными княжескими доменами с богатыми землями, позволявшими иметь большую сумму налога-ренты.

Важнее, однако, отметить другое. В ходе длительного процесса развития феодальных отношений и общественного разделения труда на Руси происходит заметный прогресс как в земледелии, так и в ремесленном производстве, складываются самостоятельные экономические районы со своей спецификой ведения хозяйства. Растут города самостоятельных княжеств-земель, которые становятся не только экономическими, но и политическими и культурными центрами регионов. Их количество в течение рассматриваемого столетия достигает двухсот.

Города в период раздробления Руси являются опорными базами для регионального сепаратизма. В условиях усиливающейся хозяйственной специализации регионов и ремесленного производства расширяется как внутренняя, так и внешняя торговля. В княжествах-землях развиваются крупные вотчинные хозяйства, причем не только светских, но и духовных феодалов. Феодалы-вотчинники, одновременно являющиеся боярами-вассалами местных княжеских родов (региональной элитой), стремятся все более расширить свои владения за счет общинников-смердов, увеличить доходы со своих владений и закрепить иммунитетные права.

Боярские корпорации княжеств-земель становятся все менее зависимыми от воли великого князя киевского. Более выгодной для них является ориентация на своего местного князя, который, в свою очередь, не может не учитывать интересы региональной вотчинной аристократии. Помимо этого, к середине XII в. более четко определяется социальная структура русского общества, также имеющая свои региональные особенности. Наряду с боярскими кланами формируются слои городского посада.- купцы, торговцы и ремесленники, наконец, господские слуги-холопы. Городское население в определенной степени оказывало влияние на взаимоотношения княжеской власти и боярства, некоторым образом уравновешивая их отношения.

Горожане также тяготели к обособлению местных интересов, не связывая себя с общерусскими представлениями о единстве. Специфика социальной структуры и экономических отношений в разных землях Руси определила и различные модели политической организации формирующихся государств-земель. Наконец, упадок Киева и Киевского княжества как центра Руси был обусловлен и рядом внешнеполитических обстоятельств. Так, постоянные набеги кочевников-половцев на южнорусские земли значительно ослабили их экономический потенциал. Этот же фактор оказал воздействие на миграцию населения Руси, его отток В более спокойные районы Залесского края северо-восточной Владимиро-Суздальской земли и юго-западной Галицко-Волынской земли.

В то же время половецкая опасность значительно уменьшила привлекательность торгового пути «из варяг в греки». Центры, через которые осуществлялись торговые связи. Европы с Востоком, благодаря крестовым походам постепенно перемещаются в Южную Европу и Средиземноморье, и контроль над этой торговлей устанавливают быстро растущие североитальянские города. Довольно бурно развивается международная торговля на севере Европы, где лидирующее положение приобретают приморские германские «вольные» города. На них начинает ориентироваться купечество северо-запада Руси, прежде всего Великого Новгорода и Пскова.

Однако не следует оценивать распад Древнерусского государства как абсолютно негативное явление. Напротив, в эпоху раздробленности наблюдается подлинный расцвет средневекового русского общества, поступательное развитие экономического потенциала княжеств-земель, формирование разнообразных социально-политических структур и развитие самобытной культуры. Нельзя не учитывать и того, что политическая раздробленность являлась закономерным историческим периодом в рамках возникших центробежных процессов на пути дальнейшей консолидации на будущем цивили-зационном витке.

Одновременно в русских землях сохранялись сильные центростремительные тенденции, имевшие мощный объединительный потенциал. Во-первых, государственно-политическое единство Руси даже формально не было утрачено, а авторитет великих киевских князей, пусть даже номинальный, все же сохранялся. Во-вторых, продолжало существовать единство всей церковной организации и абсолютное преобладание православной веры - главнейшей духовной и нравственной скрепы Руси.

Верховенство киевского митрополита как главы православной церкви было неоспоримым. В-третьих, в русских землях сохранялась единая законодательная база, основой которой являлись нормы Русской Правды. Наконец, важным -цементирующим фактором единения выступал общий для всех земель древнерусский язык. Помимо всего этого, в русских землях в эпоху раздробленности постоянно сохранялась идея единения всех сил для борьбы с внешней опасностью.

ПРИЧИНЫ УПАДКА КИЕВСКОЙ РУСИ.

У многих неверное представление, что падение Киевской Руси связано с нашествием татар. За сто лет до них Киев клонится к упадку. Причины были внутренние и внешние. Во-первых, древняя Киевская Русь была богатой и европейски культурной страной, европейской страной. Это лицевая сторона быта. Но у него была и изнанка. Экономическое состояние было куплено ценой порабощения низших классов: холопов, закупов. Так думает даже не марксист, а В. О. Ключевский. Недовольство угнетаемых классов угнетало общественный порядок и благосостояние Киевской Руси. Во-вторых, княжеские усобицы разоряли Русскую землю. Они были озабочены желанием ограбить и сжечь враждебную страну, забрать население в полон. Пленников обращали в рабов. Даже Владимир Мономах–самый добрый и умный из князей–не был чужд этого хищничества. В своём "Поучении детям" он рассказывает как напав на Минск (Менск) " не оставил там ни челядина ни скотины". Всё унёс с собой. После неудачного нападения войска Андрея Боголюбского на Новгород в 1169 году в Новгороде продавали пленного по цене более низкой, чем цена барана. Так много их взяли! ("по две ногаты" - это денежная единица) Русские князья не стыдились приводить на Русь половцев для разорения своих соседей. Княжеские усобицы ещё более усугубляли положение низов. В-третьих, внешняя причина, половецкие нашествия. Русь жила на краю европейской цивилизации, далее простиралось Дикое Поле, которое было по Ключевскому "историческим бичом древней Руси". С 1061 года начались непрерывные нападения половцев (куман). В 1096 году хан Боняк Шелудивый чуть не въехал в Киев, ворвался в Печерский монастырь, когда монахи спали после заутрени. Боняк ограбил и зажёг обитель. Переяславское княжество от набегов половцев постепенно пустело. В Киевской Руси даже возникло сомнение: можно ли жить в соседстве с половцами. В 1069 году Изяслав Ярославич был изгнан из Киева из-за нерешительности в борьбе с половцами. В Киев он шёл с польским войском. Киевляне просили братьев защитить город, а в случае отказа они сказали, что зажгут свой город и уйдут в Греческую землю. Так что нападения половцев были непрерывными, как на Рим германских племён. Только Владимир Мономах заключал с ними 19 договоров, но всё было напрасно. Чтобы предотвратить нападения русские князья женились на ханских дочерях. А тесть продолжал грабить русскую землю. Очень интересное выступление князя Владимира Мономаха на княжеском съезде в 1103 году. Он говорил: " Весной смерд выедет в поле пахать на лошади–приедет половчин, ударит смерда стрелою и возьмёт его лошадь. Потом приедет в село, возьмёт его жену, детей, и всё его имущество, да и гумно его зажжёт". России выпала историческая миссия защищать Европу от степи, от кочевников; защита левого фланга европейского наступления на Восток. Так думают Ключевский и Соловьёв. Это время начала крестовых походов, начавшихся в 1096 году. Это же начало движения Реконкисты на Пиринейском полуострове. Это движение против мусульман и арабов в Европе. Оборона Руси стоила ей очень дорого. Начался отлив русского населения на новые места. С середины 12 века заметны следы запустения в Среднем Поднепровье. В 1159 году по летописи в Чернигове и его младших городах живут псари и половцы (мирные половцы, пришедшие на Русь). Запустел и богатый некогда Любеч. Наблюдается и экономический спад. Об этом говорит девальвация гривны. В конце 11 начале 12 века гривна весила 1/2 фунта, а в конце 12 века - 1/4 фунта, а в 13 - ещё легче. Причина упадка вот в чём. Один князь в 1167 году приглашал к походу против степняков. " Пожалейте о Русской земле, о своей отчине. Каждое лето поганые уводят христиан в свои вежи (шатры. Отсюда Белые Вежи–столица хазар). А вот и пути у нас отнимают (торговые пути)", и перечисляет черноморские пути русской торговли. В конце 12 века русские князья уже не могут сдерживать напор половцев и начинается исход русского населения. А вот Грушевский видел причины упадка Киевской Руси в происках и злых умыслах владимиро - суздальских князей. Он пишет: " Суздальские князья умышлено хотели ослабить киевскую землю. Суздальский князь совершил поход в1169 году на Киев. И войско взяв Киев немилосердно опустошило его. Несколько дней грабили город, монастыри, церкви не щадя ничего. Забирали у церквей иконы, книги, ризы, даже колокола снимали и везли к себе в северные края; избивали людей и забирали в плен" Это первое нашествие в 1169 году. "Потом брат Андрея– Всеволод Большое Гнездо– умышленно перессорил украинских князей. Киев снова был немилосердно разграблен и опустошен в 1203 году. Вокруг него завязалась такая борьба, что было очень трудно усидеть кому-нибудь". Тогда-то и началась миграция. Грушевский заканчивает: " После этого наступает уже полный упадок Киева и позднейший татарский погром немного прибавил к прежним погромам. Вернадский пишет: " Важное значение Киева было поколеблено в 1169 году (признает значение похода Андрея Боголюбского). Вторая причина, город пострадал от прекращения торговых отношений с Константинополем после его разорения крестоносцами в 1204 году. В книге Шмурло говорится: " Грабили совместно с половцами, чтобы усилить бедствие. В плен увели всю молодёжь города, мужчин и женщин, монахини и монахи угнаны в степь на тяжелую, а то и на позорную работу. Уцелели только иностранные купцы. Они заперлись в каменных церквах и купили себе жизнь и свободу отдав половцам половину добра. С тех пор обесчещенный, надломленный и хилый печально влачил Киев дни свои в ожидании третьего ещё более горшего разгрома татарского в 1240 году. Итак начинается исход киевлян. В этом согласуются все исторические школы. Но куда они исходят? Грушевский указывает путь киевлян на Запад и только туда, через Галицию в Польшу, на юго-восток Польши. Это общепризнанно. Ключевский же пишет, что отлив населения шёл по двум направлениям, двумя струями. Одна струя направлялась за Западный Бук, на Запад, в область верхнего Днестра и верхней Вислы, в глубь Галиции и Польши. Так славяне возвращались на свою историческую родину–северные склоны Карпат, покинутые в 7 веке. Другая струя колонизации направлялась в другую сторону–на северо-восток в междуречье Оки и Волги. Таким образом, мы находимся у истока разделения единой древнерусской народности на два племени - малороссийского и русского.

Обратимся к первому вектору - отливу на Запад. Во второй половине 12 века очень усиливается Галицкое княжество. В конце века Роман Мстиславич присоединяет к Галичу Волынь. Летопись называет его самодержцем всей русской земли. Не зря. При его сыне Данииле Романовиче княжество заметно растёт, густо заселяется. Князья распоряжаются делами киевской земли и Киевом. Ключевский пишет: "В исторических документах упоминаются храмы в Краковской области и других местах Польши. Татары дали новый толчок к исходу. Киев был сожжён татарами в 1240 году и там осталось около 200 домов. В 1246 году через эти земли проезжал миссионер Плано Карпини. Он ехал в Таратарию. Европейцы татар называли исчадиями ада. (название татары произошло от китайского "та-та"). Плано пишет: "Руси здесь осталось очень мало. Большая часть перебита, либо уведены в плен. (В киевской и переяславской земле он встречал бесчисленное множество человеческих черепов и костей, разбросанных по полям)". Второй удар по Киеву был нанесён татарами в 1299 году, после которого его жители снова разбежались. Город опустел. В 14 веке Галиция была захвачена Польшей (ок. 1340), а остальная часть Поднепровья была захвачена Литвой. Насчёт последнего существуют различные мнения. Грушевский уклоняется к мысли, что Киев был захвачен Литвой в 60-х годах 14 века. Он пишет: "После того днепровские пустыни стали юго-восточной украиной соединенного Польско - Литовского государства (1386 год, в год брака Ягайлы и Ядвиги)". В документах 14 века, а по Фассмеру - с 1292 года для юго-западной Руси появляется новое название - Малая Россия. Это документы Константинопольского патриархата. Грушевский и Евфименко (женщина, вышедшая за украинца) держатся того взгляда, что: "Историческая традиция древней киевщины не прервалась, а продолжала жить в украинском народе и в учреждениях Великого Княжества Литовского. Следовательно, оно являлось продолжением Киевской Руси". По их мнению в этом регионе правили украинские князья литовской династии. Все они являются Рюриковичами. Это концепция всех украинских националистов. С 15 века началось попятное движение малоросов в днепровские степи. Почему? Так как исчезла опасность татарских набегов после свержения ига Золотой Орды (после 1480 года). С другой стороны, польские магнаты приобретали огромные вотчины на украине польского государства и заселяли их своими людьми, выводя их из глубины Польши. Сюда бежали и закрепощавшиеся крестьяне. Оброк заменялся барщиной. Спасались от панского ярма. Реэмигранты сохранили свой язык, свою народность и встретились с остатками прежних кочевников. Произошла ассимиляция с торками, берендеями, печенегами и другими. Так образуется малоросийская народность. Вот почему многие украинцы с черными глазами и волосами.

Киевскую землю покидают обыватели под угрозой разбоев половцев, а потом монголо-татар. Одно направление отлива киевского населения на восток, в Галицию, к Польше. Потом состоялось возвращение и смешивание киевлян с остатками древних кочевников: с торками, берендеями, печенегами. Вот так рассказывает об образовании малороссийского народа к 14-15 векам Ключевский. Грушевский же начинает историю украинского народа с 4 века христианской эры. Он считает, что украинцы, белорусы и великороссы выйдя из своей прародины, которая находилась на северных склонах Карпат, попали в различные физические, культурно-экономические условия, в различную этническую среду. Великороссы формировались преимущественно на финской почве. Белорус - в близком общении с литовцами, украинцы в вечном соседстве с тюрками. Эти народности имеют больше отличий, чем схожестей. Это мнение Грушевского. В результате "образовалось народное самочувствие, которое отличает теперь совершенно инстинктивно украинца, белоруса и великоруса. Или в просторечии хохла, литвина и кацапа." Происхождение слово хохол по Грушевскому (с ним согласны и русские историки). Хохол - насмешливое название для украинца у великоросов. Ведёт своё начало от причёски украинцев 17 века, когда они подбривали волосы и оставляли на средине головы. Название литвин ведён своё начало от великого княжества Литовского, когда Белоруссия была в пределах литовского княжества. Происхождение слова "кацап" не так ясно. Великоросы производит от насмешливого "как козёл" из-за бородки. Грушевский пишет: "его производят теперь довольно правдоподобно от тюркского слова касап, что означает мясник, живорез, палач."

По Грушевскому малорос отличается от великороса и белоруса антропологическими особенностями, внешним физическим видом: формой черепа, ростом, соотношением частей тела. Отличается психофизическими чертами, проявляющимися в народном характере, психологии, в складе семейных и общественных отношений. На наш взгляд Грушевский несколько преувеличивает антропологические особенности родственных племён. К тому же украинский народ неоднороден по своему антропологическому составу. Не отрицая влияния со стороны соседей: тюрков, финов, литвинов, отметим, что формирование этих народов происходило на общей древнерусской основе, то есть Киевская Русь является колыбелью и великоросов, и малоросов, и белорусов. Грушевский считал. Что Киевская Русь и её культура принадлежит только истории Украины. Период праславянского единства длился до 6 века.

Второе течение народа из Киевской Руси было на северо-восток в междуречье Оки и Волги. Этот вектор по Ключевскому слабо отмечен в литературе и современными тому периоду наблюдателями. Поэтому, Ключевский, чтобы доказать, что был отлив населения в этом направлении прибегает к косвенным доказательствам: наиболее очевидным аргументом является топонимика, географические названия, топонимическое сходство северо-востока с южной Русью. Ключевский пишет: " Надо вслушаться в названия новых суздальских городов: Переяславль, Звенигород, Стародуб, Вышгород, Галич. Всё это южнорусские названия, которые мелькают чуть ли не на каждой странице летописи. Одних Звенигородов было несколько в земле Киевской и Галицкой. Имена киевских речек Лыбяди и Почайны встречаются в Рязани, в Нижнем Новгороде, во Владимире на Клязьме. Имя Киева не забыто в Суздальской земле, например село Киево в Московском уезде, Киевка - приток Оки в Калужском уезде, село Киевцы в Тульской Губернии. Три Переяславля известны древней Руси: южный, рязанский - это нынешняя Рязань(сюда перешли жители старой, домонгольской, сожжёной татарами Рязани), Переяславль залесский. Каждый из них стоит на реке Трубежь, также как и в Киевской Руси. нетрудно догадаться, что это дело переселенцев.

До середины 12 века не прямого сообщения Киева с Ростово-Суздальским краем. Их разделяли глухие леса. Об этом существует предание. Известны разбойники брынские (село на реке Брынь). Название города Брянска происходит от дебрянска(дебри). А Суздальская земля называлась залесской. Это название принадлежит Киевской Руси. Дебри стали прочищаться и прорубаться середины 12 века. Если Владимир Мономах ещё с трудом проехал здесь в Ростов даже с малой дружиной, то сын его Юрий Долгорукий водил уже с середины 12 века прямой дорогой из Ростова к Киеву целые полки. Отсюда можно предположить, что наблюдалась какая-то колонизация, какое-то движение хлеборобов. Пробивали эту дорогу крестьяне. Это тихая, но стихийная колонизация, поэтому писатели этого не заметили.

В то время как на юге отмечается запустение земли, на северо-востоке наблюдается строительство городов Юрием Долгоруким и его сыном Андреем Боголюбским: Москва (1147), Юрьев –Польской (1180), Переяславль Залесский (1150-1152), Дмитров (1154), Боголюбов (1155), Городец на Волге (1152), Кострома (1152), Стародуб на Клязьме, Галич, Звенигород, Вышгород, Коломна(1177). Андрей Боголюбский гордился своей колониальной деятельностью. Задумав основать митрополию, независимую от Киевской, говорил: "Я всю Русь городами и селами великими населил и многолюдными учинил". Киевская народность во второй половине 12 века разорвалась на двое, причём главная масса народа ушла на северо-восток, где по словам Ключевского "собрала свои разбитые силы, окрепла в лесах центральной России, спасла свою народность и вооружив её силой сплоченного государства опять пришла на юго-запад, чтобы спасти остававшуюся там слабейшую часть русского народа от чужеземного ига". Ключевский отчеканил: "Вековыми усилиями и жертвами Россия образовала государство, подобно которому по составу, размерам и мировому положению не видим со времён падения Римской империи.

История как наука, предмет, цели и принципы её изучения.

В человеческой жизни, которые касаются жизни народов и государств, деятельности отдельных лиц, международных отношений.

Предметом курса отечественной истории является российский исторический процесс от древности до современности.

В деле возрождения Отечества наряду с экономическими факторами важную роль играет интеллектуальный потенциал общества, А это в некоторой степени зависит от высшей школы, от места и значения в ней гуманитарных наук. В процессе изучения истории у человека формируется историческое сознание, в содержание которого входит ряд элементов:

1. Знание фактов истории;

2. Способность рассматривать реальную действительность во всех трех временных измерениях: в прошлом настоящем, будущем;

3. Обобщенный исторический опыт и вытекающие из него уроки истории;

4. Социальное прогнозирование на основе изучения общественных процессов.

Функции истории . История традиционно является основой гуманитарного образования и важнейшим фактором формирования самосознания людей. Она выполняет ряд функций, зачастую выходящих за пределы мира науки. В их число входят:
описательная (нарративная) фунция , сводящаяся к фиксированию происходящего и первичной систематизации информации;
познавательная (когнитивная, объяснительная) функция , суть которой – понимание и объяснение исторических процессов и явлений;
прогностическая функция (предвидение будущего) и практически-рекомендательная (практически-политическая) функция . Обе подразумевают использование уроков прошлого для улучшения жизни человеческих сообществ в ближайшем и отдаленном будущем;
воспитательная (культурно-мировоззренческая) функция, функция социальной памяти .

2.Природно-климатический, геополитический и другие факторы развития России и их влияние на российскую историю.

В физико-географическом отношении наше Отечество представляет собой сложный комплекс. Страна занимает территорию двух частей света - восточную часть Европы и север Азии. Особенность рельефа - преобладание равнин на западе и северо-западе, а гор - на юге и востоке.

Важным географическим фактором, определяющим особенности территории страны, являются моря, озера, а также другие водоемы. Водные системы могли способствовать или противодействовать хозяйственному освоению земель, экономическим и политическим связям, в ряде случаев играли важную роль в исторической судьбе отдельных территорий. Россия – обширная, малозаселенная территория, граница России защищена естественными преградами. Также характерна оторванность от морей, густая речная сеть, промежуточное положение между Европой и Азией.Огромное разнообразие почв влияло и влияет на хозяйственную деятельность человека.Зарождение и становление российской государственности произошло на территории Восточно-европейской (или Русской) равнины. Ее характерными свойствами являются однообразные поверхности, сравнительная краткость береговой линии и отсутствие внутренних естественных границ в виде гор и горных хребтов.Для России всегда были характерными длинная зима и короткое лето, вследствие чего объём совокупного прибавочного продукта был низок. А это обусловило появление крепостничества, деспотической власти.Фундаментальные особенности ведения крестьянского хозяйства, в конечном счете, наложили неизгладимый отпечаток на русский национальный характер, на первый взгляд противоречивый: способность к крайнему напряжению сил - отсутствие ярко выраженной привычки к тщательности, аккуратности в работе, извечная тяга к “подрайской землице”, необыкновенное чувство доброты, коллективизма, готовности к оказанию помощи, вплоть до самопожертвования и др.

3.Расселение славян в Европе. Восточные славяне в древности.

Предки славян – праславяне - принадлежали к индоевропейской семье народов, населявших обширные территории Европейского материка, протянувшиеся от Европы до Индии, в IV-III тысячелетиях до нашей эры.

Во второй половине I тысячелетия до нашей эры древние славяне заселили земли от Эльбы и Одера на Западе до Верхнего Приднепровья и Среднего Поднепровья на Востоке. В период совместного проживания славянские племена говорили на одном праславянском языке. Однако по мере расселения они стали всё больше отдаляться друг от друга, что особенно проявлялось в языке и культуре.

Несколько позже славянская семья разделилась на три ветви, послужившие основой для трёх современных наций – западных славян (поляки, чехи, словаки), южных славян (болгары, хорваты, сербы, словенцы, македонцы, боснийцы, черногорцы), восточных славян (русские, белорусы, украинцы).

Расселение восточных славян в древности

В VI-IX веках восточные славяне заселили территорию, протянувшуюся с востока на запад от верховьев Дона и Средней Оки до Карпат и с юга на север от Среднего Поднепровья до Невы и Ладожского озера. Основным занятием восточнославянских племён было земледелие.

В процессе расселения славянских племён по Восточно-Европейской равнине у них происходит постепенное разложение первобытнообщинного строя. Как говорится в «Повести временных лет», отдельные племена объединялись вокруг одного наиболее сильного племени в племенные союзы или княжения. В летописях упоминается более десятка подобных объединений и мест их расселения. Восточно-племенные союзы возглавлялись князьями из племенной знати. Особо важные для племени решения принимались на общих собраниях – вечевых сходах.

Наиболее влиятельным, по мнению историков, было объединение полян, населявших территорию среднего течения Днепра. Земля полян согласно древним летописям носила название «Русь». Её и принято считать ядром древнерусского государства.

Процесс собирания славянских земель в единое целое происходил с севера на юг вокруг двух центров: на северо-западе – Новгород, на юге - Киев. В итоге сформировалась Новгородско-Киевская Русь. Условно датой этого объединения принято считать вокняжение Олега - 882 г. Двоецентрие фактически сохранялось и в дальнейшем, несмотря на то, что столицей был назван Киев.считаются предками современных чувашей, частично татар, марийцев, удмуртов.

4.Образование Древнерусского государства и его история Существуют три основные версии происхождения Древнерусского государства:
1. Норманнская теория
2. Антинорманизм (славянская теория)
3. Неонорманская теория
Если верить летописцам начала XII в., то в 862 г князь Рюрик и его два брата были призваны на Русь новгородцами, положив начало княжеской династии. Легенда о призвании варяжских князей послужила основанием для создания норманнской теории.
М.В. Ломоносов отрицал варяжское происхождение слова «Русь», связывая это слово с рекой Рось на юге славянской территории. «Южная» гипотеза происхождения названия «Русь», тезис о внутреннем развитии древнерусского государства способствовало формированию антинорманской теории. Также существуют еще несколько предположений названия «Русь»: от слова «русый»- светловолосый, от слова «руссо»- красный.
На протяжении первой половины XX века формировалась неонорманская теория, сущность которой состоит в том, что государство нельзя навязать извне, это сугубо внутренний процесс любого общества. Славяне находились на той стадии развития, когда у них должно было возникнуть государство, ну а если летопись сообщает о варягах, то, по всей видимости, они были и способствовали ускорению возникновения государства у восточных славян.
Причины образования Древнерусского государства:
1. Распад родовой общины, её имущественное расслоение, появление соседской общины;
2. Приток населения в земли Северо-Восточной Руси;
3. Образование племенных союзов.
Этапы формирования государственности.
Сначала возникают племенные союзы. Русские летописи называют два – северный и южный: Южный – с центром в Киеве, Северный – с центром в Новгороде.
В 882 г князь Олег совершает поход на Киев, убивает киевских князей Аскольда и Дира и провозглашает Киев матерью русских городов. Таким образом, завершается процесс образования единого Древнерусского государства. Киевские князья стремились захватить окружающие славянские и неславянские земли. Расширению государства способствовали войны против хазар, Волжской и Дунайской Болгарии. Поднимали авторитет Древнерусского государства и походы на Византию. Древнерусское государство было раннефеодальным, в нем господствовала государственная собственность, а собственность феодалов лишь формировалась. Поэтому эксплуатация населения осуществлялась государством главным образом в виде дани (полюдья). Тенденция к укреплению государства наблюдалась до середины XI в., но уже при Ярославе Мудром к началу XII в. нарастал процесс феодальной раздробленности, через который прошли все государства.

5.Принятие христианства на Руси: причины и значение.

В IX веке почти по всей Европе распространилось христианство. На Руси государственной религией оставалось язычество, но с середины X века появляются первые христиане. В 946 году (или 954) христианство приняла княгиня Ольга, однако ее сын Святослав оставался язычником. В 988 году происходит крещение Руси. Используя связи Руси с Византией, киевский князь Владимир крестил киевлян в Днепре, а затем христианство было введено в других городах.
Причины:
1. Усиление роли государства и возвышение его над народом.
2. Желание объединить страну религией.
3. Для вступления в союзы, поднятия международного авторитета.
Крещение происходило добровольно, но были случаи насилия.
В тот момент именно с христианскими державами Русь поддерживала отношения, поэтому выбор князя неудивителен. То, что была выбрано именно православие, явилось фактором наиболее тесного сближения Руси и Византии, эти страны имели не только политические и экономические связи, они были близки в культурном плане. Также в пользу православия говорило и то, что такая религия зависела от правителя и была ему подчинена. Естественно главным для церкви на Руси стал византийский патриарх, но Русь по-прежнему оставалась независимой и в политическом и в религиозном плане. Следующим определяющим моментом стало то, что православие допускает проведение обрядов на национальном языке любого народа, в то время как католицизм требует проведения обрядов на латинском. Киеву было важно, чтобы возвеличивался именно славянский язык.

Следует отметить, что принятие православия на Руси происходило не просто, оно подверглось процессу обрусения. Самобытность славян было никуда не деть, а новая вера была еще слаба в отличие от старых обрядов, поэтому ничего удивительного в том, что усвоение православия происходило своеобразным путем.

Между тем, в отличие от Киева, где новая религия прижилась сравнительно просто благодаря авторитету князя, некоторые регионы активно сопротивлялись реформам. К примеру, жители Новгорода очень долго сопротивлялись, и их приходилось насильно обращать в христианство. Поэтому, анализируя этапы принятия христианства на Руси надо сказать, что не все так однозначно. В сознании людей того времени язычество существовало еще долго. Православной церкви приходилось приспосабливаться и иногда объединять языческие праздники и свои культы. И сейчас мы имеем такие языческие праздники, как масленица и некоторые другие, которые слились с православными.Нельзя назвать этот процесс двоеверием, это скорее синтез язычества и христианства, в результате которого получилось русское православие. Со временем языческие элементы удалялись и постепенно остались лишь некоторые самые стойкие.

Последствия:
1. Нравы русского народа смягчились.
2. Повышение нравственных и духовных ценностей, развитие культуры.
3. Усиление княжеской власти.
4. Укрепление международного авторитета Руси.
5. Объединение русского народа, рождение национального самосознания (образование одной нации).
6. Строительство храмов, появление городов и новых ремесел.
7. Принятие азбуки (Кирилл и Мефодий, IX век), распространение грамотности, образования.
Государство Русь к рубежу X – XI веков стало одним из крупнейших и могущественных в Европе.

Русь в XI-XIII веках. Распад древнерусского государства.

В 1097 г. в город Любеч съехались князья из разных земель Киевской Руси и провозгласили новый принцип отношений между собой: «Пусть каждый держит отчину свою» . Его принятие означало, что князья отказались от лествичнои системы наследования княжеских престолов (он доставался самому старшему во всей великокняжеской семье) и перешли к наследованию престола от отца к старшему сыну в пределах отдельных земель. К середине XII в. политическое раздробление Древнерусского государства с центром в Киеве было уже свершившимся фактом. Считают, что внедрение принятого в Любече принципа было фактором распада Киевской Руси. Впрочем, не единственным и не самым главным.
На протяжении XI в. русские земли развивались по восходящей линии: росло население, крепло хозяйство, усиливалось крупное княжеское и боярское землевладение, богатели города. Они все менее зависели от Киева и тяготились его опекой. Для поддержания порядка внутри своей «отчины» у князя было достаточно сил и власти. Местные бояре и города поддерживали своих князей в их стремлении к самостоятельности: они были ближе, теснее связаны с ними, лучше могли защитить их интересы. К внутренним причинам добавились внешние. Набеги половцев ослабляли южнорусские земли, население уходило из беспокойных земель на северо-восточные (Владимир, Суздаль) и юго-западные (Галич, Волынь) окраины. Киевские князья слабели в военном и экономическом смысле, падали их авторитет и влияние в решении общерусских дел..
В 30-40-х гг. XII в. князья перестают признавать власть киевского князя. Русь распадается на отдельные княжества («земли»). За Киев началась борьба разных княжеских ветвей. Сильнейшими землями были Черниговская, Владими-ро-Суздальская, Галицко-Волынская. Их князьям подчинялись князья, чьи владения (уделы) входили в состав крупных земель. Предпосылками раздробленности считаются рост местных центров, уже тяготившихся опекою Киева, развитие княжеского и боярского землевладения.

Владимирское княжество возвысилось при Юрии Долгоруком и его сыновьях Андрее Боголюбском (ум. 1174) и Всеволоде Большое Гнездо (ум. 1212). Юрий и Андрей не раз захватывали Киев, но Андрей, в отличие от отца, посадил там брата, а не княжил сам. Андрей пытался править деспотическими методами и был убит заговорщиками.1170-х гг. усиливается половецкая опасность. Южные князья во главе со Святославом Киевским нанесли им несколько поражений, но в 1185 г. был разбит и пленен половцами Игорь Новгород-Северский, кочевники разорили часть южной Руси. Но к концу века половцы, распавшись на множество отдельных орд, прекратили набеги.следствия политической раздробленности.

1. В условиях становления новых экономических районов и оформления новых политических образований шло неуклонное развитие крестьянского хозяйства, осваивались новые пахотные земли, происходило расширение и количественное умножение вотчин, которые для своего времени стали наиболее прогрессивной формой ведения хозяйства.

2. В рамках княжеств-государств набирала силу русская церковь, которая оказывала сильное влияние на культуру.

3. Противовесом окончательному распаду Руси была постоянно существовавшая внешняя опасность для русских земель со стороны половцев, соответственно киевский князь выступал как защитник Руси.

Полит.раздробленность

Со 2трети 12в до конца15в на Руси длился период феодальной раздробленности.Главн.предпосылки:

ослабление центральн.власти киевского князя,

укрепление власти феодалов на местах.(восстание в Киеве-1113г.

бедствие народа из-за усобиц князей)Росло крупное феодальное землевладение.

У круп.феод.есть свои дружины,аппаратуправления:рост желания отд.отКиева.Особая опора на служивых-дворян,составлявш.дружинукот.получ за службу деньги,землю.Рост владений церкви.""Русская правда""-юредическизакреп.господство феодалов и зависимость смердов.В конце12-нач13в. на Руси сложились три центра:Галицко-Волынскоекняж-во имело терр.-от пруссов и литовцев до Дуная(Галич,Червень,Львов,Перемышль,Владимир)1199-1205 княж. РоманМстиславович.Особый расцвет приДаниилеРомановиче(1238-1264)Бояре хотели выйти из-под княж.власти,вступая в сговор с пол.Владимиро-Суздальское-отНижНовг до Твери.СталанезависотКваВ 30-х г12века при сыне Вл.Мономаха-Юр.Долгорукий(1125-1157)

Он расширил подчинив:Муром,Рязань,мордву,мари.РостетМоскваАндрейБоголюбский(1157-1174)-захватил Киев и провозгласил себя великим князем.Заговорщики убили и братВсеволодЮр-ч Большое Гнездо(1176-1212)расправ с загподчинивСмоленск и Чернигов Княжество стало называться Великим Владимирским.

Новгород.освободился от Киева в 1136.Власть принадлежала богат. Боярству.Бояре держали в руках городское собрание свободных граждан-вече.Вече избирало из бояр посадника(суд,упр.) и его пом,тысяцкого(ополчение).С 1156 вече избир.архиепископа(казна,внеш) Для обеспечения внешней безопасн. Приглашался князь с дружиной Князь не имелправаупр.исобств.вреспубл.В 1348 Псков отделился.Полит. дроблен.не повлекло культ. разобщ.Общее религиозное созн. И единство церкви замедлили процессы обособлен. Исоздалипредп.

Для будущ.воссоединения русских земель.

Позитивным моментом раздробленности являлось развитие регионов страны.

Негативные:1. Междуусобицы 2. Борьба за территорию княжества 3. Русь оказалась обеспеченной накануне очередного нашествия кочевников.

Феодальная раздробленность – обязательный исторический период в развитии средневековой государственности. Русь его тоже не миновала, и развивалось здесь это явление по тем же причинам и теми же путями, что и в других странах.

Сдвинутые сроки

Как и все в древнерусской истории, период раздробленности в наших землях наступает несколько позже, чем в Западной Европе. Если в среднем такой период датируется X-XIII веками, то на Руси раздробленность начинается в XI и продолжается фактически до середины XV века. Но это отличие не принципиально.

Не принципиально и то, что все основные местные властители в эпоху раздробленности Руси имели некоторые основания считаться Рюриковичами. На западе тоже все крупные феодалы были родственниками.

Ошибка Мудрого

К моменту начала монгольских завоеваний (то есть уже к ) Русь уже была полностью раздроблена, престиж «киевского стола» был чисто формальным. Процесс распада не был линейным, наблюдались периоды кратковременной централизации. Можно выделить несколько событий, способных служить вешками при изучении этого процесса.

Смерть (1054 год). Этот правитель принял-таки не слишком мудрое решение – официально разделил свою империю между пятью сыновьями. Между ними и их наследниками немедленно началась борьба за власть.

Любечский съезд (1097 год) (читайте о нем ) был призван положить конец междоусобицам. Но вместо того официально закрепил притязания той или иной ветви Ярославичей на определенные территории: «…каждый да держит отчину свою».

Сепаратистские действия галицких и владимиро-суздальских князей (вторая половина XII века). Они не только демонстративно прилагали усилия к тому, чтобы не допускать усиления Киевского княжества за счет союза с другими властителями, но и наносили ему прямые военные поражения (например, Андрей Боголюбский в 1169 году или Роман Мстиславович Галицко-Волынский в 1202 году).

Временная централизация власти наблюдалась в период правления (1112-1125), но она была именно что временной, обусловленной личными качествами этого правителя.

Неизбежность распада

Можно сожалеть о распаде древнерусского государства, приведшего к поражению от монголов, долгой зависимости от них, экономическому отставанию. Но средневековые империи были изначально обречены на развал.

Управлять из одного центра большой территорией при почти полном отсутствии проходимых дорог было практически невозможно. На Руси положение усугублялось зимними холодами и продолжительной распутицей, когда путешествовать было вообще невозможно (стоит подумать: это не XIX век с ямскими станциями и сменными ямщиками, каково тащить с собой запас провизии и фуража на путешествие в несколько недель?). Соответственно, государство на Руси изначально было централизованным только условно, воеводы и родственники князя отправляли на местах всю полноту власти. Естественно, у них быстро возникал вопрос, а ради чего они должны кому-то, хотя бы формально, подчиняться.

Торговля была развита слабо, преобладало натуральное хозяйство. Поэтому и экономическая жизнь не цементировала единства страны. Культура же в условиях ограниченной подвижности большинства населения (ну куда и на какое время мог поехать крестьянин?) не могла быть такой силой, хотя и сохранила в результате этническое единство, облегчившее затем новое объединение.

Даже враги у разных регионов огромного государства были разными. Территории современной Украины досаждали половцы, Новгород и Псков опасались немцев и шведов. А то же быстро привыкло опасаться исключительно собственных соседей – другие русские уделы. В результате и общая для всех внешняя угроза не могла предотвратить распад.

Но не стоит ныне сожалеть о распаде Киевской Руси. Это был обычный этап взросления государства того времени.

Датой начала распада Древнерусского государства историки считают год смерти Великого князя Ярослава Мудрого, который владел киевским престолом с 1016 года по 1054 год.

Конечно, центробежные силы в государстве русском стали действовать еще при Владимире-Крестителе: сам же Ярослав Мудрый выступал против отца, отказываясь платить Киеву дань в 2 000 гривен.

Распри

Раздор между сыновьями Владимира возник сразу после его смерти. Его результатом сначала чуть не стал захват Киева печенегами, которых позвал сын Владимира Ярополк, а затем на престол Киева едва не взошел польский король Болеслав Храбрый. И только возмущенное население Киева сумело спасти ситуацию: киевляне начали резать поляков, и король с войском вынужден был покинуть город.

Распри между 12 сыновьями Владимира привели к тому, что погибли все, кроме Ярослава и Мстислава. А после смерти Великого князя Ярослава Мудрого, который сделал очень много для укрепления Древнерусского государства, Россия, по словам историка Николая Михайловича Карамзина, «погребла свое могущество и благоденствие».

Две силы

Советский историк Борис Дмитриевич Греков в своих трудах отмечал, что Древнерусское государство распалось под воздействием двух сил: силы Великого князя Киевского, стремящегося утвердить свое господство на землях Руси и силы удельных князей, каждый из которых отрицал право Киева распоряжаться всей землей и стремился утвердить свой суверенитет.

Много конфликтов возникало из-за очередности претендентов на княжеские столы. Власть передавалась по старшинству - от более мелкого стола к более крупному, что вызывало споры.

Новый принцип преемственности

После смерти Ярослава борьбу за Киев и свой суверенитет продолжили его сыновья, а затем и внуки. Хотя один из них – Владимир Мономах - в 1097 году попытался прекратить распри, собрав всех князей в городе Любече, где был провозглашен новый принцип преемственности княжеской власти. Отныне каждый князь со своим потомством держал свою вотчину, не претендуя на чужие города. И хотя междоусобицы поутихли, по сути, это лишь усилило разобщенность земель.

На княжеском совете Киев остался вотчиной внука Ярослава Мудрого Святополка Изяславича, после которого на великокняжеский престол взошел сам Владимир Мономах. Время его правления и правления его сына, Мстислава, стало периодом относительной стабильности на Руси. Но позже Мстислав передал княжение брату Ярополку, который решил выполнить волю отца – Владмира Мономаха - и посадить княжить в Киеве старшего сына брата Мстислава, своего племянника Всеволода-Гавриила, князя Новгородского. Это возмутило других сыновей Мономаха, в числе которых был и Юрий Долгорукий, владевший Ростовом, и привело к всеобщей войне, о которой в новгородской летописи сказано следующее: «...И издрася вся земля Русская...»

13 земель

Ближе к середине XII века Древняя Русь фактически распалась на 13 разнородных по площади и составу населения земель.

Опорой государства остались девять княжьих «отчин».

Городенское княжество (город Городно), которое потом распалось на волости и перешло под власть Литвы.

Турово-Пинское княжество, расположенное в Полесье и в районе нижнего течения реки Припяти, с городами Туров и Пинск. Спустя два века попало под власть литовских князей.

Волынско-Владимирское княжество во главе с городом Владимиром, в которое входили более мелкие города Луцк, Изяславль, Дорогобуж, Шумск и другие.

Смоленское княжество с центром в Смоленске, которое находилось в верховьях рек Волги и Северной Двины и включало в себя не менее 18 городов и поселений, в том числе числе Можайск, Орша, Ржев, Торопец и Ростиславль.

Княжество Суздальское (Ростово-Суздальское, а в XII веке – Владимиро-Суздальское), которое располагалась на северо-востоке Руси и простиралось далеко на север.

Муромское княжество, возглавляемое городом Муромом, долгое время входило в пределы киевской вотчины, но отделилось в начале XIII века и просуществовало до вторжения Орды.

Примерно в 1160 году от Муромского княжества отделилось Рязанское княжество с центром в Рязани. Правда, историки часто рассматривают эти земли как одно целое.

На юге Руси продолжили свое существование Черниговское княжество и Галицкое княжество.

Киевское княжество пр-прежнему считалось центром Древнерусской земли, хотя власть Киева была номинальна и держалась на авторитете предков и традиции.

Еще четыре «земли» княжеской власти над собой не имели Это был Новгород с окрестными территориями, в котором сформировалась сильная местная элита и власть принадлежала вече. Позднее от новгородских земель откололся Псков, который тоже управлялся народным собранием. Переяславские земли не имели собственных князей, а приглашали княжить правителей со стороны. Ничейным долгое время оставался город Галич (позже вошел в Галицко-Волынское княжество).

Внутренюю и внешнюю политику государства опередяли четыре самых сильных княжества – Суздальское, Волынское, Смоленское и Черниговское.

Известные до XII века княжество Тмутарканское и город Белая Вежа в самом начале столетия пали под натиском кипчаков (половцев) и прекратили свое существование.

Русь единая

Однако идея единства Русской земли не исчезла, по-прежнему Киев оставался «стольным градом», а киевский князь именовался «князем всея Руси», хотя титул «Великий князь» тогда уже имели право носить и владимирские князья.

До покорения южных территорий Литвой все русские земли были, в сущности, во владении одного княжеского рода – рода Рюриковичей, который в момент наивысшей опасности для родины объединялся. Так, например, в походе против монгольского войска в 1233 году приняли участие почти все князья.

Огромную роль в объединении земель сыграла православная вера. Церковь была одна и возглавлялась сначала киевским митрополитом. В конце XIII века резиденция митрополита была перенесена во Владимир, а потом в Москву.

Помимо этих факторов имела место исторически сложившаяся культурная и языковая общность, которая не дала Древнерусскому государству окончательно распасться и кануть в Лету.