Что делать если записался на ненужное цт. Что делать, если не набрал минимальный балл на ЦТ? А в это время

Подать документы в вуз с меньшим проходным баллом за тест

Для начала ознакомься с инфографикой о минимальных проходных баллах ЦТ 2018 года.





Как видишь, можно подать документы на специальности, где по всем предметам проходной балл ниже. Выбор за тобой: поступать туда, куда хватает баллов, или подготовиться к поступлению в следующем году.

Пересдать ЦТ в следующем году

Учти ошибки и подготовься к следующему ЦТ серьёзнее. Воспользуйся , проштудируй . Даже готовясь самостоятельно, можно . Используй , чтобы полагаться на знания, а не случай. Парни могут записаться на подготовительные курсы при вузе: в армию не заберут.

Поступить в лицей или колледж

Не хочешь ждать год — поступай в среднее специальное учебное заведение. Туда ЦТ сдавать не нужно, зачисляют по конкурсу балла аттестата. Ищи подходящую специальность в .

Устроиться на работу

А для чего вообще ты сдавал ЦТ? Уверен, что тебе ? Не можешь однозначно ответить на эти вопросы — повремени с поступлением. Устройся на работу (возможно, придётся окончить специальные курсы), попробуй себя в каком-то деле. Главное — не стой на месте, развивайся! И только когда поймёшь, что тебе необходимо высшее образование, поступай в вуз.

У каждого свой путь, и Адукар полностью согласен с классиком:


Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях

Что важнее: способности, трудолюбие или везение? Ребята, которые сдали ЦТ на 100 баллов, поделились рецептом своего успеха.


Цэтэшная Золушка

Екатерину Безушко из деревни Новая Веска Столбцовского района в шутку называют цэтэшной Золушкой. И правда, нечасто бывает, чтобы ученица маленькой сельской школы (в этом году всего 11 выпускников) набрала 100 баллов по русскому языку, и это без репетитора:

– Нам очень повезло с учителем – Натальей Петрушенко. Каждую субботу на факультативе по русскому языку готовились к ЦТ: решали тесты, разбирали ошибки. Уложиться в один урок нереально, поэтому мы нередко задерживались и на два, и на три часа: преподаватель распускала нас только тогда, когда убеждалась, что все всё поняли. В результате на испытании меньше 60 баллов никто не набрал!

Школьница верила в хороший результат, но на максимальный балл не рассчитывала, ведь на последнем репетиционном тестировании у нее было немногим больше 70.

– Наверное, в тот день сошлись все звезды: задания были понятными, я правильно прочитала все условия, ничего не напутала в бланке.

К английскому и математике Катя готовилась с репетиторами: дважды в неделю ездила на электричке в Столбцы, а это почти час дороги в одну сторону.

– Своими результатами осталась довольна: по математике – 70 баллов, по английскому – 92. Собираюсь подавать документы на экономический факультет Белгосуниверситета. Выбираю между специальностями «Менеджмент» и «Финансы и кредит».

На вопрос, как получить 100 баллов, Екатерина отвечает:

– Вы должны быть готовы к тому, что за максимальный результат нужно заплатить большую цену, причем рассчитываться придется сном, свободным временем. Сейчас, когда экзамены уже позади и можно с чистой совестью выйти на прогулку или почитать книжку, я понимаю, как сильно мне этого не хватало.

Хотела взять реванш

Наталья Ткачева , выпускница березовской средней школы № 1, – олимпиадница со стажем: два года подряд она привозила диплом второй степени с республиканской олимпиады по белорусскому языку.

– В этом году тоже делала ставку на олимпиаду, но, увы, даже не прошла в финал. Моя учительница Елена Романюк, видя, как я расстроена, сказала: «Значит, ты должна взять реванш – получить 100 баллов на ЦТ!» Так оно и вышло.

Школьница считает, что своим результатом на 45 процентов обязана трудолюбию, на 45 – природным способностям и на 10 – везению.

– Удача очень важна. После экзаменов продолжаю решать тесты для себя, и у меня каждый раз проскальзывают одна-две погрешности. Даже удивительно, что на ЦТ я ни в чем не ошиблась. Хотя одноклассники были уверены во мне даже больше, чем я сама. Они спрашивали: «Ну что, сколько баллов набрала – 100 или не 100?» Другого результата они и не ждали.

Остальные тесты Наталья тоже написала хорошо: английский – на 87, математику – на 86, обществоведение, к которому готовилась сама, – на 75. Если учесть, что средний балл аттестата у нее тоже 100, у девушки есть все шансы поступить на бюджет в Белорусский государственный экономический университет, на факультет международных экономических отношений, – все как она мечтала.

– Ребятам, которые будут сдавать ЦТ в следующем году, я бы посоветовала не тратить время на то, что их отвлекает: на интернет, бездумное сидение ВКонтакте. И не надеяться только на репетитора: даже самый лучший из них ничем не поможет, если дополнительно не работать самому.

А шоколадку проспорили

Минчане Максим и Артем Лозовские – близнецы. Они вместе учились в Лицее БГУ, вместе собираются поступать на факультет прикладной математики и информатики Белгос­университета и на ЦТ сдавали один и тот же набор предметов: русский, математику, физику. По математике Максим набрал 100 баллов, Артем отстал всего на три очка – у него 97.

Братья считают, что шанс получить сотню был у обоих:

– На втором репетиционном тестировании оба написали на 100 математику, а на третьем – физику. Даже поспорили со своим репетитором: если наберем по математике 200 баллов на двоих, он нам дарит 40 шоколадок. А если нет – мы ему одну. Что ж, придется идти в магазин…

Несмотря на внешнее сходство (репетитор стал различать парней только к концу учебного года), тактика выполнения заданий у братьев разная. Артем более уравновешенный: если какая-то задача не получается, он может отложить ее в сторону, а затем, успокоившись, к ней вернуться. А Максим действует напролом: если что-то застопорилось – будет решать, пока не решит.

Способности к техническим наукам у близнецов с детства. Хотя в родне математиков не было: отец – юрист, мама – врач.

– Наверное, дело в том, что с нами рано начали заниматься: точно знаю, что таблицу умножения мы с Максимом выучили еще до школы, – вспоминает Артем. – А когда нам было лет пять, папа принес домой плакат с числами: сотня, тысяча, миллион, миллиард. Я смотрел на него и старался представить, как может выглядеть, например, тысяча тысяч.

В хорошем знании математики есть много плюсов, уверяют абитуриенты:

– Самый главный бонус – умение мыслить логически. Если знаешь этот предмет, гораздо легче даются физика, химия, даже история: привыкнув работать с цифрами, без проблем запоминаешь даты. Ну и в магазине можно быстро сдачу сосчитать.

Что посоветовать ребятам, которые не сильны в математике, но тем не менее собираются ее сдавать? Делайте упор на часть А: если выполнить ее без ошибок, можно набрать баллов 40. Если в части Б необходимо уметь анализировать, то в А нужно просто знать. И выполняйте как можно больше тестов: в них много похожих задач, так что раньше или позже вы уловите алгоритм и научитесь решать их правильно.

С тестирования вышла последней

У Анны Демиденко из Жлобина 100 баллов по химии.

– Я предполагала, что напишу тест хорошо, так как много лет углубленно занимаюсь химией – участвую в олимпиадах, научно-практических конференциях. Но перед объявлением баллов все равно переживала, накануне даже поплакала от волнения. Когда увидела на мониторе свой результат, сразу же начала звонить родителям, сестрам. И конечно же, своему преподавателю – учителю химии средней школы № 10 Ирине Карабан, которая ведет у меня этот предмет с седьмого класса.

Два с половиной часа, предназначенные для выполнения заданий, Анне еле-еле хватило.

– Я выполнила тест за час с хвостиком, а потом начала все перепроверять, по второму кругу решать задачи. Когда глянула на часы, с ужасом поняла, что едва успеваю заполнить бланк. Из аудитории вышла самой последней.

Другие предметы абитуриентка тоже написала хорошо: 80 баллов по русскому, 79 – по биологии.

– Но для поступления на бюджет (Анна мечтает стать студенткой фармацевтического факультета Белорусского государственного медицинского университета. – Прим. авт.) этого может не хватить. Поэтому буду просить в своем районе целевое направление.

На вопрос, пригождались ли ей знания химии в обычной жизни, Аня с улыбкой вспоминает:

– Однажды решила сделать в квартире генеральную уборку. Причем подошла к ней с научной точки зрения: стала думать, из чего состоит налет на чайнике, на ванне и какую реакцию необходимо провести, чтобы его убрать. В результате родители были в шоке: «Как ты это сделала?» Я на это только посмеялась: «Вот видите, как выгодно, когда дочка – химик!»


Уже не первый год ЦТ вызывает массовую панику как у выпускников школ, так и у родителей и учителей. Если послушать их, то для сдачи централизованного тестирования необходимо чуть ли не несколько лет готовиться, корпеть над учебниками и думать только о предмете.

Я решил сдать ЦТ и узнать, сколько можно получить баллов, вообще не готовясь к предмету и не особо его зная. Выбрал биологию. Почему? Все просто: учебник биологии я перестал открывать уже в старших классах — мои семь баллов в аттестат мне поставили "за глазки". А тестирование я хотел сдать именно так — имея лишь общую эрудицию и пытаясь интуитивно выбирать ответы, пытаясь найти максимально правдоподобные.

В пятницу вечером мне пришел результат моего ЦТ. И оказалось, что я набрал 33 балла из 100. Да, с одной стороны — совсем немного. Но! Средний балл ЦТ по биологии среди выпускников школ — около 33 баллов. А многие из абитуриентов, сдающих тестирование для поступления, то есть те, кто должны относиться к нему серьезно, не набирают и порога результатов — 15-20 баллов.То есть я, человек, который не открывал учебник по биологии уже больше десяти лет и никогда в жизни не учивший все эти определения, задачи и прочее, смог написать тестирование лучше, чем часть абитуриентов, только что закончивших школу и действительно желающих продолжить обучение в университете с биологическим профилем.

О чем это говорит? Явно не о сложности ЦТ — оно достаточно простое и, кажется, если бы я месяц потратил на повторение школьной программы, то написал бы биологию гораздо лучше. О какой сложности может идти речь, если мне хватило любви к передачам Discovery и National Geographic для написания тестирования на уровне среднего выпускника школ?

Говорит это все о традиционной "абыяковости" абитуриентов. Чтобы "провалить" ЦТ и не набрать порог баллов или и вовсе получить 0 (а такие есть!) нужно быть человеком, не имеющим вообще никакого представления о мире, природе и том, чем птицы отличаются от грибов.

Ну, а тот самый "рядовой" выпускник средней школы, набирающий по биологии около 33 баллов — о чем думает этот человек? Явно не о том, что нужно хорошо написать ЦТ и успешно поступить в университет — ведь такой же результат можно получить вообще без подготовки и мотивации.

Сейчас мне кажется, что все ругают ЦТ ради оправдания собственного "ничегонеделания". Чтобы потом можно было сказать: "Да, я плохо написал тестирование, но это потому что сложные и нелогичные вопросы".

Может, я и не прав. Но иначе объяснить то, что (повторяю) без подготовки и никогда не уча биологию я смог сдать на уровне среднего абитуриента — не получается.

Не важно, готовитесь вы к испытанию самостоятельно или с репетитором, к подготовке к ЦТ нужно подходить с умом и заранее. БЕЛНАВIНЫ собрали те общие, но очень важные рекомендации, которые, как считают и сами абитуриенты, и преподаватели, помогут тем, кто собирается сдавать тестирование.

1. Определиться с выбором

Чтобы не тратить понапрасну драгоценное время и не хвататься за все и сразу, в первую очередь, необходимо понять, к чему предстоит готовиться. Для этого нужно определиться с будущей специальностью и выбрать предметы, которые будете сдавать. Подумайте, что вам дается легче, а главное, чем вы хотите заниматься в будущем. Чем раньше это сделать, тем больше времени будет на подготовку. Ведь, только выбрав математику или белорусский язык, нужно начинать думать, как сдать ЦТ по математике или белорусскому языку.

2. Подготовиться

На удачу и везение, конечно, можно надеяться, но этого далеко не всегда достаточно. Для того, чтобы подготовка не была в тягость, лучше приступить к ней как можно раньше. Тогда не придется в последний момент не спать ночами и ходить уставшим и морально вымотанным. Как показывает практика, одним из наиболее эффективных способов самостоятельной подготовки к ЦТ является решение тестов. Это поможет определить, что из материала вызывает трудности и сконцентрироваться на повторении именно этого. Также полезно спорные вопросы обсудить с преподавателем.

3. Сохранять ясную голову

Как было сказано выше, чтобы на экзамене все прошло спокойно, не стоит откладывать подготовку на последний момент. Плохо выспавшись и нервничая перед ЦТ, можно получить оценку гораздо ниже только потому, что в мыслях бардак. Именно поэтому к испытанию нужно себя психологически подготовить. Для успешной сдачи необходимо не только повторить материал, но и быть отдохнувшим. За несколько недель до экзаменов стоит стать не менее 8 часов в сутки, побольше гулять на свежем воздухе и поменьше проводить времени у телевизора или за ноутбуком.


Как сдать ЦТ

4. Что важно помнить во время сдачи ЦТ

Начните экзамен не с заданий, а с инструкции к ним. Чтобы избежать ошибок и не переделывать все заново, все внимательно и спокойно прочитайте и только после этого приступайте к выполнению. Отвечая на вопросы теста, ни в коем случае не стоить стопориться на одном задании, которое вызывает трудности. Лучше пропустить то, что не знаете, сделать то, что в чем точно уверены, и только после этого, если останется время, вернуться к нерешенным пунктам.

Также рекомендуют, приступая к переносу ответов в чистовой вариант, проговаривать их в уме. Тут уже обычная описка может повлиять на результат тестирования. Так что, будьте внимательны, чтобы по глупости не ошибиться.

5. Не сомневаться

Самое важное, о чем нужно помнить, так это о том, что ЦТ сдать — это вполне реально. Времени на выполнение задания дается достаточно, а если к экзамену готовиться заранее и помнить об этих общих рекомендациях и советах, о которых мы рассказали в этой статье, то точно все получиться. Так что, соберитесь, будьте внимательны и не беспокойтесь. Желаем всем удачи!

Результаты централизованного тестирования из года в год становятся все хуже. Министерство образования знает о проблеме, но даже не пытается ее решить, предпочитая играть роль благополучного семейства.

2+2=???
После оглашения результатов централизованного тестирования 2014 года, эксперты вновь заговорили о кризисе белорусского образования. Сложно поверить, но 40% участников ЦТ по математике (25 тысяч человек) не смогли набрать даже 15 баллов из ста возможных.

Скептики уверяют: еще годик-другой и во время вступительной кампании абитуриентов будут просить сложить детскую пирамидку или составить собственное имя из кубиков. И найдутся люди, которые с треском провалят задание! Кто виноват и что делать? Ответы на эти извечные вопросы «Ежедневник» попробовал найти вместе с известным репетитором Евгением Ливянтом, который уже более двадцати лет помогает старшеклассникам подготовиться к поступлению в ВУЗ.

Проблема в том, что… проблемы не существует

Говоря о проблемах белорусской системы образования, Евгений отмечает: главная проблема состоит в том, что никто не желает признать наличие проблемы. По словам Ливянта, в нынешнем году российские абитуриенты тоже не смогли блеснуть знаниями – результаты единого государственного экзамена (ЕГЭ – это российский аналог ЦТ) тоже были не ахти какие. Но власть не стала закрывать глаза на очевидную проблему:
– Сразу же последовала реакция российского президента. Как результат – готовятся реформы: меняются программы, меняются учебники, меняется система обучения учителей, – рассуждает Евгений. – У нас же считается, что никаких проблем как бы и нет. А зачем искать решение для того, чего в природе не существует? Только после того, как у нас официально признают, что в системе образования наступил кризис, дело, может быть, сдвинется с мертвой точки.

Действительно, в Беларуси чиновники в сфере образования подготовили традиционный радужный рапорт. Министр образования Сергей Маскевич утверждает, что «ежегодно выпускники демонстрируют стабильно высокие результаты». Комментируя результаты централизованного тестирования по физике и математике, министр заверил, что среднее значение баллов абитуриентов такое же, как в прошлом году.

Главное – правильно заполнить бумажки

Еще одна проблема, по словам Евгения Ливянта, – это фантастическая бюрократия в системе образования, которая парализует ее работу. Учителя не могут спокойно работать: они вынуждены постоянно держать в голове, как правильно заполнить сотни бумажек. Ведь именно по этим бумажкам, а не по реальным знаниям учеников, любая проверка станет оценивать их работу.

Евгений также отмечает, что социальный статус педагогов упал как никогда низко: «Учителя сейчас как каста неприкасаемых в Индии, они – изгои. Если я хочу мотивировать ученика усерднее заниматься, то говорю ему: «Да ладно, можешь особо не стараться. Твоих баллов хватит для того, чтобы в педагогический поступить!» Слово «учитель» превратилось в синоним слова «неудачник».

Обучают или мучают?

Школьные учебники вызывают неподдельный ужас у всех. Педагоги слабо представляют, как доступно объяснить очередной параграф, перегруженный терминами. Родители с высшим образованием комплексуют из-за того, что уже после пятого класса не могут помочь ребенку с выполнением домашних заданий. А дети безропотно пытаются пробиться через тернии к звездам.

– Смешно слушать постоянные оправдания чиновников: мол, мы – молодое государство, поэтому пока наши учебники неидеальны… Уже больше двадцати лет мы печатаем собственные учебники для того, чтобы в скором времени отправить десятки миллионов экземпляров в макулатуру и… тут же заняться выпуском новых!

Единственным значительным достижением белорусской системы образования Евгений считает создание профильный классов. Даже в самых заурядных школах на каждой параллели был хотя бы один класс, где собирали детей, которые хотели и могли учиться. Это позволяло в большем объеме давать им необходимые знания. Ученикам профильных классов репетиторы были нужны гораздо в меньшей степени, нежели нынешним школьникам. Увы и ах – реформа 2008 года уничтожила эту замечательную задумку. Сейчас принято решение о том, чтобы вернуть профильные классы. Однако воссоздать что-то заново гораздо тяжелее, чем разрушить это в одночасье.

Какие «фишки» европейского школьного образования Беларусь может перенять у соседей?

«Ошибочно думать, что можно позаимствовать пару «фишек» европейской системы образования и у нас все резко наладится», – уверен Евгений Ливянт. Однако он считает, что Беларуси стоит изучить опыт европейский стран, особенно тех, которые близки к нам и географически, и ментально, например, Польши и Эстонии. Эти страны сделали просто колоссальный рывок в системе среднего образования. И польское, и эстонское школьное образование сейчас очень котируется в Европе. Еще один положительный пример, который приводит специалист, – Финляндия, где конкурс на педагогические специальности составляет 5-7 человек на место. Ознакомившись с европейскими методиками, можно будет разработать комплекс мер, рассчитанный на несколько лет, который бы подходил конкретно для Беларуси. Нельзя не отметить и значительный прогресс систем среднего образования России и Грузии.

А как за границей?

Анна Иване, директор Рижской белорусской школы имени Янки Купалы (Латвия):

– Обучение длится двенадцать лет, учебный год в Латвии разделен не на четыре четверти, а на два семестра. Обязательно выделяется неделя для научно-исследовательской деятельности – школьники разрабатывают различные научные, творческие проекты. Помимо этого, в программу заложено две образовательные экскурсии в год. В конце обучения школьники сдают пять государственных экзаменов: есть обязательные для сдачи предметы, а есть те, которые выпускники могут выбрать самостоятельно. Результаты этих экзаменов используют и для поступления в ВУЗ – еще раз пересдавать все не надо. Не скажу, чтобы латвийская система школьного образования так уж сильно отличалась от белорусской – многие наши дети поступали в белорусские университеты, и никаких сложностей у них при поступлении не возникало.

Пятрас Адамкус, учитель (Литва):

– В средней школе изучают как общеобразовательные предметы, так и предметы по выбору учащихся. Зависят они от выбранного школьниками профиля: гуманитарного, технического, технологического или художественного. Выпускники сдают четыре экзамена: литовский язык – обязательный, остальные три можно выбрать.

Алесь Зарэмбюк, белорус, проживающий вместе с семьей в Польше:

– Есть общенациональный учебный план, где прописано, сколько часов какой предмет ученики должны изучать. Но директора школ сами решают, как распределить нагрузку. Предположим, в гимназии ученики должны изучать физику два года. Они могут следовать один за одним, а могут быть и разделены. Скажем, в одной гимназии физику ученики будут учить на первом и втором курсе, во второй – на втором и третьем, в третьей – на первом и третьем. Если говорить о домашних заданиях, то в каждой школе посреди недели выделяют свободный день – моему сыну Якубу, к примеру, по средам никогда не задают заданий на дом. Считается, что важно дать ребенку отдохнуть, сделать для него небольшой перерыв среди учебной пятидневки. Выпускники польских лицеев находятся в более выгодном положении, чем их белорусские сверстники. Если в Беларуси на ЦТ разрешается сдать только три предмета, а потом уже решать, куда с таким ограниченным «набором» пройдешь, то в Польше абитуриенты могут сдавать хоть все предметы из школьной программы. К тому же, полученные сертификаты действительны на протяжении всей жизни, а не только во время вступительной компании нынешнего года.