Игровые приемы, направленные на совершенствование умения определять позицию звука в слове. Игры и игровые упражнения для развития речи (Швайко Г.С.) Положение звука в слове схемы

Анжела Гапоненко

Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза основывается на навыках, сформированных в дошкольном возрасте:

Выделение (узнавание) звука на фоне слова,

Вычленение первого и последнего звука,

Определение места звука в слове (начало, середина, конец).

Большую трудность для детей представляет выделение первого звука из слова и слога. Например, если ребенку предлагают назвать первый звук в слове сумка, он вместо с называет су.

Работа по вычленению первого согласного звука из слова (слога) проходит гораздо быстрее, если дети научились вычленять согласный звук из конца слова, где он четко слышен, а так же сравнивать друг с другом слова с изучаемым звуком в начале и конце слова.

Очень полезны задания на определение места звука в слове (начало, середина, конец).

Основная задача: объяснить ребенку, что начало слова – это первый звук, конец слова – последний звук, все остальные звуки находятся в середине слова.

Предлагаю вашему вниманию игры, разработанные в практической многолетней работе, подходящие для фронтальных и индивидуальных занятий по развитию навыков звукового анализа.

Игра «Ёжики с корзинками» Цель : развитие фонематического слуха, дифференциация звуков на слух и в произношении.

Оборудование : две корзинки, две карточки с буквами (С и Ш, З и Ж и т. п., несколько предметов и игрушек, в названии которых есть изучаемые звуки (р-л, с-ш, з-ж, и т. д.).

Ход игры : на столе находятся предметы и корзинки с прикрепленными буквами. Ребенок выбирает любой предмет, произносит его название 2 раза (обычно и с утрированным звуком) и кладет в соответствующую корзинку. Если ребенок не умеет произносить изучаемый звук, то слово произносит педагог, а ребенок различает звук на слух. Другой вариант : к столу у доски выходят два ребенка-«ёжика», дается задание разобрать предметы, одному ребенку - в корзинку С, другому ребенку - в корзинку Ш.

Игра «Змейка» Цель : развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа слова.

1 вариант

Оборудование : на доске нарисована змея, пространство под змейкой разделено мелом на три части (под головой, туловищем и хвостом будем ставить предметные картинки). Картинки имеют в своем названии изучаемый звук, расположенный в начале и конце слова, или 2 вариант - в начале, середине и конце слова.

Ход игры : ребенок берет картинку, произносит ее название, утрируя изучаемый звук, и ставит на подставку доски в нужном месте. Если ребенок затрудняется, слово произносит педагог, одновременно ведя рукой по змейке.

2 вариант

Оборудование : на столе перед ребенком карточка с нарисованной змейкой, на карточке пуговица, которую можно передвигать по нитке, несколько предметных картинок с изучаемым звуком в начале, середине и конце слова.

Ход игры : ребенок произносит или слушает слово, ведя пальцем по змейке, затем двигает пуговицу в нужное место.


3 вариант

Оборудование : на столе перед ребенком две змейки, нарисованные на карточках, на скрепках – символ гласного (другой вариант - согласного) звука в начале и конце слова, несколько предметных картинок с изучаемым звуком в начале и конце слова.

Ход игры : ребенку нужно разложить картинки на две стопки под змейками, в зависимости от места звука в слове.



Публикации по теме:

Задачи: 1. Формировать умение у детей выполнять звуковой анализ слова. 2. Развивать умение определять гласные, твердые и мягкие согласные.

«В Королевстве звуков». Занятие по обучению навыкам формирования звукового анализа и синтеза Задачи: 1. Учить определять место звука [К] в слове. 2. Продолжать знакомить с понятиями «согласный звук», «твердый согласный», «мягкий.

Исходным процессом при обучении детей письму и чтению является звуковой анализ и синтез слов. Многие дети испытывают затруднение при расчленении.

Игры и упражнения для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа 1 слайд. Добрый день, дорогие коллеги. Меня зовут Носова Анастасия Александровна. Тема моего выступления Игры и упражнения для развития.

Конспект занятия по совершенствованию фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза в ДОУ Конспект занятия «Путешествие в страну звуков и слов» Для детей старшего дошкольного возраста. Цель: Совершенствование фонематических.

Конспект НОД по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте «Звук [Т] и буква «Т» Ф. И. О: Овчинникова Светлана Владимировна Должность: Учитель – логопед Образовательное учреждение: МДОУ д/с «Березка» Группа: подготовительная.

Прежде всего детям предлагается определить место ударной гласной в односложных и двухсложных словах: на­пример, место звука А в словах аист, два, мак, место зву­ка И в слова/ иней, лист, три.

При этом гласные произносятся протяжно, интони­руются, используются картинки.

Работа по определению места согласного звука в слове (начало, середина, конец) проводится с помощью сле­дующих упражнений:

1. Разложить в три ряда картинки, в названии кото­рых есть звук Л: первый ряд - картинки, в названии кото­рых звук слышится в начале слова; второй ряд - картинки, в названии которых звук произносится в середине слова; третий - картинки на слова, в которых звук в конце слова. Примерные картинки: лампа, лыжи, пол, стол, стул, лу­ковица, полка, палка, голубь, мыло, пенал, лодка, лось.

2. Подобрать слова, в которых звук Л в начале слова.

3. Подобрать слова, в которых звук Л в конце слова.

4. Подобрать слова, в которых звук Л в середине слова.

5. Назвать животных, овощи, фрукты, растения, цветы, названия которых начинаются на звук Л.

6. Назвать животных, овощи, растения, цветы, по­суду, игрушки или транспорт, в названии которых звук Л в конце или середине слова.

7. По сюжетной картинке подобрать слова, которые начинаются со звука Л или оканчиваются звуком Л.

8. Игра "Светофор". Используется бумажная полос­ка, разделенная на 3 части: красная левая часть – начало слова, средняя желтая - середина, зеленая правая - конец. Логопед называет слово. В зависимости от того, где слышится заданный звук в слове, ученики ставят фишку на
красную, желтую или зеленую часть полоски.

9. Игра в лото. Предлагаются карточки с картинка­ми на звук Р и картонные прямоугольные полоски, разделенные каждая на три части (см. с. 134). В одной из частей полоски (в начале, середине или конце) написана буква Р. Логопед называет слово. Ученики определяют в нем место звука Р и закрывают картинку соответствующей по­лоской.

Развитие сложных форм фонематического анализа (определение последовательности, количества и места зву­ков в слове)

Логопедическая работа по формированию - сложных форм фонематического анализа (определению последова­тельности, количества, места звуков в слове по отношению к другим звукам) проводится в тесной связи с обучением чтению на основе современного понимания процесса овладения этим навыком.

Первоначальная задача процесса овладения детьми чтением состоит в том, чтобы ознакомить ребенка со зву­ковой материей языка: распознаванием звуков, выделени­ем их из слова, со звуковой структурой слов как основных единиц языка.



В процессе чтения осуществляется воссоздание зву­ковой структуры слова по его графической модели. В свя­зи с этим одной из важных предпосылок успешного фор­мирования процесса чтения является умение не только вы­делять и различать звуки в речи, но и производить более сложные операции с ними: определять звуковой состав сло­ва, последовательность звуков в слове, место каждого зву­ка по отношению к другим звукам. Написанное слово лишь моделирует звуковую структуру слова, трансформируя вре­менную последовательность звуков речи последовательнос­тью букв в пространстве. Поэтому воссоздание и воспроизведение буквенной модели невозможно без четкого пред­ставления звуковой структуры слова.

При развитии сложных форм фонематического ана­лиза необходимо учитывать, что всякое умственное дей­ствие, как уже отмечалось выше, проходит определенные этапы формирования: составление предварительного пред­ставления о задании, освоение действия с предметами, ос­воение действия в плане громкой речи, перенос действия в умственный план, окончательное становление умственно­го действия (П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин).

В связи с этим можно выделить следующие этапы формирования функции фонематического анализа как ум­ственного действия.

Первый этап - формирование фонематического ана­лиза с опорой на вспомогательные средства, на внешние дей­ствия.

Работа проводится следующим образом. Ученику предъявляются картинка, слово-название которой необхо­димо проанализировать, и графическая схема, состоящая из определенного количества клеточек, по числу звуков в слове. По мере выделения звуков в слове ученик заполняет схему фишками.

Заполненная графическая схема представляет собой модель звукового строения слова. Действие, которое осу­ществляет ученик, является практическим действием по моделированию последовательности звуков в слове.



Развитие фонематического анализа основывается на ранее сформированных навыках вычленения первого и пос­леднего звука, определения места звука в слове (начало, середина, конец).

Первоначально для анализа даются односложные слова типа мак, кот, дом, лук, сом. Так, последовательность и место звуков в слове лук определяется следующим образом.

Предлагается картинка, на которой нарисован лук, под ней - схема из трех клеточек. Логопед спрашивает: ""Какой первый звук в слове лук?" "Звук Л", - отвечают дети и фишкой закрывают первую клеточку. Слово повто­ряется детьми и логопедом. "Какой звук слышится в слове после Л?" "Звук У". Предлагается еще раз произнести слово и послушать, какой звук слышится после У в слове лук. Ученики определяют, что после звука У слышится звук К, и закрывают фишкой последнюю клеточку. Затем по схеме повторяется последовательность звуков в слове лук (первый, второй, третий звук).

Использование картинки на данном этапе облегчает задачу, так как она напоминает ученику, какое слово ана­лизируется. Графическая схема служит контролем правиль­ности выполнения задания. Если в процессе-анализа ока­зывается незаполненной одна из клеточек, ученик пони­мает, что он выполнил действие неправильно.

Второй этап - формирование действия фонематичес­кого анализа в речевом плане.

Опора на материализацию действия исключается. Формирование функции фонематического анализа перево­дится в речевой план - сначала с использованием картин­ки, затем без нее. Дети называют слово, определяют пер­вый, второй, третий звук, уточняют количество звуков.

Третий этап - формирование действия фонематичес­кого анализа в умственном плане.

На этом этапе дети определяют количество, последо­вательность и место звуков, не называя слова. Например, предлагается отобрать картинки, в названии которых пять звуков. При этом картинки не называются.

Процесс формирования фонематического анализа должен предполагать не только усложнение форм анализа, но и постепенное усложнение речевого материала, повы­шение фонетической трудности слова.

Предлагается следующая последовательность предъяв­ления речевого материала:

а) слова из двух гласных: ау, уа;

б) односложные слова, состоящие из обратного (ум, ох, ус), прямого открытого (на, му, да), закрытого слога (дом, мак, нос, лук)",

в) двухсложные слова, состоящие из двух открытых слогов: мама, рама, лапа, луна, козы, каша, Маша, Шура, рука, розы и т.д.

г) двухсложные слова, состоящие из открытого и зак­рытого слогов: диван, сахар, гамак, лужок, дубок, повар и т.д.;

д) двухсложные слова со стечением согласных на сты­ке слогов: лампа, мошка, марка, мышка, горка, полка,сумка, санки, арбуз, ослик, карман, барбос и др.;

е) односложные слова со стечением согласных в на­чале слова: грач, врач, шкаф, стол, стул и т.д.;

ж) односложные слова со стечением согласных в конце слова: волк, тигр, полк и др.;

з) двухсложные слова со стечением согласных в на­чале слова: трава, крыша, крыса, грачи, врачи, брови, слива и др.;

и) двухсложные слова со стечением согласных в на­чале и в середине слова: клумба, крышка, крошка и т.д.;

к) трехсложные слова: паровоз, канава, капуста, бабушка, кастрюля и др.

Параллельно с формированием фонематического ана­лиза слога и слова проводится работа по устранению нару­шений чтения. Так, при побуквенном чтении основное внимание обращается на то, чтобы в процессе чтения уче­ник ориентировался на гласную открытого слога, а затем произносил слог слитно. Например, при чтении слога МА до произнесения первого звука ученик должен уточнить, что последующей гласной в слоге является звук А, и только затем слитно произнести звуки слога.

Необходимость ориентировки на последующую глас­ную вызвана произносительной особенностью открытого слога. Артикуляция первого согласного звука в этом слоге зависит от последующего гласного. И поэтому слитное произношение слога возможно лишь тогда, когда опреде­лен последующий гласный звук. В этом случае артикуля­ция первого звука не будет артикуляцией изолированно про­износимого звука, что происходит при буквенном чтении, а будет начальной стадией артикуляции слога.

Усвоение действия фонематического анализа слова, а также навык чтения слогов с ориентировкой на последу­ющий гласный звук служат предпосылкой слитного чтения, способствуют устранению побуквенного чтения и искаже­ний звуко-слоговой структуры слова при чтении.

При исправлении ошибок чтения необходимо опи­раться на сформированные навыки звукового анализа. Так, при замене обратного слога прямым открытым ученик дол­жен по заданию логопеда провести анализ названного сло­га. Например, если вместо УТ ученик читает ТУ, логопед обращает внимание на первый звук произнесенного слога. Ученик определяет, что это звук Т. Тогда логопед задает вопрос: "Какая первая буква в данном слоге?" - "Буква У". Предлагается прочитать слог так, чтобы первым звуком был звук У.

В процессе коррекции нарушений чтения использу­ется не только устный анализ слов, но и составление слов из букв разрезной азбуки, задания с буквами разрезной азбуки, письменные упражнения.

ВИДЫ ЗАДАНИЙ ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ ФУНКЦИИ ФОНЕМА ТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

1. Вставить пропущенные буквы в данные слова: ви-л.а, крым, кош.а, но.ни.ы.

2. Составить слова различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки, например: дом, мак, рот, муха, сани, лапы, банка, кошка, марка, крот, стол, волк, крыша, крышка, канава, капуста и др.

3. Подобрать слова, где заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте. Например, придумать слова, в которых звук К был бы на первом (куст), на втором
(окна), на третьем месте (рак).

4. Выбрать из предложения слова с определенным ко­личеством звуков, устно назвать эти слова или записать их.

5. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу так, чтобы получились слова. Например:

па- пар ко- кот

па-- пары ко-- козы

па--- парад ко--- кошка

па-------------------- паруса ко-- корова

6. Подобрать слова с определенным количеством звуков, например, с тремя звуками (дом, рак, мак), с четырьмя (роза, рама, лапа, косы), с пятью (кошка, сахар, банка).

7. Выбрать картинки, в названиях которых должно быть определенное количество звуков.

8. По сюжетной картинке подобрать слова с опреде­ленным количеством звуков.

9. Подобрать слова на каждый звук, составляющий исходное слово. Слово записывается на доске:

Каждое последующее слово в ряду должно содержать на один звук больше, чем предыдущее слово.

10.Преобразовать слова:

а) добавляя звук в начале слова. Например: рот - крот, мех - смех, челка - пчелка, Оля - Коля, Аня - Ваня, осы - косы, луг - плуг, игры - тигры, дочка - удочка, точка, -уточка, еда - беда, пушка - опушка;

б) добавляя звук в конце слова. Например: бок - бокс, вол - волк, пар - парк, пол - полк, стол - столб, лис - лист;

в) изменяя один звук слова (цепочка слов):

сом - сок - сук - суп - сух - сох - сор - сыр - сын - сон, косы - козы - розы - роза - Рома - рама - мама – Маша - Саша - каша;

г) переставляя звуки:

пила – липа карп – парк кот – кто

палка - лапка гора - рога нос – сон

кукла - кулак ручка - круча мол – лом

волос - слово дон - дно Мара – рама

В работе по преобразованию слов можно использо­вать следующие четверостишия (по М.М.Лукашук):

С "Ч" над морем я летаю,

С "Г" в машинах я бываю. (Чайка – гайка)

С "М" меня ты надеваешь,

С "Л" собаку называешь. (Майка - Лайка)

С "К" я в школе на стене,

Горы, реки есть на мне.

С "П" - от. вас я не таю -

В каждом классе в ряд стою. (Карта - парта).

С "Б" смертельной я бываю,

С "М" меха я пожираю,

С "Р" актеру я нужна,

С "С" для повара важна. (Боль - моль - роль - соль)

Я - дерево. В родной стране

Найдешь в лесах меня повсюду.

Но слоги переставь во мне -

И воду подавать я буду. (Сосна - насос)

Лежу я на земле,

Прибита я к железу,

Но буквы переставь -

В кастрюлю я полезу. (Шпала - лапша)

Известное я блюдо, Когда ж прибавишь "М", Летать, жужжать я буду, Надоедая всем. (Уха – муха)

И по реке, и по пруду

Плыву я в тихую погоду,

Но вставь лишь "И", и поведу

Стальную птицу к небосводу. (Плот - пилот)

11. "Узнай названия диких животных по следующим буквам: лпеорад, егбемто, ркокилдо, некугур, вьедемд, оснорог.

12. Какие слова можно составить из букв следующих слов: ствол (стол, вол), крапива (ива, парк, пар, рак, Ира, икра, арка, Кира), картина (тина, кит, рана, нитка, карта, танк, Кира и др.), табуретка (тур, бур, река, бур­ка, ракета, кета, рука, букет, бар, тара, утка и др.).

13. От записанного на доске слова образовать цепоч­ку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего, например: дом - мак - кот - топор - рот - тарелка - арбуз...

14. Слово-загадка. На доске пишется первая буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Ученики от­гадывают написанное слово. Например: к. - . . (крыша).

15. Игра в кубик. Дети бросают кубик. Их задача - придумать слово, количество звуков в котором соответствует количеству точек на выпавшей грани кубика.

16. Составление графической схемы предложения и слова:

Предложение, слова, слоги:

17. Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке. Например: нос - сон, кот - ток, лес - сел, дар - рад, сор - рос, топ - пот.

18. Заполнить схему. Например:

В левой части схемы лети записывают слова, закан­чивающиеся на звук Р, а в правой части - слова, начинаю­щиеся на этот звук.

19. Вписать буквы в кружки. Например, предлагает­ся вписать в кружки третью букву следующих слов (вместо слов можно предложить картинки): рак, санки, спинка, нога, трава. Получилось слово книга. Назвать это слово.

20. Разгадать зашифрованное слово (или пословицу).

Из названий картинок выделить первый звук. Назвать по­лученное слово.

21. Расставить картинки под цифрами 3, 4, 5, в зависимости от количества звуков в их названии. Пример­ные картинки: дом, забор, рама, крыша, кукла, волк, лиса, мак, сыр, косы.

22. Какой звук выпал из слова? Вместо крот получи­лось кот, лампа - лапа, рамка - рама, пилка -пила, мушка - мука.

23. Назвать общий звук в словах, записать соответствующую букву. Прочитать слитно слово, которое полу­чилось из выделенных звуков. Например: луна - стол

кино – игла –И

лампа - мышь –м

окна - дом –о

нос Анна –н

24. Раскладывание картинок в соответствии с дан­ными графическими схемами:

Прямоугольник, разделенный на части, обозначает слово и слоги. Кружочки обозначают звуки: заштрихован­ные кружочки - согласные, незаштрихованные - гласные.

Логопед раздает картинки. Дети называют картин­ки, определяют в названии количество слогов, структуру каждого слога. После предварительного разбора картинка кладется в соответствующий столбик, т.е. к определенной схеме. Примерные картинки: банан, сахар, диван, комар, рама, стул, стол, кран, волк, парк, тигр, лампа, лодка, вилка, крыша, труба.

25. Придумать слова к графической схеме.

26. Выбрать из предложения слова, которые соот­ветствуют данной графической схеме.

27. Привести названия деревьев, цветов, животных, посуды, мебели, одежды, птиц, соответствующие данной схеме.

28. а) Найти картинку, в названии которой столько же звуков, сколько в названии картинки, изображенной на карточке.

б) Найти картинку, в названии которой на один звук больше, чем в названии картинки, изображенной на кар­точке. Предварительно определяется количество звуков в названии картинки, изображенной на карточке. Пример: к картинке дом подбирается картинка рама", к картинке флаг - книга и т.д.

29. Определить количество звуков в названии каж­дой картинки и положить под ними соответствующие циф­ры. Например:

30. Определить предыдущие и последующие звуки в названии картинок. Например, детям предлагаются картинки: полка, лодка, вилка, пила. Дети называют картинки. Затем логопед дает задания: назвать слово в ко после Л слышится К, после Л произносится находится О и т.д.

31. Игра "Ромашка". На доске - контуры ромашки с прорезями для лепестков. Детям дается задание выбрать лепестки с изображенными на них предметами, названия которых состоят из 5 звуков, и вставить их в прорези.

32. Используя картинки, вписать недостающие первые три буквы в названия предметов на схеме. Предлага­ются, например, такие картинки: ложка, линейка, лейка, лента, лапка, лавка, вилка, кошка, банка, мишка, соро­ка, майка, мышка.

... ка

. . . ка

. . . ка

33. Вписать недостающие три буквы в схему слова. Предлагаются картинки, названия которых как соответству­ют, так и не соответствуют схеме, например: линейка, лод­ка, ложка, лейка, ручка, вилка, лента, лапа, лавка.

л ... а

л ... а

л... а

л... а

л ... а

34. Составить слово из первых звуков названных слов.

35. Игра "Как называется цветок?" Детям предлага­ется условное изображение цветка. На его лепестках нарисованы различные предметы. Название цветка можно узнать, если выделить из названий предметов третий звук. Например, на лепестках нарисованы: лапа, свинья, стол,
санки.
Отгадка - пион.

Можно предложить выделить второй звук: арбуз, лод­ка, азбука, машина. Отгадка - роза.

36. Кроссворды из отгадок. Например:

Погоризонтали:

1. Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает. (Книга)

2. Красный хвост в землю врос, а зеленый хвост снаружи. (Морковь)

3. Кто всю ночь по крыше бьет, да постукивает, и бормочет, и поет, убаюкивает? (Дождик)

4. Ночь уже не так темна, если светит нам... (Луна)

5. Спереди - пятачок, сзади - крючок, посредине - спинка, на спинке - щетинка. (Свинья)

6. Маленький, беленький, по лесочку прыг, прыг, по снежочку тык, тык. (Заяц)

7. Мы, проворные сестрицы,

Быстро бегать мастерицы.

В дождь - лежим, в снег - бежим:

Уж такой у нас режим. (Лыжи)

По вертикали:

8. Два конца, два кольца,

А в середине гвоздик. (Ножницы)

37. Отгадать ребусы. Закрыть каждую карточку циф­рой 6, 7 или 8 в зависимости от количества звуков в полу­чившемся слове.

38. Кроссворды на определенную лексическую тему. На­пример, кроссворд на тему "Посуда".

Ответы: 1 - чайник, 2 - чаш­ка, 3 - стакан, 4 - сковорода, 5 -блюдце, 6 - тарелка.

39. Чайнворды на определенную лексическую тему. На­пример, чайнворд на тему "Фрук­ты и ягоды":

Ответы: 1 - персик, 2 - клубника, 3 - абрикос, 4 - смо­родина, 5 - ананас, 6 - слива, 7 - апельсин. 40.

40. Чайнворды из загадок. Например:

1. Кланяется, кланяется, придет домой - растянется. (Топор)

2. Стоят в поле сестрички: желтый глазок, белые рес­нички. (Ромашки)

3. Ныряла, ныряла, да хвост потеряла. (Игла)

4. Дом по улице идет,

На работу всех везет,

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках. (Автобус)

5. Не говорит, не поет,

А кто к хозяину идет –

Она знать дает. (Собака)

6. В этом доме жильцы

Все умелые пловцы,

Что за дом такой -

До краев налит водой? (Аквариум)

7. Как столкнутся - стук да стук!

Тишину вспугнут вокруг.

Толстый тонкого побьет -

Тонкий что-нибудь прибьет.

Кто этот толстый? (Молоток)

8. Стоит копна посреди двора:

Спереди вилы, сзади метла. (Корова)

Прежде всего детям предлагается определить место ударной гласной в односложных и двухсложных словах: на­пример, место звука А в словах аист, два, мак, место зву­ка И в слова/ иней, лист, три.

При этом гласные произносятся протяжно, интони­руются, используются картинки.

Работа по определению места согласного звука в слове (начало, середина, конец) проводится с помощью сле­дующих упражнений:

1. Разложить в три ряда картинки, в названии кото­рых есть звук Л: первый ряд - картинки, в названии кото­рых звук слышится в начале слова; второй ряд - картинки, в названии которых звук произносится в середине слова; третий - картинки на слова, в которых звук в конце слова. Примерные картинки: лампа, лыжи, пол, стол, стул, лу­ковица, полка, палка, голубь, мыло, пенал, лодка, лось.

2. Подобрать слова, в которых звук Л в начале слова.

3. Подобрать слова, в которых звук Л в конце слова.

4. Подобрать слова, в которых звук Л в середине слова.

5. Назвать животных, овощи, фрукты, растения, цветы, названия которых начинаются на звук Л.

6. Назвать животных, овощи, растения, цветы, по­суду, игрушки или транспорт, в названии которых звук Л в конце или середине слова.

7. По сюжетной картинке подобрать слова, которые начинаются со звука Л или оканчиваются звуком Л.

8. Игра "Светофор". Используется бумажная полос­ка, разделенная на 3 части: красная левая часть – начало слова, средняя желтая - середина, зеленая правая - конец. Логопед называет слово. В зависимости от того, где слышится заданный звук в слове, ученики ставят фишку на
красную, желтую или зеленую часть полоски.

9. Игра в лото. Предлагаются карточки с картинка­ми на звук Р и картонные прямоугольные полоски, разделенные каждая на три части (см. с. 134). В одной из частей полоски (в начале, середине или конце) написана буква Р. Логопед называет слово. Ученики определяют в нем место звука Р и закрывают картинку соответствующей по­лоской.

Развитие сложных форм фонематического анализа (определение последовательности, количества и места зву­ков в слове)

Логопедическая работа по формированию - сложных форм фонематического анализа (определению последова­тельности, количества, места звуков в слове по отношению к другим звукам) проводится в тесной связи с обучением чтению на основе современного понимания процесса овладения этим навыком.

Первоначальная задача процесса овладения детьми чтением состоит в том, чтобы ознакомить ребенка со зву­ковой материей языка: распознаванием звуков, выделени­ем их из слова, со звуковой структурой слов как основных единиц языка.

В процессе чтения осуществляется воссоздание зву­ковой структуры слова по его графической модели. В свя­зи с этим одной из важных предпосылок успешного фор­мирования процесса чтения является умение не только вы­делять и различать звуки в речи, но и производить более сложные операции с ними: определять звуковой состав сло­ва, последовательность звуков в слове, место каждого зву­ка по отношению к другим звукам. Написанное слово лишь моделирует звуковую структуру слова, трансформируя вре­менную последовательность звуков речи последовательнос­тью букв в пространстве. Поэтому воссоздание и воспроизведение буквенной модели невозможно без четкого пред­ставления звуковой структуры слова.

При развитии сложных форм фонематического ана­лиза необходимо учитывать, что всякое умственное дей­ствие, как уже отмечалось выше, проходит определенные этапы формирования: составление предварительного пред­ставления о задании, освоение действия с предметами, ос­воение действия в плане громкой речи, перенос действия в умственный план, окончательное становление умственно­го действия (П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин).

В связи с этим можно выделить следующие этапы формирования функции фонематического анализа как ум­ственного действия.

Первый этап - формирование фонематического ана­лиза с опорой на вспомогательные средства, на внешние дей­ствия.

Работа проводится следующим образом. Ученику предъявляются картинка, слово-название которой необхо­димо проанализировать, и графическая схема, состоящая из определенного количества клеточек, по числу звуков в слове. По мере выделения звуков в слове ученик заполняет схему фишками.

Заполненная графическая схема представляет собой модель звукового строения слова. Действие, которое осу­ществляет ученик, является практическим действием по моделированию последовательности звуков в слове.

Развитие фонематического анализа основывается на ранее сформированных навыках вычленения первого и пос­леднего звука, определения места звука в слове (начало, середина, конец).

Первоначально для анализа даются односложные слова типа мак, кот, дом, лук, сом. Так, последовательность и место звуков в слове лук определяется следующим образом.

Предлагается картинка, на которой нарисован лук, под ней - схема из трех клеточек. Логопед спрашивает: ""Какой первый звук в слове лук?" "Звук Л", - отвечают дети и фишкой закрывают первую клеточку. Слово повто­ряется детьми и логопедом. "Какой звук слышится в слове после Л?" "Звук У". Предлагается еще раз произнести слово и послушать, какой звук слышится после У в слове лук. Ученики определяют, что после звука У слышится звук К, и закрывают фишкой последнюю клеточку. Затем по схеме повторяется последовательность звуков в слове лук (первый, второй, третий звук).

Использование картинки на данном этапе облегчает задачу, так как она напоминает ученику, какое слово ана­лизируется. Графическая схема служит контролем правиль­ности выполнения задания. Если в процессе-анализа ока­зывается незаполненной одна из клеточек, ученик пони­мает, что он выполнил действие неправильно.

Второй этап - формирование действия фонематичес­кого анализа в речевом плане.

Опора на материализацию действия исключается. Формирование функции фонематического анализа перево­дится в речевой план - сначала с использованием картин­ки, затем без нее. Дети называют слово, определяют пер­вый, второй, третий звук, уточняют количество звуков.

Третий этап - формирование действия фонематичес­кого анализа в умственном плане.

На этом этапе дети определяют количество, последо­вательность и место звуков, не называя слова. Например, предлагается отобрать картинки, в названии которых пять звуков. При этом картинки не называются.

Процесс формирования фонематического анализа должен предполагать не только усложнение форм анализа, но и постепенное усложнение речевого материала, повы­шение фонетической трудности слова.

Предлагается следующая последовательность предъяв­ления речевого материала:

а) слова из двух гласных: ау, уа;

б) односложные слова, состоящие из обратного (ум, ох, ус), прямого открытого (на, му, да), закрытого слога (дом, мак, нос, лук)",

в) двухсложные слова, состоящие из двух открытых слогов: мама, рама, лапа, луна, козы, каша, Маша, Шура, рука, розы и т.д.

г) двухсложные слова, состоящие из открытого и зак­рытого слогов: диван, сахар, гамак, лужок, дубок, повар и т.д.;

д) двухсложные слова со стечением согласных на сты­ке слогов: лампа, мошка, марка, мышка, горка, полка,сумка, санки, арбуз, ослик, карман, барбос и др.;

е) односложные слова со стечением согласных в на­чале слова: грач, врач, шкаф, стол, стул и т.д.;

ж) односложные слова со стечением согласных в конце слова: волк, тигр, полк и др.;

з) двухсложные слова со стечением согласных в на­чале слова: трава, крыша, крыса, грачи, врачи, брови, слива и др.;

и) двухсложные слова со стечением согласных в на­чале и в середине слова: клумба, крышка, крошка и т.д.;

к) трехсложные слова: паровоз, канава, капуста, бабушка, кастрюля и др.

Параллельно с формированием фонематического ана­лиза слога и слова проводится работа по устранению нару­шений чтения. Так, при побуквенном чтении основное внимание обращается на то, чтобы в процессе чтения уче­ник ориентировался на гласную открытого слога, а затем произносил слог слитно. Например, при чтении слога МА до произнесения первого звука ученик должен уточнить, что последующей гласной в слоге является звук А, и только затем слитно произнести звуки слога.

Необходимость ориентировки на последующую глас­ную вызвана произносительной особенностью открытого слога. Артикуляция первого согласного звука в этом слоге зависит от последующего гласного. И поэтому слитное произношение слога возможно лишь тогда, когда опреде­лен последующий гласный звук. В этом случае артикуля­ция первого звука не будет артикуляцией изолированно про­износимого звука, что происходит при буквенном чтении, а будет начальной стадией артикуляции слога.

Усвоение действия фонематического анализа слова, а также навык чтения слогов с ориентировкой на последу­ющий гласный звук служат предпосылкой слитного чтения, способствуют устранению побуквенного чтения и искаже­ний звуко-слоговой структуры слова при чтении.

При исправлении ошибок чтения необходимо опи­раться на сформированные навыки звукового анализа. Так, при замене обратного слога прямым открытым ученик дол­жен по заданию логопеда провести анализ названного сло­га. Например, если вместо УТ ученик читает ТУ, логопед обращает внимание на первый звук произнесенного слога. Ученик определяет, что это звук Т. Тогда логопед задает вопрос: "Какая первая буква в данном слоге?" - "Буква У". Предлагается прочитать слог так, чтобы первым звуком был звук У.

В процессе коррекции нарушений чтения использу­ется не только устный анализ слов, но и составление слов из букв разрезной азбуки, задания с буквами разрезной азбуки, письменные упражнения.

ВИДЫ ЗАДАНИЙ ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ ФУНКЦИИ ФОНЕМА ТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

1. Вставить пропущенные буквы в данные слова: ви-л.а, крым, кош.а, но.ни.ы.

2. Составить слова различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки, например: дом, мак, рот, муха, сани, лапы, банка, кошка, марка, крот, стол, волк, крыша, крышка, канава, капуста и др.

3. Подобрать слова, где заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте. Например, придумать слова, в которых звук К был бы на первом (куст), на втором
(окна), на третьем месте (рак).

4. Выбрать из предложения слова с определенным ко­личеством звуков, устно назвать эти слова или записать их.

5. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу так, чтобы получились слова. Например:

па- пар ко- кот

па-- пары ко-- козы

па--- парад ко--- кошка

па-------------------- паруса ко-- корова

6. Подобрать слова с определенным количеством звуков, например, с тремя звуками (дом, рак, мак), с четырьмя (роза, рама, лапа, косы), с пятью (кошка, сахар, банка).

7. Выбрать картинки, в названиях которых должно быть определенное количество звуков.

8. По сюжетной картинке подобрать слова с опреде­ленным количеством звуков.

9. Подобрать слова на каждый звук, составляющий исходное слово. Слово записывается на доске:

Каждое последующее слово в ряду должно содержать на один звук больше, чем предыдущее слово.

10.Преобразовать слова:

а) добавляя звук в начале слова. Например: рот - крот, мех - смех, челка - пчелка, Оля - Коля, Аня - Ваня, осы - косы, луг - плуг, игры - тигры, дочка - удочка, точка, -уточка, еда - беда, пушка - опушка;

б) добавляя звук в конце слова. Например: бок - бокс, вол - волк, пар - парк, пол - полк, стол - столб, лис - лист;

в) изменяя один звук слова (цепочка слов):

сом - сок - сук - суп - сух - сох - сор - сыр - сын - сон, косы - козы - розы - роза - Рома - рама - мама – Маша - Саша - каша;

г) переставляя звуки:

пила – липа карп – парк кот – кто

палка - лапка гора - рога нос – сон

кукла - кулак ручка - круча мол – лом

волос - слово дон - дно Мара – рама

В работе по преобразованию слов можно использо­вать следующие четверостишия (по М.М.Лукашук):

С "Ч" над морем я летаю,

С "Г" в машинах я бываю. (Чайка – гайка)

С "М" меня ты надеваешь,

С "Л" собаку называешь. (Майка - Лайка)

С "К" я в школе на стене,

Горы, реки есть на мне.

С "П" - от. вас я не таю -

В каждом классе в ряд стою. (Карта - парта).

С "Б" смертельной я бываю,

С "М" меха я пожираю,

С "Р" актеру я нужна,

С "С" для повара важна. (Боль - моль - роль - соль)

Я - дерево. В родной стране

Найдешь в лесах меня повсюду.

Но слоги переставь во мне -

И воду подавать я буду. (Сосна - насос)

Лежу я на земле,

Прибита я к железу,

Но буквы переставь -

В кастрюлю я полезу. (Шпала - лапша)

Известное я блюдо, Когда ж прибавишь "М", Летать, жужжать я буду, Надоедая всем. (Уха – муха)

И по реке, и по пруду

Плыву я в тихую погоду,

Но вставь лишь "И", и поведу

Стальную птицу к небосводу. (Плот - пилот)

11. "Узнай названия диких животных по следующим буквам: лпеорад, егбемто, ркокилдо, некугур, вьедемд, оснорог.

12. Какие слова можно составить из букв следующих слов: ствол (стол, вол), крапива (ива, парк, пар, рак, Ира, икра, арка, Кира), картина (тина, кит, рана, нитка, карта, танк, Кира и др.), табуретка (тур, бур, река, бур­ка, ракета, кета, рука, букет, бар, тара, утка и др.).

13. От записанного на доске слова образовать цепоч­ку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего, например: дом - мак - кот - топор - рот - тарелка - арбуз...

14. Слово-загадка. На доске пишется первая буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Ученики от­гадывают написанное слово. Например: к. - . . (крыша).

15. Игра в кубик. Дети бросают кубик. Их задача - придумать слово, количество звуков в котором соответствует количеству точек на выпавшей грани кубика.

16. Составление графической схемы предложения и слова:

Предложение, слова, слоги:

17. Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке. Например: нос - сон, кот - ток, лес - сел, дар - рад, сор - рос, топ - пот.

18. Заполнить схему. Например:

В левой части схемы лети записывают слова, закан­чивающиеся на звук Р, а в правой части - слова, начинаю­щиеся на этот звук.

19. Вписать буквы в кружки. Например, предлагает­ся вписать в кружки третью букву следующих слов (вместо слов можно предложить картинки): рак, санки, спинка, нога, трава. Получилось слово книга. Назвать это слово.

20. Разгадать зашифрованное слово (или пословицу).

Из названий картинок выделить первый звук. Назвать по­лученное слово.

21. Расставить картинки под цифрами 3, 4, 5, в зависимости от количества звуков в их названии. Пример­ные картинки: дом, забор, рама, крыша, кукла, волк, лиса, мак, сыр, косы.

22. Какой звук выпал из слова? Вместо крот получи­лось кот, лампа - лапа, рамка - рама, пилка -пила, мушка - мука.

23. Назвать общий звук в словах, записать соответствующую букву. Прочитать слитно слово, которое полу­чилось из выделенных звуков. Например: луна - стол

кино – игла –И

лампа - мышь –м

окна - дом –о

нос Анна –н

24. Раскладывание картинок в соответствии с дан­ными графическими схемами:

Прямоугольник, разделенный на части, обозначает слово и слоги. Кружочки обозначают звуки: заштрихован­ные кружочки - согласные, незаштрихованные - гласные.

Логопед раздает картинки. Дети называют картин­ки, определяют в названии количество слогов, структуру каждого слога. После предварительного разбора картинка кладется в соответствующий столбик, т.е. к определенной схеме. Примерные картинки: банан, сахар, диван, комар, рама, стул, стол, кран, волк, парк, тигр, лампа, лодка, вилка, крыша, труба.

25. Придумать слова к графической схеме.

26. Выбрать из предложения слова, которые соот­ветствуют данной графической схеме.

27. Привести названия деревьев, цветов, животных, посуды, мебели, одежды, птиц, соответствующие данной схеме.

28. а) Найти картинку, в названии которой столько же звуков, сколько в названии картинки, изображенной на карточке.

б) Найти картинку, в названии которой на один звук больше, чем в названии картинки, изображенной на кар­точке. Предварительно определяется количество звуков в названии картинки, изображенной на карточке. Пример: к картинке дом подбирается картинка рама", к картинке флаг - книга и т.д.

29. Определить количество звуков в названии каж­дой картинки и положить под ними соответствующие циф­ры. Например:

30. Определить предыдущие и последующие звуки в названии картинок. Например, детям предлагаются картинки: полка, лодка, вилка, пила. Дети называют картинки. Затем логопед дает задания: назвать слово в ко после Л слышится К, после Л произносится находится О и т.д.

31. Игра "Ромашка". На доске - контуры ромашки с прорезями для лепестков. Детям дается задание выбрать лепестки с изображенными на них предметами, названия которых состоят из 5 звуков, и вставить их в прорези.

32. Используя картинки, вписать недостающие первые три буквы в названия предметов на схеме. Предлага­ются, например, такие картинки: ложка, линейка, лейка, лента, лапка, лавка, вилка, кошка, банка, мишка, соро­ка, майка, мышка.

... ка

. . . ка

. . . ка

33. Вписать недостающие три буквы в схему слова. Предлагаются картинки, названия которых как соответству­ют, так и не соответствуют схеме, например: линейка, лод­ка, ложка, лейка, ручка, вилка, лента, лапа, лавка.

л ... а

л ... а

л... а

л... а

л ... а

34. Составить слово из первых звуков названных слов.

35. Игра "Как называется цветок?" Детям предлага­ется условное изображение цветка. На его лепестках нарисованы различные предметы. Название цветка можно узнать, если выделить из названий предметов третий звук. Например, на лепестках нарисованы: лапа, свинья, стол,
санки.
Отгадка - пион.

Можно предложить выделить второй звук: арбуз, лод­ка, азбука, машина. Отгадка - роза.

36. Кроссворды из отгадок. Например:

Погоризонтали:

1. Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает. (Книга)

2. Красный хвост в землю врос, а зеленый хвост снаружи. (Морковь)

3. Кто всю ночь по крыше бьет, да постукивает, и бормочет, и поет, убаюкивает? (Дождик)

4. Ночь уже не так темна, если светит нам... (Луна)

5. Спереди - пятачок, сзади - крючок, посредине - спинка, на спинке - щетинка. (Свинья)

6. Маленький, беленький, по лесочку прыг, прыг, по снежочку тык, тык. (Заяц)

7. Мы, проворные сестрицы,

Быстро бегать мастерицы.

В дождь - лежим, в снег - бежим:

Уж такой у нас режим. (Лыжи)

По вертикали:

8. Два конца, два кольца,

А в середине гвоздик. (Ножницы)

37. Отгадать ребусы. Закрыть каждую карточку циф­рой 6, 7 или 8 в зависимости от количества звуков в полу­чившемся слове.

38. Кроссворды на определенную лексическую тему. На­пример, кроссворд на тему "Посуда".

Ответы: 1 - чайник, 2 - чаш­ка, 3 - стакан, 4 - сковорода, 5 -блюдце, 6 - тарелка.

39. Чайнворды на определенную лексическую тему. На­пример, чайнворд на тему "Фрук­ты и ягоды":

Ответы: 1 - персик, 2 - клубника, 3 - абрикос, 4 - смо­родина, 5 - ананас, 6 - слива, 7 - апельсин. 40.

40. Чайнворды из загадок. Например:

1. Кланяется, кланяется, придет домой - растянется. (Топор)

2. Стоят в поле сестрички: желтый глазок, белые рес­нички. (Ромашки)

3. Ныряла, ныряла, да хвост потеряла. (Игла)

4. Дом по улице идет,

На работу всех везет,

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках. (Автобус)

5. Не говорит, не поет,

А кто к хозяину идет –

Она знать дает. (Собака)

6. В этом доме жильцы

Все умелые пловцы,

Что за дом такой -

До краев налит водой? (Аквариум)

7. Как столкнутся - стук да стук!

Тишину вспугнут вокруг.

Толстый тонкого побьет -

Тонкий что-нибудь прибьет.

Кто этот толстый? (Молоток)

8. Стоит копна посреди двора:

Спереди вилы, сзади метла. (Корова)

Страница 8

7. Произношение звуков в словах. Определение позиции звука в слове

Бим и Бом принесли нам подарки, в названии которых есть звуки Б, Бь. Только я запуталась, кто из них какой мешок с подарками принес. Давайте попробуем вместе разобраться.

Что у нас в первом мешке? (Банан, балалайка, бусы, браслет, бумага, баночка, булавка).

Какой звук встречается во всех этих словах? (Звук Б).

Где вы произносили звук Б? (В начале слова).

А что у нас во втором мешке? (Бинт, бинокль, белочка, бегемот, билет).

Какой звук встречается во всех этих словах? (Звук Бь).

Так кто нам подарил первый мешок с подарками? (Первый мешок подарил Бом).

А кто подарил второй мешок? (Второй мешок с подарками подарил Бим).

8. Развитие фонематических представлений

Ребята, давайте с вами поиграем в игру “Поймай слово”.

Вы должны будете хлопками ловить слова со звуками Б и Бь. (Бант, банка, губы, батон, панама, буква, кабан, соболь, автобус, паук, билет, азбука, тюльпан, хобот, альбом).

Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

9. Деление слов на слоги. Развитие внимания и памяти

Бим и Бом предлагают поиграть в игру “Чего не стало?”

На столе лежит: барабан, бусы, бумага, бинокль, булавка, белочка.

Ребенок закрывает глаза, и один предмет прячется. Затем он внимательно смотрит и должен сказать какого предмета не стало. (Не стало булавки).

Сколько слогов в слове булавка? (В слове булавка три слога).

10. Физминутка

Бим и Бом приглашают нас потанцевать.

(Дети танцуют под веселую, ритмичную музыку).

0бщее расслабление

Раз, два - выше голова.

Три, четыре - плечи шире.

Пять, шесть - тихо сесть.

11. Знакомство с буквой Б. Чтение слогов

Ребята, с каким звуком нас познакомили клоуны Бим и Бом? (Со звуками Б, Бь). А вы бы хотели увидеть, какой буквой обозначаются эти звуки? Но для начала давайте с вами вспомним, какому правилу нас научил Звукознайкин? (Буквы мы видим и пишем). Что вам напоминает эта буква?

Буква эта с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком.

Найдите эту букву у себя в Звуко-буквенном замке.

Перед вами лежат элементы буквы, попробуйте правильно сложить ее.

12. Организация окончания занятия

Ну что ж Биму и Бому пришла пора прощаться с нами. Мы им говорим спасибо, ведь благодаря им мы с вами узнали столько много слов со звуками Б и Бь.

Давайте вспомним слова со звуками Б и Бь. (Билет, бумага, банка, белка, бант, бинокль, блокнот).

Тема: Звуки [З – З"], буква З.

Познакомить с оппозиционными по твердости-мягкости звуками [з-з"], учить различать их, закреплять умение характеризовать звуки, продолжать учить выполнять звуко - слоговой анализ слова, познакомить с буквой З, закреплять навык чтения и письма.

Развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, память, логическое мышление.

Воспитывать умение действовать слаженно в подгруппе, уважать, слушать товарищей, педагога.

Предварительная работа: повторение сказки “Золушка”.

Оборудование: кукла Золушка, шкатулки с картинками, символы звуков, буква З, д/и “Укрась платье”, карандаши, картина “Зима”, схемы звукового анализа слов, буквы, мяч, д/и “ Зашифрованное слово”.

Ход занятия:

Организационный момент

Логопед загадывает детям загадку: “Догадайтесь, из какой сказки наша гостья? Ей надо было вернуться домой ровно в 12 часов, а еще, она потеряла хрустальный башмачок?” (Педагог показывает детям игрушку – Золушку в платье с заплатами).

Психогимнастика

Логопед предлагает детям вспомнить сказку и показать, как огорчилась Золушка, когда ее не взяли на бал, изобразить злую мачеху и ее дочек, показать, какое доброе лицо было у Волшебницы. Затем, просит детей помочь Золушке выполнить задания, которые приготовила для нее злая мачеха, чтобы и она смогла побывать на балу.

Определение темы занятия

Логопед показывает детям две шкатулки и сообщает, что там находятся картинки, которые необходимо назвать и постараться определить одинаковый звук в словах. Сначала дети называют картинки из первой шкатулки: зонт, зубр, замок, заяц. Определяют, что одинаковый во всех словах - звук [з]. Далее называют картинки из второй шкатулки: зима, зебра, корзина, газета. Дети определяют, что одинаковый в словах звук [з"]. Логопед спрашивает у детей, с какими звуками на занятии они будут знакомиться и какие звуки будут помогать выполнять задания злой мачехи? (Звуки [з, з"]).

Характеристика звуков

Логопед сообщает следующее задание злой мачехи и просит произнести звук [з] и посмотреть на свою артикуляцию (работа с зеркалами). По наводящим вопросам педагога дети дают полную характеристику звуков [з, з"]. Ребята рассказывают о том, что делают губы, какое положение принимают зубы, язык. Сообщают о том, как звучит звук [з]. (Твердо). Каким цветом будет обозначаться звук [з]. (Синим) Какая мягкая пара у звука [з]? Каким цветом обозначается звук [з"]? (Зеленым). Почему?

Найди место звука в слове

Цель:

Упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине или конце).

Игровой материал:

Карточки из набора к игре «Определи первый звук в слове»; фишки.

Ход игрового упражнения на занятии

Воспитатель вешает или ставит на полочку доски карточки, на которых нарисованы автобус, платье, книга. Предлагает детям сказать, что изображено на карточках. Спрашивает, какой одинаковый звук слышится в названиях предметов.

«Правильно - звук а . Этот звук есть в названиях всех предметов, но слышится он в разных местах слова,- поясняет педагог. - Одно слово начинается со звука а , в другом звук а находится в середине, а третье - заканчивается этим звуком. А сейчас посмотрите на карточку (дается одна карточка на двоих-троих детей). Под каждой картинкой - полоска из трех клеточек.

Если звук, который я назову, вы услышите в начале слова, ставьте фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова, фишку ставят в третью клеточку».

Ход игрового упражнения вне занятия