Скачать презентацию места нахождения зоны степей. Конспект урока по окружающему миру тема "зона степей". Природные зоны степей

Степь — это равнинная ландшафтная зона, расположенная в умеренных и субтропических поясах Северного и Южного полушария. Степи распространены на всех континентах, за исключением Антарктиды.

К сожалению, этот вид природного ландшафта постепенно исчезает с лица земли. Причин много: распашка земли, браконьерство, интенсивный выпас скота, пожары.

Общая характеристика степи

Для степей характерно практически полное отсутствие деревьев. Исключения составляют искусственные насаждения вдоль проложенных дорог и лесополосы возле водоемов. Зато в степи произрастает большое количество травянистых растений и кустарников.

Однако стоит помнить, что равнинное безлесное пространство с влажным климатом уже не является степью. Это зона болотистых лугов, а на севере при таких условиях образуются тундры.

Природные зоны степей

Степная природная зона располагается между лесостепью и полупустыней. Степь - это безлесное пространство, сплошь покрытое травами. Травы образуют практически сомкнутый ковер.

Степные растения отличаются способностью переносить засуху и зной. Как правило, листья у степных растений мелкие, сероватые или сизо-зеленые. Многие растения обладают способностью сворачивать листья во время засухи, чтобы предотвратить испарение.

Поскольку степи занимают обширные пространства, виды растений очень разнообразны. Огромное значение для человека имеют, в первую очередь, кормовые растения: клевер, люцерна, кукуруза, подсолнечник, топинамбур. Свекла, картофель, а также зерновые: овес, ячмень, просо.

Среди степных растений также выделяют лекарственные травы и медоносы.

Животные степи мало чем отличаются от фауны пустынь и полупустынь. Им также приходится приспосабливаться к знойному лету и морозным зимам. Из копытных чаще всего встречаются антилопы и сайгаки, из хищников - лисы, волки и манулы. Много грызунов (сусликов, тушканчиков, сурков), пресмыкающихся и насекомых. Среди степных птиц обычно встречаются степные орлы, дрофы, жаворонки, луни. Большинство представителей пернатых зимой улетает в теплые края.

Многие степные животные и птицы находятся на грани вымирания и занесены в Красную книгу.

Виды степей

Виды степей выделяют в зависимости от соотношения злаковых и травянистых растений.

. Горные — характеризуются пышным разнотравьем. Пример — горные степи Кавказа и Крыма.

. Луговые , или разнотравные — здесь произрастает самое большое количество видов степных растений. Луговые степи контактируют с лесами, а почвы их богаты черноземом. К этому виду относится большая часть степей европейской части России и Западной Сибири.

. Ксерофильные — с обилием дерновинных злаков, в основном ковыля. Этот вид степей часто называют ковыльными. Например, южные степи в Оренбургской области.

. Пустынные , или опустыненные. Здесь больше всего полыни, перекати-поле, прутняка и эфемеров. Такими стали некогда богатые, разнотравные степи Калмыкии, которые в результате деятельности человека постепенно превращаются в пустыни.

Климат степей

Главная особенность всех степей — засушливость. Тип климата — от умеренно-континентального до резко континентального. Средняя норма годовых осадков редко превышает отметку в 400 мм. В степях преобладает ветреная погода, а лето характеризуется большим количеством солнечных дней. Зимы малоснежные, зато часты бураны и метели.

Еще одна особенность степей — резкий перепад дневной и ночной температуры, так как ночью температура может падать на 15-20ºC. Эти условия роднят степи с пустынями.

В степях часто бывают пыльные бури, которые влияют на эрозию почвы и приводят к образованию балок и оврагов.

Почвы степей, расположенных в умеренном климатическом поясе весьма плодородны и активно используются в сельском хозяйстве. В основе — чернозем, лишь ближе к южным широтам встречаются каштановые почвы.

В разных странах степи имеют свое название. В Австралии и Африке — это саванна, в Южной Америке — льянос и пампа, или пампасы, в Северной Америке — прерии, а в Новой Зеландии — туссоки.

В Европе степи сохранились, в основном, в заповедных зонах. А вот в Сибири до сих пор есть целинные степи — Курайская, Чуйская.

На 1 кв. км степного пространства обитает больше насекомых, чем людей во всем мире.

В степях обитают самые крупные птицы. В России — дрофы, а в Африке — страусы.

Слайд 1

Урок окружающего мира
4 класс
УМК «Перспективная начальная школа»
900igr.net

Слайд 2

ЭПИГРАФ «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней – работник» И. Тургенев

Слайд 3

«Путешествие по природным зонам России»

Слайд 4

Ледяная зона

Слайд 5

тундра

Слайд 6

Лесная зона

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Цель урока: Узнать особенности природной зоны СТЕПЕЙ: познакомиться с климатическими условиями, растительным и животным миром.

Слайд 10

План изучения природной зоны
1. Изучить зону степей: 1) Расположение. 2) Климатические условия. 3) Растения степи. 4) Животные степи. 2, Сделать вывод. 3. Оценить свою работу на уроке.

Слайд 11

РАБОТА В ГРУППАХ
ЗООЛОГИ
ГЕОГРАФЫ
БОТАНИКИ
Отличительная черта степных животных. Способы приспособления к жизни в степи.
Общая особенность растений. Приспосабли- ваемость к природным условиям.
Расположение степной зоны. Климатические условия.

Слайд 12

Карта природных зон России
СТЕПИ

Слайд 13

Лето в степях более продолжительное, чем в лесной зоне. Средняя температура июля +22-27 градусов (жара местами достигает +40 градусов). Погода летом стоит солнечная, сухая. Дожди имеют ливневый характер.

Слайд 14

В степи часты иссушающие ветры, после которых начинается длительная засуха и пересыхание местных речек.

Слайд 15

Зима короче и теплее, чем в лесной зоне, но достаточно холодная, с морозами до -20-30 градусов. Снеговой покров очень маленький. Для второй половины зимы характерно усиление ветра, иногда до штормовой силы и сильные метели (бураны).

Слайд 16

БОТАНИКИ

Слайд 17

Корневые системы растений степи

луковица
тюльпан
типчак

Слайд 18

СТЕПИ – это области слишком сухие для деревьев, но достаточно влажные для трав. Травы, растущие в степи, способны переносить засуху и быстро восстанавливаться после степных пожаров.

Слайд 19

Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. Растения приспосабливаются к жизни по-разному.

Слайд 20

Быстро растут луковичные растения: тюльпаны, ирисы, гиацинты.

Слайд 21

Под травами образовались почвы, богатые чернозёмом. Черноземные почвы, тёплое солнечное лето позволяют выращивать ценнейшие культурные растения. В степи выращивают пшеницу, кукурузу, сахарную свёклу и подсолнечник.

Слайд 22

растительный мир степей
коровяк обыкновенный
вероника седая
типчак
полынь
клевер
ковыль
чабрец

Слайд 23

ЗООЛОГИ

Слайд 24

Кобылка
Кузнечик
Шмель

Слайд 25

Степной жаворонок
Дрофа
Серая куропатка
Журавль-красавка
Степной орел
Степной лунь

Слайд 26

Окрас у степных животных часто под цвет растительности.

Слайд 27

Животные степи некрупные, их жизнь связана с землей, в которой они делают норы, чтобы прятаться от хищников. В норах они делают себе запасы на зиму.
Суслики
Хомяки
Тушканчики
Сурки
Мыши-полевки

Слайд 28

дрофа
степная гадюка
хомяк
кузнечик
шмель
бабочка

Слайд 29

животный мир степей
степной волк
сайгак
корсак
заяц-русак
суслик
перепел
канюк
степной орел

Слайд 30

А Б В Г Д Е Ж
З И К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х
Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Алфавит за «круглым» столом

Слайд 31

Бесконечная Россия Словно вечность на земле Едешь, едешь, едешь, едешь, Дни и версты нипочем! Степь широко на просторе Поперек и вдоль летит, Словно огненное море Зноем пышет и палит.

Слайд 32

Ребята! Любите и берегите
природу страны и родного края!

Слайд 33

Слайд 34

Слайд 35

Работа в группах
Ученые-географы Ученые-ботаники Ученые-зоологи
1. Где расположена степная зона? 2. Какие времена года выражены в степной зоне? 3. Какая зима? Какое лето? (продолжительность, температура)? 1.Общая особенность растений. 2. Как растения приспособились к условиям жизни в данной зоне? (на примере разных растений: корень, стебель, листья) 1.Отличительная черта степных животных. 2.Способы приспособления к жизни в степи на примере различных животных (размер, окрас, форма)

Слайд 36

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

Слайд 37

Зима короче и теплее, чем в лесной зоне, но достаточно холодная, с морозами до -20-30 С. Снеговой покров очень маленький.

Слайд 38

Лето в степях более продолжительное, чем в лесной полосе. Средняя температура июля +22-23,5 C. Погода летом сухая, солнечная. Дожди имеют ливневый характер. В степи часты иссушающие ветры, после которых начинается длительная засуха.

Слайд 39

Деревьев в степи нет, потому что им не хватает влаги. Климат в степях достаточно теплый: жаркое засушливое лето с редкими дождями и умеренно холодная влажная зима.

Слайд 40







Слайд 41

1. Лето в степной зоне:
Проверочный тест
а) короткое, холодное
б) длинное, сухое
2. Где накапливают питательные вещества некоторые степные растения:
а) в корнях
б) в луковицах
в) в листьях
3. Какие животные составляют самую многочисленную группу обитателей степи:
а) грызуны
б) птицы
4. Причины, которые могут привести к гибели природы степей (выбери несколько):
а) неумеренный выпас скота
б) холодная погода
в) чрезмерная распашка степей

Слайд 42

Вспомни расположение степной зоны на карте России и подбери верные характеристики данной природной зоны
давай подумаем!
Общая характеристика степной зоны
1. Степь – это большие невозделываемые человеком массивы, покрытые древесной растительностью
2. Степь – это открытое безлесное пространство, покрытое травянистой растительностью.
3. Для степной зоны характерны жаркое лето и холодная зима
4. Лето и зима в степи теплые
5. Часто дуют сильные ветры – суховеи и пыльные бури
6. Осадки выпадают в виде коротких, но сильных ливней.
7. Выпадают обильные и частые осадки

Слайд 43

Характеристика растительного мира степной зоны
1. Растительность скудная, низкорослая, со слабо развитой корневой системой
2. Для степи характерно обилие травянистых растений, редкие кустарники
3. Растения имеют хорошо развитую корневую систему, для степи характерны луковичные растения
4. Преобладают растения тепло- и влаголюбивые, высокорослые, с крепкими сочными стеблями.
5. Многие растения из-за особенности климата имеют узкие, мелкие листья.

Слайд 44

Слайд 45

Животный мир степной зоны

1. Характерно большое количество видов животных, много разнообразных видов хищников
2. Животный мир очень немногочисленный, характерно неравномерное расселение животных по территории.
3. Основная масса животных - наземные, низкорослые, обитающие в основном в подземных норах. Много грызунов.

Предварительный просмотр:

Царева Наталья Александровна

Программа: «Школа России»

«Мир вокруг нас» - А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова - 4 класс

Тип урока – комбинированный.

Тема: «Зона степей».

Цель урока : сформировать у учащихся представление о природной зоне степей.

Задачи:

Образовательные: познакомить с географическим положением зоны степей, климатом, животным и растительным миром;

- развивать умение работать с картой, учебником, дополнительной литературой;

Воспитывать любовь к природе и своей малой родине;

Оборудование:

Карта природных зон;

Физическая карта;

Костюмы для сценки;

Карточки (изображение растений);

Карточка (особенности растений степи)

Учебники «Мир вокруг нас» ч.1 А.А.Плешаков

Ход урока

I. Организационный момент.

Нас сегодня ждёт дорога,

И узнать нам надо много.

Так возьмёмся, ребята скорее за работу,

Чтобы времени зря не терять.

И там как потрудились дома,

Поспешим рассказать.

II. Проверка домашнего задания.

Какую природную зону изучали на прошлом уроке?

(Мы изучали зону лесов)

Покажите на карте зону лесов. Расскажите о её расположении.

(Зона лесов расположена южнее зоны тундры. Протянулась с Запада на восток. Занимает Восточно-Европейскую, Западно-Сибирскую равнину, Среднесибирское плоскогорье. Состоит из трёх частей: тайга, смешанные и широколиственные леса).

Расселите животных и растения по природным зонам (работают у доски).

III. Работа над новой темой.

Куда приведёт нас дорога? Хотите об этом узнать? Тогда постарайтесь скорее кроссворд разгадать.

Отгадай растения и животных зоны лесов.

1. Листики – с глянцем.

Ягодки – с румянцем,

А сами кусточки –

Не выше кочки. (Брусника)

2. Ёлка иль не ёлка?

Зелена иголка,

А совсем не колка. (Лиственница)

3. Хозяин лесной

Просыпается весной.

А зимой под снежный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

4. С моего цветка берёт

Пчёлка самый вкусный мёд.

А меня всё ж обижают:

Шкуру тонкую сдирают. (Липа)

5. Есть серёжки,

Да не девочка;

Есть и шишки,

Да не сосенка;

А живёт в низинке,

Около лозинки. (Ольха)

Ключевое слово - СТЕПЬ.

Сообщение целей урока.

Сегодня на уроке мы будем изучать зону степей. О степи слагали стихи такие великие русские поэты, как А. Кольцов, И. Бунин, С. Есенин. Степь изображали на своих полотнах такие великие художники, как А. И. Куинджи, А. М. Васнецов, менее известные художники, например, Зверьков и др. О степи поётся в песне «Степь да степь кругом». Степи без конца и кра я , ровные, скучные, раздольные, волнистые, холмистые... Степь, словно живое существо, меняет свои наряды. Разные поэты, разные художники - разное восприятие степи (учитель свой рассказ сопровождает показом репродукций)

1. Практическая работа №1

Рассмотри карту природных зон России. Каким цветом на карте обозначена зона степей?

(Зона степей обозначена жёлтым цветом. Она расположена южнее зоны лесов).

Сравните площадь зоны лесов и зоны степей. Что скажете?

(Зона степей намного меньше зоны лесов.)

Сейчас посмотрим на физическую карту России. Где же находится зона степей?

Учитель. (Большая часть зоны степей находится на Восточно-Европейской равнине, а также она встречается в Западной и Восточной Сибири).

2. Рассказ ученика о климате (дано задание на кануне изучения темы).

Зона степей расположена в умеренном климатическом поясе. Лето продолжительное, засушливое. В июле +22 - +25 градусов, жара может достигать до +40 градусов. Погода сухая, солнечная. Часто дуют сухие горячие ветры – суховеи. Иногда суховеи переходят в пыльные бури. Дожди имеют ливневый характер. Быстро проходит ливень, и большая часть воды, не успевая напоить почву, потоками стекает и испаряется. Зима короткая и тёплая, но бывают холода до-20 -30 градусов.

3. Животный мир степи.

Сценка «Зелёный театр» - участвуют 3 ученика.

Автор. Жаркий летний день. Далеко-далеко протянулась степь. Как серебряное море, колышется ковыль. Высоко в небе парит орёл, высматривая на земле добычу. Вот он удаляется, превращаясь в чёрную точку, и исчезает. А в зарослях ковыля встретились тушканчик и серая куропатка. Они не боятся друг друга, т. к. тушканчик растениями питается, а куропатка – насекомыми.

Тушканчик. Наконец-то орёл улетел. А то я боялся по степи пробежать.

Куропатка. И я орла боюсь, уже два часа голодная сижу. Только не пойму я, тебе-то чего его бояться? Ты ведь вон как бегаешь быстро. Разве орёл тебя поймает?

Тушканчик. Я для того и бегаю быстро, чтоб не поймал. Да кто его знает, лучше не рисковать.

Куропатка. А кто ещё у нас в степи так же быстро бегает, как ты?

Тушканчик. Сайгак. А мыши, хомяки и суслики в норы прячутся. (Показ слайда)

Куропатка. Мало орлов, так ещё лисы с волками появились. (Показ слайда)

Тушканчик. Не говори. Надоели мне здесь, я вот думаю, может, в северную степь перебраться. А то здесь ковыль да ковыль, а там цветов, трав всяких уйма. (Показ слайда)

Куропатка. Не знаю, мне и здесь хорошо. Смотри, дрофа бежит, вот умора! Ноги длинные, летает кое-как. (Показ слайда)

Тушканчик. Это она разбегается долго. А летает не так уж и плохо.

Куропатка. Настоящая птица выше летать должна. То ли дело я – серая куропатка, или журавль-красавка, или розовый скворец, или степной жаворонок. (Показ слайда)

Тушканчик. Или орёл. (Показ слайда)

Куропатка. Не говори мне про орла! Он высоко-высоко поднимается, а потом оттуда на всех бросается… Нет, настоящая птица так не поступает.

Тушканчик. Вон, кузнечик поскакал!

Куропатка. Это не кузнечик. Это кобылка. У кузнечиков усики длинные, а у кобылок – короткие. Кузнечики насекомыми питаются, прямо как я, хоть и сами насекомые. А кобылки – растениями.

Какие животные обитают в степи?

Просмотр слайдов о животных.

  1. Степной орёл – хищная птица. Гнездится на земле. Пальцы слабые, когти короткие, питается небольшими животными (грызунами, птицами). Размах крыльев до двух метров.
  2. Пустельга – птица-хищник.
  3. Степной жаворонок – его песню слышим ранней весной. Поёт только самец. Кормятся насекомыми, падалицей.
  4. Дрофа – самая крупная птица, масса от 16 до 21 кг. Хорошо бегает и неплохо летает. Поднимается в воздух тяжело с разбега. Летит против ветра, низко, постепенно набирая высоту.
  5. Серая куропатка – похожа на небольшую курицу. Также квохчет и разгребает лапами землю. Уничтожает множество вредных насекомых для с/х.
  6. Суслики – от нор далеко не отходят. Поднявшись на задние лапки, они всё время осматриваются, и замечая человека или животное, с писком скрываются в норе.
  7. Степная гадюка – в бурьянах и канавах. Питаются грызунами и насекомыми.

4 . Растительный мир степи. Практическая работа №2

Чтобы определить растения степи вы разобьётесь на группы по 5 человек, и каждая группа получит задание.

(Учитель раздаёт задания. 3 группы получают по 5 карточек с изображениями растений.)

1 группа. Карликовая берёза, тюльпан, ковыль, типчак, венерин башмачок.

2 группа. Голубика, пион тонколистый, типчак, ирис, земляника.

3 группа. Голубика, ирис, ковыль, тюльпан, ягель.

Откройте учебник. Прочитайте информацию о растениях степи в учебнике и выберите из предложенных вами растений, которые относятся к этой зоне. Наклейте их на лист, где написано «Степь» и подпишите их названия.

4 группа. Вам дан текст об особенностях растений зоны «Степь». Прочитайте и дайте ответ пользуясь карточкой-«помощницей»:

а) Растения степи – это деревья, кустарники, травы.

б) Форма листьев – узкая, широкая. Почему?

в) Цвет листьев – светлый, тёмный. Почему?

г) Корневая система – луковица, пучок, корневище. Почему?

Обобщение – показ слайдов (растительный мир степи).

Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. Они приспосабливаются к жизни в степи по-разному; например, у тюльпанов после цветения листья и стебель отмирают, и в земле остаётся луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. Совсем по-другому приспосабливается ковыль и типчак. Эти растения растут в виде крупного плотного куста. Так корневая система лучше собирает и удерживает влагу с поверхности земли. Листья ковыля и типчака узкие, чтобы испарялось меньше влаги. Цвет листьев светлый и они лучше отражают солнечные лучи.

IV.Подведение итогов.

Закончить урок я хочу следующими строчками.

Какая ширь здесь и приволье!

Куда ни глянь – везде раздолье!

Южнее полосы лесов

Лежит ковёр из трав, цветов.

Здесь простор ветрам и птицам, Грызунам, волкам. Лисицам.

Здесь суховеи любят петь!

И зовётся – это степь!

Что вы сегодня узнали о степи?

Фотография «Степь да степь кругом», «Степь ковыльная» - автор Alesing

…..Красота донской природы в необъятных степях. Чем больше всматриваешься в неброскую красоту родных пейзажей, тем больше впитываешь в себя ощущение невиданного простора и шири. И краски, и цвета в природе здесь какие-то особенные. Широко в приволье зеленых степей течёт Дон. Зеркальной лентой блестящего серебра извивается он среди полей по широкому степному раздолью. И медленно, и плавно его течение. Кажется, что Дон спит. Недаром и прозвали его Тихим..." (М. Шолохов)

V. Домашнее задание.

Подготовить небольшое сообщение о представителях животного или растительного мира степи. А затем из ваших сообщений мы составим книжку – «Животный и растительный мир степи».


План


1. Расположение
2. Климат
3. Почва
4 Растительный мир
5. Животный мир
6. Цепи питания
7. Экологические проблемы

8.Заповедники


1. Расположение

Зона степей на карте выделена желтым цветом


Зона степей расположена южнее зоны лесов Зона степей намного меньше зоны лесов Большая часть зоны степей находится на Восточно-Европейской равнине, а также она встречается в Западной и Восточной Сибири. Рельеф поверхности ровный. Зона степей расположена в умеренном климатическом поясе.

2. Клим ат

Южнее зоны лесов тепла ещё больше, но осадков выпадает меньше. Лето продолжительное, засушливое. В июле + 22 — + 25 градусов, жара может достигать до 40 градусов. Погода сухая, солнечная. Часто дуют сухие горячие ветры — суховеи . Иногда суховеи переходят в пыльные бури.

Зима короткая и тёплая, но бывают холода до -20 -30 градусов.

Весной степь оживает, покрывается ковром тюльпанов и ирисов. Весна короткая с большим количеством влаги в почве. Дожди имеют ливневый характер. Быстро проходит ливень, и большая часть воды, не успевая напоить почву, потоками стекает в низины и испаряется.

3. Почва

Почвы в степи плодородные, покрыты чернозёмом. В степи растут травы, каждый год их отмирающие стебли и листья увеличивают плодородный слой.

4. Растительный мир

Отсутствие влаги не создаёт условия для роста деревьев.

Растут тюльпаны, ирисы, ковыль, овсяница, тимофеевка степная, пион тонколистный .

Форма листьев узкая, чтобы испарялось меньше влаги; цвет светлый, т.к. не даёт сильно нагреваться листу. Светлые лучше отражают солнечные лучи.

Корневая система: луковица, пучок, корневище.
В луковице сохраняются питательные вещества. Мочковатая корневая система лучше собирает и удерживает влагу с поверхности земли. У высоких растений корневая система уходит глубоко в почву.

Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. Растения приспосабливаются к жизни в степи по-разному: например, у тюльпанов, которые имеют красивые цветы, после цветения листья и стебли отмирают, и в земле остаётся луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. Также приспособились ирисы и таволга. У таволги на корнях клубневидные утолщения, там откладываются запасные питательные вещества, их даже можно употреблять в пищу. Совсем по-другому приспособились ковыль и типчак. Они растут в виде крупного плотного куста. Внизу, у самой земли, многочисленные побеги плотно прижаты друг к другу. Листья ковыля и типчака узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни уходят глубоко в землю.

5. Животный мир

В степях нет деревьев, но есть травянистый покров. Поэтому в траве живёт множество насекомых: кобылка, кузнечик, шмель, и другие. Раз есть насекомые, значит здесь много птиц: степной жаворонок, дрофа, серая куропатка, журавль-красавка. Птицы степи устраивают гнёзда прямо на земле. Животные степи некрупные, их жизнь связана с землёй, в которой они делают норы. В степи живут суслики, хомяки, мыши-полёвки. И, конечно, в степи есть хищники: степной орёл, степной хорёк, степная гадюка. Окрас у степных животных часто под цвет растительности.


Степной орёл
— хищная птица. Гнездится га земле. Пальцы слабые, когти короткие, питается небольшими животными (грызунами, птицами). Размах крыльев до двух метров.

Пустельга — птица-хищник.

Степной жаворонок — Его песню слышим с ранней весны. Поёт только самец. Кормятся насекомыми, падалицей.

Дрофа — самая крупная птица, масса от 16 до 21 кг. Хорошо бегает и неплохо летает. Поднимается в воздух тяжело с разбега. Летит против ветра, низко, постепенно набирая высоту. Отсутствуют потовые железы, трудно приходится в жару, отсутствует жировая смазка.

Серая куропатка — похожа на небольшую курицу, также квохчет и разгребает лапами землю. Уничтожает множество вредных для с/х насекомых. Мясо очень нежное и вкусное.

Суслики — от нор далеко не отходят. Поднявшись на задние лапки, они всё время осматриваются, и замечая человека или животное, с писком скрываются в норе. В засушливые годы с наступлением бескормицы впадают в спячку. Могут проводить во сне до 9 месяцев.

Степные гадюки — в бурьянах и канавах. Питаются грызунами, насекомыми.

6. Цепи питания

Растения—> Кобылка—> Куропатка—> Степные орлы
—> Лисы
—> Волки

Растения—> Тушканчик—> Степной орёл

7. Экологические проблемы

Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная причина – в распашке степных земель . Люди превратили степи в поля. Ещё одна причина: на нераспаханных участках степей пасут скот, неумеренный выпас приводит к разрушению почв. В Красную книгу внесены следующие животные: степной орёл, журавль, дрофа, кузнечик, степная дыбка. Растения: пион тонколистый.

Есть ещё одна проблема – это браконьерство . Чтобы сберечь природу степей, надо ограничить её распашку, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники.

Как решать экологические проблемы?

  • Ограничить распашку степей:
  • Ограничить выпас скота;
  • Бороться с браконьерством;
  • Создавать заповедники;

Перед вспашкой полей собирать яйца дроф, выращивать в специальных инкубаторах. А потом выпускать на поле.

8. Заповедники


Центральночерноземный заповедник имени В. В. Алехина - в полосе северной степи Курской и Белгородской областей. Основан в 1935 году и назван в честь известного геоботаника, профессора Московского университета. Площадь свыше 4 тысяч гектаров. Наибольший интерес представляют участки Стрелецкой, Казацкой и Ямской степей. В заповеднике отмечен 31 вид млекопитающих, но если исключить некоторых заходящих животных (лось, косуля, волк и др.) и акклиматизированных (енотовидная собака), то остается около 25 аборигенных видов. Типичный обитатель целинной степи сурок-байбак истреблен еще в прошлом столетии. Следы его пребывания до сих пор сохранились в степях в виде небольших холмиков (сурочин), поросших степной растительностью. Кроме того, здесь попадаются крапчатый суслик, слепыш и ряд других видов фауны.

Просмотры: 73 961

Вам может быть интересно

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Природная зона СТЕПЬ

Степь - это бескрайняя равнина, покрытая травянистой растительностью

Ой ты, степь широкая, Степь раздольная, Широко ты, матушка, Протянулася…

Степь, да степь кругом. Путь далек лежит. В той степи глухой Замерзал ямщик…

Степи России

Зимой температура падает до - 20-30°. Снежный покров тонкий. Ветры, метели.

Весна короткая с большим количеством влаги в почве. Степь оживает, покрывается ковром тюльпанов и ирисов.

Лето продолжительное и засушливое (+ 23-25) Суховей - иссушающий ветер. Дует со скоростью от 5 до 20 м/с (пыльные бури). Ливни.

Почвы в степи плодородные, покрыты чернозёмом

Растения степи ирис шалфей тюльпан мак

Растения степи очиток типчак сон-трава полынь

Растения степи ковыль качим молодило синяк

Животные степи

Насекомые степи бабочки жуки-скакуны божья коровка комары кузнечик муравьи саранча оводы, слепни стрекозы мухи

Пустельга степная Лунь степной Журавль Красавка Стрепет Дрофа Орёл степной

Крапчатый суслик Серый хомяк Степная мышовка Сурок степной Степная пищуха Тушканчик

Ёж Тур Степная лиса Сайгак Степной волк Тарпан

Хищники Грызуны Копытные Как приспособились животные к суровым условиям жизни в степи? Бегающие птицы Хищные птицы

Как приспособились бегающие птицы суровым условиям жизни в степи? Острое зрение Высокий рост Защитная окраска Осторожность

Как приспособились хищные птицы к суровым условиям жизни в степи? Острое зрение Мощные когти Широкие крылья Скорость полета

Как приспособились грызуны к суровым условиям жизни в степи? Колониальность Жизнь в подземном ярусе Запасание кормов на зиму Зимняя спячка

Как приспособились копытные к суровым условиям жизни в степи? Маскирующая окраска Быстрый бег Стадность

Как приспособились хищники к суровым условиям жизни в степи? Маскирующая окраска под цвет травы и земли

Хищники Грызуны Копытные Способность долго обходиться без питьевой воды Бегающие птицы Хищные птицы

Степи и человек

Домашнее задание Воспользуйтесь дополнительной литературой. Подготовьте сообщения о пресмыкающихся степи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Одна из основных задач педагогов - разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Урок строится в виде путешествия по сказочному подводному царству, в котором учащиеся становятся главными исследователями мира водоёмов. Применение компьютерной техники, приёмов и элементов сказкотера...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...