Человек и животный мир

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Развитие взг лядов на происхождение человека

История взглядов на происхождение человека гораздо древнее самой науки о происхождении человека -- антропологии, которая возникла на рубеже XVIII-- XIX вв. Ученые античного мира обсуждали вопросы появления человека и его места в природе. Например, Аристотель признавал предками человека животных. Он создал первую классификацию животных, основанную на их внешнем виде, строении тела и некоторых особенностях поведения, и разделил животных на «кровяных» и «бескровных», отнеся человека к группе «кровяных». Между животными и человеком Аристотель поместил обезьян. Гален также признавал близость человека к животным, делая этот вывод на основе изучения анатомического строения.

К. Линней пошел намного дальше по сравнению со своими предшественниками. В 1735 г. в своей книге «Система природы» он выделил род людей с одним видом -- Человек разумный (Homo sapiens L.) и поместил его в отряд приматов вместе с низшими и высшими обезьянами. В 1760г. К.Линней даже опубликовал работу «Родственники человека», в которой подчеркивал внешнее и внутреннее сходство человека и обезьян.

Жан Батист Ламарк в своем труде «Философия зоологии» (1809 г.) указывал на родство человека с обезьянами и предполагал, что человек произошел от древних человекообразных обезьян в результате перехода к прямохождению, причем стадный образ жизни первобытных людей способствовал развитию речи.

Значительный вклад в решение проблемы антропогенеза внес Ч. Дарвин.

В своих трудах «Происхождение человека и половой отбор» (1871 г.) и «Выражение эмоций у человека и животных» (1872 г.) он на большом фактологическом материале показал поразительное сходство человека с животными и особенно с человекообразными обезьянами, На основании этого он пришел к выводу о наличии у обезьян и человека общего предка, обратив внимание на влияние социальных факторов в эволюции человека.

2. Доказательства про исхождения человека от животных

В основе современных научных представлений о происхождении человека лежит концепция, в соответствии с которой человек вышел из мира животных.

Данные сравнительной эмбриологии и анатомии ясно показывают черты сходства в строении и развитии тела человека с животными.

Для человека характерны основные черты, присущие типу Хордовые и подтипу Позвоночные. У человека (как и у всех хордовых) на ранних этапах эмбрионального развития внутренний скелет представлен хордой, нервная трубка закладывается на спинной стороне, тело имеет двустороннюю симметрию. По мере развития эмбриона хорда заменяется на позвоночный столб, формируются череп, пять отделов головного мозга. Сердце располагается на брюшной стороне, появляется скелет парных свободных конечностей.

3. Для человека характерны основные черты класса м лекопитаю щих

Позвоночник человека разделен на пять отделов, кожа покрыта волосами и содержит потовые и сальные железы. Как и для других млекопитающих, для человека характерно живорождение, наличие диафрагмы, молочных желез и вскармливание детенышей молоком, четырехкамерное сердце, теплокровность.

Для человека характерны основные черты подкласса Плацентарные. Мать вынашивает плод внутри своего тела, и питание плода происходит через плаценту.

Для человека характерны основные черты отряда Приматы. К ним можно отнести конечности хватательного типа, наличие ногтей, расположение глаз в одной плоскости (что обеспечивает объемное зрение), замена молочных зубов на постоянные и др.

Много общих признаков у человека и с человекообразными обезьянами: сходная структура мозгового и лицевого отделов черепа, хорошо развитые лобные доли головного мозга, большое число извилин коры больших полушарий, исчезновение хвостового отдела позвоночника, развитие мимической мускулатуры и др. (рис. 104).

Кроме морфологических признаков о сходстве человека и человекообразных обезьян, свидетельствует и ряд других данных: сходные резус-факторы, антигены групп крови (АВО); наличие менструального периода и беременности длительностью 9 месяцев, как у шимпанзе и гориллы; сходная чувствительность к возбудителям одних и тех же болезней и т. д.

В последнее время широко применяются методы определения эволюционного родства организмов путем сравнения их хромосом и белков. Родство между видами тем больше, чем больше сходство между белками. Исследования показали, что белки человека и шимпанзе сходны на 99%.

О родстве человека с животными свидетельствует также наличие у человека атавизмов (наружный хвост, многососковость, обильный волосяной покров на лице и др.) и рудиментов (аппендикс, ушные мышцы, третье веко и др.) (рис. 105).

4. Систематическое положение современного человека

Царство Животные, подцарство Многоклеточные, тип Хордовые, подтип Позвоночные (Черепные), класс Млекопитающие, подкласс Плацентарные, отряд Приматы, подотряд Человекообразные, семейство Люди (Гоминиды), род Человек (Homo), вид Человек разумный (Homo sapiens), подвид Homo sapiens sapiens.

Поскольку в настоящее время к виду Человек разумный также относят вымерший подвид Человек разумный неандертальский, то полное название современного человека -- Человек разумный разумный (Homo sapiens sapiens).

Как писал Ч. Дарвин, «...животные -- наши братья по боли, болезням, смерти, страданию и голоду, наши рабы в самой тяжелой работе, наши товарищи в наших удовольствиях -- все они ведут, может быть, свое происхождение от одного общего с нами предка -- нас всех можно было бы слить вместе.

5. Отличия человека от животных

антропогенез дарвин скелет млекопитающий

Однако между человеком и животными существуют коренные отличия. Только для человека характерно истинное прямохождение. В связи с этим в строении скелета человека произошли характерные изменения: позвоночник приобрел в-образную форму, появилась сводчатость стопы, большой палец нижних конечностей приблизился к остальным и принял на себя функцию опоры, тазовые кости стали более широкими, произошло уплощение грудной клетки в переднезаднем направлении.

Освободившиеся верхние конечности с гибкими кистями и противопоставленным большим пальцем превратились в органы труда.

В черепе человека мозговой отдел преобладает над лицевым. Средняя масса мозга человека составляет 1350--1500 г, тогда как гориллы и шимпанзе -- всего лишь 460--600 г.

Человек обладает сознанием и абстрактным мышлением, способен общаться с помощью речи (вторая сигнальная система) и абстрактных символов (письмо), а также передавать и воспринимать знания, накопленные предыдущими поколениями. Он создал искусство и науку. Эволюция человека вышла из-под ведущего контроля биологических факторов и приобрела социальный характер.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Эволюция человека, ее отличие от эволюции животных и движущие силы. Гипотезы естественного происхождения человека. Признаки человека и его место в системе животного мира. Основные этапы антропогенеза и характерные черты развития предков человека.

    контрольная работа , добавлен 03.09.2010

    Основные доказательства животного происхождения человека. Современное положение человека в системе органического мира. Характеристика животных: млекопитающих, приматов и хордовых. Генетическое сходство и отличие человека и человекообразных обезьян.

    презентация , добавлен 17.05.2010

    Развитие взглядов на происхождение человека. Центр происхождения человека. Доказательства происхождения человека от животных. Влияние окружающей среды на появление человека. Эволюция гоминид. Биологический, социальный и трудовой факторы эволюции.

    реферат , добавлен 26.04.2006

    Систематическое положение человека. Род гиббонов, орангутангов, горилл, шимпанзе: виды, места обитания, строение тела, образ жизни. Биологическая теория происхождения человека Ч. Дарвина. Основные группы доказательств происхождения человека от животных.

    презентация , добавлен 18.05.2010

    Факты о сходстве в строении человека и животных. Учение об эволюции, естественный отбор как его движущая сила. Доказательства происхождения человека от животных. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Факторы, вызвавшие антропоморфозы.

    реферат , добавлен 02.10.2009

    Зачатки эволюционных представлений о происхождении человека в трудах античных философов. Положение человека в системе животного мира. Основные стадии эволюции человека: древнейшие люди; древние люди; современные люди. Современный этап эволюции человека.

    контрольная работа , добавлен 22.12.2009

    Представления о происхождении человека в Европейском средневековье. Современные взгляды на проблему происхождения человека. Предположения Ч. Дарвина о происхождении человека. Проблема прародины современного человека. Особенности хода эволюции человека.

    реферат , добавлен 26.11.2010

    Тайна происхождения человека и его расселения на территории Земли. Путь гоминизации многих видов приматов. Теория африканского происхождения человека. Родословная человека, факторы антропогенеза. Основные этапы эволюции человека. Современный тип людей.

    презентация , добавлен 21.05.2015

    Доказательство родства человека и животных, содержание подтверждающей данный факт эволюционной теории. Этапы становления человека. Сущность других теорий происхождения человека: креационисткой, внешнего вмешательства и теории пространственных аномалий.

    презентация , добавлен 30.01.2013

    Исследование теории эволюции Чарльза Дарвина. Концепции африканского происхождения человека. Основные теории антропогенеза. Расселение и численность древнейшего человечества. Роль труда в превращении древних обезьян в человека. Этапы развития человека.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Что изучают эти науки? Ответ напишите в виде кода (цифра-буква) Анатомия Физиология Эмбриология Гигиена Генетика Эволюционное учение А Б В Г Д Е 1Б2Г3Е4А5Д6В

Тема урока: Место человека в системе органического мира.

Актуализация знаний ЧЕЛОВЕК

Проблемный вопрос: Человек- это высшая ступень эволюции или всего лишь высокоразвитое животное?

Расположите систематические единицы в нужном порядке, начиная с наибольшего Подтип Подотряд Род Вид Тип Царство Класс Отряд Семейство

«Паспортные» данные человека Царство - животные Тип- хордовые Подтип- позвоночные Класс Млекопитающие Отряд- приматы Подотряд –гоминиды Семейство- люди Род- человек Вид- человек разумный (Homo sapiens)

Докажите родство человека с животными, пользуясь учебником Систематическая категория Общие признаки Методы Царство Животные Тип Хордовые Подтип Позвоночные Класс Млекопитающие Отряд Приматы Подотряд Человекообразные обезьяны

Определите методы, с помощью которых установлена принадлежность человека к определённым систематическим группам.

Доказательства происхождения человека от животных: 1. Сравнительно- анатомические- а) клеточное строение, анатомическое сходство органов, места их расположения в организмах.

Доказательства происхождения человека от животных: б) наличие рудиментов- остаточных органов у человека.

Доказательства происхождения человека от животных: в) наличие атавизмов- признаков, характерных далеким предкам.

Доказательства происхождения человека от животных: 2. Эмбриологические- сходство зародышей человека и животных на ранних стадиях развития(закон К.Бэра)

Доказательства происхождения человека от животных: 3. Физиологические- сходство физиологических процессов: дыхания, питания, выделения и др.

Доказательства происхождения человека от животных: 4. Генетические- сходство в строении хромосомного аппарата.

Специфические особенности человека: Прямохождение Развитая мускулатура нижних конечностей, сводчатость стопы Подвижная кисть руки S - образный позвоночник с 4 изгибами Объемность мозга и сложное поведение, способность к мышлению, речи Бинокулярное зрение Ограниченная плодовитость

Закрепление материала Работа в группах в поисках ответа на вопросы: 1. Почему человека не выделяют в особое царство? 2.Почему шимпанзе называют «лабораторным двойником» человека? 3. Почему современные человекообразные обезьяны не могут стать людьми? 4.Почему прямохождение нельзя назвать единственной предпосылкой превращения животного в человека? 5.Какие существенные отличия можно выделить у человека по сравнению с высокоорганизованными животными: гоминидами, дельфинами, слонами?

Домашнее задание: Стр. 5- 11

Рефлексия: с каким животным ассоциируется ваше деятельность на уроке?

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Тема: Место человека в системе органического мира.

Цель работы: ознакомить учащихся с характеристикой птиц; внешним строением птиц, отметив особенности связанные с полетом, формировать исследовательских умений учащихся.

Основные задачи:

  • Образовательная : сформировать знания о родстве человека с животными; научить объяснять родство человека с животными;
  • Развивающая : продолжить формирование умений выделять главное, сравнивать изученных животных между собой, работать с натуральным объектом, с источниками информации; обобщать, делать выводы, анализировать, синтезировать, классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи; способствовать развитию речи, обогащению словарного запаса детей.

Воспитательная : развивать умения общения друг с другом и учителем; продолжить формирование навыков самооценки.

  • Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методические приемы и техники

Формируемые умения (личностные, общепредметные, предметные)

  1. Мотивация

Приветствие

Эмоциональ-ный настрой

Побуждение интереса к получению новой информации

Коммуникотив-ные, личностные

  1. Актуализация

Постановка познавательной задачи.

Написание определений, самопровер-ка

Развитие критического мышление

Личностные, регулятивные

  1. Целеполагание

Постановка проблемного вопроса. Вспомнить методы доказательства родства живых организмов.

Прочитать и выполнить задание: установите соответствие между наукой и предметом её изучения. Ответ записать в виде последовательности букв, каждую букву отделять запятой. Форма работы - индивидуальная. Записи в тетрадях. Время выполнения задания - 5 мин.

Решение проблемных задач

Формулирова-ние цели и задачи

  1. Учебно-познавательная деятельность

Организация познавательной деятельности (инструкция по работе с учебником), выступления представите-ля

Обработка и систематизация информации, перевод информации в табличную форму, представление итогового продукта

Погружение в проблему, поисковый метод, работа с текстом в группе, публичное выступление

Синтез и анализ, установление причинно-следственных связей, построение логических рассуждений, умение представлять результат своей работы, монологическая речь, умение доказывать свою точку зрения

  1. Коррекция

Заслушивание ответов обучающихся. обобщение, корректировка выводов, нацелить учащихся на решение кроссворда

Заслушивание ответов выступаю-щих, формулирова-ние выводов, корректиров-ка

Публичное выступление, подведение итогов

Формирование логического мышления, синтеза, анализа информации, монологической речи, умение доказывать свою точку зрения, умение использовать грамотно речевые средства и символы для предоставления результата

  1. Рефлексия

Оценивание результатов деятельности учащихся

Самоанализ, самооценка

Самоанализ, умение оценивать свой результат работы

  1. Домашнее задание

С. 3-5


Тесты по биологии 8 класс Учитель Казакова Н.И.

Вариант 1

    Человек – это название:

а) отряда; в) рода;

б) семейства; г) вида.

    Ныне живущие представители гоминид, в отличие от других приматов, имеют:

а) большие полушария головного мозга с извилинами и бороздами;

б) большой палец на передней конечности, противопоставленный остальным;

в) ногти на пальцах;

г) способность к изготовлению орудий труда.

    В связи с прямохождением у человека:

а) строение гортани обеспечивает возможность производить звуки;

б) увеличен лицевой отдел черепа;

в) выражен свод стопы;

г) всё верно.

    Рудиментом у человека считают:

а) хвост; в) ушные мышцы;

    Атавизмом у человека считают:

а) сильно развитый волосяной покров; в) хвостатость;

б) многососковость; г) всё верно.

    У человека, как и у других представителей отряда приматов:

а) передняя конечность хватательного типа; в) на пальцах имеются ногти;

б) развита мимическая мускулатура; г) всё верно.

    Принадлежность человека к типу хордовых определяется наличием у эмбриона:

а) хорды; г) полой нервной трубки;

б) жаберных лепестков; д) жаберных щелей в глотке.

в) ассиметрии тела;

    Законное место человека в классе млекопитающих определено следующими свойственными ему особенностями:

а) наличием молочных желез; г) наличием волос;

б) наличием двух пар конечностей; д) наличием хвоста.

в) выкармливанием ребёнка молоком;

    Признаки человека, позволившие отнести его к гоминидам (людям):

а) глазницы и глаза направлены вперёд;

б) на пальцах имеются ногти;

в) широкий таз;

г) волосяной покров на теле в значительной степени редуцирован;

д) опора тела на задние конечности.

    У человека, как представителя класса млекопитающих, развито наружное ухо.

    У человека гибкие и чувствительные пальцы.

    Человека относят к полуобезьянам (низшим обезьянам).

    Человек принадлежит к типу хордовых, подтипу бесчерепных.

    Человек принадлежит к классу млекопитающих, подклассу плацентарных.

    На ранних стадиях внутриутробного развития у человека формируется осевой скелет, представленный … .

    Человека относят к семейству … .

    Центральная нервная система у человека представлена … и … мозгом.

Часть 5. Приведите в соответствие.*

Систематические единицы (таксоны): Признаки организма человека, позволяющие

отнести его к определённой систематической

единице:

1) подтип Черепные; а) две пары конечностей;

2) подкласс Плацентарные; б) развитие детёныша внутри тела матери; наличие плаценты;

3) отряд Приматы; в) изгибы позвоночника и хорошо развитый свод стопы;

4) род Человек. г) хорошо развитая мимическая мускулатура.

Часть 6. Ответьте на вопрос.

Какие недомогания могут возникнуть у человека при ослаблении клапанов в венах нижних конечностей?

Место человека в системе органического мира

Вариант 2

Часть 1. Выберите один правильный и наиболее полный ответ.

    В системе животного мира человек отнесён:

а) к типу хордовых; в) к классу млекопитающих;

б) к подтипу черепных; г) всё верно.

    В пределах класса млекопитающих человек отнесён к отряду:

а) насекомоядных; в) хищников;

б) грызунов; г) приматов.

    Семейство в отряде приматов, к которому относят человека, - это:

а) Мартышкообразные; в) Человекообразные обезьяны;

б) Гиббоны; г) всё верно.

    Число живущих ныне видов, принадлежащих к гоминидам

а) 1; б) 2; в) 4; г) 6.

    У человека, как и у других млекопитающих, основным конечным продуктом белкового обмена являются:

а) молочная кислота; в) мочевина;

б) аммиак; г) иное вещество.

    Доказательством принадлежности человека к классу млекопитающих является наличие у него:

а) двух пар конечностей; в) губ и мускулистых щёк;

б) селезёнки; г) печени.

Часть 2. Выберите три правильных ответа.

    Человека отнесён к хордовым, так как у него, как и большинства представителей типа:

а) однослойный эпителий на поверхности тела; г) есть головной мозг.

б) есть сердце; д) есть позвоночник.

в) в течение всей жизни сохраняется хорда;

    Признаки человека, подтверждающие правильность отнесения его к классу млекопитающих:

а) наличие диафрагмы;

б) полное разделение венозного и артериального кровотока;

в) теплокровность;

г) наличие волос;

д) наличие молочных желез.

    У человека, в отличие от других приматов:

а) задние конечности потеряли хватательную функцию;

б) хорошо выражен подбородочный выступ;

в) на пальцах передних конечностей имеются ногти;

г) значительно редуцирован волосяной покров на большей части тела;

д) большой палец на верхней конечности противопоставлен остальным.

Часть 3. Выберите правильные утверждения.

    Копчиковые позвонки у человека – пример атавизма.

    У человека клыки небольших размеров.

    Третье веко у человека – это пример рудимента.

    Ногти обычны для всех представителей семейства гоминид.

    В семействе гоминид есть представители с ногтями и когтями

Часть 4. Вместо точек напишите нужное слово (или слова).

    Способность к осмысленной трудовой деятельности и к изготовлению орудий труда свойственна … .

    Основная особенность нервной системы человека – наличие у него высокоразвитого … .

    Человек обладает … зрением.

Часть 5. Приведите в соответствие.

Доказательства родства человека с животными: Примеры:

1) рудименты; а) многососковость;

б) копчиковые позвонки;

3) атавизмы. в) повышенная волосатость тела;

г) мышцы ушных раковин.

Часть 6. Ответьте на вопрос.

По какому признаку человека относят к подклассу плацентарных?

Ответы на тесты по теме «Место человека в системе органического мира»

Вариант 1

Часть 1: 1 – в 2 – г 3 – в 4 – в 5 – г 6 – г.

Часть 2: 1 – а, г, д. 2 – а, в, г. 3 – в, г, д.

Часть 3: 1, 2, 5.

Часть 4: 1 – хордой; 2 – гоминиды; 3 – головным, спинным.

Часть 5: 1 – а; 2 – б; 3 – г; 4 – в.

Часть 6: Варикозное расширение вен, что ведет, в частности к нарушению кровотока.

Вариант 2

Часть 1: 1 – г 2 – г 3 – г 4 – а 5 – в 6 – в.

Часть 2: 1 – б, г, д. 2 – а, г, д. 3 – а, б, г.

Часть 3: 2, 3, 4.

Часть 4: 1 – человеку; 2 – головного мозга; 3 – бинокулярным.

Часть 5: 1 – б, в, г; 2 – а.

Часть 6: По наличию в матке плаценты.

Биогенетический закон Геккеля-Мюллера гласит, что в эмбриональном развитии организма происходит краткое и быстрое повторение филогенетических стадий формирования вида, к которому данная особь относится. Таким образом, изучение стадий эмбриогенеза позволяет нам проследить историю возникновения и определить систематическое положение нашего вида.

В эмбриональном развитии человека есть черты, характерные для всех представителей типа Хордовые : это хорда, нервная трубка на спинной стороне зародыша, жаберные шели в глотке. Развитие позвоночного столба, наличие двух пар конечностей, местонахождение сердца на брюшной стороне тела определяют принадлежность человека к подтипу Позвоночных. Четырехкамерное сердце, сильноразвитая кора головного мозга, теплокровность, млечные железы, волосы на поверхности тела, зубы трех видов (коренные, клыки, резцы) свидетельствуют о принадлежности человека к классу Млекопитающих.

Развитие плода в теле матери и питание его через плаценту характерно для подкласса Плацентарных. Такие признаки, как конечности хватательного типа (первый палец противопоставлен остальным), ногти на пальцах, одна пара сосков млечных желез, хорошо развитые ключицы, замена молочных зубов на постоянные в процессе онтогенеза, рождение, как правило, одного детеныша определяют положение человека в отряде Приматов.

Более частные признаки - редукция хвостового отдела позвоночника, аппендикс, большое число извилин на полушариях головного мозга, четыре основные группы крови (А, В , 0, АВ), развитие мимической мускулатуры и ряд других - позволяют отнести человека к подотряду Человекообразных обезьян. Животное происхождение человека подтверждается целым рядом свойств, указывающих на то, что человек - результат длительной эволюции позвоночных.

В эмбриональном периоде развития у зародыша человека закладываются двухкамерное сердце, шесть пар жаберных дуг, хвостовая артерия - признаки рыбообразных предков. От амфибий человек унаследовал плавательные перепонки между пальцами, которые имеются у зародыша.

Слабая теплорегуляция у новорожденных детей и детей до пяти лет указывает на происхождение от животных с непостоянной температурой тела. Головной мозг плода гладкий, без извилин, как у низших млекопитающих мезозойской эры.

У шестинедельного зародыша имеется несколько пар млечных желез. Закладывается также хвостовой отдел позвоночника, который затем редуцируется и превращается в копчик. Таким образом, основные черты строения и эмбрионального развития четко определяют положение вида Человек разумный в классе Млекопитающих , отряде Приматов , подотряде Человекоподобных обезьян. Вместе с тем человек имеет специфические, присущие только ему особенности: прямохождение, мощно развитую мускулатуру нижних конечностей, сводчатую стопу с сильноразвитым первым пальцем, подвижную кисть руки, позвоночник с четырьмя изгибами, расположение таза под углом 60° к горизонтали, очень большой и объемистый мозг, крупные размеры мозгового и малые размеры лицевого черепа, бинокулярное зрение, ограниченную плодовитость, плечевой сустав, допускающий движения с размахом почти до 180°, и некоторые другие. Эти особенности строения и физиологии человека - результат эволюции его животных предков.

Опорные точки

  • Наблюдения за эмбриональным развитием человека показывают его родство с примитивными хордовыми животными, рыбами, амфибиями.
  • Сравнительно-анатомические исследования обнаруживают множество сходных черт у человека с другими представителями класса Млекопитающих.

Вопросы и задания для повторения

  • 1. Назовите признаки человека, позволяющие отнести его к подтипу позвоночных животных.
  • 2. Укажите признаки, определяющие положение человека в классе млекопитающих.
  • 3. Какие признаки являются общими для человека и человекообразных обезьян?
  • 4. Перечислите особенности строения, присущие только человеку.