Практические функции бжд. Правовые основы БЖД

Оценка последствий от воздействия негативных факторов по конечному результату – грубейший просчет человечества, приведший к огромным жертвам и кризису биосферы.

Реализация целей и задач в системе “безопасность жизнедеятельности человека” приоритетна и должна развиваться на научной основе.

Реализация целей и задач безопасности жизнедеятельности включает следующие основные этапы научной деятельности:

1. Идентификация и описание зон воздействия опасностей техносферы и отдельных ее элементов (предприятия, машины, приборы и т.п.).

2. Разработка и реализация наиболее эффективных систем и методов защиты от опасностей.

3. Формирование систем контроля опасностей и управления состоянием безопасности техносферы.

4. Разработка и реализация мер по ликвидации последствий проявления опасностей.

5. Организация обучения населения основам безопасности и подготовки специалистов по безопасности жизнедеятельности.

Главная задача науки о безопасности жизнедеятельности – превентивный анализ источников и причин возникновения опасностей, прогнозирование и оценка их воздействия в пространстве и во времени.

Современная (теоретическая) база БЖД должна содержать, как минимум:

1. Методы анализа опасностей, генерируемых элементами техносферы.

2. Основы комплексного описания негативных факторов в пространстве и во времени с учетом возможности их сочетанного воздействия на человека в техносфере.

3. Основы формирования исходных показателей экологичности к вновь создаваемым или рекомендуемым элементам техносферы с учетом ее состояния.

4. Основы управления показателями безопасности техносферы на базе мониторинга опасностей и применения наиболее эффективных мер и средств защиты.

5. Основы формирования требований по безопасности деятельности к операторам технических систем и населению техносферы.

Идентичность источников воздействия во всех зонах техносферы неизбежно требует формирования общих подходов и решений в таких областях защитной деятельности как безопасность труда, безопасность жизнедеятельности и охрана природной среды. Все это достигается реализацией основных функций БЖД. К ним относятся:

1. Описание жизненного пространства его зонированием по значениям негативных факторов на основе экспертизы источников негативных воздействий, их взаимного расположения и режима действия, а также с учетом климатических, географических и других особенностей региона или зоны деятельности.

2. Формирование требований экологичности к источникам негативных факторов – назначение предельно допустимых выбросов (ПДВ), сбросов (ПДС), энергетических воздействий (ПДЭВ), допустимого риска и др.

3. Организация мониторинга состояния среды обитания и инспекционного контроля источников негативных воздействий;

4. Разработка и использование средств экозащиты.

5. Реализация мер по ликвидации последствий аварий и других ЧС;

6. Обучение населения основам БЖД и подготовка специалистов всех уровней к реализации требований экологичности.

Основными направлениями практической деятельности в области БЖД являются профилактика причин и предупреждение условий возникновения опасных ситуаций.

2.1. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности деятельности.

Принцип - это идея, мысль, основное положение. Метод -это путь, способ достижения цели, исходящий из знания наиболее общих закономерностей. Принципы и методы обеспечения безопасности определенным образом взаимосвязаны и относятся к частным, специальным в отличие от общих методов, присущих диалектике и логике.

Средства обеспечения безопасности в широком смысле - это конструктивное, организационное, материальное воплощение, конкретная реализация принципов и методов.

Поскольку вред человеку может наносить любая его деятельность, безопасность жизнедеятельности изучает опасности производственной, бытовой и городской среды как в условиях повседневной жизни, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного происхождения.

В основу научной проблемы обеспечения безопасности человека положена аксиома о потенциальной опасности , которая утверждает, что любая деятельность потенциально опасна . Эта аксиома имеет, по меньшей мере, два важных вывода, необходимых для формирования систем безопасности:

Невозможность разработать (найти) абсолютно безопасный вид деятельности человека (например, рассматривая производственную деятельность человека, невозможно создать абсолютно безопасную технику или технологический процесс);

Ни один вид деятельности не может обеспечить абсолютную безопасность для человека (нулевых рисков не бывает).

Реализация целей и задач безопасности жизнедеятельности включает следующие основные этапы научной деятельности :

Идентификация и описание зон воздействия опасностей техносферы и отдельных ее элементов (предприятия, машины, приборы и т.п.);

Разработка и реализация наиболее эффективных систем и методов защиты от опасностей;

Формирование систем контроля опасностей и управления состоянием безопасности техносферы;

Разработка и реализация мер по ликвидации последствий проявления опасностей;

Организация обучения населения основам безопасности и подготовки специалистов по безопасности жизнедеятельности.

Главная задача науки о безопасности жизнедеятельности - превентивный анализ источников и причин возникновения опасностей, прогнозирование и оценка их воздействия в пространстве и во времени.

При определении основных практических функций БЖД необходимо учитывать историческую последовательность возникновения негативных воздействий, формирования зон их действия и защитных мероприятий.

Идентичность источников воздействия во всех зонах техносферы требует формирования общих подходов и решений в таких областях защитной деятельности как безопасность труда, безопасность жизнедеятельности и охрана природной среды . Все это достигается реализацией основных функций БЖД.

К ним относятся:

Описание жизненного пространства его зонированием по значениям негативных факторов на основе экспертизы источников негативных воздействий, их взаимного расположения и режима действия, а также с учетом климатических, географических и других особенностей региона или зоны деятельности;

Формирование требований безопасности и экологичности к источникам негативных факторов - назначение предельно допустимых выбросов (ПДВ), сбросов (ПДС), энергетических воздействий (ПДЭВ), допустимого риска и др.;

Организация мониторинга состояния среды обитания и инспекционного контроля источников негативных воздействий;

Разработка и использование средств экобиозащиты;

Реализация мер по ликвидации последствий аварий и других ЧС;

Обучение населения основам БЖД и подготовка специалистов всех уровней и форм деятельности к реализации требований безопасности и экологичности.

Основными направлениями практической деятельности в области БЖД являются профилактика причин и предупреждение условий возникновения опасных ситуаций.

2.2. Понятие риска.

В тех случаях, когда потоки масс, энергий от источника негативного воздействия в среду обитания могут нарастать стремительно и достигать чрезмерно высоких значений (например, при авариях или других чрезвычайных ситуациях), в качестве критерия безопасности принимают допустимую вероятность (риск) возникновения подобного события.

Риск - вероятность реализации негативного воздействия в зоне пребывания человека.

Значение риска от конкретной опасности можно получить из статистики несчастных случаев, случаев заболевания, случаев насильственных действий на членов общества за различные промежутки времени: смена, сутки, неделя, квартал, год. Вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций применительно к техническим объектам и технологиям оценивают на основе статистических данных или теоретических исследований.

При использовании статистических данных величину риска определяют по формуле

R = (N чс /N о) ≤ R доп,

где R - риск; N чс - число чрезвычайных событий в год; N о - общее число событий в год; R доп - допустимый риск.

Опасности могут быть реализованы в форме травм или заболеваний только в том случае, если зона формирования опасностей (ноксосфера) пересекается с зоной деятельности человека (гомосфера). В производственных условиях, где рабочая зона и источник опасности один из элементов производственной среды, различают индивидуальный и коллективный (социальный) риск.

Индивидуальный риск характеризует реализацию опасности определенного вида деятельности для конкретного индивидуума. Используемые в нашей стране показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, такие как частота несчастных случаев и профессиональных заболеваний, являются выражением индивидуального производственного риска.

Коллективный риск - это травмирование или гибель двух и более человек от воздействия опасных и вредных производственных факторов. Использование риска в качестве единого индекса вреда при оценке действия различных негативных факторов на человека начинает в настоящее время применяться для обоснованного сравнения безопасности различных отраслей экономики и типов работ, аргументации социальных преимуществ и льгот для определенной категории лиц.

Приемлемый риск. Это такой низкий уровень смертности, травматизма или инвалидности людей, который не влияет на экономические показатели предприятия, отрасли экономики или государства. Необходимость формирования концепции приемлемого (допустимого) риска обусловлена невозможностью создания абсолютно безопасной деятельности (технологического процесса). Приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями ее достижения. Экономические возможности повышения безопасности технических систем не безграничны. Так, на производстве, затрачивая чрезмерные средства на повышение безопасности технических систем, можно нанести ущерб социальной сфере производства (сокращение затрат на приобретение спецодежды, медицинское обслуживание и др.).

В настоящее время сложились представления о величинах приемлемого (допустимого) и неприемлемого риска. Неприемлемый риск имеет вероятность реализации негативного воздействия более 10 -3 , приемлемый - менее 10 -6 . При значениях риска от 10 -3 до 10 -6 принято различать переходную область значений риска.

Существует четыре методических подхода к определению риска:

1. Инженерный , опирающийся на статистику, расчёт частот, вероятностный анализ безопасности, построение деревьев опасности.

2. Модельный основан на построении моделей воздействия вредных факторов на отдельного человека, социальные, профессиональные группы и т.п.

3. Экспертный , при котором вероятность событий определяется на основе опроса опытных специалистов, т. е. экспертов.

4. Социологический , основан на опросе населения.

Применять эти методики необходимо в комплексе, поскольку они отражают разные аспекты риска, а для первых двух методик - не всегда есть достаточные данные.

2.3. Понятие безопасности. Системы безопасности.

Безопасность - это состояние деятельности, при которой с определенной вероятностью исключаются потенциальные опасности, влияющее на здоровье человека.

Все опасности тогда реальны, когда они воздействуют на конкретные объекты (объекты защиты). Объекты защиты, как и источники опасностей, многообразны. Каждый компонент окружающей среды может быть объектом защиты от опасностей. В порядке приоритета к объектам защиты относятся: человек, общество, государство, природная среда (биосфера), техносфера и т.п.

Говоря о реализации состояния безопасности, необходимо рассматривать объект защиты и совокупность опасностей, действующих на него.

Системы безопасности по объектам защиты, реально существующие в настоящее время, распадаются на следующие основные виды: систему личной и коллективной безопасности человека в процессе его жизнедеятельности; систему охраны природной среды (биосферы); систему государственной безопасности и систему глобальной безопасности .

Комплексную систему в условиях производства составляют следующие меры защиты: правовые, организационные, экономические, технические, санитарно-гигиенические и лечебно-профилактические .

Для обеспечения безопасности конкретной производственной деятельности должны быть выполнены следующие три условия (задачи):

- Первое - осуществляется детальный анализ (идентификация) опасностей, формируемых в изучаемой деятельности. Анализ должен проводиться в следующей последовательности: устанавливаются элементы среды обитания (производственной среды) как источники опасности. Затем проводится оценка имеющихся в рассматриваемой деятельности опасностей по качественным, количественным, пространственным и временным показателям.

- Второе - разрабатываются эффективные меры зашиты человека и среды обитания от выявленных опасностей. Под эффективными понимаются такие меры зашиты человека на производстве, которые при минимуме материальных затрат дают наибольший эффект: снижают заболеваемость, травматизм и смертность.

- Третье - разрабатываются эффективные меры защиты от остаточного риска данной деятельности (технологического процесса). Они необходимы, так как обеспечить абсолютную безопасность деятельности невозможно. Эти меры применяются в случае, когда необходимо заниматься спасением человека или среды обитания. В условиях производства такую работу выполняют службы здравоохранения, противопожарной безопасности, службы ликвидации аварий и др.

Безопасность - состояние объекта защиты , при котором воздействие на него всех потоков вещества, энергии и информации не превышает максимально допустимых значений.

Таким образом, стремление человека к достижению высокой производительности своей деятельности, комфорта и личной безопасности в интенсивно развивающейся техносфере сопровождается увеличением числа задач, решаемых в системе «безопасность жизнедеятельности человека».

Решение задач, связанных с обеспечением безопасности жизнедеятельности человека, - фундамент для решения проблем безопасности на более высоких уровнях: техносферном, региональном, биосферном, глобальном.

Для выполнения условий (задач) обеспечения безопасности деятельности необходимо выбрать принципы обеспечения безопасности, определить методы обеспечения безопасности деятельности и использовать средства обеспечения безопасности человека и производственной среды.


Превентивный - предупреждающий, предохранительный; опережающий действия противной стороны.

БЖД – это наука о сохранении здоровья и безопасности человека в условиях быта, производства и чрезвычайных ситуациях. Её цели :

    достижение безаварийных ситуаций;

    предупреждение травматизма;

    сохранение здоровья;

    повышение работоспособности;

    повышение качества труда.

В ходе достижения этих целей, решает следующие задачи:

    идентификация негативных воздействий среды обитания;

    защита от опасностей или предупреждение их;

    ликвидация последствий опасностей;

создание комфортного состояния среды обитания человека.

Этапы научной деятельности:

    Идентификация и описание зон воздействия техносферы и отдельных её элементов;

    разработка и реализация эффективных систем и методов защиты от опасностей;

    формирование систем контроля опасностей и управления состоянием безопасности техносферы;

    разработка и реализация мер по ликвидации последствий проявления опасностей;

    организация обучения населения основам безопасности и подготовка специалистов по БЖД.

Функции практической деятельности:

    Описание жизненного пространства по значениям негативных факторов с учётом климатических, географических особенностей региона или зоны деятельности;

    назначение предельно допустимых выбросов, сбросов, концентраций и т.д.;

    организация контроля состояния и инспекционного контроля источников опасностей;

    разработка и использование средств экобиозащиты;

    реализация мер по ликвидации последствий аварий и других ЧС.

    организация обучения населения основам безопасности и подготовка специалистов всех уровней по вопросам безопасности.

6. Роль и задачи руководящих работников в обеспечении безопасности жизнедеятельности.

Руководитель производственного процесса обязан:

    Обеспечивать оптимальные (допустимые) условия деятельности на рабочих местах подчинённых ему сотрудников.

    Идентифицировать травмирующие и вредные факторы, сопутствующие производственному процессу.

    Обеспечивать применение и правильную эксплуатацию средств защиты работающих и окружающей среды.

    Постоянно (периодически) осуществлять контроль условий деятельности, уровня воздействия травмирующих и вредных факторов на работающих.

    Организовывать инструктаж или обучение работников безопасным приёмам деятельности.

    Лично соблюдать правила безопасности и контролировать их соблюдение подчинёнными.

    При возникновении аварий организовывать спасение людей, локализацию огня, воздействия электрического тока, химических и других опасных воздействий.

7. Функции и строение нервной системы.

Функции:

    осуществляет взаимодействие организма с окружающей средой;

    объединяет органы и системы тела в единое целое и согласует их деятельность;

    осуществляет психическую деятельность (ощущения, восприятие, мышление)

Нервная система условно делится на две части: соматическая (управляющая мускулатурой скелета и некоторых внутренних органов - язык, гор­тань, глотка), вегетативная (иннервирующая все мышцы кожи, сосуды, ор­ганы).

Нервную систему делят на центральный (спинной и головной мозг) и периферический (нервные корешки, узлы, сплетения, периферические нервные окончания) отделы. В центральном и в периферическом отделах нервной системы содержатся элементы соматической и вегетативной частей, чем дости­гается единство нервной системы.

Структурной и функциональной единицей нервной системы является нервная клетка (нейрон ). Основными свойствами нервных волокон являются возбудимость и проводимость . Проведение возбуждения по волокну возможно только в случае его анатомической целостности и нормального физиологического состояния. Возбуждение не проводится также при сдавливании, прекращении кровоснабжения, при сильном охлажде­нии, отравлении ядами или наркотиками, при использовании некоторых лекарственных веществ (новокаин)

Место передачи нервного возбуждения с одной нервной клетки на другую или с нервной клетки на мышечную или железистую, называется синапсом. Синапсы обеспечивают одностороннее проведение возбуждения.

Нервы, проводящие возбуждение из ЦНС к рабочим органам - нисходящие, центробежные или двигательные . Нервы, передающие возбуждение от органов и участков тела в ЦНС - восходящие, центростремительные или чувствительные. Двигательные нервы заканчиваются двигательными окончаниями - эффекторами , чувствительные нервы чувствительными окончаниями рецепторами .

Рецепторы - специализированные нервные клетки, обладающие избирательной чувствительностью к воздействию определённых факторов.

Функции нервной системы осуществляются по механизму рефлекса (реакция организма на раздражение из внешней или внутренней среды, осуществляемая при посредничестве ЦНС).

В основе всякого рефлекса лежит деятельность системы соединён­ных друг с другом нейронов, образующих так называемую рефлекторную дугу .

Элементы рефлекторной дуги:

    рецептор, трансформирующий энергию раздражения в нервный процесс, связанный с эфферентным нейроном.

    ЦНС (различные её уровни от спинного до головного мозга), где осуществляется преобразование возбуждения в ответную реакцию и пе­реключение его с центростремительных на центробежные волокна.

    эфферентный нейрон, осуществляющий ответную реакцию (двигательную или секреторную).

Обязательным условием осуществления рефлекса является целост­ность всех элементов рефлекторной дуги.

Спинной мозг расположен в спинномозговом канале. Выполняет рефлекторную и проводниковую функции. Отделы:

  • поясничный

    крестцовый.

Головной мозг расположен в полости черепа. Отделы:

    концевой мозг или большие полушария;

    промежуточный мозг;

    средний мозг;

    мозжечок;

    продолговатый мозг.

Кора больших полушарий представляет собой высший отдел цент­ральной нервной системы, который позже всего появился в процессе эволюции и прежде других отделов мозга формируется в ходе индивиду­ального развития.

При относительно небольшом весе (всего 2% от всего веса тела), кора потребляет около 18% кислорода, поступающего в организм. Поэтому даже кратковременное прекращение кровообращения (на несколько секунд) приводит к потере сознания, а через 5-6 мин.после обескровливания мозг погибает.

Одной из важнейших функций коры больших полушарий является аналитическая, т.е. происходит анализ сигналов от всех рецепторов те­ла и синтез ответных реакции.

"

1. Теоретические основы и практические функции БЖД

Понятие «безопасность жизнедеятельности» является весьма многоплановым и означает в том числе науку о безопасном взаимодействии человека с техносферой, а в более широком смысле – со средой обитания. Иначе говоря, традиционно в данном научном направлении рассматривается преимущественно лишь локальная система жизнедеятельности как об

разующая своего рода фундамент безопасности для системы более высокого уровня, так называемой глобальной системы жизнедеятельности. Соответственно, можно выделить пространство локальной безопасности жизнедеятельности, которое составляет часть более общего пространства глобальной безопасности жизнедеятельности.

Кроме того, говоря о локальной безопасности жизнедеятельности, следует учитывать, что в последнее время наметилась также тенденция обобщенного рассмотрения безопасности жизнедеятельности как комплексного системного свойства, требующего использования системного подхода к проблеме защищенности политической, предпринимательской, информационной и других видов деятельности, имеющих не столько техногенный, сколько социальный характер.

Риск – это отношение тех или иных реализовавшихся опасностей (травма, профессиональное заболевание, гибель человека на производстве) к возможному числу за определенный период времени.

Для анализа состояния охраны труда на производстве можно выделить индивидуальный, социальный и технический риск.

Индивидуальный риск характеризует опасность определенного вида для отдельного индивидуума. Социальный риск (групповой) – это риск опасности для определенной группы людей (в том числе и объединенной по профессиональному признаку). AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

Технический риск выражает вероятность аварий при эксплуатации машин и оборудования, реализации технологических процессов, эксплуатации производственных зданий.

Таким образом, уменьшая количество негативных производственных факторов, т.е. уменьшая основание пирамиды, можно пропорционально уменьшить число несчастных случаев. Следовательно, основная стратегия в снижении производственного риска представляется как скрупулезное выявление негативных факторов трудового производственного процесса и систематическое исключение этих факторов на всех этапах трудового процесса и на всех стадиях жизненного цикла элементов производственной среды. В первую очередь определяются и по возможности полностью исключаются факторы, которые являются причинами несчастных случаев на производстве.

Решение проблем безопасности жизнедеятельности необходимо вести на научной основе.

Наука – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.

В ближайшем будущем человечество должно научиться прогнозировать негативные воздействия и обеспечивать безопасность принимаемых решений на стадии их разработки, а для защиты от действующих негативных факторов создавать и активно использовать защитные средства и мероприятия, всемерно ограничивая зоны действия и уровни негативных факторов.

Реализация целей и задач в системе «безопасность жизнедеятельности человека» приоритетна и должна развиваться на научной основе.

Наука о безопасности жизнедеятельности исследует мир опасностей, действующих в среде обитания человека, разрабатывает системы и методы защиты человека от опасностей. В современном понимании безопасность жизнедеятельности изучает опасности производственной, бытовой и городской среды как в условиях повседневной жизни, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного происхождения. Реализация целей и задач безопасности жизнедеятельности включает следующие основные этапы научной деятельности:

Идентификация и описание зон воздействия опасностей техносферы и отдельных ее элементов (предприятия, машины, приборы и т.п.);

Разработка и реализация наиболее эффективных систем и методов защиты от опасностей;

Формирование систем контроля опасностей и управления состоянием безопасности техносферы;

Разработка и реализация мер по ликвидации последствий про явления опасностей;

Организация обучения населения основам безопасности и под готовки специалистов по безопасности жизнедеятельности.

Главная задача науки о безопасности жизнедеятельности – превентивный анализ источников и причин возникновения опасностей, прогнозирование и оценка их воздействия в пространстве и во времени.

Современная теоретическая база БЖД должна содержать, как минимум:

Методы анализа опасностей, генерируемых элементами техносферы;

Основы комплексного описания негативных факторов в пространстве и во времени с учетом возможности их сочетанного воздействия на человека в техносфере;

Основы формирования исходных показателей экологичности к вновь создаваемым или рекомендуемым элементам техносферы с учетом ее состояния;

Основы управления показателями безопасности техносферы на базе мониторинга опасностей и применения наиболее эффективных мер и средств защиты;

Основы формирования требований по безопасности деятельности к операторам технических систем и населению техносферы.

При определении основных практических функций БЖД необходимо учитывать историческую последовательность возникновения негативных воздействий, формирования зон их действия и защитных мероприятий. Достаточно долго негативные факторы техносферы оказывали основное воздействие на человека лишь в сфере производства, вынудив его разработать меры техники безопасности. Необходимость более полной защиты человека в производственных зонах привела к охране труда. Сегодня негативное влияние техносферы расширилось до пределов, когда объектами защиты стали также человек в городском пространстве и жилище, биосфера, примыкающая к промышленным зонам.

Почти во всех случаях проявления опасностей источниками воздействия являются элементы техносферы с их выбросами, сбросами, твердыми отходами, энергетическими полями и излучениями. Идентичность источников воздействия во всех зонах техносферы неизбежно требует формирования общих подходов и решений в таких областях защитной деятельности как безопасность труда, безопасность жизнедеятельности и охрана природной среды. Все это достигается реализацией основных функций БЖД. К ним относятся:

Описание жизненного пространства его зонированием по значениям негативных факторов на основе экспертизы источников негативных воздействий, их взаимного расположения и режима действия, а также с учетом климатических, географических и других особенностей региона или зоны деятельности;

Формирование требований безопасности и экологичности к источникам негативных факторов – назначение предельно допустимых выбросов (ПДВ), сбросов (ПДС), энергетических воздействий (ПДЭВ), допустимого риска и др.;

Организация мониторинга состояния среды обитания и инспекционного контроля источников негативных воздействий;

Разработка и использование средств экобиозащиты;

Реализация мер по ликвидации последствий аварий и других ЧС;

Обучение населения основам БЖД и подготовка специалистов

Задачи и функции БЖД

ГО СССР стала фундаментом для организации централизованной системы оповещения органов управления и населения, накопления фонда убежищ и укрытий, средств индивидуальной защиты, запасов технических средств и приборов для оснащения сил и т.д.


Однако эта система базировалась на конкретных социальных и экономических условиях. Поэтому, существуя в рамках жесткого централизованного государства, ГО СССР носила и отрицательные черты административно-командной системы. Отсутствие правовой и экономической базы в данной области лишало ГО надежной опоры.


Кроме того, в конце 80-х гг. XX в. произошел ряд катастроф (чернобыльская авария в 1986 г., спитакское землетрясение в 1988 г., крушение поездов в Башкирии в 1989 г.), которые продемонстрировали низкую степень готовности сил ГО к ликвидации ЧС мирного времени. Это и привело к реформированию ГО СССР, которая в начале 90-х гг. XX в. стала составной частью Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.


Следует отметить, что в нашей стране осуществлялась подготовка граждан в области безопасности. До начала 90-х гг. XX в. дисциплины «Охрана труда», «Гражданская оборона» и «Охрана природы» преподавались как самостоятельные дисциплины. Однако, как потом выяснилось, у этих наук много общего. Все они изучают взаимодействие человека и окружающей его среды (природной, техногенной), их взаимовлияние, а также разрабатывают меры по сохранению жизни и здоровья человека в процессе этого взаимодействия. Более того, обнаружилось, что вредные производственные факторы действуют не только на людей, работающих в промышленности, но и на все население городов в целом.


В последние годы XX в. общепризнанным стал вывод о том, что система знаний о защищенности людей и окружающей среды от опасностей, обусловленных деятельностью человечества, должна стать самостоятельной наукой. Поэтому была создана новая интегральная учебная дисциплина - «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД). В 1990 г. в учебные планы вузов был введен курс БЖД, а в 1991 г. в школах начали преподавать курс «Основы безопасности жизнедеятельности».


К концу XX в. обнаружилось, что опасности непрерывно нарастают, а средства защиты от них создаются и совершенствуются с опозданием. Остроту проблем безопасности всегда оценивали по результату воздействия негативных факторов - числу жертв, материальному ущербу, исчезновению многих видов животных и растений.


Сформулированные на такой основе защитные мероприятия оказывались и оказываются несвоевременными, недостаточными и, как следствие, малоэффективными. Примером является экологический бум, начавшийся в 70-е годы XX в. с тридцатилетним опозданием, который по сей день во многих странах, в том числе и в России, не набрал необходимой силы.


Оценка последствий от воздействия негативных факторов по конечному результату — грубейший просчет человечества, приведший к огромным жертвам и кризису биосферы.


Проблемы, стоящие перед человечеством в начале XXI в., слишком велики. В частности, это проблема накопления ядерного оружия. Как показали проведенные исследования, его применение просто невозможно, так как оно привело бы к "ядерной зиме" — всемирной экологической катастрофе, уничтожающей весь человеческий род.


Другой серьезной проблемой является деградация природной среды. В силу роста масштабов промышленного производства, его воздействия на окружающую среду, возможности многих экосистем по самоочистке исчерпались. Выяснилось, что даже обеспечив защиту человека, мы не гарантируем безопасность растительному и животному миру.


Кроме того, существенно возросли опасности международного терроризма, глобальной организованной преступности, криминализации целых государств и регионов, распространения наркотиков, инфекционных заболеваний и т.д.


В этих условиях подход к обеспечению безопасности человечества, основанный на принципе "реагировать и исправлять" (простое применение защитных мероприятий, констатация ущерба, оценка последствий) уже недостаточен для сохранения человеческой цивилизации. Необходимы действия по принципу "предвидеть и предупреждать". А для реализации этого принципа необходимо формирование человека безопасного типа, подготовка компетентного в вопросах безопасности гражданина.

Задачи и функции БЖД

Безопасность жизнедеятельности -это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие каждому человеку, и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания человека. Кроме того, БЖД можно назвать наукой о безопасном взаимодействии человека с окружающей средой.


Основной целью науки о безопасности является защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности.


Средством достижения этой цели является реализация обществом знаний и умений, направленных на уменьшение в техносфере физических, химических, биологических и иных негативных воздействий до допустимых значений. Это и определяет совокупность знаний, входящих в науку о безопасности жизнедеятельности, а также место БЖД в общей системе знаний.

Задачами БЖД являются:

1. Идентификация (распознавание) опасностей - их видов, пространственных и временных координат, величины, возможного ущерба, вероятности реализации и др.
2. Профилактика возможных опасностей.
3. Разработка систем и методов защиты от опасностей.
4. Формирование систем контроля опасностей и управления состоянием безопасности окружающей среды.
5. Разработка мер по ликвидации последствий действия опасностей.


Перечисленные задачи БЖД можно сформулировать в одном девизе: «Предвидь опасность, по возможности избегай ее, при необходимости -действуй!».


БЖД осуществляет экспертизу источников негативных воздействий, их взаимного расположения и режима действия с учетом климатических, географических и других особенностей региона.


Функцией науки о безопасности является также формирование требований безопасности и экологичности к источникам негативных факторов - установление величин предельно допустимых концентраций вредных веществ в окружающей среде, предельно допустимых выбросов, сбросов, энергетических воздействий, допустимого риска и др.


БЖД организует мониторинг состояния среды обитания и инспекционный контроль источников негативных воздействий. Важными направлениями деятельности БЖД является организация обучения населения основам безопасности и подготовки специалистов в области БЖД, разработка и использование средств экобиозащиты, а также реализация мер по ликвидации последствий аварий и других ЧС.


Как любая другая наука БЖД имеет ряд аксиом, то есть положений, не требующих доказательств.


Первая аксиома - об опасности деятельности. Любая деятельность потенциально опасна. С момента появления на Земле вида Homo sapiens человек существует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей. Абсолютной безопасности не существует.


Вторая аксиома - об оптимальном факторе. Оптимальные факторы среды обитания не вызывают заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующих поколений. Для любого фактора окружающей среды может быть найдена такая оптимальная интенсивность воздействия или концентрация.


Третья аксиома - об устойчивости человеческого организма к воздействию внешних факторов. Устойчивость человеческого организма к воздействию внешних факторов не безгранична, и ее пределы отличны у разных людей.


Четвертая аксиома - о риске. Риск воздействия опасностей существует постоянно. Величина риска различна и зависит от особенностей системы «человек - окружающая среда».


Пятая аксиома - о приоритетности проблем безопасности. Опасности угрожают не только человеку, но также обществу и государству в целом. Поэтому профилактика опасностей и защита от них является важнейшей государственной задачей.


Наука о безопасности включает несколько разделов. Первый из них -общая теория безопасности - это система представлений и идей, предназначенная для изучения полного спектра опасностей для человека от его взаимодействия с окружающей средой и выявления исчерпывающей системы мер безопасности.


Природные аспекты безопасного взаимодействия человека с окружающей средой разрабатывает экология. На основе изучения закономерностей взаимодействия природы и человека она дает рекомендации по охране природы, природопользованию и воспроизведению природных ресурсов.


Вопросы безопасности жизнедеятельности в условиях производства рассматривает охрана труда. Она исследует производственные опасности и разрабатывает методы защиты работающих.


Отдельные разделы составляют «БЖД в условиях ЧС», обеспечивающий защиту населения при авариях, стихийных бедствиях, а также «Основы здорового образа жизни», рассматривающий пути и способы сохранения здоровья.


Целесообразность изучения БЖД как научной области и комплексной учебной дисциплины связана с непрестанным повышением негативного влияния хозяйственной деятельности на среду, которая окружает человека. Снижение качества окружающей среды, производство новых, неизвестных ранее веществ, генетическая модификация сельскохозяйственных растений, обветшалость производственного оборудования и технологических процессов, использование в быту большого количества химических препаратов и разных механизмов требуют знания факторов, которые влияют на состояние человека, и самых необходимых методов и способов возможного уменьшения негативного влияния этих факторов. Безопасность жизнедеятельности является комплексной дисциплиной, которая базируется на знаниях из многих дисциплин: основ экологии, психологии и физиологии труда, химии, физики, социологии, демографии, и требует соблюдение здорового образа жизни.