Взаимное расположение 3 прямых на плоскости. Прямые линии и организация пространства. Проекции плоских углов

«Заболевания передаваемые половым путем» - Предназначено для студентов лечебного, педиатрического, военно-медицинского, стоматологического факультетов. Материалы предназначены для дерматовенерологов, клинических микробиологов, урологов, акушеров-гинекологов. Адресованы студентам всех специальностей вузов для самостоятельной подготовки к занятиям.

«Болезни передающиеся половым путем» - Болезни, передаваемые половым путем. Больной сифилисом на 3 стадии заболевания. Твердый шанкр. Болезни, передаваемые половым путем (БППП), по традиции называются еще венерическими заболеваниями. Профилактика заболеваний, передаваемых половым путем. Симптомы сифилиса Симптомы вторичного сифилиса дают о себе знать через 6-8 недель.

«Использование ИКТ в учебном процессе» - Основные направления использования ИКТ в учебном процессе. 1) Уверенно и регулярно используют ИКТ – 30% педагогов. 2) Могут сделать поурочное планирование с использованием ИКТ – 60% . 3) Подготовить урок с использованием ИКТ учениками – 50%. 4) Подобрать программное обеспечение для учебных целей – 60%. 5) Найти учебные материалы – 70%. 6) Использование ИКТ для мониторинга развития ученика – 40%. 7) Использование ИКТ для объяснения на уроке – 40%.

«Использование ресурсов» - Направления совершенствования Каталога 1. Увеличение перечня учебных дисциплин, дальнейшая градация на более мелкие подразделы 2. Введение дополнительных критериев структуризации (например, объединение ссылок на ресурсы по типам - тренажеры, игры и т.п.), 3. Увеличение числа ссылок на методические, технологические и технические руководства 4. Более детальное описание методов обучения с использованием образовательных ресурсов.

«Использование технологий» - Радиосвязью называется передача информации с помощью радиоволн – электромагнитных волн, частоты которых охватывают широкий диапазон от 30000 до 300000000000 Гц. Принципы радиосвязи. Демодуляция – процесс обратный модуляции. Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся.

«Композиция» - Основные варианты разбивки заголовка. Единство. Вариант разбивки большого заголовка. В отличие от линии и полоски строка имеет смысл, т. е. несет информацию. 1.Выполнение задания возможно в программе Word или Paint. Любая буква или иероглиф прежде всего изображение. Форма. Зависимость ритмического строя от величины межбуквенных пробелов.

Прямые линии и организация пространства

Прямые линии – простой, но очень
выразительный элемент:
-линия делит плоскость на
отдельные
части;
-линия помогает объединить
композицию
в единое целое;
-линия, в большей мере, чем
прямоугольник
влияет на ритмическое построение
композиции.

Фронтальная и глубинные композиции из линий
и прямоугольников

даже самыми простыми средствами
можно достичь эмоциональной
образности

Линия - это не «похудевший
прямоугольник», а самостоятельный
изобразительный элемент Линия придает
выразительность всей композиции. В
работах, где линия навылет (от края до края
листа), она как бы выносит
изобразительное действие за рамки и
делает композицию открытой, разомкнутой
и более интересной.
Тонкие, длинные и
ровные линии режутся
по линейке

Работая
над
своими
композициями,
добивайтесь различия в крупности планов,
потому что это создает изобразительное
многоголосие, интонационное богатство и,
соответственно, большую выразительность
композиции.

ЗАДАНИЯ
Прямые линии - элемент организации плоскостной
композиции.
1. Расположением и взаимным пересечением 3-4 прямых линий
разной толщины добейтесь гармоничного членения
пространства (используйте линии навылет).
2. Создайте композицию из 2-3 прямоугольников и 3-4 прямых
линий, которые своим расположением связывают элементы в
единое композиционное целое. Создайте: а) фронтальную
композицию; б) глубинную композицию.
3. Из произвольного количества элементов сделайте интересную
композицию.
Ритмически расположив элементы на плоскости, добейтесь
эмоционально-образного впечатления (например, «полета», сужения», «замедления» и т.д.).
Задания можно выполнить на компьютере.

ВЗАИМНОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ ПРЯМЫХ.

Угол между двумя прямыми, условия параллельности и перпендикулярности двух прямых, пересечение прямых, расстояние от данной точки до данной прямой.

Под углом между прямыми в плоскости понимают меньший (острый) из двух смежных углов образованными этими прямыми.

Если прямые l 1 и l 2 заданы уравнениями с угловыми коэффициентами у=к 1 х+b 1 и у=к 2 х+b 2, то угол φ между ними вычисляется по формуле

Условие параллельности прямых l 1 и l 2 имеет вид

а условие их перпендикулярности

k 1 = - (или k 1 k 2 = - 1)

Если прямые l 1 и l 2 заданы общими уравнениями А 1 х+B 1 y+C 1 =0 и А 2 х+B 2 y+C 2 =0,

то величина φ угла между ними вычисляется по формуле

tg φ=

угловые их параллельности

(или А 1 В 2 -А 2 В 1 =0)

Условие их перпендикулярности

А 1 А 2 +В 1 В 2 =0

Для нахождения общих точек прямых l 1 и l 2 необходимо решить систему

уравнений

А 1 х+В 1 у+С 1 =0, у=k 1 x+b 1

или

А 2 х+B 2 y+C 2 =0, у=k 2 x+b 2

При этом:

Если
, то имеется единственная точка пересечения прямых;

Если
- прямые l 1 и l 2 не имеет общей точки, т. е параллельны;

Если
-прямые имеют бесконечное множество точек т.е совпадают

Расстоянием d от точки М 0 (х 0 ;у 0) до прямой Ах+Ву+С=0 называется длина перпендикуляра, опущенного из этой точки на прямую.

Расстояние d определяется по формуле

d=

Расстояние от точки М 0 (х 0 ;у 0) до прямой х cos + y sin- p=0 вычисляется по формуле

d=

ПРИМЕР: найти угол между прямыми:

1) y=2x-3 и y=
;

2) 2x-3y+10=0 и 5x – y+4=0;

3) y=
и 8x+6y+5=0;

4) y=5x+1 и y=5x-2;

=arctg
);

Задания для практических занятий:

1. Найти угол между прямыми:

1) у=0,5х-3 и у=2х-2;

2) 2х-3у-7=0 и 2х-у+5=0;

3) у=х+6 и 3х-2у-8=0;

4) у= 7х -1 и у=7х+1;

1) 3х+5у-9=0 и 10х-6у+4=0

2) 2х+5у-2=0 и х+у+4=0;

3) 2у=х-1 и 4у-2х+2=0;

4) х+8=0 и 2х-3=0;

5)
=1 и у=х+2;

6) х+у=0 и х-у=0

7)у+3=0 и 2х+у-1=0;

8) у=3-6х и 12х+2у-5=0;

9) 2х+3у=8 и х-у-3=0

10) х -у-1=0 и х +у+2=0

3. При каких значениях следующие пары прямых: а) параллельны; б) перпендикулярны.

1) 2х-3у+4=0 и х-6у+7=0;

2) х-4у+1=0 и -2х+у+2=0;

3) 4х+у-6=0 и 3х+у-2=0;

4) х- у+5=0 и 2х+3у+3=0;

4.Через точку пересечения прямых 3х-2у+5=0; х+2у-9=0 проведена прямая, параллельная прямой 2х+у+6=0. Составить ее уравнение.

5. Найти уравнение прямой, проходящий через точку А (-1;2):

а) параллельно прямой у=2х-7;

б) перпендикулярно прямой х+3у-2=0.

6. Найти длину высоты ВД в треугольнике с вершинами А (4;-3); В (-2;6) и С (5;4).

7. Даны уравнения сторон треугольника: х+3у-3=0, 3х-11у-29=0 и 3х-у+11=0.

Найти вершины этого треугольника.

Задания для самостоятельного решения

1. Найти острый угол между прямыми:

1) у=3х и у= - х

2) 2х-3у+6=0 и 3х-у-3=0

4) 3х+4у-12=0 и 15х-8у-45=0

2. Исследовать взаимное расположение следующих пар прямых:

1) 2х-3у+4=0 и 10х+3у-6=0

2) 3х-4у+12=0 и 4х+3у-6=0

3) 25х+20у-8=0 и 5х+4у+4=0

4) 4х+5у-8=0 и 3х-2у+4=0

5) у=3х+4 и у=-3х+2

3. Найти уравнение прямой, проходящий через точку В (2;-3)

а) параллельно прямой, соединяющей точки М 1 (-4;0) и М 2 (2;2);

б) перпендикулярно прямой х-у=0.

4. Составить уравнение прямой, содержащий высоту ВД в треугольнике с вершинами

А (-3;2), В (5;-2), С (0; 4)

5. Найти площадь треугольника, образованного прямыми 2х+у+4=0, х+7у-11=0 и 3х-5у-7=0.

6.Через точку пересечения прямых 3х+2у-4=0 и х-5у+8=0 проведены прямые, одна из которых проходит через начало координат, а другая параллельна оси Ох. Составить их уравнения.

7. Дан четырехугольник АВСД с вершинами А (3;5); В (6;6); С (5;3); Д (1;1). Найти:

а) координаты точки пересечения диагоналей;

б) угол между диагоналями.

8.Даны вершины треугольника А(2;-2), В (3;5), С (6;1). Найти:

1) длины сторон АС и ВС;

2) уравнения прямых, на которых лежат стороны ВС и АС;

3) уравнение прямой, на которой лежит высота, проведенная из В;

4) длину этой высоты;

5) уравнение прямой, на которой лежит медиана проведенная из точки А;

6) длину этой медианы;

7) уравнение прямой, на которой лежит биссектриса угла С;

8) центр тяжести треугольника;

9) площадь треугольника;

10) угол С;

Ответы к заданиям для самостоятельного решения:

1. 1) 63 0 ; 2) 37,9 0 ; 3) 31,3 0 ; 4) 81,2 0 . 2. 1)Параллельны;

2)Перпендикулярны; 3)Параллельны; 4)Пересекаются; 5)Пересекаются;

3. а)х-3у-11=0; б)х+у+1=0; 4. 3х+2у-11=0; 5. 13; 6. 7х-у=0 и 17у-28=0; 7. а)(4;4);

б); 8. 1) -5;5 2) 4х+3у-27=0,3х-4у-14=0; 3) 4х+3у-27=0; 4) 5; 5) 2х-у-6=0; 6) ; 7) х+7у-13=0; 8) (;); 9); 10)

Если две прямые лежат на плоскости, то возможны три различных случая взаимного расположения их: 1) прямые пересекаются (т. е. имеют одну общую точку), 2) прямые параллельны и не совпадают, 3) прямые совпадают.

Выясним, как узнать, какой из этих случаев имеет место, если прямые заданы своими уравнениями

Если прямые пересекаются, т. е. имеют одну общую точку, то координаты этой точки должны удовлетворять обоим уравнениям (15). Следовательно, для нахождения координат точки пересечения прямых нужно решить совместно их уравнения. С этой целью исключим сначала неизвестное х, для чего умножим первое уравнение на , а второе на А, и вычтем первое из второго. Будем иметь:

Чтобы исключить из уравнений (15) неизвестное у, умножим первое из них на а второе на и вычтем второе из первого. Получим:

Если то из уравнений (15) и (15") получим решение системы (15):

Формулы (16) дают координаты х, у точки пересечения двух прямых.

Таким образом, если то прямые пересекаются. Если то формулы (16) не имеют смысла. Как в этом случае располагаются прямые? Легко видеть, что в этом случае прямые параллельны. Действительно, из условия следует, что (если же , то прямые параллельны оси Оу и, следовательно, параллельны между собой).

Итак, если то прямые параллельны. Рассматриваемое условие можно записать в виде можно сказать, что если в уравнениях прямых соответствующие коэффициенты при текущих координатах пропорциональны, то прямые параллельны.

В частности, параллельные прямые могут совпадать. Выясним, каков аналитический признак совпадения прямых. Для этого рассмотрим уравнения (15) и ). Если свободные члены этих уравнений будут оба равны нулю, т. е.

т. е. коэффициенты при неизвестных и свободные члены уравнений (15) пропорциональны. В таком случае одно из уравнений системы получается из другого умножением всех его членов на некоторый общий множитель, т. е. уравнения (15) равносильны. Следовательно, рассматриваемые параллельные прямые совпадают.

Если же хотя бы один из свободных членов уравнений (15) и ) будет отличен от нуля (или или

то уравнения (15) и (15"), а значит и уравнения (15), не будут иметь решений (по крайней мере одно из равенств (15) или (15") будет невозможным). В этом случае параллельные прямые не будут совпадать.

Итак, условием (необходимым и достаточным) совпадения двух прямых является пропорциональность соответствующих коэффициентов их уравнений:

Пример 1. Найти точку пересечения прямых линий

Решая уравнения совместно, умножим второе на 3.

Если провести через данные параллельные прямые АВ и С D плоскости, перпендикулярные горизонтальной плоскости проекций, то эти две плоскости будут параллельны, и в их пересечении с плоскостью H будут получены две взаимно параллельные прямые A "B " и C "D ", являющиеся ортогональными проекциями данных прямых АВ и CD на горизонтальную плоскость проекций (рис. 25).

Аналогичным образом можно получить и ортогональные проекции данных прямых на фронтальную плоскость V.

На комплексном чертеже одноименные проекции параллельных прямых параллельны: A "B "C "D " и A ""B ""C ""D "" (рис. 25).

Пересекающиеся прямые

Взаимно пересекающиеся прямые имеют общую точку, например, отрезки прямых АВ и CD пересекаются в точке К . Проекции пересекающихся прямых пересекаются, и точки их пересечения (K " и K "") лежат на одной линии связи - перпендикуляре к оси x (рис. 26).

Скрещивающиеся прямые

Это прямые, которые не параллельны и не пересекаются. На комплексном чертеже проекции скрещивающихся прямых (прямые АВ и CD ) могут пересекаться, но точки пересечения (1 ,2 и 3 ,4 ) лежат на разных линиях связи (рис. 27). Точкам пересечения одноименных проекций скрещивающихся прямых соответствуют в пространстве две точки: в одном случае -1 и 2 , а в другом -3 и 4 , расположенные на прямых. На чертеже точке пересечения горизонтальных проекций прямых соответствует две фронтальные проекции точек 1 "" и 2 "". Аналогично - с точками 3 и 4 .