Николай степанович гумилев и акмеизм. проблематика и поэтика лирики н. с. гумилева. Урок по творчеству Николая Гумилёва

Он возвысил слово над «низкой жизнью». Он преклонил пред ним ко­лени - как мастер, всегда готовый к продолжению ученичества, как уче­ник, свято верующий в возможность научиться волшебству, стать масте­ром в ряду мастеров.

Сергей Чупринин

Гумилев Николай Степанович, 33 лет, б. дворянин, филолог, поэт, член коллегии «Издательство Всемирная литература», бес­партийный, б. офицер (так сказано в постановлении Петроград­ской ГубЧК) был казнен в августе 1921 года по обвинению в принадлежности к «таганцевскому заговору».

Недавно обнародованные материалы свидетельствуют о том, что это обвинение ложно и к расстрелу поэт был приго­ворен лишь за то, что не сумел поступиться «предрассудками офицерской дворянской чести» и не донес органам советской власти, что ему предлагали вступить в заговорщицкую органи­зацию, от чего он, кстати, категорически отказался. (См. об этом в журнале «Новый мир», №12,1987).

Хотя исследователь творчества Николая Гумилева Николай Богомолов отмечал, что «акмеизм Гумилева внутренне кон­фликтен».

Дело в том, что Гумилев пробовал себя не в одной, заранее «предызбранной манере», «старался разрушить уже на глазах каменеющие традиции русского символизма, найти иные спосо­бы выражения, чем уже опробованные ранее... Его акмеизм тес­но сближается с символизмом. Далее в своей статье «Читатель книг» Боголюбов отмечает:

Видимо, в этом и заключается первостепенное значение по­эзии Гумилева для русской литературы: ему удалось снять противопоставление символизма и постсимволизма, непроти­воречиво объединить их в рамках своего творческого метода, сделать взаимодополняющими... он осуществил очень значи­тельный шаг в поэзии. И еще, думается, не лишним будет про­цитировать дарственную надпись, которую сделал Блок на од­ной из своих книг: «Дорогому Николаю Степановичу Гумилеву - автору «Костра», читанного не только «днем», когда я «не по­нимаю» стихов, но и ночью, когда понимаю».

Давайте вместе перелистаем «книгу поэзии» Николая Гу­милева.

1. Характерной особенностью уже ранней лирики поэта стало перенесение себя и читателя в мир грез:

И кажется - в мире, как прежде, есть страны, Куда не ступала людская нога, Где в солнечных рощах живут великаны И светят в прозрачной воде жемчуга.

Стоит только дать волю грезе - и начинается карнавальная смена то ли масок, то ли жребиев: «Я конквистадор в панцире железном...», «Однажды сидел я в порфире златой, горел мой алмазный венец...», «...я забытый, покинутый бог, созидающий, в груде развалин старых храмов, грядущий -чертог», «Я - попу­гай с Антильских островов...», «Древний я открыл храм из-под песка, именем моим названа река, и в стране озер пять больших племен слушались меня, чтили мой закон...»



2. С ранних стихов Гумилев утвердил исключительность своей мечты, спасающей от скуки обыденного существования. В сборнике «Романтические цветы» была развита тема «битвы» за
небывалую красоту. На этом пути лирический герой смело зовет «смерть любую»:

Я с нею буду биться до конца, И, может быть, рукою мертвеца Я лилию добуду голубую.

3. Поклонение «сокровищам немыслимых фантазий» проявилось и в стихах, написанных по впечатлениям от путешествий, в частности, в Африку. Что это - жизнь или мираж - в стихотворении «Лесной пожар»:

Резкий грохот, тяжкий топот, Вой, мычанье, стон и рев, И зловеще-тихий ропот Закипающих ручьев.

Вот несется слон-пустынник, Лев стремительно бежит,

Обезьяна держит финик

И пронзительно визжит.

С вепрем стиснутый бок о бок

Легкий волк, душа ловитв,

Зубы белы, взор не робок -

Только время не для битв.

4. В конце 1903 года Николай Гумилев познакомился с Аней Горенко - будущей Анной Ахматовой, которая станет его же­ной. В дальнейшем именно ей будут посвящены шедевры его любовной лирики.

Много есть людей, что полюбив, Мудрые, дома себе возводят, Возле их благословенных нив Дети резвые за стадом бродят. А другим - жестокая любовь, Горькие ответы и вопросы, С желчью смешана, кричит их кровь, Слух их жалят злобным звоном осы.

А иные любят, как поют, -

Как поют, и дивно торжествуют,

В сказочный скрываются приют; А иные любят, как танцуют.

Как ты любишь, девушка, ответь, По каким тоскуешь ты истомам? Неужель ты можешь не гореть Тайным пламенем, тебе знакомым? Если ты могла явиться мне Молнией слепительной господней И отныне я горю в огне, Вставшем до небес из преисподней?



5. Стихов о России у Гумилева мало. Такие произведения, как «Туркестанские генералы», «Старые усадьбы», «Почтовый чиновник», «Городок», «Змей», «Мужик», скорее похожи на ле­генды, «сны» о России и русских людях. Но это ни в коем слу­чае не говорит о том, что Гумилев не любил Родину. Удиви­тельно было то, что реальность словно бы не заботила поэта. Или - выразимся точнее - была скучна, неинтересна ему именно как поэту. Почему? Гумилев сам ответил на этот вопрос:

Я вежлив с жизнью современною, Но между нами есть преграда, Все, что смешит ее, надменную, Моя единая отрада.

Исследователь творчества Н. С. Гумилева Сергей Чупринин дал свой комментарий: Эта несовместимость была такого ро­да, что исключала не только похвалы реальности, но и порица­ние ее. Вот почему стихи с самого начала стали для Гумилева не способом погружения в жизнь, а способом защиты, ухода от нее... Гумилев не был бы Гумилевым, если бы и жизнь свою не пытался построить на контрасте с тем, чем удовлетворяется и что ищет большинство.

У Гумилева вообще нет политических стихов. Он уклонился от прямого диалога с современностью. Он отказался говорить на ее языке. Он - так, во всяком случае, кажется на первый взгляд -промолчал о том, что творилось со страной и народом в огненное пятилетие 1917-1921 годов. Но... действительность была такова, что и молчание осознавалось и истолковывалось как акт граждан­ского выбора, как недвусмысленная политическая позиция.

Стихотворение «Заблудившийся трамвай». Куда везет «заблудившийся трам­вай» народ послереволюционное России?

«Бурей темной, крылатой» он несется навстречу кошмарам: «тут вместо капусты й вместо брюквы мертвые головы прода­ют». А позади остается «дом в три окна и серый газон», пусть «серая», но спокойная размеренная жизнь.

В «Слове», в «Памяти», в «Заблудившемся трамвае», в «Шестом чувстве», в «Звездном ужасе», в других вершинных созданиях Гумилева угадывалось мужество неприятия, энергия сопротивления.

Так поэт, не написавший ни строки, которая могла бы быть названа «антисоветской», не участвовавший ни в Белом движе­нии, ни в контрреволюционных заговорах, был обречен.

Его гибель, при всей кажущейся случайности и трагической нелепости, глубоко закономерна. По-другому и не мог уйти из жизни поэт, сам себе напророчивший:

И умру я не на постели, При нотариусе и враче, А в какой-нибудь дикой щели, Утонувшей в густом плюще.

Творчество Н.С.Гумилёва изучается в теме «Поэзия Серебряного века» - 2 урока:

1 – ый « Н.С.Гумилев. Слово о поэте.

2 – ой «Проблематика и поэтика лирики Н.С.Гумилева».

На мой взгляд, целесообразно первый урок сделать интегрированным (литература и география), так как это позволит не только познакомить учащихся с биографией поэта, но раскрыть неординарность личности Н.С.Гумилёва. Также интеграция стимулирует аналитико-синтетическую деятельность учащихся, развивает потребность в системном подходе к объекту познания, формирует умения анализировать и сравнивать сложные процессы и явления, способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока.

Следует заметить, что интеграция в плане данного урока – фрагментарная, так как используется на отдельном этапе урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного урока

(литература и география)

«Н.С.Гумилёв. Поэт и географ»

Аннотация.

Творчество Н.С.Гумилёва изучается в теме «Поэзия Серебряного века » - 2 урока:

1 – ый « Н.С.Гумилев. Слово о поэте.

2 – ой «Проблематика и поэтика лирики Н.С.Гумилева».

На мой взгляд, целесообразно первый урок сделать интегрированным (литература и география), так как это позволит не только познакомить учащихся с биографией поэта, но раскрыть неординарность личности Н.С.Гумилёва. Также интеграция стимулирует аналитико-синтетическую деятельность учащихся, развивает потребность в системном подходе к объекту познания, формирует умения анализировать и сравнивать сложные процессы и явления , способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока.

Следует заметить, что интеграция в плане данного урока – фрагментарная, так как используется на отдельном этапе урока.

Тип урока : урок формирования новых знаний.

Форма: урок – исследование .

Задачи: -

Воспитание ответственности за другого человека, терпимости по отношению

К другим людям.

Методы:

  • Метод творческого чтения.

Цель: способствовать сильному и длительному художественному впечатлению, которое затем непрерывно углубляется.

Приёмы: выразительное (художественное) чтение учителя, чтение мастеров художественного слова; постановка художественной, нравственной, философской проблемы, непосредственно вытекающей из прочитанного произведения;

  • анализирующе – интерпретирующий (поисковый, исследовательский).

Цель: более глубокое проникновение в литературное произведение.

Приёмы: обучение учащихся анализу текста художественного произведения.

На уроке используется групповая форма работы (дифференциация), что помогает каждого учащегося включить в процесс познания нового.

1 группа работает со стихотворением «Жираф», ответить на вопросы (слабая группа).

2 группа - сопоставительный анализ полотен Гогена и стихотворения Гумилёва

3 группа - интерпретация стихотворения «Африканская ночь».

Предварительная работа.

Учащиеся получают на предыдущем уроке домашнее задание:

Подготовить сообщение об основных чертах акмеизма;

Познакомиться с поэзией Н.С.Гумилева, выписать стихи, которые связаны с географией;

Повторить

Подготовить биографическую справку о Н.С.Гумилеве (индивидуально);

Подготовить выразительное чтение стихотворений (индивидуально).

Интегрированный урок (литература и география).

Н.С.Гумилев. Слово о поэте. Поэт и географ.

Задачи: - знакомство с личностью и поэзией Н.С.Гумилева;

Развитие умения анализировать, сравнивать;

Воспитание ответственности за другого человека, терпимости по отношению к другим людям.

Оборудование: демонстрационная презентация , презентация «Жизнь и творчество Н.С.Гумилёва» ,презентация «Географическое положение Африки», картины Гогена «Таитянские женщины», «Ты ревнуешь?», географическая карта, музыка Клода Дебюсси «Море. Игра волн».

Тип урока : урок формирования новых знаний

Форма: урок – исследование

Методы: с ловесно-наглядные, творческого чтения, анализирующее – интерпретирующий (поисковый, исследовательский).

Словарная работа : сакральная география.

Эпиграф. И умру я не в постели

При нотариусе и враче,

А в какой-нибудь дикой щели,

Утонувшей в густом плюще.

Н.С.Гумилёв.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель. Сегодня мы продолжим изучение поэзии Серебряного века. И ближе познакомимся с творчеством метра одно из направлений литературы начала 20 века.

  1. Актуализация знаний.

1) - И.Грабарь, Э.Дега, Гоген, Готье, Мандельштам, А.Ахматова, Н.Гумилев.

Что связывает этих людей?

Назовите основные черты акмеизма.

  • Акмеизм (от греческого слова acme - "вершина, пик, высшая точка") - литературное течение в русской поэзии во второе десятилетие двадцатого века. Очень рано выделилось как самостоятельное направление из символизма, отстраняясь от символистской размытости языка и образа.
    АКМЕИЗМ - модернистское течение, декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, не символического смысла.
  • Новое литературное течение, сплотившее больших русских поэтов, просуществовало не долго. Творческие поиски Гумилёва, Ахматовой, Мандельштама вышли за рамки акмеизма . Но гуманистический смысл этого течения был значителен - возродить у человека жажду жизни, вернуть ощущение её красоты. В него вошли также А.Ахматова, О.Мандельштам, М.Зенкевич, В.Нарбут и др.
  • Акмеистов интересует реальный, а не потусторонний мир, красота жизни в её конкретно - чувственных проявлениях. Туманности и намёкам символизма было противопоставлено мажорное восприятие действительности, достоверность образа, четкость композиции. В чем-то поэзия акмеизма - возрождение “золотого века”, времени Пушкина и Баратынского.
  • Основные принципы акмеизма:
  • освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;
  • отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;
  • стремление придать слову определенное, точное значение;
  • предметность и четкость образов, отточенность деталей;
  • обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;
  • поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала;
  • перекличка с минувшими литературными эпохами.

2) Слова учителя.

Звучит музыка Клода Дебюсси «Море. Игра волн».

Какие ассоциации возникают у вас?

Сегодня мы будем говорить о человеке трагической судьбы, жизнь которого неразрывно была связана с шумом волн как морских, так и жизненных; о человеке, который предчувствовал свою гибель.

И умру я не в постели

При нотариусе и враче,

А в какой-нибудь дикой щели,

Утонувшей в густом плюще.

Н.С.Гумилев- поэт, переводчик, критик, один из мэтров акмеизма. Он прожил очень яркую, но короткую жизнь.

  1. Работа над новой темой.

Выслушайте сообщение о жизни и творчестве Н.С.Гумилёва и подумайте, чем для вас интересен этот человек и поэт.

  1. Биографическая справка о жизни и творчестве Н.С.Гумилева (презентация ученика).

2) Н.С.Гумилев – географ.

Н.С.Гумилёв метр русской литературы начала 20 века. Но он же и замечательный географ.

Как в его творчестве нашла отражение тема географии?

  • Стихи Н.С.Гумилёва имеют географические названия.

(Географические названия отмечаются на карте: «Швеция», «Венеция», «Абисиния», «Египет», «Красное море», «Озеро Чад», «Сахара», «Судан» и другие).

- О чём говорит такое разнообразие географических названий?

(. . .)

Что необычного вы заметили?

  • Гумилёва наиболее привлекает Африка.

Презентация учащегося «Географическое положение Африки»

Учитель. Мир, которым довольствовались окружающие, был для Гумилёва мал и бледен, душа требовала расстояний и впечатлений. Поэзию Гумилёва отличал культ мужского начала; герой его стихов воспринимает жизнь как борьбу сильного человека с испытаниями. Отсюда частые поездки Гумилёва в Африку, охота, поиск опасностей.

Африка залечивала все душевные раны, и Гумилёв всегда в неё стремился. Тайно от родителей, которым друзья поэта регулярно посылали заранее заготовленные письма, он отправился в первое своё африканское путешествие, собравшись посетить Стамбул, Измир, Порт-Саид и Каир. С тех пор Африка заняла чрезвычайно важное место в его судьбе и творчестве. Она наполнила его душу новыми, необычайно острыми впечатлениями, укрепляла уверенность в себе, подарила редкостные ощущения и образы. Во время второго путешествия (1908) Гумилёв побывал в Египте, в третьем (1909) достиг Абиссинии.

Наиболее значительной была последняя, четвёртая поездка. В 1913 году подвернулся удачный случай: музей антропологии и этнографии хотел собрать африканскую коллекцию. Цель путешествия - делать снимки, собирать этнографические и зоологические коллекции, записывать песни и легенды. За день до отъезда Гумилёв заболел - решили, что тиф: высокая температура, сильная головная боль. Но за два часа до отхода поезда он потребовал воды для бритья, побрился, уложил вещи, выпил стакан чаю с коньяком и уехал. Алексей Толстой вспоминал: “Гумилёв привёз из Африки жёлтую лихорадку, прекрасные стихи, чучело убитого им чёрного ягуара и негрское оружие”.

Какой же предстаёт Африка в стихах Н.Гумилёва?

И почему очень часто географию Гумилёва называют сакральной ?

(Сакральная география – модель восприятия пространства, как проявления духовной, божественной структуры реальности, насыщенной символизмом).

3 . Работа по группам. Анализ стихов Н.С.Гумилёва.

1 группа. Стихотворение «Жираф» .

1. Проанализируйте композицию стихотворения.

(Кольцевая композиция заключает в себе два плана: рассказ об африканском чуде - изысканном красавце жирафе - обрамлён повествованием о самом авторе и его грустной собеседнице, которую он хочет утешить своим рассказом.)

2. Какова интонация этого стихотворения и как его нужно читать?

(Как сказку ребёнку, который грустит.)

3. Подберите синоним к слову “изысканный”.

(Изящный, утончённый, экзотичный.)

4. Что подчёркивает Гумилёв в этом животном?

(Грациозность, негу, “волшебный узор” шкуры, “с которым равняться осмелится только луна”, плавность бега - “как радостный птичий полёт”. Пожалуй, так впервые говорят о жирафе, этом чуде природы с такой длинной шеей.)

5. Что мы узнали о собеседнице поэта и о нём самом, читая это стихотворение?

  1. группа. Стихотворение «Озеро Чад».

Сопоставительный анализ полотен Гогена и стихотворения Гумилёва.

Что в живописи П. Гогена созвучно поэзии Н. Гумилева?

Найдите стихотворении Н. Гумилева строки, перекликающиеся с полотнами Поля Гогена?

  1. группа. Стихотворение «Африканская ночь». Интерпретация стихотворения.

- О чем это стихотворение? Какое настроение оно вызывает?

Каковы ключевые образы стихотворения? Дайте им оценку.

4) Проверка выполненной работы.

Выводы. В стихах, посвящённых Африке поэт затрагивает общечеловеческие проблемы и вопросы:

Ответственность человека за судьбу тех, кто рядом;

Терпимости по отношению друг к другу.

Как исследователя его больше всего интересуют обычаи народов Африки, их традиции (сакральная география).

Мы видим, что Н. С. Гумилев обладал не только литературным талантом, но был и отважным путешественником, и этнографом (география), внимательным к повадкам животных наблюдателем (биология) и их умелым художником (изобразительное искусство).

VI. Рефлексия. Возвращение к эпиграфу.

Каким я представляю Н.С.Гумилева – человека, личность?

V . Домашнее задание .

Написать сочинение-миниатюру «Мой Николай Гумилёв».

Групповое. Подобрать стихи к теме «Философская лирика Николая Гумилёва» (по сборнику «Огненный столп») .

Образовательные технологии.

  1. Дифференцированное обучение.

Дифференциация обучения позволяет организовать учебный процесс на основе

учета индивидуальных особенностей личности, обеспечить усвоение всеми

учениками содержания образования.

Цель дифференцированного обучения – обеспечить каждому ученику условия для

максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения

познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания

общего образования.

  1. Информационно – образовательные технологии.

Внедрение компьютерных технологий на уроках литературы позволяет повышать интерес учащихся, развивать творческое мышление, формировать целостное отношение к информационным знаниям и навыкам информационной деятельности, к образованию и самообразованию с использованием информационных технологий

На данном уроке используются презентации учащихся (индивидуальные задания) и демонстрационная презентация учителя, которая направлена на создание зрительного ряда, способствующего усилению восприятия различных элементов урока.

  1. Здоровье – сберегающие технологии.

Урок построен с учетом особенностей класса; были предприняты попытки создания благоприятного психологического фона на уроке; использовались приемы, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся.

  1. Проблемное обучение (элементы).

В начале 1910-х гг. Гумилев стал основателем новой литературной школы – акмеизма. Во многом принципы акмеизма родились в результате теоретического осмысления Гумилевым собственной поэтической практики. Более того, как показала недолгая история этого течения, из крупных поэтов только Гумилев и оказался «настоящим» акмеистом (помимо дореволюционной лирики принципы акмеизма воплотились в стихотворениях предпоследнего сборника поэта «Шатер»).

Однако даже на фоне брюсовской лирической героики позиция раннего Гумилева отличалась особой энергией. Для его лирического героя нет пропасти между действительностью и мечтой. Будто споря со своим царскосельским учителем, сделавшим слово «невозможно» музыкальным ключом лирики, Гумилев утверждает приоритет дерзкой мечты, причудливых грез, вольной фантазии. Его ранняя лирика лишена нот трагизма, столь свойственных поэзии И. Анненского, А. Блока, А. Белого. Более того, Гумилеву присуща сдержанность в проявлении любых эмоций: сугубо личный, исповедальный тон он оценивает в это время как неврастению. Лирическое переживание в его поэтическом мире непременно объективируется, настроение передается зрительными образами, упорядоченными в стройную «живописную» композицию.

Ключевыми в акмеизме оказались категории автономии, равновесия, конкретности. «Место действия» лирических произведений акмеистов – земная жизнь, источник событийности – деятельность самого человека. Лирический герой акмеистического периода творчества Гумилева – не пассивный созерцатель жизненных мистерий, но устроитель и открыватель земной красоты. Поэт верит в созидательную силу слова, в котором ценит не летучесть, а постоянство семантических качеств. В стихотворениях сборника «Чужое небо» (вершина гумилевского акмеизма) – умеренность экспрессии, словесная дисциплина, равновесие чувства и образа, содержания и формы.

Символисты исходили из идеи слитности разных сторон и граней жизни, принцип сплошных соответствий подразумевал малоценность единичного, отдельного. По отношению к конкретным проявлениям реальности как бы намеренно культивировалась оптическая дальнозоркость: окружающее лирического героя «земное» пространство становилось бегло прорисованным, намеренно размытым фоном, на который проецировались «космические» интуиции. Гумилев и поэты его поколения гораздо больше доверяли чувственному восприятию, прежде всего зрительному. Эволюция раннего Гумилева – постепенное закрепление именно этого стилевого качества: использование визуальных свойств образа, реабилитация единичной вещи, важной не только в качестве знака душевных движений или метафизических прозрений, но и (а порой и в первую очередь) в качестве красочного компонента общей декорации.

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
ПРОБЛЕМАТИКА И ПОЭТИКА ЛИРИКИ Н. С. ГУМИЛЕВАПухальская Л.В., учитель русского языка и литературы МОБУ «СОШ№73» г. Оренбурга 1) Характерной особенностью ранней лирики поэта стало перенесение себя и читателя в мир грез:И кажется – в мире, как прежде, есть страны,Куда не ступала людская нога,Где в солнечных рощах живут великаныИ светят в прозрачной воде жемчуга. 2).Карнавальная смена то ли масок, то ли жребиев: «Я конквистадор в панцире железном...», «Однажды сидел я в порфире златой, горел мой алмазный венец...», «...я забытый, покинутый бог, созидающий, в груде развалин старых храмов, грядущий чертог», «Я – попугай с Антильских островов...», «Древний я открыл храм из -под песка, именем моим названа река, и в стране озер пять больших племен слушались меня, чтили мой закон...»

3)В сборнике «Романтические цветы» была развита тема «битвы» за небывалую красоту. На этом пути лирический герой смело зовет «смерть любую»:Я с нею буду биться до конца,И, может быть, рукою мертвецаЯ лилию добуду голубую. 4.Поклонение «сокровищам немыслимых фантазий» проявилось и в стихах, написанных по впечатлениям от путешествий, в частности, в Африку. Откуда я пришел, не знаю... Не знаю я, куда уйду, Когда победно отблистаю В моем сверкающем саду. Когда исполнюсь красотою, Когда наскучу лаской роз, Когда запросится к покою Душа, усталая от грез. Но я живу, как пляска теней В предсмертный час большого дня, Я полон тайною мгновений И красной чарою огня. Мне все открыто в этом мире – И ночи тень, и солнца свет, И в торжествующем эфире Мерцанье ласковых планет. Я не ищу больного знанья Зачем, откуда я иду; Я знаю, было там сверканье Звезды, лобзающей звезду, Я знаю, там звенело пенье Перед престолом красоты, Когда сплетались, как виденья, Святые белые цветы. И жарким сердцем веря чуду, Поняв воздушный небосклон, В каких пределах я ни буду, На все наброшу я свой сон. Всегда живой, всегда могучий, Влюбленный в чары красоты. И вспыхнет радуга созвучий Над царством вечной пустоты. Жираф «Лесной пожар»Резкий грохот, тяжкий топот,Вой, мычанье, стон и рев,И зловеще-тихий ропотЗакипающих ручьев.Вот несется слон-пустынник,Лев стремительно бежит, Обезьяна держит финик И пронзительно визжит.С вепрем стиснутый бок о бок Легкий волк, душа ловитв, Зубы белы, взор не робок –Только время не для битв. В конце 1903 года Николай Гумилев познакомился с Аней Горенко –будущей Анной Ахматовой, которая станет его женой. В дальнейшем именно ей будут посвящены шедевры его любовной лирики. Я знаю женщину: молчанье,Усталость горькая от слов,Живет в таинственном мерцаньиЕё расширенных зрачков.Её душа открыта жадноЛишь медной музыке стиха,Пред жизнью дольней и отраднойВысокомерна и глуха.Неслышный и неторопливый,Так странно плавен шаг её,Назвать нельзя её красивой,Но в ней всё счастие моё.Когда я жажду своеволийИ смел, и горд - я к ней идуУчиться мудрой сладкой болиВ её истоме и бреду.Она светла в часы томленийИ держит молнии в руке,И чётки сны её, как тениНа райском огненном песке. Стихов о России у Гумилева мало. Такие произведения, как «Туркестанские генералы», «Старые усадьбы», «Почтовый чиновник», «Городок», «Змей», «Мужик», скорее похожи на легенды, «сны» о России и русских людях. О, Русь, волшебница суровая,Повсюду ты свое возьмешь.Бежать? Но разве любишь новоеИль без тебя да проживешь? Лирический герой Гумилева РомантикБоецПутешественникСтрастный влюбленныйПатриотМужественный человек «Шестое чувство»Прекрасно в нас влюбленное виноИ добрый хлеб, что в печь для нас садится,И женщина, которою дано,Сперва измучившись, нам насладиться.Но что нам делать с розовой зарейНад холодеющими небесами,Где тишина и неземной покой,Что делать нам с бессмертными стихами?Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.Мгновение бежит неудержимо,И мы ломаем руки, но опятьОсуждены идти всё мимо, мимо.Как мальчик, игры позабыв свои,Следит порой за девичьим купаньемИ, ничего не зная о любви,Все ж мучится таинственным желаньем;Как некогда в разросшихся хвощахРевела от сознания бессильяТварь скользкая, почуя на плечахЕще не появившиеся крылья;Так век за веком - скоро ли, Господь? -Под скальпелем природы и искусстваКричит наш дух, изнемогает плоть,Рождая орган для шестого чувства.


Приложенные файлы

Урок литературы в 11 классе

Николай Степанович Гумилёв и акмеизм. Проблематика и поэтика лирики Н.С. Гумилёва.

Цели урока : познакомить с жизнью и творчеством Н.С. Гумилёва; отметить особенности образа романтического героя Н.С. Гумилёва (яркость восприятия мира, действенность позиции, неприятие серости, обыденности существования); формировать ключевые информационные и коммуникативные компетенции на основе анализа стихотворений Н.С. Гумилёва; воспитывать уважение к отечественной культуре, языку, истории.

Ход урока

Он возвысил слово над «низкой

жизнью». Он преклонил пред ним

колени – как мастер, всегда готовый

к продолжению ученичества, как ученик,

свято верующий в возможность научиться

волшебству, стать мастером в ряду мастеров.

Сергей Чупрунин.

1.Проверка домашнего задания .

Ученики отвечают на вопросы, которые были заданы на дом.

- Что представляла собой акмеистическая группа?

В 1911 году слушатели «Поэтической академии» основали новое литературное объединение – «Цех поэтов». В 1912 году было объявлено о возникновении нового поэтического течения. Из разных предложенных названий прижилось «акмеизм» (от греческого - высшая степень чего-либо, расцвет, вершина). Из широкого круга участников «Цеха» выделилась более узкая и эстетически более сплочённая группа поэтов, которые стали именовать себя акмеистами. К ним относились Н. Гумилёв, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам. Другие участники «Цеха», не являясь правоверными акмеистами, составляли периферию течения.

- Каковы взгляды Н.С. Гумилёва на это новое течение?

В программной статье «Наследие символизма и акмеизм» Н.С. Гумилёв назвал символизм «достойным отцом», но подчеркивал при этом, что новое поколение выработало иной – «мужественно твёрдый и ясный взгляд на жизнь». Акмеизм, по мысли Гумилёва, есть попытка заново открыть ценность человеческой жизни, отказавшись от «нецеломудренного» стремления символистов познать непознаваемое: простой предметный мир значителен сам по себе. Главное значение приобретает художественное освоение многообразного и яркого земного мира.

2.Работа по теме урока

2.1. Слово учителя.

Гумилёв Николай Степанович, 33 лет, дворянин, филолог, поэт, член коллегии «Издательство Всемирная литература», беспартийный, офицер был казнён в августе 1921 года по обвинению в принадлежности к «таганцевскому заговору». Недавно обнародованные материалы свидетельствуют о том, что это обвинение было ложным. Вы можете прочитать об этом подробно в журнале «Новый мир», №12, 1987 год.

- Каким же был этот один из самых ярких представителей акмеистической группы?

Исследователь творчества Гумилёва Н. Богомолов отмечал, что акмеизм Гумилёва конфликтен. Дело в том, что Гумилёв пробовал себя не в одной манере, «старался разрушить уже на глазах каменеющие традиции русского символизма», найти иные способы выражения, чем уже опробованные ранее. Его акмеизм тесно сближается с символизмом.

2.2.Домашняя подготовка учащихся: выразительное чтение или чтение наизусть стихотворения Гумилёва.

3. Лекция по теме урока.

По ходу лекции сделайте записи, которые помогут вам представить образ лирического героя стихотворений Н.С. Гумилёва.

3.1. Индивидуальное сообщение ученика о жизненном пути Н.С. Гумилёва (на основе материала учебника).

3.2. Давайте вместе перелистаем «книгу поэзии» Николая Гумилёва

А) Характерной особенностью уже ранней лирики поэта стало перенесение себя и читателя в мир грёз.

И кажется – в мире, как прежде, есть страны,

Куда не ступала людская нога,

Где в солнечных рощах живут великаны

И светят в прозрачной воде жемчуга.

Стоит только дать волю грезе – и начинается карнавальная смена то ли масок, то ли жребиев: «Я конквистадор в панцире железном…», однажды сидел я в порфире златой, горел мой алмазный венец…», «Я – попугай с Антильских островов…»

Б) С ранних стихов Гумилёв утвердил исключительность своей мечты, спасающей от скуки обыденного существования. В сборнике «Романтические цветы» была развита тема «битвы» за небывалую красоту. На этом пути лирический герой смело зовёт «смерть любую»:

Я с нею буду биться до конца.

И, может быть, рукою мертвеца

Я лилию добуду голубую.

В) Поклонение «сокровищам немыслимых фантазий» проявилось и в стихах, написанных по впечатлениям от путешествий. Что это – жизнь или мираж – в стихотворении «Лесной пожар»:

Резкий грохот, тяжкий топот,

Вой, мычанье, стон и рёв,

И зловеще – тихий ропот

Закипающих ручьев.

Вот несётся слон-пустынник,

Лев стремительно бежит,

Обезьяна держит финик

И пронзительно визжит.

С вепрем стиснутый бок о бок

Легкий волк, душа ловитв,

Зубы белы, взор не робок –

Только время не для битв.

Прочитайте ещё два стихотворения об Африке.

3.3. Работа по вариантам

Самостоятельное чтение и анализ стихотворений с опорой на материал учебника.

1 вариант – стихотворение «Озеро Чад»

Основная мысль – трагическая обречённость естественной гармонии под напором греховных побуждений человеческой цивилизации.

2 вариант – стихотворение «Жираф».

Основная мысль – выражен идеал красоты автора. Красота экзотического животного здесь – спасение от скуки городов, скудного земного существования.

4. В конце 1903 года Николай Гумилёв познакомился с Аней Горенко – будущей Анной Ахматовой, которая станет его женой. В дальнейшем именно ей будут посвящены шедевры его любовной лирики.

Заранее подготовленный ученик читает

Много есть людей, что полюбив,

Мудрые дома себе возводят,

Возле их благословенных нив

Дети резвые за стадом бродят.

А другим – жестокая любовь,

Горькие ответы и вопросы,

С желчью смешана, кричит их кровь,

Слух их жалят злобным звоном осы.

А иные любят, как поют,-

Как поют и дивно торжествуют,

В сказочный скрываются приют;

А иные любят, как танцуют.

- Что поведал о «тайном пламени любви» поэт?

- Какие средства художественной выразительности помогают влюблённому поэту рассказать о своих чувствах?

5. Стихов о России у Гумилёва мало. Но это ни в коем случае не говорит о том, что Гумилёв не любил Родину. Удивительно было, что реальность словно бы не заботила поэта. Или – выразимся точнее – была скучна, неинтересна ему именно как поэту. Почему? Гумилёв сам ответил на этот вопрос:

Я вежлив с жизнью современною,

Но между нами есть преграда,

Все, что смешит её, надменную,

Моя единая отрада.

У Гумилёва вообще нет политических стихов. Он уклонился от прямого диалога с современностью. Он – так, во всяком случае, кажется на первый взгляд – промолчал о том, что творилось со страной и народом в огненное пятилетие 1917-1921 годов. Но это молчание истолковывалось и осознавалось как акт гражданского выбора, как недвусмысленная политическая позиция.

Гибель Гумилёва, при всей кажущейся случайности и трагической нелепости, глубоко закономерна. По-другому не мог уйти из жизни поэт, сам себе напророчивший:

И умру я не на постели,

При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели,

Утонувшей в густом плюще.

- Вернёмся к вопросу, поставленному в начале лекции.

Посмотрите свои записи и ответьте на вопрос: «Каким предстаёт лирический герой Гумилёва?»

Запись в тетради и на доске

Лирический герой Гумилёва

Мечтатель

РОМАНТИК

Боец

Путешественник

Страстный влюблённый

Патриот

Мужественный человек

III . Итоги урока

Домашнее задание.

Продолжите знакомство с творчеством Николая Степановича Гумилёва. Выберите вопрос и подготовьте ответ на него:

    В чем трагичность лирического героя Н. Гумилёва?

    Как проявился идеал Гумилёва в цикле «Капитаны»?

    Какие этапы своего творческого пути отразил Гумилёв в стихотворении «Память»?