Навязчивые состояния и навязчивые мысли, как избавиться. Не давайте идеям ускользать от вас Как избавиться от гнусных мыслей

ОБЪЕКТОВ]

45. Второй метод концентрации ума, а именно, без использования объектов, состоит из трех ступеней: мгновенное изгнание мысли в тот самый момент, когда она появляется подобно вспышке; оставление незавершенной любой возникшей мысли; приведение ума в его естественное состояние [абсолютного покоя, не нарушаемого мыслительными процессами (2).

(2) Кратко суть этих способов состоит в том, чтобы моментально блокировать мысль, позволять мыслям возникать свободно, не ограничивая их, и привести ум в состояние полного покоя.

[ОСТАНОВКА МЫСЛИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА]

46. Искоренение мысли в тот самый момент, когда она возникает подобно вспышке, осуществляется следующим образом.

Во время медитации вышеописанным способом медитирующий обнаруживает, что мысли непрерывно возникают потому, что ум реагирует на раздражите­ли. Зная, что нельзя допускать появления даже одной мысли, нужно осуществлять неусыпный контроль и стараться блокировать это непрерывное возникнове­ние мыслей. И как только зародится мысль, нужно вырвать ее целиком с корнем и продолжать медити­ровать.

47. Когда медитирующий посвящает более длитель­ное время усилиям по предупреждению возникновения мыслей, он обнаруживает, что мысли следуют друг за другом по пятам, и ему кажется, что их число бес­конечно. Это и есть познание природы мыслей, ко­торое есть распознавание врага (1). Это называется "пер­вое место отдыха". Достигается первая ступень спокой­ствия ума, и йог с невозмутимым умом наблюдает за непрерывным потоком мыслей так, как если бы он безмятежно отдыхал на берегу реки, наблюдая за ее течением (2).

Врагом дли йога являются неконтролируемые мысли.

Чтобы передать смысл этой фразы, пришлось прибегнуть к свободному расширенному ее переводу. Дословно се можно было бы перевести так: "Это называется "место первого отдыха", подобное берегу реки, мимо которого течет вода". Иными словами, если йог до этого момента действовал успешно, он освободится от тирании мыслительного процесса и будет готов к исполнению еще более великих задач, ожидающих его на Пути к Нирване.

48. Как только ум приходит в спокойное состоя­ние, пусть даже на одно мгновение (3), он замечает возникновение и исчезновение мыслей. При этом создастся впечатление, что мыслей становится все больше и больше. Но на самом деле мысли возни­кают всегда, и нет их увеличения или уменьшения. Мысли рождаются мгновенно. То, что находится в стороне от возникновения мыслей и способно немедлен­но пресечь это возникновение, есть Реальность (4).

Индийские йоги определяют эту кратчайшую единицу времени (которую они могут регистрировать) как отрезок времени между раз­резанием первого и второго из трехсот листьев банана, положенных друг на друга и разрубаемых одним ударом меча.

Тиб. пронзи, чё-ньид. Реальность не есть человеческий ум, который познает непрерывное течение мыслей. Реальность пос­тигается только в Истинном Состоянии, и йог, находясь в нем, если он слился с Реальностью, с этим Ноуменальным Источником, может предотвратить возникновение мыслей, подобно тому, как человек, умеющий пользоваться выключателем, может включать и выключай, электрический ток.

[НЕРЕАГИРОВАНИЕ НА МЫСЛЬ]

49. На следующей ступени, которая есть оставле­ние неоформленной всякой возникшей мысли, метод состоит в безразличном отношении к ней, предос­тавлении ей действовать независимо, не подпадая под ее влияние и не делая попыток пресечь ее (2). Пусть ум ведет себя, как ее пастух [или сторож], а ты продолжай медитировать. Тогда мысли перестанут возни­кать, и ум будет находиться в пассивном спокойном состоянии, сосредоточенный на одном.

Этот способ диаметрально противоположен способу, описанному в п. 46-48. Однако для того, кто освоил подготовительные упражнения йоги, между ними нет несоответствия, так как оба способа главным образом являются средством дисциплины ума, в определенном смысле выполняя такую же роль, как латинский язык для изучающего его школьника. С помощью первого метода йог начинает понимать, что формирование мыслей так же естественно, как дыхание, и, когда ор­ганизм биологически функционирует нормально и ум активен, пос­ледний так же трудно привести в спокойное состояние, как и любой другой процесс, присущий воплощенному существованию. Второй метод, рассматриваемый здесь, приводит к истинной цели, когда Познающий, достигнув сверхсознания, наблюдает со стороны и бес­страстно за самопроизвольным течением мыслей.

50. Снова мысли собираются пронестись подобно метеору [проносящемуся в небе в течение одного мгновения, но путем непрерывающимся] (3).

(3) В подлиннике -- кхьюр-кхьюр. Звукоподражательное слово, означа­ющее движение применительно к летящему в небе метеору, стреле, рассекающей воздух, или струйке дыма, уносимого легким ветром.

51. Если медитировать, как прежде, состояние по­коя будет продолжаться. Это называется "среднее состояние покоя", уподобляемое [по его безмятежности] спокойному течению реки.

52. Сохранение ума в этом бездеятельном состоя­нии приводит к образованию осадка в уме (1).

(1) Осадок -- это мысли, как становится понятным из следующего из­речения.

53. Знаток Учений (2) сказал:

Если ум бездеятелен, он становится спокойным, Когда вода отстоится, она становится прозрачной.

(2) В тексте не приводится имя этого мудреца. Но это был Гампопа или Дзонкапа, которые были прославленными апостолами Белой Династии Гуру, передавшими, как сказано в формуле выражения почтения, этот трактат (см. Книгу 1, введение: автор книги и его соученик).

54. А великий учитель йогов [Миларепа] наставлял:

Когда ум находится в изначальном неизменном

состоянии, рождается Знание.

Когда это состояние, которое можно уподобить спокойному течению реки, сохраняется, достигается полнота Знания.

О йог, прекрати направлять и формулировать мысли,

Всё время сохраняй спокойствие ума.

55. Великий Сараха кратко выразил в следующих стихах суть учений об этом двойном методе, приме­няемом во время медитации:

Когда ум связан [нераскован], он стремится

странствовать в каждой из десяти сторон.

Когда он свободный, он твердый и неподвижный.

И я понимаю теперь, что он такой же упрямый, как верблюд.

[СПОСОБ ПРИВЕДЕНИЯ УМА В ЕСТЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ]

56. Третий способ, который есть приведение ума в его естественное состояние, состоит из четырех ступеней.

[СТЕПЕНЬ, УПОДОБЛЯЕМАЯ ПРЯДЕНИЮ БРАХМАНСКОГО ШНУРА]

57. Первый этап заключается в сохранении ума в уравновешенном состоянии с таким же старанием, с каким прядется брахманский шнур (1), так как он дол­жен быть спряден равномерно. Он не должен быть ни слишком тугим и ни слишком слабым. Так же и при медитации нельзя сильно напрягать ум, так как иначе мысли выйдут из-под контроля (2).

(1) Шнур брахмана, который брахман носит как знак своей кас­ты, должен быть, согласно традиции, спряден девственницей и с величайшей осторожностью, так как, если он во время пря­дения оборвется, последует несчастье. Сараха (см. книги 2 - ВВЕДЕНИЕ: 1. О происхождении учений великого символа) был по рождению брахманом, чем и объясняется обращение к этой анало­гии.

(2) Мысли должны находиться под контролем сознания, которое, по­добно пастуху, стережет их.

58. Если сильно расслабиться, возникает леность. Поэтому нужно медитировать с одинаковой энер­гией.

59. Вначале медитирующий применяет способ мгновенного отсечения мысли (3) и поэтому напряга­ется. Но когда появится усталость, нужно рассла­биться, предоставив мыслям бродить самопроиз­вольно (4).

(3) См. п. 46.

(4) См. п. 49.

60. Сейчас был рассмотрен этот метод чередова­ния напряжения и расслабления, применяемый в на­шей школе. Напряжение и расслабление ума, кото­рое можно уподобить увеличению и уменьшению натяжения нитей во время прядения брахманского шнура, называется "сохранение ума в состоянии, по­добном прядению брахманского шнура".

[СТЕПЕНЬ, УПОДОБЛЯЕМАЯ РАЗЪЕДИНЕНИЮ СОЛОМЕННОГО ЖГУТА]

61. На второй ступени, называемой "отделение ума от мыслей подобно разъединению на части соломен­ного жгута путем выдергивания части", необходимым условием является принятие непоколебимого решения сохранять неусыпную бдительность, ибо предыдущие попытки блокирования мыслей создавали мысли (1).

(1) Усилия, которые до сих пор прилагались, чтобы не допустить воз­никновения мыслей, контролировать или не контролировать их, неиз­бежно приводят к образованию других мыслей. Сейчас ставится цель достигнуть более высокой ступени спокойствия ума. Нужно остано­вить непрерывный мыслительный процесс, как разделяют на части скрученный из соломы жгут, в котором каждый стебель соломы слу­жит аналогией какой-либо отдельной мысли, а жгут символизирует непрерывность мыслительного процесса.

62. В описанных выше способах блокирования мыслей участвовала способность познавать, приводя­щая к образованию новых мыслей, и это затрудняло медитацию (2).

(2) Йог должен сейчас понять (и ему об этом напоминают), что им сделано еще мало. Цель все еще далека. Но в то же время он начинает осознавать, что его занятия йогой необходимы для его дальней­шего развития, как готовящемуся стать атлетом необходимы упражнения, развивающие мускулатуру.

63. Отключение от способности познавать и от познающего и сохранение ума в бездеятельном спо­койном состоянии называется способом освобождения ума от всякой мыслительной деятельности и усилий, и этот способ отключения можно уподобить разрыву соломенного жгута.

[СТЕПЕНЬ, УПОДОБЛЯЕМАЯ ВОСПРИЯТИЮ РЕБЕНКА]

64. Третья ступень называется "состояние ума ребен­ка, рассматривающего фрески в храме [и целиком поглощенного этим занятием]".

65. Чтобы удержать в каналах жизненные токи, привязывают ум к познавательной способности и поз­нающему (1), как слона к столбу.

(1) Выше говорилось, что ум имеет свойство упрямого верблюда. Теперь его сравнивают с неповоротливым и неуклюжим слоном. В теле присутствует жизненная сила (санскр. прана), которая под­разделяется на десять жизненных токов (санскр. ваю). "Ваю" про­исходит от корня "ва" -- дышать или дуть, означая движущую силу праны. Эти ваю, состоящие из отрицательной праны, управляют жизненными процессами организма, и поэтому каждый из них имеет свое местонахождение и ведает определенными функциями. Нормальное здоровье, необходимое для йога, зависит от сохранения каждого жизненного тока в нормальном состоянии, иначе говоря в канале, который он должен занимать (см. "Тибетскую книгу мертвых", с. 346).

66. В результате этой практики возникают формы, подобные сотканным из дыма, или эфирные, и йог испытывает блаженство экстаза, находясь на грани обморока (2).

(2) Это является следствием того, что жизненные токи проникают в срединный нерв (санскр. сушумна-нади), который является главным каналом для психических сил, перемещающихся с помощью их носителей -- ваю. Кроме этого психофизического фактора, параллель­но действует духовный фактор, а именно первые слабые проблески познания ума, не затрагиваемого мыслительными процессами. На Западе это экстатическое состояние называется "озарение". Это пер­вый плод достигнутого совершенства в медитации. В этом состоя­нии ум йога охватывает глубочайший покой, который возникает при непосредственном ощущении единства с Природой и Ее Ис­точником. Человеческая природа йога, достигшего Истинного Сос­тояния, уступает место божественной. Теперь перед ним стоит задача входить в это состояние по желанию и оставаться в нем все более продолжительное время. Его последняя цель -- войти в это состояние навсегда в момент смерти или избрать Высший Путь Бодхисаттвы и отказаться от этой Свободы, чтобы помогать другим достичь Ос­вобождения.

67. Видения, возникающие в этом бездеятельном состоянии тела и ума, когда кажется, что паришь в воздухе, нужно воспринимать с безразличием - без симпатии и антипатии, то есть не привязываться к ним и не отвращаться от них. Поэто­му, когда нет ни привязанности, ни отвращения к любому возникающему видению, такое восприятие называется "состояние ума ребенка, рассматривающего [фрески] в храме [и целиком поглощенного этим занятием]" (1).

(1) Ребенок, взглянув сначала на одну фреску, затем на другую, не испытывает влечения пи к одной из них, но в то же время его вни­мание целиком сосредоточено на разглядывании фресок, так как ему неизвестно, что он увидит еще. И такую, основанную на ожидании, но без привязанности умственную сосредоточенность должен сохранять йог на этой ступени тренировки ума.

68. Четвертая ступень есть сохранение ума в таком состоянии безразличия, с которым принимает слон уколы от шипов (2).

(2) На этой ступени "Познающий" должен быть полностью безразличным к таким раздражителям, как непрерывно сменяющие друг дру­га мысли, подобно тому как слон благодаря своей толстой коже нечувствителен к уколам шипов.

69. Когда в спокойном состоянии ума возникают мысли, они осознаются одновременно с их возникно­вением. Когда "Предотвращающий" [то есть созна­ние, приученное с помощью йоги к неусыпной бди­тельности, о которой говорилось выше, с целью кон­троля за мыслями] и то, что нужно предотвратить [то есть процесс образования мыслей] встречаются друг с другом, возникающая мысль лишается способности дать ход новой мысли (3).

(3) Когда достигается спокойствие ума, одновременно с появлением мысли возникает апперцепция, или ее улавливание, которое тогда происходит бессознательно или автоматически, подобно тому как бьется сердце. В результате развитие мысли прекращается, и она утра­чивает способность трансмутироваться в новую мысль.

70. Так как "Предотвращающий" является сам, и его искать не нужно, это состояние называется "состояние, в котором непрерывный поток сознания действует ав­томатически".

71. Способность сохранять ум в таком состоянии, в котором мыслям не создастся препятствий и на них не реагируют, когда их замечают, сравнивают с безразличием слона, не чувствительного к уколам шипов, и отсюда ее так называют (1).

(1) Эта йогическая способность может быть классифицирована как наивысшая форма безразличия к физическим и психическим реакциям на действие раздражителей. Это одна из черных ступеней, на кото­рых нейтрализуются иллюзии сансары, и этот путь приводит к Истинному Состоянию. Однако это не конечная цель Конечная цель состоит в том, чтобы осознать, что сансара (то есть сотворенный мир) и нирвана (то есть мир несотворенный) представляют собой нераздель­ное единство, постигаемое на заключительном этапе анализа Умом, озаренным Светом Бодхи. Иными слонами, состояние, в котором воз­никают мысли, и состояние, в котором мысли не возникаю, являются двумя противоположностями, которые при овладении йогой Великого Символа будут восприниматься не как двойственность, а как единство.

[ВЫСШЕЕ СОСТОЯНИЕ ПОКОЯ]

72. Это [состояние] называется высшим состоянием покоя и сравнивается с океаном, на поверхности кото­рого нет волн.

73. Хотя в таком успокоенном состоянии движение мыслей, их возникновение и исчезновение регистри­руется умом, оно называется "состояние, в котором ис­чезает грань между движением и покоем", потому что ум достиг успокоения и безразличен к движению (2).

74. Таким образом достигается сосредоточенность ума на одном.

75. То, чем познается "Движущееся" и "Неподвиж­ное" [то есть движение и покой в нераздельном единстве], именуется, если Оно правильно понято, "Всеразличающая Мудрость, или Надмирный Разум" (3).

Ум человека неотделим от Единого Ума. Цель йоги -- осуществить это соединение человеческого и божественного аспектов ума. Это произойдет, только когда ум освободится от иллюзий сансарического существования и познает себя. Всеразличающая Мудрость есть Мудрость Бодхического (Надмирного) Сознания (или Разума) в сос­тоянии нирваны, наделяющая способностью познавать каждую вещь в отдельности и все вещи в их единстве.

76. Как гласит "Изящная сутра" (1):


Похожая информация.


«Оттащите свои мысли от проблем… за уши, за пятки или при помощи любого другого возможного способа» . – Марк Твен

По словам одного старого индейца чероки, в нашем сознании прямо сейчас происходит страшная битва. Внутри нас сражаются два волка. Первый является плохим: он полон гнева, зависти, обиды, жадности, печали, осуждения, ущербности, критики и сомнений. Второй является хорошим: он полон радости, благодарности, любви, доброты, сочувствия, понимания, уверенности, сострадания и ясности. Эта борьба идёт внутри вас прямо сейчас, даже если вы этого не замечаете.

«Какой волк победит?» – спросите вы, как это сделал внук индейца. «Волк, которого ты кормишь», – ответил мудрый дедушка. Ваши мысли – это два волка. Когда вы кормите плохого волка, ваш разум теряет ясность. Вы не сможете избавиться от плохого волка. Он живёт внутри вас не просто так. Личностный рост связан с полным принятием себя, а не попытками скрыть собственные недостатки. Приручение плохого волка (а не его убийство) – вот что поможет вам нейтрализовать собственные мысли, чтобы они не причиняли вам боль и страдания.

Позвольте мыслям просто быть, не цепляйтесь за них

«Мир, который мы имеем, был создан в процессе нашего мышления. Он не может быть изменён без изменения нашего сознания». – Альберт Эйнштейн

Ваши мысли могут съесть вас заживо.

Иметь эмоции и мысли – это нормально. Проблема заключается в том, что вы позволяете им завладеть вашим поведением. Если вы отождествляете себя со своими чувствами и мыслями, вы теряете перспективу.

В мышлении нет ничего плохого. Оно помогает нам понимать вопросы и принимать решения. Проблемы возникают тогда, когда берёт верх ваш осуждающий волк, и вы оказываетесь в плену своих мыслей.

Слишком большое количество мыслей отвлекает вас, уводит от сути. Ваши внутренние волки могут затуманить ваш разум. А потом они начнут поедать вас живьём. Кусок за куском.

Причиной аварий, которые носят характер «цепной реакции», являются вовсе не водители-любители. Туман влияет на наше восприятие, и это провоцирует столкновения. Туман существенно понижает контраст, из-за чего объекты кажутся более размытыми и едва различимыми.

Ваши мысли обладают тем же эффектом, что и туман.

«Эффект Мандельбаума», склонность глаз фокусироваться на объектах вблизи в условиях плохой видимости, затуманивает наше зрение. Мы перестаём замечать всё остальное. Ваши внутренние волки также затуманивают ваше видение. Если вы позволите беспокойству, страху и стрессу завладеть вашими мыслями, это может привести к затуманиванию головы.

Вождение в тумане является рискованным. Именно поэтому будет разумно с вашей стороны замедлить своё транспортное средство. Когда туман рассеивается, видимость снова становится нормальной. Реальность не изменилась, пока было туманно. Туман всего лишь повлиял на ваше видение.

Не поддавайтесь своим мыслям. Ваши внутренние волки появляются и исчезают, как и туман.

Наука, стоящая за нашими мыслями. «Я думаю, и думаю, и думаю, мои мысли миллион раз уводили меня прочь от радости, но ни разу к ней не приблизили». – Джонатан Сафран Фоер

Наше состояние ума похоже на дикого волка. Как поясняет Чогьям Трунгпа, автор книги «Здравомыслие», наш разум «содержит воспоминания о прошлом, мечты о будущем и переменчивость настоящего. Мы считаем это проблематичной ситуацией». Вам нужно приручить своего дикого волка. Умение дистанцироваться от мыслей не даст волкам съесть вас заживо.

«Диффузия» – термин, придуманный Терапией принятия и ответственности (англ. Acceptance and Commitment Therapy) для описания способности отделять себя от собственных мыслей. И наоборот, «фузия» означает погружение в мысли и предоставление им права управлять нашим поведением.

В своей книге «Терапия принятия и ответственности простыми словами» Расс Харрис пишет, что «диффузия» – это:

Смотреть на мысли, а не сквозь них; замечать мысли, но не поддаваться им;
позволять мыслям приходить и уходить, не цепляясь за них.

Мысли не контролируют наши действия, если только мы не позволяем им это делать. Помните, что нельзя перекармливать вашего плохого волка. Ни ваши мысли, ни ваши эмоции не способны определять то, как вы себя ведёте. Не отождествляйте себя с тем, от чего вы страдаете.

Мы не можем убежать от собственных мыслей (или эмоций), однако мы способны решать, что делать, несмотря на них. Приручите своих внутренних волков, вместо того чтобы убивать их.

Харрис предлагает выполнить следующее упражнение, чтобы проверить это лично. Повторяйте про себя: «Я не могу поднять свою руку». Говорите это снова и снова. Поднимите свою руку, продолжая повторять: «Я не могу поднять свою руку». Итак, вы подняли свою руку, несмотря на собственные мысли, верно? Но вы, скорее всего, сомневались.

Вы привыкли верить тому, что твердит вам ваш разум, поэтому вас очень легко ввести в заблуждение. Осознание силы ваших мыслей – это первый шаг к освобождению от их влияния.

Как «обезвредить» свои мысли – упражнения. «Жизнь – это комедия для тех, кто думает, и трагедия для тех, кто чувствует». – Джин Рейсин

Вы не можете контролировать моменты нападения своих волков, но вы можете избежать участи быть съеденными заживо. Когда вы реагируете на то, что возникает в вашей голове, вы позволяете мыслям оторвать вас от настоящего момента и включить режим «жизнь на автопилоте».

Осознанность – это противоположность жизни на автопилоте.
Как пишет Джон Кабат-Цинн, автор книги «Избавление от стресса при помощи осознанности»: «Осознанность означает уделять внимание чему-либо определённым образом; нарочно, в настоящий момент и без осуждения». Это практика оценки степени, в которой мы отождествляем себя с нашими идеями и убеждениями, создавая пространство для:

Осознанности, не мышления;
открытости и любопытства, не осуждения;
гибкости внимания.

Осознанность не является методом отвлечения; она не предназначена для того, чтобы вы избегали своих мыслей. Если возникают отрицательные чувства, замечайте их и двигайтесь дальше.

Попробуйте следующие простые методы, которые помогут вам уменьшить влияние ваших мыслей. Отметьте для себя те, которые в вашем случае работают лучше всего, настройте их под себя и пользуйтесь ими. Цель состоит не в том, чтобы заглушить ваши мысли – или волков, а в том, чтобы не дать им затуманить ваше видение.

1. Обозначьте свои мысли:

Практика медитации направлена не на то, чтобы устранить мысли, а на то, чтобы открыться им. Когда вы прекращаете бороться с плохим волком, вы обретаете контроль. Когда появляется мысль, которая хочет отвлечь вас, просто обозначьте её. Скажите себе «мысль» или «волк». Вы можете применять данное упражнение не только тогда, когда вы медитируете.

2. Объективируйте собственные мысли:

Превращая свои мысли в объект – в данном случае это волки – вы можете нейтрализовать их влияние. Закройте глаза и сделайте глубокий вдох. Представьте, что ваши мысли – это волки. Какого они цвета? Насколько они большие? Какие звуки они производят? Насколько они близко к вам? Начните играть со своими мыслями, меняя размер, цвет, звук и форму
волков.

Данная визуализация помогает мне, когда я чувствую, что меня увлекли несколько мыслей одновременно.

3. Относитесь к своему разуму как к волку:

Представьте, что ваш разум – это говорящий волк. «Опять ты заговорил, мой разум». «Волк, ты уже говорил это раньше». «Мой внутренний волк всегда реагирует и беспокоится». Цель данного упражнения – слушать голос разума, словно он исходит от животного, а не от вас. Когда говорит кто-то другой, это кажется менее личным.

4. Ставьте под сомнение то, что говорит ваш разум:

Реагируйте со скептицизмом, не верьте всему, что говорит ваш разум. «Я на это не куплюсь». «Правда, как так?» «Кто это сказал?» Когда вы подвергаете сомнению собственные мысли, вы перестаёте принимать их за чистую монету.

5. Превратите свои эмоции в существительное:

Вспомните, когда вы в последний раз жалели о том, что с вами произошло. Поделитесь этими моментами с близким человеком, используя прилагательные: «Я проиграл два последних теннисных матча, я неудачник».

Каждый раз, когда вы делитесь чем-то, другой человек должен переосмыслить это, превратив прилагательные в существительные. Цель состоит в том, чтобы сделать историю позитивной: «Нет, ты не являешься неудачником, ты всего лишь проиграл два матча к ряду».

6. Классифицируйте собственные мысли:

Не все волчьи атаки равны. Бросание вызова именно тому, что вы испытываете в данный момент, обеспечивает ясность. Кроме того, определение типа мышления поможет обрести глубокое понимание и осознанность. Всякий раз, когда вы чувствуете угрозу со стороны своих волков, выразите свои мысли вслух, используя один из следующих форматов:

Я думаю…
Я чувствую…
Я верю…
Я помню…
Я освобождаю…
У меня физический симптом…

7. Веселитесь:

Юмор решает все проблемы, в особенности те, которые вызваны нашим образом мышления. Когда вы перестанете всерьёз воспринимать своих внутренних волков – и себя, вы сможете расслабиться и перестать реагировать. Вот несколько способов, призванных помочь вам прояснить свои туманные мысли, используя юмористический подход:

Поиграйте с собственным голосом: экспериментируйте с разными тонами. Представьте себя мультяшным персонажем, ребёнком, комиком, волком и так далее.
Относитесь к своим мыслям как к волку: «Мой плохой волк пытается отвлечь моё внимание…» или «Прости, мой плохой волк, но у меня закончилась для тебя еда».
Станьте вертолётом: представьте, как вы отрываетесь от земли и поднимаетесь всё выше и выше, отдаляясь от собственных мыслей.
Смените линзы: представьте, что вы носите очки с мутными линзами. Что произойдёт, когда вы наденете новые очки с прозрачными линзами?
Создайте песню: превратите свои мысли в слова, пропойте их вслух.

А как вы справляетесь со своими внутренними волками? Как вы приручаете собственные мысли?

Самое трудное для человека - это переубедить себя в чем-то. И неважно, что это: навязчивая мысль или вредная привычка, на пути встают страхи, тревоги, низкая самооценка, отсутствие уверенности в себе, слабая сила воли. Мы можем думать, что наш мозг можно только тренировать: изучать науки, языки, решать логические задачи. А как дело обстоит с нашей психической сферой? Ее ведь тоже необходимо тренировать, внимательно следить за своим эмоциональным здоровьем. В голове постоянна звучащая песня не дает покоя, или надоедливые мысли все крутятся и портят жизнь. То переживаете из-за боязни, что чайник не выключила или квартиру забыла закрыть, свет остался включенный или страх попасть в автомобильную аварию. Все эти мысли не дают спокойно и здраво размышлять над ситуациями, решать проблемы и достигать успехов в жизни.

Что представляют собой навязчивые мысли?

Как говорит древнегреческий философ Аристотель: Страх заставляет людей размышлять. И это действительно так, как только наши тонкие струны души и подсознание запечатлевают сильное эмоциональное перенапряжение, которое настолько вгрызается в наш мозг, что возникают различные фобии. Мы начинает бояться сделать что-то неправильно, быть высмеянными или наказанными за свои поступки. В голову приходят целые вагоны мыслей, контролировать этот поток иногда очень трудно, а порой и невозможно. Кажется, что это не подвластно нашей воли, плохие мысли полностью окружают и сводят с правильного пути размышления. Подумайте сами, сколько раз, когда не получается выполнить задание или решить проблему, вы прокручиваете диалог с самим собой, мысленно упрекаете в своей неполноценности, незнании, недоразвитости, злитесь, боитесь сделать неправильно. Такие мысли только уводят ваши размышления на ложную тропу, не дают увидеть рациональное зерно в ситуации, и злость все больше нарастает, время уходит. И потом, приходит разочарование самим собой и желание узнать, откуда же берутся эти неприятные и такие достающие навязчивые мысли? И что главное: как избавиться от навязчивых мыслей.

Психологи считают, что навязчивые мысли - это невротическое расстройство - невроз или синдром навязчивых мыслей. Это расстройство характеризуется навязчивыми состояниями, мыслями - обсессиями и соответственным поведением - компульсиями. На самом деле, многие люди быстро и безболезненно справляются с таким непониманием между человеком и психикой, другие же требуют помощи психотерапевта. Навязчивые мысли могут быть связанные с заболеваниями, катастрофами, смертью, грязью, не идеальностью. Справиться с малейшей навязчивой мыслью порой трудно, но возможно. Перед тем, как бичевать себя и отправляться в психиатрическую клинику за помощью, возьмите себя в руки и попробуйте самостоятельно разобраться, как избавиться от навязчивых мыслей, а мы в этом поможем.

Разработанная система, пошаговое руководство, чтобы справиться с потоком навязчивых мыслей и отстранить себя от их влияния.

Страх вовсе не в опасности, он в нас самих - говорил Стендаль, французский писатель. Чтобы разобраться в причинах возникновения боязни, уделите выполнению руководства один день и все получиться. Главная причина появления надоедливых мыслей - это страх: перед людьми, обществом, мамой, папой, своей душой, смертью. Мы боимся доставить себе дискомфорт, а когда переживаем его, то мысли пытаются все чаще «обезопасить» от этого. Скажите НЕТ навязчивым мыслям и начните борьбу.

Инструкция для управления своими мыслями и эмоциями

  1. Поменяйте стратегию восприятия этих мыслей - на метод ва-банк. Обернитесь не спиной к надоедливому журчанию и страху, а лицом, примите их как должное, как одну ступень на пути к совершенствованию. Поверьте, когда отношение к этим мыслям измениться, вам станет намного проще находить способ избавления. Как только в голову приходит мысль, типа: А я выключила утюг? Я не смогу это сделать, потому что я не умею. Найдите позитивные стороны в них: если я об этом думаю, значит именно это качество стоит развивать: внимательность или умение анализировать, память. Скажите самой себе «спасибо» за подсказку. Таким образом, извлекайте урок из каждой такой мысли. Для такого анализа выделите день, и записывайте извлеченные уроки на бумагу.
  2. Следующий шаг - как только возникает липкая мысль, от которой не удается отвязаться, успокойтесь, примите удобную позу, возьмите ручку и листок бумаги. Закройте глаза и позвольте мыслям течь самим без принуждения или борьбы с ними. Тогда, тихонько открывая глаза, записывайте их на бумагу. Это могут быть доводы или внутренний диалог, порицания или размышления типа: а что, если… Когда листок будет исписан, включите медленную успокаивающую музыку и прочитайте то, что написали. Оно покажется не таким страшным и ужасным, безысходным, как есть на самом деле. Прочитали, извлекли урок: мы сами же раздуваем ситуацию. Теперь можно демонстративно порвать, спалить или выкинуть эту бумагу и мысль заодно.
  3. Поройтесь в своей памяти и определите, какая картинка перед глазами вызывает бурю только позитивных эмоций, умиления и поднятие настроения. Нашли? Теперь при каждой вспышке навязчивых мыслей включайте спящий режим и прокручивайте эту картинку или ситуацию, таким образом, вы отвлекаетесь и можно просто забыть то, о чем думал ранее.
  4. Когда в мозгу роятся мысли нежеланные и надоедливые, подумайте, может это реакция на скрытый смысл. Например, следует учить английский язык, слова или конструкции, грамматические упражнения. И нежелание это делать вызывает другие мысли, находятся убеждения, что человек не сможет выполнить задание или выучить слова. Скрытый смысл на виду, найдите его и воспользуйтесь пунктом 1 - поменяйте отношение и поверьте в свои силы.

Советы для тех, кому важно уметь контролировать свои мысли

  • Найдите истинную причину возникновения таких мыслей, то, чего вы действительно боитесь: смерти, боли, огня. Пробуйте жить с этим, борьба только усугубит ситуацию. Возвыситься над страхом - вот ваша задача.
  • При первом анализе своих мыслей вам будет неприятно, станет стыдно, неудобно. Но это все временно, как только найдете доводы для избавления от них, почувствуете облегчение.
  • Будьте готовы к новой атаке навязчивых мыслей, не пугайтесь и проделывайте все с начала, будьте готовы дать отпор.

В нашей голове одновременно рождаются, проносятся и закрепляются целые рои мыслей.

В них можно было бы утонуть, запутаться, заблудится, если бы наш мозг не умел отбирать в этой смеси то, что нужно и важно в данный момент. Он сортирует и выстраивает по степени важности все то, что приходит в нашу голову. А приходит много. Есть данные, что ежедневно нас посещают более 65 000 мыслей, большая часть которых это повторение вчерашнего или мысли-стереотипы.

Не использованная информация, исчезнувшие мысли не растворяются в небытие. Они откладываются в подсознании и в нужный момент, когда возникнет необходимость, мозг вызовет из закромов те из них, которые помогут решить проблему или укажут правильный путь.

Возникающие мысли появляются в нашей голове не сами по себе. Они обусловлены всей вашей предыдущей жизнью, воспитанием, знаниями, которые вы накопили, жизненным опытом. Вашим собственным, или опытом чужим, но чем-то вас задевшим.

Это могут быть поступки, достижения и ошибки реальных людей, или прочитанная информация. Неважно, как вы ее накопили. Главное, что в силу своего склада характера вы сочли их полезными для себя и в нужный момент они появились, чтобы вы могли принять единственно верное, ваше собственное решение.

Если вы не любитель разгульной жизни, ваши мысли не будут носить характер поиска способов провести весело время, где добыть средства на картежную игру, выпивку и стриптиз-шоу и прочие 33 удовольствия.

Ваши мысли могут быть практичней и рациональней, романтичней и легкомысленней. Но они будут следствием вашей личности.

Только то, что вы собой представляете, к чему стремитесь, то и родится в вашей голове.

Таким образом, вы сами управляете своими мыслями, сами задаете характер их появления.

Неумение сортировать мысли и метаться от одной идеи к другой, не следить за тем, что срывается с языка, издавна называлось «не иметь царя в голове».

Встречаются люди, у которых мысли в голове не задерживаются вовсе. Возникают, как попало, пролетают насквозь, не задержавшись ни в одной из извилин, и тут же слетают с языка.

Мало того, что с такими людьми некомфортно, никогда не знаешь, что от них ждать и как реагировать на необдуманные слова, так еще и покоя рядом с ними не обрести: множество начатых и ни одного законченного дела, вечный беспорядок во всем и суетливость, раздражающая окружающих.

Жить «с царем в голове» и уметь управлять своими мыслями – навык необходимейший, как в карьере, так и в быту.

Упорядочивать свои мысли, не давать мыслям разбегаться, внося сумятицу — умение ценное.

Если от природы не дано – можно и нужно научиться.

Самое трудное – это выбрасывать неприятные мысли из головы до того момента, когда придет время об этом подумать. Помните Скарлетт? – «Я не буду думать об этом сейчас, я подумаю об этом завтра».

Очень полезное умение: отстраниться от неконструктивных переживаний, не гонять в голове по кругу одно и то же, а сосредоточиться на том, что, здесь и сейчас, поможет исправить ситуацию или решить возникшую проблему.

Как этого достигнуть?

Пару советов можно дать сейчас:

1.Вам трудно сосредоточиться и в вашей голове снова и снова возникают мысли, которые в данный момент не несут практической пользы и не помогают мыслить практически.

Сядьте поудобнее, постарайтесь незаметно, но полностью расслабить все мышцы. Представьте себе, что вы из пластилина и сейчас начнете таять в тепле. Если есть возможность – закройте глаза и представляйте, виденную вами, наяву умиротворяющую картину. То, что когда-то наполнило вас покоем и безмятежностью.

Это может быть луг, где вы лежали и смотрели в небо, наслаждаясь полным покоем и звуками природы.

Или море, на которое вы долго смотрели, слушая шум волн.

Вызовите это ощущение безмятежности и задержите его в себе на какое-то время. Если вам недостаточно тех звуков, которые вы вызвали из памяти, вытесните бесполезные мысли монотонным повторением стихов, молитвы, мелодии.

Это поможет очистить мысли, разорвать заколдованный круг и начать мыслить конструктивно.

2. Встаньте под душ и ни о чем не думая, насладитесь лаской стекающих по коже струй. Стойте так долго, сколько вам захочется или вы не почувствуете себя обновленным и освежим.

Существуют методики управления своими мыслями, и мы будем их изучать на страницах сайта Путь к себе.

авторство статьи подтверждено в GOOGLE