Куйбышевская железная дорога - одна из крупнейших стальных магистралей Российской Федерации. Ее эксплуатационная длина - 4751,98 км.
Куйбышевская магистраль проходит по территории Пензенской, Самарской, Ульяновской, Тамбовской, Челябинской, Рязанской, Оренбургской областей и Республик Башкортостан, Татарстан и Мордовия . Мощный индустриальный и агропромышленный потенциал этих регионов определяет высокий уровень грузонапряженности магистрали.
Стальные нити двух ее почти параллельных линий: Кустаревка – Инза – Ульяновск и Ряжск – Самара – сходятся у станции Чишмы и ведут на восток, к подножию Уральских гор.
Две другие: Рузаевка – Пенза – Ртищево и Ульяновск – Сызрань – Саратов – проходят с севера на юг, заключая в единую транспортную сеть страны Горьковскую и Приволжскую дороги. Куйбышевская связывает центр и запад России с Уралом и Сибирью, Казахстаном и Средней Азией.
В состав дороги входят четыре региона: Самарский, Пензенский, Башкирский и Волго-Камский.
Фирменный груз Куйбышевской магистрали – нефть и нефтепродукты . Дорога обслуживает автомобильные заводы Тольятти, Ульяновска, Набережных Челнов. В числе ее клиентов крупные предприятия по производству химических удобрений и строительных материалов, машиностроения и угледобычи, она везет лес и зерно, продукцию агропромышленного комплекса, цемент и металл.
История дороги
Куйбышевская магистраль - одна из первых, появившихся в России. Ее история началась 25 октября 1874 года с открытия регулярного движения поездов на участке Моршанск - Сызрань . Протяженность Моршанско-Сызранской железной дороги составляла 485 верст. На линии было задействовано 42 паровоза, 47 аппаратов Морзе, в эксплуатации находились 530 товарных, 52 пассажирских и 15 багажных вагонов. По дороге пропускались за сутки одна пара пассажирских и три пары товарных поездов до 120 тонн.
Возможности, которые открывали железные дороги, становились мощным стимулом развития экономики регионов, по которым проходила магистраль. Там создавались новые производства, строились заводы и фабрики, выход на широкий рынок получала продукция сельского хозяйства. Год за годом дорога расширяла свои границы. Менялись и названия: Самаро-Оренбургская, Самаро-Уфимская, Самаро-Златоустовская. В 1919 году к Самаро-Златоустовской железной дороге была присоединена Западно-Уральская с участками Кропачево - Челябинск и Полетаево - Кустанай, а в 1921 году - Волго-Бугульминская (от Чишмов до ст. Часовня Верхняя). В 1929 году к Самаро-Златоустовской присоединили участок Инза - Ульяновск Московско-Казанской дороги.
В 1936 году магистраль была названа железная дорога имени Куйбышева в честь знаменитого общественного деятеля Валериана Куйбышева. В 1942 году к магистрали присоединилась часть Пензенской железной дороги. В августе 1944 года в состав нашей магистрали так же включена была линия Киндяковка-Сызрань-Сенная. В мае 1953 года железная дорога имени Куйбышева становится Куйбышевской железной дорогой. А в 1959 году в ее состав входит Уфимская магистраль, ранее существовавшая самостоятельно.
Решающую роль сыграла Куйбышевская железная дорога во время Великой Отечественной войны, связывая тыл с фронтом. За эти годы по ее стальной колее перевезено 19 млн вагонов грузов, в том числе около миллиона цистерн. Более 141 млн рублей было собрано тружениками магистрали в Фонд обороны. На эти деньги было построено 10 бронепоездов и 80 санитарных поездов. Более 14 тыс. Куйбышевских железнодорожников воевали на фронтах. 23 из них стали Героями Советского Союза.
В годы Великой Отечественной войны значение Куйбышевской железной дороги определилось возросшим грузопотоком на железнодорожных линиях Поволжья, Урала и Сибири, которые стали главными коммуникациями по обеспечению фронта боеприпасами, военной техникой, горючим и продовольствием. В короткие сроки по Куйбышевской железной дороге на Урал, в Западную Сибирь, Поволжье и другие районы страны было перевезено оборудование 1360 крупных промышленных предприятий, эвакуировано свыше 10 млн человек. В это непростое время на дороге осваивались новые методы труда: скоростное формирование поездов, безотцепочный ремонт вагонов, вождение тяжеловесных составов, отправление сдвоенных поездов... Для повышения пропускной способности участков с октября 1941 на дороге была введена "живая блокировка": движение поездов было организовано расставленными на расстоянии видимости людьми, по сигналам которых устанавливалась очередность пропуска составов.
В 60-70-е годы на Куйбышевской дороге была осуществлена большая программа технического перевооружения дороги. В основном решена задача по переводу дороги на электрическую и тепловозную тягу; произведены реконструкция узлов и станций, укладка вторых путей, что способствовало развитию пропускной и провозной способности. В эти годы проложено 430 км новых линий, 601 км вторых путей, 273 км станционных; электрифицировано 1369 км; включено в электрическую централизацию 5200 стрелок; оборудовано автоблокировкой более 1000 км и диспетчерской централизацией более 1500 км ; построены объекты культурно-бытового назначения. Вводом в эксплуатацию участка Инза - Кустаревка завершилась электрификация самой протяженной в мире магистрали Москва - Байкал. В 1971 году дорога награждена орденом Ленина.
В это время в стране происходило техническое переоснащение всех отраслей, и значительно увеличилось количество строящихся промышленных гигантов: автомобильные заводы, предприятия нефтеперерабатывающего аэрокосмического комплекса, гидроэлектростанции – были построены при непосредственном участии железнодорожников. Благодаря присутствию Куйбышевской железной дороги стало возможным строительство АвтоВАЗа, КамАЗа, Волжской ГЭС и многих других крупных промышленных предприятий.
В 80-е годы на магистрали построено 270 км новых линий, в том числе Белорецк - Карламан с выходом на Магнитогорск; уложено 525 км вторых путей, 259 км станционных; оборудовано электрической централизацией около 3700 стрелок; введена автоблокировка и диспетчерская централизация на новых участках; уложено 1682 км бесстыкового пути. Свыше 80% грузооборота выполняется электрической тягой.
В октябре 2003 года вместе с остальными 16 дорогами РФ Куйбышевская магистраль вошла в состав нового акционерного общества "Российские железные дороги". Объединив в единую систему все стальные магистрали страны, ОАО "РЖД" стало крупнейшей транспортной компанией Европы, по степени выручки входящей в пятерку российских лидеров. Сто процентов акций ОАО "РЖД" принадлежит государству, без права передачи частным лицам. Сегодня благодаря работе компании, созданы все условия для развития конкуренции в области пассажирских и грузовых перевозок. Модернизация основных технических средств железнодорожной отрасли стала мощным стимулом для развития отечественной промышленности. Компания "Российские железные дороги" превращается из монополиста в субъект рыночной экономики. Позитивные результаты работы Компании играют решающую роль в экономической стабильности большинства регионов.
На сегодняшнем этапе развития в зону обслуживания Куйбышевской железной дороги входят 3 республики - Башкортостан, Татарстан, Мордовия, а также 7 областей: Рязанская, Пензенская, Тамбовская, Ульяновская, Самарская, Оренбургская и Челябинская.
Источник - Куйбышевская железная дорога: kbsh.rzd.ru
Общая протяжённость путей - 11 502,5 км, в том числе главных 7 234,8 км. Управление дороги находится в Самаре .
Куйбышевская железная дорога | |
---|---|
Симская (станция) |
|
Полное название | Филиал ОАО «РЖД» - Куйбышевская железная дорога |
Годы работы | с 26 мая |
Страна | Россия Россия |
Город управления | Самара |
Состояние | действующая |
Подчинение | ОАО «Российские железные дороги» |
Телеграфный код | КБШ |
Числовой код | 63 |
Награды | |
Протяжённость | 11 502,5 км |
Сайт | kbsh.rzd.ru |
Медиафайлы на Викискладе |
Внешние изображения | |
---|---|
Схема Куйбышевской железной дороги |
Дорога обслуживает крупнейшие автомобильные заводы в Ульяновске , Набережных Челнах и Тольятти . Кроме того в регионе дороги находятся крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы, заводы химической промышленности и оборонные предприятия.
История
Первый участок в пределах Куйбышевской железной дороги (Ряжск - Моршанск) был построен в 1867 году по инициативе тамбовских помещиков и предпринимателей. Вскоре встал вопрос о соединении участка с рекой Волгой. 25 октября (по новому стилю) 1874 года в торжественной обстановке была сдана в эксплуатацию Моршано-Сызранская железная дорога . Именно эта дата считается днем рождения магистрали. Протяженность Моршанско-Сызранской железной дороги составляла 485 верст (517 км). На линии было задействовано 42 паровоза, 47 аппаратов Морзе, в эксплуатации находилось 530 товарных, 52 пассажирских и 15 багажных вагонов. За сутки по дороге пропускали одну пару пассажирских и три пары товарных поездов до 120 т .
В 1960-1970 годах на Куйбышевской дороге была реализована большая программа технического перевооружения: перевод дороги на электрическую и тепловозную тягу, реконструкция узлов и станций, укладка вторых путей. В эти годы проложено 430 км новых линий, 601 км вторых путей, 273 км станционных; электрифицировано 1369 км; включено в электрическую централизацию 5200 стрелок; оборудовано автоблокировкой более 1 тыс. км и диспетчерской централизацией более 1,5 тыс. км.
В 1980-х годах на магистрали было построено 270 км новых линий, в том числе Белорецк - Карламан с выходом на Магнитогорск; уложено 525 км вторых путей, 259 км станционных; оборудовано электрической централизацией около 3700 стрелок; введена автоблокировка и диспетчерская централизация на новых участках; уложено 1682 км бесстыкового пути. Свыше 80 % грузооборота стало выполняться электрической тягой.
В октябре 2003 года вместе с остальными 16 дорогами России Куйбышевская магистраль вошла в состав ОАО «Российские железные дороги» .
Структура
Железнодорожная сеть Куйбышевской железной дороги представляет собой две почти параллельные линии, идущие с запада на восток: Кустарёвка - Инза - Ульяновск и Ряжск - Самара , которые на станции Чишмы соединяются, образуя двухпутную линию, заканчивающуюся у отрогов Уральских гор . От станции Уфа идёт линия до станции Карламан , где разделяется на ветку в сторону Белорецка , Магнитогорска и на ветку в сторону городов Стерлитамака , Салавата , Мелеуза и Кумертау . От станции Аксаково идёт тупиковая ветка в г. Белебей которая не имеет пассажирского сообщения. Две другие линии дороги Рузаевка - Пенза - Ртищево и Ульяновск - Сызрань - Саратов идут с севера на юг. Границы дороги на этих линиях: Громово (Саратов - Сызрань), Кривозёровка (Пенза - Ртищево). Основные узловые станции дороги: Пенза , Сызрань , Октябрьск , Самара , Дёма , Кинель .
- НОД-1 Пензенское (Пенза)
- НОД-2 Рузаевское (
Куйбышевская железная дорога - одна из крупнейших стальных магистралей Российской Федерации. Ее эксплуатационная длина – 4727,86 км.
Куйбышевская магистраль проходит по территории Пензенской, Самарской, Ульяновской, Тамбовской, Челябинской, Рязанской, Оренбургской областей и Республик Башкортостан, Татарстан и Мордовия. Мощный индустриальный и агропромышленный потенциал этих регионов определяет высокий уровень грузонапряженности магистрали.
Стальные нити двух ее почти параллельных линий: Кустаревка – Инза – Ульяновск и Ряжск – Самара – сходятся у станции Чишмы и ведут на восток, к подножию Уральских гор.
Две другие: Рузаевка – Пенза – Ртищево и Ульяновск – Сызрань – Саратов – проходят с севера на юг, заключая в единую транспортную сеть страны Горьковскую и Приволжскую дороги. Куйбышевская связывает центр и запад России с Уралом и Сибирью, Казахстаном и Средней Азией.
В состав дороги входят четыре региона: Самарский, Пензенский, Башкирский и Волго-Камский.
Фирменный груз Куйбышевской магистрали – нефть и нефтепродукты. Дорога обслуживает автомобильные заводы Тольятти, Ульяновска, Набережных Челнов. В числе ее клиентов крупные предприятия по производству химических удобрений и строительных материалов, машиностроения и угледобычи, она везет лес и зерно, продукцию агропромышленного комплекса, цемент и металл.
Одна из главных задач Куйбышевской железной дороги – удовлетворение потребностей экономики и населения обслуживаемых регионов в перевозках.
От качества работы подразделений нашей Магистрали зависит точность и надежность наших перевозок, безопасность наших пассажиров, а также успешность целых отраслей экономики регионов страны.
Куйбышевская железная дорога – часть глобальной системы движения людей, товаров и технологий. Мы работаем для клиентов, наши решения опираются на инфраструктуру, мастерство команды профессионалов высокого уровня и инновационные технологии.
Постоянный поиск и внедрение в ежедневную практику передовых решений и технологий – залог стремления к совершенству. Мы открыты предоставляющимся возможностям и реализуем их. Мы четко осознаем, что постоянное развитие – единственно возможный путь к повышению нашей конкурентоспособности. Обновление для нас – это не только замена подвижного состава и внедрение новых технологий управления, но и постоянное совершенствование, развитие навыков и знаний наших сотрудников. Преемственность традиций позволяет передавать наши знания из поколения в поколение.
Руководствуясь общими целями, каждый наш работник несет единую ответственность за результаты общего труда и принятые решения. Мы отвечаем за безопасность, надежность и качество наших услуг.
Основные показатели за 2016 год:
Эксплуатационная длина - 4 728 км
Численность сотрудников на полигоне дороги - 44383 чел.
Перевезено грузов - 183,8 млн тонн
Перевезено пассажиров:
- в дальнем сообщении - 12,8 млн чел.
- в пригородном сообщении - 13,4 млн чел.