Вологодская областная детская библиотека. Вологда - мой город "Занимательная геральдика: гербы Вологодской области"

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Поэты –вологжане о Великой Отечественной войне Филологический проект: Ермилова И.А, учитель литературы и русского языка, Драчёв Илья, 7 класс МБОУ «СОШ №15 имени С.Преминина,

2 слайд

Описание слайда:

Цель: создание сборника стихов поэтов Вологодской области о Великой Отечественной войне «Война. Победа. Память…», посвящённого 70- летию Победы; Задачи: собрать сведения из военной биографии поэтов- вологжан, -ознакомиться с их поэтическим творчеством о Великой Отечественной войне, -проиллюстрировать стихи поэтов- вологжан, - воспитывать чувство патриотизма на примере военной поэзии вологжан.

3 слайд

Описание слайда:

Актуальность В год 70- летия Победы хочется обратиться к творчеству поэтов- вологжан, их поэтическому наследию о Великой Отечественной войне и создать сборник стихов под названием « Война. Победа. Память». Конечно, можно найти материал в справочной литературе, интернете, но единого сборника, где были бы собраны краткие сведения военной биографии авторов, тексты стихов о войне, иллюстрации к ним, нет. Этот сборник – хороший помощник учащимся 8-9 классов, изучающих литературу Вологодского края. Его можно использовать как материал для проведения классных часов, устных журналов, презентаций. Сборник стихов «Война. Победа. Память» может быть как подарочный экземпляр для ветеранов войны, тыла, педагогического труда, учащихся школы, победителей различных литературных конкурсов.

4 слайд

Описание слайда:

Социологический опрос учащихся 8-10 классов (87 чел) 1.Назовите фамилии писателей, поэтов Вологодской области? (В.Белов, В.Астафьев, А.Петухов, А.Яшин, Н.Рубцов, О.Фокина, С.Викулов, С.Орлов, М.Сопин, А.Романов, В.Коротаев, К.Батюшков, В.Шаламов) 2. Назовите наиболее запомнившиеся произведения вологодских авторов. (В.Белов «Бухтины вологодские», «Плотницкие рассказы», «Лад»; В.П.Астафьев «Последний поклон», «Царь-рыба», «Пастух и пастушка», А.Петухов «Без отца», «Дай лапу, друг медведь» С.Орлов «Его зарыли в шар земной», «Вот человек он искалечен», «Кукушка» Н.Рубцов « Тихая моя родина», « Букет»,» В горнице», стихи о флоте и море «Эх ты, море, моё штормовое О.Фокина « Подснежники», «Покачаю братишку в зыбке», «Россия, Русь! Храни себя, храни! А.Яшин «Назови меня именем светлым…», «Телеграмма», «Шинель», «Русские мы», «Не умру» М.Сопин «Дым над осенью» А.Романов « Земля отцов и дедов», С.Викулов « Там, где погиб Матросов», «С песней боевой», « Солдаты» В.Шаламов «Колымская тетрадь». 3.Считаете ли вы, что необходимо знать творчество поэтов –вологжан? Обоснуйте ответ. ДА- большинство опрошенных Необязательно- 6 чел. -Мы узнаём о своих писателях, поэтах, которые рассказывают о нашей малой родине; -Переживаем за судьбу Вологодчины, маленьких деревень- это наши корни; -Кто как ни мы должны любить свой край, где родились и живём, а об этом и читаем в произведениях вологодских авторов -Красиво описывается природа нашего милого края, -Воспитывается чувство патриотизма, когда читаешь стихи о войне, не хочется. Чтобы такое повторилось когда-нибудь. -Достаточно уроков литературы, там тоже есть эти произведения. 4. Ваши пожелания ребятам других классов. - Узнавайте, читайте, любите творчество вологодских поэтов, ходите на выставки, ездите в музеи, будьте вдумчивыми читателями.

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

С Вологодской области ушло на фронт 332 тысячи человек. Погибло 167 тысяч воинов- вологжан. По Великоустюгскому району погибло- 11037 человек. Из посёлка Красавино ушло на войну около 2000 человек, половина не вернулись.

9 слайд

Описание слайда:

Вологодская область в годы Великой Отечественной войны Уже в первые месяцы войны Вологодская область оказалась в прифронтовой полосе. Началась «священная война». В планах Гитлера крайним сроком захвата Вологды объявлялся май 1942 года. На предприятиях промышленности и транспорта развернулось массовое патриотическое движение: работать за себя и за товарища, ушедшего на фронт. Перестроившись на военный лад, промышленность Вологодской области с каждым месяцем увеличивала выпуск оборонного заказа. Для фронта выпускались бутылки с зажигательными ампулами, мины, гранаты, противогазы, брезент, походные кухни, лыжи, полушубки, валенки многое другое. Особая ответственность в годы войны легла на плечи вологодских железнодорожников. Вологда стала одним из важнейших центров по перевозке военных грузов в Ленинград, а также эвакуации раненых и отправке их в глубокий тыл. Рядовые вологжане ценой неимоверных усилий поддерживали воюющую армию. Жители Вологодской области внесли свыше 1 миллиона рублей в общенародную победу над фашизмом. Вологодская область получила благодарность от Сталина за танковую колонну «Вологодский колхозник». «Всё для фронта! Всё для Победы!» . «Когда грохочут пушки, музы молчат»,- гласит старинный афоризм. Но в годы Великой Отечественной войны голоса муз перекрывали грохот пушек. Создавались и звучали военные стихи.

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

«Его зарыли в шар земной …» Его зарыли в шар земной, А был он лишь солдат, Всего, друзья, солдат простой, Без званий и наград. Ему как мавзолей земля – На миллион веков, И Млечные Пути пылят Вокруг него с боков. На рыжих скатах тучи спят, Метелицы метут, Грома тяжёлые гремят, Ветра разбег берут. Давным-давно окончен бой… Руками всех друзей Положен парень в шар земной, Как будто в мавзолей. 1944

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

С.Орлов Песня - что-то вроде костра Золотому огню сестра… Соберёт она на привале В тесный круг на лугу солдат И, подвластная запевале, Грянет в небо, гармони в лад. Вот солдаты идут на песню, Как на светлый огонь костра… Никому у неё не тесно И не холодно до утра. Отогрели сердца, как и руки И легко нам, и хорошо… Пусть четыре года разлуки- Мы, друзья, подождём ещё. Пусть греметь на пути пожарам И смертям не стихать…Пройдём! Ведь поётся в песне недаром О хорошей встрече потом… 1944 Вот человек – он искалечен, В рубцах лицо. Но ты гляди И взгляд испуганно при встрече С его лица не отводи. Он шёл к победе, задыхаясь, Не думал о себе в пути, Чтобы она была такая: Взглянуть - и глаз не отвести! 1945 .

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

Телеграмма Прямо с корабля, из-под огня Посылает милый телеграммы; «Помни тчк люби меня зпт приезд не за горами» Не успею разобрать одну Посылает срочную другую: «Жив здоров любимую жену обнимаю зпт целую». День вожусь и ночью не засну, Над секретом голову ломаю: Тчк?..- наверно, про войну. Зпт?..- убей, не понимаю. Почтальон, наверное, учен. Прямо на квартиру прибегаю, Говорю: - Товарищ почтальон, Телеграмму вот не понимаю! Подаю последнюю ему, Прочитал старик, промолвил: - Фу-ты!.. Ничего, молодка, не пойму,. Телеграф, наверное, напутал. Что целует - каждый разберет. Зпт, по-моему, на запад. Мол, на запад двинулись, вперед..- Я - домой, давай ответ царапать. Значит, устояли морячки, Повернули изверга, погнали! Даже почтальонские очки Мне какими-то родными стали. На большом на розовом листе Написала молнию такую; «Зпт любимый зпт жду с победой скорою целую». 1942

16 слайд

Описание слайда:

Когда я раненый лежал в пыли, Страдая от удушливого жара, Не отличая неба от земли, Артиллерийских залпов от кошмаров И ни стонать, ни говорить не мог,- Тогда прямой, с пушистой желтизною Откуда ни возьмись степной цветок Виденьем детства встал передо мною. Что я припомнил в этот миг? Леса, деревни, в палисадниках рябину, Под солнцем поле спелого овса И матери натруженную спину… Что я услышал? Дробный стук колёс Крик петуха на просмолённой крыше, Шум светлых сосен и жужжанье ос Раздольный звон бубенчиков услышал… Ах, родина, лесная сторона! Как всё стократ для сердца стало мило – Брусника в чащах, рек голубизна Война все чувства наши обострила. Просторны тесом крытые дворы, В холмистом поле широки загоны. Как многолюдны свадьбы и пиры, как сарафаны девичьи пестры, Каким достоинством полны поклоны! А сколько зверя, сколько птиц в бору… И потому, что всё перед глазами, Не дрогну я в сражениях с врагами, Земли родной не выдам: Не умру! 1943 Не умру

17 слайд

Описание слайда:

18 слайд

Описание слайда:

Дым над осенью… Дым над осенью Резкий и синий. Едкой гарью Октябрь напоён. Дым. И дождь По военной России, Проникающий в сердце моё. Дождь: По горьким солдатским усмешкам, По глазам, По стальному стволу. Догорают избы головешки. А над полем - кувшин на колу... Кони. Кони. Блестят, как тюлени. Где-то справа машины гудят. Прикрываю руками колени, Меж лопаток - Мурашки дождя. И не знаю, зачем, Но запомню: Что-то слышно В недальней пальбе. Что-то думают мокрые кони О своей И о нашей судьбе. Начинается новая эра, Отсекая дороги назад. Я рождаюсь вот здесь, В сорок первом, Мёртвым сверстникам Глядя в глаза.

19 слайд

Описание слайда:

20 слайд

Описание слайда:

21 слайд

Описание слайда:

С песней боевой Нашу роту все солдаты Узнают по песне боевой: «…Перелески, перекаты- Край родной». Хорошо у нас выходит! Мы сдружились с песней навсегда. Если трудно станет нам в походе,- Запоём- и горе – не беда! Запоём- и сразу станут легче Сапоги и автомат стальной. Расправляет песня наши плечи, Крылья вырастают за спиной.

22 слайд

Описание слайда:

23 слайд

Описание слайда:

Александр Александрович Романов (1930-1999) Всего 11 лет исполнилось мальчику, когда в далёкую северную деревеньку Сокольского района пришли повестки, призывавшие мужчин на войну с фашистами. Саша старался заменить отца, который погиб под Выборгом в 1944 году. После школы поступил в Вологодский пединститут, затем закончил Высшие литературные курсы. Автор более 20 книг стихов и прозы, проникнутых народным духом, высокой гражданственностью и тонким лиризмом.

Презентацию подготовила Молчановская Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы БОУ ТМР ВО «Верховская основная школа»
Александр Яковлевич Яшин

К 104-летию со дня рождения
Яшин Александр Яковлевич (настоящая фамилия - Попов) (14 (27 марта) 1913, д. Блудново, Вологодской обл. - 11 июля 1968, Москва) - русский поэт и прозаик. Родился в деревне Блудново Вологодской губернии в крестьянской семье. Первыми наставниками поэта стали учителя школы-семилетки и педагогического техникума в районном городе Никольске, который Александр Яшин окончил в 1931 году. Печататься Яшин начал в 1928 в районной газете «Никольский коммунар», в уездной газете Великого Устюга «Советская мысль»

Дом в деревне Блудново, в котором родился и рос Александр Яшин

В родной д. Блудново

Вид охотничьего дома на Бобришном угоре

А. Яшин с женой Златой на Бобришном угоре

Всё как при жизни писателя…

Здание педагогического техникума в городе Никольске, где учился Александр Яшин. Ныне здесь размещается школа-интернат, в которой создан музей писателя

Начало литературной деятельности
Будучи ещё учащимся педтехникума, он становится участником Первого губернского съезда писателей в Великом Устюге. По окончании техникума Яшин учительствовал в деревне, много читал, писал стихи, сотрудничал в Вологодских и Архангельских газетах. С 1932 года Яшин жил в Вологде, затем в Архангельске, где в 1934 году увидел свет первый сборник его стихотворений «Песни Северу». После участия в Первом Всесоюзном съезде писателей Яшин в 1935 переезжает в Москву и поступает в Литературный институт им. М. Горького, который окончил в 1941 году.

На ленинградском фронте1941 год
В годы Великой Отечественной войны уходит добровольцем на фронт и в качестве военного корреспондента и политработника, участвует в обороне Ленинграда и Сталиграда, в освобождении Крыма. В 1942 - 1943 изданы его сборники стихов «На Балтике было» и «Город гнева».

Послевоенное творчество
В послевоенные годы Яшин много ездит по стране, совершает поездки по Северу, на Алтай, на строительство гидроэлектростанций, на целину. Впечатления от увиденного нашли отражение в сборниках стихов Яшина «Земляки» (1946), «Советский человек» (1951), в поэме «Алёна Фомина» (1949). Также Яшин начинает писать прозу, выходят его рассказы «Рычаги» (1956), «Вологодская свадьба» (1962), повестей «Сирота» (1962), «Угощаю рябиной» (1965) и другие прозаические произведения. В 1960-е выходят поэтические сборники «Босиком по земле», «День творения», «Бессонница». Перу Яшина принадлежат также прозаические произведения: повести «Сирота» (1962) и «Вологодская свадьба» (1965), рассказы «Угощаю рябиной» (1965) и др.

Повесть «Сирота» (отрывок)
Когда Павлуша понял, что не осилит троих, он испугался и предусмотрительно заревел на всю улицу. Ребята опешили: как так? - сам первый бросился в драку, сам их поколотил, его не тронули, и орет во все горло. - У, гнида! - с отвращением и ненавистью прошипел ему в лицо кривоногий некрасивый мальчишка, облизнул с верхней губы соленую кровь и сплюнул ее.- Чего вопишь? - А ты не лезь. - Мы на тебя лезли? Чего воешь? - Бабушке скажу-у. - Драться не хочешь, да? - Я устал! - У, гнида! - зашипел опять мальчишка и, размахнувшись из последних сил, ткнул кулачонком, целясь в щеку Павлуши. Но Павлуша ловко отклонился, и тот упал ему в ноги, ударившись лицом о твердую землю. Кривоногому мальчишке было, по-видимому, очень больно, но он не заплакал, а Павлуша пнул его, лежачего, несколько раз и заревел громче прежнего, хотя на него никто не нападал. Двое других супротивников смотрели, раскрыв рты от удивления.

«Угощаю рябиной» (отрывок)
Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть. Марина Цветаева Весной в Подмосковье, пряча лыжи на чердак, я заметил развешенные по стропилам кисти рябины, которую осенью сам собирал, сам нанизывал на веревки, а вот забыл о ней и, если бы не лыжи, не вспомнил бы. В давнее время на моей родине рябину заготовляли к зиме как еду, наравне с брусникой, и клюквой, и грибами. Пользовались ею и как средством от угара, от головной боли. Помню, вымораживали мы тараканов в избе, открыли дверь и все окна, расперев их створки лучиной, а сами переселились к соседям. За зиму таким способом избавлялись от тараканов почти в каждом доме. В лютый мороз пройдет несколько дней – и ни одного прусака в щелях не остается. Вернулись мы в свою избу через неделю, мать принялась калить печь, да закрыла трубу слишком рано, не рассчитала, и к вечеру мы все валялись на сыром полу, как тараканы. Не знаю, что с нами было бы, если бы не мороженая рябина. Странно, может быть, но сейчас вспоминать об этом мне только приятно.

Музей А.Я. Яшина в Никольске

На одном из литературных вечеров «Яшинской рябинки»

О поэте и поэзии
Пути поэзии трудны,И все ж мы за неё в ответе –Кому-то и стихи нужны,И я не зря живу на свете… А. Яшин, 1959 г.

мать
Нашумела, накричала,Настегала чем попало:- Всё постыло! Сил не стало!Нет от вас житья! -Села в угол, зарыдалаИ просить прощенья стала...Просто очень ты устала,Бедная моя!Не волнуйся, успокойся,Вот тебе вода - умойся,Отдохни,За нас не бойся, -Подрастёт семья!Ну, прибила, - что ж такого!Не со зла ведь,Не чужого...И зачем же слёзы снова,Добрая моя?!

Спешите делать добрые дела
Мне с отчимом невесело жилось,Всё ж он меня растил - и оттогоПорой жалею, что не довелосьХоть чем-нибудь порадовать его. Когда он слёг и тихо умирал, -Рассказывает мать, - день ото дняВсё чаще вспоминал меня и ждал:«Вот Шурку бы... Уж он бы спас меня!» Бездомной бабушке в селе родномЯ говорил: мол, так её люблю,Что подрасту и сам срублю ей дом,Дров наготовлю, хлеба воз куплю. Мечтал о многом, много обещал...В блокаде ленинградской старикаОт смерти б спас, да на день опоздал,И дня того не возвратят века. Теперь прошёл я тысячи дорог -Купить воз хлеба, дом срубить бы мог.Нет отчима, и бабка умерла...Спешите делать добрые дела!

ПОКОРМИТЕ ПТИЦ
Покормите птиц зимой. Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть одна - И не страшна Будет им зима. Сколько гибнет их - не счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми. Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну. 1964

Большая советская энциклопедия:
Большая советская энциклопедия: Яшин (псевдоним; настоящая фамилия Попов) Александр Яковлевич , русский советский писатель. Член КПСС с 1941. Окончил Литературный институт им. М.Горького (1941). Печатался с 1928. Участие в Великой Отечественной войне 1941-45 отразилось в сборниках стихов («На Балтике было», 1942, и др.), в «Ленинградской поэме» (опубликована 1976). Стихи Я. 30-40-х гг. (сборники «Северянка», 1938; «Земляки», 1946, и др.; поэма «Алена Фомина», 1949, Государственная премия СССР, 1950) поэтизируют, порой несколько идиллически, жизнь и труд колхозной деревни. С середины 50-х гг. содержанием стихов Я. становится рост личности лирического героя, нравственная самокритика (сборник «Совесть», 1961), мотивы любви, творчества, природы, смерти (сборники «Босиком по земле», 1965; «День творенья», 1968). Вслед за рассказом «Рычаги» (1956), подвергшемся критике за негативное изображение сельских коммунистов, и повестью «Сирота» (1962) с образом «вечного иждивенца» различных советских учреждений Я. опубликовал повесть «Вологодская свадьба» (1962) - исторически содержательную картину бытового уклада современной деревни, циклы маленьких лирических рассказов («Сладкий остров», опубликован 1969). Награжден орденом Красной Звезды и медалями. удново,

При размещении данных материалов на других сайтах, работающая ссылка на сайт МУК "ЦБС г. Вологды" обязательна!

Печатные издания о Вологде

  • "Их помнит мир спасённый. Вологжане – кавалеры ордена Славы" (рекомендательный список литературы, составитель - гл. библиограф Смирнова Г.В.). В список вошли биографии и список источников информации о следующих вологжанах:
    Владимире Андреевиче Афанасьеве,
    Николае Николаевиче Задумкине,
    Николае Александровиче Илюшичеве,
    Сергее Михайловиче Конькове,
    Иване Ивановиче Лебединове,
    Виталие Алексеевиче Маслухине,
    Михаиле Александровиче Назарове,
    Иване Васильевиче Павловском,
    Владимире Александровиче Смирнове,
    Сергее Александровиче Суслове.
  • «О любимой Вологде говорит поэт…» - древний город в стихах и прозе для читателей среднего и старшего возраст. Составитель: методист по массовой работе Н. И. Кузнецова.
  • Календарь памятных и знаменательных дат по городу Вологде на 2011 год. Пособие выпускается Справочно-информационным отделом МУК «ЦБС» и предназначен для библиотекарей, педагогов и студентов, краеведов – для всех, кто интересуется историей города и пропагандирует краеведческие знания. Настоящее издание содержит перечень наиболее важных и памятных дат на 2011 год. Отдельно выделены краеведческие литературные даты и события, точную дату которых не удалось установить. Даты сопровождаются краткими библиографическими списками.
  • "Занимательная геральдика: гербы Вологодской области"

    презентация с музыкальным оформлением об основных понятиях геральдики на примере гербов Вологодской области для детей среднего школьного возраста. Составитель: Мишенёва О.Н., филиал № 7 МУК "ЦБС" г. Вологды.

    "Пожарные в годы Великой Отечественной войны"

    презентация к мероприятию к 65-летию Победы о вологжанах из состава пожарной охраны, участниках Великой Отечественной войны, использованы фотографии из истории пожарного дела Вологодской области и звуковой фрагмент выступления Ю. Левитана. Составители: Баталова Г.А., Боева Н.С., филиал №18 МУК «ЦБС» г. Вологды.

    "Увековеченная память"

    презентация о памятниках Великой Отечественной войны в Вологодской области. Представлены иллюстративные материалы о мемориалах воинской славы, в том числе установленных в честь 65-летия Победы, о бюстах героям войны, об обелисках славы, о памятниках, воздвигнутых непосредственно на местах прошедших боев, памятниках-образцах военной техники, памятниках на месте захоронений воинов, умерших от ран в вологодских госпиталях, и эвакуированных жителей блокадного Ленинграда. Составитель: Власова Г.В., филиал №7 МУК «ЦБС» г. Вологды.

    "Вологодские династии"

    презентация к мероприятию по краеведению с иллюстративным материалом о дворянских династиях (Брянчаниновы, Резановы, Засецкие, Межаковы, Зубовы), купеческой династии (Волковы), рабочих династиях (Вагенгейм, Точиленко, Мельниковы, Громовы), творческих династиях (Федышины, Бороздины), поэтической династии (Фокина-Чурбанова), военных династиях (Амбарцумяны и Поповы).

    "Почетные граждане города Вологды"

    презентация по краеведению филиала №1. Составитель: Плотникова Ольга Антоновна.

    "Семь чудес Вологодчины"

    презентация к мероприятию по краеведению об исторических, архитектурных памятниках, памятниках природы и народной культуры Вологодской области. Отдельно представлены материалы о 7 чудесах Вологодчины – д. Пожарище, Андома-гора, городской вал Белозерска, с. Сизьма, Спасо-Суморин монастырь, Кирилло-Белозерский монастырь, вотчина Деда Мороза в Великом Устюге. Составитель: Плотникова Ольга Антоновна, филиал №1 МУК "ЦБС" г. Вологды.

    Викторина "Мой город"

    презентация по краеведению презентация-викторина филиала №7 МУК "ЦБС" о городе Вологде. Составитель: Мишенева Оксана Николаевна.

    "Вологда прифронтовая"

    презентация к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне презентация к мероприятию о Вологде времен Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Использованы также иллюстративные материалы о Вологде довоенной и о некоторых памятниках Великой Отечественной войны. Составитель: Завиженец Мария Сергеевна, филиал №6 МУК "ЦБС".

    "Став навеки Родиной самой"

    презентация к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне презентация о улицах города Вологды, названных в честь вологжан - Героев Советского Союза. Составитель: Завиженец Мария Сергеевна, филиал №6 МУК "ЦБС"

    "Рожденные в года глухие"

    презентация к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне презентация о Вологодских поэтах и писателях - участниках Великой Отечественной войны, их нелегкой судьбе и творчестве. Составитель: Боева Наталья Станиславовна, филиал № 18 МУК "ЦБС" г. Вологды

    "Улицы нашего города"

    презентация по краеведению презентация справочных материалов по краеведению об улицах города Вологды. Материал расположен в алфавитном порядке названий улиц. Составитель: гл. библиотекарь филиала №1 МУК "ЦБС" г. Вологды Кукушкина Е. В.

    "Вологодское кружево: прошлое, настоящее, будущее"

    презентация к мероприятию по профориентации с иллюстративным материалом об истории кружевного промысла и фирме «Снежинка». Составитель: гл. библиотекарь филиала №1 МУК "ЦБС" г. Вологды Кукушкина Е. В.

    "Вологда - город мостов"

    презентация по краеведению презентация филиала №7 МУК "ЦБС" о мостах и мостиках города Вологды. Оформление – Мишенева О.Н., совр. фото – Сорокина Т.В., Монастырева О.Ю., Мишенева О.Н.

    Литературное краеведение

    ПИСАТЕЛИ - ВОЛОГЖАНЕ

    Буклет к 75-летию со дня рождения В.В. Коротаева

    Брошюра о жизни и творчестве вологодской писательницы Галины Александровны Щекиной. Составитель: главный библиограф ЦГБ Л.А. Молчанова.

    Презентация библиотеки-филиала №7 МУК "ЦБС" г. Вологда по краеведению о Вологодском писателе, его творчестве, книгах, биографии.

    Презентация о Капитолине Кирилловне Большаковой , вологодской поэтессе, участнице ВОв, для младшего возраста. Составитель: Кузнецова Н.И., методист по массовой работе МУК "ЦБС г. Вологды".

    Презентация о вологодском прозаике, драматурге, публицисте А.А. Грязеве . Составитель: Кузнецова Н.И., методист по массовой работе МУК "ЦБС г. Вологды".

    Презентация о писателях Вологодского края для младшего возраста. Составитель: Кузнецова Н. И., методист по массовой работе МУК "ЦБС г. Вологды".

    Древний город в стихах и прозе для читателей среднего и старшего возраст. Составитель: методист по массовой работе Н. И. Кузнецова.

    Презентация к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне презентация о Вологодских поэтах и писателях - участниках Великой Отечественной войны, их нелегкой судьбе и творчестве. Составитель: Боева Наталья Станиславовна, филиал № 18 МУК "ЦБС" г. Вологды.

    Подборка стихов вологодских поэтов о любимом городе с многовековой историей, о дорогой и милой сердцу Вологде – ровеснице Москвы. В сборнике представлены стихи как известных авторов (О.Фокина. Т. Петухова, Б. Чулков, А. Романов, А.Яшин, Б. Чулков), так и малоизвестных (Т. Чернова, Т. Хрынова, Г. Макарова и др). Данная подборка стихов будет интересна краеведам, учащимся.

В год 70-летия Победы обращение к художественным текстам о войне, составившим чуть ли не главный пласт русской литературы XX века, вызывает особый интерес, и возможность вписать в этот контекст творчество наших земляков естественным образом определила ход беседы.

Заведующий кафедрой литературы педагогического института ВоГУ акцентировал внимание собравшихся на периодизации военной художественной литературы, ее основных тематических линиях, после чего более подробно остановился на произведениях Сергея Орлова, Виктора Астафьева и Василия Белова.

Литература о войне прошла несколько этапов в своем развитии. Первый – это непосредственно годы Великой Отечественной, когда создавались произведения особого характера – публицистические, тенденциозные, более упрощенные для широкой публики, представлявшие собой мгновенный отклик на события. «Разумеется, во время войны появлялись значительные в художественном отношении тексты. Примеров довольно много: поэма «Василий Теркин» Александра Твардовского, повесть «Дни и ночи» Константина Симонова… Но основная задача, конечно, была в том, чтобы убедить в победе, агитировать, призывать к борьбе, укрепить боевой дух», – рассказывает Сергей Баранов.

В первое десятилетие после войны выходят роман Александра Фадеева «Молодая гвардия», повесть Веры Пановой «Спутники», повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда», «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого.

1950-1960-е годы, связанные с событиями XX и XXII съездов КПСС, сместили угол зрения на военную литературу. Писатели, работавшие в этот период, прошли Великую Отечественную в молодом возрасте (17-20 лет), и их взгляд на события был иным: «Они показывали войну на узком участке, но пытались на этом узком участке увидеть какую-то большую человеческую правду». Это Григорий Бакланов с повестью «Пядь земли», Юрий Бондарев с повестью «Батальоны просят огня», Василь Быков с повестью «Третья ракета».

В 1960-70-е цензурные претензии к произведениям военной тематики усилились, «требовалось приглушение каких-то темных красок», но при этом создавались весьма заметные произведения: повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие», повесть Виктора Астафьева «Пастух и пастушка», повесть Валентина Распутина «Живи и помни», роман Владимира Богомолова «В августе 44-го». В перестроечный период продолжится поиск сюжетов, ранее не разработанных, начнется описание тех явлений, которых раньше военная литература практически не касалась. Появятся роман Георгия Владимова «Генерал и его армия», роман Виктора Астафьева «Прокляты и убиты». Завершая рассказ о периодизации военной литературы, Сергей Баранов отметил, что теперь она будет создаваться людьми, которые этой войны не видели. Среди произведений последних лет филолог отметил роман Даниила Гранина «Мой лейтенант», сборник «Четыре шага от войны», повесть Эдуарда Веркина «Облачный полк».

Представляя основные линии военной литературы: ненависть к врагу, батальные зарисовки, лирические «человеческие» мотивы – Сергей Баранов иллюстрировал их известными художественными текстами. Так, например, опубликованное 18 июля 1942 года в газете «Красная звезда» стихотворение К. Симонова «Убей его» в годы войны стало своеобразным манифестом, отразив эмоции и чувства, владевшие тогда солдатами. Одним из лучших поэтов, писавшим о войне, по мнению Сергея Баранова, является Сергей Орлов. Речь идет об изображении военных действий, которые в текстах чаще всего немного преувеличены, перенасыщены деталями и эмоциями. Сергей Баранов процитировал лаконичное стихотворение Орлова «Поутру, по огненному знаку…» , передающее атмосферу рядового сражения.

Стихотворение Константина Симонова «Жди меня» , написанное в январе 1942, стало образцом лирической, личной темы в литературе. «Жди меня, и я вернусь!…» писали на почтовых карточках с фронта, цитировали в госпиталях, когда было особенно больно, исполняли в минуты крайней обреченности. «Стихотворение «Жди меня» – очень хорошее, человеческое, многие рады будут ему», – написал Александр Яшин, когда впервые прочитал симоновские строки. Продолжая ту же линию, он создал в 1943 свое «Назови меня именем светлым…» .

Касаясь творчества Сергея Орлова , Сергей Баранов подробно рассказал о фильме «Жаворонок» (1964), сценарий к которому написал наш земляк в соавторстве со своим другом Михаилом Дудиным. Сюжет повествует о бегстве из немецкого плена одного из экипажей танка Т-34. На подобных «смертных экипажах» тестировали новое оружие. Идея создать что-то вроде воинской легенды и определила жанр ленты – кинобаллада.

В конце 1960-70 гг. проявилась тяга к символике, обобщениям, к дополнительным общекультурным нагрузкам в художественной литературе о войне. И здесь показательным Сергею Баранову видится творчество Виктора Астафьева . Интересен в этом смысле рассказ «Звезды и елочки» о знаках на избах тех, кто не вернулся с войны. До сих пор они есть в Никольском районе.

Сергей Баранов рассказал о повести «Пастух и пастушка» , в свое время вызвавшей полемику среди критиков. Она дописывалась в Вологде и была опубликована в 1971 году в журнале «Наш современник». Необычна история ее создания: в середине 50-х годов, когда Астафьев работал на пермском радио, его отправили в командировку, и он проспал свою станцию. Он вышел на каком-то незнакомом разъезде, держа в руках только пачку папирос и тоненькую книжку «Манон Леско». Книга и атмосфера, в которой она была прочитана, произвели большое впечатление на писателя. «Неужели в XX веке нет места такой любви?» – задавшись этим вопросом, он решил создать свою историю. «Современная пастораль» Астафьева из частного эпизода переходит в трагедию тысяч людей, оставшихся посреди России в безмолвной земле.

Произведения Василия Белова о войне неразрывно связаны с основной для него темой деревни. Родившись в 1932 году, он не попал на фронт, но видел войну с тыла, и его рассказы запечатлели другую сторону Великой Отечественной. Он знал те деревни, куда не вернулся ни один ушедший солдат, и эта горечь сопровождает большинство его текстов. Рассказы «Весна» , «Скакал казак» , «Такая война» и многие другие иллюстрируют страшную обыденность войны, при этом сосредотачиваясь вокруг одной единственной мысли: «Надо было жить, сеять хлеб, дышать и ходить по этой трудной земле, потому что другому некому было делать все это...».