Роспись храма. От истоков к современности. Георгиевская церковь в старой ладоге


«Крещение Христа». Фреска Сикстинской капеллы.

Фреску «Крещение Христа» выполнил в 1482 году итальянский живописец эпохи Возрождения Пьетро Перуджино. Она находится в Сикстинской капелле (церковь в Ватикане), в Риме. Размер фрески 540 см. х 335 см. На фреске изображены: Христос, Иоанн креститель, голубь, как символ Святого духа, Бог в светящемся облаке, херувимы и серафимы, два ангела, толпа людей, река Иордан, пейзаж Рима, триумфальная арка, Колизей, римский Пантеон.


Фреска «Крещение Руси».

Фреска была выполнена в 1895, 1896 годах, Васнецовым, во Владимирском соборе, в Киеве. На фреске показано крещение киевлян в водах Днепра.

КИЕВСКИЕ ФРЕСКИ. ФРЕСКИ СОФИИ КИЕВСКОЙ.

В нескольких частях Софийского собора сохранились фрески 17-го – 18-го веков. Фрески существенно пострадали при реставрации в 19-ом веке, изначальная живость цвета большей части фресок Софийского собора не сохранилась. Имена мастеров-художников неизвестны.




Фреска Архангел.


Фреска «Сошествие Христа в ад».


«Апостол Павел» фрагмент фрески бокового алтаря Петра и Павла.


Фреска «Семья Ярослава Мудрого» (фрагмент).


ФРЕСКА ДИОНИСИЯ. ФРЕСКА ФЕРАПОНТОВА МОНАСТЫРЯ.

На фреске изображен Святитель Николай Чудотворец. Она находится в России, в селе Ферапонтово, в соборе Рождества Богородицы, относящегося к Ферапонтову монастырю. Фреска выполнена известным московским иконописцем Дионисием, в 1502-ом году.

ФРЕСКИ УСПЕНСКОГО СОБОРА.

Собор Успения Пресвятой Богородицы (Успенский собор на Городке). Россия, город Звенигород. Сохранились только некоторые фрагменты древнерусской живописи. Они были обнаружены в 1918 году. Предположительно, принадлежат рукам одного из мастеров рублевской школы.



ФРЕСКИ ФЕОФАНА ГРЕКА В ЦЕРКВИ СПАСА ПРЕОБРАЖЕНИЯ.

Данные фрески находятся в России, в городе Великий Новгород, в Церкви Спаса Преображения. Они выполнены в 1378 году, Феофаном Греком - выдающимся византийским мастером монументальной росписи. Церковь Спаса Преображение это единственное место в мире, где сохранились его монументальные работы. На фото ниже: фрески купола и восточной стены придела Святой Троицы.



Фреска «Вознесение». Мирожский монастырь.

Фреска «Вознесение» находится в куполе Спасо-Преображенского собора, входящего в Мирожский монастырский комплекс, в городе Псков, в России.


Троица. Фреска Мазаччо.

Фреска выполнена примерно в 1427-ом году, выдающимся итальянским живописцем Мазаччо. Она находится в Италии, во Флоренции, в церкви Санта Мария Новелла. По центру фрески изображен распятый Иисус Христос, которого поддерживает Бог. По сторонам от них: святой Иоанн и Дева Мария, по краям: донатор и его жена. Внизу: саркофаг с останками Адама, на котором надпись, которая переводится как «помни, что смертен».



Фреска. Спасо-Преображенский собор.

Фреска из Спасо-Преображенского собора изображающая апостола. Спасо-Преображенский собор находится в России, в городе Переславль. Фрески в соборе были счищены и сейчас внутренние стены собора просто белые. Этот сохранившийся фрагмент перевезен в Государственный исторический музей в Москве.


Фреска «Преподобный Павел Фивейский».

Фреска (коптская икона) находится в Александрийской церкви, в городе Александрия в Египте.


Фреска «Богородица с младенцем». Рим.

Фреска «Богородица с Младенцем» находится в Базилике святого Климента, в церкви которая находится в Риме.


Фрески Будды (Безеклик).

Происхождение фресок – местность Безеклик, Китай, буддийский пещерный монастырь. Данные фрески не находятся под защитой ЮНЕСКО и их сохранность под угрозой.


Фреска Будды из пещеры Могао.

Фреска находится в Китае, в пещере Могао, одной из наибольших пещер, относящихся к комплексу Цяньфодун.


Фреска «Белый ангел».

Церковь Вознесения, Монастырь Милешева, в Сербии.


Фреска «Воскресение Христа».

Фреска была выполнена темперой, итальянским художником Раннего Возрождения, Пьеро делла Франческа, примерно в 1460 году. Ее размер 200 см. х 225 см. Фреска находится в художественном музее Борго-Сансеполькро, в Тоскане, в Италии.


Фрески церкви Девы Марии.

Данные фрески находятся в Риме, в церкви Девы Марии (Санта-Мария-Антиква). Период их появления около 565 – 578 гг. Фрески находятся в аварийном состоянии и находятся под внимательным наблюдением реставраторов. Церковь Санта-Мария-Антиква открыта для посетителей не всегда.

Как учат отцы церкви, храм - это не просто стены, в которых проводятся службы. Согласно религии, символы имеют смысл. Отдельные части храма имеют значение при богослужениях, при этом они несут некий посыл, полностью раскрывающийся в которая выражает все учение Церкви. Роспись храма содержат незримое присутствие Его, и чем больше картина соответствует канонам, тем сильнее ощущается это присутствие, неся больше благодати.

Первые росписи

Издревле изображения в церквях были предназначены давать информацию народу. храма - продолжение форм собора, они должны нести не только проповедческую цель, но и отвечать поэтическо-образным функциям. Кроме того, живопись является отражением преобразования идеалов и прогресса народной мысли.

Как развивалось искусство

С конца XIV века главенствующую роль в живописи заняло Московское княжество, возглавлявшее в этот период объединение земель и битву за свержение ига татаро-монголов. Школа, одним из выходцев коей являлся Андрей Рублев, оказала существенное влияние на формирование живописи.

С именем этого иконописца связан расцвет искусства. Этот период совпадал с ранним Возрождением в Италии. Достойным преемником Рублева стал Дионисий, роспись православного храма которого характеризуется утонченностью, изысканностью, светлой и яркой палитрой.

После Дионисия можно наблюдать стремление к некому структурированному рассказу, разворачивающемуся на стенах собора. Зачастую такая роспись храма отличается перегруженностью. В начале XVII века зародилась важной частью которой стала пейзажная живопись, в которой отобразилось многообразие природы.

Век богат драматическими событиями в истории государства, но, в то же время, развивалась и светская культура, оказывающая влияние на роспись храма. К примеру, самый значимый живописец этого периода Ушаков призывает к правдивости в рисунках. Взошедший на престол Петр I усилил светскость восприятия. Еще большее влияние на угасание стенописного искусства оказал запрет на использование камня в строительстве зданий, находящихся за пределами Санкт-Петербурга.

Шаги к возрождению храмовой росписи были предприняты только к середине века. Именно в этот момент изображения стали размещать в лепные рамы. К концу XIX века в росписи соборов преобладал классицизм, который характеризуется академической манерой письма, сочетающейся с альфрейными и орнаментальными росписями.

Религиозная живопись XIX-XX веков

Храмовая живопись этого периода развивается согласно законам русского модерна, зародившегося в Киеве. Именно там можно было ознакомиться с работами Васнецова и Врубеля. Стены Владимирского собора, расписываемого Васнецовым, детально фотографировались, показывалось великолепие росписи всей стране.

Многие художники стремились подражать этой технике при работе в других храмах. Роспись храма этого периода сильно повлияла на технику других художников. Пристальное изучение храмовой живописи дало возможность получить незабываемый опыт, способствующий подбору стиля, подходящего конкретной архитектуре.

Роспись православного храма и написание икон для храма — это ответственная работа, где художник монументалист должен не только следовать канонам и традициям церковной росписи, берущей начало от Византии, но и уметь рисовать в больших масштабах, без искажений. Росписи храма иллюстрируют нам Евангельские сюжеты, приоткрывают величие Божие, поэтому они должны и рисунок иметь выдержанный в традициях христианского искусства, со впечатляющими масштабами и вводить человека в мир горний. Молящиеся в храме обычно не просто стоят и разглядывают росписи, но как бы участвуют в различных событиях Евангельских историй. В самой же древней Византии росписи храма воспринимались не как живописная плоскость, а как реальное трехмерное измерение вместе с пришедшими в храм людьми.

Для росписей храмов художнику необходимо не только иметь художественные знания и опыт, а и быть отчасти богословом. Внимательно исследуя храм, мы видим что фрагменты росписей не могут рассматриваться отдельно друг от друга. Они взаимодействуют, перекликаются друг с другом, а так же со зрителем. Они входят в само архитектурное решение храма и дополняют его.

В нашей мастерской в Киеве работают мастера, выполняющие росписи храмов на высоком уровне в традициях Византии или Руси, на ваш выбор. Сами росписи в храме могут выполняться акриловыми или силикатными водорастворимыми красками. Обычно храмам требуется роспись вначале или со временем поновление старых росписей. В этой работе есть свои правила и нюансы, которые необходимо учитывать.

Специфика росписей православного храма.

Делая внутренние росписи в храме, мы обязательно берем во внимание церковную архитектуру, сам стиль нового храма или эпоху создания. Потому как стилевые особенности, например, храамов Византии, Руси или барокко отличаются. Не смотря на различия, само традиционное решение композиции не изменяется:

  • В куполе храма изображается Господь Вседержитель или Троица.
  • В барабане между проемами окон изображают апостолов, пророков или ангелов.
  • В парусах размещают изображения апостолов евангелистов.
  • Своды храма расписываются сюжетами двунадесятых праздников.
  • А на самих стенах иллюстрируются сюжеты из Нового и Ветхого завета.

[email protected]
+7 9112410659

иконописная
мастерская
Северный
АФОН

Роспись купола храма Рождества Пресвятой Богородицы, пос. Никольское,
силикатные краски, золото, 2015 г

РОСПИСЬ ХРАМОВ

Наша иконописная мастерская принимает заказы на роспись храма как в академическом, так и в византийском или древнерусском стиле. Все наши мастера имеют высшее художественное образование (Академия художеств им. Репина в С-Петербурге), большой опыт работы в стенописи в различных стилях и различными материалами. Также мы имеем многолетний опыт в реставрации произведений церковного искусства, что позволят нам создавать новые росписи с точным соблюдением стилистики и техники старых мастеров.

СТИЛИСТИКА

Если Вы хотите заказать стенопись в нашей иконописной мастерской, нужно определиться в каком стиле она будет выполнена. Где-то к 9-11 веку сформировался византийский стиль иконописи, в котором и расписано большинство православных храмов. Этот стиль еще называют "в каноне", хотя название это достаточно условное. Другой распространенный стиль - акдемический появился к началу 19 века. Но не смотря на небольшой по историческим меркам срок существования, стиль получил широкое рспространение и образцы его можно обнаружить в самых отдаленных уголках православного мира. Немного особняком стоит неорусский стиль конца XIX, начала XX века, самым ярким представителем которого является В.М. Васнецов.

ВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛЬ

Роспись в византийском стиле, храм Вознесения Господня, остров Самуи, Таиланд,
Иконописная мастерская Северный Афон 2013 г
силикатные краски, золото

Роспись алтаря в византийском стиле. Храм Святителя Николая, Решетиха,
Иконописная мастерская Северный Афон, 2014-2017г.
силикатные краски, золото

АКАДЕМИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

Также наша мастерская осуществляет роспись храмов в афонском или академическом стиле. Такую роспись лучше делать в случае, если храм был спроектирован и построен в этой стилистике (в качестве примера можно привести храм Христа Спасителя в Москве), или сохранились фрагменты старых росписей в этой стилистике.

Роспись храма Рождества Пресвятой Богородицы, Никольское, Астраханская область, силикатные краски, 2015 г

Реставрация росписи Никольского скита, Валаам.
Иконописная мастерская Северный Афон,
масляные краски. 2006 г

Сретение. Вариант росписи в академическом стиле.
Иконописная мастерская Северный Афон
масляные краски, золото 2005 год

ПЛОЩАДЬ РОСПИСИ

Следующий этап - нужно определиться с объемом работ, или определить какую часть от общей площади стен храма займет роспись. Наиболее часто встречаются два варианта, первый вариант, когда стенопись заполняет все пространство храма (так называемая "ковровая" роспись) и второй вариант, когда заполняются наиболее значимые части храма. "Ковровая" роспись часто встречается в храмах Ярославля, Ростова Великого, Углича и особенно характерна для стенописи 17 века.

ИКОНОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

Затем необходимо составить иконографическую программу. Традиционно сюжеты, их количество и местоположение должны соответствовать определенным канонам, сложившимся в времена ранней Византии. Проблема в том, что архитектура храмов достаточно разнообразна, и не всегда возможно разместить сюжет там, где ему положено быть по каноническим предписаниям. Самый распространенный пример - образ Христа Пантократора, традиционно размещаемый в куполе храма. Но часто в храмах цепь, на которой висит паникадило, так же крепится по центру купола. Если написать там образ Христа, цепь будет крепиться к середине лика, что конечно недопустимо. В таком случае в куполе обычно изображается византийский крест. И такие примеры несоответствия предписаний канона и реальной архитектурной ситуации, встречаются достаточно часто. Все эти проблемы и решаются при составлении иконографической программы.

ПРОЕКТ

Следующий этап - создание проекта, и отрисовка эскиза. На этом этапе создается художественный образ внутреннего пространства храма, цветовое решение проекта. Стиль и техника исполнения храмовой росписи отличается от стиля, в котором пишутся иконы. Дело в том, что икону мы воспринимаем с близкого расстояния, а роспись удалена от нас на несколько метров. Здесь вступают в силу законы монументального искусства. На расстоянии по другому воспринимается цвет, пропорции фигур, выражение ликов. Поэтому, при всей нашей любви к афонскому стилю иконописи, для большинства храмов, все-таки больше подходит византийский стиль.

МАТЕРИАЛЫ

Необходимо выбрать материал, которым будет выполняться стенопись. Материалы (краски, грунты, пропитки) достаточно сильно отличаются как по цене, так и по долговечности. Мы выполняем стенные росписи лучшим на настоящий момент материалом для стенописи, силикатными красками на основе жидкого стекла, немецкой фирмы Кейм. Стенные росписи, выполненными этими красками долговечны, не выгорают, не подверженны заражению плесенью и грибком, имееют красивый, матовый, глубокий насыщенный цвет, и по своим эстетическим качествам намного превосходят работы, выполненные акрилом, темперой, маслом и другими материалами для стенописи. Единственный материал, который можно рассматривать, как альтернативу - это традиционная фреска на известковой основе, но и он проигрывает как по своим техническим, так и по эстетическим характеристикам.

СТОИМОСТЬ

Стоимость работ по росписи храма зависит от всех вышеизложенных составляющих. Обычно работы в академическом стиле стоит дороже, так как значительно увеличивается сложность работы. Также увеличивает стоимость большая высота, на которой ведутся работы, и роспись купола, сводов, потолков. В среднем сейчас по России стоимость росписи стен храма начинается от 8 тыс. руб за м2

У нас вы можете заказать роспись храма, икону или мозаичное панно. Все виды работ будут выполнены в едином стиле и иметь уникальный образ. При создании образа художник вкладывает частичку себя и своего видения. Каждый образ мы проживаем вместе. Для того, чтобы расписать храм, нужно знать каноны православной церкви и следовать им. В православном храме каждая деталь имеет определенное местоположение, символическое значение и таинственный смысл, который наиболее полно выражается в монументальной живописи (роспись храмов), иконописи или мозаике. Одухотворенные образы наглядно изображают библейскую историю, иллюстрируя догматы церкви. Храм как символ жизни вечной, и все в нем имеет свое значение. Расположение изображений в храме обусловлено своими канонами. В пределах этих канонов существует разнообразный выбор сюжетов для каждого образа и авторский стиль исполнения делают каждую фреску уникальной. Алтарь олицетворяет собой небесный мир, центральная часть храма - земной мир, видимый. Изображению Христа в православной церкви отводится высшая точка храма- купол. Господь, как создатель и творец всего мира. В барабане купола могут располагаться пророки, апостолы, ангелы или небесные чины - херувимы. На парусах сводов, с четырех сторон обычно изображают евангелистов. Как корабль движимый ветром и управляемый парусами, так и православное учение держится на записях Евангелистов, которые разошлись по всему свету и проповедовали о Христе. Роспись алтаря может иметь различные композиционные сюжеты. Часто на центральной абсиде изображают Богоматерь окруженную херувимами, как символ Царицы Небесной, милостивой заступницы за род людской. Ниже может быть изображена композиция "Евхаристия". Еще ниже в алтаре могут быть расположены святители. Роспись боковых частей алтаря (жертвенник и диаконник) более лояльна в канонах и могут отражать специфику данного храма. Средняя часть храма объединяет одновременно горний мир и земной. Небесное бытие и земная жизнь праведников, мучеников и преподобных неразрывно связаны между собой. Мученики, или столпники, как опора Церковной жизни, часто изображаются на столпах. Стены в центральной части иллюстрируют события Священной Истории Ветхого и Нового Завета. На западной стене храма канонична композиция страшного суда. Небесный горний мир на востоке противопоставлен наглядными образами расплаты за греховную земную жизнь в данной композиции. Росписи святых в храме зачастую располагаются на некотором значительном расстоянии от пола. Раньше на этих местах писали светлые полотенца украшенные орнаментом - убрусы, что символизирует почитание образов и благоговение перед святынями. Все фрески, росписи, иконы и мозаики в православном храме объединены единой системой, и являются продолжением и дополнением архитектурной части и неразрывно связаны с совершаемыми таинствами. Росписи и любое благоукрашение в православном храме призваны служить наглядным пособием священного писания, помогая каждому обрести Бога и выбрать свой путь ко спасению. Если Вам нужна роспись храма, или мозаика - напишите нам, и мы с удовольствием благоукрасим его.