Проектная работа "по местам боевой славы". Виртуальная экскурсия. По местам боевой славы Краснодарского края. презентация урока для интерактивной доски (старшая, подготовительная группа) на тему «По местам боевой славы»

Задачи проекта

  • Узнать какие события происходили на территории нашего края во время Великой Отечественной войны.
  • Какие памятники, посвященные войне, есть на территории нашего края.
  • Кто из родственников участвовал в войне.
Город- герой
  • Город - Герой - высшая степень отличия, присваиваемая городам за массовый героизм и мужество его защитников, проявленные в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
  • Приказом Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1945 года первыми городами - героями были названы Ленинград, Сталинград, Севастополь и Одесса . На сегодня звание города-героя также имеют: Киев, Москва, Керчь, Новороссийск, Минск, Тула, Мурманск, Смоленск, Брестская крепость (крепость-герой).
Петербург-ЛЕНИНГРАД-город Герой
  • «Мне кажется: когда гремит салют, Погибшие блокадники встают.
  • Они к Неве по улицам идут, Как все живые. Только не поют.
  • Не потому, что с нами не хотят, А потому, что мёртвые молчат.
  • Мы их не слышим, мы не видим их, Но мёртвые всегда среди живых.
  • Идут и смотрят, будто ждут ответ: Ты этой жизни стоишь или нет?..»
  • Хлеб Ленинградцам выдавали по карточкам. норма выдачи хлеба населению в период с 20 ноября по 25 декабря 1941 г. была самой низкой и составляла: для рабочих - 250 грамм суррогатного хлеба в день, для служащих, иждивенцев и детей - 125 грамм на человека. Есть в Ленинграде Пискаревское кладбище, на котором похоронено 650 тысяч простых людей, умерших от голода.
Потомок, знай! В суровые года Верны народу, долгу и Отчизне. Через торосы Ладожского льда, Отсюда мы вели Дорогу жизни. Чтоб жизнь не умирала никогда".
  • Через замерзшее Ладожское озеро шла единственная дорога по которой подвозили продукты в осажденный Ленинград -"Дорога жизни".
Ополченцы Вступление в армию народного ополчения осуществлялось только на добровольной основе. Юные девушки и взрослые женщины брали оружие для защиты своего Отечества. Молодые ребята и седовласые старики учились бить врага. В 1941 году на Пулковских высотах, фашисты были остановлены частями и соединениями ополченцев. За одну ночь, до наступления утра, 6-я дивизия народного ополчения смогла занять оборону по окружной дороге, это был последний рубеж перед городом. Если это не было бы сделано ополченцами, враг ворвался бы в город. К утру 6-я дивизия была на своих позициях. Не случайно у реки Кузьминки в 1966 году сооружен мемориальный комплекс «Ополченцы». Город –герой Ленинград был освобожден от немецко-фашистских захватчиков. Ополчение Пушкина и Ленинграда внесло неоценимый вклад в освобождение города 27 января 1944 года- снятие блокады Ленинграда Зеленый пояс славы Савицкий Вениамин
  • Когда началась Великая Отечественная Война, мой прадедушка был офицером Советской Армии.
  • Уже в самый первый день, в самые первые часы войны, ему пришлось защищать границу нашей Родины.
  • Он был бесстрашен в боях с врагом, три раза был тяжело ранен, лежал в госпиталях, но опять возвращался в строй!!!
  • За годы войны ему пришлось воевать на нескольких фронтах: на Украинском фронте, на Белорусском и на Ленинградском.
Прадедушка был награждён многими орденами и медалями, а так же медалью за оборону Ленинграда. Возле его бесстрашного сердца до конца его жизни так и остался осколок от снаряда. За его заслуги ему было присвоено звание подполковника Советской Армии. В перерывах между боями дедушка сочинял стихи. Вот отрывок одного из них…
  • У стен родного Ленинграда,
  • Где море плещется волной,
  • Свою фашистскую засаду,
  • Всю состоящую из гадов
  • Враг обложил стеной.
  • Хотел он город взять блокадой,
  • Но проложил народ Рокаду…
  • Чрез Ладогу машины ряд за рядом-
  • Как на торжественном параде.
  • Был Ленинград спасён!
  • Рокада – дорога идущая параллельно линии фронта.
Пусть всегда славятся имена воинов защищавших нашу Великую Родину!!!
  • Люди!
  • Пока сердца стучатся,
  • Помните,
  • Какой ценой завоевано счастье,
  • Пожалуйста,
  • Помните!

Урок
по окружающему миру
в 4 классе.

Тема урока: Презентация проектов

«По местам боевой славы».

Работа учителя начальных классов
МОУ СОШ № 8 г.Карабаново
Истоминой Натальи Анатольевны

Цели: 1. Углубить представление о героическом подвиге советс-
кого народа в Великой Отечественной войне;
2. Развивать способность сопереживать чувствам людей,
умение слушать окружающих;
3. Воспитывать чувства патриотизма.

Оборудование: выставка проектов (рисунки, макеты военной
техники, доклады и т. д.), мультимедиа.

Ход урока.

Сообщение темы и цели урока.

22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена вероломным нападением фашистской Германии. И весь советский народ вступил в смертельный бой с коварным, жестоким, беспощадным врагом.
(звучат слова Ю. Левитана о нападении фашистской Германии)
Так началась Великая Отечественная война, которая длилась почти четыре года. Об этой войне мы и будем говорить сегодня.

Ученик. Родина!
Пламя ударило в небо-
Ты помнишь, Родина?
Тихо сказала: «Вставай на помощь»
Родина.

(звучит песня « Священная война»)

Презентация проектов.

У каждой войны есть свои герои. В истории Великой Отечественной войны остались имена тысячи героев, многие из которых не пожалели своей жизни ради нашего Отечества. Семь российских городов – Ленинград (сегодня Санкт- Петербург), Сталинград (Волгоград), Москва, Новороссийск, Мурманск, Смоленск, Тула получили высокое звание город- герой. О некоторых из них ребята подготовили сообщение.

1ученик. (Демонстрация слайда) Немецкое командование рассчитывало на молниеносный ход войны. Но первые же бои сломали все расчеты гитлеровцев. На границе насмерть встали советские пограничники.
Бессмертен подвиг защитников крепости, пограничников города Бреста. Фашисты рассчитывали захватить его в первый день войны. Началась ожесточенная борьба. Борьба шла за каждый крепостной вал, за каждый форт и бастион. Гитлеровцы предложили защитникам крепости капитулировать. И получили ответ, написанный кровью на куске полотна и вывешенный на одной из стен крепости: «Все умрем за Родину, но не сдадимся!»

2ученик. Защитники изнемогали от жажды и голода. Особенно тяжело было женщинам и детям. Колодцев внутри крепости не было, а водопровод вышел из строя. С риском для жизни пробирались смельчаки к реке и приносили в котелках воду.
Прошел месяц войны. Но защитники крепости продолжали оказывать сопротивление врагу. Врагам удалось ворваться в подвалы крепости только тогда, когда защищать их уже было некому. На стенах сохранились записи, оставленные героями: «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина! 20.07.41 г.»

3 ученик.(Демонстрация слайдов). К осени обстановка на фронте становится все более тяжелой и опасной. 30 сентября 77 гитлеровских дивизий начали наступление на Москву. На подступах к Москве сражалась дивизия под командованием генерала Панфилова. За 6 дней беспрерывных сражений они подбили 60 танков и уничтожили сотни гитлеровцев. Немцы несли огромные потери, но все- таки продвигались к Москве. Смертельная угроза нависла над столицей. 15- 16 ноября немецкое командование предприняло очередное наступление на Москву.
Защитники Москвы обороняли каждую позицию. Красная армия накапливала резервы и готовилась к решительному наступлению.
6 декабря войска перешли в наступление. Наступление оказалось настолько мощным, что немецкие войска стали откатываться от Москвы. В ходе контрнаступления немцы были отброшены от Москвы на 300 километров.

4 ученик.(Демонстрация слайдов). Фашисты хорошо знали город Ленинград и хотели стереть его с лица земли. В 1941 году, бросив под Ленинград большие силы, немцы вышли на ближние подступы к городу и отрезали его от всей страны. Ленинград оказался в блокаде.
4 сентября 1941 года в 11 часов начался обстрел города. 6 сентября разорвались первые бомбы в самом Ленинграде.
С каждым днем в городе становилось все меньше продовольствия. Покинуть город уже никто не мог. В городе оставалось очень много стариков и детей.
Первая блокадная зима оказалась особенно тяжелой. Иссякли запасы топлива. Замерзли водопровод и канализация. За водой ходили к прорубям. Не было электричества. Смерть входила в подъезды, дома, заглядывала в квартиры. За время блокады умерли сотни тысяч людей.

5 ученик. (Демонстрация слайдов).Немцы считали, что они задушили, уничтожили город. Им казалось, что в таких условиях просто невозможно выжить. Однако город жил, работал, боролся. На заводах собирали танки, ремонтировали военную технику, производили снаряды, и все это сразу же уходило на фронт.
20 ноября была установлена самая низкая норма выдачи хлеба- 250 гр. рабочим, 125 гр. всему остальному населению.
Сейчас у нас есть возможность попробовать настоящий блокадный хлеб. Его испекла для нас по специальному рецепту мама Миши Милкина. Вот те самые 125 гр., которые выдавались один раз в день.
(ребенок с мамой проходят с подносом и раздают хлеб)

6 ученик.(Демонстрация слайда). В марте 1942 г. в блокадном Ленинграде произошло чрезвычайное событие. Состоялся симфонический концерт. Музыканты, отогревавшие пальцы своим дыханием, слушатели, едва живые от голода. Но Седьмая симфония Шостаковича звучала как набат. Эта музыка поднимала, звала на борьбу, на подвиг.

3. Релаксация.
Закройте глаза и послушайте отрывок из этой симфонии.
(звучит музыка)

Продолжение презентации проектов.

7 ученик. (Демонстрация слайда).Я расскажу о Тане Савичевой- девочке из блокадного Ленинграда, которая вела дневник. В нем она записывала, когда умирали ее родные. Умирали от холода и голода. Она потеряла сестру, брата, бабушку, дядю- и вот война забрала самое дорогое- маму. Последняя запись в дневнике такая: « Умерли все. Осталась одна Таня.»

8 ученик. (Демонстрация слайда). Вся страна помогала Ленинграду. По Ладожскому озеру была проложена «Дорога жизни».12 ноября на тонкий лед спустились первые разведчики. Следом за людьми на лед вышли конные обозы. Они двигались к Ленинграду и везли муку. 22 ноября на лед вышли первые грузовики. Они привозили продовольствие и стали вывозить людей. « Дорога жизни» спасла Ленинград от голодной смерти.

Учитель. Воевали не только взрослые, но и дети. Они ухаживали за ранеными в госпиталях, собирали металлолом, деньги в фонд обороны, отсылали на фронт тысячи посылок с теплыми носками, расшитыми носовыми платками, кисетами для табака. 20000 пионеров получили медаль «За оборону Москвы», 15249 юных ленинградцев награждены медалью «За оборону Ленинграда».
- Ребята, а вы знаете юных героев? (ответы детей)

О подвигах некоторых из них нам расскажут ребята.

9 ученик. (Демонстрация слайда). Зина Портнова- юная партизанка- член подпольной комсомольско
·- молодежной организации «Юные мстители», разведчица партизанского отряда.
Активно участвовала в распространении листовок среди населения и диверсиях против немецко - фашистских захватчиков.
В декабре 1943 г. она получила задание. При возвращении в отряд была арестована. Во время допроса отважная девушка схватила со стола пистолет фашистского следователя, застрелила его и еще двух гитлеровцев, пыталась бежать, но была схвачена и зверски замучена.
За проявленный героизм Зине Портновой присвоено звание Героя Советского Союза.

10 ученик. (Демонстрация слайда).Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, ворвались фашисты.
За связь с партизанами была схвачена мама, и вскоре Марат узнал, что ее повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика.
Вместе с сестрой пионер Марат ушел к партизанам. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения.
Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу.
Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их и себя.
За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза.

Учитель. Не обошла война стороной и наш родной край. Тысячи земляков отправились на фронт. Не всем посчастливилось вернуться домой. Многие погибли или пропали вез вести. Многие награждены орденами, медалями, удостоены высокого звания Героя Советского Союза.
Об одном таком герое – земляке, карабановце Чулкове Алексее Петровиче расскажет Высоцкая Ирина.

11 ученик. (Демонстрация слайда). В 1933г. А. П. Чулков был призван в Красную Армию, окончил Луганскую авиационную школу, зимой 1939 – 1940 г. участвовал в советско – финской войне.
Великая Отечественная война для майора Чулкова началась боевыми вылетами на бомбежку вражеских войск, рвавшихся к Москве. Всего с начала войны по ноябрь 1942г. экипаж А. П. Чулкова совершил 119 боевых вылетов, из них 111 – ночью.
На рассвете 7 ноября 1942г. эскадрилья майора Чулкова нанесла бомбовый удар по вражескому аэродрому в районе Орши. При развороте на обратный курс в самолет Чулкова ударил снаряд немецкой зенитки. Осколками был убит радист, ранены летчик и штурман.
Превозмогая боль, истекая кровью, Чулков пытался спасти машину и жизнь экипажа. Но поврежденные рули не слушались. Тогда последним усилием воли, скомандовав штурману и стрелку- радисту «Прыгайте!», он направил горящий самолет на аэродромный склад горючего.
31 декабря 1942г. майору Чулкову А. П. присвоено звание Героя Сов. Союза (посмертно). Именем Чулкова названа одна из улиц г. Карабаново.

Учитель. Мои дедушки тоже воевали. Голиков А. И. пропал вез вести в 1943г., Батраков Н. И. вернулся с фронта живым. Затем долгое время жил и работал в г. Карабаново.
А сейчас Настя Баринова расскажет нам о своих прадедушках, участвовавших в Великой Отечественной войне.

12 ученик. Читает сочинение на тему «Моя семья в годы войны».
5. Обобщение.

Учитель.(Демонстрация слайдов). В 1944г. вся территория Сов. Союза была освобождена от врага. Тяжелые бои развернулись в столице Германии – Берлине. Наконец, 2 мая 1945г. Берлин пал, а 8 мая 1945г. Германия капитулировала. 9 мая в нашей стране было объявлено Днем Победы. 24 июня 1945г. на Красной площади состоялся парад Победы. К подножию Мавзолея было брошено 200 гитлеровских штандартов и знамен.
В 2010г. отмечается 65- летие со дня победы.
Около 40 миллионов советских людей погибло в ВО войне.
Представляете, что это значит? Это значит- 30 убитых на 2 метра земли, 28 тысяч убитых ежедневно. Это значит- каждый четвертый житель страны погиб.
Я прошу встать тех, чьи родные и близкие погибли в годы ВО войны.
Прошу встать тех, чьи родные и близкие воевали на
фронтах ВО войны.
Прошу встать тех, чьи родные и близкие были в эвакуации, работали на трудовом фронте. Голодали, подвергались лишениям в годы войны.

6. Минута молчания.
Почтим их память минутой молчания.
(Звучит звук метронома).
Течет река времени. Минуло уже более полувека с того незабываемого страшного дня, когда настежь распахнулись огромные, от Баренцева до Черного моря, двери войны. Много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но героический подвиг нашего народа останется в памяти навечно.
С каждым годом все меньше остается ветеранов В О войны. На их плечи выпали неимоверные тяготы и лишения, они приняли на себя страдания и вынесли это с честью. Будьте же внимательны к ветеранам. Помните, они совершили великий подвиг, защитив наше Отечество от врага.

13 ученик. В заключении Юля прочитает стихотворение собственного сочинения.
(или можно прочитать следующее стихотворение)

Для дружбы, для улыбок и для встреч
В наследство получили мы планету.
Нам этот мир завещано беречь
И землю удивительную эту.

Завещано беречь нам этот мир-
Такой неповторимый на рассвете.
Он с детства очень дорог нам и мил.
За будущее мира мы в ответе.

Мы не дадим стать пеплом и золой
Тому, что красотой земной зовется.
Пусть будет мирным небо над землей,
Пусть вечно детство звонкое смеется

Исполняется песня «Солнечный круг»

Итог занятия.
Какие чувства вызвала у вас эта тема?

А сейчас мы всех Вас приглашаем посетить выставку экспонатов боевой техники, которую подготовили братья Саша и Валера Лебедевы вместе со своим дедушкой.

Список используемой литературы:

1. Батищева О.А., Дзевенская Л.В. Великая Отечественная война. Какая она? Журнал «Начальная школа» №5 2009г.
2.Корнева т. Н., Шмидт Е. А. Уроки истории в 3 классе. Поурочные разработки. Методическое пособие для учителей начальных классов. Часть 3. – Волгоград, 2003.
3. Рыжова Е.Г., Бахлыкова л. В. Нам этот мир завещано беречь. Журнал «Начальная школа» №5 2006г.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

МБОУ «Буныревская средняя

общеобразовательная школа № 14»

Презентация внеклассного мероприятия по музыке

«По местам боевой славы»



ДЕНЬ ПОБЕДЫ! 68 лет прошло с того самого дня, как наша армия и наш народ победили фашистскую Германию.



Во многих городах и селах, есть мемориалы, которые называются «Обелисками Славы». Есть такой памятник и в нашем городе Алексине. Это святое место называется «Курган Славы». Существует он с 9 мая 1970 года, расположен в 10 км от города, у трассы Алексин-Железня: здесь в декабре 1941года были остановлены вражеские войска .



Ребята нашей школы взяли шефство над этой могилой.

6 и 8 мая мы ездили на экскурсию по местам боевой славы. Нам необходимо знать историю родного края, знать имена людей, отдавших свои жизни, защищая подступы к столице .



Вашаной в шахтах. Недалеко от них расположился и военно-полевой госпиталь светских войск. Бои длились более недели с переменным успехом, погибших быоло много с обеих сторон, населенные пункты были разрушены снарядами. Особенно сильно зверствовали финны. Казначеево почти полностью было разгромлено, трупы погибших лежали по всей территории. Шли бои и в д. Ботня. Население пряталось за речкой Ботинкой, рыли землянки, чтобы хоть как-то обезопасить себя. Штаб наших войск находился вначале в д. Иншино, затем в д. Соломасово .


Решающий бой состоялся 17 декабря, враг был отброшен, но людям возвращаться было некуда. Надо было хоронить погибших: фашистов отвозили в яму за д. Казначеево, своих хоронили в братской могиле №11 в д. Ботня. Здесь захоронено 217 человек. Это, в основном, воины 238 стрелковой дивизии, но здесь еще покоятся и мирные жители…»



Мы восхищаемся подвигом НАСТОЯЩИХ солдат, тех, которые дрались с врагом, не жалея своих жизней. Например, у моей прабабушки было пятеро сыновей, все они были призваны на фронт. Двое погибли. Один из них – танкист, участвовал в боях под Курском. После Орловско-Курской дуги наступил переломный момент войны, и я рад, что моему дедушке довелось участвовать именно в тех кровопролитных боях.

И.Бережков



Инициатор возведения стелы – ветеран войны Фомин Александр Федорович. Им же восстанавливался и список погибших. Средства на создание выделила администрация города Алексин, колхоз имени А. И. Муралова и добровольные

пожертвования селян.

Работы выполнялись на заводе ЖБИ под руководством его директора Райского Юрия Вячеславовича.



Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим…









Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Поход по местам боевой славы Работу выполнила ученица 9 класса МАОУ СШ№1 р.п. Крестцы Михайлова Юлия.

2 слайд

Описание слайда:

Отчёт об однодневном походе по местам боевой славы, совершённом группой учащихся патриотического клуба «Память», МАОУ СШ №1 р.п. Крестцы, 20сентября 2013г по маршруту: Крестцы-Вины-Зайцево-Подлитовье-Добрости-Кушеверы-Заход-Парфино Руководитель похода: Вигунова Татьяна Васильевна

3 слайд

Описание слайда:

Справочные сведения о маршруте. Район похода: Крестецкий, Парфинский районы Новгородской области. Срок проведения похода: 20сентября2013года. Маршрут:Крестцы-Вины-Зайцево-Подлитовье-Добрости-Кушеверы-Заход-Парфино-Ясная Поляна-Крестцы. Вид туризма: автобусно-пешеходный. Протяжённость маршрута: 97км Цель похода: формирование у школьников патриотизма и гражданственности, воспитание, гордости за подвиги воинов в годы Великой Отечественной войны. Задачи: - изучить историю родного края в годы Великой Отечественной войны на маршруте Крестцы-Ясная Поляна. - показать значимость общественной деятельности поисковой экспедиции «Долина», повысить интерес к поисковому движению «Долина»

4 слайд

Описание слайда:

Техническое описание маршрута « Нельзя научиться любить живых, если не умеешь хранить память о павших…» К.К.Рокосовский. Крестцы-Вины-Зайцево-Подлитовье. Выехали из посёлка Крестцы в 8.00 утра на школьном автобусе. Следуем по федеральной трассе в сторону Санкт-Петербурга. В Винах сворачиваем на братские захоронения. Деревню Вины во время Великой Отечественной войны бомбили часто, так как здесь был военный аэродром. На кладбище, которое находится в одном километре от деревни в братской могиле похоронено 35 воинов, погибших в годы войны

5 слайд

Описание слайда:

Вины-Подлитовье Выезжаем снова на федеральную трассу и продолжаем путь дальше. За Зайцевом, перед деревней Первомайское сворачиваем на Добрости. Примерно в километре от поворота, на продуваемой всеми ветрами возвышенности, стоит скромный обелиск-барельеф-дань людской памяти Степану Петровичу Комлеву. Вслушиваемся, ныне живущие, в голос Великой Отечественной войны, дошедшей до нас сквозь многие десятилетия, кланяемся, возлагаем цветы нашему славному земляку, уроженцу деревни Подлитовье, «стайка домов которой расположилась чуть ниже, во впадине». Эта деревенька дала России преданного и любящего свою Родину сына. Он участник советско-финляндской войны. В 1940 году при штурме сильно укреплённого района на Карельском перешейке его танковая рота подавила несколько дотов и обеспечила прорыв обороны противника. Степану Петровичу Комлеву в начале апреля 1940 года было присвоено звание Героя Советского Союза. В Великую Отечественную войну командовал танковым батальоном. В начале 1944года он погиб, освобождая литовский город Кретинга. Похоронен в 7 километрах юго-восточнее г.Кретинга.

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

Подлитовье-Кушеверы Из Подлитовья доезжаем на автобусе до поворота на деревню Кушеверы, затем идём пешком до деревенского кладбища. 31 августа 1941 года возле деревни Дубровы 180 стрелковая дивизия Северо - Западного фронта под командованием Ивана Ильича Миссана остановила наступление немецко-фашистских войск. На кладбищах близ деревень Добрости и Кушеверы похоронены около 600 воинов, умерших от ран в госпиталях, располагавшихся в годы войны в этих деревнях. К могилам воинов на кладбище в деревне Кушеверы возлагаем цветы. Их память чтим минутой молчания.

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

Кушеверы-урочище Заход. От деревни Кушеверы проходим 2км по дороге на п. Парфино, садимся в автобус и едем по направлению к хутору Павлово. На хуторе Павлово находятся 2 фермерских хозяйства - Медведева О.В. и Романова А.М.(занимаются растениеводством и животноводством). От хутора Павлово тракторной, очень грязной дорогой идём до бывшей деревни Заход / урочище Заход/ 3 километра. Нас сопровождает жительница хутора Романова Зоя Михайловна, которая ежегодно 9мая посещает братское захоронение, возлагает цветы к обелиску. По дороге замечаем, что земля вокруг изрыта окопами, сохранившимися ещё с военной поры. В лесном массиве, в урочище Заход-воинское кладбище - братское захоронение воинов, умерших от ран в госпиталях, которые располагались в деревнях Добрости и Кушеверы в годы Великой Отечественной войны. Братское захоронение около бывшей деревни Заход располагалось на территории Веркасского сельского совета (ликвидирован в 1963 году). Когда-то в 70-е годы рабочие совхоза-женщины в последний раз придали им достойный вид, вырубив кустарник и окопав гребни. С тех пор уже никто не приходил поклониться памяти лежащих здесь солдат. В 2003 году лесник случайно наткнулся на братское захоронение. Крестецкий поисковый отряд «Честь», под руководством Сергея Александровича Коваленко, в июне 2003 года провёл большую работу по благоустройству территории захоронения. 20июня 2003 года здесь состоялась траурная церемония. Наша группа, прибыв на место захоронения в урочище Заход Крестецкого района, привела в порядок место у обелиска, мы возложили цветы, почтили минутой молчания память солдат, захороненных здесь.

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Урочище Заход – п.Парфино Возвращаемся из урочища Заход к автобусу, оставленному на хуторе Павлово. Устраиваем небольшой привал. Затем наш путь лежит в п. Парфино. Выезжаем на трассу Крестцы –Парфино, проезжаем 1.5 км и пересекаем границу Парфинского района. Далее наше путешествие продолжается по Парфинскому району. В 1988 году молодёжь Парфинского района решила увековечить память тех, кто воевал и погиб у «рамушевского коридора». Был создан поисковый отряд «Долг». При его участии из болота был вытащен подбитый тяжёлый танк КВ-1С. Машину установили у въезда в посёлок Парфино. Мы остановились у памятника, возложили цветы, сфотографировались.

13 слайд

Описание слайда:

п.Парфино – Ясная Поляна Далее наш путь лежит в Ясную Поляну. И вот он – главный парфинский мемориал под хрестоматийным названием Ясная поляна. Здесь перезахоронены останки тысяч и тысяч красноармейцев, найденных поисковиками в парфинских лесах и болотах. В нашем отряде три участника поисковой экспедиции «Долина». Они представляют Крестецкий поисковый отряд «Эскандер». Это Ваняхин Андрей, (два сезона работал в отряде), Колясников Александр, Сенькин Алексей(по одному сезону). По признанию Андрея Ваняхина – поездка в Парфино стала одним из самых важных событий в его жизни. Он рассказал ребятам о том, что самой значимой находкой весенней вахты-2013 стал смертный медальон, в котором сохранились данные о бойце 370-й стрелковой дивизии Степане Семёновиче Молочнюке 1903 г.р., погибшем 29 октября 1942 года. Останки бойца были подняты 4 мая 2013г. Теперь предстоит кропотливая работа не только по розыску родственников самого солдата, но и изыскание возможных данных о тех четверых погибших, останки которых были найдены в одном с ним блиндаже. А 8 мая 2013г на мемориале в д. Ясная Поляна Парфинского района состоялась традиционная церемония захоронения останков погибших. Командиры поисковых отрядов из самых разных уголков страны были награждены Почётными грамотами. В их числе и А. Котов (поисковый отряд «Эскандер»), С. Коваленко (Крестецкий поисковый отряд «Честь»). Ребята -поисковики рассказали о том, что в весеннюю вахту Памяти лагерь нашего отряда «Эскандер» был разбит в урочище Стрелицы Парфинского района. В 1942 году здесь находился укрепрайон, происходило жесточайшее сопротивление немецким войскам. Задачей красноармейцев был захват построенных немцами дотов. По официальным данным, за три месяца в этом местечке в землю полегли 650 наших бойцов, сколько на самом деле - с точностью сегодня уже не скажет никто. По их рассказам, здешняя земля просто усеяна человеческими останками, предметами солдатского быта, снарядами – всем, что ассоциируется со страшным и горьким словом «война». «Эскандеровцы» также рассказали о найденном в эту экспедицию офицерском планшете, именном котелке, на котором рукой солдата была выцарапана надпись «Горьковская область, Первомайский район, с. Федотово, Панин», о других находках. Необыкновенная торжественность, чувство пронзающей грусти, гордости за величие массового подвига русского народа – все эти чувства испытали мы, находясь в Ясной Поляне. Именно здесь приходит отчётливое осознание, как важна и нужна поисковая работа, насколько священна память о простом русском солдате, оградившем мир от фашизма. Минута молчания. …До сих пор он сжимает в руке автомат, На подстилке из крови, патронов, гранат, С укоризной глазницы из мрака глядят: «Вы забыли нас, люди?! Я русский солдат!...»