Немецкий подводный флот 1941 1945. "ненужный" корабль кригсмарине. Семеро одного не боятся

Ну что ж, как и обещал ранее, немного расскажу вам про германскую подлодку тип VII , по которой затем предстоит нам экскурсия изнутри – а для краткости, далее буду именовать её просто «семеркой».

Лодка ведь это совсем не простая, а знаменитая. Даже очень.
Она – самая главная героиня «битвы за Атлантику» с немецкой стороны. Но и не только. Отметилась она и в Средиземном море, причем отметилась неслабо. В Мексиканском заливе и в Карибском море. И в Западной Арктике. И даже в Индийский океан один раз сунула она свой нос.

Прошло уж шестьдесят пять лет, а насчет неё до сих пор идут ожесточенные споры у историков и любителей.
Одни обзывают подобные лодки «стальными гробами Дёница». Да, это так. Больше всего их погибло в войну из всех серий германских субмарин. Да и «обитаемость» (уровень внутреннего комфорта) у них была крайне низкая, по сравнению с другими лодками - как Германии, так и других стран. Она была максимально «заточена под оружие» в ущерб условиям службы экипажа, да.
Другие справедливо говорят, что такая лодка в руках умелого экипажа и инициативного командира достигала фантастических успехов, приходя из боевого похода. И это тоже правда – некоторые «семерки» возвращались на базу с 7-8 вымпелами после одного удачного боевого похода.

«Семерка» была прекрасно управляема, и ей принадлежит своеобразный рекорд реакции на опасность – она была способна во время крейсирования за 25-27 секунд (!) после момента обнаружения противника задраить люки и погрузиться на глубину 10 метров (при опытном экипаже, конечно). У нее был малозаметный невысокий силуэт, и достаточно совершенное торпедное оружие.

Не будем забывать, что «семеркой» была и U-47 Гюнтера Прина, потопившая линкор «Ройал Оак» в самом логове врага – британской базе Скапа-Флоу, в октябре 1939 г.
«Семерку» U-331 в Средиземном море вел в атаку барон Тизенгаузен в 1941 г. Результат атаки – потопление английского линкора «Бархэм» в открытом море. Это, бесспорно, выдающиеся достижения. Итак, уже два линкора.
На «семерке» U-99 воевал подводный ас №1 Второй Мировой войны Отто Кречмер. На том же типе воевали и другие асы – например Йоахим Шепке или Альбрехт Бранди (кстати, он получил все возможные степени отличия к Рыцарскому Кресту – Дубовые Листья, Мечи, Бриллианты).
Именно «семерки» топили авианосцы – U-29 - «Корейджес» в сентябре 1939 г. и U-81 - «Арк Ройял» в 1941 г.
А уж сколько всего остального они потопили, и в какие переплеты только не попадали! Даже самолеты самостоятельно (штатным зенитным вооружением) сбивали. Нескольких книг не хватит! Словом, противник серьезный.

А между тем «семерка» - просто пигалица для океанской лодки: всего-то 761-767 тонн водоизмещение.
И характеристики не очень серьезные. Посудите сами: под дизелем в надводном положении они выжимали максимум 17 узлов, а «экономический» (оптимальный по расходу топлива) ход составлял 10 узлов. Всего-навсего. А если лодка шла 12 узлов – то ее дальность уменьшалась на 3000 (!) миль, до 6500 миль.
Их главные враги – эсминцы – имели 32-36 узлов скорости надводного хода. То есть вдвое выше максимума «семерки».
Что касается подводного хода (на электромоторах), то тут впору вообще расплакаться: «семерка» могла пройти 140 миль на скорости 2 (два!) узла или 80 миль на скорости 4 узла. А максимум (на очень недолгое время!) могла дать около 6,5 узлов. То есть под водой она не бодро двигалась, а фактически «кралась на цыпочках».

Вообще-то, если бы большая война началась попозже, года эдак на три – то лодке этой вряд ли бы пришлось серьезно повоевать. Её бы сменила в качестве основной IX, а потом, возможно и XXI – «лодка будущего». Но у истории нет сослагательного наклонения, и как бы то ни было, эти субмарины врывались внутрь охранения конвоев, топили бесчисленное множество транспортов и даже – иногда - вражеские линкоры и авианосцы.

Есть у "семерки" и еще один рекорд, который вряд ли будет когда-то перекрыт. Это - самая массовая подлодка в истории судостроения, их было построено 660 (шестьсот шестьдесят!) штук. Но дошла до наших дней только одна - U-995, стоящая сейчас в Лабё.

Теперь посмотрите архивные фото «семерки».

Вот спуск на воду новой лодки проекта VIIc/41, Киль, «Германиа Верфт». 1943 г.

А это, пожалуй, самая знаменитая «семерка» - U-47 под командованием Гюнтера Прина, первого кавалера Рыцарского Креста среди подводников Кригсмарине. Она проникла в защищенную и строго охраняемую главную базу британского флота Скапа-Флоу, торпедировала линкор «Ройал Оак» и успешно вышла обратно, используя глубинные течения, вернувшись затем обратно в Германию.
После этого похода сама лодка U-47 получила вот эту эмблему (на фото) – «Бык Скапа-Флоу», как и сам корветтен-капитан Гюнтер Прин (он стоит справа с биноклем на рубке). Отличительный знак командира лодки - фуражка с белым верхом.

«Семерка» в «атлантическом камуфляже возвращается в базу Лориан во Франции. Вы также можете тут опознать командира лодки, по фуражке с белым верхом.

Посещение «семерки» главнокомандующим Кригсмарине адмиралом Редером (третий слева, со знаками различия адмирала).
Самый крайний справа – скромный капитан цур зее (по нашему, капраз) Карл Дёниц – да, да, этот тот самый «папа Карл», командующий подводными силами Кригсмарине и вдохновитель неограниченной подводной войны. Через четыре года он станет гросс-адмиралом Германии, сменит Редера на посту главнокомандующего, а еще через два года Гитлер в политическом завещании 30.04.1945 именно ему передаст полномочия фюрера Германского рейха и рейхспрезидента.

Погрузка торпеды G7e через торпедный люк во 2-м отсеке.
База Лориан, Франция, 1941 г.

Плакат с изображением лодки U-552 под командованием подводного аса Эриха Топпа. Предположительно база Сен-Назер, Франция – возвращение с боевого похода от берегов США, где он потопил в начале 1942 г. рекордный тоннаж транспортов и танкеров.

А вот и сам подводный ас Эрих Топп, снят у зенитного перископа U-552.

Еще один офицер U-552, во время крейсирования у берегов США, начало 1942 г.

А это вахта в ограждении боевой рубки U-86. Во время крейсироования у берегов США, октябрь 1942 г. Эта штука называется бинокль UZO, своеобразная замена перископу в надводном положении.

U-203. Обслуживание торпедных аппаратов в 1-м (носовом торпедном) отсеке.

На подлодках кригсмарине было принято каждые 4-5 дней извлекать торпеды из торпедных аппаратов для проверки приборов и профилактики. Обычно эту работу выполнял фельдфебель, зам. Командира минно-торпедной части лодки.

Приготовление еды на камбузе лодки проекта VIIc/41.

К сожалению, я не смог найти много снимков внутренней части лодки VIIc, а именно они понадобятся нам для сравнения. Но уж что есть – общее представление имеете.

Снимки взяты с книги М. Морозова «Германские подводные лодки VII серии» , текст – мой.

Следующий пост будет про мой поход внутри лодки U-995 и небольшой рассказ про её отсеки.

Для тех, кто хочет поподробнее.
Немного любопытной информации, из вышеупомянутой книги М. Морозова (извлечения).

Торпедное оружие

Главным оружием «семерок», безусловно, являлось торпедное. Оно было представлено четырьмя носовыми и одним кормовым 533-мм торпедными аппаратами с запасом торпед («угрей», как их называли на своем жаргоне германские подводники). Лодки модификации А располагали всего шестью запасными торпедами в носовом отсеке, однако на последующих сериях боекомплект возрос за счет размещения одной запасной торпеды в электромоторном отсеке и двух в надстройке. От последних отказались в начале 1943 г., поскольку участились случаи их повреждения в результате атак противолодочных сил.
Торпедные аппараты, по большинству параметров сходные с аналогичными других мировых флотов, тем не менее, имели ряд интересных особенностей. Выталкивание торпеды из них осуществлялось не сжатым воздухом, а специальным пневматическим поршнем, что значительно упрощало систему беспузырной торпедной стрельбы.
Изменение глубины хода и угла поворота гироскопа «угрей» могло производиться непосредственно в аппаратах, с находившегося в боевой рубке счетно-решающего прибора (СРП).
Конструкция аппарата обеспечивала свободный выход торпеды с глубин до 22 м. Перезарядка занимала сравнительно немного времени-для торпед, хранившихся внутри прочного корпуса, - от 10 до 20 минут.

Центральное место в комплексе торпедного вооружения подлодки занимал размещенный в боевой рубке счетно-решающий прибор. Механически в него поступали данные о курсе подлодки и ее скорости, а также считываемое с азимутального круга перископа или стойки «надводной прицельной оптики» (Uber-wasserzieloptik) направление на цель.
Обслуживавший СРП оберфельдфебель вручную по командам командира вводил в прибор курс, дистанцию, скорость и длину цели, а также боевой курс лодки. В течение нескольких секунд после этого прибор рассчитывал все необходимые для стрельбы данные и вводил их в торпеды. Стрельба осуществлялась по команде командира нажатием кнопок на стойке управления стрельбой, размещенной в центральном посту. На случай выхода из строя основной стойки в носовом отсеке имелась резервная. Любопытно отметить, что, несмотря на столь передовую для того времени технику, начиная с середины войны все большее значение стали приобретать методы торпедной стрельбы, не требующие точного прицеливания.

В течение всей войны в германском флоте на вооружении находились торпеды двух базовых проектов: сконструированная в начале 20-х гг. парогазовая G7a (G - обозначение калибра торпеды, 7 - длина в метрах) и принятая на вооружение в 1929 г. электрическая G7e (ее конструирование и испытания осуществлялись в 1923-1929 гг. зарегистрированной в Швеции германской фирмой IvS под завесой строгой секретности). В качестве прототипа для их разработки послужила 500-мм торпеда G7 образца 1916г. Обе торпеды имели длину 7186 мм и 280-кг боевое зарядное отделение (БЗО). Из-за тяжелой (665 кг) аккумуляторной батареи G7e имела массу, на 75 кг превосходившую G7a (1603 против 1528 кг). Наибольшие различия, безусловно, имели скоростные характеристики. На G7a могли устанавливаться режимы 44, 40 и 30-узлового хода, при которых она могла пройти 5500, 7500 и 12 500 м соответственно (позднее за счет совершенствования подогревательного аппарата дальности хода возросли до 6000, 8000 и 14 000 м).
Электрическая G7e на испытаниях в 1929 г. прошла всего 2000 м 28-узловым ходом, но к 1939 г. эти показатели возросли до 5000 м 30-узловым. В 1943 г. на вооружение поступила новая модификация G7e (ТЗа), в которой за счет изменения конструкции аккумуляторной батареи и введения системы подогрева торпеды в торпедном аппарате дальность удалось довести до 7500 м 29 - 30-узловым ходом.
Необходимо отметить, что в создании бесследных электроторпед немцы надолго оставили позади остальные мировые флоты, сумевшие обзавестись подобным оружием только к середине войны. Технология производства G7e была отработана настолько эффективно, что изготовление электроторпед оказалось и дешевле, и проще, по сравнению с парогазовым аналогом.

«Волчьим стаям» становилось все труднее прорывать охранение конвоев, стрельба же с больших дистанций редко приводила к успехам. Ответом на возникшую ситуацию стало появление прибора маневрирования FAT. Оснащенная им торпеда G7a после выстрела могла пройти дистанцию от 500 до 12 500 м, после чего повернуть в любую сторону на угол до 135 градусов. Дальнейшее движение осуществлялось со скоростью 5-7 узлов «змейкой»: длина участка от 800 до 1600 м, диаметр циркуляции - 300 м. Вероятность попадания такой торпеды, выпущенной с носовых курсовых углов конвоя поперек курса его движения, оказалась весьма высокой. Первая «семерка», вооруженная FAT, покинула порт 23.11.1942 г., а 29 декабря состоялась первая успешная атака. С мая 1943 г. прибор FAT II (длина участка «змейки» 800 м) начал устанавливаться и на торпедах G7e. Из-за малой дальности хода электроторпеды данная модификация рассматривалась германским командованием как оружие самообороны, выстреливавшееся из кормового торпедного аппарата навстречу преследующему эскортному кораблю.

Артиллерийское вооружение

К началу войны лодки VII серии несли 88-мм пушку SKC/35 с длиною ствола 45 калибров, находившуюся перед ограждением рубки (боекомплект 220 снарядов; снаряды передавались из артпогреба наверх вручную, по цепочке), и одноствольную 20-мм зенитную пушку Flaks на установке СЗО/37 с боезапасом в 1500 снарядов.

Последний случай применения 88-мм орудия в Атлантике имел место 19.6.1942 г., когда «семерка» U-701 в ожесточенном надводном бою потопила у м. Гаттерас американский вооруженный траулер YP-389. 14 ноября того же года последовало распоряжение BdU о демонтаже всех 88-мм орудий - возить этот лишний вес уже не было необходимости.

Первая партия из 40 20-мм спарок поступила на флот только к 15.7.1943 г., число же счетверенных «фирлингов» к этому времени не превышало десятка. Тем не менее, именно тогда получил утверждение новый состав зенитного вооружения, известный как «Башня 4». Он предусматривал размещение двух спаренных Flak38 на верхней платформе и одного «фирлинга» в «винтергартене». Первая переоборудованная подобным способом «семерка» U-758 8.6.1943 г. выиграла бой у восьми самолетов американского авианосца «Боуг». Хотя лодка, как и некоторые из нападавших, получила серьезные повреждения, а 11 членов ее экипажа были убиты или ранены, «эвенджерам» так и не удалось ни потопить, ни загнать субмарину под воду. 30.6.1943 г. BdU отдало приказ, согласно которому в поход могли выпускаться только те «у-боты», которые получили «Башню 4» с «фирлингом».

Одновременно состоялся очередной этап совершенствования зенитного вооружения «у-ботов». В боях весны - лета 1943-го выяснилось, что многочисленные 20-мм зенитные стволы могут причинить серьезные повреждения патрульному самолету, но не раньше, чем он успеет совершить атаку, которая при должном упорстве летчика должна была стать для лодки фатальной. Для того чтобы остановить атакующего, требовалось оружие куда более мощное и дальнобойное. Им стала автоматическая 37-мм пушка Flak М42, поступившая на вооружение Кригсмарине в середине 1943 г. Уже к 1 декабря 18 «семерок» поменяли свои «фирлинга» на новый автомат.

В течение войны германские подводные лодки всех типов сбили не менее 125 самолетов союзников (эти цифры не включают советские самолеты), потеряв от действий авиации 247 субмарин (не считая 51 уничтоженную стратегической авиацией в портах и еще 42, потопленные во взаимодействии с надводными кораблями). Необходимо отметить, что подавляющее большинство из 247 потерянных лодок было атаковано внезапно и лишь 31 погибла, пытаясь защищаться в надводном положении. Наибольших успехов в этом нетривиальном для субмарин виде деятельности добились «семерки» U-333, U-648, сбившие по три самолета, и U-256, одержавшая победу над четырьмя машинами.

Средства наблюдения

О командирских перископах, применявшихся на VII серии, известно не много. Это была труба с неподвижным окуляром, которая в верхней части могла выдвигаться телескопическим способом на значительную высоту. Головка перископа могла перемещаться в вертикальном секторе. Две пары оптических призм обеспечивали большую точность измерения дистанции до цели. Управление командирским перископом осуществлял сам командир, восседая на сидении велосипедного типа. Вращая педали, он проводил наблюдение по горизонту, а кнопкой в правой рукояти перископа фокусировал его на выбранном объекте. Как отмечалось в советских послевоенных отчетах, «оптика у перископов просветленная. Стекло очень высокого качества». Зенитный перископ имел более примитивную конструкцию, а наблюдение в него велось из центрального поста.
Так называемая «надводная прицельная оптика» включала в себя механически связанную с торпедным СРП стойку, на которую во время надводной атаки устанавливался цейсовский бинокль с многократным увеличением. Во время надводного плавания бинокль висел на шее вахтенного офицера и при погружении уносился в центральный пост.

Экипаж и обитаемость

Экипаж субмарины типа VIIC насчитывал 44 человека, в том числе четыре офицера. Командир по штатной категории имел звание капитан-лейтенанта. Второй фигурой на корабле был 1-й вахтенный офицер, совмещавший обязанности старшего помощника и командира минно-торпедной боевой части. 2-й вахтенный офицер исполнял обязанности, соответствовавшие в нашем флоте обязанностям командира БЧ-2. Последним, четвертым офицером являлся механик лодки.
Важный комплекс обязанностей ложился на плечи четырех обер-фельдфебелей. Один из них исполнял обязанности штурмана, второй - боцмана, двое остальных - старшего дизелиста и старшего моториста соответственно.
Обязанности фельдшера исполнял один из унтер-офицеров. Остальной личный состав лодки делился на технический (дизелисты, мотористы, радисты и торпедисты) и морской (рулевые, сигнальщики, артиллеристы, кок и боцманская команда) дивизионы.

Организация несения службы на германских подводных лодках мало походила на отечественную. Личный состав морского дивизиона делился на три смены. Ежедневно каждый матрос дивизиона тратил восемь часов на несение службы внутри лодки, четыре - на несение верхней вахты, четыре - на пищу и занятия и восемь часов на сон. Дизелисты и мотористы технического дивизиона несли шестичасовые вахты в две смены. Верхняя вахта менялась через каждые четыре часа. В ее состав входили вахтенный офицер и четыре сигнальщика. 1-й и 2-й вахтенный офицеры заступали на верхнюю вахту дважды в сутки с 12-часовым интервалом.

«Семерки» относились к самым маленьким подводным лодкам океанского класса. Отсюда и крайне примитивная, некомфортная для человека обитаемость у всех вариантов этой субмарины, не исключая и VIIC/41. Даже Дёниц в своих мемуарах был вынужден признать: «Немецкие подводные лодки по сравнению с подводными лодками других стран имели гораздо худшую обитаемость, так как были построены по принципу максимального использования каждой тонны водоизмещения для собственно боевых качеств лодки. На лодках отказывались от всего, что могло именоваться комфортом, все необходимое для ведения боевых действий загружалось до допустимых пределов. Койки в течение нескольких недель были заняты ящиками с провиантом. В забитых до отказа отсеках оставались лишь узкие проходы».
Даже по штатному расписанию рядовые матросы жили в отсеке, где на 22 человека приходилось всего 12 коек. Не намного лучше размещались унтер-офицеры, имевшие восемь коек на 14 человек. У офицеров и обер-фельдфебелей были индивидуальные койки, установленные в два яруса, как в солдатской казарме. Для хранения личных вещей членов экипажа имелся специальный шкаф с множеством закрывающихся на ключ индивидуальных ящичков. Характерный тяжелый запах на лодке обильно сдабривался французским одеколоном, имевшимся практически у каждого члена команды.

Судьба уцелевших «Семерок»

После окончания Второй мировой войны судьба кораблей Кригсмарине решалась на Потсдамской конференции. Часть их делилась между флотами великих держав, остальные подлежали уничтожению.
Германские подводные лодки, оказавшиеся в числе последних, были собраны в Лох-Раине на побережье Шотландии. Затем их группами выводили в море для затопления в 30 милях к северу от Малин-Хеда. Если не срабатывали подрывные заряды, субмарины топили артиллерийским огнем эсминцы - британский «Онслоу» и польский «Блискавица». В ходе этой операции, получившей кодовое название «Дедлайт» и продолжавшейся с ноября 1945 г. - по январь 1946 г., пошли ко дну 119 немецких субмарин, в том числе и 83 единицы VII серии: из них по одной лодке серий VIID и VIIF, остальные - VIIC и VIIC/41.
30 «у-ботов» разных типов распределили среди трех стран-победительниц - США, СССР и Великобритании - в качестве трофеев. Две «семерки» вошли в послевоенное время в состав военно-морских сил Франции под названиями - «Милле» (бывшая U-471) и «Лоби» (бывшая LJ-766). Первая была повреждена авиацией союзников в Тулоне во время налета 6 августа 1944 г. и в таком состоянии досталась французам. Вторая, исключенная из состава Кригсмарине в августе 1944 г., была захвачена после капитуляции в Ла-Рошели. Французы сумели набрать запасных частей из десятка поврежденных лодок, оставшихся после капитуляции немцев во Франции, и ввести обе названные субмарины в строй. «Милле» долго оставалась в составе французского флота, и ее списали лишь в октябре 1963 г., «Лоби» - на три года раньше.
Три лодки типа VII - U-926, U-995 и U-1202 из британской доли раздела вошли в состав норвежских Королевских военно-морских сил. Они стали именоваться соответственно «Киа», «Каура» и «Кинн» и еще полтора десятка лет числились среди действующих. Об одной из них, U-995, речь пойдет ниже.
США приняли в качестве трофеев U-977 и U-1105, первая из них была потоплена 2 февраля 1946 г. во время торпедных стрельб. Великобритания получила целых шесть «семерок» и также использовала их в экспериментальных целях.
В 1946 г. после раздела германского флота в Советский Союз поступили и четыре лодки VII серии -U-1057, U-1058, U-1064 и U-1305. Все они под наименованиями Н-22-Н-25, а с июня 1949 г. как С-81 -С-84 служили в составе Балтийского флота вплоть до конца декабря 1955 г., затем три из них были исключены из списков кораблей ВМФ в 1957- 1958 гг. Интересно отметить, что бывшая U-1305 использовалась на Северном флоте в 1957 г. в районе островов Новая Земля в качестве мишени при испытании новых видов оружия, в том числе и атомных торпед. Там она и была затоплена в октябре того же года. Долгожителем оказалась U-1064, которую после разоружения переформировали сначала в плавучую зарядовую станцию ПЗС-33, а с 1 июня 1957 г. - в учебно-тренировочную станцию УТС-49. В этом качестве она прослужила до марта 1974 года.

Одна из лодок серии VIIC сохранилась до наших дней. Это U-995, построенная фирмой «Блом унд Фосс» в 1943 году. 8 мая 1945 г., т.е. во время капитуляции нацистской Германии, она находилась на ремонте в Тронхейме и не разделила судьбы других немецких подводных лодок, а была включена в состав норвежского флота под названием «Каура» и служила в основном учебным кораблем. В январе 1963 г. ее исключили из списков флота. Тогда же на правительственном уровне и начались переговоры о судьбе этой лодки между Норвегией и ФРГ, длившиеся несколько лет. В 1965 г. субмарину доставили в Западную Германию; несколько лет она простояла в Киле. Наконец, в 1971 г. ее передали Германскому морскому союзу. Подлодку реконструировали, придав ей вид, какой она имела в конце войны. С марта 1972 г. U-995 - составная часть морского мемориального комплекса в местечке Лабё, недалеко от Киля.

Подводный флот в составе кригсмарине Третьего рейха был создан 1.11.1934 и прекратил свое существование вместе с капитуляцией Германии во Второй мировой войне. За время своего относительно недолгого существования (около девяти с половиной лет) германский подводный флот сумел вписать себя в военную историю в качестве самого многочисленного и смертоносного подводного флота всех времен и народов. Германские субмарины, внушавшие ужас капитанам морских судов от мыса Нордкап до мыса Доброй Надежды и от Карибского моря до Малаккского пролива, благодаря мемуарам и кинофильмам уже давно превратились в один из военных мифов, за пеленой которого часто становятся незаметными реальные факты. Вот некоторые из них.

1. В составе кригсмарине воевали 1154 подводные лодки, построенные на германских верфях (включая подводную лодку U-А, которая изначально строилась в Германии для ВМС Турции). Из 1154 субмарин 57 подводных лодок были построены до войны, а 1097 – в период после 1 сентября 1939 года. Средние темпы ввода в строй германских подводных лодок во время Второй мировой войны составляли 1 новая подлодка каждые два дня.

Недостроенные немецкие подводные лодки типа XXI на слипах №5 (на переднем плане)
и №4 (справа вдали) верфи AG Weser в Бремене. На фото во втором ряду слева направо:
U-3052, U-3042, U-3048 и U-3056; в ближнем ряду слева направо: U-3053, U-3043, U-3049 и U-3057.
Справа вдали – U-3060 и U-3062
Источник: http://waralbum.ru/164992/

2. В составе кригсмарине воевал 21 тип подводных лодок германской постройки со следующими техническими характеристиками:

Водоизмещение: от 275 тонн (подлодки типа ХХII) до 2710 тонн (тип Х-В);

Скорость в надводном положении: от 9,7 узла (тип ХХII) до 19,2 узла (тип IХ-D);

Скорость в подводном положении: от 6,9 узла (тип II-А) до 17,2 узла (тип ХХI);

Глубина погружения: от 150 метров (тип II-А) до 280 метров (тип ХХI).


Кильватерная колонна немецких подводных лодок (тип II-A) в море во время маневров, 1939 год
Источник: http://waralbum.ru/149250/

3. В состав кригсмарине входило 13 трофейных подводных лодок, в том числе:

1 английская: «Seal» (в составе кригсмарине – U-B);

2 норвежские: В-5 (в составе кригсмарине – UС-1), В-6 (в составе кригсмарине – UС-2);

5 голландских: О-5 (до 1916 года – британская подлодка Н-6, в составе кригсмарине – UD-1), О-12 (в составе кригсмарине – UD-2), О-25 (в составе кригсмарине – UD-3), О-26 (в составе кригсмарине – UD-4), О-27 (в составе кригсмарине – UD-5);

1 французская: «La Favorite» (в составе кригсмарине – UF-1);

4 итальянские: «Alpino Bagnolini» (в составе кригсмарине – UIT-22); «Generale Liuzzi» (в составе кригсмарине – UIT-23); «Comandante Capellini» (в составе кригсмарине – UIT-24); «Luigi Torelli» (в составе кригсмарине – UIT-25).


Офицеры кригсмарине осматривают британскую подводную лодку «Сил» (HMS Seal, N37),
захваченную в проливе Скагеррак
Источник: http://waralbum.ru/178129/

4. В ходе Второй мировой войны германские подводные лодки потопили 3083 торговых судна общим тоннажем 14528570 тонн. Самый результативный капитан подлодок кригсмарине – Отто Кречмер, потопивший 47 судов общим тоннажем 274333 тонны. Самая результативная подводная лодка – U-48, потопившая 52 судна общим тоннажем 307935 тонн (спущена на воду 22.4.1939, а 2.4.1941 получила тяжелые повреждения и больше в боевых действиях не участвовала).


U-48 - наиболее успешная германская подлодка. На снимке она находится
почти на половине пути к своему конечному результату,
как это показано белыми цифрами
на рубке рядом с эмблемой лодки («Трижды черный кот»)
и персональной эмблемой капитана подлодки Шульце («Белой ведьмой»)
Источник: http://forum.worldofwarships.ru

5. За время Второй мировой войны германские подводные лодки потопили 2 линкора, 7 авианосцев, 9 крейсеров и 63 эскадренных миноносца. Самый крупный из уничтоженных кораблей – линкор «Royal Oak» (водоизмещение – 31200 тонн, экипаж – 994 человека) – потоплен подводной лодкой U-47 на собственной базе Скапа-Флоу 14.10.1939 (водоизмещение – 1040 тонн, экипаж – 45 человек).


Линейный корабль «Royal Oak»
Источник: http://war-at-sea.narod.ru/photo/s4gb75_4_2p.htm

Командир немецкой подводной лодки U-47 капитан-лейтенант
Гюнтер Прин (Günther Prien, 1908–1941) раздает автографы
после потопления британского линкора «Royal Oak»
Источник: http://waralbum.ru/174940/

6. Во время Второй мировой войны германские подводные лодки совершили 3587 боевых походов. Рекордсменом по количеству боевых походов является подлодка U-565, совершившая 21 поход, в ходе которых потопила 6 судов общим тоннажем 19053 тонны.


Немецкая подводная лодка (тип VII-B) во время боевого похода
подходит к кораблю для обмена грузами
Источник: http://waralbum.ru/169637/

7. В ходе Второй мировой войны безвозвратно потеряна 721 германская подводная лодка. Первой потерянной подводной лодкой является субмарина U-27, потопленная 20.9.1939 британскими эсминцами «Fortune» и «Forester» западнее берегов Шотландии. Последней потерей является подлодка U-287, подорвавшаяся на мине в устье Эльбы уже после формального окончания Второй мировой войны (16.05.1945), возвращаясь из своего первого и единственного боевого похода.


Британский эсминец HMS Forester, 1942 год

…Мы делали все возможное, но скользкая черная смерть шла впереди нас.


Мы ввели конвойную систему, но это лишь подстегнуло их азарт – они собирались в стаи и еще сильнее преследовали нас. Днем они исчезали. Но едва сгущались сумерки, цепкие лапы хватали за горло и увлекали на морское дно.

Злобные рыбины проведали о наших секретах и сменили тактику – теперь, обнаружив конвой, они всплывали и следовали с ним параллельным курсом, ориентируясь по дымам судов. Бешено стрекотала «Энигма», невидимые электрические молнии пронизывали радиоэфир – через час в район стягивались другие твари, постепенно окружая нас и выходя нашим кораблям наперерез. А потом они бросались на нас, и начиналось ужасное…

Мы создали радиолокатор сантиметрового диапазона для тотального контроля поверхности океана. Их ответом стал «мальтийский крест» - чуткий антирадар, засекавший излучение наших РЛС задолго до того, как операторы начинали видеть на засветку от крупного надводного объекта. Когда патрульный «Сандерланд» выходил в заданный квадрат, черная смерть успевала погрузиться и бесследно исчезнуть в толще морской воды.

Мы выставили 76 000 морских мин на подходах к их базам в Северном море и Ла-Манше, заминировали Кильский канал, проливы Скагеррак и Каттегат. В опасных рейдах было потеряно 500 самолетов-постановщиков, но все напрасно – за всю войну лишь тридцать две из них стали жертвами наших мин, остальные 800 умело обошли заграждения и ушли в океан заниматься разбоем.

Мы регулярно бомбили их базы и верфи, где рождались хищные рыбины, сбросив в совокупности 100 000 тонн бомб. Все тщетно – их потери оказались минимальны. Всего 59 стальных демонов. Остальные, переждав налет, немедленно вылезали из своих железобетонных укрытий и расползались по всей Атлантике.

Мы наращивали количество эскортных сил, построили за два года 350 корветов типов «Хант» и «Флауэр», ставшие нашими «Т-34» на просторах Атлантики. Мы вооружали транспортные и промысловые суда, привлекали к борьбе с подводной угрозой крейсера и эсминцы Королевских ВМС. Морское командование реквизировало у судовладельцев 1240 яхт, траулеров и китобойных судов, превратив их в охотников за черной смертью - с комплектом гидроакустической аппаратуры и запасом глубинных бомб на борту.


Каталина!


Мы создали гидролокатор – АСДИК, способный просвечивать морские глубины и вычислять крадущихся тварей. Увы, стиснув зубы, они, как и прежде, настигали караваны судов и упрямо душили Британию, оставляя нас без самого необходимого. Кровь хлестала с обеих сторон, но их ярость оказалась сильнее высоких технологий.

Подводные киллеры смело рвались вперед, не опасаясь наших приборов – они знали, что примитивный АСДИК имеет слишком малый угол захвата, а его эффективная дальность в режиме эхолокации не превышает одной мили и стремительно уменьшается с ухудшением погоды и увеличением скорости противолодочного корабля. На 16 узлах сонар становился полностью глухим.
Едва начав преследование, мы немедленно теряли с ними контакт.

Мы разрабатывали новые шумопеленгаторы и ультразвуковые приборы наблюдения, установили береговые гидроакустические станции при входе в устья рек, каждый порт и военно-морскую базу… все напрасно!

Скользкие черные чудовища тоже непрерывно совершенствовались. Они уменьшили уровень собственных шумов, применив амортизацию механизмов и средства для создания помех в работе нашей гидроакустической аппаратуры. Они научились быстро изменять глубину погружения, сделав наше противолодочное и глубинные бомбы неэффективными.

У них появилось новые опасные игрушки – приборы маневрирования FAT и LUT для торпедного оружия, простейшие механизмы, позволявшие атаковать конвои из любой позиции. А потом появились акустические самонаводящиеся торпеды Т4 «Фальке» и Т5 «Цаункёниг». Любой наш корабль, рискнувший вступить в открытый поединок со стальной рыбиной, в любую минуту мог сам попасть под удар.

Мы оснастили свои корабли буксируемыми шумовыми ловушками, но они тут же создали помехозащищенную систему наведения для акустических торпед.

Мы чувствовали, буквально ощущали своей просоленной кожей, что на подходе новая угроза – на верфях Германии зачаты новые, еще более грозные подводные чудовища…

«Электроботы». Тип XXI и XXIII. Лодки, рассчитанные на постоянное нахождение в подводном положении. Оптимизированные обводы и увеличенное количество аккумуляторных батарей позволяли им разгоняться под водой до 15 узлов – их преследование нашими противолодочными кораблями было практически невозможно, на такой скорости АСДИК не работал. Оснащенные шноркелями, они могли неделями не показываться на поверхности; а совершенный комплекс гидроакустики обеспечивал им исключительные возможности для контроля над морской обстановкой.

Тогда мы всего этого не знали. Было лишь гнетущее ощущение опасности и бессилья.
Британия готовились к худшему…

Дойчланд штольц

…да, 1942 год удался на славу. Доблестным морякам-подводникам удалось в три раза превысить достижения всех предыдущих лет войны, потопив за год 1149 кораблей и судов противника, общим тоннажем 6,2 миллиона брутто регистровых тонн. Фантастиш!

В списках побед числится пара знатных трофеев – авианосец «Игл» (потоплен 11.08.1942 подлодкой U-73) и крейсер «Эдинбург» с грузом золота на его борту (подстрелен 2.05.1942 в Баренцевом море подлодкой U-473). Кроме того, «морские волки» загрызли легендарный конвой PQ-17, провели в Карском море операцию «Вундерланд», потопили еще 2 крейсера и 13 эсминцев противника. Зер гут.


Пролив Кирк-Саунд, Скапа-Флоу, Шотландия. Здесь, в темную ночь с 13 на 14 октября 1939 года, пролезла, едва не царапая корпусом дно, лодка U-47 под командованием Гюнтера Прина. Как он это сделал? Дас ист фантастиш. Тем не менее, для линкора "Ройал Оук" и 833 человек его экипажа эта ночь оказлась последней. Учинив погром в гавани самой защищенной британской базы, U-47, под грохот зениток, выбралась тем же путем и благополучно вернулась домой.
Во избежание повторения следующего "Перл-Харбора" с немецким акцентом, англичане срочно перегородили пролив каменной дамбой.

За яркими событиями скрываются серые будни войны. Наши подводники имеют четкие указания – по возможности не трогать военные корабли, сосредоточив свое внимание на судах торгового флота. Субмарине невыгодно гоняться за быстроходным эсминцем – слишком подвижная и маневренная цель, эсминец способен увернуться от выпущенных торпед и сам нанести контрудар.

Законы морской войны далеки от распространенных заблуждений о «дыме морских сражений». Люди не живут в открытом океане. Сине-зеленую водную гладь нельзя захватить или разрушить. Океан используется лишь как транспортная артерия, по которой Британия получает критически важные для нее товары, сырье и оборудование.

А раз так - тогда зачем лодке так долго и тщательно прицеливаться, вступать в бесполезную и опасную дуэль с эскортными силами конвоя? Гораздо эффективнее и полезнее расстрелять тихоходные танкеры и транспорты с самолетами, танками, машинами, механизмами, грузами руды и каучука, обмундированием и продуктами питания…

Пусть потом быстроходный эсминец носится по кругу, а его командир рвет на себе волосы – в воду погружаются обломки транспортов, задача провалена. По прибытию на базу экипажу эсминца окажется нечего есть, а эсминец, оставшись без топлива, самостоятельно встанет на прикол. Истощенная Британия рано или поздно подпишет капитуляцию.

Вот он, верный путь к победе! И мы продолжали наращивать удары в выбранном направлении…

Американский приговор Кригсмарине

…Мы будем строить корабли быстрее, чем их сможет топить противник. Мы будем ЕЖЕДНЕВНО спускать на воду по два боевых корабля основных классов (авианосец, линкор, крейсер, эсминец, или подлодку) и вводить в строй по три транспорта.

Следует немедленно развернуть производство противолодочной техники – тысячи охотников и корветов, эскортных авианосцев на базе транспортных судов и базовой морской авиации – гидросамолетов «Каталина», дальних морских разведчиков PB4Y-1 и PB4Y-2 «Прайветир» (модификация «Летающих крепостей»).

Мы разместим десятки аэродромов и гидроакустических станций в северной части Атлантики – на побережье Гренландии, Исландии и Фарерских островов.

Мы компенсируем ЛЮБЫЕ потери торгового флота – количество построенных транспортов типа «Либерти» к концу войну превысит значение 2700 единиц. Как бы ни зверствовали немецкие подводники, наши союзники (в первую очередь - Британия) гарантированно получат свою норму товаров, техники и сырья для продолжения войны.

Мы «накачаем» противолодочной техникой флот Её Величества, передав британским морякам несколько десятков эскортных авианосцев, сотни эсминцев и тысячи патрульных кораблей. Перевооружим британскую морскую авиацию «Каталинами» и «Прайветирами».


Военно-промышленный анекдот: "Янки идут на войну". Собственно, это объясняет, почему у немцев с 1943 года начались крутые проблемы


Опираясь на американскую промышленную мощь, Британия воспрянет и продолжит развивать собственную авиацию и флот. Действуя сообща, мы завалим океан противолодочной техникой. И пусть пока американские сонары все еще уступают британским образцам – количество рано или поздно перейдет в качество. «Волчьи стаи» гросс-адмирала Дёница захлебнутся в стылой воде, без возможности всплыть на поверхности - воздух будет гудеть от авиации союзников, а морская гладь будет расписана узорами противолодочных корабельных групп.

Так все и случилось. Перелом в Битве за Атлантику произошел весной 1943 года – грозным предупреждением для немецких моряков стал «черный май» - за месяц Кригсмарине потеряло 43 субмарины. Дальше было только хуже. Результаты боевой работы лодок за 1943 год стали полным разочарованием для немецкого руководства – всего 2,5 миллиона тонн потопленных грузов.


U-134 приходит конец


В 1944 году ситуация приняла катастрофический оборот: потери, по сравнению с 1940 годом, выросли в 11 раз! Лодки массово гибли, подчас не успевая даже приблизиться к конвоям. Были потеряны базы подлодок на побережье Франции. Кригсмарине осталось без целеуказания – использование дальних морских разведчиков «Кондор» и «Гриф» стало невозможным ввиду абсолютного превосходства союзников в воздухе. Перебои с поставками топлива и запчастей, взломанные военно-морские шифры, непрерывные налеты стратегических бомбардировщиков … результат оказался закономерным – в 1944 году тоннаж потопленных U-ботами судов составил «всего лишь» 765 000 бр. рег. тонн.

К этому времени американский промышленный монстр полностью вышел из под контроля и продолжал молотить технику в совершенно паранормальных количествах. Средний темп постройки транспортов «Либерти» составлял всего 24 дня (рекордсмен - «Роберт Е. Пири», с момента его закладки и до того, как 135-метровое судно встало под погрузку, прошло 4 дня и 15 часов).

«Либерти» - не единственные коммерческие суда, строившиеся в тот период. Параллельно, янки спустили на воду 534 транспорта типа «Виктори», порядка 500 танкеров типа «Т2» и т.д. и.т.п. При необходимости, американцы готовились отливать корпуса судов целиком из железобетона (concrete ship) – дешево и сердито. А главное – чрезвычайно массово.

Фрицы были обречены – у них просто не хватило бы торпед на такое количество врагов.

130 эскортных авианосцев, 850 эсминцев, 2710 транспортов «Либерти» … ради смеха, янки проводили «идеологические диверсии» на территории Германии, разбрасывая с самолетов листовки со статистическими данными о собственной промышленности. Американский юмор оказался непонятен жителям Старого Света – нацистская пропаганда уверенно объявила эти цифры «бредом».

Семеро одного не боятся

Потери немецких подводников за годы войны составили 768 потопленных и уничтоженных лодок. Более 20 000 человек оказались заперты в стальных гробах на дне Атлантического, Северного Ледовитого и Индийского океанов.

Не менее пугающе выглядят потери союзников – более 2700 потопленных судов общим тоннажем 14,5 МИЛЛИОНОВ ТОНН

Кроме того, подводники Кригсмарине уничтожили 123 боевых корабля, среди которых оказались 2 британских линкора, 3 ударных и 4 эскортных авианосца, 8 крейсеров и 33 эсминца (остальные потери – противолодочные корветы, фрегаты, шлюпы, подлодки и флотские танкеры).

Битва за Атлантику отчетливо разделяется на два периода:

Первый период (сентябрь 1939 - конец 1942 года) – уверенная победа Германии. Великолепный британский флот оказался бессилен перед подводной мощью Кригсмарине, ни одна из принятых мер технического и организационного характера не могла спасти британцев от разгрома, на каждую британскую «хитрость» у немцев находился собственный ответ.

Британским «морским волкам» крупно повезло, что у них нашелся союзник в лице Соединенных Штатов (а могло ли быть иначе? как-никак братья-англосаксы). Также стоит учесть, что основная головная боль Рейха была все-таки связана с Восточным фронтом – флот Её Величества и могучие ВМС США получили немалый тайм-бонус на развитие собственных противолодочных средств. Очевидно, что в «честной борьбе», один на один, немецкие лодки могли полностью истребить британский флот и задушить Британию уже в начале 1940-х годов.

Весна 1943 года стала изломом для моряков Крисмарине – отныне лодки утратили инициативу, в перспективе фашистский флот ожидал неминуемый разгром.

Но кто же был истинным бойцом Битвы за Атлантику? Ответ покажется вам несколько странным: например, вот эта молодая чернокожая девушка, работница судостроительной верфи в Ричмонде, штат Вирджиния.

Битва за Атлантику стала очередным подтверждением известной мудрости «семеро одного не боятся». Не было никаких супер-кораблей, гениальных тактик и чудо-оружия - те же самые хлипкие корветы и патрульные гидросамолеты, с теми же самыми радиолокаторами и Асдиками, которые регулярно проигрывали подлодкам в 1939-1943 годах, внезапно обрели силу, зажали в тиски немецкий флот и разодрали его в клочья. Парадокс имеет простое объяснение: противолодочных кораблей и самолетов стало больше в 10 раз.

Только абсолютное количественное превосходство союзников в кораблях, самолетах и ресурсах позволило им удержаться под ударами немецких подлодок. Войну на море выиграла американская промышленность – янки просто раздавили Кригсмарине своим громадным количеством техники, как паровой каток раскатывает по асфальту беспомощную лягушку. Грубая сила и ничего более.

Эпилог

15 января 1945 года британский эскортный авианосец HMS Thane был торпедирован в устье реки Клайд – повреждения оказались настолько тяжелы, что корабль отправили на слом.
7 мая 1945 года немецкие подводники добились своей последней победы – «Электробот» U-2353 грохнул одним залпом два судна - норвежское «Sneland I» и британское «Avondale Park» прямо в заливе Ферт-оф-Клайд.

Удивительно, но даже в условиях абсолютного господства союзников на море и воздухе, взломанных шифров, нескончаемых бомбежек, перебоев в снабжении и прочих неблагоприятных обстоятельств, немецкие подлодки действовали прямо под носом у противника и продолжали наносить ему чувствительные удары – прямое подтверждение фантастической скрытности и высочайшей боевой устойчивости подводного флота.


U-218 покидает Киль


Пленный экипаж U-175 на борту корабля береговой охраны США USCGC Spencer

http://www.libma.ru/
http://tsushima.su/
http://www.kriegsmarine.ru/
http://www.u-boote.ru/

Статистические данные взяты из монографии «Действия немецких подводных лодок во Вторую мировую войну на морских сообщениях», Вершинин, Д. А., Еремеев Л. М., Шергин А. П., Воениздат, 1956

В этой статье вы узнаете:

Подводный флот Третьего Рейха имеет свою интересную историю.

Поражение Германии в войне 1914-1918 года принесло ей запрет на строительство подводных лодок, однако после прихода Адольфа Гитлера к власти кардинально изменило ситуацию с вооружением в Германии.

Создание ВМФ

В 1935 году Германия подписало военно-морское соглашение с Великобританией, результатом которого стало признание субмарин устаревшим оружием, и получение, таким образом, разрешение на их строительство Германией.

Все подводные лодки входили в подчинение Кригсмарине — ВМФ Третьего Рейха.

Карл Демиц

Летом этого же 1935 года фюрер назначает Карла Дёница командующим всеми субмаринами Рейха, на этом посту он находился до 1943 года, когда был назначен главнокомандующим ВМФ Германии. В 1939 году Дёниц получил звание контр-адмирала.

Множество операций разрабатывал и планировал лично он. Через год, в сентябре Карл становится вице-адмиралом, а еще через полтора года получает звание адмирала, в это же время он получает Рыцарский крест с Дубовыми листьями.

Именно ему принадлежит большинство стратегических разработок и идей, применённых во время подводных войн. Дёниц создал из своих подчинённых подводников новую сверхкасту «непотопляемые Пиноккио», а сам получил прозвище «Папа Карло». Все подводники проходили интенсивную подготовку, и знали возможности своей субмарины досконально.

Тактика ведения боя подводными лодками Дёница была настолько талантлива, что получила у противника прозвище «волчьи стаи». Тактика «волчьих стай» была следующей: субмарины выстраивались таким образом, чтобы одна из подводных лодок смогла обнаружить приближение конвоя противника. Нашедшая противника субмарина передавала зашифрованное сообщение в центр, и дальше она продолжала путь уже в надводном положении параллельно противнику, однако довольно удалено за ним. Остальные субмарины наводились центром на конвой противника, и они окружали его как стая волков и нападали, пользуясь численным превосходством. Такие охоты обычно велись в темное время суток.

Строительство

На вооружении ВМФ Германии находилось 31 боевая и учебная флотилия подводного флота. Каждая из флотилий имела четко организованную структуру. Число субмарин входящих в определенную флотилию могло, меняться. Субмарины часто выводились из состава одного подразделения и вводили в другое. Во время боевых выходов в море командованием занимался одним из командиров оперативной группой подводного флота, а в случаях очень важных операций управление на себя брал командующий подводного флота Бефельсхабером дер Унтерзееботе.

На протяжении войны Германия построила и полностью укомплектовала 1153 субмарины. Во время войны пятнадцать субмарин было изъято у противника, они были введены в «волчью стаю». Турецкая и пять голландских субмарин принимали участия в сражениях, две норвежские, три голландские и по одной французской и английской были учебные, четыре итальянских были транспортные и одна итальянская субмарина, стояла в доках.

Как правило, основными целями субмарин Дёница являлись транспортные суда противника, которые отвечали за обеспечение войск всем необходимым. Во время встречи с судном противника, действовал главный принцип «волчьей стаи» — уничтожить судов больше, чем противник сможет построить. Такая тактика приносила свои плоды с первых дней войны на огромных водных просторах от Антарктиды до Южной Африки.

Требования

Основой нацистского подводного флота были субмарины 1,2,7,9,14,23 серии. В конце 30-х годов Германия в основном строила подводные лодки трёх серий.

Главное требования к первым подлодкам — это применение субмарин в прибрежных водах, такими стали подлодки второго класса, они были просты в обслуживании, хорошо маневренны и могли погрузиться за несколько секунд, но их недостатком был маленький боекомплект, поэтому их сняли с производства в 1941 году.

Во время ведения боя в Атлантике применялась седьмая серия подлодок, разработкой которых изначально занималась Финляндия, они считались самыми надёжными, так как они были укомплектованы шноркелям — устройством, благодаря которому под водой можно было заряжать аккумулятор. Всего их было построено более семисот штук. Для ведения боя в океане использовались субмарины девятой серии, так как они имели большой радиус действия и могли без дозаправки плыть даже в Тихий океан.

Комплексы

Строительство огромной подводной флотилии подразумевало постройку комплекса оборонных сооружений. Предполагалась постройка мощных бетонных бункеров с укрепительными сооружениями для тральщиков и торпедных катеров, с наличием огневых точек и укрытий для артиллерии. Специальные укрытия также строились в Гамбурге, Киле на их военно-морских базах. После падения Норвегии, Бельгии и Голландии Германия получила дополнительные военные базы.

Так для своих субмарин нацисты создали базы в Норвежском Бергене и Тронхейме и французских Бресте, Лорьяне, Сен-Назере, Бордо.

В германском Бремене был оборудован завод по выпуску субмарин 11 серии, оборудован он был в середине громадного бункера возле реки Везер. Несколько баз для субмарин немцам предоставили и японские союзники база в Пенанге и на Малайском полуострове, так же в индонезийской Джакарте и японской Кобе был оборудован дополнительный центр для ремонта немецких субмарин.

Вооружение

Основным вооружением субмарин Дёница были торпеды и мины, эффективность которых постоянно повышалась. Также субмарины были укомплектованы артиллерийскими орудиями 88-мм либо 105-мм калибром, ещё могли быть установлены и зенитные пушки с калибром 20 мм. Однако начиная с 1943 года артиллерийские орудия постепенно снимались, так как эффективность палубного орудия существенно снизилась, а вот опасность авиационной атаки наоборот, заставила усилить мощь зенитного вооружения. Для эффективности ведения подводного боя немецкие инженеры смогли разработать детектор радарного излучения, что позволяло избегать английских радиолокационных станций. Уже в конце войны, немцы стали оборудовать свои подводные лодки большим количеством аккумуляторов, что позволяло развивать скорость до семнадцати узлов, однако окончание войны не позволило перевооружить флот.

Боевые действия

Субмарины участвовали в боевых операциях 1939-1945 года в 68 операциях. За это время субмаринами было потоплено 149 боевых кораблей противника, из них два линейных корабля, три авианосца, пять крейсеров, одиннадцать миноносцев и множество других суден, общим тоннажем 14879472 брутто-регистровые тонны.

Потопление Корейджес

Первой крупнейшей победой «волчьи стаи» стало потопление авианосца «Корейджес». Это произошло в сентябре 1939 года, авианосец был потоплен подлодкой U-29 под командованием капитан-лейтенанта Шухарта. После потопление авианосца субмарину четыре часа преследовали сопровождающие его эсминцы, однако U-29 смогла выскользнуть, почти без повреждений.

Уничтожение Ройял Оук

Следующей блистательной победой стало уничтожение Линкора «Ройял Оук». Произошло это после того как на военно-морскую базу Англии в Скала-Флоу проникла подводная лодка U-47 под командованием капитан-лейтенанту Гюнтера Прина. После этого рейда флот Великобритании пришлось на полгода перебазировать в другое место.

Победа над Арк Ройял

Очередной громкой победой подводных лодок Дёница стало торпедирование Авианосца «Арк Ройял». В ноябре 1941 года субмарины U-81 и U-205, находящиеся возле Гибралтара получили приказ атаковать британские корабли, возвращающиеся с Мальты. В ходе атаки был поражен авианосец «Арк Ройял», сначала британцы надеялись, что смогут отбуксировать подбитый авианосец, однако этого сделать не получилось, и «Арк Ройял» затонул.

С начала 1942 года немецкие подводники начали проводить военные операции в территориальных водах США. Города Соединённых Штатов даже по ночам не были темными, грузовые суда и танкеры перемещались без военного сопровождения, поэтому количество уничтоженных американских судов исчислялось запасом торпед на субмарине, так субмарина U-552.за один выход потопила семь американских кораблей.

Легендарные подводники

Самыми результативными подводниками Третьего Рейха стали Отто Кречмер и капитан Вольфганг Лют, сумевшие потопить по 47 судов с тоннажем свыше 220 тысяч тонн. Наиболее результативной была подводная лодка U-48, экипаж которой потопил 51 судно, с тоннажем около 305 тысяч тонн. Самое длительное время в плаванье пребывала подводная лодка U-196, под командованием Эйтель-Фридриха Кентрата, которая пребывала в плаванье 225 суток.

Оборудование

Для связи с субмаринами использовались радиограммы, зашифрованные на специальной шифровальной машине «Энигма». Великобритания принимала все возможные усилия для получения этого устройства, так как расшифровать тексты по-другому не получалось, однако как только появлялась возможность выкрасть такую машину из захваченной субмарины, немцы первым делом уничтожали устройство и все шифровальные документы. Однако все-таки это им удалось после захвата U-110 и U-505, так же в руки попали и ряд зашифрованных документов. U-110 была атакована глубинными бомбами британцев в мае 1941 года, в результате повреждений субмарина вынуждена была всплыть, немцы планировали сбежать с субмарины и потопить ее, однако потопить её не успели, поэтому лодка была захвачена британцами, и в руки им попала «Энигма» и журналы с шифрами и картами минных полей. Для того, что бы тайна о захвате «Энигмы» была сохранена, из воды спасли весь уцелевший экипаж подводников, сама лодка вскоре была потоплена. Полученные шифры позволяли британцам до 1942 года быть в курсе немецких радиограмм, пока «Энигма» не была усложнена. Взломать этот шифр помог захват зашифрованных документов, находившихся на борту U-559. Она была атакована британскими эсминцами в 1942 году и взята на буксир, там же была найдена и новая вариация «Энигмы», однако субмарина начала быстро идти на дно и шифровальная машина вместе с двумя британскими матросами утонула.

Победы

За время войны немецкие субмарины захватывались много раз, некоторые из них также впоследствии ставились на вооружения флота противника, как например, U-57,ставшая британской подлодкой «Граф», проводившая боевые операции в 1942-1944 годах. Несколько из своих субмарин немцы потеряли из-за наличия брака в устройстве самих подводных лодках. Так субмарина U-377, пошла на дно в 1944 году из-за взрыва своей же циркулирующей торпеды, подробности потопления не известны, так как весь экипаж так же погиб.

Конвой фюрера

На службе у Дёница, так же находилось еще одно подразделение субмарин, получивших название «Конвой фюрера». В секретную группу входило тридцать пять субмарин. Англичане, считали что эти подводные лодки предназначались для перевозки полезных ископаемых из Южной Америки. Однако остаётся загадкой, почему в конце войны, когда подводный флот был почти полностью разрушен, Дёниц не вывел из «Конвоя фюрера» не одной субмарины.

Существую версии, что эти субмарины использовались для контроля над секретной нацистской Базой 211 в Антарктиде. Однако две из субмарин конвоя были обнаружены уже после войны возле Аргентины, капитаны которых утверждали, что перевозили неизвестный секретный груз и двух тайных пассажиров в Южную Америку. Некоторые из субмарин этого «призрачного конвоя» так и не были обнаружены после войны, да и военных документах упоминаний о них почти не было, это U- 465, U-209. Всего историки говорят о судьбе всего лишь 9 из 35 субмарин — U-534, U-530, U-977, U-234, U-209, U- 465, U -590,U-662, U863.

Закат

Началом конца для германских субмарин стал 1943 год, когда начались первые неудачи подводников Дёница. Первые провалы были обусловлены усовершенствованием радара союзников, следующим ударом по субмаринам Гитлера стала нарастающая индустриальная мощь США, они успевали строить корабли быстрее, чем немцы их топили. Даже установление новейших торпед на субмарины 13 серии, не смогли перевесить чашу весов в пользу нацистов. За время войны Германия потеряла почти 80% своих подводников, в конце войны в живых было только семь тысяч.

Однако субмарины Дёница до последнего дня сражались за Германию. Сам Дёниц стал приемником Гитлера, позже арестован и осужден на десять лет.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-220137-3", renderTo: "yandex_rtb_R-A-220137-3", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

За свою относительно недолгую для крейсера боевую службу (чуть более 13 лет) «Лейпциг» трижды исключался из состава флота и уже на восьмом году службы был переведён в разряд учебных кораблей. Фактически крейсер оказался ненужным во время Второй мировой войны, а появление подобных кораблей в немецком флоте можно объяснить инерцией мышления тогдашних флотоводцев, прошедших Первую мировую войну

Лёгкий крейсер «Лейпциг» вместе с крейсером «Нюрнберг» принадлежали к серии германских крейсеров типа «Е», представлявшей собой следующий этап развития крейсеров серии «К» – эталонных боевых кораблей середины 1920-х годов. Крейсер, получивший литерное обозначение Kreuzer «E» и условное название «Ersatz Amasone» (нем. – «замена «Амазонки»), обусловленное политическими целями (Германия старалась представить постройку нового корабля как замену крейсера «Амазонка», остававшегося в составе флота со времен Первой мировой войны), был заложен на стапеле Военно-морской верфи в Вильгельмсхафене 16 апреля (по другим данным – 14 апреля) 1928 года. 18 октября 1929 года (в очередную годовщину Битвы народов под Лейпцигом) крейсер спустили на воду и назвали «Лейпцигом»

Спуск крейсера «Лейпциг» на воду, 18 октября 1929 года
Источник:
vetrabotnik.narod.ru

Технические характеристики

В ходе своей относительно непродолжительной службы крейсер неоднократно модернизировался, что привело к разнице в данных о его тактико-технических характеристиках в различных источниках. Данные о геометрических размерах и эксплуатационных характеристиках крейсера, приводимые в различных источниках, отличаются незначительно:

Силовая установка крейсера существенно отличалась от устанавливавшихся на предыдущих крейсерах. Корабль был спроектирован трёхвальным и имел две силовые установки: основную и установку экономичного хода. Основная силовая установка состояла из двух турбин суммарной мощностью 60 000 л.с. и шести котлов. Установка экономичного хода носила экспериментальный характер (в её составе впервые в истории немецкого кораблестроения были использованы дизельные двигатели), состояла из четырёх дизелей MAN суммарной мощностью 12 600 л.с. и была смонтирована на среднем валу (при подключении турбин средний вал разобщался с дизелями). Силовые установки обеспечивали «Лейпцигу» максимальную скорость хода в 32 узла или экономичную скорость в 16,5 узлов.

Данные о дальности хода корабля и численности его экипажа довольно противоречивы. Вероятнее всего, приводимые данные относятся к различным периодам службы корабля.


Схема крейсера «Лейпциг»
Источник: «Справочник корабельного состава военно-морских флотов мира. 1944 год» (Военмориздат СССР)

Система броневой защиты крейсера «Лейпциг» существенно отличалась от систем защиты его предшественников. При проектировании крейсера конструкторы вернулись к так называемой системе «пояс+скос». Главный броневой пояс имел угол наклона 18 градусов, с заметным уменьшением толщины брони от середины пояса к корме и носу. Броневая палуба в середине корабля была плоской, а к бортам закруглялась и соприкасалась с нижней кромкой пояса. Протяжённость броневой цитадели составляла около 70% от общей длины корабля, при этом на крейсере «Лейпциг» впервые была применена улучшенная броня марки Wh. Данные о толщине брони в современных источниках и справочниках времён Второй мировой войны также несколько разнятся:

Источники времён войны вообще имели тенденцию к завышению толщины брони главного пояса и занижению толщины брони башен и боевых рубок. Можно предположить, что подобная тенденция могла быть результатом дезинформации со стороны немецкой разведки.

Артиллерийское вооружение

Артиллерийское вооружение крупных немецких надводных кораблей, строившихся после прихода Гитлера к власти, было организовано прогрессивным способом и состояло из артиллерии главного калибра, размещённой в башнях, универсальной артиллерии среднего калибра и зенитных автоматов. Данные о составе артиллерийского вооружения «Лейпцига» в различных источниках практически идентичны. Артиллерия главного калибра состояла из девяти орудий калибра 150 мм (длина ствола – 55 калибров, дальность стрельбы – 120 кабельтовых, масса снаряда – 45,3 кг, скорострельность – 10 выстрелов в минуту), установленных в трёх трёхорудийных башнях, одна из которых располагалась на носу, а две – на корме корабля, что позволяло обеспечивать одновременный бортовой залп всеми орудиями. В процессе эксплуатации состав зенитного артиллерийского вооружения «Лейпцига» неоднократно изменялся. Первоначально на крейсере были установлены четыре одинарных зенитных орудия калибра 88 мм. Однако опыт их эксплуатации и развитие авиации потребовали усиления ПВО. В 1936 году на «Лейпциге» установили 88-мм орудия системы С32 – первоначально смонтировали две, а затем добавили ещё одну двухорудийную установку. На аналогичном крейсере «Нюрнберг» установили четыре двухорудийные установки, что приводит к ошибочному указанию рядом источников восьми орудий калибра 88 мм в составе вооружения «Лейпцига». В результате модернизаций зенитная артиллерия крейсера стала состоять из шести универсальных орудий калибра 88 мм (длина ствола – 76 калибров, дальность стрельбы – 94 кабельтовых, масса снаряда – 9 кг), восьми зенитных автоматов (четыре спаренных установки) калибра 37 мм (длина ствола – 83 калибра, дальность стрельбы – 46,5 кабельтовых, масса снаряда – 0,745 кг, скорострельность – 50 выстрелов в минуту) и четырёх зенитных автоматов калибра 20 мм (длина ствола – 65 калибров, масса снаряда – 0,15 кг, скорострельность – 150–160 выстрелов в минуту). Универсальные орудия (расположенные треугольником в кормовой части) и зенитные автоматы (располагались по периметру) обеспечивали практически круговой перекрёстный огонь, при этом единственной уязвимой зоной был нос корабля, но воздушная атака из этой зоны считалась маловероятной. Летом 1943 года на крейсере была установлена радиолокационная станция FuMO-22.


Крейсер «Лейпциг»
Источник: wunderwaffe.narod.ru

Минно-торпедное вооружение

Первоначально «Лейпциг» вооружили двенадцатью 500-мм торпедными аппаратами (4 трехтрубных установки, по две на каждый борт). После перехода немецкого флота на новый калибр торпедных аппаратов вместо 500-мм установили такое же количество 533-мм торпедных аппаратов. Однако последующий боевой опыт немецких кораблей показал, что острой необходимости в подобном вооружении нет. В марте 1941 года с крейсера сняли два трёхтрубных торпедных аппарата и установили их на линкоре «Гнейзенау», а к 1944 году демонтировали и оставшиеся два аппарата. Лёгкие крейсеры изначально рассматривались немецкими адмиралами как универсальные корабли, поэтому для использования «Лейпцига» в качестве минного заградителя была предусмотрена возможность принятия на борт 120 мин.

Авиация

В 30-х годах в ВМС ведущих стран мира существовала мода на морские самолёты-корректировщики. Не миновала эта мода и Германию: после отмены ограничений Версальского договора в стране усиленно создавалась военная авиация, поэтому в декабре 1935 года «Лейпциг» получил авиационное вооружение, состоявшее из катапульты и крана для подъёма самолётов, располагавшихся около дымовой трубы. По штату авиагруппа корабля включала два гидросамолёта. Сначала на крейсере базировались бипланы Не-60С, а затем на вооружение крейсера поступили гидросамолёты Ar-196.


Крейсер «Лейпциг», 1936 год. На крейсер уже установлен гидросамолёт
Источник: Сергей Патянин «Кригсмарине. Военно-морской флот Третьего рейха»

Боевая служба

Испытания «Лейпцига» начались 8 октября 1931 года и проводились в Северном и Балтийском морях. В целом они прошли успешно, и 18 декабря крейсер вернулся на «родную» верфь для устранения замечаний приёмной комиссии. К 12 февраля 1932 года работы были завершены, корабль прошёл испытания и приступил к боевой подготовке. 18 августа того же года крейсер зачислили в состав разведывательных сил флота. В мирное время «Лейпциг» как символ возрождающегося немецкого военно-морского флота участвовал в торжествах по случаю памятных дат и спусков на воду новых кораблей, а также занимался демонстрацией флага, посещая иностранные порты.

Особняком стоит участие крейсера в гражданской войне в Испании. В ходе войны крейсеры «Лейпциг» и «Кёльн», сменяя друг друга, несли патрульную службу у побережья Испании, обеспечивая контроль транспортных потоков, сопровождая суда, следовавшие в порты франкистов, а также собирая информацию о судах, следующих в порты, контролируемые республиканцами. 15 и 18 июня 1937 года крейсер «Лейпциг» был атакован неизвестными подводными лодками. Большинство историков считают, что эти атаки были проведены подводной лодкой испанских республиканцев – возможно, под руководством советского специалиста. Упоминание этого факта в советских источниках отсутствует, что подтверждает вероятность случайной атаки крейсера подводной лодкой франкистов или итальянцев. В результате этой атаки крейсер повреждений не получил. В процессе эксплуатации «Лейпцига» командование кригсмарине столкнулось с невозможностью использовать его по прямому назначению. Использование крейсера в качестве разведчика для эскадры было невозможно по причине отсутствия самой эскадры. Атаки же вражеских океанских конвоев, как показал опыт Первой мировой войны, не представлялись возможными без наличия военно-морских баз за рубежом, поэтому использование крейсера для атак на океанские конвои исключалось. Весь 1938 год экипаж крейсера провёл, отрабатывая навыки по выполнению альтернативных боевых задач, таких как постановка мин и использование корабля в качестве базы для эскадренных миноносцев (производились опыты по перегрузке топлива в открытом море).


Крейсер «Лейпциг», 1939 год
Источник: Роберт Джексон «Кригсмарине. Военно-морской флот Третьего рейха»

23 марта 1939 года «Лейпциг» в составе эскадры принял участие в присоединении к Германии города Мемеля (ныне Клайпеда), в ходе Польской кампании участвовал в блокаде побережья Польши, а в ночь с 19 на 20 сентября 1939 года – был флагманом миннозаградительного соединения, устанавливавшего заграждение «Марта-4» (часть оборонительного минного заграждения Westwall («Западный вал»), прикрывавшего подходы к Гельголандской бухте и побережью Германии).

В период с 18 ноября по 13 декабря 1939 года крейсер «Лейпциг» являлся флагманом соединения разведывательных сил, которое сначала прикрывало уход шедших в Атлантику линкоров «Шарнхорст» и «Гнейзенау», а с 22 ноября приступило к поиску вражеских и нейтральных судов с контрабандой – сначала в Северном море, а затем и в Балтийских проливах.

13 декабря 1939 года в 11 ч 25 мин крейсер был торпедирован британской подводной лодкой «Сэлмон». Взрыв прогремел около 89-го шпангоута, в результате чего корпус получил пробоину – 13 метров в длину и 5–6 метров в высоту, что привело к затоплению котельных отделений №2 и №1. Также вышли из строя оба гирокомпаса, дальномер, отказало рулевое управление. «Лейпциг» стоял с креном в 8 градусов на левый борт, его положение было критическим (корабль принял 1700 тонн воды), но не безнадёжным (из-за удачного деления корпуса на отсеки). В 12 ч 25 мин команде корабля удалось запустить дизель, и повреждённый крейсер пошёл на базу Свинемюнде. 14 декабря в 12 ч 30 мин «Лейпциг» и его охранение было атаковано британской подводной лодкой «Урсула» – с лодки был произведён четырёхторпедный залп. Сам крейсер не пострадал, но одна (а возможно, и две) торпеда поразила сторожевой корабль F-9.

После ремонта, в связи с невозможностью использования «Лейпцига» по прямому назначению, 27 февраля 1940 года его исключили из списков флота, но практически сразу приняли решение восстановить его в составе кригсмарине как учебный крейсер. С «Лейпцига» сняли 4 котла (вместо них оборудовали кубрики для курсантов), поэтому скорость хода корабля упала до 24 (по другим данным, до 14) узлов. 1 декабря 1940 года «Лейпциг» вернулся в состав флота и был приписан к артиллерийской и торпедной школам. В апреле 1941 года он привлекался для проведения боевой подготовки линкора «Бисмарк» : участвовал в учениях и артиллерийских стрельбах.

Использование крейсера в Норвежской кампании свелось к его кратковременному участию в переброске войск второго эшелона в уже захваченный Осло в период с 11 июня по 7 июля 1940 года.

В сентябре 1941 года крейсер был включён в состав немецкого Балтийского флота, предназначенного для предотвращения прорыва советских кораблей в нейтральную Швецию. Учитывая низкую скорость корабля, его, скорее всего, предполагалось использовать в качестве плавучей батареи для прикрытия минных заграждений. В дальнейшем «Лейпциг» вместе с крейсером «Эмден», 8-й флотилией эсминцев и 2-й флотилией миноносцев был привлечён к артиллерийской поддержке немецких войск, ведущих бои на Моонзундских островах. Участие крейсера в боях за Моонзундские острова свелось к двум эпизодам: обстрелам 26 и 27 сентября 1941 года позиций советских войск на полуострове Сырвесяар (Сворбе) острова Сааремаа (Эзель). 26 сентября в 6 часов утра немецкие корабли (крейсеры «Лейпциг», «Эмден» и 3 миноносца) впервые обстреляли позиции советских войск и береговую батарею №315. Из-за плохой видимости самолёт-корректировщик использовался только для противолодочного патрулирования, что снизило точность стрельбы. Обстрел продолжался до полудня, после чего немецкие корабли отошли (крейсер «Лейпциг» израсходовал 377 снарядов). Данные об ответном огне батареи №315 отсутствуют. Более драматичным и результативным оказался бой 27 сентября, вошедший в советскую историю как бой в бухте Лыу.

Этот бой, не имевший для кригсмарине большого значения, является одним из наиболее крупных боевых столкновений советской береговой обороны с военными кораблями противника за всю историю её существования. Благодаря этому ход боя описан весьма авторитетными источниками – в частности, такими как:

  • Ю. Чернов «Война погасила маяки»;
  • А. И. Матвеев «В боях за Моонзунд»;
  • С. И. Кабанов «На дальних подступах».

Несмотря на кажущееся обилие информации, история боя в бухте Лыу содержит в себе целый ряд загадок.

Силы сторон

Германия

Первой загадкой боя является состав немецких сил – как это ни странно, но все советские источники называют различный состав немецкой эскадры, участвовавшей в бою:

  • Ю. Чернов («Война погасила маяки»): крейсер и 6 эскадренных миноносцев;
  • А. И. Матвеев («В боях за Моонзунд»): «вспомогательный крейсер, эскадренный миноносец типа «Ганс Людеман», пять миноносцев типа «Леберехт Маас» и два больших торпедных катера»;
  • С. И. Кабанов («На дальних подступах»): вспомогательный крейсер и 6 эсминцев.

Вспомогательный крейсер, упомянутый в книге А. И. Матвеева «В боях за Моонзунд», – это однозначно «Лейпциг», уже официально ставший к тому времени учебным кораблём. С составом же кораблей эскорта ситуация выглядит неоднозначно. Все советские источники говорят о наличии шести эскадренных миноносцев (миноносцы типа «Леберехт Маас» в немецкой номенклатуре обозначаются как «эсминцы типа «1934», так что у Матвеева явная ошибка), что полностью противоречит немецким данным. По немецким данным в состав Балтийского флота кригсмарине в сентябре 1941 года входили: 8-я флотилия эсминцев (эсминцы Z-25, Z-26 и Z-27 типа «1936А») и 2-я флотилия миноносцев (миноносцы Т-2, Т-5, Т-7, Т-8 и Т-11 типа «1935»). Вероятнее всего, с немецкой стороны в бою участвовали крейсер «Лейпциг», один эсминец типа «1936А» водоизмещением 3079 тонн, пять миноносцев (Т-2, Т-5, Т-7, Т-8 и Т-11 типа «1935») водоизмещением 844 тонны и, возможно, два торпедных катера типа «S-26» водоизмещением 112 тонн.

СССР

Советская береговая оборона в районе бухты Лыу состояла из 315-й батареи (командир – капитан Стебель) и батареи 25-А (командир – старший лейтенант Букоткин). Если 315-я батарея представляла собой капитальное сооружение, имевшее на вооружении четыре 180-мм орудия, расположенных в башнях, то батарея 25-А была типичным временным сооружением, имевшим на вооружении одно расположенное на открытой площадке 130-мм орудие (в перспективе планировалась установка ещё двух орудий). Кроме артиллерии советское командование располагало четырьмя торпедными катерами (№67, №83, №111 и №164 под командой лейтенантов Б. П. Ущева, Н. П. Кременского, А. И. Афанасьева и В. Д. Налётова) под общим руководством старшего лейтенанта В. П. Гуманенко.