«Корень в родственных словах» - Слово с безударной гласной. К солнцу колосом взойду. Пшеничный колосок. Отдохнём. Хлеб. Будьте здоровы. Правописание корня в родственных словах. Месим тесто. Непроверяемые словарные написания. Угадай. Словарная работа. Умение правильно писать корень. Корень в родственных словах. Четвёртый лишний. Колосочек.
«Словообразование глаголов» - Тема урока: Вывод. Орфограммы частей слова. Словообразование глаголов. Цели урока: Работа над темой урока. Но все же мы не привыкли отступать! Правописание приставок Правописание суффиксов Правописание безударных окончаний. Глаголы. Расскажи. Глаголы образуются. Динамическая пауза. Орешек знания тверд.
«Образование деепричастий» - Кузька осмотрелся. Глагол. Диадох. Образование деепричастий. Деепричастия с суффиксом. Обернулась Яга. Тест. Скорлупа яичная. Взрослые играть не любят. Ответьте на вопрос. Вышел Кузька. Подберите к рисунку А. Шахгелдяна как можно больше словосочетаний. Какие деепричастия образованы правильно. Деепричастия.
«Образование форм слова» - Формы. Слова, в которых основа остается одной и той же. Солнечный. Формы слова. Урок. Стены комнаты засверкали яркими красками. Волшебный урок. Улыбчивое оранжевое Солнышко. Родители – Солнца работали – они освещали и согревали Землю. Однокоренные слова. Солнышко было совсем маленькое. Солнце – Папа и Мама – Солнце с доброй улыбкой смотрели на проказы Солнышка.
«Словообразовательные средства» - Критерии оценивания. Книжечка. Выпишите слово. Значение суффиксов субъективной оценки. Мышонок в норке. Шапочка. Собеседник. Книжонка. Мышонок. Выборочный диктант. Слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Маменька. Выразительные словообразовательные средства.
«Родственные слова» - По отношению к предыдущим слова родственным не является. Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Из Библии. Сжечь корабли – решительно порвать с прошлым. Брегет – фирма часов, здесь «часы». Этимология 30. Не ходи так часто на дорогу В старомодном ветхом шушуне. Пенаты – античные духи, охранявшие покой семьи.
Всего в теме 24 презентации
Существует несколько способов словообразования.
1. Морфологический, который заключается в создании новых слов путем сочетания морфем по существующим в языке правилам. Этот способ включает в себя приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксальный, сложение.
2. Лексико-семантический способ, здесь происходит создание нового слова путем расщепления старого на два или более омонима. Например, боксер – порода собаки, боксер – спортсмен по боксу.
3. Морфолого-синтаксический – образование нового слова путем перехода его из одной части речи в другую: столовая, мороженое. При этом слово приобретает новые грамматические признаки.
4. Лексико-семантический, который заключается в создании нового слова путем слияния в одну лексическую единицу сочетания слов. Например, вечно зеленый, сей час – вечнозеленый, сейчас.
Приставочный способ . Образование слов таким способом осуществляется с помощью присоединения приставки к исходному слову. Новое слово относится к той же части речи, что и исходное. Таким образом, образуются имена существительные (например, свет – рассвет, ход – выход ); имена прилагательные (вкусный – безвкусный, звуковой – сверхзвуковой ); местоимения (кое-кто, некто, никого ); глаголы (ходить – заходить, подходить, уходить ); наречия (сквозь – насквозь, всегда – навсегда, вчера – позавчера ).
Суффиксальный способ . К основе исходного слова присоединяется суффикс.
Слова, образованные данным способом, могут быть как одной и той же частью речи (например, лес – лесник ), так и разными (например, лес – лесной ). Суффикс присоединяется не к целому слову, а к его основе, при этом иногда основа видоизменяется: например, отливать – отливка, ткач – ткацкий.
Приставочно-суффиксальный . К исходному слову одновременно присоединяются и приставка, и суффикс, например приусадебный, подорожник, наездник, Подмосковье. Чаще всего этим способом образуются имена существительные (предпосылка, подоконник); глаголы (увлечься, расписаться ); наречия (по-русски, по-весеннему );
Бессуффиксальный способ заключается в том, что от слова отбрасывается окончание (черный – чернь ) или может одновременно убираться окончание и отсекаться суффикс (отдыхать -отдых, бранить – брань );
Сложение . Это образование нового слова путем объединения в одно словесное целое двух слов или двух и более основ. Слова, образованные в результате сложения, называются сложными. Сложные слова образуются:
1) сложением целых слов, например: школа-интернат;
2) сложением слов, например: завуч, зарплата;
3) сложением с помощью соединительных гласных о и е , например: следопыт, земледелец;
г) сложением начальных букв, например: АТС, МГУ;
4) сложением начальных букв, например: ТЮЗ, МХАТ.
Наличие тех или иных слов в русском языке неразрывно связано со словообразованием. Процесс словесного формирования зависит от конкретного способа. Среди множества вариантов присутствует бессуффиксный способ словообразования. Представляется целесообразным рассмотреть сущность метода и примеры его использования.
Один из вопросов, задаваемых учителем в рамках темы словообразования, заключается в том, какие слова могут быть образованы бессуффиксным способом. Перед составлением перечня примеров следует рассмотреть, что такое бессуфиксный способ словообразования.
Бессуффиксный способ предполагает отбрасывание в составе слова суффиксной части и окончания. Это является характерной чертой метода.
Следует отметить, что формирование слов бессуффиксным способом не определяет его отдельное выделение в качестве самостоятельного метода словообразования. Несмотря на такую неоднозначность, знание способа является обязательным при прохождении тестовых и экзаменационных заданий. Для понимания того, как образуются слова бессуффиксным методом, требуется изучение основ словообразовательного разбора.
Обратите внимание! В литературе бессуфиксный способ встречается под названием метода нулевого суффикса.
Понятие нулевого суффикса предполагает отсутствие суффиксальной части как в речевом, так и письменном варианте . Пропуск подобного рода играет существенную роль для появления новых слов или словесных форм. В системе обозначений для нулевого суффикса применяется значок Ø.
При изучении нулевого суффикса необходимо рассмотреть примеры, какие слова образованы нулевым формообразующим, а какие – нулевым словообразовательным суффиксом.
Формообразующий вид
Под формообразующим понимается суффикс, присутствующий исключительно у глаголов. Основная задача суффиксной части – образование глагольных форм слова.
Примеров слов, которые образованы бессуффиксным формообразующим способом:
- Нес. Глагол прошедшего времени мужского рода. Исходная форма – нести.
- Ушел бы. Глагол условного наклонения. Исходная форма – уходить.
- Ляг. Глагол повелительного наклонения. Исходная форма – лечь.
Формообразующий вид
Словообразовательный вид
Слова, образованные бессуффиксным методом с применением словообразовательного нулевого суффикса, соответствуют таким условиям, как:
- Обязательное наличие синонимичного варианта. Синоним должен характеризоваться ненулевой формой.
- Существование производной формы.
Способ образования слова происходит следующим образом:
- Соответствие первому условию. Синоним «безлюдье».
- Способ образования с учетом исходного варианта. Первоначально было прилагательное «глухой», которое послужило отправной точкой для появления слова «глушь».
Словообразовательный вид и части речи
Словообразовательный нулевой суффикс присущ для таких частей речи, как:
- существительное;
- прилагательное;
- числительное;
Вопрос образования слов с участием словообразовательного нулевого суффикса связан с разбором существительных.
Бессуффиксный способ образования существительных
Для существительного исходной формой является:
- . Присуще действие абстрактного характера (заскок — заскочить, вход — входить, пробег — пробежать). Свойственно значение предмета или лица, которое осуществляет описываемое действие (всходы — всходить, вождь — водить). Характерно действие со значением места происхождения (залив — заливать, разъезд — разъезжать, подвод — подводить). Типично действие с результатом или со стороны объекта (полив — поливать, дар — дарить, подрыв — подрывать).
- Прилагательное. Присуще значение признака отвлеченного характера (тишь — тихий, гладь — гладкий, глубь -глубокий). Свойственно значение признака в соответствии с носителем (дипломат — дипломатический, Мальдивы — мальдивский, свадьба — свадебный). Характерно значение лица, которое является инициатором действия (прислуга — прислуживать).
- Существительное. Типично значение существа или лица женского пола (свинья — свин). Присуще значение собирательного характера (чернь — черный, поросль — поросли). Свойственно значение существа с учетом места нахождения (ризничий).
Прилагательное связано с бессуффиксным способом следующим образом:
- Исходная форма – существительное. Характерно значение общего свойства при описании предмета (будний — будни, голубой — голубизна). Типично значение с признаком отсутствия части тела или объекта (безносый — без носа, безликий — без лица). Свойственно значение с оттенком принадлежности к описываемому объекту (лисий — лиса, отчий — отец).
- Исходная форма – глагол. Присуще значение действия (приезжий — приехать);
- Исходная форма – наречие и прилагательное. Учитывается значение с признаком превосходящей степени (высший — выше, лучший — лучше).
Относительно такой части речи, как числительное, нулевой суффикс применяется в редких случаях. Для характеристики числительных, образованных бессуффиксным способом, приводятся следующие примеры: четвертый — четыре, пятый — пять, шестой — шесть, седьмой — семь и т.д.
ПРИМЕРЫ.
МОРФЕМНЫЕ:
1. Суффиксальный (упрямый - упрямец)
2. Приставочный (петь - запеть)
3. Бессуффиксальный (синий - синь)
4. Приставочно - суффиксальный (стакан - подстаканник)
5. Сложение:
1) целых слов: (кафе + бар = кафе-бар)
2) части основы с целым словом: (тур + поход = турпоход)
3) производящих основ с соединительными гласными: (пар + о + ход = пароход)
4) начальных букв слов /аббревиация/ (московская + кольцевая + автомобильная + дорога = МКАД)
5) с одновременным присоединением суффикса (чёрное + море + ец = черноморец).
НЕМОРФЕМНЫЕ :
Переход из одной части речи в другую (конверсия).
Например: столовая, мороженое.
Сращение (слияние).
Например: вечно + зелёный = вечнозелёный.
Переход слов из одной части речи в другую
Из какой части речи перешло и что обозначает |
В какую часть речи перешло и что стало обозначать |
Примеры
|
|
1. Прилагательное (признак) | Существительное (предмет) |
Рабочий инструмент, мороженое мясо |
Рабочий на стройке, вкусное мороженое |
2. Числительное (порядок при счете) | Прилагательное (признак) | Первый год обучения |
Первый (лучший) ученик в классе |
3. Причастие (признак предмета по действию) |
Прилагательное (признак) | Подтянутые резервы | Подтянутый вид |
4. Деепричастие (добавочное действие) |
Наречие (признак действия) | Читал, стоя на сцене | Читать стоя неудобно |
5. Существительное (предмет) | Наречие (признак действия) | Медленным шагом | Ехать шагом |
6. Наречие (признак действия) |
Предлог (выражает зависимость от глагола) |
Командир шел впереди |
Впереди отряда шел барабанщик |
7. Деепричастие (добавочное действие) |
Предлог (выражает зависимость от глагола) |
Ушел, благодаря за помощь |
Благодаря помощи, выполнил работу |
8. Местоимение (указывает на предмет, признак, количество) |
Частица (выражает ограничительное значение) |
Старик приехал один |
Один (только) старик не вышел встречать |
Образование частей речи
Способ образования | Примеры |
1. Имя существительное | |
1. Суффиксальный |
Камень - каменщик, футбол - футболист, красный - краснота, учить - учитель, плавить - плавка |
2. Приставочный | Погода - непогода, группа - подгруппа, город - пригород |
Рукав - безрукавка, служить - сослуживец, море - приморье | |
4. Бессуффиксальный | Заплывать - заплыв, глухой - глушь |
5. Сложение (различные способы) | Железо + бетон = железобетон, луна + ходить = луноход |
6. Переход прилагательных, причастий в существительные (субстантивация) |
Гостиная комната - гостиная, присутствующие на собрании - присутствующие встали |
2. Имя прилагательное | |
1. Суффиксальный | Комната - комнатный, солдат - солдатский |
2. Приставочный | Удалой - разудалый, добрый - предобрый |
3. Приставочно - суффиксальный | За городом - загородный, избежать - неизбежный |
4. Сложение (различные способы) | Русский + немецкий = русско-немецкий, пять + метров = пятиметровый |
5. Слияние (сращение) | Трудно + доступный = труднодоступный, вечно + зелёный = вечнозеленый |
6. Переход слов из других частей речи |
Первый номер (числит.) - первый (лучший) студент, блестящие на солнце (прич.) - блестящие способности |
3. Имя числительное | |
1. Суффиксальный | Три - тридцать, один - одиннадцать |
2. Сложение | Три + сто = триста |
4. Местоимение | |
1. Суффиксальный | Кто - кто-то, какой - какой-либо, чей - чей-нибудь |
2. Приставочный | Кто - никто, какой - кое-какой, сколько - несколько |
5. Глагол | |
1. Суффиксальный | Синий - синеть, умыть - умыться, |
2. Приставочный | Писать - написать, выполнить - перевыполнить |
3. Приставочно - суффиксальный | Столб - застолбить, бежать - разбежаться |
6. Наречие | |
1. Суффиксальный | Зима - зимой, куда - куда-нибудь, ползти - ползком |
2. Приставочный | Смерть - насмерть, долго - недолго, как - кое-как |
3. Приставочно - суффиксальный | Далеко - издалека, новый - по-новому |
4. Переход слов из других частей речи |
ехать шагом |
7. Производные предлоги | |
1. Приставочный | Иметь в виду - ввиду плохой погоды, на счет банка - насчет работы |
2. Переход слов из других частей речи |
Показаться впереди (наречие) - впереди отряда, благодаря за помощь (дееприч.) - благодаря помощи |
Словообразовательные выразительные средства языка
СРЕДСТВО | ПРИМЕРЫ |
1. Суффиксы субъективной оценки: а) уменьшительно - ласкательные |
Лена - Леночка; Боря - Боренька; стол - столик; кровать - кроватка; мама - мамочка; солнце - солнышко; цветок - цветочек |
б) со значением преувеличения, преуменьшения |
Большой - большущий; длинный - длиннейший; маленький - мельчайший; холод - холодина; дом - домишко, домище |
в) со значением пренебрежительности, презрительности, иронии |
Душа - душонка; старик - старикашка; мамаша, маманя |
г) со значением неодобрения и др. |
Лена - Ленка; Боря - Борька; кривляка; ломака; выскочка; белоручка; интриган; слюнтяй; негодяй; прощелыга; забулдыга; деляга |
2. Приставки со значением преувеличения / преуменьшения (пре-, раз-, сверх- и др.) |
Красивый - прекрасивый; скоростной - сверхскоростной; маленький - премаленький; весёлый - развесёлый |
3. Удвоение слов (иногда с добавлением приставки, суффикса) |
Добрый - предобрый; глазастый - преглазастый; белый - белый; зимушка - зима |
Основные типы ошибок словообразования
Поговорим ещё немного о способах образования слов в русском языке. Сейчас речь пойдёт о бессуффиксном способе.
Этим способом образуются исключительно имена существительные.
Основой для их образования служат глаголы и имена прилагательные.
Как же происходит словообразование?
Если при суффиксальном способе к производящей основе (той, от которой образуется новое слово) суффикс добавляется (туман – туман-н -ый ), то при бессуффиксном способе происходит усечение суффикса (он пропадает), в результате чего и образуется новое слово.
Рассказ-а-ть – рассказ.
Переход-и-ть – переход .
Зелёный – зелень (в данном случае основой существительного стала производящая основа прилагательного без какого-либо усечения – и такое бывает!).
А теперь о пресловутых «подводных камнях»!
Хочу предостеречь от ошибки, которую делают даже очень хорошо «подкованные» учащиеся.
Наверное, посмотрев на примеры выше, некоторые из Вас тоже задают сейчас себе вопрос: почему не наоборот? Так просто: рассказ – рассказ-ыва-ть.
Слово образовано суффиксальным способом!
Нет! Это неверный ход!
Подберем однокоренные слова : сказывать, рассказать, сказ, рассказывать, рассказ.
Задумаемся, какие из слов ближе друг к другу по смыслу ?
Конечно, рассказ и рассказывать .
«Рассказ» – это «результат рассказывания». Значит, сначала надо «рассказать» что-то, чтобы получился «рассказ». Способ образования слова рассказ – бессуффиксный .
Вот как строится словообразовательная «цепочка»:
Сказ-а-ть – рас-сказать – рассказ – рассказ-чик.
Вывод № 1.
Слова образуются бессуффиксным способом, если действие переходит в результат действия (глагол – существительное).
* Примечание. Конечно, далеко не все «короткие» существительные образованы бессуффиксным способом. Например, заимствованные имена существительные «врач » (от старослав. «врачь ») и «вред » (от старослав. «вередъ ») дали основы для образования глаголов «врачевать » и «вредить ».
Словообразовательная «цепочка» в этом случае выглядит так: вред – вред-и-ть – по-вредить – поврежд-а-ть – повреждать-ся.
А как образовано существительное зелень ?
Подбираем однокоренные слова : зеленеть, зеленый, зеленка, зазеленеть, зелень.
Какие из слов по смыслу ближе к слову зелень ?
Зеленый , конечно!
Зеленый – цвЕта зелени, травы, листвы (качественное прилагательное), а Зелень – нечто зелёного цвета (собирательное существительное, тоже обозначающее качество).
Что же первично?
Сначала должен был появиться зеленый цвет , чтобы потом нечто было названо зеленью .
Способ образования слова зелень – бессуффиксный .
Вывод № 2.
Слова образуются бессуффиксным способом, если отдельно названное качество переходит в новое качество , которое становится сутью какого-либо явления (имя прилагательное – имя существительное).
А теперь вопрос: Каким способом образованы слова: ужинать, сушь, ночевка, побег, ножовка, вклад?
Справились? Хорошо! Хотите проверить себя? Мы всегда рады вам помочь!
Остались вопросы? Не знаете, каким способом образовалось слово «
зелень»
?
Чтобы получить помощь репетитора – .
Первый урок – бесплатно!
blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.