Не суффиксальный способ. Что такое бессуфиксный способ образования слов: примеры. Другие способы словообразования

«Корень в родственных словах» - Слово с безударной гласной. К солнцу колосом взойду. Пшеничный колосок. Отдохнём. Хлеб. Будьте здоровы. Правописание корня в родственных словах. Месим тесто. Непроверяемые словарные написания. Угадай. Словарная работа. Умение правильно писать корень. Корень в родственных словах. Четвёртый лишний. Колосочек.

«Словообразование глаголов» - Тема урока: Вывод. Орфограммы частей слова. Словообразование глаголов. Цели урока: Работа над темой урока. Но все же мы не привыкли отступать! Правописание приставок Правописание суффиксов Правописание безударных окончаний. Глаголы. Расскажи. Глаголы образуются. Динамическая пауза. Орешек знания тверд.

«Образование деепричастий» - Кузька осмотрелся. Глагол. Диадох. Образование деепричастий. Деепричастия с суффиксом. Обернулась Яга. Тест. Скорлупа яичная. Взрослые играть не любят. Ответьте на вопрос. Вышел Кузька. Подберите к рисунку А. Шахгелдяна как можно больше словосочетаний. Какие деепричастия образованы правильно. Деепричастия.

«Образование форм слова» - Формы. Слова, в которых основа остается одной и той же. Солнечный. Формы слова. Урок. Стены комнаты засверкали яркими красками. Волшебный урок. Улыбчивое оранжевое Солнышко. Родители – Солнца работали – они освещали и согревали Землю. Однокоренные слова. Солнышко было совсем маленькое. Солнце – Папа и Мама – Солнце с доброй улыбкой смотрели на проказы Солнышка.

«Словообразовательные средства» - Критерии оценивания. Книжечка. Выпишите слово. Значение суффиксов субъективной оценки. Мышонок в норке. Шапочка. Собеседник. Книжонка. Мышонок. Выборочный диктант. Слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Маменька. Выразительные словообразовательные средства.

«Родственные слова» - По отношению к предыдущим слова родственным не является. Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Из Библии. Сжечь корабли – решительно порвать с прошлым. Брегет – фирма часов, здесь «часы». Этимология 30. Не ходи так часто на дорогу В старомодном ветхом шушуне. Пенаты – античные духи, охранявшие покой семьи.

Всего в теме 24 презентации

Существует несколько способов словообразования.

1. Морфологический, который заключается в создании новых слов путем сочетания морфем по существующим в языке правилам. Этот способ включает в себя приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксальный, сложение.

2. Лексико-семантический способ, здесь происходит создание нового слова путем расщепления старого на два или более омонима. Например, боксер – порода собаки, боксер – спортсмен по боксу.

3. Морфолого-синтаксический – образование нового слова путем перехода его из одной части речи в другую: столовая, мороженое. При этом слово приобретает новые грамматические признаки.

4. Лексико-семантический, который заключается в создании нового слова путем слияния в одну лексическую единицу сочетания слов. Например, вечно зеленый, сей час – вечнозеленый, сейчас.

Приставочный способ . Образование слов таким способом осуществляется с помощью присоединения приставки к исходному слову. Новое слово относится к той же части речи, что и исходное. Таким образом, образуются имена существительные (например, свет – рассвет, ход – выход ); имена прилагательные (вкусный – безвкусный, звуковой – сверхзвуковой ); местоимения (кое-кто, некто, никого ); глаголы (ходить – заходить, подходить, уходить ); наречия (сквозь – насквозь, всегда – навсегда, вчера – позавчера ).

Суффиксальный способ . К основе исходного слова присоединяется суффикс.

Слова, образованные данным способом, могут быть как одной и той же частью речи (например, лес – лесник ), так и разными (например, лес – лесной ). Суффикс присоединяется не к целому слову, а к его основе, при этом иногда основа видоизменяется: например, отливать – отливка, ткач – ткацкий.

Приставочно-суффиксальный . К исходному слову одновременно присоединяются и приставка, и суффикс, например приусадебный, подорожник, наездник, Подмосковье. Чаще всего этим способом образуются имена существительные (предпосылка, подоконник); глаголы (увлечься, расписаться ); наречия (по-русски, по-весеннему );

Бессуффиксальный способ заключается в том, что от слова отбрасывается окончание (черный – чернь ) или может одновременно убираться окончание и отсекаться суффикс (отдыхать -отдых, бранить – брань );

Сложение . Это образование нового слова путем объединения в одно словесное целое двух слов или двух и более основ. Слова, образованные в результате сложения, называются сложными. Сложные слова образуются:

1) сложением целых слов, например: школа-интернат;

2) сложением слов, например: завуч, зарплата;

3) сложением с помощью соединительных гласных о и е , например: следопыт, земледелец;

г) сложением начальных букв, например: АТС, МГУ;

4) сложением начальных букв, например: ТЮЗ, МХАТ.

Наличие тех или иных слов в русском языке неразрывно связано со словообразованием. Процесс словесного формирования зависит от конкретного способа. Среди множества вариантов присутствует бессуффиксный способ словообразования. Представляется целесообразным рассмотреть сущность метода и примеры его использования.

Один из вопросов, задаваемых учителем в рамках темы словообразования, заключается в том, какие слова могут быть образованы бессуффиксным способом. Перед составлением перечня примеров следует рассмотреть, что такое бессуфиксный способ словообразования.

Бессуффиксный способ предполагает отбрасывание в составе слова суффиксной части и окончания. Это является характерной чертой метода.

Следует отметить, что формирование слов бессуффиксным способом не определяет его отдельное выделение в качестве самостоятельного метода словообразования. Несмотря на такую неоднозначность, знание способа является обязательным при прохождении тестовых и экзаменационных заданий. Для понимания того, как образуются слова бессуффиксным методом, требуется изучение основ словообразовательного разбора.

Обратите внимание! В литературе бессуфиксный способ встречается под названием метода нулевого суффикса.

Понятие нулевого суффикса предполагает отсутствие суффиксальной части как в речевом, так и письменном варианте . Пропуск подобного рода играет существенную роль для появления новых слов или словесных форм. В системе обозначений для нулевого суффикса применяется значок Ø.

При изучении нулевого суффикса необходимо рассмотреть примеры, какие слова образованы нулевым формообразующим, а какие – нулевым словообразовательным суффиксом.

Формообразующий вид

Под формообразующим понимается суффикс, присутствующий исключительно у глаголов. Основная задача суффиксной части – образование глагольных форм слова.

Примеров слов, которые образованы бессуффиксным формообразующим способом:

  • Нес. Глагол прошедшего времени мужского рода. Исходная форма – нести.
  • Ушел бы. Глагол условного наклонения. Исходная форма – уходить.
  • Ляг. Глагол повелительного наклонения. Исходная форма – лечь.

Формообразующий вид

Словообразовательный вид

Слова, образованные бессуффиксным методом с применением словообразовательного нулевого суффикса, соответствуют таким условиям, как:

  • Обязательное наличие синонимичного варианта. Синоним должен характеризоваться ненулевой формой.
  • Существование производной формы.

Способ образования слова происходит следующим образом:

  1. Соответствие первому условию. Синоним «безлюдье».
  2. Способ образования с учетом исходного варианта. Первоначально было прилагательное «глухой», которое послужило отправной точкой для появления слова «глушь».

Словообразовательный вид и части речи

Словообразовательный нулевой суффикс присущ для таких частей речи, как:

  • существительное;
  • прилагательное;
  • числительное;

Вопрос образования слов с участием словообразовательного нулевого суффикса связан с разбором существительных.

Бессуффиксный способ образования существительных

Для существительного исходной формой является:

  • . Присуще действие абстрактного характера (заскок — заскочить, вход — входить, пробег — пробежать). Свойственно значение предмета или лица, которое осуществляет описываемое действие (всходы — всходить, вождь — водить). Характерно действие со значением места происхождения (залив — заливать, разъезд — разъезжать, подвод — подводить). Типично действие с результатом или со стороны объекта (полив — поливать, дар — дарить, подрыв — подрывать).
  • Прилагательное. Присуще значение признака отвлеченного характера (тишь — тихий, гладь — гладкий, глубь -глубокий). Свойственно значение признака в соответствии с носителем (дипломат — дипломатический, Мальдивы — мальдивский, свадьба — свадебный). Характерно значение лица, которое является инициатором действия (прислуга — прислуживать).
  • Существительное. Типично значение существа или лица женского пола (свинья — свин). Присуще значение собирательного характера (чернь — черный, поросль — поросли). Свойственно значение существа с учетом места нахождения (ризничий).

Прилагательное связано с бессуффиксным способом следующим образом:

  • Исходная форма – существительное. Характерно значение общего свойства при описании предмета (будний — будни, голубой — голубизна). Типично значение с признаком отсутствия части тела или объекта (безносый — без носа, безликий — без лица). Свойственно значение с оттенком принадлежности к описываемому объекту (лисий — лиса, отчий — отец).
  • Исходная форма – глагол. Присуще значение действия (приезжий — приехать);
  • Исходная форма – наречие и прилагательное. Учитывается значение с признаком превосходящей степени (высший — выше, лучший — лучше).

Относительно такой части речи, как числительное, нулевой суффикс применяется в редких случаях. Для характеристики числительных, образованных бессуффиксным способом, приводятся следующие примеры: четвертый — четыре, пятый — пять, шестой — шесть, седьмой — семь и т.д.

ПРИМЕРЫ.

МОРФЕМНЫЕ:

1. Суффиксальный (упрямый - упрямец)

2. Приставочный (петь - запеть)

3. Бессуффиксальный (синий - синь)

4. Приставочно - суффиксальный (стакан - подстаканник)

5. Сложение:

1) целых слов: (кафе + бар = кафе-бар)

2) части основы с целым словом: (тур + поход = турпоход)

3) производящих основ с соединительными гласными: (пар + о + ход = пароход)

4) начальных букв слов /аббревиация/ (московская + кольцевая + автомобильная + дорога = МКАД)

5) с одновременным присоединением суффикса (чёрное + море + ец = черноморец).

НЕМОРФЕМНЫЕ :

Переход из одной части речи в другую (конверсия).

Например: столовая, мороженое.

Сращение (слияние).

Например: вечно + зелёный = вечнозелёный.

Переход слов из одной части речи в другую


Из какой части речи перешло

и что обозначает

В какую часть речи перешло

и что стало обозначать

Примеры

1. Прилагательное (признак) Существительное (предмет)

Рабочий инструмент,

мороженое мясо

Рабочий на стройке,

вкусное мороженое

2. Числительное (порядок при счете) Прилагательное (признак) Первый год обучения

Первый (лучший)

ученик в классе

3. Причастие

(признак предмета по действию)

Прилагательное (признак) Подтянутые резервы Подтянутый вид

4. Деепричастие

(добавочное действие)

Наречие (признак действия) Читал, стоя на сцене Читать стоя неудобно
5. Существительное (предмет) Наречие (признак действия) Медленным шагом Ехать шагом
6. Наречие (признак действия)

Предлог (выражает зависимость

от глагола)

Командир шел впереди

Впереди отряда шел

барабанщик

7. Деепричастие (добавочное действие)

Предлог (выражает зависимость

от глагола)

Ушел, благодаря за помощь

Благодаря помощи,

выполнил работу

8. Местоимение (указывает на предмет,

признак, количество)

Частица (выражает

ограничительное значение)

Старик приехал один

Один (только) старик

не вышел встречать

Образование частей речи

Способ образования Примеры
1. Имя существительное
1. Суффиксальный

Камень - каменщик, футбол - футболист, красный - краснота,

учить - учитель, плавить - плавка

2. Приставочный Погода - непогода, группа - подгруппа, город - пригород
Рукав - безрукавка, служить - сослуживец, море - приморье
4. Бессуффиксальный Заплывать - заплыв, глухой - глушь
5. Сложение (различные способы) Железо + бетон = железобетон, луна + ходить = луноход

6. Переход прилагательных, причастий

в существительные (субстантивация)

Гостиная комната - гостиная, присутствующие на собрании -

присутствующие встали

2. Имя прилагательное
1. Суффиксальный Комната - комнатный, солдат - солдатский
2. Приставочный Удалой - разудалый, добрый - предобрый
3. Приставочно - суффиксальный За городом - загородный, избежать - неизбежный
4. Сложение (различные способы) Русский + немецкий = русско-немецкий, пять + метров = пятиметровый
5. Слияние (сращение) Трудно + доступный = труднодоступный, вечно + зелёный = вечнозеленый
6. Переход слов из других частей речи

Первый номер (числит.) - первый (лучший) студент,

блестящие на солнце (прич.) - блестящие способности

3. Имя числительное
1. Суффиксальный Три - тридцать, один - одиннадцать
2. Сложение Три + сто = триста
4. Местоимение
1. Суффиксальный Кто - кто-то, какой - какой-либо, чей - чей-нибудь
2. Приставочный Кто - никто, какой - кое-какой, сколько - несколько
5. Глагол
1. Суффиксальный Синий - синеть, умыть - умыться,
2. Приставочный Писать - написать, выполнить - перевыполнить
3. Приставочно - суффиксальный Столб - застолбить, бежать - разбежаться
6. Наречие
1. Суффиксальный Зима - зимой, куда - куда-нибудь, ползти - ползком
2. Приставочный Смерть - насмерть, долго - недолго, как - кое-как
3. Приставочно - суффиксальный Далеко - издалека, новый - по-новому
4. Переход слов из других частей речи

ехать шагом

7. Производные предлоги
1. Приставочный Иметь в виду - ввиду плохой погоды, на счет банка - насчет работы
2. Переход слов из других частей речи

Показаться впереди (наречие) - впереди отряда,

благодаря за помощь (дееприч.) - благодаря помощи

Словообразовательные выразительные средства языка

СРЕДСТВО ПРИМЕРЫ

1. Суффиксы субъективной оценки:

а) уменьшительно - ласкательные

Лена - Леночка; Боря - Боренька; стол - столик; кровать - кроватка;

мама - мамочка; солнце - солнышко; цветок - цветочек

б) со значением преувеличения,

преуменьшения

Большой - большущий; длинный - длиннейший; маленький - мельчайший;

холод - холодина; дом - домишко, домище

в) со значением пренебрежительности,

презрительности, иронии

Душа - душонка; старик - старикашка; мамаша, маманя
г) со значением неодобрения и др.

Лена - Ленка; Боря - Борька; кривляка; ломака; выскочка; белоручка;

интриган; слюнтяй; негодяй; прощелыга; забулдыга; деляга

2. Приставки со значением

преувеличения / преуменьшения

(пре-, раз-, сверх- и др.)

Красивый - прекрасивый; скоростной - сверхскоростной;

маленький - премаленький; весёлый - развесёлый

3. Удвоение слов (иногда с добавлением

приставки, суффикса)

Добрый - предобрый; глазастый - преглазастый; белый - белый;

зимушка - зима

Основные типы ошибок словообразования

Поговорим ещё немного о способах образования слов в русском языке. Сейчас речь пойдёт о бессуффиксном способе.

Этим способом образуются исключительно имена существительные.

Основой для их образования служат глаголы и имена прилагательные.

Как же происходит словообразование?

Если при суффиксальном способе к производящей основе (той, от которой образуется новое слово) суффикс добавляется (туман – туман-н -ый ), то при бессуффиксном способе происходит усечение суффикса (он пропадает), в результате чего и образуется новое слово.

Рассказ-а-ть – рассказ.

Переход-и-ть – переход .

Зелёный – зелень (в данном случае основой существительного стала производящая основа прилагательного без какого-либо усечения – и такое бывает!).

А теперь о пресловутых «подводных камнях»!

Хочу предостеречь от ошибки, которую делают даже очень хорошо «подкованные» учащиеся.

Наверное, посмотрев на примеры выше, некоторые из Вас тоже задают сейчас себе вопрос: почему не наоборот? Так просто: рассказ – рассказ-ыва-ть.

Слово образовано суффиксальным способом!

Нет! Это неверный ход!

Подберем однокоренные слова : сказывать, рассказать, сказ, рассказывать, рассказ.

Задумаемся, какие из слов ближе друг к другу по смыслу ?

Конечно, рассказ и рассказывать .

«Рассказ» это «результат рассказывания». Значит, сначала надо «рассказать» что-то, чтобы получился «рассказ». Способ образования слова рассказ бессуффиксный .

Вот как строится словообразовательная «цепочка»:

Сказ-а-ть – рас-сказать – рассказ – рассказ-чик.

Вывод № 1.

Слова образуются бессуффиксным способом, если действие переходит в результат действия (глагол – существительное).

* Примечание. Конечно, далеко не все «короткие» существительные образованы бессуффиксным способом. Например, заимствованные имена существительные «врач » (от старослав. «врачь ») и «вред » (от старослав. «вередъ ») дали основы для образования глаголов «врачевать » и «вредить ».

Словообразовательная «цепочка» в этом случае выглядит так: вред – вред-и-ть – по-вредить – поврежд-а-ть – повреждать-ся.

А как образовано существительное зелень ?

Подбираем однокоренные слова : зеленеть, зеленый, зеленка, зазеленеть, зелень.

Какие из слов по смыслу ближе к слову зелень ?

Зеленый , конечно!

Зеленый цвЕта зелени, травы, листвы (качественное прилагательное), а Зелень нечто зелёного цвета (собирательное существительное, тоже обозначающее качество).

Что же первично?

Сначала должен был появиться зеленый цвет , чтобы потом нечто было названо зеленью .

Способ образования слова зелень бессуффиксный .

Вывод № 2.

Слова образуются бессуффиксным способом, если отдельно названное качество переходит в новое качество , которое становится сутью какого-либо явления (имя прилагательное – имя существительное).

А теперь вопрос: Каким способом образованы слова: ужинать, сушь, ночевка, побег, ножовка, вклад?

Справились? Хорошо! Хотите проверить себя? Мы всегда рады вам помочь!

Остались вопросы? Не знаете, каким способом образовалось слово « зелень» ?
Чтобы получить помощь репетитора – .
Первый урок – бесплатно!

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.