Краткий ориентировочный тест Э. Вандерлика. Методика КОТ (Краткий ориентировочный, отборочный тест, В.Н. Бузина, Э.Ф. Вандерлик). Опросник диагностики интеллекта (IQ) Хорошие вещи дешевы плохие дороги смысл

2.Слово СУРОВЫЙ является противоположным по смыслу слову: 1-РЕЗКИЙ2-СТРОГИЙ3-МЯГКИЙ4-ЖЕСТКИЙ5-НЕПОДАТЛИВЫЙ

3.Какое из приведенных ниже слов отлично от других: 1-ОПРЕДЕЛЕННЫЙ2-СОМНИТЕЛЬНЫЙ3-УВЕРЕННЫЙ4-ДОВЕРИЕ5-ВЕРНЫЙ6-ЧЕСТНОСТЬ

4.Верно ли что, сокращение "н.э." означает "нашей эры" 1-ДА2-НЕТ

5.Какое из следующих слов отлично от других? 1-ПЕТЬ2-ЗВОНИТЬ3-БОЛТАТЬ4-СЛУШАТЬ5-ГОВОРИТЬ6.Слово БЕЗУКОРИЗНЕННЫЙ является противоположным по своему значению слову1-НЕЗАПЯТНАННЫЙ2-НЕПРИСТОЙНЫЙ3-НЕПОДКУПНЫЙ4-НЕВИННЫЙ5-КЛАССИЧЕСКИЙ

7.Какое из приведенных ниже слов относиться к слову ЖЕВАТЬ, как ОБОНЯНИЕ к НОС? 1-СЛАДКИЙ2-ЯЗЫК3-ЗАПАХ4-ЗУБЫ5-ЧИСТЫЙ

8.Сколько из приведенных ниже пар слов являются полностью идентичными? Sharp,M.C. Sharp,M.C.Fielder,E.H. Filder,E.N.Connor,M.C. Conner,M.G.Woesner,O.W. Woerner,O.W.Soderquist,P.E. Soderquist,B.E.

9.Слово ЯСНЫЙ является противоположным по смыслу слову: 1-ОЧЕВИДНЫЙ2-ЯВНЫЙ3-НЕДВУСМЫСЛЕННЫЙ4-ОТЧЕТЛИВЫЙ5-ТУСКЛЫЙ

10.Предприниматель купил партию подержанных автомобилей за 3500 долларов,а продал их за 5500, заработав на этом 50 долларов заавтомобиль. Сколько автомобилей он перепродал?

11.Слова СТУК и СТОК имеют:

12.Три лимона стоят 360 рублей. Сколько рублей стоят 1.5 дюжины?

13.Сколько из этих 6 пар чисел являются полностью одинаковыми? 5296 529666986 69686834426 8344267354256 735425661197172 6119717283238324 83238234

14.Слово БЛИЗКИЙ является противоположным по значению слову: 1-ДРУЖЕСКИЙ2-ПРИЯТЕЛЬСКИЙ3-ЧУЖОЙ4-РОДНОЙ5-ИНОЙ

15.Какое число является наименьшим? 1) 62) 0.73) 94) 365) 0.316) 5

16.Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобыполучилось правильное предложение. В качестве ответа введите номерпоследнего слова.1-ЕСТЬ2-СОЛЬ3-ЛЮБОВЬ4-ЖИЗНИ

17.Какой из приведенных ниже рисунков наиболее отличен от других? 18.Два рыбака поймали 36 рыб. Первый поймал в 8 раз больше, чем второй. Сколько поймал второй?

19.Слова ВОСХОДИТЬ и ВОЗРОДИТЬ имеют: 1-сходное значение2-противоположное3-ни сходное, ни противоположное

20.Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось утверждение. Если оно имеет смысл, то ответом будет 1, если нет - 2. МХОМ ОБОРОТЫ КАМЕНЬ НАБИРАЕТ ЗАРОСШИЙ

21.Две из приведенных ниже фраз имеют одинаковый смысл: 1-Держать нос по ветру.2-Пустой мешок не стоит.3-Трое докторов не лучше одного.4-Не все то золото, что блестит.5-У семи нянек дитя без глаза.

22.Какое число должно стоять вместо знака "?": 73 66 59 52 45 38 ?

23.Длительность дня и ночи в СЕНТЯБРЕ почти такая же, как и в: 1-ИЮНЕ2-МАРТЕ3-МАЕ4-НОЯБРЕ

24.Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда заключительное будет: 1-верно, 2-неверно, 3-неопределенноВсе активные люди имеют цель в жизни.Все активные люди занимают крупные посты.Некоторые из тех, кто имеет цель в жизни, занимают крупные посты.

25.Поезд проходит 75 см. за 1/4 сек. Если он будет двигаться с той же скоростью, то какое расстояние в метрах он пройдет за 5 сек?

26.Если предположить, что два первых утверждения верны, то последнее: 1-верно, 2-неверно, 3-неопределенноБоре столько же лет, сколько Маше.Маша моложе Жени.Боря моложе Жени.

27.Пять полукилограммовых пачек мясного фарша стоят 2000 рублей. Сколько килограмм фарша можно купить за 800 рублей?

28.Слова РАССТИЛАТЬ и РАСТЯНУТЬ имеют: 1-сходное значение2-противоположное3-ни сходное, ни противоположное29.Разделите эту геометрическую фигуру прямой линией на две части так, чтобы сложив их вместе, можно было получить квадрат. В качестве ответа укажите номер линии по которой будете проводить деление.

30.Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда последнее: 1-верно, 2-неверно, 3-неопределенно Саша поздоровался с Машей.Маша поздоровалась с Дашей.Саша не поздоровался с Дашей.

31.Телевизор стоимостью 240 долларов, был уценен во время сезоннойраспродажи на 33 1/3 процента. Сколько стоил телевозор во время распродажи?

32.Три из пяти фигур нужно соединить таким образом, чтобы получилась равнобедренная трапеция. Укажите номера этих фигур.

33.На платье требуется 2.33 м ткани. Сколько платьев можно сшить из 42 м ткани?

34.Значения следующих двух предложений: 1-сходны, 2-противоположны, 3-ни сходны, ни противоположныТрое докторов не лучше одного.Чем больше докторов, тем больше болезней.

35.Слова УВЕЛИЧИВАТЬ и РАСШИРЯТЬ имеют: 1-сходное значение2-противоположное3-ни сходное, ни противоположное

36.Смысл двух ниже приведенных пословиц: 1-схож, 2-противоположен, 3-нисхож, ни противоположенШвартоваться лучше двумя якорями.Не клади все яйца в одну корзину.

37.Бакалейщик купил ящик с апельсинами за 36 долларов. В ящике их было 12 дюжин. Он знает, что 2 дюжины испортятся еще до того, как он продаст все апельсины.По какой цене за дюжину (в центах) ему нужно продаватьапельсины, чтобы получить прибыль в 1/3 закупочной цены?38.Слова ПРЕТЕНЗИЯ и ПРЕТЕНЦИОЗНЫЙ имеют:1-сходное значение2-противоположное3-ни сходное, ни противоположное

39.Если бы полкило картошки стоило 0.0125 рублей, то сколько килограмм можно было бы купить за 50 копеек?

40.Один из членов ряда не подходит к другим. Каким числом Вы бы его заменили? 4 8 8 4 8 8 4 8 6

41.Слова ОТРАЖАЕМЫЙ и ВООБРАЖАЕМЫЙ имеют: 1-сходное значение2-противоположное3-ни сходное, ни противоположное42.Сколько соток составляет участок 70 м на 20 м

? 43.Следующие две фразы по значению: 1-сходны, 2-противоположны, 3-ни сходны, ни противоположныХорошие вещи дешевы, плохие дороги.Хорошее качество обеспечивается простотой, плохое сложностью.

44.Солдат, стреляя в цель, поразил ее в 12.5 процентах случаев. Сколько раз солдат должен выстрелить, чтобы поразить ее 10 раз? 45.Один из членов ряда не подходит к другим. Какое число Вы бы поставили на его место?0.4 0.6 0.8 0.9 1.2 1.4

46.Три партнера по акционерному обществу решили поделить прибыль поровну. Т.вложил в дело 450 долларов, К.-350 долларов, П.-200 долларов. Если прибыль составит 240 долларов, то на сколько меньше прибылиполучит Т. по сравнению с тем, как если бы прибыль была разделена пропорционально вкладам?47.Какие две из приведенных ниже пословиц имеют сходный смысл?1-Куй железо, пока горячо.2-Один в поле не воин.3-Семь раз отмерь, один раз отрежь.4-Не все то золото, что блестит.5-Не по виду суди, а по делам гляди.

48.Значения следующих фраз: 1-сходны, 2-противоположны, 3-ни сходны, ни противоположны Лес рубят, щепки летят.Большое дело не бывает без потерь.

49.Какая из этих фигур наиболее отлична от других?

50.В печатающейся статье 24000 слов. Редактор решил использовать шрифт двух размеров. При использовании шрифта большего размера на странице умещается 900 слов, меньшего - 1200. Статья должна занять 21 полную страницу в журнале. Сколько страниц должно быть напечатано мелким шрифтом?

Способность к обобщению и анализу информации1(3), 2(3), 3(3), 4(1), 5(4), 6(2), 7(4), 8(1), 9(5), 20(2), 21(3, 5), 22(1, 3), 23(2), 26(1), 30(3), 34(3), 36(1), 40(8), 43(1), 45(1.0), 47(4,5), 48(1)

Отсуствие эмоциональной деструкции 10(40), 12(1260), 18(4), 24(1), 25(15), 27(1), 31(150), 33(12), 37(480), 39(20), 42(14), 44(80), 46(28), 50(17)

Гибкость мыслительных процессов11(3), 19(3), 28(1), 35(1), 38(1), 41(3)

Способность к концентрации внимания13(4)

Способность к обобщению и анализу14(3), 15(5), 16(4)

Способность к пространственному мышлению17(4), 29(5), 32(1, 2, 3), 49(3)

Методика КОТ- 1

Инструкция.

Вам предлагается несколько простых заданий. Познакомьтесь с образцами заданий и правильными ответами на них:

· "Быстрый" является противоположным по смыслу слову:

1 - тяжелый, 2 - упругий, 3 - скорый,4 - легкий, 5 - медленный. Правильный ответ: 5-й

· Бензин стоит 0,44 руб за литр. Сколько (в копейках) стоят 2,5 литра?

Правильный ответ: 110

· Слова минер и минор по смыслу являются:

1 - сходными, 2 - противоположными, 3 - ни сходными, ни противоположными. Правильный ответ: 3-й

· Какие две из приведенных ниже пословиц имеют одинаковый смысл:

1 - первый блин комом, 2 - лиха беда начало, 3 - не красна изба углами, красна пирогами, 4 - не все коту масленица, 5 - старый друг лучше новых двух. Правильный ответ: 1-й и 2-й.

Тест содержит 50 вопросов, на выполнение теста дается 15 минут. Ответьте на столько вопросов, на сколько сможете, и не тратьте много времени на один вопрос. Работайте как можно быстрее. Если какое-нибудь задание теста у вас не получается, не задерживайтесь на нем слишком долго, переходите к следующему.

Стимульный материал к методике КОТ.

1. Одиннадцатый месяц года – это:

2. "Суровый" является противоположным по значению слову:

1 – резкий, 2 – строгий, 3 – мягкий , 4 – жесткий, 5 – неподатливый.

3. Какое из приведенных ниже слов отлично от других:

1 – определенный, 2 – сомнительный, 3 – уверенный, 4 – доверие, 5 – верный.

4. Ответьте Да или Нет. Сокращение "н.э." означает: "нашей эры" (новой эры)?

5. Какое из следующих слов отлично от других:

1 – петь, 2 – звонить, 3 – болтать, 4 – слушать , 5 – говорить.

6. Слово "безукоризненный" является противоположным по своему значению слову:

1 – незапятнанный, 2 – непристойный , 3 – неподкупный,

4 – невинный, 5 – классический.

7. Какое из приведенных ниже слов относится к слову "жевать" как обоняние и нос:

1 – сладкий, 2 – язык, 3 – запах, 4 – зубы , 5 – чистый



8. Сколько из приведенных ниже пар слов являются полностью идентичными?

Sharp M.C. Sharp M.C.

Filder E.H. Filder E.N.

Connor M,G. Conner M,G.

Woesner O.W. Woerner O.W.

Soderquist P.E. Soderquist B.E.

9. "Ясный" является противоположным по смыслу слову:

1 – очевидный, 2 – явный, 3 – недвусмысленный, 4 - отчетливый, 5 – тусклый.

10. Предприниматель купил несколько подержанных автомобилей за 3500 $, а продал их за 5500 $ заработав при этом 50 $ за автомобиль. Сколько автомобилей он продал? 5500-3500=2000:50=40

11. Слова "стук" и "сток" имеют:

1 – сходное значение, 2 – противоположное

12. Три лимона стоят 45 р. Сколько стоит 1,5 дюжины? 45:3=15 --- 18х15= 270

13. Сколько из этих 6 пар чисел являются полностью одинаковыми?

14. "Близкий" является противоположным слову:

1 – дружеский, 2 – приятельский, 3 – чужой , 4 – родной, 5 – иной.

15. Какое число является наименьшим ?

6 0,7 9 36 0,31 5

16. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось правильное предложение. В качестве ответа запишите две последние буквы последнего слова.

есть соль любовь жизни

17. Какой из приведенных ниже пяти рисунков наиболее отличен от других? - 4



18. Два рыбака поймали 36 рыб. Первый поймал в 8 раз больше, чем второй. Сколько поймал второй? 36:8= 4

19. "Восходить" и "возродить" имеют: 1 – сходное значение, 2 – противоположное, 3 – ни сходное, ни противоположное.

20. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось утверждение. Если оно правильно, то ответ будет П, если неправильно – Н.

мхом обороты камень набирает заросший.

21. Две из приведенных ниже фраз имеют одинаковый смысл, найдите их:

1. Держать нос по ветру.

2. Пустой мешок не стоит.

Трое докторов не лучше одного.

4. Не все то золото, что блестит.

Краткий ориентировочный тест (КОТ) относится к категории тестов умственных способностей (IQ). Тесты IQ свидетельствуют об общем уровне интеллектуального развития индивида. В тестах на определение IQ индивиду предъявляется серия заданий, подобранных таким образом, чтобы была обеспечена адекватная выборка всех важнейших интеллектуальных функций для проникновения в "критические точки интеллекта" (Анастази А. Психологическое тестирование. Кн.1. - М., 1982. - С. 205).

Существует группа тестов общих умственных способностей, специально разрабатывавшихся для быстрой предварительной оценки персонала. Первым тестом этого направления был "Самоприменяемый тест Отиса" (Там же. Кн.2, с.75). Тест имел в большинстве случаев хороший коэффициент валидности при отборе на должности клерка, оператора счетных машин, рабочих, мастеров и т.д. Для высококвалифицированных служащих корреляция между показателями теста и успешностью в работе была небольшая.
Наиболее известной адаптацией теста Отиса является тест Вандерлика. В отличие от теста Отиса тест Вандерлика хорошо работает на выборке высококвалифицированных служащих и руководителей. А.Анастази отмечает, что надежность теста, несмотря на его краткость, вполне удовлетворительна.
КОТ является адаптацией теста Вандерлика. Структура адаптированного теста соответствует структуре общих способностей. В результате адаптации было изменено около половины текстов заданий и структура теста была приведена в соответствие со структурой общих способностей.
В основу теста заложена иерархическая модель способности к обучению П.Вернона, которая состоит в том, что факторы, определяющие способности, можно разделить на факторы нескольких уровней, причем факторы более низкого уровня являются производными факторов более высокого уровня. Эта модель проиллюстрирована на рис.

Интегральный показатель теста, таким образом, связан с обучаемостью. Обучаемость отражает общие способности человека, которые "выражают познавательную активность субъекта и его возможности к усвоению новых знаний, действий, сложных форм деятельности" (Зейгарник Б. В. Патопсихология. - М., 1976. С. 224). Обучаемость - это важная черта, необходимая для овладения любой специальностью. В настоящее время остро стоит проблема отбора лиц, которых имеет смысл обучать той или иной специальности. У лиц с высокой обучаемостью быстро формируются навыки и умения, быстро осуществляется внутренняя перестройка при изменении условий деятельности.
Структура адаптированного теста КОТ соответствует структуре общих способностей.
Основой для компьютерной версии теста явился текст опросника, адаптация которого была произведена В. Н. Бузиным (Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические материалы. - М.: МГУ, 1989). В результате адаптации было изменено около половины текстов заданий и структура теста была приведена в соответствие со структурой общих способностей. Интерпретаторами теста было изменено несколько геометрических заданий, при этом структура теста была сохранена.
Таким образом, КОТ предназначен для определения интегрального показателя "общие способности" и предусматривает диагностику следующих "критических точек" (А. Анастази) интеллекта:
1) Способность обобщения и анализа материала.
2) Гибкость мышления.
3) Инертность мышления, переключаемость.
4) Эмоциональные компоненты мышления, отвлекаемость.
5) Скорость и точность восприятия, распределение и концентрация внимания.
6) Употребление языка, грамотность.
7) Выбор оптимальной стратегии, ориентировка.
8) Пространственное воображение.
Интегральный показатель теста (ПТ) является комплексным многопараметрическим показателем общих способностей человека.
При адаптации данного теста основные усилия были направлены на получение очевидной валидности по содержанию (экспертной валидности). Надежность теста определялась по методу Кьюдера-Ричардсона. Альфа ¾ надежность КОТ, рассчитанная по формуле Кьюдера-Ричардсона, составила 0,86 (данные В. Н. Бузина). Надежность рассчитывалась по двум выборкам: учащиеся 6-х классов средних школ (60 человек) и лица с высшим образованием, в основном инженеры связи (140 человек). Им же была установлена корреляция ПТ с IQ по числовому тесту Айзенка - 0.68, и с IQ по вербальному - 0.61 (уровень значимости р < 0.001). Успешность выполнения КОТ рекоррелирует со степенью независимости выборов от предшествующего успеха или неудачи в тесте на уровень притязаний, коэффициент корреляции - 0.22, уровень значимости - р = 0.1. По графикам распределения ПТ была установлена неоднородность выборок. Эти распределения свидетельствуют о зависимости ПТ от уровня образования: при более высоком уровне образования ПТ смещается в сторону увеличения за счет уменьшения самой слабой группы, решающей 6-9 заданий, и увеличения средней, решающей 18-24 задания. "Сильная" группа, решающая свыше 30 заданий, и в той и в другой выборке невелика и достаточно стабильна по численности (5-7%). Можно предположить, что КОТ затрагивает некоторые генетически обусловленные аспекты умственного темпа и общих способностей, которые не зависят от уровня образования.
Краткий ориентировочный тест
Инструкция. "Тест, который Вам будет предложен сейчас, содержит 50 вопросов.
На выполнение всех заданий Вам дается 15 минут.
Ровно через 15 минут результаты соберут.
Ответьте на столько вопросов, на сколько сможете, не тратьте много времени на один вопрос.
После завершения работы Вы получите заключение о структуре Ваших способностей.
Все вопросы задавайте сейчас. Во время выполнения теста на Ваши вопросы отвечать не будут.

Не переворачивайте страницу без указания психолога!
Ж е л а е м у с п е x а!

Тренировочная серия
1. ГРУСТНЫЙ является противоположным по смыслу слову:
1 - ГРЯЗНЫЙ,
2 - УДИВЛЕННЫЙ,
3 - ТОСКЛИВЫЙ,
4 - ЧИСТЫЙ,
5 - ВЕСЕЛЫЙ.

2. Конфеты стоят 44 условных денежных единиц (у. е.) за килограмм. Сколько (в у. е.) стоят 2,5 килограмма?

3. Слова КАНУН и КАНОН по смыслу являются:
1 - сходными,
2 - противоположными,
3 - ни сходными, ни противоположными.

4. Какие две из приведенных ниже пословиц имеют одинаковый смысл?
1. Сиденьем города не берут.
2. Под лежачий камень вода не течет.
3. Один вор ¾ всему миру разоренье.
4. Вешний день целый год кормит.
5. Своя земля и в горсти мила.

Убедитесь, что испытуемым понятно, экспериментатор делает команду продолжать работу самостоятельно.

Основная серия
1. Седьмой месяц года - это:
1 - ИЮНЬ,
2 - ФЕВРАЛЬ,
3 -ИЮЛЬ,
4 - НОЯБРЬ.
2. ТАЛАНТЛИВЫЙ является противоположным по значению слову:
1 - ОДАРЕННЫЙ,
2 - СМЫШЛЕНЫЙ,
3 - ПОСРЕДСТВЕННЫЙ,
4 - УМНЫЙ,
5 - СООБРАЗИТЕЛЬНЫЙ.
3. Какое из приведенных ниже слов отлично от других?
1 - ПОСТОЯННЫЙ,
2 - ПЕРЕМЕНЧИВЫЙ,
3 - НАДЕЖНЫЙ,
4 - НАДЕЖДА,
5 ¾ САМОНАДЕЯННЫЙ.
4. Верно ли то, что сокращение "P. S." означает "постскриптум"?
1 - ДА,
2 - НЕТ.
5. Какое из следующих слов отлично от других?
1 - МАЗАТЬ,
2 - РИСОВАТЬ,
3 - СМОТРЕТЬ,
4 - ИЗОБРАЖАТЬ,
5 - НЕТ ОТЛИЧАЮЩИХСЯ СЛОВ.
6. Слово БЕЗУПРЕЧНЫЙ является противоположным по своему значению слову:
1 - НЕЗАПЯТНАННЫЙ,
2 - ПОРОЧНЫЙ,
3 - НЕПОДКУПНЫЙ,
4 - НЕВИННЫЙ,
5 - КЛАССИЧЕСКИЙ.
7. Какое из приведенных ниже слов относится к слову ТРОГАТЬ, как СЛУШАТЬ к УХО?
1 - СКОЛЬЗКИЙ,
2 - ПРЕДМЕТ,
3 - ЗВУК,
4 - ЛАДОНЬ,
5 - ПРИЯТНЫЙ.

8. Сколько из приведенных ниже пар слов являются полностью идентичными?

Kushner, H. S.

Zickgrauf, P. E.

Zickgrauf, B. E.

9. ЧЕТКИЙ является противоположным по смыслу слову:
1 - ЯСНЫЙ,
2 - ОПРЕДЕЛЕННЫЙ,
3 - НЕДВУСМЫСЛЕННЫЙ,
4 - ПОНЯТНЫЙ,
5 - РАСПЛЫВЧАТЫЙ.
10. Торговая фирма закупила несколько видеомагнитофонов за 5500 у. е., а продала их за 7500, заработав на этом по 50 у. е. за видеомагнитофон.
Сколько видеомагнитофонов было перепродано?
11. Слова МАСКА и МАРКА имеют:
1 - сходное значение,
2 - противоположное,
12. Три конфеты стоят 27 у. е. Сколько (в у. е.) стоят 2,5 дюжины?
13. Сколько из этих шести пар чисел являются полностью одинаковыми?


4396

14. УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ является противоположным по значению слову:
1 - ИНТЕРЕСНЫЙ,
2 - УДИВИТЕЛЬНЫЙ,
3 - СКУЧНЫЙ,
4 - ИНТРИГУЮЩИЙ,
5 - ОБЫЧНЫЙ.
15. Какое число является наименьшим?
1) 5
2) 0,6
3) 8
4) 34
5) 0,39
6) 4

16. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось правильное предложение. В качестве ответа введите номеp последнего слова.
ЕСТЬ СМЫСЛ ТВОРЧЕСТВО ЖИЗНИ
1 2 3 4
17. Какой из приведенных ниже рисунков наиболее отличен от других?

1 2 3 4 5
18. Два приятеля нашли 32 гриба. Первый нашел в 7 раз больше, чем второй. Сколько нашел второй?
19. Слова РАССВЕТ и РАСЦВЕТ имеют:
1 - сходное значение,
2 - противоположное,
3 - ни сходное, ни противоположное.
20. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось утверждение. Если оно правильно, то ответом будет 1, если неправильно - 2.
ДНЯ СОЛНЦА ЗНАМЕНУЕТСЯ КОНЕЦ ВОСХОДОМ.

21. Какие две из приведенных ниже фраз имеют одинаковый смысл:
1. С родной земли ¾ умри не сходи.
2. Чья земля, того и хлеб.
3. Своя земля и в горсти мила.
4. Один в поле не воин.
5. На чужой сторонушке рад своей воронушке.
22. Какое число должно стоять вместо знака "?":
1 3 7 15 ?
23. Длительность дня и ночи в АПРЕЛЕ почти такая же, как и в:
1 - СЕНТЯБРЕ,
2 - АВГУСТЕ,
3 - НОЯБРЕ,
4 - ИЮЛЕ.
24. Предположим, что первые два утверждения верны.
Тогда заключительное будет:
Некоторые преступления являются неумышленными деяниями.
Некоторые преступления совершаются подростками.
Все неумышленные деяния совершаются подростками.
25. Автомобиль проходит 75 см. за 1/4 сек. Если он будет ехать с той же скоростью, то какое расстояние (в сантиметрах) он пройдет за 5 сек.?

26. Если предположить, что два первых утверждения верны, то последнее:
1 - верно; 2 - неверно; 3 - неопределенно.
Боре столько же лет, сколько Маше.
Маша моложе Жени.
Боря моложе Жени.
27. Пять полукилограммовых пачек мясного фарша стоят 200 у. е.
Сколько килограммов фарша можно купить за 80 у. е.?
28. Слова РАССТИЛАТЬ и РАСТЯНУТЬ имеют:
1 - сходное значение,
2 - противоположное,
3 - ни сходное, ни противоположное.
29.

Разделите эту геометрическую фигуру прямой линией на две части так, чтобы, сложив их вместе, можно было бы получить квадрат.
30. Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда последнее:
1 - верно; 2 - неверно; 3 - неопределенно.
Саша поздоровался с Машей.
Маша поздоровалась с Дашей.
Саша не поздоровался с Дашей.
31. Автомобиль "Жигули" стоимостью 2400 у.е. был уценен во время сезонной распродажи на 33 1/3 %. Сколько стоил автомобиль во время распродажи?
32. Какая из этих фигур наиболее отлична от других?

33. На платье требуется 2 1/3 м ткани. Сколько платьев можно сшить из 42 м?
34. Значения следующих двух предложений:
1 - сходны,
2 - противоположны,
Трое докторов не лучше одного.
Чем больше докторов, тем больше болезней.

35. Слова УВЕЛИЧИВАТЬ и РАСШИРЯТЬ имеют:
1 - сходное значение,
2 - противоположное,
3 - ни сходное, ни противоположное.
36. Смысл двух английских пословиц:
1 - схож,
2 - противоположен,
3 - ни схож, ни противоположен.
Швартоваться лучше двумя якорями.
Не клади все яйца в одну корзину.
37. Бакалейщик купил ящик с апельсинами за 36 у. е. В ящике их было 12 дюжин. Он знает, что 2 дюжины испортятся еще до того, как он продаст все апельсины. По какой цене за дюжину (в у. е.) ему нужно продавать апельсины, чтобы получить прибыль в 1/3 закупочной цены?
38. Слова ПРЕТЕНЗИЯ и ПРЕТЕНЦИОЗНЫЙ имеют:
1 - сходное значение,
2 - противоположное,
3 - ни сходное, ни противоположное.
39. Если бы полкило картошки стоило 0,0125 долларов, то сколько килограмм можно было бы купить за 50 центов?
40. Один из членов ряда не подходит к другим.
Каким числом Вы бы его заменили?
1/4 1/8 1/8 1/4 1/8 1/8 1/4 1/8 1/6
41. Слова ОТРАЖАЕМЫЙ и ВООБРАЖАЕМЫЙ имеют:
1 - сходное значение,
2 - противоположное,
3 - ни сходное, ни противоположное.
42. Сколько соток составляет участок 70 м на 20 м?
43. Следующие две фразы по значению:
1 - сходны,
2 - противоположны,
3 - ни сходны, ни противоположны.
Хорошие вещи дешевы, плохие дороги.
Хорошее качество обеспечивается простотой, плохое - сложностью.
44. Солдат, стреляя в цель, поразил ее в 12,5 % случаев. Сколько раз солдат должен выстрелить, чтобы поразить ее сто раз?
45. Один из членов ряда не подходит к другим.
Какое число Вы поставили бы на его место?
1/4 1/6 1/8 1/9 1/12 1/14
46. Три партнера по акционерному обществу "Интенсивник" решили поделить прибыль поровну. Т. вложил в дело 4500 $., К. - 3500 $, П. - 2000 $. Если прибыль составит 2400 $, то на сколько меньше прибыли получит Т. по сравнению с тем, как если бы прибыль была разделена пропорционально вкладам?
47. Какие две из приведенных ниже пословиц имеют сходный смысл?
1. Куй железо, пока горячо.
2. Один в поле не воин.
3. Лес рубят - щепки летят.
4. Не все то золото, что блестит.
5. Не по виду суди, а по делам гляди.
48. Значения следующих фраз:
1 - сходны,
2 - противоположны,
3 - ни сходны, ни противоположны.
Лес рубят - щепки летят.
Большое дело не бывает без потерь.
49. Даны развертки пяти геометрических фигур (кубов). Две из них принадлежат одинаковым кубам. Какие?


50. В печатающейся статье 24 000 слов. Редактор решил использовать шрифт двух размеров. При использовании шрифта большего размера на странице умещается 900 слов, меньшего - 1200. Статья должна занять 21 полную страницу в журнале.
Сколько страниц должно быть напечатано мелким шрифтом?

Бланк к тесту КОТ


1

Шаблон-ключ к тесту КОТ


1

Примечания для пользователя
Первые четыре задания - пробные. Экспериментатор сообщает, что их результаты не нужно записывать в протокол. Затем вместе со всеми испытуемыми решает пробные задания. Убедившись, что инструкция принята верно, экспериментатор дает указание начать работу.
Наиболее эффективно применение компьютерной обработки результатов выполнения теста КОТ. При отсутствии таковой психолог вправе подвергнуть результаты выполнения теста примитивной статистической обработке. Это достигается суммированием числа правильно выполненных заданий. Обработка итогов диагностики осуществляется по формуле

где а - количество набранных баллов, в - максимальный балл по тесту (50). Полученный результат анализируется относительно социально–психологического норматива, условно рассматриваемого как 100% выполнения заданий теста и соотносится со шкалой дифференциации.

2.Слово СУРОВЫЙ является противоположным по смыслу слову: 1-РЕЗКИЙ2-СТРОГИЙ3-МЯГКИЙ4-ЖЕСТКИЙ5-НЕПОДАТЛИВЫЙ

3.Какое из приведенных ниже слов отлично от других: 1-ОПРЕДЕЛЕННЫЙ2-СОМНИТЕЛЬНЫЙ3-УВЕРЕННЫЙ4-ДОВЕРИЕ5-ВЕРНЫЙ6-ЧЕСТНОСТЬ

4.Верно ли что, сокращение "н.э." означает "нашей эры" 1-ДА2-НЕТ

5.Какое из следующих слов отлично от других? 1-ПЕТЬ2-ЗВОНИТЬ3-БОЛТАТЬ4-СЛУШАТЬ5-ГОВОРИТЬ6.Слово БЕЗУКОРИЗНЕННЫЙ является противоположным по своему значению слову1-НЕЗАПЯТНАННЫЙ2-НЕПРИСТОЙНЫЙ3-НЕПОДКУПНЫЙ4-НЕВИННЫЙ5-КЛАССИЧЕСКИЙ

7.Какое из приведенных ниже слов относиться к слову ЖЕВАТЬ, как ОБОНЯНИЕ к НОС? 1-СЛАДКИЙ2-ЯЗЫК3-ЗАПАХ4-ЗУБЫ5-ЧИСТЫЙ

8.Сколько из приведенных ниже пар слов являются полностью идентичными? Sharp,M.C. Sharp,M.C.Fielder,E.H. Filder,E.N.Connor,M.C. Conner,M.G.Woesner,O.W. Woerner,O.W.Soderquist,P.E. Soderquist,B.E.

9.Слово ЯСНЫЙ является противоположным по смыслу слову: 1-ОЧЕВИДНЫЙ2-ЯВНЫЙ3-НЕДВУСМЫСЛЕННЫЙ4-ОТЧЕТЛИВЫЙ5-ТУСКЛЫЙ

10.Предприниматель купил партию подержанных автомобилей за 3500 долларов,а продал их за 5500, заработав на этом 50 долларов заавтомобиль. Сколько автомобилей он перепродал?

11.Слова СТУК и СТОК имеют:

12.Три лимона стоят 360 рублей. Сколько рублей стоят 1.5 дюжины?

13.Сколько из этих 6 пар чисел являются полностью одинаковыми? 5296 529666986 69686834426 8344267354256 735425661197172 6119717283238324 83238234

14.Слово БЛИЗКИЙ является противоположным по значению слову: 1-ДРУЖЕСКИЙ2-ПРИЯТЕЛЬСКИЙ3-ЧУЖОЙ4-РОДНОЙ5-ИНОЙ

15.Какое число является наименьшим? 1) 62) 0.73) 94) 365) 0.316) 5

16.Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобыполучилось правильное предложение. В качестве ответа введите номерпоследнего слова.1-ЕСТЬ2-СОЛЬ3-ЛЮБОВЬ4-ЖИЗНИ

17.Какой из приведенных ниже рисунков наиболее отличен от других? 18.Два рыбака поймали 36 рыб. Первый поймал в 8 раз больше, чем второй. Сколько поймал второй?

19.Слова ВОСХОДИТЬ и ВОЗРОДИТЬ имеют: 1-сходное значение2-противоположное3-ни сходное, ни противоположное

20.Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось утверждение. Если оно имеет смысл, то ответом будет 1, если нет - 2. МХОМ ОБОРОТЫ КАМЕНЬ НАБИРАЕТ ЗАРОСШИЙ

21.Две из приведенных ниже фраз имеют одинаковый смысл: 1-Держать нос по ветру.2-Пустой мешок не стоит.3-Трое докторов не лучше одного.4-Не все то золото, что блестит.5-У семи нянек дитя без глаза.

22.Какое число должно стоять вместо знака "?": 73 66 59 52 45 38 ?

23.Длительность дня и ночи в СЕНТЯБРЕ почти такая же, как и в: 1-ИЮНЕ2-МАРТЕ3-МАЕ4-НОЯБРЕ

24.Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда заключительное будет: 1-верно, 2-неверно, 3-неопределенноВсе активные люди имеют цель в жизни.Все активные люди занимают крупные посты.Некоторые из тех, кто имеет цель в жизни, занимают крупные посты.

25.Поезд проходит 75 см. за 1/4 сек. Если он будет двигаться с той же скоростью, то какое расстояние в метрах он пройдет за 5 сек?

26.Если предположить, что два первых утверждения верны, то последнее: 1-верно, 2-неверно, 3-неопределенноБоре столько же лет, сколько Маше.Маша моложе Жени.Боря моложе Жени.

27.Пять полукилограммовых пачек мясного фарша стоят 2000 рублей. Сколько килограмм фарша можно купить за 800 рублей?

28.Слова РАССТИЛАТЬ и РАСТЯНУТЬ имеют: 1-сходное значение2-противоположное3-ни сходное, ни противоположное29.Разделите эту геометрическую фигуру прямой линией на две части так, чтобы сложив их вместе, можно было получить квадрат. В качестве ответа укажите номер линии по которой будете проводить деление.

30.Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда последнее: 1-верно, 2-неверно, 3-неопределенно Саша поздоровался с Машей.Маша поздоровалась с Дашей.Саша не поздоровался с Дашей.

31.Телевизор стоимостью 240 долларов, был уценен во время сезоннойраспродажи на 33 1/3 процента. Сколько стоил телевозор во время распродажи?

32.Три из пяти фигур нужно соединить таким образом, чтобы получилась равнобедренная трапеция. Укажите номера этих фигур.

33.На платье требуется 2.33 м ткани. Сколько платьев можно сшить из 42 м ткани?

34.Значения следующих двух предложений: 1-сходны, 2-противоположны, 3-ни сходны, ни противоположныТрое докторов не лучше одного.Чем больше докторов, тем больше болезней.

35.Слова УВЕЛИЧИВАТЬ и РАСШИРЯТЬ имеют: 1-сходное значение2-противоположное3-ни сходное, ни противоположное

36.Смысл двух ниже приведенных пословиц: 1-схож, 2-противоположен, 3-нисхож, ни противоположенШвартоваться лучше двумя якорями.Не клади все яйца в одну корзину.

37.Бакалейщик купил ящик с апельсинами за 36 долларов. В ящике их было 12 дюжин. Он знает, что 2 дюжины испортятся еще до того, как он продаст все апельсины.По какой цене за дюжину (в центах) ему нужно продаватьапельсины, чтобы получить прибыль в 1/3 закупочной цены?38.Слова ПРЕТЕНЗИЯ и ПРЕТЕНЦИОЗНЫЙ имеют:1-сходное значение2-противоположное3-ни сходное, ни противоположное

39.Если бы полкило картошки стоило 0.0125 рублей, то сколько килограмм можно было бы купить за 50 копеек?

40.Один из членов ряда не подходит к другим. Каким числом Вы бы его заменили? 4 8 8 4 8 8 4 8 6

41.Слова ОТРАЖАЕМЫЙ и ВООБРАЖАЕМЫЙ имеют: 1-сходное значение2-противоположное3-ни сходное, ни противоположное42.Сколько соток составляет участок 70 м на 20 м

? 43.Следующие две фразы по значению: 1-сходны, 2-противоположны, 3-ни сходны, ни противоположныХорошие вещи дешевы, плохие дороги.Хорошее качество обеспечивается простотой, плохое сложностью.

44.Солдат, стреляя в цель, поразил ее в 12.5 процентах случаев. Сколько раз солдат должен выстрелить, чтобы поразить ее 10 раз? 45.Один из членов ряда не подходит к другим. Какое число Вы бы поставили на его место?0.4 0.6 0.8 0.9 1.2 1.4

46.Три партнера по акционерному обществу решили поделить прибыль поровну. Т.вложил в дело 450 долларов, К.-350 долларов, П.-200 долларов. Если прибыль составит 240 долларов, то на сколько меньше прибылиполучит Т. по сравнению с тем, как если бы прибыль была разделена пропорционально вкладам?47.Какие две из приведенных ниже пословиц имеют сходный смысл?1-Куй железо, пока горячо.2-Один в поле не воин.3-Семь раз отмерь, один раз отрежь.4-Не все то золото, что блестит.5-Не по виду суди, а по делам гляди.

48.Значения следующих фраз: 1-сходны, 2-противоположны, 3-ни сходны, ни противоположны Лес рубят, щепки летят.Большое дело не бывает без потерь.

49.Какая из этих фигур наиболее отлична от других?

50.В печатающейся статье 24000 слов. Редактор решил использовать шрифт двух размеров. При использовании шрифта большего размера на странице умещается 900 слов, меньшего - 1200. Статья должна занять 21 полную страницу в журнале. Сколько страниц должно быть напечатано мелким шрифтом?

Способность к обобщению и анализу информации1(3), 2(3), 3(3), 4(1), 5(4), 6(2), 7(4), 8(1), 9(5), 20(2), 21(3, 5), 22(1, 3), 23(2), 26(1), 30(3), 34(3), 36(1), 40(8), 43(1), 45(1.0), 47(4,5), 48(1)

Отсуствие эмоциональной деструкции 10(40), 12(1260), 18(4), 24(1), 25(15), 27(1), 31(150), 33(12), 37(480), 39(20), 42(14), 44(80), 46(28), 50(17)

Гибкость мыслительных процессов11(3), 19(3), 28(1), 35(1), 38(1), 41(3)

Способность к концентрации внимания13(4)

Способность к обобщению и анализу14(3), 15(5), 16(4)

Способность к пространственному мышлению17(4), 29(5), 32(1, 2, 3), 49(3)

ИНСТРУКЦИЯ

  • На следующих страницах содержатся тест, который состоит из 50 заданий. Тест предназначен для измерения ваших способностей к обучению и познавательной деятельности.
  • Для выполнения всех заданий теста вам отводится строго определенное время – 15 минут.
  • Работайте как можно быстрее. Если какое-нибудь задание теста у вас не получается, не задерживайтесь на нем слишком долго, переходите к следующему. Помните, что в отведенное время ни один человек не сможет правильно решить все задания этого теста.
  • Ваш ответ в каждом случае будет состоять из единственного числа или пары чисел. Вы можете выбирать из нескольких предложенных вариантов или самому придумывать правильный ответ.

ОБРАЗЦЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ.

Прежде, чем приступить к выполнению тестовых заданий, познакомьтесь, пожалуйста, с тренировочными образцами.

1. БЫСТРЫЙ является противоположным по смыслу слову:

1 – ТЯЖЕЛЫЙ;

2 – УПРУГИЙ;

3 – СКОРЫЙ;

4 – ЛЕГКИЙ;

5 – МЕДЛЕННЫЙ.

(Правильный ответ – 5)

2. Бензин стоит 44 копейки за литр. Сколько (в копейках) стоят 2,5 литра?

(Правильный ответ – 110)

3. Слова МИНЕР и МИНОР по смыслу являются:

1 – сходными;

2 – противоположными;

3 – ни сходными, ни противоположными.

(Правильный ответ – 3)

4. Какие две из приведенных ниже пословиц имеют одинаковый смысл?

1. Первый блин комом.

2. Лиха беда начало.

3. Не красна изба углами, красна пирогами.

4. Не все коту масленица.

5. Старый друг лучше новых двух.

(Правильный ответ – 1, 2)

На выполнение 50 тестовых заданий вам отводится 15 минут.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Одиннадцатый месяц года – это:

2. СУРОВЫЙ является противоположным по значению слову:

1 – РЕЗКИЙ;

2 – СТРОГИЙ;

3 – МЯГКИЙ;

4 – ЖЕСТКИЙ;

5 – НЕПОДАТЛИВЫЙ.

3. Какое из приведенных ниже слов отлично от других?

1 – ОПРЕДЕЛЕННЫЙ;

2 – СОМНИТЕЛЬНЫЙ;

3 – УВЕРЕННЫЙ;

4 – ДОВЕРИЕ;

5 – ВЕРНЫЙ.

4. Верно ли то, что сокращение «н. э.» означает «нашей эры» («новой эры»)?

5. Какое из следующих слов отлично от других?

1 – ЗВОНИТЬ;

2 – БОЛТАТЬ;

3 – СЛУШАТЬ;

4 – ГОВОРИТЬ;

5 – НЕТ ОТЛИЧАЮЩИХСЯ СЛОВ.

6. Слово БЕЗУКОРИЗНЕННЫЙ является противоположным по своему значению слову:

1 – НЕЗАПЯТНАННЫЙ;

2 – НЕПРИСТОЙНЫЙ;

3 – НЕПОДКУПНЫЙ;

4 – НЕВИННЫЙ;

5 – КЛАССИЧЕСКИЙ.

7. Какое из приведенных ниже слов относится к слову ЖЕВАТЬ, как ОБОНЯНИЕ к НОС?

1 – СЛАДКИЙ;

3 – ЗАПАХ;

5 – ЧИСТЫЙ.

8. Сколько из приведенных ниже пар слов являются полностью идентичными?

Soderquist, P.E.

Soderquist, B.E.

9. ЯСНЫЙ является противоположным по смыслу слову:

1 – ОЧЕВИДНЫЙ;

2 – ЯВНЫЙ;

3 – НЕДВУСМЫСЛЕННЫЙ;

4 – ОТЧЕТЛИВЫЙ;

5 – ТУСКЛЫЙ.

10. Предприниматель купил несколько подержанных автомобилей за 3500 долларов, а продал их за 5500, заработав на этом 50 долларов за автомобиль. Сколько автомобилей он перепродал?

11. Слова СТУК и СТОК имеют:

1 – сходное значение;

2 – противоположное;

12. Три лимона стоят 45 копеек. Сколько (в копейках) стоят 1,5 дюжины?

13. Сколько из этих 6 пар чисел являются полностью одинаковыми?

14. БЛИЗКИЙ является противоположным по значению слову:

1 – ДРУЖЕСКИЙ;

2 – ПРИЯТЕЛЬСКИЙ;

3 – ЧУЖОЙ;

4 – РОДНОЙ;

15. Какое число является наименьшим?

16. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось правильное предложение. В качестве ответа введите номер последнего слова.

17. Какой из приведенных ниже рисунков наиболее отличен от других?

18. Два рыбака поймали 36 рыб. Первый поймал в 8 раз больше, чем второй. Сколько поймал второй?

19. Слова ВОСХОДИТЬ и ВОЗРОДИТЬ имеют:

1 – сходное значение;

2 – противоположное;

3 – ни сходное, ни противоположное.

20. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось утверждение. Если оно правильно, то ответом будет 1, если неправильно – 2.

МХОМ ОБОРОТЫ КАМЕНЬ НАБИРАЕТ ЗАРОСШИЙ

21. Какие две из приведенных ниже фраз имеют одинаковый смысл:

1. Держать нос по ветру.

2. Пустой мешок не стоит.

3. Трое докторов не лучше одного.

5. У семи нянек дитя без глаза.

22. Какое число должно стоять вместо знака «?»:

73 66 59 52 45 38 ?

23. Длительность дня и ночи в сентябре почти такая же, как и в:

24. Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда заключительное будет: 1 – верно; 2 – неверно; 3 – неопределенно.

Все передовые люди – члены партии.

Все передовые люди занимают крупные посты.

Некоторые члены партии занимают крупные посты.

25. Поезд проходит 75 см за 1/4 сек. Если он будет ехать с той же скоростью, то какое расстояние (в сантиметрах) он пройдет за 5 секунд?

26. Если предположить, что два первых утверждения верны, то последнее: 1 – верно; 2 – неверно; 3 – неопределенно.

Боре столько же лет, сколько Маше.

Маша моложе Жени.

Боря моложе Жени.

27. Пять полукилограммовых пачек мясного фарша стоят 2 рубля. Сколько килограмм фарша можно купить за 80 копеек?

28. Слова РАССТИЛАТЬ и РАСТЯНУТЬ имеют:

1 – сходное значение;

2 – противоположное;

3 – ни сходное, ни противоположное.

29. Разделите эту геометрическую фигуру прямой линией на две части так, чтобы, сложив их вместе, можно было бы получить квадрат. Запишите номер линии, соответствующей правильному ответу.

30. Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда последнее: 1 – верно; 2 – неверно; 3 – неопределенно.

Саша поздоровался с Машей.

Маша поздоровалась с Дашей.

Саша не поздоровался с Дашей.

31. Автомобиль «Жигули», стоимостью 2400 рублей, был уценен во время сезонной распродажи на тридцать три целых и одну треть процента. Сколько стоил автомобиль во время распродажи?

32. Какая из этих фигур наиболее отлична от других?

33. На платье требуется две целых и одна треть метра ткани. Сколько платьев можно сшить из 42 м?

34. Значения следующих двух предложений: 1 – сходны; 2 – противоположны; 3 – ни сходны, ни противоположны.

Трое докторов не лучше одного.

Чем больше докторов, тем больше болезней.

35. Слова УВЕЛИЧИВАТЬ и РАСШИРЯТЬ имеют:

1 – сходное значение;

2 – противоположное;

3 – ни сходное, ни противоположное.

36. Смысл двух английских пословиц: 1 – схож; 2 – противоположен; 3 – ни схож, ни противоположен.

Швартоваться лучше двумя якорями.

Не клади все яйца в одну корзину.

37. Бакалейщик купил ящик с апельсинами за 36 рублей. В ящике их было 12 дюжин. Он знает, что 2 дюжины испортятся еще до того, как он продаст все апельсины. По какой цене за дюжину (в копейках) ему нужно продавать апельсины, чтобы получить прибыль в 1/3 закупочной цены?

38. Слова ПРЕТЕНЗИЯ и ПРЕТЕНЦИОЗНЫЙ имеют:

1 – сходное значение;

2 – противоположное;

3 – ни сходное, ни противоположное.

39. Если бы полкило картошки стоило 0.0125 рублей, то сколько килограмм можно было бы купить за 50 копеек?

40. Один из членов ряда не подходит к другим. Каким числом Вы бы его заменили?

1/4 1/8 1/8 1/4 1/8 1/8 1/4 1/8 1/6

41. Слова ОТРАЖАЕМЫЙ и ВООБРАЖАЕМЫЙ имеют:

1 – сходное значение;

2 – противоположное;

3 – ни сходное, ни противоположное.

42. Сколько соток составляет участок 70 м на 20 м?

43. Следующие две фразы по значению: 1 – сходны; 2 – противоположны; 3 – ни сходны, ни противоположны.

Хорошие вещи дешевы, плохие дороги.

Хорошее качество обеспечивается простотой, плохое сложностью.

44. Солдат, стреляя в цель, поразил ее в 12.5 % случаев. Сколько раз солдат должен выстрелить, чтобы поразить ее сто раз?

45. Один из членов ряда не подходит к другим. Какое число Вы поставили бы на его место?

1/4 1/6 1/8 1/9 1/12 1/14

46. Три партнера по акционерному обществу «Интенсивник» решили поделить прибыль поровну. Т. вложил в дело 4500 руб., К. – 3500 руб., П. – 2000 руб. Если прибыль составит 2400 руб., то на сколько меньше прибыли получит Т. по сравнению с тем, как если бы прибыль была разделена пропорционально вкладам?

47. Какие две из приведенных ниже пословиц имеют сходный смысл?

1. Куй железо, пока горячо.

2. Один в поле не воин.

3. Лес рубят, щепки летят.

4. Не все то золото, что блестит.

5. Не по виду суди, а по делам гляди.

48. Значения следующих фраз: 1 – сходны; 2 – противоположны; 3 – ни сходны, ни противоположны.

Лес рубят, щепки летят.

Большое дело не бывает без потерь.

49. Даны развертки пяти геометрических фигур (кубов). Две из них принадлежат одинаковым кубам. Какие?

50. В печатающейся статье 24 000 слов. Редактор решил использовать шрифт двух размеров. При использовании шрифта большего размера на странице умещается 900 слов, меньшего – 1200. Статья должна занять 21 полную страницу в журнале. Сколько страниц должно быть напечатано мелким шрифтом?

Обработка результатов:

При обработке результатов по тесту Вандерлика за каждое совпадение ответа клиента с правильным начисляется один балл. Затем подсчитывается сумма баллов. Чем выше суммарная оценка по тесту, тем выше на данный момент уровень интеллектуальной продуктивности клиента, тем лучше его способности к дальнейшему обучению и познавательной деятельности.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ ТЕСТА ВАНДЕРЛИКА

В случае оценки выше 24 баллов можно говорить, что уровень развития интеллектуальных способностей клиента выше среднего. Этого достаточно, чтобы освоить любую профессию и решить любую профессиональную задачу. Однако рекомендуется выбрать одну из профессий творческого класса, поскольку профессии исполнительского класса могут быть для него недостаточно интересными. При этом оценка выше 30 баллов свидетельствует об очень высоком уровне интеллектуального развития, который встречается очень редко.

При оценке от 16 до 24 баллов уровень развития интеллектуальных способностей может считаться средним. Это означает, что при достаточной подготовке, затратах времени и сил клиент может освоить большинство профессий, в том числе и определенное количество профессий творческого класса, а также в состоянии решать широкий круг стандартных профессиональных задач. Обучение и работа в сфере профессий творческого класса могут вызывать у него затруднения, которые, тем не менее, не являются для него непреодолимыми.

Наконец, оценка ниже 16 баллов свидетельствует о результатах ниже среднего. При этом результат может быть недостаточно надежным вследствие возможных ошибок в соблюдении условий тестирования и понимании инструкций. Поэтому низкий результат тестирования по данному тесту не может быть признаком психологической профессиональной непригодности к какой бы то ни было специальности. Только тестирование с помощью углубленных методов психологической диагностики может дать более точную и достоверную информацию о психологических противопоказаниях к тем или иным профессиям. Однако если клиент получил низкую оценку по данному тесту, можно предположить, что он будет испытывать определенные затруднения в процессе профессионального обучения и дальнейшей практической деятельности в сфере профессий творческого класса. Эти затруднения могут быть вызваны одной или несколькими причинами:

  • недостаточно высоким уровнем развития способности к сосредоточению внимания на решаемых задачах,
  • недостаточными навыками анализа материала, абстрактного мышления, логических рассуждений, количественных вычислений, пространственного воображения,
  • недостаточным объемом имеющихся знаний, ограниченным словарным запасом, невысокой грамотностью,
  • недостаточно высоким темпом мыслительной деятельности и выносливостью к длительным умственным нагрузкам.

Для успешного выполнения теста требуется определенный уровень развития словесных, логических, числовых и пространственных способностей. Словесные способности отвечают за усвоение смысла различных слов, понимание словесных аналогий, выполнение логических операций с отдельными словами. Это качество связано с пониманием текста, умением различать прямой и переносный смысл высказывания, правильно интерпретировать его, абстрагируясь от смысла конкретной фразы. Степень развития логического мышления свидетельствует о способности к пониманию причинно-следственных связей, к поиску закономерностей, об умении делать правильные выводы. Числовые способности – это способности к быстрым и точным вычислениям, логическим рассуждениям, владение арифметическими навыками, понимание математических операций. Пространственные способности включают в себя пространственное воображение, знакомство с геометрическими понятиями, умение мысленно оперировать с объектами на плоскости и в пространстве.

Эти качества весьма важны для того, чтобы уметь учиться, усваивать новую информацию, анализировать сложные ситуации и принимать разумные решения. Если человек обладает этими качествами не в должной мере, то ему может быть трудно заниматься сложными видами интеллектуальной деятельности, такими как учеба, решение проблем, принятие нестандартных и ответственных решений, организация собственной работы и работы других людей, управление, планирование, контроль, исследование, конструирование и проектирование.

Однако в его силах развивать эти качества. Ведь уровень развития интеллектуальных способностей – это не рост человека и не группа крови, которые заданы генетически, и которые невозможно изменить. Интеллектуальные возможности – это не только условие обучения, но и результат предыдущего обучения. Тесты интеллекта измеряют не задатки и не потенциалы умственного развития, а только тот уровень развития умений и навыков познавательной деятельности, которые сформирован у человека на сегодняшний день.

Итак, если клиент добился достаточно высокого уровня развития способностей к обучению, то его выбор не ограничен. Он может свободно справляться как с исполнительными, так и с творческими видами деятельности. Если человек не получил результатов по данному тесту, свидетельствующих о достаточно высоком уровне способностей к обучению, то ему рекомендуется один из следующих путей:

  • проверить свои результаты с помощью других тестов,
  • с помощью систематической учебы, тренировок и упражнений, накопления знаний, овладения навыками мыслительной деятельности и расширения познавательных интересов заняться развитием своих интеллектуальных способностей,
  • ограничить свой выбор преимущественно профессиями, не требующими длительного обучения, анализа сложных ситуаций, принятия ответственных решений, организации своей деятельности и деятельности других людей.