Эссе учителя начальных классов на тему "моя педагогическая философия". Быть учителем – мечта с детства Мечта быть учителем

Мечта на всю жизнь!

Первый учитель... У каждого человека он, - как начало пути, как первый отпечаток в детской душе. Пусть время одарит тебя другими, более интересными, мудрыми, значимыми учителями, но первый учитель навсегда останется тем маленьким далеким огоньком, что светил тебе в самом начале пути.

Вы помните, о чем мечтали в детстве? У вас была заветная мечта? Думаю, все ваши детские мечты, прежде всего, были связаны с будущим. Кем вы хотели стать? Актрисой или актером, знаменитым футболистом или фигуристкой, геологом, а может, космонавтом? Сколько себя помню, всегда хотела быть учительницей. Да-да, именно так тогда говорили: «учительница». Я рассаживала кукол на диване и играла с ними в школу. Мне нравилось задавать своим пластмассовым ученикам вопросы, ставить им оценки в самодельных тетрадях. Играть в школу было увлекательно, а профессия учителя казалась прекрасной и очень интересной. Я с нетерпением ждала, когда пойду учиться в первый класс и познакомлюсь с этой самой «учительницей», а пока собирала детей во дворе и играла в «школу».

Теперь я знаю, что школа - это удивительное место. Здесь все перемешалось: детство и юность, романтика и реальная жизнь, наука и искусство, мечты и разочарования, зрелость и мудрость. В этом доме радость и слезы, быстро высыхают, встречи и расставания. Школа живет тревожной жизнью, и в ней, как в капле воды, отражаются все процессы, происходящие в обществе. Одно лишь неизменно - познание нового и таинство обучения. Педагоги, люди, пришедшие сюда по зову сердца, никогда не покинут этот вечно кипящий страстями дом. В нем живут две центральные фигуры: учитель и ученик. Один - открывает детям простые истины, а второй - впитывает всю мудрость жизни. Школа в переводе с латинского языка означает - лестница, которая имеет свои ступени. Эта лестница не строится, она создана для восхождения личности каждого ребёнка, а учитель должен помочь своим ученикам подняться на ступеньку выше.

А тогда... Годы учебы в школе, тесное общение с разными учителями расширили мое детское, наивное, представление о желаемой профессии. Я поняла, что учить детей совсем непросто, что любить, таких разных, часто непослушных и непонятливых, невероятно трудно. Но мое желание быть учителем укрепилось, мечта осталась.

Учитель... Сколько тепла, человечности, нежности и понимания в этом слове. Сколько доброты и терпения требует эта профессия. А учитель начальных классов? На всю жизнь запоминается та, первая, учительница; ее мудрый голос, теплая улыбка, добрые глаза. Да, моя цель оставалась неизменной. Помню сочинение в выпускном классе на тему «Кем я хочу стать». Я написала, что хочу стать учителем. Одноклассники покрутили пальцем у виска. Я же в ответ сказала: «Но кто-то же должен это делать! Учить детей». (На встречах выпускников они и сейчас называют меня «сельская учительница», я не обижаюсь, так оно и есть...).

Это были годы послушания, когда плохая отметка за дисциплину приводила в уныние провинившихся, когда дерзкое слово в адрес учителя было большой редкостью. Это были дни нашей наивной чистоты, и я вспоминаю их с нежной грустью, особенно теперь, работая в школе. В те далекие дни учителя казались нам людьми необычными, особенными, не такими, как все, просто неземными.

Поступив в педагогический институт, я начала непосредственно воплощать заветную мечту в жизнь. Овладение глубокими знаниями, изучение основ педагогики и психологии, обучение методике преподавания предмета в школе, ознакомление с опытом знаменитых педагогов - все приближало меня к тому ожидаемому моменту, когда я, переступив порог школы в новом качестве, могла бы сказать: «Моя мечта осуществилась! Я - учитель!» С нетерпением я ждала окончания института и выхода на работу.

И вот свершилось! Помню, с каким волнением и трепетной радостью я готовилась к своему первому уроку. Помню лица своих самых первых учеников. Я и сейчас считаю, что это были мои лучшие дети! Я училась вместе с ними. Быть одним целым - ты и дети - это цель, наверное, каждого учителя. А добиться её можно лишь кропотливым трудом. Для учителя начальных классов главное - не дать угаснуть Божьему дару в душе ребёнка. И получится это только у влюблённого в свою профессию учителя. Если у учителя есть желание отдать, то у ученика обязательно появится желание получить. Когда эти два желания совпадают, получается прекрасный результат. Сначала было много неудач и разочарований. Мои желания и стремления часто не совпадали с результатами моих педагогических усилий. Но никогда я не жалела о том, что стала учительницей.

Уроки... Уроки... Внеклассные мероприятия... И снова уроки... Казалось бы, что особенного здесь можно придумать? Однако все они не похожи один на другой, потому, что согреты теплом самого сердца. Учитель изучает детей, а они внимательно присматриваются к своему наставнику. Как он одет, в каком настроении, справедлив ли - все это волнует маленьких школьников.

Своим коллегам хочу дать рецепт счастья, который вычитала у великого педагога, учителя начальных классов Шалвы Амонашвили: «Возьмите чашу терпения, налейте туда полное сердце любви. Бросьте две пригоршни щедрости. Плесните туда же смеха, юмора, радости. Щедро посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры - и все это хорошо перемешайте. А затем намажьте на кусок дарованной Вам жизни и предлагайте всем, кого встретите на своем пути! Ведь учитель - это состояние души, образ жизни, мировоззрение».

Кем быть? Рано или поздно этот вопрос задает себе каждый из нас. В семье я была первым ребенком, а в дальнейшем у меня появились две сестрички. Когда я ходила в детский сад, мне нравилась профессия воспитателя. Взрослея, я решила, что когда-нибудь буду здесь работать.

Но время летело. Когда я пошла в школу, я встретила свою первую учительницу - Галину Алексеевну Маракулину. Эта прекрасная женщина - учительница начальных классов. С самой первой минуты она меня заворожила, увлекла в свою страну знаний. Галина Алексеевна - учитель с большой буквы. У нее большой опыт работы. В школе она проработала 43 года. Учитель - это для нее не профессия, а призвание.

Учитель! Как трудно пронести это звание через всю жизнь. Но профессия обязывает. Большинству из нас запоминается первая линейка, первый звонок. Но самое главное - это добрый взгляд и ласковая улыбка первой учительницы.

Педагог - это благороднейшая и труднейшая профессия. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без опыта, которое получило в наследство.

Великий русский писатель Л.Н. Толстой видел в педагогической профессии, прежде всего, гуманистическое начало, которое находит выражение в любви к детям.

«Если учитель имеет только любовь к делу, - писал этот мастер слова, - он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он - совершенный учитель».

Я думаю, что педагогу надо много работать над собой, чтобы уверенно войти в класс и сказать: «Здравствуйте, дети, я ваша первая учительница». Я это ощутила, когда в нашей школе прошел «День дублера». Я вела уроки в начальном звене, в третьем классе. Мне всегда нравились маленькие дети. Они такие непосредственные, любознательные, смотрят тебе прямо в глаза, внимательно слушают. Им все интересно. С ними можно говорить обо всем, они многое понимают. Я настолько вжилась в роль учителя, что не заметила, как наступил уже конец учебного дня. Маленькие дети не хотели со мной расставаться. «День дублера» - это именно тот день, когда тебе дают возможность почувствовать себя в роли учителя. И мне это отлично удалось. Именно после того дня я твердо решила, что хочу быть учителем начальных классов.

Очень часто первую учительницу называют «второй мамой». Эта «мама» должна быть строгой и доброй, требовательной и веселой. Я считаю, что это помогает создать теплый, душевный микроклимат в классе. Первая учительница оставляет в душе ребенка глубокий след.

Я думаю, что девизом каждого педагога должны стать слова: «Нести людям свет, сеять добро, дарить любовь».

Желание ребенка учиться во многом зависит и от учителя, его умения определить возможности школьника, его личную индивидуальность.

Я считаю, что учитель является, прежде всего, наставником. Он не только дает детям знания, но и воспитывает их. Малыши приходят в школу из разных семей, в том числе и неблагополучных. К сожалению, в наше время есть родители, которые не занимаются дома с детьми, не готовят их к школе, считают, что это дело учителей. Из таких семей дети приходят в школу нервные, злые, даже драчливые. Вот таких ребят учитель должен окружить любовью, вниманием, опекать и наставлять их каждый день, воспитывать любовь и уважение к другим детям, старшим, родителям, ко всему окружающему миру. Нужно не жалеть при этом свое время, отдавать полностью душу питомцам. Тогда они полюбят своего учителя, будут слушать его во всем, в дальнейшем вырастут воспитанными людьми. Новому поколению предстоит изменить нашу страну, сделать ее лучше, образованнее.

Кроме того, что учитель воспитывает учеников, он нужен и их родителям. Они доверяют ему самое дорогое - своих детей. Родителей интересует учеба в школе, оценки, взаимоотношение в классе, все их волнует. И от первого учителя зависит, как сложится школьная жизнь ребенка; как родители будут относиться к учителям и школе, станут ли они верными соратниками, единомышленниками.

Нужно всё время не отставать от современности: много читать, особенно педагогические новинки, смотреть вместе с детьми интересные познавательные передачи, обсуждать все новое с учениками. По мере возможности организовывать детям экскурсии в г. Киров и другие города, расширяя при этом их кругозор с самого детства.

Я думаю, что профессия учителя - самая важная в мире, потому что именно она готовит граждан нашей страны. От того, какими будут молодые люди, зависит мощь, процветание моей Родины. Все профессии начинаются с начальных классов. Мне больно слышать с экранов телевизоров, как известные «звезды» хвалятся тем, что в школе не слушали учителей, а теперь стали знаменитыми. Не может этого быть! Я знаю из истории, сколько педагогов ушли вместе с учениками на фронт в годы Великой Отечественной войны, подавая пример героизма. Как ценили учителей дети тех лет!

Я верю, что общество повернется лицом к учителю и оценит по заслугам его труд. Я хочу, чтобы мое желание исполнилось, чтобы я поступила в педагогический институт!

Уверена, что мое призвание - учитель.

В. Борисюк,

выпускница МКОУ СОШ

Эссе «Моя педагогическая философия»

Учитель! Он всегда в дороге -
В заботах, поисках, тревоге -
И никогда покоя нет.
И сто вопросов на пороге,
И нужно верный дать ответ.
Он сам себя всех строже судит,
Он весь земной, но рвется ввысь.
Не счесть, пожалуй, сколько судеб
С его судьбой переплелись!

У каждого человека в жизни есть своя мечта. Я с детства мечтала стать учителем начальных классов. Скорее всего, большую роль в выборе моей профессии сыграла моя бабушка. Она также была учителем начальных классов, я частенько заходила к ней в класс, садилась и наблюдала, как бабушка-учительница ведёт урок, чем они занимаются на переменах. А потом мы вместе проверяли тетради её учеников. Вот это было самое интересное для меня!!! Моя мечта детства сбылась. Я стала учителем начальных классов. К тому же я вернулась в ту школу, с которой началась и моя школьная жизнь.

Профессия учителя – одна из самых важных, трудных, интересных и творческих. И это именно то, что приносит мне радость и чувство полноты жизни. Я ощущаю себя на своём месте, я даже не представляю себя в какой-то другой роли! Учитель начальных классов – профессия особая. В школу приходит маленький человек. Часто впервые отрываясь от мамы, и я должна стать «второй мамой», потому что без полного доверия, понимания, любви научить и воспитать невозможно. Начальная школа – начало начал! Первоклассник, не умеющий ничего, через несколько месяцев начинает читать, писать буквы алфавита, решать примеры и простейшие задачи – вот это и есть начало «началки»! И я всегда искренне радуюсь первым успехам, но и, конечно, переживаю за неудачи своих воспитанников, чувствую огромную ответственность за их обучение и воспитание. Каждый день на меня смотрят глаза моих учеников. Они ждут от меня чего-то нового, интересного. И мне хочется донести до них всё то, что знаю я. Идя на уроки, я стараюсь найти много интересного, не боюсь экc периментировать, постоянно нахожусь в поиске совершенствования методов преподавания, люблю детей, стараюсь найти подход к каждому ученику. Чтобы урок был увлекательным, ищу дополнительный материал в интернете, в дополнительной литературе. Детям очень нравится выполнять различные задания. А я смотрю и радуюсь, как мои ученики сидят и «пыхтят» над ними. Таким образом, они развивают своё мышление и самостоятельность. Это им очень нравится! И мне это надо! За партами сидит будущее России. И в этом будущем предстоит жить мне и моим детям. И оттого, какими станут мои ученики, зависит не только жизнь страны, но и моя жизнь. У каждого ученика свой путь, своя судьба… Но заложить прочный стержень нравственности в детские и школьные годы ребёнку – главная задача учителя, моя задача. Каждое первое сентября передо мной новые ученики или просто повзрослевшие всего за три месяца, но всё-таки новые. Первый месяц они присматриваются, а через месяц начинают общаться как близкие люди, которые знают друг друга, доверяют. Начинают посвящать меня в свои маленькие радости, обиды. В свою очередь я общаюсь с детьми как с родными. Хвалю ли, ругаю ли, мне очень хочется, чтобы они росли хорошими людьми. Я не допускаю в общении с детьми фальши, неискренности. Детское сердце чуткое и щедрое. Если детей одаривают любовью, они возвращают её. Мне хочется, чтобы мои ученики умели удивляться, сопереживать, дружить и уважать друг друга. Каждый ребёнок уникален и обладает способностями. Неравнодушный, внимательный учитель даст каждому ученику шанс проявить себя. Главное, чтобы дети не боялись экспериментировать, а для этого они должны чувствовать, что учитель верит в них и всегда поддержит. А ещё я стараюсь похвалить каждого ученика, тогда ребёнок в школу будет идти с улыбкой, и из школы он будет уходить тоже с улыбкой. Улыбка учителя способна на многое, стоит ему только улыбнуться, и ребёнок начинает чувствовать себя увереннее.

Я с большим удовольствием хожу с ребятами в поход, на горку, катаюсь на лыжах, участвую в играх и конкурсах. Пусть они видят во мне не только учителя, но и верного друга, пусть запомнят своего первого учителя способного «на всё».

Да, профессия учителя не из лёгких. Но лёгких профессий вообще не бывает! Каждая работа имеет свои плюсы и минусы – без этого не обходится. Но чем мне нравится моя профессия? Так это тем, что я нужна. Нужна своим ученикам. Каждый день, каждый час, иногда каждую минуту… Приходишь в класс, а тебе с ходу начинают рассказывать новости, задавать вопросы. Нужна родителям своих учеников, ведь они доверили мне своих любимых детей. Они надеются, что я помогу их детям научиться учиться, добывать знания, жить в коллективе и трудиться сообща. Нужна коллегам, у которых часто спрашиваю совет, просто делюсь наболевшим. Вот в этом и заключается смысл моей работы – любимой работы!

Учительскую дорогу я выбрала сама. Выбрала, хотя понимала, что она не очень легка. Но я нашла свой путь – быть с детьми. Да, порой, это и бессонные ночи, и бесконечные переживания, и нескончаемые ученические тетрадки, а ещё планы, конспекты, отчёты, педсоветы, конференции… Но это и величайшая возможность наполнить добротой и любовью каждое мгновение жизни детей. «В добром учительском сердце, которое распахнуто настежь, может находиться целая вселенная…»

Каждый вспоминает своего преподавателя с теплотой, уважением и в День учителя хотя бы мысленно поздравляет его с профессиональным праздником.
Именно он, учитель, добрый, справедливый, требовательный, творческий, открывает нам дверь в огромную страну знаний. Но что ещё
мы о них знаем? Дабы восполнить пробелы, мы попросили ответить на несколько вопросов молодых учителей школы № 2.

1.Почему вы выбрали профессию учителя?
2. Легко ли быть молодым учителем в современной школе?
3. Какими вы хотели бы видеть своих учеников?
4. Ваши пожелания коллегам.

Зоя Владимировна Старцева , учитель начальных классов, окончила Нижнетагильский педагогический колледж №1, продолжает обучение в Уральском государственном педагогическом университете.
1. Потому что мне нравится быть в окружении детей. Рядом с ними я получаю положительный заряд эмоций.
2. Если дело касается информационных технологий, то легко. А так, как и все молодые учителя в начале профессионального пути, я испытываю трудности в некоторых вопросах, ситуациях.
3. Хочу, чтобы мои ученики были трудолюбивыми, любознательными, внимательными друг к другу.
4. Желаю всем учителям города Алапаевска терпения, взаимопонимания с учениками и родителями.

Марина Сергеевна Мишина , учитель истории, окончила педагогический класс, Нижнетагильскую государственную социально-педагогическую академию по специальности «история-культурология».
1. Никогда не видела себя в другой профессии. Когда окончила школу, выбор был сделан сам собой. Поэтому после 9 класса я поступила учиться в педагогический класс.
2. Современная школа – это быстро развивающаяся система, в которой постоянно происходят обновления и появляются нововведения. Частые изменения доставляют немало трудностей каждому (не только молодому) учителю. Но я всегда открыта новому, готова учиться, совершенствоваться. Ориентиром для меня служат такие слова: «Никогда не бойся делать то, что ты не умеешь. Помни, ковчег был построен любителем, профессионалы построили «Титаник».
3. Самое главное, чтобы каждый ученик, какую бы профессию он ни выбрал, состоялся в жизни, стал Человеком с большой буквы, и если этому будет способствовать и мой труд, значит, профессию учителя я выбрала не зря.
4. Прежде всего, хочу пожелать крепкого здоровья учителям, их родным и близким, потому что здоровье – это отсутствие внутренних помех для любой деятельности.

Оксана Васильевна Ветошкина , учитель химии, окончила Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова в Архангельске.
1. С первого класса я хотела быть похожей на свою первую учительницу Людмилу Яковлевну Тихонову. Именно она привила мне любовь к данной профессии. И я решила, что обязательно тоже стану учителем. Мне нравилось, как Людмила Яковлевна ведет уроки, объясняет материал, организует работу с нами и нашими родителями. У нас было множество совместных дел, праздников, поездок, концертов. Строгая, но очень справедливая, она умела найти подход к любому ученику. Мне оставалось только выбрать предметы по интересу. Ими стали химия и биология, и началась целенаправленная подготовка для поступления в вуз. Так моя мечта осуществилась, чему я очень рада.
2. Мой жизненный девиз: «Дорога возникает под шагами идущего». Современная школа требует большой теоретической подготовки, владения различными информационными средствами и технологиями. Поэтому необходимо идти в ногу со временем и не бояться трудностей. И тогда работать будет легко и приятно.
3. Своих учеников мне хотелось бы видеть всегда в хорошем расположении духа, с положительным настроем на получение знаний. Хочется, чтобы в жизни они стали успешными и состоявшимися людьми.
4. Коллегам хочется пожелать плодотворной работы, приносящей удовольствие, талантливых учеников, творческих успехов и достижений.

Пресс-центр школы №2