Цель профессиональной деятельности учителя дефектолога. Самоанализ профессиональной деятельности учителя — дефектолога. В чем заключается разница между дефектологом и логопедом

  • 6. Общая характеристика основных разделов специальной педагогики
  • 7. Отношение к лицам с нарушениями в развитии на разных этапах развития общества
  • От агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости заботиться о людях с отклонениями в развитии.
  • От осознания необходимости призрения лиц с отклонениями до осознания возможности обучения хотя бы части из них.
  • От осознания возможности к осознанию целесообразности обучения трех категорий детей: с нарушениями зрения, с нарушениями слуха, с умственной отсталостью.
  • От осознания необходимости обучения части аномальных детей к пониманию необходимости обучения всех детей.
  • От изоляции к интеграции.
  • 8. История развития специального образования в России
  • 9. История развития специального образования за рубежом
  • Первый период (VIII в. До н. Э. По XII в. Н. Э.)
  • Второй период (XIII – XVIII).
  • Третий период (конец XVIII в. - начало хх в.)
  • Четвертый период (хх в. До 1970-х гг.)
  • Пятый период (с 1970-х гг. По настоящее время).
  • 10. Роль л.С. Выготского в становлении развитии и специальной педагогики
  • 11. Концепция л.С. Выготского о сложной структуре аномального развития
  • 12. Дефект и компенсация при различных нарушениях развития
  • 13. Культурно - историческая концепция развития ребенка л.С. Выготского
  • 14. Роль обучения для развития ребенка и коррекции отклонений в развитии
  • 15. Учет сензитивных периодов в развитии психических процессов в коррекционной работе с детьми
  • 16. Задачи дошкольного образования детей с отклонениями в развитии
  • 17. Основные коррекционные задачи воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии
  • 18. Соотношение общеразвивающих и коррекционных задач в специальной педагогике
  • 19. Характеристика общедидактических принципов специальной педагогики
  • 20. Характеристика специальных принципов специальной педагогики
  • 21. Соотношение общих и специфических методов воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии
  • 22. Использование практических, наглядных и словесных методов в работе с детьми
  • 23. Роль и место игры в коррекции отклонений в развитии
  • 24. Применение технических средств в работе с дошкольниками с отклонениями в развитии
  • 25. Компьютерные технологии обеспечения коррекционного процесса
  • 26. Основные задачи профессиональной деятельности педагога – дефектолога.
  • 27. Требования к профессиональной подготовке дошкольного педагога – дефектолога.
  • 28. Личностные качества педагога - дефектолога для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии.
  • 29. Основные направления коррекционно-педагогической работы с умственно отсталыми детьми.
  • 30. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с зпр.
  • 31. Основные направления коррекционно – педагогической работы с детьми с нарушениями слуха.
  • 32. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями зрения.
  • 33. Основные направления коррекционно–педагогической работы с детьми с нарушениями речи.
  • 34. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями порно – двигательного аппарата.
  • 35. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения
  • 36. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми со сложными нарушениями.
  • 637. Комплексная помощь детям младенческого возраста.
  • 38. Значение раннего выявления отклонений в развитии у детей.
  • 39. Ранняя коррекционная помощь детям с отклонениями в семье.
  • 40. Участие различных специалистов в оказании помощи в семье.
  • 41. Роль пмпк в диагностике нарушений детей.
  • 42. Роль пмпк в правильном комплектовании специальных дошкольных учреждений.
  • 43. Организация помощи детям с отклонениями в развитии в условиях системы образования, здравоохранения и социальной защиты.
  • 44. Система дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида (задачи, направления работы).
  • 45. Основные направления помощи детям с отклонениями в развитии в учреждениях здравоохранения.
  • 46. Основные направления помощи детям с отклонениями в развитии в учреждениях социальной защиты.
  • 47. Цели интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии.
  • 48. Современные формы интеграции детей в образовательные дошкольные учреждения.
  • 49. Современные приоритеты в развитии системы специального образования.
  • 50. Формирование гуманистического отношения общества к детям с отклонениями в развитии.
  • Основные понятия и категории курса «Специальная педагогика», обязательные для усвоения студентами.
  • 22. Использование практических, наглядных и словесных методов в работе с детьми

    Поскольку организация и сам процесс осуществления учебно-познавательной деятельности предполагают передачу, восприятие, осмысливание, запоминание учебной информации и практическое применение получаемых при этом знаний и умений, то в первую группу методов обучения необходимо включить:

      методы словесной передачи и слухового восприятия информации (словесные методы: рассказ, лекция, беседа и др.);

      методы наглядной передачи и зрительного восприятия учебной информации (наглядные методы: иллюстрация, демонстрация и др.);

      методы передачи учебной информации посредством практических, трудовых действий и тактильного, кинестезического ее восприятия (практические методы: упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и др.)

    Выделение словесных, наглядных и практических методов нельзя считать обоснованным только во внешнем плане с точки зрения источников информации Оно имеет определенное основание и во внутреннем плане через характеристику форм мышления.

    Процесс учебного познания обязательно предполагает организацию осмысления учебной информации и логического ее усвоения. Поэтому необходимо выделить подгруппы методов организации индуктивной и дедуктивной, а также репродуктивной и проблемно-поисковой деятельности учащихся.

    Восприятие, осмысление и применение знаний может протекать под непосредственным руководством преподавателя, а также в ходе самостоятельной работы обучаемых. Отсюда возможно выделение методов самостоятельной работы, имея в виду, что другие методы обучения реализуются под руководством учителя. Каждая последующая подгруппа методов проявляется во всех предыдущих и поэтому можно говорить об обязательном применении методов в определенных сочетаниях с доминированием одного из видов их в данной ситуации.

    Основой же коррекционно-воспитательной работы в этот период становятся наглядные и практические методы. Но и здесь дело обстоит непросто, ведь для использования наглядных методов обучения нужен определенный уровень развития восприятия.

    Поскольку внимание у детей непроизвольное, неустойчивое, во время занятий нужно стремиться к тому, чтобы в поле зрения детей находились только те предметы, которые соответствуют цели данного занятия.

    Адекватными для начального периода обучения умственно отсталых детей являются практические методы - организация детской деятельности и детского опыта.

    Более доступным способом передачи ребенку знаний и умений оказывается показ (подражание).

    При показе ребенок видит не только результат действий взрослого, но и все этапы действия, которым он может подражать.

    Напомним, что наглядные и практические методы должны обязательно сочетаться с речью - словесной инструкцией, словесным объяснением задания, словесным описанием, но речь должна включаться постепенно.

    23. Роль и место игры в коррекции отклонений в развитии

    Одной из трудностей, с которой сталкиваются эти особые дети, является трудность усвоения любого образовательного материала, что приводит к снижению интереса к учебе. Поэтому особое значение приобретает вопрос о формировании познавательного интереса, активного деятельностного отношения к образовательному процессу. При этом не менее важным требованием современности является снижение психических и физических перегрузок воспитанников.

    Оптимальные для обучающихся темп и содержательная насыщенность занятий, чередование умственного напряжения и отдыха, ситуации успеха - все это формирует оптимистический настрой на безусловное преодоление трудностей, уверенности в себе, чувство радости и удовлетворения от проделанной работы.

    Игровые приемы работы обычно воспринимаются детьми с радостью в силу того, что отвечают их возрастному стремлению к игре. Учить, играя, - оспаривать эту заповедь не станет никто.

    Известные психологи А. Н Грабов, Г. Я. Трошин высоко ценили игру в деле воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Игру они считали точным показателем проявления детских способностей, возможностей. Они считали, что игра оказывает благотворное влияние в первую очередь на развитие внешних чувств: зрения, мышечного чувства, слуха. В игре развивается память, мышление, воображение.

    Широкое использование игр и различных занимательных приемов на занятиях (смешные картинки, шутливая формулировка целей заданий и упражнений, кроссворды, загадки и т. д.) не только предупреждает появление у ребят пассивного отношения, но и способствует активизации интеллектуальных эмоций: удивления, новизны, сомнения.

    Основные требования к подбору игр и игрушек для детей с ОВЗ:

      Соответствие игры возрасту ребенка;

      Подбор игрового материала с постепенным усложнением;

      Учет структуры дефекта;

      Соответствие коррекционной цели занятия;

      Учет принципа смены видов деятельности (спокойные игры чередуются с подвижными);

      Использование ярких, озвученных игрушек и пособий;

      Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность.

    Из-за неустойчивого эмоционального состояния детей, недостаточно выбрать один вид игры для поддержания активности детей на занятиях, у педагога должно быть несколько игр разных по корригирующему действию на детей.

    Игра может быть быстрой для стимулирования познавательного интереса, хорошего настроения, развития моторики и подготовки к практической работе, и занимать более продолжительное время при проведении диагностики знаний, практических умений детей.

    Внедрение в учебный и воспитательный процесс игровой деятельности является одной из важных задач коррекции всех психических процессов ребенка. Игра - это естественная для ребенка форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

    "

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    2 слайд

    Описание слайда:

    Профессия дефектолога находится на стыке медицины и педагогики. Дефектология (лат.defektus -недостаток) - наука, изучающая закономерности и особенности развития детей с физическими и психическими недостатками и вопросы их обучения и воспитания. Дефектолог - специалист, который работает с такими детьми. Целью работы является максимально возможные в силу имеющихся особенностей развитие и адаптация в социальной, учебной, профессиональной сферах.

    3 слайд

    Описание слайда:

    1. Диагностическое направление. Диагностическая работа учителя-дефектолога является составной частью комплексного изучения ребенка специалистами школьного ПМПк. Результаты дефектологического обследования сопоставляются с психологическими, медицинскими, педагогическими данными, обсуждаются на заседаниях консилиума. Диагностическое направление работы включает в себя: первичное дефектологическое обследование; систематические наблюдения за динамикой и коррекцией психического, интеллектуального развития; проверку соответствия выбранной программы, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка.

    4 слайд

    Описание слайда:

    Основной задачей можно считать прогнозирование возникновения трудностей при обучении, определение причин и механизмов уже возникших учебных проблем. Цель психолого-педагогического обследования состоит в выявлении трудностей формирования знаний, умений и навыков и условий их преодоления. Для этого проводится изучение уровня интеллектуального развития ребенка, анализ письменных работ (качественно-количественная характеристика типичных ошибок), наблюдение за деятельностью учащихся в процессе учебной и внеучебной деятельности. Диагностическое направление осуществляется на первичной диагностике и при динамическом изучении.

    5 слайд

    Описание слайда:

    Первичная диагностика направлена на определение уровня актуального и «зоны ближайшего развития» ребенка, причин и механизмов трудностей в обучении, выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи. По результатам исследования происходит: распределение детей на группы (подгруппы) по ведущему нарушению, определение оптимальных условий индивидуального развития, выявление детей, нуждающихся в индивидуальных занятиях. По окончании первичной диагностики оформляются протокол и заключение на учащегося

    6 слайд

    Описание слайда:

    Динамическое изучение учащихся проводится с целью отслеживания динамики развития ребенка, определения соответствия выбранных форм, приемов, методов обучения уровню развития учащегося. В процессе динамического изучения также решается задача дифференциации сходных состояний нарушения развития. Динамическое изучение проводится не менее двух раз в году (сентябрь-октябрь, май). Результаты обсуждаются на заседании школьного ПМПк и оформляются в виде дефектологического представления на учащегося. При динамическом изучении происходит сопоставление результатов развития учащихся с результатами учебной успешности по предметам, поэтому содержит анализ контрольных и текущих работ учащихся, определение сформированности учебных навыков и способов учебной работы (умения и навыки восприятия информации, планирования учебной деятельности, самоконтроля и др.).

    7 слайд

    Описание слайда:

    Этапная диагностика. Данный вид диагностики необходим для констатации результативности и определения эффективности коррекционного воздействия на развитие учебно-познавательной деятельности детей, посещающих занятия учителя-дефектолога. Результаты этапных заключений специалиста отражаются в карте динамического развития ребенка. Текущая диагностика направлена на обследование возможностей воспитанников запросу родителей (лиц их заменяющих), педагогов и других специалистов. Данный вид деятельности проводится на протяжении учебного года, по мере необходимости.

    8 слайд

    Описание слайда:

    2. Коррекционное направление. Коррекционное направление работы учителя-дефектолога представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса. В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности определяется содержательная направленность коррекционной работы.

    9 слайд

    Описание слайда:

    основные направления коррекционно-развивающей работы: сенсорное и сенсомоторное развитие; формирование пространственно-временных отношений; умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты; формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления); нормализация ведущей деятельности возраста; формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи; готовность к восприятию учебного материала; формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.

    10 слайд

    Описание слайда:

    3. Аналитическое направление. Аналитическое направление предполагает проведения анализа процесса коррекционного воздействия на развитие учащегося и оценку его эффективности, а также анализа и оценку взаимодействия специалистов. Необходимость этого направления деятельности дефектолога обусловлена потребностью в комплексном подходе к решению проблем ребенка, который предполагает: - системный анализ личностного и познавательного развития ребенка, позволяющий не только выявить отдельные проявления нарушений психического развития учащегося, но и определить причины нарушения, проследить их взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга; - создание комплексных индивидуальных коррекционно-развивающих программ, нацеленных на взаимосвязанное развитие и коррекцию различных сторон личностного и познавательного развития ребенка; - обеспечение специализированного сопровождения обучения и воспитания учащихся. В зависимости от основного нарушения в развитии, каждого ребенка может курировать тот или иной специалист, который обеспечивает взаимодействие тех специалистов, в помощи которых нуждается ребенок; - профилактику перегрузок учащихся. Коррекционная работа специалистов должна планироваться с учетом суммарной нагрузки на ученика; - взаимодействие специалистов в рамках школьного психолого-медико-педагогического консилиума.

    11 слайд

    Описание слайда:

    Таким образом, данное направление обеспечивает междисциплинарное взаимодействие специалистов, позволяет оценивать эффективность коррекционного воздействия и корригировать программы коррекционных занятий в соответствии с достижениями ребенка. Для этого проводится комплексное динамическое обследование детей (сентябрь-октябрь, апрель-май). Результаты обсуждаются на заседаниях школьного ПМПк. По итогам работы консилиума корригируется коррекционная работа дефектолога с учащимися, составляются комплексные рекомендации родителям и педагогам.

    12 слайд

    Описание слайда:

    4. Консультативно-просветительское и профилактическое направление. Это направление предполагает оказание помощи педагогам и родителям учащихся в вопросах воспитания и обучения ребенка, подготовку и включение родителей в решение коррекционно-воспитательных задач, а также работу по профилактике вторичных, третичных нарушений развития. Учителем-дефектологом разрабатываются рекомендации родителям и педагогам в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья; по запросу родителей и учителей организовывается дополнительное обследование учащихся, проводятся индивидуальные консультации и тематические родительские собрания, выступления на методических объединениях педагогов.

    13 слайд

    Описание слайда:

    5. Организационно - методическое направление. Это направление деятельности учителя-дефектолога включает подготовку к консилиумам, заседаниям методических объединений, педагогическим советам, участие в этих мероприятиях, а также оформление документации, организацию обследования отдельных учащихся на РПМПК для выведения нуждающихся школьников в специальные (коррекционные) учреждения. При подготовке консилиума на каждого учащегося специальным педагогом оформляется дефектологическое представление, которое содержит основные диагностически значимые характеристики особенностей развития ребенка для квалификации его нарушения.

    14 слайд

    Описание слайда:

    Таким образом, в своей работе учитель-дефектолог активно включается во все сферы образовательного процесса. Он организует свою деятельность в условиях междисциплинарного взаимодействия специалистов. Совместно с психологом, логопедом, учителем, врачом разрабатывает и реализует комплексные индивидуальные программы коррекции и развития, участвует в заседаниях школьного консилиума, проводит консультативную и просветительскую работу с педагогами, родителями, выступает инициатором выведения отдельных учащихся в специальные (коррекционные) учреждения, организует обследование учащихся на ПМПк.

    Ольга Стукалова
    Эссе «Профессия дефектолог-это…»

    Как представители профессии типа «человек-человек» дефектологи , чтобы быть профессионально успешными , должны развить в себе такие профессионально значимые умения и качества личности, как рефлексивность, интерес к другому человеку, стремление к общению, коммуникабельность, доброжелательность, бесконфликтность, эмоциональную устойчивость при длительных контактах с людьми, адаптивность, произвольность поведения, способность оказывать эмоциональное воздействие, отзывчивость, выдержку, собранность, пунктуальность

    Личностные качества, необходимые для работы учителем-дефектологом : порядочность, высокая ответственность и моральная устойчивость, честность, способность к сопереживанию, коммуникабельность, аккуратность, организованность, чувство такта, сдержанность, бескорыстие.

    Личностные характеристики и успешность деятельности

    Чтобы стать хорошим специалистом, требуются высокий интеллект, интуиция, наблюдательность, коммуникативные способности, эмоциональная устойчивость. Он должен быть внимательным, отзывчивым, тактичным, общительным, терпеливым, проявлять склонность к работе с детьми. Для овладения профессией и дальнейшей работы необходимо иметь хорошую память, высокие коммуникативные способности. Нужна грамотная и внятная речь, хорошо поставленный голос, стрессоустойчивость, крепкая нервная система.

    Дефектология – наука о закономерностях и особенностях развития детей с физическими и психическими нарушениями, о принципах, методах и формах организации их воспитания и обучения. Учитель-дефектолог – педагог , занимающийся обучением и воспитанием детей с отклонениями в физическом и психическом развитии.

    Дефектология тесно связана с такими науками как : психология, медицина, педагогика и др.

    На занятиях дефектолог , дефектолог -логопед осуществляют работу по следующим направлениям :

    Развитие и коррекция внимания (зрительное, слуховое) ;

    Развитие и коррекция восприятия (зрительное, слуховое, тактильное) ;

    Развитие и коррекция памяти (зрительная, слуховая) ;

    Развитие и коррекция мышления;

    Развитие и коррекция речи (устная, письменная) ;

    Развитие и коррекция моторики (моторной функции) ;

    Развитие и коррекция зрения;

    Развитие и коррекция слуха;

    Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы;

    Восполнение пробелов в познавательной сфере;

    Развитие и формирование элементарных математических представлений;

    Развитие и формирование конструктивной деятельности.

    Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности

    дефекты речи , слуха у специалиста данной профессии ;

    Необщительность;

    Отсутствие склонности к работе с детьми;

    Эмоциональная неуравновешенность;

    Агрессивность;

    Корректировать программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации

    Социальная помощь (по определению Л. И. Аксеновой) - это система гуманитарных услуг (правоохранных здравоохранительных, образовательных, психотерапевтических, реабилитационных, консультационных, благотворительных) представителям экономически не обеспеченных, социально слабых, психологически уязвимых слоев и групп населения в целях улучшения их способности к социальному функционированию. Социально-педагогическая деятельность (по определению В. А. Никитина) состоит в обеспечении образовательно-воспитательными средствами направленной социализации личности, в передаче ребенку знаний освоении им) социального опыта человечества, обретении или восстановлении социальной ориентации социального функционирования.

    Профессиональные и личностные качествам педагога-дефектолога , работающего с детьми

    Умение быстро принимать решения;

    Организаторские способности;

    Практицизм;

    Развитая интуиция;

    Любовь к детям;

    Психологическая устойчивость;

    Жизнерадостность;

    Высокий уровень культуры;

    Активная жизненная позиция.

    Публикации по теме:

    Я и моя профессия Воспитатель – человек душой размером с океан… Чье сердце в окружении детьми Все начинает биться чаще, В глазах которого лишь доброта Усталость.

    Выбор жизненного пути…. На свете есть много различных профессий, И в каждой есть прелесть своя. Но нет благородней, нужней и чудесней Чем.

    Моя профессия воспитатель Эссе «Я и моя профессия» Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать чего он хочет в.

    Моя профессия-воспитатель Почему я выбрала профессию воспитатель? С самого раннего возраста я мечтала заниматься с детьми. Когда мне было 4 года примером для воспитания.

    Профессия - военный «Профессия – военный» В. – Дети, что необходимо для того, чтобы люди спокойно жили, трудились, чтобы дети могли спокойно ходить в детский.

    Профессия воспитатель В течение всей своей жизни ребенок встречается с множеством людей, которые так или иначе оказывают на него влияние. Что же касается педагогов,.

    Выходные данные сборника:

    РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА-ДЕФЕКТОЛОГА, КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Сариева Кульпаш Нтымакбаевна

    д-р пед. наук, профессор, завед. кафедрой педагогики и инклюзивного образования филиала НЦПК « Ө

    Саякова Анжела Мырзагалиевна

    магистр дефектологии, старший преподаватель кафедры педагогики и инклюзивного образования филиала НЦПК « Ө рлеу» РИПКСО РК, Республика Казахстан, г. Алматы

    OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF THE TEACHER-SPEECH PATHOLOGIST, AS BASIS OF IMPROVEMENT OF QUALITY OF VOCATIONAL EDUCATION

    Sarieva Kulpash

    professor, Doctor of Education manager of chair или of department of pedagogics and inclusive education, Republic Institute of Upgrade Qualification, branch of National Center of Upgrade Qualification “Orleu”, Republic of Kazakhstan, Almaty

    Sayakova Anzhela

    master of defectology, senior teacher of the chair of pedagogics and inclusive education, Republic Institute of Upgrade Qualification, branch of National Center of Upgrade Qualification “Orleu”, Republic of Kazakhstan, Almaty

    АННОТАЦИЯ

    В статье описывается развитие профессиональной компетентности педагога-дефектолога при взаимодействии детьми с ограниченными возможностями и процесса развития их в условиях специального образовательного пространства.

    ABSTRACT

    1. article development of professional competence of the teacher-speech pathologist at interaction by children with limited opportunities and their development in the conditions of special educational space is described.

    Ключевые слова: профессиональная компетентность; профессиональное становление педагога; профессиональная подготовка педагога.

    Keywords: professional competence; professional formation of the teacher; vocational training of the teache.

    Профессионально успешная личность должна испытывать потребность в самопознании как способа совершенствования своей деятельности.

    Н.А. Эверт

    За последние годы в Республике Казахстан в системе образования произошли существенные изменения.

    Одной из главных задач образовательной политики Казахстана является формирование профессиональных компетенций педагога, отвечающих требованиям современной жизни. Стратегическое направление экономического и социального развития нашей страны требует новых высококвалифицированных субъектов профессиональной деятельности во всех сферах, отличающихся, прежде всего тем, что они являются носителями новейших знаний и технологий. Со сменой требований к субъекту деятельности меняются требования к процессу его профессионализации, что вызывает необходимость проектирования профессиональной и образовательной среды и соответствующего концептуального, теоретического и технологического обеспечения данного процесса.

    В достижении главного результата - качественного образования школьников - большую роль играет профессионализм педагогических и управленческих кадров. В последние годы, обращая большое внимание на профессиональную деятельность педагога-дефектолога, стали выделять динамичность, целостность, непрерывность процесса в получении профессионального образования, построения профессиональной карьеры в течение всей жизни человека. Педагогическое образование рассматривается как процесс формирования профессиональных качеств педагога-дефектолога, его общих и специальных способностей.

    Реализация профессиональных компетентностей педагога-дефектолога предполагает оказание практической помощи педагогам в вопросах повышения педагогического мастерства, изучение, обобщение и внедрение в практику лучшего педагогического опыта, овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями развития. При этом учитывается значимость в теоретических и организационно-педагогических разработках сопровождения профессиональной деятельности педагогов-дефектологов.

    Одним из личностных факторов, оказывающих существенное влияние на профессиональную компетентность педагога-дефектолога, является профессиональные ориентации, которые возникают в результате накопления профессионального опыта.

    Совершенствование профессиональных компетентностей педагога-дефектолога достигается за счет непрерывного и систематического повышения его профессионального уровня.

    В соответствии с Государственной программой развития образования в РК на 2011-2020 гг. эффективным способом повышения профессиональной компетентности педагогов-дефектологов являются курсы повышения квалификации и переподготовки, обеспечение образовательного процесса квалифицированными кадрами.

    Как мы уже сказали, в настоящее время, необходимы высококвалифицированные специалисты-дефектологи в специальных (коррекционных) организациях образованиях, в общеобразовательных школах, дошкольных учреждениях, которые должны добиваться высоких результатов в своей профессиональной деятельности. Так как, с каждым годом растет численность детей, имеющих какие-либо нарушения в психо-физическом развитии. Поэтому, в условиях развития системы специального образования, социально-экономических ситуаций в стране возникает необходимость подготовки - педагогов-дефектологов, для того, чтобы своевременно оказывать коррекционно-педагогическую и социально-психологическую помощь детям с ограниченными возможностями развития. Это обуславливается тем, что на современном этапе развития системы специального образования выдвигается ряд новых требований, которым должен соответствовать педагог-дефектолог.

    Профессиональная значимость деятельности педагога-дефектолога, повышение спроса на специалистов различных профилей (сурдопедагогов, тифлопедагогов, олигофренопедагогов, логопедов) обусловили необходимость поиска инвариантных путей совершенствования процесса профессиональной подготовки, а также формирования профессионально значимых качеств у будущих педагогов-дефектологов специальных (коррекционных) организаций образования, общеобразовательных школ, дошкольных учреждений. Следует подчеркнуть, что профессия педагога-дефектолога подразумевает наличие не только профессиональных знаний, умений и навыков, но и определенных личностных черт будущего специалиста (2).

    В педагогических трудах трактовок встречается много профессиональных терминов: «педагогическое мастерство», «профессионализм», «профессиональная готовность», «профессиональная компетентность», «профессионально-педагогическая компетентность».

    В нашем исследовании, мы используем термин «профессиональная компетентность», так как педагогическая деятельность педагога-дефектолога является профессиональной деятельностью.

    Понятие «компетенция» (от лат. competentio от competo добиваюсь, соответствую, подхожу) - это личная способность педагога-дефектолога решать определенные профессиональные задачи. Также под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и т. п. качествам педагогов.

    Компетентность рассматривается как одно из важнейших качеств, которое характеризует как инициатива. Это внутреннее пробуждение к новым формам деятельности, руководящая роль, в каком либо действии. Понятие «инициатива» характеризуется тем, что педагог-дефектолог берет на себя большую меру ответственности в работе с детьми с ограниченным возможностями в развитии.

    Также, одним немаловажным составляющим качеством компетентности является сотрудничество. Это совместно деятельность детей и взрослых, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир, коллективным анализом хода и результатов деятельности.

    Развитию профессиональной компетентности способствуют личностные качества педагога-дефектолога - его профессионализм.

    Термин «профессионализм» нами понимается как особое качество людей систематически, эффективно и надежно выполнять профессиональную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» рассматривается степень овладения педагогом психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям.

    Для профессиональной компетентности необходимо развивать способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство.

    Поэтому, для будущих педагогов-дефектологов профессиональная компетентность ассоциируется с образованностью. Это наиболее общее представление, с которым трудно спорить, так как многие педагоги-дефектологи считают, чтобы стать профессиональным специалистом в своей деятельности, достаточно «любить свое дело», «иметь базовое дефектологическое образование» и т. д.

    Это свидетельствует о смешении понятий компетентности и профессионально важных качеств. Например, человек может любить спорт, но из этого не следует, что его мнение может быть признано компетентным в области спорта. Поэтому, в данное время в специальной педагогике на основании любви к профессии и детям с ограниченными возможностями развития предпринимаются попытки сделать заключение о компетентности педагога-дефектолога (3).

    Если обратить внимание на научные исследования ученых Н.Н. Малофеевой, Л.В. Занковой и др., то можно определить тот момент, что педагогическая профессия предполагает высокое профессиональное образование педагога-дефектолога, осознание своей деятельности, которое направлено на решение воспитательных, развивающих и образовательных задач.

    На важность умений педагога-дефектолога устанавливать психологические взаимоотношения с детьми с ограниченными возможностями в своих трудах указывают А.А. Бодалев, В.В. Давыдов, Я.Л. Коломинский, Н.В. Кузьмина и др (5).

    Таким образом, при изучении научных трудов исследователей, можно сделать вывод о том, что профессиональная компетентность включает в себя знания о компонентах процесса образования: целях, содержании, средствах, объекте, результате, о себе как субъекте профессиональной деятельности, опыт применения приемов профессиональной деятельности и творческий компонент, профессионально-педагогические умения (6).

    Так, в развитии профессионального уровня выделяются несколько критерий: объективные; субъективные;результативные;нормативные;критерии наличного уровня;критерии профессиональной обучаемости;творческие.

    Работа по повышению профессиональной компетентности должна превратиться в процесс непрерывного развития профессионального становления личности, иметь способность выносить суждения и предпринимать различные действия. Педагог-дефектолог должен понимать свою социальную и профессиональную значимость в процессе своей деятельности в образовательном пространстве (4).

    На сегодняшний день, от педагога-дефектолога требуется осмысление спектра социальных, психологических и педагогических проблем сопряженных со специальным обучением и воспитанием личности ребенка с ограниченными возможностями в развитии. Профессиональная компетентность не только как показатель, критерий личностных профессиональных достижений, но и мера нравственности педагога-дефектолога, поскольку определяет ведущее направление его деятельности.

    Существуют важные факторы в развитии профессиональной компетентности:

    · педагог приобретает специальные новые профессиональные знания, умения и навыки в работе с детьми с ограниченными возможностями развития;

    · педагога-дефектолог добивается желаемых результатов в своей профессиональной деятельности.

    Как мы уже отметили, профессиональная деятельность педагога-дефектолога - это специальный этап развития профессионализма и результат овладения специальными педагогическими знаниями, технологией профессиональной деятельности (4).

    Для того, чтобы быть компетентным, педагогу-дефектологу необходимо иметь представление о технологической компетентности.

    Что должен знать педагог-дефектолог о технологической компетентности?

    Должен знать:

    · о знаниях технологий, методов, средств, форм деятельности и условий их применения в образовательном пространстве;

    · о владении технических средств (например, о создании безбарьерной среды для школьника с ограниченными возможностями в развитии в условиях общеобразовательной школы);

    · о целенаправленном применении специальных знаний, умений и навыков в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями развития;

    · о реализации учебно-воспитательного процесса в специальной образовательной системе при работе с детьми с ограниченными возможностями развития;

    · о наличии у педагога-дефектолога внутренней мотивации к качественному осуществлению своей профессиональной деятельности;

    · о умении получать эффективность и результаты своей профессиональной деятельности;

    Для достижения положительных результатов в своей профессиональной деятельности, можно провести мини-тренинг «Знаю-Желаю узнать-Узнал».

    Пример: Мини-тренинг «Знаю-Желаю узнать-Узнал».

    1. Подумайте, что вы знаете о технологиях компетентности. Запишите свои соображения на листке, а затем внесите их кратко в первую колонку таблицы.

    2. Заполните вторую колонку, сформулировав вопросы по поводу того, чтобы Вы хотели узнать по данной теме.

    3. Попытайтесь сгруппировать записанную информацию и вопросы по нескольким категориям.

    Таким образом, проведя такой мини-тренинг, педагог-дефектолог будет иметь конкретное представление: на решение каких целей направлена та или иная стратегия, будет ли целенаправленно использоваться полученные специальные знания и умения в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями развития(3).

    Для того, чтобы правильно развивать профессиональную компетентность, педагогу-дефектологу необходимо критически мыслить. Так как, критическое мышление позволяет выявить несуразности в утверждениях или определениях и найти те, которые наиболее соответствуют педагогической деятельности педагога-дефектолога.

    Поэтому, используя критическое мышление, педагог-дефектолог в своей профессиональной деятельности начинает обдумывать вещь, размышлять, искать добавочные данные, новые факты и т. д.

    Исходя из вышесказанного, в развитии успешной профессиональной компетентности у педагога-дефектолога при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями способствуют такие условия, как:

    1. Организация учебно-воспитательного процесса на развитие профессиональной компетентности при взаимодействии с детьми с ограниченными возможностями в развитии;

    2. Проведение психолого-педагогической диагностики для педагога-дефектолога для определения личностного профессионального роста, удовлетворения его потребностей в профессиональной деятельности, предупреждения возникновения профессионального выгорания в своей деятельности;

    3. Развитие психолого-педагогических и специальных знаний о компетентном взаимодействии педагога-дефектолога и ребенка с ограниченными возможностями развития;

    4. Реализация психологической, педагогической, диагностической, когнитивной, программирующей функций, ориентированных на формирование профессиональной компетентности при обучении и воспитании с ребенком с ограниченными возможностями в развитии (5).

    В развитии профессиональной компетентности значимую роль играют диагностические средства, где отслеживается и фиксируется повышение компетентности педагога-дефектолога.

    Опираясь на эти концептуальные положения, «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» и его филиалы в Алматы, Астане и в областных центрах проводят большую работу для развития профессиональной компетентности педагогов-дефектологов.

    Так, на сегодняшний день система повышения квалификации работников специального образования направлена на выполнение следующих функций:

    · образовательной: повышение квалификации педагогических кадров, обучение различных категорий работников специального образования;

    · информационной: обеспечение работников образования всех уровней актуальной профессиональной информацией; создание эффективно действующей информационной инфраструктуры, включая издательскую базу, компьютерные сети и т. д.;

    · консультативной : обеспечение работников образования и образовательных учреждений консультативной помощью по конкретным профессиональным проблемам;

    · исследовательской : выявление тенденций развития образования как в целом по стране, так и в отдельных регионах, выявление актуальных образовательных потребностей работников отрасли и прогнозирование их развития;

    · проектировочной : участие в разработке региональных программ развития образования, разработка новых моделей обучения;

    · внедренческой : обеспечение работников образования и специальных образовательных организаций квалифицированной помощью в процессе инновационной деятельности;

    · экспертной : экспертиза разработанных специальными организациями образования и педагогами-дефектологами, работающими с детьми с ограниченными возможностями развития проектов инновационной деятельности, внешняя квалификационная экспертиза специалистов специального образования, включая их сертификацию по результатам обучения в системе повышения квалификации работников образования (1).

    Говоря о профессиональной компетентности педагогов-дефектологов, в Казахстане специальное образование рассматривается как значимая часть системы образования. Государственная политика в отношении детей с ограниченными возможностями развития направлена на сохранение гарантий обеспечения жизнедеятельности и сохранения доступа детей к системам образования. Поэтому, необходимо повышения соответствующего уровня профессиональной компетенции и уровня квалификации кадрового состава педагогов-дефектологов (1).

    Хотелось бы обратить внимание на вопросы кадрового обеспечения, где в специальных (коррекционных) организация образования, в общеобразовательных школах, дошкольных учреждениях наблюдается:

    · острый дефицит педагогов-дефектологов всех профилей: сурдопедагогов, олигофронопедагогов, тифлопедагогов, логопедов;

    · большая часть педагогов, не имеющих базового дефектологического образования.

    Для повышения качества профессиональной деятельности необходимо:

    · выявить потребности в профессионально подготовленных педагогических кадрах педагогов-дефектологов специальных (коррекционных) организаций образования для детей с ограниченными возможностями, в общеобразовательных школах, дошкольных учреждениях, работающих с детьми с ограниченными возможностями развития;

    · повысить профессиональную компетентность руководящих и педагогических кадров специальных организаций, осуществляющих обучение детей с ограниченными возможностями в развитии;

    · в рамках Государственной программой развития образования в РК на 2011-2020 гг. разработать и усовершенствовать модульные программы по повышению квалификации в зависимости от индивидуальных особенностей педагога-дефектолога: его базового образования, профессиональных интересов, личностной мотивации, среды деятельности, обеспечивающих возможность постоянного саморазвития и профессионального роста;

    $1· внедрить в модульные содержания учебной программы повышения квалификации современные научные разработки профессиональной компетенции педагога-дефектолога, работающего с детьми с ограниченными возможностями развития всех категорий.

    Таким образом, обобщая вышеизложенное, основными условиями развития в период модернизации отечественного образования являются повышение профессиональной компетентности педагога-дефектолога как основополагающей составляющей профессионально-педагогической культуры.

    Список литературы:

    1. Ахметова Г.К. Стратегические ориентиры модернизации системы повышения квалификации в РК// Менеджемент в образовании, № 4 (63), - 6-12 с.
    2. Государственная программа развития образования РК на 2011-2020 гг.
    3. Генике Е.А. Профессиональная компетентность педагога. М., 2008.
    4. Дмитриева М.А., Дружилов С.А. Уровни и критерии профессионализма: проблемы формирования современного профессионала// Сибирь. Образование: Научно-публицистический альманах. Вып.2000(4). Новокузнецк: Изд-во Института повышения квалификации, 2001. - с. 18-30.
    5. Климов Е.А. Пути в профессионализм. //Учебное пособие. М., Московский психолого-социальный институт. Флита, 2003. - 230 с.
    6. Козырева О.А. Все о профессиональной компетентности учителя //Учитель года: лучшее от лучших. - 2004. - № 3. - С. 73-77.

    Основные направления коррекционно-развивающей работы: -сенсорное и сенсомоторное развитие; -формирование пространственно-временных отношений; -умственное развитие -нормализация ведущей деятельности возраста -формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности - обогащение словаря развитие связной речи коррекция звукопроизношения Нет единой уникально успешной методики приема или формы работы с учащимися и их родителями. Учащиеся имеют следующие нарушения речевого развития: Четыре ученика первых...


    Поделитесь работой в социальных сетях

    Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


    ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

    КОМПЕТЕНТНОСТЬ

    ПЕДАГОГА-ДЕФЕКТОЛОГА

    Построение педагогического процесса как диалога между участниками образовательного пространства предполагает высокий уровень профессиональной компетентности педагога, поэтому особую ценность приобретает компетентностный подход в образовании.

    Осуществление педагогической практики связано с выделением и содержательным описанием компетентности педагога как совокупности личностных и профессиональных качеств, позволяющих ему успешно решать задачи, связанные с организацией обучения и воспитания детей, в том числе детей с особенностями психо - физического развития, с учетом специфики их образовательных потребностей.

    Компетенции педагога - дефектолога выступают средством и условием развития компетенций его учеников. Это особенно значимо в связи с проблемами личностного и профессионального становления людей с ОПФР, вопросами качества их жизни, развития, последующего трудоустройства.

    Направления работы педагога-дефектолога:

    1. Диагностическое направление.

    Основная задача этого направления – прогноз возможных трудностей обучения и развития каждого ребенка, определение причин и механизмов уже возникших проблем.

    Диагностическая деятельность включает:

    Изучение личных дел учащихся (это: педагогическая характеристика, заключение о нервно - психическом состоянии школьника, заключение комиссии дефектологов Витебского Городского Центра коррекции, изучение речевых карт ребенка из ДОУ);

    Установление контакта с родителями ребенка, изучение условий жизни ребенка, индивидуальных особенностей и положительных сторон ребенка;

    Наблюдение за ребенком в урочное и внеурочное время;

    Изучение продуктов деятельности ребенка (тетрадей, рисунков, поделок);

    Использование стандартизированных методик.

    2.Коррекционное направление.

    Представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность, личностную сферу ребенка с ОПФР в динамике учебно-воспитательного процесса.

    Основные направления коррекционно-развивающей работы:

    Сенсорное и сенсомоторное развитие;

    Формирование пространственно-временных отношений;

    Умственное развитие

    Нормализация ведущей деятельности возраста

    Формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности

    Обогащение словаря, развитие связной речи, коррекция звукопроизношения

    Нет единой, уникально успешной методики, приема или формы работы с учащимися и их родителями. Все зависит от конкретной ситуации, мимо которой нельзя пройти, а иногда следует и специально создать.

    3.Аналитическое направление.

    Включает анализ процесса коррекционного воздействия на развитие учащегося и оценку его эффективности.

    Необходимость этого направления работы обусловлена потребностью в комплексном подходе к проблемам ребенка, который предполагает:

    Системный анализ личностного и познавательного развития ребенка;

    Создание комплексных индивидуальных коррекционно – развивающих программ, нацеленных на развитие и коррекцию различных сторон личностного и познавательного развития ребенка;

    Профилактику перегрузок учащихся;

    Взаимодействие специалистов в рамках школьного ПКПП

    Консультативно-просветительское и профилактическое направление.

    Консультации проводятся для оказания помощи родителям и учителям в вопросах обучения и воспитания детей с ОПФР.

    Задачи направления:

    Профилактика вторичных, третичных нарушений в развитии ребенка, перегрузок учащихся, выбор адекватного режима труда и отдыха в школе и дома;

    Повышение профессиональной компетентности педагогов и расширение знаний в вопросах обучения детей с отклонениями в развитии;

    Оказание профессиональной помощи родителям и семьям учащихся в вопросах воспитания, в решении возникающих проблем;

    Подготовка и включение педагогов и родителей в решении коррекционно-воспитательных задач, реализацию индивидуальных комплексных программ коррекции и развития.

    Формы работы:

    Систематическое выступление на родительских собраниях, педагогических советах школы, методических объединениях учителей-дефектологов;

    Анкетирование родителей;

    Индивидуальное консультирование учителей и родителей по запросам;

    Консультирование учителей и родителей по результатам по итогам обследования;

    Обучающее консультирование (разъяснение этапов коррекционной программы, демонстрация приемов коррекционно - развивающих заданий, игр, упражнений);

    Этапное консультирование учителей и родителей (корректировка программ развития и коррекции, сбор дополнительных сведений об учащемся).

    4.Организационно-методическое направление.

    Включает подготовку и участие в консилиумах, МО, педагогических советах, оформление документации.

    Таким образом, в своей работе педагог-дефектолог, работающий с детьми с ОПФР, активно включается во все сферы образовательного процесса. Он организует свою деятельность в условиях взаимодействия специалистов,совместно с ними разрабатывает и реализует комплексные индивидуальные программы коррекции и развития, проводит консультативную и просветительскую работу с педагогами и родителями.

    Наш пункт существует пятый год. Я работаю на пункте третий год. Общее количество учащихся, получающих помощь на пункте в этом году, составляет 22 человека. Трое учащихся получают помощь консультативно.

    Учащиеся имеют следующие нарушения речевого развития:

    Четыре ученика первых классов имеют заключение «Нерезко выраженное общее недоразвитие речи».

    В логопедии понятие «общее недоразвитие речи» (ОНР) применяется к такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы, т.е. отмечается позднее появление речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования.

    Под указанным видом недоразвития понимается недостаточное по тем или иным причинам развитие лексики, грамматического строя и фонетической стороны речи.

    Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью. Вне такой помощи они не только испытывают затруднения в процессе общения, но и оказываются в числе стойко неуспевающих.

    Общие направления работы с детьми с НВ ОНР включает в себя:

    1. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению: устойчивости внимания; наблюдательности (особенно к языковым явлениям); способности к запоминанию; способности к переключению; навыков и приемов самоконтроля; познавательной активности; произвольности общения и поведения.

    2. Формирование полноценных учебных умений: планирование предстоящей деятельности, контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля); работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.); применение знаний в новых ситуациях; анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

    3. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению: умение внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям; умение понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме; умение целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.

    4. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности: ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием; ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии; применение инструкции (алгоритма); употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях.

    Три ученика первых классов имеют речевое нарушение «Стертая форма дизартрии»

    Стертая форма дизартрии – одно из самых распространенных и трудно поддающихся коррекции нарушений произносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.

    Это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

    При минимальных дизартрических расстройствах наблюдается недостаточная подвижность отдельных мышечных групп речевого аппарата (губ, мягкого неба, языка), общая слабость всего периферического речевого аппарата вследствие поражения тех или иных отделов нервной системы. Сегодня можно считать доказанным, что помимо специфических нарушений устной речи имеются отклонения в развитии ряда высших психических функции и процессов, отвечающих за становление письменной речи, а также ослабление общей и мелкой моторики.

    Изучая анамнез детей со стертой дизартрией, выявляются факторы неблагоприятного течения беременности и родов, асфиксия, низкий оценочный балл по шкале Апгар при рождении, наличие у подавляющего большинства детей в первый год жизни диагноза ПЭП – перинатальной энцефалопатии.

    Для осуществления успешной коррекционной работы с детьми со стертой формой дизартрии необходимо выделить основные аспекты:

    Осуществление дифференцированного подхода в преодолении дизартрии, с повышенным или пониженным мышечным тонусе.

    Формирование четких статико-динамических ощущений артикуляционных мышц.

    Системность в работе по формированию фонематических операций, развитию мелодико-интонационной стороны речи, процессов дыхания, голосообразования, артикуляции.

    Коммуникативная направленность обучения – использование сюжетных, дидактических игр, проектной деятельности в процессе автоматизации звукопроизношения.

    Еще три ученика первых классов имеют заключение дислалия (различных форм). Это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата, наиболее распространенное нарушение среди нарушений произносительной стороны речи.

    Эти нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи: искаженном их произнесении, заменах одних звуков другими, смешении звуков, и – реже - их пропусках.

    Причины различных форм дислалии могут быть связаны с патологиями речевого аппарата либо особенностями речевого воспитания ребенка. Если речь идет о физиологической форме заболевания, то в ее основе лежит возрастная недоразвитость органических структур, которая корректируется по мере взросления.

    Механическая дислалия является следствием генетически-обусловленных приобретенных или врожденных аномалий органов, ответственных за речь. Одной из частых причин механического типа болезни является укороченная подъязычная уздечка, затрудняющая движение языка. Правильная артикуляция может быть затруднена и при непропорциональных размерах самого языка. В ряде случаев факторами, способствующими возникновению дислалии, являются различные аномалии в строении зубочелюстного аппарата: сильно выступающая верхняя или нижняя челюсть, промежутки в зубном ряду, аномальное строение неба, расщепление неба, слишком короткая уздечка верхней губы.

    Основная работа по преодолению дислалии - коррекция звукопроизношения, т.е формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. При правильной организации логопедической работы положительный эффект достигается при всех видах дислалий. При механической дислалии в ряде случаев успех достигается в результате совместного логопедического и медицинского воздействия.

    Предпосылкой успеха в работе с учениками с перечисленными нарушениями является создание благоприятных условий: эмоционального контакта логопеда с ребенком, интересной формы организации занятий, сочетания приемов работы, позволяющих избежать переутомления ребенка.

    Учителя-дефектологи младшего школьного отделения применяют фонетическую ритмику . Это система двигательных упражнений, которая направлена на формирование фонетически правильно оформленной речи. Фонетическая ритмика помогает ребёнку нормализовать речевое дыхание, менять высоту и силу голоса, воспринимать, различать, воспроизводить различные ритмы, выражать эмоции с помощью различных интонационных средств.

    Упражнения по развитию мелкой моторики рук . Тренировка движений пальцев и кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений. В своей работе я применяю пальчиковые игры, графические диктанты по лексическим темам, обводку шаблонов и штриховку изображений, различные задания с раздаточным материалом, СУ-ДЖОК и т.д.

    Артикуляционная гимнастика , которая является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. С детьми младшего школьного возраста артикуляционная гимнастика проводится по подражанию с опорой на картинки.

    Дыхательная гимнастика. Индивидуальное занятие с младшим школьником начинается с упражнений на активизацию дыхания. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. На практике используем разнообразные игры на развитие дыхания, например, «Ветерок», «Листопад», «Вертушка» и тд.

    Остальные 12 учащихся с 3-го по 5-тый класс имеют в заключении нарушения письменной речи, а именно различные виды дисграфий, один ученик имеет заключение – дислексия (помимо дисграфии).

    Дисграфия - это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта. В большинстве случаев дислексия и дисграфия наблюдаются у детей одновременно, хотя у некоторых они могут встречаться и по отдельности. Дислексия - нарушение способности к овладению навыком чтения.

    Дисграфия у детей является заболеванием, выражающимся в нарушениях освоения письменной речи. Очень часто родители даже не подозревают, что это заболевание присутствует у ребенка. Появление дисграфии обусловлено несформированностью некоторых психических функций, из-за которых и происходит частичное нарушение самого процесса написания слов. Дисграфия у младших школьников может проявляться в наличии стойких или часто повторяющихся ошибок. Проблема никак не связана с незнанием орфографических правил ребенком. Заболевание проявляется примерно у 30% детей школьного возраста, обычно выявляется у второклассников. Многие родители считают, что в этой проблеме виноваты различные новые системы образования, вызывающие у школьников проблемы с обучением из-за перегрузки мозга. Но это не верно, как и то, что это заболевание является следствием умственной отсталости малыша. Задержка умственного развития или нарушение данной функции никак не связаны с возникновением у школьников дисграфии.

    Нарушение процесса письма не может возникнуть без причин и редко существует само по себе. Как правило, проблема отражается и на: лексико-грамматической стороне речи, звукопроизношении, связности речи, фонематическом восприятии.

    Поэтому очень часто функциональные и органические причины дисграфии совпадают с причинами появления таких расстройств, как: дизартрия и дислалия. Дисграфия у ребенка может появиться и в том случае, если у него имеются энцефалиты, родовые травмы или была асфиксия в родах.

    Симптомы дисграфии в школьном возрасте, как и симптомы дислексии, могут появиться и при поражении головного мозга или его недоразвитии в период беременности.

    Виды дисграфии и их особенности:

    В целом, дисграфию подразделяют на 5 основных видов, но я кратко скажу о двух видах, встречающихся у моих учеников.

    Это акустическая форма дисграфии. Отклонения выражаются в замене правильных букв на те, которые соответствуют близким им звукам. К заменяемым парам можно отнести: глухие и звонкие звуки — П-Б, Т-Д, Ф-В, Ш-Ж; шипящие и свистящие — Ж-З, Ш-С, а также пары звуков С-Ц, Ц-Т, Щ-Ч, Ч-ТЬ. В произношении звуков в словах при этом никаких нарушений не наблюдается.

    И вторая форма- это дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Поскольку эта форма встречается наиболее часто, ее обычно называют моторной. Моторная форма дисграфии обычно выражается в появлении специфических ошибок.

    Например: ребенок пропускает в словах буквы или целые слоги, не дописывает слова, переставляет в словах слоги или буквы, добавляет в слова лишние буквы, повторяет в слове какую-либо букву или слог, соединяет в одном слове слоги совершенно разных слов, отделяет от слов приставки, а предлоги пишет со словами слитно.

    Основная работа по преодолению дисграфии у младших школьников направлена на дифференциацию фонетически сходных звуков, развитие слогового и фонематического анализа и синтеза.

    Логопед не дублер учителя и, выполняя свою основную работу по коррекции имеющихся у детей дефектов речи, он должен создать платформу для успешного усвоения и правильного применения учащимися грамматических правил, т.е. подвести учеников к пониманию грамматических правил, с одной стороны, а с другой – закрепить учебный материал, данный учителем, связанный с коррекционным процессом.
    Основная задача - воспитание у детей языкового чутья.

    Взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов способствует успешному усвоению учащимися материала по родному языку в целом.

    Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

    13390. Профессиональная компетентность психолога 11.8 KB
    В словаре иностранных языков понятие компетентность раскрывается как обладающей компетенцией – кругом полномочий какоголибо учреждения лица или круга лиц вопросов подлежащих чьему либо ведению. Понятие компетентность применительно к характеристике уровня профессиональной подготовки используется относительно недавно. Даль под компетентностью понимает полноправность и использует её в основном в юридической сфере: Компетентный судья кто может и вправе судить о ком о чём или коголибо судья полноправный.
    7400. Коммуникативная компетентность детей старшего дошкольного возраста, как условие личностной и социально – психологической готовности к обучению в школе 326.73 KB
    Личностная и социально-психологическая готовность к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста. Актуальность обусловлена стремительностью развития становления личности детей в социальных условиях в связи с динамическими преобразованиями которые происходят в современном обществе. В современной действительности закономерно возрастает интерес исследователей к проблеме формирования ключевых компетенций у детей дошкольного возраста.
    20079. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА 54.38 KB
    Аксиология как учение о ценностях. КОДЕКСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ Сущность и содержания управленческой этики как теории и социальной практики. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ профессиональный ЭТИКЕТ Этикет и его содержание Стиль руководства как отражение профессионального этикета.
    3926. Профессиональная деятельность психолога 21.04 KB
    Профессиональное и личностное в деятельности психолога очень часто бывают тесно связаны. Трудно быть в личностном плане одним, а в профессиональной деятельности совершенно другим. Поэтому личностные качества составляют важный фундамент профессиональной успешности психолога.
    19504. Профессиональная этика аудитора 40.66 KB
    Сущность аудиторской деятельности. Разработка внутренних стандартов аудиторской фирмы. Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской финансовой отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам действующим в Российской Федерации. Важным аспектом аудиторской деятельности является ответственность аудитора как субъекта профессиональной деятельности.
    1277. Медицинская, профессиональная и социальная реабилитация 765.3 KB
    Комплекс реабилитационных мероприятий инвалидов. В период перехода к рыночным отношениям в нашей стране с появлением экономической нестабильности инфляции обнищания усилением расслоения общества ростом числа безработных беженцев вынужденных переселенцев лиц без определенного места жительства очень остро встала проблема социальной защищенности граждан. Кроме того актуальность проблемы определяется наличием в социальной структуре общества России значительного количества...
    2725. Профессиональная социальная сеть «Сообщество пользователей уникальным научным оборудованием» 15.48 KB
    В 2009 году с целью реализации инновационноориентированного сценария развития Юга России исполнительной дирекцией Программы развития Южного федерального университета была создана профессиональная социальная сеть ученых и исследователей Южного федерального округа: Сетевое сообщество пользователей уникальным научным оборудованием. Основной целью портала Сетевого сообщества пользователей является организация процессов взаимодействия и кооперации ученых исследователей инженеров Южного федерального университета Ассоциации Высокие...
    21053. Изменение социального статуса и деформация российской интеллигенции, её профессиональная дифференциация 20.94 KB
    Многие современные западные интеллектуалы порой выносят категорические суждения о роли интеллигенции в российском обществе. Так, английский исследователь венгерского происхождения, длительное время живший в СССР, а теперь являющийся преподавателем кафедры политических наук Редингтонского университета Тибор Самуэли доказывал, что «русская интеллигенция была орудием разрушения...».
    6739. ТЕХНОЛОГИЯ САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА 25.66 KB
    В педагогике такая работа над собой носит название самовоспитания и саморазвития. Что является компонентами саморазвития составными частями профессионального самовоспитания Каковы пути средства и методы овладения процессом самовоспитания Изучение жизни и деятельности великих людей убеждает нас в том что критическое отношение к себе к результатам своей деятельности более всего стимулирует человека к постоянному личностному и профессиональному самосовершенствованию. Следующим шагом самовоспитания является формулирование целей то есть...
    2360. Формы работы социального педагога 11.69 KB
    Форма Плюсы Минусы Родительские собрания классные Занимают мало времени; Охват большого числа родителей одновременно; Много готовых разработок проведения родительских собраний; Оперативное донесение информации Нет индивидуального подхода; Родительские собрания общешкольные Лекции Работа с активом класса Родительские конференции В наше время можно выделить 3 вида образования: Формальное –образование приобретаемое обучающимся в специально предназначенном для обучения учреждении специально подготовленными специалистами....