Работы учащихся

Рисунок
Задача курса «РИСУНОК» заключается в том, чтобы привить учащимся основы изобразительной грамоты, то есть научить их видеть, понимать и изображать трехмерную форму на двухмерной плоскости.

Длительный учебный рисунок с неподвижной натуры традиционно является главной формой обучения. Основанный на продолжительном наблюдении и внимательном изучении натуры, он учит правдиво передавать видимые предметы и явления, их особенности и свойства, дает учащимся необходимые теоретические знания и практические  навыки.

При прохождении курса учащиеся осваивают основы наблюдательной, то есть наглядной перспективы (на примере геометрических тел, предметов быта), понятия светотеневых отношений, некоторые сведения о пластической анатомии животных и человека. Попутно они приобретают навыки последовательной работы над рисунком по принципу от общего к частному и от частного к обогащенному общему, а также осваивают технические приемы рисунка — от самых простых до более сложных. Кроме того, на занятиях по длительному рисунку проводится работа над воспитанием комплекса необходимых для художника качеств (так называемая постановка глаза, развитие твердости руки). Сюда входят также помимо способности «цельно видеть» умение наблюдать и запоминать увиденное, острота и точность глазомера и др.

Учебные задания располагаются в порядке постепенного усложнения — от простейших упражнений до изображения человека как наиболее сложной и разнообразной по форме натуры. Законченность рисунка обуславливается поставленной учебной задачей. Особое внимание обращается на уровень усвоения учащимися получаемых знаний и навыков и закрепление их в последующих заданиях.

Наряду с длительными постановками полезно выполнять и краткосрочные учебные рисунки (зарисовки и наброски), так как они обостряют восприятие, развивают наблюдательность и зрительную память учащихся.

Выпускник школы должен владеть материалами и техникой рисунка, уметь анализировать свой рисунок в процессе работы, сравнивая его с другими работами. Следует учитывать, что в связи с индивидуальными способностями учащихся результативность в усвоении учебного материала может быть различной. Полезными в данном случае могут быть специальные задания и упражнения, выполняемые индивидуально.

Живопись

Первоочередной задачей курса «ЖИВОПИСЬ» является развитие у учащихся способности видеть и изображать форму во всем многообразии ее цветосветовых отношений. Основным принципом обучения является нераздельность процесса работы над цветом и формой. Учащиеся должны усвоить, что решение колористических задач не может проходить в отрыве от изучения формы. Во время прохождения курса преподаватель знакомит учащихся с живописными материалами и их техническими свойствами (краски, бумага, кисти и пр.), а также дает учащимся необходимые сведения о цвете в воздушной среде, взаимодействии цветов, рефлексе, холодных и теплых цветах, сближенности и контрастности цветов, спектре и дополнительных цветах.

В процессе обучения ученик должен научиться видеть и передавать цветовые отношения сначала в их простейшем локальном состоянии — на плоских формах. Затем на простых цветовых объемах с учетом теплых и холодных цветов. Далее на более сложных формах и с более сложными цветовыми отношениями и рефлексами и, наконец, в условиях пространственно-воздушной среды — как в закрытом помещении, так и под открытым небом во время летней учебной практики.

Все сведения даются в процессе практической работы над постановкой, а также при разборе и обсуждении произведений классиков и современных художников.

Работа выполняется на бумаге акварельными красками. В первом классе (I и II четверти) размер листа 1/4, затем — 1/2.

Композиция

Основная задача курса «КОМПОЗИЦИЯ» — дать учащимся понятие об основных элементах композиции, без которых невозможен грамотный и сознательный подход к творчеству, развить их образное мышление и тонкий эстетический вкус.

На примере анализа произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства педагог демонстрирует ученикам различные подходы к решению композиции в разных видах искусств, дает понятие о единстве формы и содержания, в котором первичной является идея, а композиция — средство ее выражения.

Полезно при этом проводить аналогию с другими видами искусств (театром, музыкой) и литературой. Изучение элементов композиции не предлагает готовых решений, а лишь помогает учащимся более грамотно пользоваться в самостоятельной работе средствами изобразительного искусства. Дальнейший ход обучения должен идти по линии углубления и расширения знаний основ композиции в процессе выполнения учащимися упражнений и практических работ.

Скульптура

Курс «СКУЛЬПТУРА» ставит своей задачей развивать у учащихся объемно-пространственное мышление и чувство формы (ее конструктивные и индивидуальные особенности), а также научить их мыслить пластическими образами.

За период обучения учащиеся приобретают элементарные навыки в работе с пластическими материалами (пластилин, глина), инструментами, скульптурным станком, они учатся лепить на основе наблюдения с натуры и по памяти, изучают характер и пропорции предметов, животных и человека, приучаются передавать свои творческие замыслы в пластическом материале.

Работая с учащимися над программными заданиями, педагог объясняет и наглядно показывает им принципы построения фигур животных и птиц, позднее — человека (используя также проволочный каркас), сосредоточивает внимание учеников на главном, характерном. Наряду с работой над классными постановками учащиеся выполняют собственные композиции на различные темы (анималистического и растительно-орнаментального  характера, исторические и сказочные, из литературных произведений и др.). Размер работ по высоте не должен превышать 15-25 см.

Для лучшего усвоения учебного материала целесообразно повторять некоторые задания в последующих классах, постепенно их усложняя. Для закрепления полученных знаний и навыков на последнем, четвертом году обучения выполняется итоговое задание.

Пленэр

Термин «пленэр» в переводе с французского обозначает «открытый воздух». Пленэр — это живописная техника изображения объектов при естественном свете и в естественных, природных условиях.

Пленэр очищает, оживляет палитру художника, учит его благородным гармониям и естественным, природным сочетаниям цветов, развивает его зрительную память, формирует хороший вкус. Практика пленэра заставляет художника работать четко, ловко, без промедления, ухватывая главное в быстро меняющихся состояниях природы, требует от него накопления этих впечатлений в памяти, чтобы как инструмент ремесленника извлекать их из нее по мере необходимости.

Учебная практика — пленэр — является частью процесса обучения в детской художественной школе, его необходимым дополнением. Она проводится обычно после годовых просмотров, в начале лета, и является продолжением классных учебных занятий по рисунку, живописи и композиции.

Во время пленэра учащиеся собирают материал для работы над композицией, изучают объекты живой природы, особенности работы над пейзажем, познают способы передачи большого пространства, движущейся и постоянно меняющейся натуры, закона линейной перспективы, равновесия, плановости. На пленэре учащиеся изображают архитектурные мотивы, городские и сельские пейзажи и т. п. При этом длительные задания чередуются с краткосрочными, живописные работы — с работами по рисунку. Только внимательная работа с натурой, начатая в школьных классах и продолженная в пленэрной практике, создает для учащихся крепкий фундамент свободного художественного творчества высокого качества.

В Детской художественной школе имени В. А. Серова работают младшие подготовительные группы, в которых дети начинают учиться основам изобразительной грамоты с 6-летнего возраста. Задача художника-педагога — не просто способствовать навыку рисования у маленького ребенка, но суметь привить ему задатки художественной грамоты, сохранив при этом его индивидуальный взгляд на мир и яркое восприятие жизни.

Путем разнообразных заданий по живописи, рисунку, композиции и лепке преподаватели школы развивают в маленьких детях посредством творческой практики объемно-пространственное и декоративное мышление, прививают хороший вкус, учат чувствовать цвет, понимать его тонкость и значение.

На этих уроках дети учатся измерять пропорции фигур, узнают значение штриха, мазка и фактуры. Это пригодится им в дальнейшей художественной практике, так как большинство детей, занимающихся в подготовительных группах, поступают затем в первый класс художественной школы заранее подготовленными, внутренне собранными и сосредоточенными на искусстве.

Занятия композицией в этом возрасте являются одними из главных, так как именно они более остальных формируют аналитическое и образно-пропорциональное мышление ребенка дошкольного возраста.

Эти занятия углубляют пространство его внутреннего мира, в который вмещается уже много больше добрых и полезных знаний. Поэтому возможность обучения основам изобразительного искусства в раннем возрасте есть важнейшая и ценнейшая часть полноценного развития личности ребенка.